Глава I. Французский флот в 1918-1939 гг.
Окончание первой мировой войны Франция встретила как победительница. Однако в высших кругах хорошо понимали, насколько тяжелым было положение ее военно-морских сил. Флот, еще каких-то четверть века назад претендовавший на второе место в мире, полностью утратил былое могущество. Все основные кораблестроительные программы были сорваны, за четыре предыдущих года флот пополнялся новыми кораблями крайне скудно, война вызвала неизбежные потери, а из сохранившихся кораблей многие устарели. Наиболее красноречиво ситуацию характеризуют следующие цифры: если в 1914 году общее водоизмещение боевых кораблей французского флота составляло 690 тыс. тонн, то в 1920 году - всего 485 тыс. тонн.
Наиболее плачевно обстояло положение в миноносных силах. В 1914 году Франция располагала 35 эсминцами и 180 миноносцами, хотя боевая ценность последних была ничтожной. За годы войны перегруженная армейскими заказами промышленность смогла достроить всего два (!) боевых корабля данного класса. Ситуация с эсминцами была настолько критической, что в 1916 году французское правительство обратилось к Японии с просьбой о поставке эскадренных миноносцев типа "Араб", практически без изменений повторявших японский тип "Каба". К моменту окончания войны в составе флота оставался 31 относительно современный эсминец.
Основная масса кораблей (15 единиц) принадлежала к так называемому "800-тонному" типу. Имея нормальное водоизмещение от 700 до 850 тонн, они вооружались двумя 100-мм орудиями системы Канэ образца 1893 года, четырьмя 65-мм орудиями и двумя двухтрубными 450-мм торпедными аппаратами, располагавшимися побортно. Их скорость и в лучшие годы редко переваливала за 30-узловой рубеж, а теперь из-за изношенных механизмов едва-едва достигала 25 узлов. Четверка более крупных (930/1250 т) эсминцев типа "Авантюрье", строившихся по заказу Аргентины и реквизированных с началом войны, несла четыре 100-мм орудия и столько же 450-мм торпедных аппаратов, но страдала от многочисленных дефектов энергетической установки. В 1920 году их максимальная скорость составляла всего 22 узла. Наконец, эскадренные миноносцы японской постройки имели водоизмещение около 700 т, вооружение из одного 120-мм, трех 76-мм, одного зенитного 76-мм орудия и двух двухтрубных 450-мм торпедных аппаратов. Наиболее неоднозначной оценки заслуживает их силовая установка, состоявшая из трех паровых машин тройного расширения. С одной стороны, для конца второго десятилетия XX века она выглядела явным анахронизмом, с другой, японские машины показали себя более простыми в эксплуатации и надежными, чем турбины кораблей французской постройки.
Между тем, эскадренный миноносец в ходе первой мировой войны превратился в мощный боевой корабль, имеющий весьма разнообразные задачи. Наиболее планомерно этот тип корабля развивался в британском флоте, где из тактико-технических элементов эсминцев последовательно выделялись сильная артиллерия, высокая скорость и хорошие мореходные качества. Венцом развития британских эскадренных миноносцев в военные годы стали корабли типа "V/W", имевшие водоизмещение порядка 1100 т, вооруженные четырьмя 102-мм или даже 120-мм орудиями и шестью 533-мм торпедными аппаратами, уверенно развивавшие при этом 34-узловую скорость. В дополнение к 66 эсминцам данного типа, англичане ввели в строй 13 лидеров, отличавшихся увеличенным до 1500 т водоизмещением, чуть большей скоростью и наличием пятого орудия главного калибра. О превосходных качествах этих кораблей командование французского флота было осведомлено благодаря обстоятельным донесениям капитана 1 ранга Вандье — французского наблюдателя и представителя при Гранд Флите.
Становилось совершенно очевидным, что французские эскадренные миноносцы к началу 20-х годов по всем параметрам проигрывали зарубежным собратьям. Небольшое водоизмещение заведомо не позволяло удовлетворить возросшие требования к мореходности, калибр артиллерии и торпед сильно отставал как от союзников, так и от потенциальных противников, делая вооружение откровенно слабым, а скорость, которой некогда славились французские миноносцы, не выдерживала никакой критики. Для исправления положения в 1919 году возникла идея закупки в Англии двух эсминцев типа "W" ("Уишарт"и "Уитч"), но не осуществленная из-за отсутствия финансов.
Но все же, несмотря на столь слабые стартовые позиции, в промежутке между двумя мировыми войнами французские торпедные силы совершили гигантский скачок вперед. Если к концу первой мировой войны в составе флота не было ни одного эскадренного миноносца, соответствующего современному уровню, то во вторую мировую Франция вошла, не имея ни одного эсминца или миноносца, чей возраст превышал бы 13 лет.
Первым шагом на пути обновления французских торпедных сил стала достройка эскадренного миноносца "Ансень Габоль". Этот корабль был заложен еще в 1913 году как 850-тонный эсминец типа "Ансень Ру". После начала боевых действий его строительство было заморожено и возобновлено лишь в 1919 году по измененному "экспериментальному" проекту. Во-первых, было усилено вооружение. Изменение архитектуры позволило разместить на корабле три 100-мм орудия, причем два носовых устанавливалась по линейно-возвышенной схеме. Орудия оставались прежними, образца 1893 года — более современных подходящего калибра в то время просто не имелось. Зато торпедное вооружение было обновлено благодаря принятию на вооружение 550-мм торпеды — более мощной не располагал ни один флот в мире, за исключением японского. Во-вторых, впервые во французской практике в качестве главных механизмов эсминца выступали два турбозубчатых агрегата Парсонса. В 1921 году "Ансень Габоль" был. спущен на воду и два года спустя вошел в строй. Тем не менее, в качестве прототипа для новых проектов он явно не годился.
В свете этого ценным приобретением стали полученные по репарациям германские и австро-венгерские миноносцы. В состав французского флота вошло 11 таких кораблей: два типа "Ражо деля Туш", четыре типа "Шастань", оказавшиеся в единичных экземплярах "Буйно", "Пьер Дюран", "Амираль Сенэ" и "Мателот Леблан". Изучение их конструкционных и эксплуатационных характеристик стало настоящей школой для французских кораблестроителей и моряков. На них произвели впечатление надежные силовые установки, превосходная артиллерия, совершенные приборы управления огнем. Несмотря на довольно низкий надводный борт, мореходность немецких миноносцев оказалась хорошей. В качестве недостатков французы отмечали плохие условия обитаемости и стальные трубопроводы забортных систем (решение, характерное для всех немецких кораблей военной постройки и вызванное острым дефицитом цветных металлов). Тем не менее, французские моряки считали трофеи ценным приобретением, и не будет особым преувеличением сказать, что в первой половине 20-х годов они стали основой торпедных сил флота.
Важнейшим толчком к развитию французских легких сил стала Вашингтонская конференция, изменившая всю военно-морскую политику Франции. Согласно подписанному договору, Франции отводилось 655 тыс. тонн для боевых кораблей и 150 тыс. тонн на вспомогательные корабли и суда, и она соглашалась на паритет с Италией по тоннажу крупных надводных кораблей. Таким образом, Италия выходила на роль главного потенциального противника, а основным театром возможной войны становилось Средиземное море.
В апреле 1922 года французское правительство приняло решение об обновлении корабельного состава флота. Разгоревшиеся дискуссии относительно его будущего облика касались и минных сил. На них возлагались три основные задачи:
а) ведение разведки;
б) охранение (прежде всего, противолодочное) главных сил флота и
с) активные действия против главных сил вражеского флота.
Решение данных задач требовало от кораблей высокой скорости, большого радиуса действия и мощного артиллерийского вооружения, чтобы обеспечить превосходство над неприятельскими эсминцами. В то же время третий пункт предусматривал наличие сильного торпедного вооружения. Поскольку французские моряки не верили в возможность быстрой перезарядки торпедных аппаратов в условиях боя (нужно отметить, что данное мнение не разделялось только японцами), единственным путем могло быть увеличение общего числа торпедных труб. Наконец, опыт войны говорил, что для повышения эффективности торпедных атак необходимо обеспечить эсминцам возможность быстрого поднятия паров. Немаловажное значение придавалось прочности корпуса, особенно форштевня и носовой части, чтобы обеспечить возможность таранить неприятельские подводные лодки. В совокупности это вело к значительному росту водоизмещения. Итогом обсуждения стало принятие программы, предусматривающей строительство двенадцати эскадренных миноносцев водоизмещением 1500 тонн и шести контр-миноносцев или лидеров водоизмещением 2100 тонн.
Официально во французском военно-морском флоте существовало два класса торпедных кораблей: контр-миноносцы и миноносцы. Однако даже в официальных документах такое деление соблюдалось не всегда. В литературе корабли обычно подразделяются на три подкласса:
a) лидеры или контр-миноносцы (Contre-torpilleurs);
b) эскадренные миноносцы (Torpilleurs d'escadre или просто Torpilleurs);
c) миноносцы (соответственно Torpilleurs или Torpilleurs legere).
Данное деление в наибольшей степени отражает различия в тактико-технических характеристиках кораблей и будет использоваться в дальнейшем на страницах данной работы.
Все работы над проектами новых кораблей — вплоть до мельчайших деталей — были сосредоточены в Техническом отделе (полное наименование - Service Technique des Constructions et Armes Navales) морского министерства. В отличие от своих британских коллег, французские специалисты не считали нужным обращаться к опыту частных компаний. Исключение делалось лишь для силовых установок.
Первый послевоенный проект эскадренного миноносца (о лидерах будет сказано ниже) был предложен еще в апреле 1920 года и представлял собой корабль нормальным водоизмещением 1350 тонн, вооруженный четырьмя 100-мм пушками и имевший 33-узловую скорость. Однако зарубежные аналоги уже адаптировались под 120-мм артиллерию, и приняли решение об увеличении главного калибра. Техническим отделом было предложено разработать новое 120-мм орудие, однако Морской Генеральный штаб (Etat-Major General) принял доктрину, согласно которой французские эсминцы должны были обладать превосходством в артиллерии над кораблями вероятного противника. В качестве орудий главного калибра для новых эсминцев и лидеров было принято 130-мм орудие М1919. По весу снаряда (34,85 кг для фугасного и 32 кг для бронебойного) и дальности стрельбы (18900 м) они превосходили все иностранные артиллерийские системы, стоявшие на кораблях данного класса. Платить за это пришлось пониженной скорострельностью, что особенно сильно критиковалось англичанами (они испытывали 130-мм орудия на лидере "Кэмпенфелт" и отказались от их использования именно по этой причине). Те справедливо полагали, что миноносцы применяют артиллерию главным образом в скоротечных столкновениях на небольших дистанциях, где высокая скорострельность является более предпочтительной. В оправдание французской концепции можно заметить, что их корабли создавались для Средиземного моря, где были лучше погодные условия, а следовательно и больше дистанции возможных поединков.
В начале 1922 года утвердили проект 1500-тонного эскадренного миноносца (тип "Бурраск"). При его разработке явно был учтен британский опыт — по компоновке французские корабли практически повторяют английские эсминцы типа "V/W". Не имея опыта эксплуатации турбин с зубчатой передачей, французы установили на корабли первой серии ТЗА сразу трех типов: "Парсонс", "Рато-Бретань" и "Золли". В целом проект соответствовал требованиям времени, поэтому в период с 1923 по 1931 год было построено 26 единиц в двух немного различающихся сериях.
Гораздо динамичнее развивался класс лидеров. Толчком к их появлению во многом послужило резкое усиление торпедных сил итальянского флота. За годы первой мировой войны в Италии построили 20 эсминцев стандартным водоизмещением порядка 650 т в трех слегка различающихся сериях и 9 более крупных кораблей типов "Аквила'', ' 'Карло Мирабелло" и " Чезаре Росарол" водоизмещением более 1000 т, официально классифицировавшихся как "разведчики" (exploraton). По окончании войны темпы строительства не были снижены и в начале 20-х годов в строй вступили 6 эсминцев типа "Генерале", 4 типа "Палестро"и 4 типа "Куртатоне". В 1924 г. в Италии были построены три лидера типа "Леоне"полным водоизмещением более 2000 т, со скоростью 33,5 узла и вооруженные восемью 120-мм орудиями.
Так как флот самой Франции не имел современных крейсеров, а новое строительство ограничивалось Вашингтонским договором, то борьбу с итальянскими эсминцами пришлось возложить на промежуточный класс - лидеров. При их проектировании учитывался опыт британских лидеров флотилий эсминцев (типов "Свифт", "Лайтфут"), итальянских "разведчиков" и немецких "суперэсминцев".
Сравнение основных ТТД французских эсминцев начала 20-х годов с зарубежными аналогами
Тип Страна, год |
"Ансенъ Габоль" Франция, 1923 |
"Ансенъ Ру" Франция, 1916 |
"Вэмпайр" Англия, 1918 |
"Клемсон" США, 1918 |
"Дж. ла Маса" Италия, 1917 |
Водоизмещение, т |
~ 950 |
850 |
1100 |
1190 |
650 |
Мощность, л.с. |
20000 |
17000 |
27000 |
27000 |
15500 |
Скорость, уз |
33 |
30 |
34 |
35 |
30 |
Артиллерия |
3х100-мм, 1х75-мм зен. |
2х100-мм, 4х65-мм |
4х102-мм, 1х76-мм зен. |
4х102-мм, 1х76-мм зен. |
4х102-мм, 2х40-мм зен. |
Торпеды |
2х2-550-мм |
2х2-450-мм |
2х3-533-мм |
4х3-533-мм |
2х2-450-мм |
*Обращаем внимание, что в данной работе водоизмещение кораблей приводится в "английских" или "длинных" тоннах (1 т = 1016 кг). Это сделано для удобства сравнения с кораблями других наций. Во французской литературе принято давать водоизмещение в метрических тоннах, что порой вызывает разночтения. Однако в разделе, посвященном описанию вооружения французских эсминцев, веса указываются в килограммах и метрических тоннах
Необходимо отметить, что идея разработки больших эсминцев была высказана французским Морским Генеральным штабом еще в 1913 году. Тогда работы были прекращены из-за войны. В сентябре 1917 г. появилось техническое задание на крупный эскадренный миноносец, для которого оговаривались следующие характеристики: скорость 35 уз, дальность плавания 3500 миль, вооружение из четырех 140-мм орудий и шести торпедных аппаратов. В апреле 1920 г., одновременно с первым проектом 1500-тонного эсминца, был представлен проект лидера водоизмещением 1780 т, оснащенного турбинами с зубчатой передачей мощностью 42500 л.с., обладающего скоростью 32 уз. Вооружение должно было состоять из пяти 100-мм орудий (два на носу, два в корме, одно в центральной части) и шести торпедных аппаратов. Вышеперечисленные параметры наглядно демонстрируют, насколько далеко воплотившийся в металле проект ушел от своих предшественников.
Работы над проектом велись под руководством М. Гаррета. Несомненное влияние на разработку оказало изучение характеристик трофейного эсминца "Амираль Сенэ" — бывшего германского "S 113", проведенное специальной комиссией под руководством инженера М. Паоли. Немецкий суперэсминец помог французским конструкторам преодолеть своеобразный психологический барьер, в итоге созданный ими корабль почти на тысячу тонн превосходил современные зарубежные эскадренные миноносцы.
Шесть лидеров типа "Ягуар" заложили между августом 1922 и сентябрем 1923 года, и они стали родоначальниками особой линии в развитии легких торпедный кораблей, не имеющей прямых аналогов в мировой практике. Французский флот вел их строительство вплоть до начала второй мировой войны. Всего было построено 32 единицы, причем каждая следующая серия создавалась на основе предыдущей. Можно без преувеличения сказать, что в 30-е годы лидеры стали своего рода "визитной карточкой", "лицом" французского флота — такой, какой для германского флота были подводные лодки VII серии или для американского авианосцы класса "Эссекс".
По мнению видного французского исследователя Анри Ле Массона, все контр-миноносцы (за исключением, возможно, последней серии) имели следующие характерные особенности:
1. Водоизмещение — сравнительно большое, но не позволяющее дать кораблям характеристики легких крейсеров, функции которых они зачастую должны были выполнять.
2. Мощная и надежная энергетическая установка.
3. Высокая "боевая" скорость.
4. Хорошая маневренность и управляемость.
5. Мощное артиллерийское вооружение, явно преобладающее над торпедным.
6. Удовлетворительная обитаемость.
7. Отсутствие броневой защиты.
8. Ограниченная дальность плавания.
Хотя контр-миноносцы первой серии произвели благоприятное впечатление на ходовых испытаниях, французы не считали их особенно удачными кораблями. Основным недостатком считалась их относительная недовооруженность — превосходя эсминцы той же программы по водоизмещению на 1000 тонн, они несли всего на одно 130-мм и одно 75-мм орудие больше, при равном торпедном вооружении. Адмиралы требовали усилить артиллерию.
В 1923 г. шефом секции легких кораблей в Техническом отделе становится инженер-генерал М. Антонэ, с именем которого связано окончательное становление французского лидера как класса. Он предложил использовать в качестве артиллерии главного калибра для следующей серии контр-миноносцев новые 138-мм орудия. Нужно отметить, что подобное решение лежало в русле французской доктрины огневого превосходства. Так появился 2400-тонный проект, воплотивший в себя классические черты французского лидера. В течение восьми лет по нему было построено 18 единиц. Их внешней отличительной особенностью стал силуэт — четыре трубы, установленные попарно. Уже в то время это выглядело явным анахронизмом, а кроме того, облегчало противнику проблему опознавания, поскольку в европейских флотах подобного силуэта не имел ни один корабль.
Дальнейший прогресс в развитии лидеров шел по пути совершенствования вооружения и энергетики. Если на заказанных в 1925-1926 гг. шести кораблях типа "Бизон" устанавливались орудия образца 1923 года, основным недостатком которых была низкая скорострельность, то на следующей серии был учтен опыт противника. Новое орудие образца 1927 года разрабатывалось на основе 150-мм орудий трофейного германского эсминца "S 113" и имело затвор горизонтально-скользящего типа и автоматический пружинный досылатель, что обеспечивало вдвое большую скорострельность. Позже появились более мощные модели 1929 и 1934 годов с увеличенной длиной ствола и силовыми приводами наведения. Интересной особенностью французских лидеров были кольцеобразные "поручневые" лотки у орудий главного калибра, на которые укладывались снаряды. Это существенно облегчало труд заражающих. Кроме того, для всех "пятиорудийных" контр-миноносцев было характерно близкое расположение носовой и кормовой пар артустановок. Можно предположить, что их расчетам на небольших орудийных площадках было несколько тесновато. Но в целом, по мощи артиллерии среди эскадренных миноносцев других стран французским лидерам не было равных, по крайней мере, до появления германских "нарвиков" с их 150-мм орудиями.
Параллельно с артиллерией, улучшались энергетические установки французских лидеров. Уже на "Бизоне" рабочее давление пара было поднято до 20 атм., по сравнению с 18 атм. у кораблей первой серии, что позволило обойтись четырьмя котлами вместо пяти. Два лидера программы 1927 года — "Милан" и "Эпервье" — получили котлы с пароперегревателями, рабочее давление в которых достигало 27 атм. Наконец, на последней довоенной серии были применены высоконапорные котлы системы "Индрэ", позволявшие, к примеру, поднять пары для повышения скорости с 14 до 35 узлов в течение 5-7 минут. Что же касается турбин, то после многолетних опытов лучшим был признан тип "Рато-Бретань". Французские лидеры показали себя прекрасными ходоками - на испытаниях многие перешагнули за 40-узловую отметку. Дальность плавания считалась достаточной для Средиземного моря, но в целом уступала аналогичным показателям менее крупных британских эсминцев. В целом силовые установки лидеров показали себя вполне надежными и удобными в эксплуатации.
Вершиной развития французских лидеров стали, безусловно, корабли типа "Фантаск". Увеличение огневой мощи сочеталось в них с исключительно высокой, даже по сравнению с другими представителями семейства контр-миноносцев, скоростью хода и современным внешним видом. Рекорд скорости в 45,02 узла, поставленный "Ле Терриблем" — одним из шести кораблей этого типа, не побит и по сей день. По огневой мощи "фантаски" оказались лучшими среди французских лидеров. Примененные на них новые 138-мм орудия образца 1929 г. с длиной ствола 45 калибров и полуавтоматическим затвором обеспечивали неплохую для такого калибра скорострельность и впечатляющую дальность стрельбы. Их 40-кг снаряды пробивали броню основного вероятного противника — итальянских легких крейсеров — на всех реальных дистанциях боя. Четырем из шести "фантасков" посчастливилось пережить вишистский период истории французского флота, и на завершающем этапе войны своими превосходными боевыми качествами они снискали заслуженное уважение союзников.
Вслед за этим в строительстве контр-миноносцев наступил довольно длительный перерыв. Следующие корабли заложили лишь в 1934 г. и они стали последними представителями своего класса, вошедшими в состав флота до начала второй мировой войны. "Могадор"ы "Вольта "являли собой очередной скачок размеров и огневой мощи. Число орудий главного калибра увеличилось с пяти до восьми, причем размещались они в закрытых двухорудийных башнях, по две в носу и корме. Правда, как и немало других нововведений, башенные установки проявили себя как чрезвычайно капризные и ненадежные, обеспечивали едва ли половину проектной скорострельности и развивали меньшую, чем у своих удачных предшественников, плотность огня. К тому же, их так и не довелось по-настоящему опробовать в бою.
В середине 30-х годов основные усилия конструкторов из секции легких сил Технического отдела вновь сосредоточились на традиционных эскадренных миноносцах. Новый проект разрабатывался в рамках программы создания современного флота. Основным назначением будущих кораблей должно было стать сопровождение быстроходных линкоров типа "Дюнкерк", строительство которых начиналось в то время. Образно выражаясь, эсминцы типа "Ле Арди" должны были отличаться от своих предшественников — "1500-тонников" примерно так же, как лидеры типа "Могадор"отличались от "четырехтрубников". Калибр артиллерии остался неизменным, но количественно она была усилена в 1,5 раза*. Орудия размещались в двухствольных башенных установках, обеспечивающих отличную скорострельность, но, как и на последних лидерах, оказавшихся очень капризными (что подтвердилось во время единственного боевого столкновения с участием этих кораблей). Состав и схема расположения торпедного вооружения повторяли последнюю серию 2400-тонных лидеров. Весьма многообещающе выглядела силовая установка с высоконапорными котлами "Сюраль-Пеноё".
К сожалению, от начала разработки проекта до его утверждения прошло более двух лет, затем еще столько же до закладки головного корабля. В итоге ни один из эсминцев не успел войти в строй к началу второй мировой войны. Дальнейшие обстоятельства сложились так, что "Ле Арди"та его "систершипы" не смогли реализовать свои боевые качества.
Примерно в это же время берет свое начало третья ветвь развития французских торпедных сил, обязанная своим появлением очередной конференции по ограничению морских вооружений. Принятый в 1930 году Лондонский морской договор касался, прежде всего, легких сил. Во-первых, он ограничивал общий тоннаж эскадренных миноносцев. Франции разрешалось к концу 1936 г. довести общий тоннаж лидеров и эсминцев до 135 тысяч тонн. Во-вторых, ограничивалось максимально допустимое водоизмещение отдельного корабля. Однако данные ограничения не касались кораблей водоизмещением менее 600 тонн, которые относились к судам береговой обороны. Тем самым был дан толчок к развитию особого класса — 600-тонных миноносцев.
Франция оказалась в числе немногих морских держав, не преминувших воспользоваться данным нововведением. По кораблестроительной программе 1930 г. заказали двенадцать миноносцев типа "Ля Мельпомен". Это были быстроходные торпедные корабли для действий в прибрежных водах. Они строились под наблюдением секции береговой обороны и впоследствии находились в подчинении военно-морских районов. Французские миноносцы были самыми маленькими среди кораблей аналогичного класса других стран (Италии, Германии, Японии). По сравнению с итальянскими аналогами, они имели примерно равное вооружение (основное отличие в торпедах — у итальянцев их было вдвое больше, но меньшего калибра), более мощные машины, были быстроходнее, но проигрывали по мореходности.
В целом мнение моряков о "600-тонниках" было скорее негативным — очевидно, в рамках ограниченного водоизмещения создать полноценную боевую единицу не представлялось возможным. Естественное желание улучшить сразу ряд характеристик кораблей привел к закономерному росту водоизмещения более чем в 1,5 раза. Как и закладывавшиеся в то же время лидеры и эсминцы, новые миноносцы должны были получить башенные установки главного калибра и высоконапорные котлы. Но быстрое поражение Франции и последовавшая оккупация части ее территории не позволили завершить строительство серии. Потерпели неудачу и все попытки немцев достроить их для своего флота.
Попытаемся дать общую оценку французским торпедным кораблям межвоенной постройки. Прежде всего, они плавно эволюционировали от серии к серии, что само по себе уникально. Для всех флотов мира того времени характерно появление серий, "выпадающих" из общей линии развития эскадренных миноносцев. Такими были британские "Трайблы", итальянские "Навигатори". японские "Хацухару". У французов же каждый последующий тип неизменно превосходил предыдущий.
Артиллерия французских эскадренных миноносцев была мощной, но имела два принципиальных недостатка: низкую скорострельность на " 1500-тонниках" и ненадежность башенных установок на типе "Ле Арди". Кроме того, имевшаяся система управления огнем не позволяла реализовать в бою основное преимущество 130-мм орудий — значительную дальнобойность. Заметным шагом вперед стал увеличенный до 550 мм калибр торпед, что позволило придать им более мощный боезаряд и повышенную дальность хода. Гораздо хуже обстояли дела с зенитным вооружением французских лидеров и эсминцев, хотя в принципе оно не уступало тем же англичанам.
Отсутствие в этих странах эффективных пикирующих бомбардировщиков и штурмовиков не заставило вовремя оснастить корабли мощными и скорострельными зенитными орудиями ближнего действия. Справедливости ради, надо отметить, что к началу войны большинство других флотов находилось не в лучшем положении. Для французского флота ситуация усугублялась полной зависимостью от армии в вопросах снабжения легкими автоматическими пушками. Необходимость значительного усиления средств ПВО была ярко продемонстрирована в ходе Норвежской кампании и эвакуации Дюнкерка, когда корабли несли жестокие потери под ударами немецких "штук".
Динамика строительства миноносных сил французского флота
Год |
Лидеры |
Эсминцы |
Миноносцы |
1926 |
4 |
4 |
- |
1927 |
2 |
5 |
- |
1928 |
- |
9 |
- |
1929 |
1 |
2 |
- |
1930 |
3 |
|
- |
1931 |
3 |
2 |
- |
1932 |
4 |
- |
- |
1933 |
4 |
- |
- |
1934 |
3 |
- |
- |
1935 |
4 |
- |
- |
1936 |
2 |
- |
4 |
1937 |
- |
- |
3 |
1938 |
- |
- |
5 |
1939 |
2 |
- |
- |
Не лучшим образом обстояли дела со средствами противолодочной обороны. Французы имели неплохие шумопеленгаторные станции, но не сумели создать активного гидролокатора, без которого невозможно вести эффективную борьбу с подводными лодками. Эсминцы несли небольшой запас глубинных бомб. За время войны им не удалось ни потопить, ни даже серьезно повредить ни одной подводной лодки противника.
Немаловажным фактом, весьма наглядно характеризующим "рейтинг" французских эсминцев, является ничтожно малое число зарубежных заказов. За два межвоенных десятилетия во Франции было построено всего три корабля данного класса: польские "Вихер"п "Бужа", а также югославский "Белград" (два однотипных были построены на югославских верфях при технической поддержке французских специалистов). Страна, которая в начале века была одним из мировых лидеров экспортного строительства миноносцев, сдала позиции своему основному конкуренту — Италии.
В итоге на 1 сентября 1939 г. в составе военно-морских сил Французской республики находилось 32 лидера, 26 эсминцев и 12 миноносцев или 70 боевых кораблей суммарным водоизмещением около 123,5 тыс. т. Качественно и количественно они соответствовали ставившимся перед ними задачам и в целом не уступали своим противникам по тактико-техническим характеристикам. Миноносный флот был очень молодым: из общего числа 20 единиц (29 %) вступили в строй менее 5 лет назад, 26 кораблей (37 %) имели возраст от 5 до 10 лет, и 24 корабля (34 %) были старше 10 лет. Правда, все французские эсминцы были построены до 1931 года, а в числе наиболее молодых оказались главным образом миноносцы.
Любопытно сравнить между собой миноносные силы вероятных противников — Франции и Италии. На первый взгляд, по общему числу эсминцев и миноносцев (127 единиц) и их суммарному тоннажу (около 137 тыс. т) превосходство на стороне итальянского флота. Однако значительную долю итальянского флота (68 ед.) составляли миноносцы, большинство из которых было построено еще в годы первой мировой войны или сразу после ее окончания. И, разумеется, итальянский флот ничего не мог противопоставить французским лидерам. Именно отменные боевые качества последних заставили итальянцев пойти на создание легких крейсеров типа "Аттилио Реголо ".
Строительство. Ежегодно французский парламент рассматривал предложения флота по новому строительству. По результатам рассмотрения принималась кораблестроительная программа и выделялись финансовые средства. В среднем ежегодный лимит военного кораблестроения равнялся 33000 т. После принятия годовой программы флот выдавал заказ на строительство, причем промежуток между этими событиями достигал порой нескольких лет. Следующие стадии — закладка (Mise sur cale) и спуск на воду (Lancement) — не отличались от общемировой практики. На испытания корабли выходили без вооружения! Ходовые испытания состояли из двух стадий. Сначала были восьмичасовые пробы, по результатам которых определялись средняя величина мощности силовой установки и скорости хода. Затем в течение часа корабль испытывался на полную скорость с полной форсировкой турбин. По окончании испытаний он передавался флоту для установки вооружения и, лишь завершив эту процедуру, включался в боевой состав флота. В справочном разделе данной работы под датой вступления в строй понимается дата окончания установки вооружения (Clapture d'armament), в связи с чем возможны расхождения с другими источниками.
Организация. Во французском флоте торпедные корабли сводились в однородные тактические соединения — дивизионы по три единицы в каждом: соответственно дивизионы лидеров (Divisione de contre-torpilleurs -DCT) и дивизионы эсминцев или миноносцев (Divisione de torpilleurs - DT). Командир дивизиона, как в британском флоте и в отличие от немецкого или японского, одновременно являлся командиром флагманского корабля. Дивизионы лидеров и эсминцев в произвольном количестве объединялись в эскадры, флагманскими кораблями которых обычно являлись легкие крейсера или лидеры. Миноносцы находились в подчинении командиров районов береговой обороны и обычно действовали подивизионно.
В качестве примера приведена организация торпедных сил французского флота на август 1939 года. В годы войны, в связи с потерями, состав дивизионов менялся, причем зачастую нарушалось правило однотипности кораблей в дивизионе. С началом боевых действий были сформированы 1-й ("Вобан", "Лион", "Эгль") и 11 -и ( "Бизон", "Милан", "Эпервье") дивизионы лидеров. Летом 1940 г. был сформирован 10-й дивизион эсминцев, в который свели все боеспособные корабли типа "Ле Арди"— к середине 1942 г. их число достигло пяти.
В составе Морских сил Свободной Франции эсминцы, в силу их малочисленности, вообще не сводились в отдельные тактические соединения, а входили в состав тех или иных соединений Королевского флота. В 1944 г. лидеры типа "Ле Фантаск"'были переклассифицированы в легкие крейсера, а их соединение соответственно в 10-й дивизион легких крейсеров (10е Division de croiseurs lugers).
Бортовые номера. До конца 30-х годов лидеры и эсминцы имели индивидуальные двух- или трехзначные бортовые номера, но примерно в июне 1939 г. была принята новая система. Теперь номера состояли из одной буквы ('X' — для лидеров, 'Т' — для эсминцев и миноносцев) и двух-трех цифр, из которых одна-две первых показывали номер дивизиона, а последняя номер корабля в дивизионе.
Вооружение. Артиллерия главного калибра большинства французских лидеров была представлена 138-мм орудиями. Данный калибр (если быть точным, он составлял 138,6 мм) являлся традиционным для французского флота, но на лидерах он применялся, начиная с типа "Бизон" программы 1925 года. Ввиду значительного веса как снарядов, так и зарядов, все орудия данного калибра имели раздельно-гильзовое заряжание, причем тип и размеры гильзы оставались неизменными с 1910 года (хотя вещество и вес метательного заряда могли быть разными). Трудно сказать, насколько эта дань стандартизации была полезной, поскольку почти в каждой новой модели орудий использовались собственные снаряды. Для 138-мм орудий применялись снаряды двух типов - полубронебойные и фугасные. Первые пробивали бортовую броню итальянских крейсеров на любых дистанциях боя.
Тактико-технические характеристики 138-мм орудий
Калибр, мм / длина ствола, клб |
138,6/40 |
138,6/40 |
138,6 / 45 |
Модель |
М1923 |
М1927 |
М1929 и М1934 |
Вес орудия с затвором, кг |
4100 |
|
4280/4650** |
Длина ствола, мм |
5544 |
5544 |
6927 |
Число нарезов |
|
|
42 |
Практическая скорострельность, выстр/мин |
5-6 |
8-10 |
8-10 |
Вес снаряда, кг * |
40,4 |
40,6 |
40,6 |
Вес заряда с гильзой, кг |
22 |
22 |
23,62 |
Вес заряда, кг |
9 |
9 |
12 |
Начальная скорость снаряда, м/с |
700 |
700 |
840 |
Дальность стрельбы, м / при угле возвышения |
19 000/ 35° |
16 600/ 28° |
20 000 / 30° |
Диапазон углов вертикального наведения |
-10... +35° |
-5... +28° |
-10... +30° |
Величина отката, см |
|
36 |
50 |
* Для полубронебойного снаряда.
** Для моделей М1929 /М1934.
Первыми на лидерах появились орудия образца 1923 г. (Model 1923) с длиной ствола 40 калибров. По единому мнению, это была неудачная артсистема. Основным недостатком было применение устаревшего винтового затвора, не позволявшего развивать скорострельность более 5-6 выстрелов в минуту. Для реализации значительной дальнобойности цапфы орудия располагались на высоте 1,5 м, чтобы обеспечить достаточный угол вертикальной наводки. Хотя в установке использовались пружинные снарядные прибойники, заряжание зарядной гильзы осуществлялось вручную, что сильно затрудняло стрельбу при малых углах возвышения, поскольку затвор находился на уровне плеч заряжающих.
Неудовлетворительные характеристики орудия M1923 вынудили конструкторов использовать опыт недавнего противника. Новые 138-мм орудия образца 1927 г. разрабатывались на основе 150-мм пушек германского суперэсминца "S ИЗ", ставшего французским "Амираль Сенэ". Основное отличие заключалось в применении горизонтально-скользящего клинового затвора полуавтоматического действия. Благодаря этому, техническая скорострельность орудия составила 12-15 выстрелов в минуту. Практическая была в полтора раза меньше, поскольку система подачи боезапаса из погребов не могла поддерживать столь высокий темп стрельбы. Начальная скорость слегка потяжелевшего снаряда осталась на прежнем уровне, но для удобства заряжания высота оси цапф была снижена до 1,25 м. В результате угол возвышения ограничился 28°, а дальность стрельбы снизилась до 16,6 км. Теперь стало сложнее производить заряжание при углах более +15°, хотя в орудии также использовался автоматический пружинный досылатель.
Успех модели М1927 побудил французских оружейников к разработке более мощного орудия. Так появились модели M1929 и M1934, которые стали лучшими артиллерийскими системами, устанавливавшимися на французские эсминцы в годы второй мировой войны. Обе системы были идентичными по баллистическим свойствам (один и тот же ствол и затвор), но отличались зарядным механизмом и установкой. Тип боеприпасов остался неизменным с предыдущей модели, но длина ствола была увеличена до 45 калибров. Общая длина орудия с затвором равнялась 7280 мм. Благодаря этому начальная скорость увеличилась с 700 до 800 м/с (для более легкого фугасного снаряда - даже до 840 м/с), а дальность стрельбы достигла 20 км. Еще одно отличие заключалось в увеличении веса метательного заряда с 9 до 12 кг, из-за чего общий вес снаряженной гильзы приблизился к 24 кг. Затвор не претерпел изменений по сравнению с моделью M1927. Автоматический пружинный досылатель, установленный непосредственно над стволом, позволял производить заряжание во всем диапазоне углов вертикального наведения, но заряды по-прежнему заряжались вручную.
На кораблях типа "Фантаск"устанавливались орудия M1929 в одноствольных открытых установках, прикрытых противоосколочными щитами. Общий вес установки составлял 11,6 т. Ее основным недостатком являлось отсутствие силового привода — вертикальное и горизонтальное наведение осуществлялось вручную. На лидерах "Могадор"и "Вольта"стоят двухствольные башенные установки M1934 массой по 34,6 т. В них уже обеспечивался силовой привод наведения: скорости горизонтальной и вертикальной наводки составляли 10 и 14° в секунду соответственно. К сожалению, ограниченный угол вертикального наведения не позволял использовать установку для зенитной стрельбы. Усовершенствованный механизм заряжания привел к увеличению массы орудия почти на 400 кг, но зарекомендовал себя как ненадежный в работе. Аналогичные недостатки имелись в системе подачи боезапаса. В результате вместо ожидаемых 14-15 выстрелов в минуту башни выдавали лишь 6-7. На кораблях типа "Клебер" предполагалось довести угол возвышения орудий до 35°, но война прервала работы над проектом.
Если 138-мм пушки были традиционными, то к калибру 130 мм французский флот впервые обратился при проектировании эскадренных миноносцев и лидеров программы 1922 года. Развитие 130-мм артиллерии в целом шло по пути, аналогичному описанному выше.
130-мм орудие М1919, устанавливавшееся на первые послевоенные лидеры и эсминцы, по конструкции было аналогично 138-мм орудию М1923 и повторяло практически все его достоинства и недостатки. Начало его разработки относится к периоду первой мировой войны, но активизировались работы после ее окончания, когда была поставлена задача обеспечения огневого превосходства французских эсминцев над зарубежными аналогами. Для новой установки применили раздельно-гильзовое заряжание и разработали два вида боеприпасов — полубронебойный и фугасный. Они имели одинаковые размеры, но отличались по массе (32 и 34,85 кг соответственно). Орудие имело хорошие баллистические характеристики: дальность стрельбы достигала почти 19 км, а на дистанции в 10 км полубронебойный снаряд пробивал 80-мм броню.
Правда, данные достоинства были скорее теоретическими, чем реальными. Применение устаревшего винтового затвора ограничивало практическую скорострельность 4-5 выстрелами в минуту, что для основного вооружения эсминцев было неудовлетворительной величиной. Опять же, как и в 138-мм орудии образца 1923 г., значительная дальность стрельбы достигалась за счет увеличения высоты оси цапф, что затрудняло заряжание при малых углах возвышения.
Тактико-технические характеристики 130-мм орудий
Калибр, мм / длина ствола, клб |
130/40 |
130/40 |
130/52 |
Модель |
М1919 |
M1924 |
М1930 |
Вес орудия с затвором, кг |
4050 |
3810 |
3810 |
Полный вес установки, кг |
12500- 12750 |
12700 |
32600 |
Длина ствола, мм |
5200 |
5200 |
5899 |
Практическая скорострельность, выстр/мин |
4-5 |
5-6 |
10-12 |
Заряжание |
раздельное |
раздельное |
унитарное |
Вес унитарного патрона, кг |
- |
- |
53 |
Вес снаряда, кг * |
32/34,85 |
32/34,85 |
32,1/33,4 |
Вес заряда с гильзой, кг |
17,5 |
17,5 |
- |
Вес заряда, кг |
7,7 |
7,7 |
8,76 |
Начальная скорость снаряда, м/с |
725 |
725 |
около 900 |
Дальность стрельбы, м / при угле возвышения |
18900/36° |
18700/35° |
20 800/45° |
Диапазон углов вертикального наведения |
-10... +36° |
-10... +35° |
-10... +30° |
Величина отката, см |
45 |
45 |
50 |
* Для полубронебойного/фугасного снаряда
Вторая серия эсминцев получила на вооружении усовершенствованные орудия модели M1924. Ствол был облегчен, но сохранил свои баллистические характеристики, как, к сожалению, и винтовой затвор. Однако благодаря применению пружинного досылателя, практическую скорострельность удалось немного повысить. Полный вес установки при этом не изменился. Тип боеприпасов также остался прежним, но из-за уменьшения максимального угла возвышения снизилась и максимальная дальность стрельбы.
Дальнейшее совершенствование 130-мм артиллерии опиралось на использовании германского опыта. В новых орудиях моделей M1930 и M1932 использовался скользящий затвор, скопированный с пушек немецких эсминцев. Оба орудия имели одинаковую баллистику и отличались зарядным механизмом, поскольку модель M1932 разрабатывалась в качестве универсальной для линкора ''Дюнкерк". Та же причина вызвала переход на унитарный патрон, позволяющий автоматизировать процесс заряжания. Весил такой патрон 53 кг, из чего следует, что ручное заряжание, да еще на неустойчивой палубе эсминца, практически исключалось. Для новых 130-мм пушек было разработано пять видов снарядов: два фугасных (массой 32,1 и 29,5 кг), два полубронебойных (массой 32,1 и 33,4 кг) и зенитный (на эсминцах не использовался). Живучесть ствола достигала 900 выстрелов - хороший результат.
Для эсминцев типа "Ле Арди" была разработана двухствольная башенная установка М1935. Она весила 32,6 т — немногим меньше 138-мм башенной установки "Могадора". Вертикальное наведение обеспечивалось в пределах -10...+30° и горизонтальное - примерно по 150° на каждый борт. Естественно, столь тяжелая установка имела силовой привод. Скорость вертикальной и горизонтальной наводки составляла соответственно 6 и 12° в секунду. Благодаря механизированному заряжанию скорострельность достигала 12 выстрелов в минуту, хотя автоматика оставалась еще "сырой" и имела склонность к отказам. Заряжание могло производиться во всем диапазоне углов вертикального наведения. Для последних четырех кораблей серии намечалось довести угол вертикального наведения до 35°, но затем решили вооружить их установками M1932, стоявшими на "Дюнкерке", лишь уменьшив толщину броневой защиты.
Прежде чем перейти к описанию зенитной артиллерии французских эсминцев, надо сказать о 100-мм орудии M1930, являвшемся главным вооружением 600-тонных миноносцев и планировавшемся к установке на корабли 1010-тонной серии. Оно разрабатывалось как универсальное, призванное заменить 90-мм зенитные орудия образца 1926 г., и в этом качестве стояло на тяжелом крейсере "Альжери" и линкоре "Ришелье" в двухствольных установках. Для 600-тонных миноносцев был разработан облегченный и упрощенный станок (по всей вероятности, он не получил собственного номера модели — обнаружить таковую не удалось). Угол вертикального наведения в нем ограничивался 35°, что исключало возможность использовать орудие для зенитной стрельбы. Дальность стрельбы при ограниченном угле возвышения составляла около 14,5 км. Орудие имело полуавтоматический скользящий затвор и пружинный досылатель, правда неизвестно, сохранился ли последний в упрощенной установке. На миноносцах типа "Ле Фьер" планировалось монтировать те же орудия, но в первоначальных двухствольных установках M1931 (по некоторым данным, могли быть разработаны новые, полностью закрытые). Эти корабли во французском флоте могли стать первыми, имеющими универсальную артиллерию главного калибра.
Первыми зенитными орудиями, стоявшими на межвоенных французских эсминцах, были 75-мм трех моделей: M1922, M1924 и M1927, слегка различавшихся между собой конструкцией станков. В основном, использовались последние. На самом деле это были обычные корабельные орудия периода первой мировой войны, приспособленные для ведения стрельбы на больших углах возвышения. К началу 30-х годов они уже считались совершенно устаревшими и не пригодными к борьбе с современными самолетами.
Очевидная бесполезность этих 75-мм орудий привела к тому, что к концу 1932 г. они исчезли с кораблей. Их место заняли 37-мм автоматы образца 1925 г. На самом деле, это были полуавтоматические пушки, существенно уступавшие по скорострельности современным зарубежным системам, имевшим обойменное питание, но тем не менее существенно превосходившие своих предшественниц. Довольно высокая начальная скорость позволяла вести эффективный огонь по самолетам на дистанциях до 3-5 км в зависимости от высоты полета. Однако в целом автоматы M1927 проигрывали шведскому 40-мм автомату "Бофорс", немецкому 37-мм SKC/30, советскому 37-мм 70-К, выступая примерно па равных с британским 2-фунтовым "пом-помом", созданным почти на 15 лет раньше (последний был менее дальнобойным, но на ближних дистанциях имел преимущество за счет более высокой плотности огня).
Для устранения основного недостатка модели M1927 - низкой скорострельности - французы первоначально пошли экстенсивным путем, объединив два ствола в одной установке. Так появился автомат модели М1933. От одинарной установки "спарка" отличалась иным диапазоном углов вертикальной наводки: -15. ..+85°. Расчет состоял из пяти человек: командира, вертикального и горизонтального наводчиков и трех заряжающих. Развитие этого автомата привело к созданию усовершенствованной модели M1935, в которой скорострельность довели до 170 выстрелов в минуту. К сожалению, даже установки M1933 не стали по-настоящему массовым вооружением эсминцев и лидеров, а М1935 поступали на флот в единичных экземплярах.
Ближнюю ПВО кораблей были призваны обеспечивать крупнокалиберные 13,2-мм пулеметы системы "Гочкиса" образца 1930 г. Это был один из основных образцов вооружения французской армии и флота, широко поставлялся на экспорт (Польше, Румынии, Японии и др.) и по своим характеристикам примерно соответствовал зарубежным аналогам. Питание пулемета производилось либо из жесткой металлический ленты (обоймы) на 15 патронов, либо из коробчатого магазина на 30 патронов. В морских условиях обычно использовалось магазинное питание.
Тактико-технические характеристики зенитного вооружения
Калибр, мм / длина ствола, клб |
100/45 |
75/50 |
37/50 |
13,2/76 |
Модель |
М1930 |
M1927 |
M1925 |
M1929 |
Вес орудия с затвором, кг |
1620 |
1070 |
300 |
33 |
Длина ствола, мм |
4500 |
3750 |
1850 |
1003 |
Вес унитарного патрона, кг |
24,2 |
12 |
|
|
Вес снаряда, кг |
14,95 |
5,93 |
0,725 |
52 г. |
Вес заряда, кг |
4,03 |
2,18 |
|
|
Начальная скорость снаряда, м/с |
785 |
850 |
850 |
800 |
Практическая скорострельность, выстр/мин |
10 |
8-15 |
30-42 |
180-200 |
Дальность стрельбы, м / при угле возвышения |
15 800/45° |
14 100/40° |
7 175/45° |
7200 / 45° |
Досягаемость по высоте, м / при угле возвышения |
- |
10000/90° |
|
4200 / 90° |
Диапазон углов вертикального наведения |
-10. ..+35° |
-10... +90° |
-10... +90° |
-10... +90° |
Тактико-технические характеристики торпед
Модель |
19V |
19D |
23DT |
Калибр, мм |
550 |
550 |
550 |
Вес, кг |
1385 |
1830 |
2018 |
Длина, мм |
6600 |
8200 |
8280 |
Вес боевой части, кг |
238 |
238 |
310 |
Тип двигателя |
керосиновый с подогревом |
керосиновый с подогревом |
спирто-воздушный |
Дальность хода, м / при скорости, уз |
2 000 / 43 4 000 / 35 |
6000 / 35 14 000 / 25 |
9 000 / 39 13000/35 |
На вооружение кораблей военно-морского флота пулемет поступал в одно, двух или четырехствольных установках. Наиболее распространенной была двухствольная установка R4 на тумбовом основании. Ее вес составлял около 400 кг. Установка обслуживалась расчетом из 2 человек — наводчиком и заряжающим. Четырехствольная зенитная установка HLP4 обладала значительной скорострельностью — до 800 выстрелов в минуту, однако по своим массогабаритным показателям (общий вес около 1200 кг) плохо подходила для оснащения эсминцев.
Стремительный прогресс авиации в 30-е годы быстро обесценил значение крупнокалиберных пулеметов. К концу десятилетия они уже не были способны эффективно бороться с самым главным противником — пикирующими бомбардировщиками и торпедоносцами. Несмотря на это, 13,2-мм "Гочкисы" продолжали занимать места на палубах французских кораблей. Причиной тому была элементарная нехватка легкого зенитного вооружения. Быстрое падение Франции не позволило произвести планируемое перевооружение на вполне удачный 25-мм автомат "Гочкиса" образца 1934 г., хотя в Японии он стал основным средством ближней ПВО. В годы войны на вооружение французских эсминцев, оставшихся под контролем правительства Виши, поступали 13,2-мм пулеметы "Браунинг" бельгийского производства, тогда как корабли, воевавшие на стороне союзников, вооружались 20-мм "Эрликонами", 40-мм "Бофорсами" и британскими 2-фунтовыми "пом-помами".
В целом и качественно, и количественно зенитное вооружение французских эсминцев оставалось слабым. Смертельная опасность, которую представляли для кораблей немецкие пикировщики, стала уже притчей во языцах, поэтому приведем другой пример. Наиболее мощно вооруженный в зенитном отношении французский лидер "Шевалье Поль'' был без особого труда потоплен всего пятью устаревшими торпедоносцами-бипланами "Суордфиш", при этом французам удалось сбить лишь один неприятельский самолет.
В области торпедного вооружения французский флот в межвоенный период занимал одно из ведущих мест. Еще в конце первой мировой войны французы пришли к выводу о необходимости увеличения калибра торпед. Начиная с 1919 г. на вооружение было принято четыре образца 550-мм торпед (один из них предназначался исключительно для подводных лодок). Более мощными не обладал ни один флот, за исключением японского. Наиболее совершенными были торпеды модели 23DT, появившиеся на кораблях примерно в 1925 году. На них был применен спирто-воздушный турбинный двигатель, а в боевых частях вместо пироксилина впервые использовался тринитротолуол. По дальности хода в европейских водах им не было равных. К сожалению, французам не довелось раскрыть потенциал своего мощного торпедного вооружения, зато взрывы собственных торпед стали причинами гибели двух кораблей: эсминца "Ла Рийо" к лидера "Майе Брезе ".