Послесловие

 

Постройка эскадренных миноносцев типа "Лейтенант Бураков" могла быть оправдана только войной. Эта серия стала самым много­численным заграничным заказом в истории рус­ского броненосного флота.

Устаревающий (для "Форелей") и устарев­ший (для "Бураковых") проект был тем не ме­нее качественно и добротно реализован фран­цузскими судостроителями. Об этом наглядно и зримо говорит их двадцатилетняя (в среднем) служба в составе русского флота. В то же вре­мя для них оказалось характерным большое ко­личество мелких и второстепенных заводских "недоработок", требовавших от команд долгого и тщательного "осмотра в отсеках".

Деньги, потраченные на строительство "Бураковых", могли быть потрачены "с пользой" только в случае участия их в войне с Японией. С момента принятия российским пра­вительством принципиального решения о зак­лючении Портсмутского мира дальнейшее стро­ительство этих 340-тонных миноносцев стало бессмысленным. Вся дальнейшая "эпопея" при­вела только к огромным денежным тратам, ито­гом которых оказалось лишь наличие в соста­ве послевоенного русского флота (1906-1914 годы) большого числа устаревших ещё при по­стройке кораблей. Даже серия "добровольцев" (построенных на добровольные пожертвования эсминцев), имевшая резко увеличенное, по срав­нению с предшественниками, вооружение и во­доизмещение (500-700 тонн) только улучшила, но не исправила положение.

По-настоящему современные и качествен­ные эсминцы "Новики" русские судостроители сумели создать слишком поздно. Не построен­ные к началу войны, эти хорошие для своего вре­мени корабли не успели изменить для России ход войны на море, ставшей гибельной для цариз­ма. Безнадежно устаревшая система управления не позволила ему реализовать огромнейшие по­тенциальные возможности, заложенные в Рос­сийском государстве, и привела к чудовищной катастрофе 1917 года.