Глава III. Эскадренные миноносцы
1. Тип "Бурраск". (6 ед.)
Первые французские эскадренные миноносцы, спроектированные и построенные после окончания первой мировой войны. По компоновке практически повторяли британские эсминцы типа "V/W", однако обладали самой мощной артиллерией среди всех находившихся в строю или строившихся кораблей своего класса. В остальном проект ничем особенным не выделялся, кроме трехтрубного силуэта, что даже по меркам того времени выглядело уже анахронизмом. Двенадцать единиц было заказано частным верфям в течение 1922 года.
1500-тонный класс. Тип "Бурраск". (12 ед.)
(программа 1922 г.)
Корабль |
Строитель |
Заложен |
Спущен |
Введен в строй |
"Bourrasque " |
"А.Ш. де Франсэ" (Дюнкерк) |
12.11.23 |
5.8.25 |
23.9.26 |
"Cyclone" |
"Ф.Ш. де ля Мидетеррань" (Гавр) |
29.9.23 |
24.1.25 |
1.6.28 |
"Mistral" |
"Ф.Ш. де ля Мидетеррань" (Гавр) |
28.11.23 |
6.6.25 |
1.6.27 |
"Orage" |
"Ш. Наваль Франсез" (Кан) |
20.8.23 |
30.8.24 |
1.12.26 |
"Ouragan" |
"Ш. Наваль Франсез" (Кан) |
3.4.23 |
6.12.24 |
19.1.27 |
"Simoun" |
"А.Ш. де Сен-Назер-Пеноё" |
8.8.23 |
3.6.24 |
29.4.26 |
"Sirocco " |
"А.Ш. де Сен-Назер-Пеноё" |
3.1924 |
3.10.25 |
1.7.27 |
"Tempete" |
"Ансьен Ш. Дюбижон" (Нант) |
3.12.23 |
21.2.25 |
28.9.26 |
"Tornade" |
"Ш. Диль э Бакала" (Бордо) |
25.4.23 |
12.3.25 |
10.5.28 |
"Tramontane" |
"Ф.Ш, де ля Жиронда" (Бордо) |
6.1923 |
29.11.24 |
15.10.27 |
"Trombe" |
"Ф.Ш. де ля Жиронда" (Бордо) |
5.3.23 |
29.12.25 |
27.10.27 |
"Typhon" |
"Ф.Ш. де ля Жиронда" (Бордо) |
9.1923 |
22.5.24 |
27.6.28 |
Водоизмещение: стандартное 1298 "длинных" тонн (1319 метрических), полное 1968 т. Длина наибольшая 105,77 м, по ватерлинии 99,33 м; ширина 9,64 м, осадка 4,3 м.
Двухвальная силовая установка размещалась по линейной схеме и включала в себя три тонкотрубных котла "дю Темпль" с рабочим давлением пара около 17 атмосфер и два одноступенчатых турбозубчатых агрегата. До появления эсминцев данной серии французский флот имел небольшой опыт эксплуатации турбин, поэтому на них в качестве эксперимента применили три различных типа. На шести кораблях ("Бурраск", "Циклон", "Мистраль", "Симун", "Сироко", "Темпет") стояли ТЗА системы "Парсонс", на пяти ( "Ураган", "Торнад", "Трамонтан", "Тромб", "Тифон") системы "Золли", на "Ораж" системы "Рато-Бретань". Номинальная мощность механизмов составляла 33000 л.с. (в ряде источников - 31000 л.с.), что должно было обеспечивать скорость 33 уз. На испытаниях рекордной скоростью стали 34,5 узла, но у большинства кораблей серии она не превысила 33,5 уз, а "Ораж" во время восьмичасовых испытаний показал всего 32,57 уз. Однако в условиях службы эсминцы показали себя плохими ходоками — большинство кораблей редко развивало более 30 узлов.
Запас топлива составлял 335 т, что обеспечивало дальность плавания 2150 миль 14-узловым ходом.
Вооружение эсминцев при вступлении в строй состояло из четырех 130-мм орудий М1919, 75-мм зенитной пушки M1927, двух 8-мм пулеметов, двух трехтрубных 550-мм торпедных аппаратов. Корабли могли принимать на борт по 12 глубинных бомб массой 200 кг и несли два бомбомета для 100-кг глубинных бомб, однако не имели гидроакустического оборудования. Максимальный угол возвышения орудий главного калибра равнялся 36°, что обеспечивало дальности стрельбы свыше 18000 м, но увеличение веса заряда приводило к снижению скорострельности до 4-5 выстрелов в минуту, хотя, несомненно, было бы лучше увеличить скорострельность орудий эсминцев за счет дальнобойности.
Экипаж состоял из 7 офицеров и 131 матроса.
В апреле 1931 года 75-мм зенитные орудия были заменены двумя 37-мм автоматами, которые, хотя и не обладали столь же большой дальностью стрельбы, были гораздо скорострельнее. 8-мм пулеметы были заменены на 13,2-мм. Еще одна довоенная модернизация была связана с облегчением дымовых труб. Как показали первые недели войны, этого оказалось недостаточно, и мореходность эсминцев все еще оставляла желать лучшего, поэтому в декабре 1939 года было решено снять две торпедных трубы, а в январе 40-го и орудие № 3 (с кораблей, находившихся на Средиземноморье). Принятое решение, однако, не было популярно на флоте, и по требованию моряков от него отказались.
После падения Франции в июне 1940 г., на кораблях, находившихся в руках англичан ( "Мистраль"^ "Ураган") заменили вооружение, так как невозможно было снабжать их французскими боеприпасами. Были установлены четыре 120-мм орудия Mk.I (на штатные позиции), одна 12-фунтовая (76-мм) зенитная и три 20-мм автомата и снят один торпедный аппарат. На кораблях, оставшихся под контролем Франции, только слегка усиливалось зенитное вооружение. "Торнад", "Трамонтан'' и "Тифон", находившиеся в Северной Африке, получили один 25-мм автомат и два спаренных 13,2-мм пулемета, но только "Торнад" при этом полностью сохранил торпедное вооружение. "Трамонтан"остался с одним трехтрубным аппаратом, а на "Тифоне"осталось всего две торпедных трубы. Зато на всех сохранилось по четыре орудия. После вторжения союзников в Северную Африку в ноябре 1942 года "Симун" и "Темпет" присоединились к ним и в 1943 году получили современное зенитное вооружение, состоявшее из одного 40-мм и шести-восьми 20-мм автоматов вместо орудия № 3 и одного из торпедных аппаратов (если тот к тому времени не был снят). Однако "Симун" вскоре лишился торпед совсем, получив взамен дополнительные глубинные бомбы. "Тромб", захваченный в ноябре 1942 г. итальянцами в Тулоне, был возвращен Франции в ноябре следующего года и, вероятнее всего, сохранил первоначальный вид.
"Бурраск". Входил в состав 4-го дивизиона эсминцев (командир корабля и дивизиона капитан 2 ранга Фоке). Действовал в Ла-Манше и Северном море. Участвовал в эвакуации Дюнкерка. 30 мая 1940 г. во время перестрелки с германскими береговыми батареями в 5 милях севернее Нью-порта (район Остенде) подорвался на немецкой авиационной мине и затонул с 56 членами экипажа и большим числом эвакуируемых солдат.
"Циклон". Действовал в Атлантике и Ла-Манше в составе 6-го дивизиона эсминцев. Участвовал в эвакуации Дюнкерка в качестве флагманского корабля командира 2-й флотилии эсминцев капитана 1 ранга Ива Урвуа де Порт-зампарка. 16-17 мая 1940 г. обстреливал наступающие немецкие войска в устье р. Шельда. 29 мая вывез в Дувр 733 человека. Ночью 31 мая 1940 г. в районе Дюнкерка получил попадание торпеды с германского торпедного катера "S 24" и у него оторвало носовую часть. Отведен на ремонт в Брест, где 18 июня взорван в сухом доке при подходе немецких частей.
"Мистраль". Входил в состав 6-го дивизиона эсминцев, действовал в Атлантике, Ла-Манше и Северном море. Участвовал в эвакуации Дюнкерка. 29 мая 1940 г. атакован немецкими бомбардировщиками Ju-88 и поврежден в результате близкого разрыва авиабомбы. Уничтожено одно 130-мм орудие, возник пожар, погибло два матроса и командир корабля капитан 3 ранге Лавэн. Новым командиром назначен капитан 3 ранга де Тулуз-Лотрек, ранее командовавший эсминцем "Сироко ".
3 июля 1940 г. "Мистраль"захвачен англичанами в Плимуте. Использовался в качестве учебно-артиллерийского корабля до 1944 г., затем выведен в резерв в Хартлпуле. 25 августа 1945 г. переведен английским экипажем в Шербур, где возвращен французскому флоту. Исключен из состава флота 17 февраля 1950 г. и сдан на слом.
"Ораж". Входил в состав 4-го дивизиона эсминцев, действовал в Ла-Манше. 23 мая 1940 г. корабль вел обстрел частей 2-й танковой дивизии генерала Роммеля в районе Булони и был атакован немецкой авиацией. В 18.10 получил прямое попадание авиабомбы с пикирующего бомбардировщика Ju-87 из состава StG 2. Возник пожар, вскоре добравшийся до погребов боезапаса. Эсминец был оставлен экипажем и в 03.30 следующих суток затонул. Последним командиром корабля был капитан 3 ранга де Воблэн.
"Ураган". Входил в состав 4-го дивизиона эсминцев (командовал кораблем капитан 3 ранга Брюне), действовал в Северном море и Ла-Манше. В мае 1940 г. находился на ремонте в Бресте, из-за чего в эвакуации Дюнкерка не участвовал. В ходе эвакуации французских портов переведен в Портсмут, где захвачен 3 июля 1940 г. в ходе операции "Катапульта". С 18 июля 1940 г. по 30 апреля 1941 г. входил в состав Польской флотилии. Впоследствии использовался в качестве учебного корабля, затем выведен в резерв в Хартлпуле. В 1943 г. передан французскому флоту, но в боевой состав не вводился. Прибыл в Шербур 19 сентября 1945 г. Выведен из состава флота 7 апреля 1949 г. и сдан на слом.
"Симун". Действовал на Средиземном море в составе 3-го дивизиона эсминцев. Рядом послевоенных работ "Симуну"приписывается победа над немецкой подводной лодкой "U54", которую он атаковал и таранил 23 февраля 1940 г. у северного побережья Испании (современными авторами это опровергается).
После перемирия оставался в составе действующего флота. К моменту начала операции "Торч" 8 ноября 1942 г. находился на ремонте в Касабланке. В дальнейшем под командованием капитана 3 ранга Жана Спица действовал в составе 6-го дивизиона эсминцев. Участвовал в освобождении Корсики (сентябрь 1943 г.) и высадке десанта на побережье Южной Франции (август 1944 г.). Исключен из списков флота 17 февраля 1950 г. и сдан на слом.
"Сироко". Действовал в Атлантике и Ла-Манше в составе 6-го дивизиона эскадренных миноносцев. Командир корабля капитан 3 ранга Лапеби. 20 ноября 1939 г. атаковал в Бискайском заливе немецкую подводную лодку "U49"'и заявил о ее потоплении (в действительности она получила тяжелые повреждения, но смогла вернуться на базу). В другой атаке в феврале 1940 г. "Сироко"также не смог добиться результата.
6 мая 1940 г. командиром корабля назначен капитан 3 ранга де Тулуз-Лотрек. 16-17 мая 1940 г. "Сироко"обстреливал наступающие немецкие войска в устье р. Шельда. Принимал участие в операции "Динамо" (эвакуация Дюнкерка). 29 мая вывез в Дувр 509 человек. 31 мая в 01.15 торпедирован германскими торпедными катерами "S23" и "S 26" в районе Дюнкерка и тяжело поврежден; на рассвете потоплен немецкими бомбардировщиками Ju-88. Координаты гибели корабля: 51°18' с.ш./02°15' в.д. На борту эсминца находилось около 930 эвакуируемых солдат, из которых около 660 погибло. Потери экипажа составили 3 офицера и 53 матроса.
"Темпет". Входил в состав 1-го дивизиона эсминцев 3-й легкой эскадры, действовал на Средиземном море. К моменту начала операции "Торч" 8 ноября 1942 г. находился на ремонте в Касабланке.
После присоединения Франции к союзникам, вошел в состав 6-го дивизиона эсминцев (командир корабля и дивизиона - капитан 2 ранга Андрэ Моразани). Занимался эскортной деятельностью в Западном Средиземноморье. Участвовал в освобождении Корсики (сентябрь 1943 г.) и высадке десанта на побережье Южной Франции (август 1944 г.). Исключен из списков флота 17 февраля 1950 г. и сдан на слом.
"Торнад". Входил в состав 7-го дивизиона эсминцев. В начале войны действовал в Атлантике, но вскоре переведен на Средиземное море. После перемирия оставался в составе действующего флота, сопровождал конвои в Алжир и Тунис. Утром 8 ноября 1942 г. тяжело поврежден в бою с британским легким крейсером "Аврора'' и эсминцами "Бодицея" и "Калп" в районе Орана, в 07.27 выбросился на берег в точке с координатами 35°48' с.ш./0°45' з.д.
"Трамонтан". Боевая карьера аналогична "Торнаду". Входил в состав 8-го дивизиона эсминцев. Переведен из Атлантики на Средиземноморье, после перемирия сопровождал конвои между Францией и Северной Африкой. К моменту начала операции "Торч" находился в Оране в составе 7-го дивизиона эсминцев. 8 ноября 1942 г. около 03.40, совместно с лидером "Эпервье" потопил в гавани Орана британский шлюп "Уолни". После этого участвовал в атаке на британские корабли; в 05.40 потоплен артиллерией британского легкого крейсера "Аврора" и эсминцев "Бодицея" и "Калп" в районе Орана (35°51' с.ш./0°45' з.д.). Погиб почти со всем экипажем, включая командира капитана 2 ранга Ариана де Фероди.
"Тромб". Входил в состав 8-го дивизиона эсминцев, первоначально действовавшего в Атлантике, но затем переведенного на Средиземное море. Разоружен и выведен в резерв в Тулоне в сентябре 1940 г. 27 ноября 1942 г. затоплен экипажем в гавани Тулона. Эсминец числился во второй линии, а довольно многочисленный экипаж, находившийся на его борту, не успел взорвать корабль. Поднят итальянцами и включен в состав итальянского флота под названием "FR 23". 28 октября 1943 г. возвращен в Бизерте французскому флоту и получил прежнее название.
Входил в состав 3-го дивизиона эсминцев. Участвовал в освобождении Корсики (сентябрь 1943 г.) и высадке десанта на побережье Южной Франции (август 1944 г.). 16 апреля 1945 г. в районе Сан-Ремо потопил итальянский торпедный катер, однако был торпедирован и тяжело поврежден—19 человек погибло. Ремонт завершен после окончания боевых действий в Европе.
Исключен из состава флота в феврале 1950 года.
"Тайфун". Входил в состав 7-го дивизиона эсминцев. Действовал в основном на Средиземном море. После перемирия базировался на Оран, участвовал в сопровождении конвоев. 8 ноября 1942 г. около 03.40 потопил в гавани Орана британский шлюп "Хартлэнд", пытавшийся произвести высадку десанта. В 05.20 - 05.40 тяжело поврежден в бою с британским легким крейсером "Аврора ", на следующий день затоплен экипажем в гавани Орана.
2. Тип "Л'Адруа". (14 ед.)
Внешне практически идентичные кораблям программы 1922 года, серии 1924-1926 гг. Отличались от них размерами и, как следствие, имели большее водоизмещение. Однако основное отличие заключалось в установке новых 130-мм орудий образца 1924 года.
1500-тонный класс. Тип "Л’Адруа" (14 ед.)
(программы 1924, 1925 и 1926 гг.)
Корабль |
Строитель |
Заложен |
Спущен |
Введен в строй |
программа 1924 г. |
|
|
|
|
"L'Adroit" |
"А.Ш. де Франсэ" (Дюнкерк) |
26.5.25 |
1.4.27 |
1.7.29 |
"L'Alcyon" |
"Ф.Ш. де ля Жиронда" (Бордо) |
2.1925 |
26.6.26 |
15.7.29 |
"Le Fortune" |
'•А.Ш. Наваль Франсэ" (Кан) |
1.9.25 |
15.11.26 |
1.7.28 |
"Le Mars" |
"А.Ш. Наваль Франсэ" (Кан) |
8.7.25 |
28.8.26 |
20.1.28 |
"La Palme" |
"Ансьен Ш. Дюбижон" (Нант) |
16.5.25 |
30.6.26 |
6.2.28 |
"La Railleuse" |
"Ансьен Ш. Дюбижон" (Нант) |
30.7.25 |
9.9.26 |
15.2.28 |
программа 1925 г. |
|
|
|
|
"Basque " |
"А.Ш. де ля Сен Маритим" |
18.9.26 |
25.5.29 |
5.3.31 |
"Bordelais" |
"Ф.Ш. де ля Жиронда" (Бордо) |
19.11.26 |
23.5.28 |
8.4.30 |
"Boulonnais" |
"А.Ш. Наваль Франсез" (Кан) |
4.5.26 |
1.6.27 |
25.6.28 |
"Brestois " |
"Ш. Диль э Бакала" (Бордо) |
17.5.26 |
18.5.27 |
15.6.28 |
программа 1926 г. |
|
|
|
|
"Forbin" |
"Ф.Ш. де ля Мидетеррань" (Гавр) |
29.6.27 |
17.7.28 |
1.5.30 |
"Foudroyant" |
"Ш. Диль э Бакала" (Бордо) |
28.7.27 |
24.4.29 |
10.10.30 |
"Fougueux" |
"А.Ш. де Бретань" (Нант) |
21.9.27 |
4.8.28 |
15.6.30 |
"Frondeur" |
"Ш. Наваль Франсез" (Кан) |
9.11.27 |
29.6.29 |
28.10.31 |
Стандартное водоизмещение 1356 тонн, полное 1968 т. Длина наибольшая 107,2 м, по ватерлинии 100,9 м; ширина 9,84 м, осадка 4,3 м.
Состав силовой установки не претерпел изменений: три котла "дю Темпль" и два турбозубчатых агрегата. Для новых кораблей в качестве основных были приняты турбины Парсонса, лишь "Адруа", "Алъсьон" и "Фрондер'' оснащались ТЗА "Золли", а "Фуге" - "Рато". Проектная мощность составляла 34000 л.с. (в ряде источников приводится цифра 35000 л.с.), скорость 34 узла.
Как и у многих современных французских кораблей, надежность силовых установок оказалась ниже ожидаемой. Предполагалось, что основной задачей новых эскадренных миноносцев станут операции между средиземноморским побережьем Франции и Северной Африкой, но когда наступил час испытаний, кораблям пришлось приспосабливаться к новым театрам и задачам. Тогда-то очень быстро выяснилось, что их боевые качества сильно отличаются от теоретических. В большинстве случаев они оказались ниже соответствующих параметров современных иностранных проектов, а при переходе на военное положение проблемы с топливом стали постоянной головной болью для их командиров.
Запас топлива и дальность плавания остались прежними: 335 т и 2150 миль 14-узловым ходом.
Экипаж 7 офицеров и 131 матрос.
Вооружение состояло из четырех 130-мм орудий M1924, 75-мм зенитного орудия M1927, двух 8-мм пулеметов, двух трехтрубных 550-мм торпедных аппаратов. Как и на кораблях ранней серии, 75-мм орудия перед войной были заменены 37-мм автоматами, а пулеметы "винтовочного" калибра 13,2-мм "Гочкисами". Новые 130-мм орудия были сложны в обслуживании, имели малую скорострельность, которая еще более уменьшалась при углах возвышения более 15°. К концу 30-х годов размещение носовых орудий признали неудачным, так как приводило к чрезмерной высоте надстройки. В 1940 году одно орудие главного калибра сняли по соображениям остойчивости. Обычно это было орудие № 3, но иногда № 4 (например, на "Ля Фортюн").
Вместе с кораблями предыдущей серии, с конца 20-х годов до начала второй мировой войны эти эсминцы были становым хребтом французских Divisions de Torpilleurs. С первых дней войны они включились в патрульную и эскортную деятельность, которые, как было сказано, быстро выявили их недостаточный боевой радиус. Только четыре корабля ("Альсьон", "Баск", "Форбэн", "Фортюн") пережили роковой для французского флота 1942 год. С них сняли один торпедный аппарат и одно 130-мм орудие, усилив зенитное вооружение одним 40-мм и четырьмя-шестью 20-мм автоматами; добавили "асдик" и радар.
"Л'Адруа". Входил в состав 2-го дивизиона эсминцев, (командир корабля и дивизиона капитан 1 ранга Дюпен де Сен-Сир). Действовал в Ла-Манше и Северном море. 20 мая 1940 г. около 23 часов в районе Дюнкерка атакован немецкими бомбардировщиками Не-111 из состава KG 55, тяжело поврежден бомбой, разорвавшейся на дне. От полученных повреждений выбросился на берег у пляжа Мало-ле-Бэн. Потери составили 27 человек.
"Л'Альсьон". Входил в состав 7-го дивизиона эсминцев, первоначально действовавшего в Атлантике, но затем переведенного на Средиземное море. После перемирия оставался в составе действующего флота, базировался на Марокко. В ноябре 1942 г. находился в Касабланке. 8 ноября поврежден в бою с американскими кораблями, но остался единственным уцелевшим кораблем из состава 2-й легкой эскадры.
Впоследствии включен в состав 6-го дивизиона эсминцев. Под командованием капитана 3 ранга Виктора Маршаля участвовал в освобождении Корсики (сентябрь 1943 г.), операции "Драгун" (август 1944 г.). В декабре 1944 г. в составе Французского оперативного соединения (French Navy Task Force - FNTF) принимал участие в блокаде немецких анклавов на побережье Бискайского залива.
После войны на "Альсьон" испытывалось германское 105-мм орудие (установлено на позицию № 4). Исключен из состава флота 10 ноября 1952 г. и сдан на слом.
"Ле Фортюн". Действовал на Средиземном море в составе 3-го дивизиона эсминцев (командир корабля и дивизиона - капитан 2 ранга Серрэс). 11-14 июня в составе эскадры контр-адмирала Годфруа принимал участие в набеговой операции против итальянского судоходства в районе Додеканезских островов. 4 июля 1940 г. интернирован и разоружен в Александрии, где находился в течение последующих трех лет.
В начале июля 1943 г. возвращен в боевой состав флота. Действовал в составе 3-го дивизиона эсминцев (командир корабля и дивизиона - капитан 2 ранга Серрэс). Участвовал в освобождении Корсики (сентябрь 1943 г.), высадке в южной Франции (август 1944 г.), блокаде немецких анклавов на побережье Бискайского залива (декабрь 1944 г.). В январе 1945 г. в Лигурийском море потопил 3 малых торпедных катера из состава итальянской 10-й флотилии MAS. Исключен из состава флота 31 августа 1950 г.
"Ле Марс". Входил в состав 1-го дивизиона эсминцев, действовавшего на Средиземном море. 27 ноября 1942 г. затоплен в Тулоне. Поднят немецкими спасателями 6 мая 1944 г. и разобран на металл.
"Ля Пальм". Входил в состав 1-го дивизиона эсминцев, действовавшего на Средиземном море. 27 ноября 1942 г. затоплен в Тулоне. Поднят немецкими спасателями 26 декабря 1943 г., не восстанавливался и разобран на металл.
"Ля Рийо". Входил в состав 3-го дивизиона эсминцев. Действовал на Средиземном море и у побережья Марокко. 24 марта 1940 г. в 16.55 погиб в Касабланке в результате взрыва торпед в носовом торпедном аппарате. Потери составили 28 человек. Это был первый французский эсминец, погибший во второй мировой войне!
"Баск". Входил в состав 9-го дивизиона эсминцев. В мае-июне 1940 г. действовал в Восточном Средиземноморье, у побережья Леванта и в Эгейском море. 11-14 июня принимал участие в набеговой операции в районе Додеканезских островов. 4 июля 1940 г. интернирован и разоружен в Александрии.
В июне 1943 г. возвращен в боевой состав флота. Участвовал в освобождении Корсики (сентябрь 1943 г.), высадке в южной Франции (август 1944 г.), блокаде немецких анклавов на побережье Бискайского залива (декабрь 1944 г.). Исключен из состава флота 10 декабря 1952 г. Стал последним из эсминцев 1500-тонного класса.
"Борделе". Входил в состав 8-го дивизиона эсминцев. Действовал на Средиземном море. Затоплен в Тулоне 27 ноября 1942 г.
"Булопэ". В составе 5-го дивизиона эсминцев действовал в Атлантике, Северном море и Ла-Манше. Под командованием капитана 3 ранга Шампио участвовал в Норвежской кампании, сопровождая войсковые конвои. Впоследствии переведен на Средиземное море, базировался на Оран. Сопровождал линкор "Страсбург"-во время прорыва из Мерс-эль-Кебира в Тулон 3 июля 1940 г. Впоследствии перебазировался в Марокко.
8 ноября 1942 г. в составе 2-й легкой эскадры вышел из Касабланки для атаки американских кораблей. При налете истребителей "Уайлдкэт" с авианосца "Рейнджер"на мостике убит командир корабля капитан-лейтенант Шарль Мартинан де Пенеф. Во время боя с кораблями 34-го оперативного соединения получил 6 попаданий 152-мм снарядами с крейсера "Бруклин" (но другим данным, 406-мм снаряда с линкора "Массачусетс"); в 11.12 перевернулся и затонул западнее мыса Федала (33°40' с.ш./07°34' з.д.). Потери экипажа составили 10 человек.
"Брестуа". Боевая карьера практически повторяет "Булонэ". К началу второй мировой войны входил в состав 5-го дивизиона эсминцев (командир корабля и дивизиона - капитан 1 ранга Крафт). Активно участвовал в Норвежской кампании, сражении под Мерс-эль-Кебиром, отражении англо-американского вторжения во Французскую Северную Африку.
Утром 8 ноября 1942 г. получил тяжелые повреждения от огня американских тяжелых крейсеров "Уичита" и "Тускалуза"под Касабланкой, вернулся в порт, где затонул на следующий день из-за непрекращающегося поступления воды (по другим данным, затоплен командой).
"Форбэн". В составе 9-го дивизиона эсминцев действовал на Средиземном море между Марокко и Левантом. Командовал кораблем капитан 3 ранга Шателье. 11-14 июня 1940 г. принимал участие в операции против итальянского судоходства в районе Додеканезских островов. 4 июля интернирован и разоружен в Александрии с эскадрой контр-адмирала Годфруа.
В июне 1943 г. возвращен в боевой состав флота. Под командованием капитана 3 ранга Робера Бартелеми участвовал в освобождении Корсики (сентябрь 1943 г.) и высадке в южной Франции (август 1944 г.) в составе 3-го дивизиона эскадренных миноносцев. 1-13 сентября 1944 г. участвовал в обстрелах неприятельских позиции, в районе Римини. Исключен из состава флота 10 ноября 1952 г.
"Фудруайян". В составе 5-го дивизиона эсминцев действовал в Атлантике, Северном море и Ла-Манше, участвовал в Норвежской кампании. Принимал участие в эвакуации Дюнкерка. 1 июня 1940 г. около 10.30, во время третьего рейса с эвакуируемыми, атакован германскими пикирующими бомбардировщиками Ju-87 в районе Дюнкерка. Получил 4 прямых попадания авиабомб и затонул. Потери составили 18 человек. Во время войны бессменным командиром корабля был капитан 3 ранга Поль Фонтэн.
"Фуге". Входил в состав 2-го дивизиона эсминцев. Действовал в Атлантике и Ла-Манше, принимал участие в эвакуации Дюнкерка. 16-17 мая 1940 г. в числе первых французских кораблей оказывал поддержку армейским частям в устье р. Шельда, на о-вах Вальхерен и Зейд-Бевеланд. 24 мая 1940 г. поврежден немецкими бомбардировщиками в районе Булони. После перемирия оставался в составе действующего флота, базировался на порты Западной Африки. Участвовал в набеге на Гибралтар 24-25 сентября 1940 г.
8 ноября 1942 г. под командованием капитан-лейтенанта Луи Стикка участвовал в бою с американскими кораблями под Касабланкой. Около 10.40 потоплен артиллерией линкора "Массачусетс'' и тяжелого крейсера "Тускалуза"западнее м. Федала (33°42' с.ш./07°37' з.д.). Погибло 11 человек.
"Фрондёр". Входил в состав 2-го дивизиона эсминцев. Действовал в Атлантике и Ла-Манше, принимал участие в эвакуации Дюнкерка. 16-17 мая 1940 г. обстреливал наступающие немецкие войска в устье р. Шельда. 23 мая 1940 г. около 18 часов поврежден немецкими бомбардировщиками в районе Булони. После перемирия оставался в составе действующего флота, базировался на порты Западной Африки. Участвовал в набеге на Гибралтар 24-25 сентября 1940 г.
В бою под Касабланкой 8 ноября 1942 г. тяжело поврежден артиллерией американских тяжелых крейсеров "Уичита"™ "Тускалуза" в районе м. Федала. Затоплено четыре отсека. Вернулся в порт. Тем же вечером получил дополнительные повреждения во время налета американских пикирующих бомбардировщиков "Доунтлесс" с авианосца "Рейнджер". На следующий день затонул в Касабланке.
3. Тип "Ле Арди". (12 ед.)
Решение о постройке этих эсминцев было принято в 1932 году, так как с закладкой новейших линкоров "Дюнкерк'' и "Страсбург"появилась необходимость в новых эсминцах, способных действовать совместно с ними и крейсерами типа ''Жорж Лейг'' потому что "1500-тонники" не обладали требовавшейся скоростью, а их зенитное вооружение признавалось крайне слабым. Требования к проекту были выработаны в июне 1932 года. Важнейшими из них считались:
а) скорость 34-35 узлов при нормальном водоизмещении;
б) низкий силуэт;
с) хорошая остойчивость;
в) усиленный форштевень;
г) удобство расположения мостика;
д) усиление торпедного вооружения;
е) перепланировка топливных цистерн по сравнению с 1500-тонным проектом.
К концу года было решено, что новый корабль будет иметь водоизмещение 1300/1400 тонн и вооружение из четырех 130-мм орудий в двух двухорудийных башнях. Однако сложность обеспечить необходимую скорость и желание иметь эсминец, вооруженный не хуже своих зарубежных аналогов (например, итальянских "Навигатори"), привели к увеличению проектного водоизмещения. Таким образом, принятый в августе 1934 года окончательный вариант проекта вылился в 1772 тонны водоизмещения с шестью 130-мм орудиями.
1770-тонный класс. Тип "Ле Арди". (12 ед.)
Корабль |
Строитель |
Заложен |
Спущен |
программа 1934 г. |
|
|
|
"Le Hardi" |
"А.Ш. де ля Луар" (Нант) |
20.5.36 |
4.5.38 |
"Fleuret" (с 1.4.41 "Foudroyant") |
"Ф.Ш. де ля Мидетеррань" (Ля Сен) |
18.8.36 |
28.7.38 |
программа 1935 г. |
|
|
|
"Epee" (с 1.4.41 "L'Adroit") |
"Ф.Ш. де ля Жиронда" (Бордо) |
15.10.36 |
26.10.38 |
"Mameluk" |
•'А.Ш. де ля Луар" (Нант) |
1.1.37 |
18.2.39 |
программа 1936 г. |
|
|
|
"Casque" |
"Ф.Ш. де ля Мидетеррань" (Ля Сен) |
30.11.36 |
2.11.38 |
"Lansquenet" (с 1.4.41 "Cyclone") |
"Ф.Ш. де ля Жиронда" (Бордо) |
17.12.36 |
20.5.39 |
"Le Corsaire" (с 1.4.41 "Sirocco") |
"Ф.Ш. де ля Мидетеррань" (Ля Сен) |
31.3.38 |
24.11.39 |
программа 1937 г. |
|
|
|
"Le Flibustler" (с 1.4.41 "Bison") |
"Ф.Ш. де ля Мидетеррань" (Ля Сен) |
11.3.38 |
14.12.39 |
"L'lntrepide"* |
"Ф.Ш. де ля Мидетеррань" (Ля Сен) |
16.8.39 |
26.6.41 |
программа 1938 г. |
|
|
|
"Le Temeraire"* |
"Ф.Ш. де ля Мидетеррань" (Ля Сен) |
28.8.39 |
7.11.41 |
"L'Opinidtre"* |
"Ф.Ш. де ля Жиронда" (Бордо) |
1.8.39 |
- |
"L'Aventurier"* |
"Ф.Ш. де ля Жиронда" (Бордо) |
4.8.39 |
20.4.47 |
Орудия главного калибра (полуавтоматические 130-мм M1930) были теми же, что ставились на линкоры типа "Дюнкерк". По примеру "Могадора", орудия, впервые на французских эсминцах, устанавливались в водонепроницаемых башнях. В совокупности с требованием низкого силуэта, а следовательно, и высоты мостика, пришлось две башни поставить в корме и одну в носу.
Несмотря на то что разработка проекта началась в 1932 году, его утвердили только 10 августа 1934 г., но прошло еще 23 месяца, прежде чем был заложен головной корабль. Эта задержка так и не была восполнена, что с началом войны имело катастрофические последствия для французских торпедных сил. Строительство серии протекало медленно: заказывалось всего по два-три корабля в год. В 1938 году была намечена дополнительная программа (пять единиц), но позднее от нее отказались в пользу лидеров типа "Могадор".
Водоизмещение: стандартное 1772 т, полное 2536 т; длина наибольшая 117,2 м, по ватерлинии 111,6 м; ширина 11,1 м, осадка 4,2 м.
Новый проект включал в себя немало нововведений по части силовой установки. Для ее размещения была принята эшелонная схема - машинные отделения чередовались с котельными. Четыре высоконапорных котла "Сюраль-Пеноё" обеспечивали паром два одноступенчатых турбозубчатых агрегата. Половина эсминцев ("Ле Арди", "Мамелюк", "Каск", "Корсар", "Энтрепид", "Темерер") оснащалась ТЗА "Парсонс". остальные — ТЗА "Рато-Бретань"; турбины системы "Золли" к тому времени были признаны неудачными и на эсминцах этого типа не применялись. Имелись улучшения в котельных отделениях: увеличение рабочего давления пара привело к снижению удельного веса силовой установки до 18,26 кг/л.с. по сравнению с 28,92 кг/л.с. у последних из "1500-тонников". Мощность механизмов составляла 58600 л.с., что обеспечивало 37-узловую скорость. Важнейшим фактором стало увеличение запаса топлива более чем на 30 процентов (до 462 т). При наличии особых турбин крейсерского хода это сулило прибавку в дальности плавания, которая должна была достигать 2760 миль при экономической скорости 20 уз.
Головной "Ле Арди" прошел предварительные испытания 21 июля 1939 года, показав 39,09 узла в ходе восьмичасового пробега на полную скорость. Рекордсменом стал "Флёре", развивший 40,2 уз. Следует отметить, что из-за условий военного времени эсминцы данного типа не проходили испытаний по полной программе, поэтому о ряде характеристик можно судить только по расчетам. Относительно дальности плавания приводятся следующие данные: 1000 миль 35-узловым ходом, 1900 миль 25-узловым и 3100 миль 10-узловым.
Артиллерийское вооружение состояло из шести 130-мм орудий M1930, располагавшихся в трех башнях М1935. Орудия обладали скорострельностью 14-15 выстрелов в минуту, максимальным углом возвышения 30°, но наиболее эффективны были при небольших углах. Система управления огнем включала в себя два 5-метровых стереодальномера, которые были приспособлены также для управления торпедной стрельбой. Два 37-мм автомата М1925 и четыре 13,2-мм пулемета "Гочкис" обеспечивали противовоздушную оборону. Торпедное вооружение включало в себя семь 550-мм торпедных труб. Один трехтрубный аппарат располагался перед кормовым шельтердеком в диаметральной плоскости, два двухтрубных аппарата стояли побортно между дымовыми трубами. Это уменьшало бортовой залп с шести торпед до пяти.
Экипаж составлял 187 человек.
Вторая группа (последние четыре корабля, отмеченные в таблице *) имела некоторые отличия от первой. Это было вызвано опытом гражданской войны в Испании, показавшей растущую угрозу со стороны авиации. Во второй половине 1938 года предлагалось перевооружить эсминцы типа "Ле Арди" 130-мм установками M1932 — такими же, что стояли на "Дюнкерке". Хотя теоретически использование уже опробованных установок сулило определенные преимущества, для кораблей первой серии это было признано невозможным, так как задержало бы их ввод в строй и потребовало значительных переделок. Но для второй группы решили применить именно такие установки. Правда, из-за трехкорабельной дивизионной организации, один из эсминцев второй группы ("Л'Опинэр") был вооружен прежними установками M1930 с небольшим углом возвышения, чтобы получить девять однородно вооруженных единиц. Излишек водоизмещения при этом пошел на усиление зенитного (поставлено два двухствольных 100-мм орудия образца 1931 г.) и противолодочного вооружения, однако вместо двух двухтрубных торпедных аппаратов предполагалось устанавливать один трехтрубный. Кроме того, четыре эсминца второй группы имели вдвое больше зенитных пулеметов. В результате их стандартное водоизмещение достигло 2180 т, полное 2882 т, ширина увеличена до 11,8 м, мощность механизмов достигала 60000 л.с. (по некоторым данным, даже 62000 л.с.), но скорость уменьшилась на 2 узла.
К началу войны только шесть кораблей было спущено, но ни один не вступил в строй. К моменту заключения Компьенского перемирия 18 июня восемь единиц были на плаву. Из них "Эпе", "Мамелюк"и "Ланскене"находились на верфях атлантического побережья, где существовала опасность их захвата немцами. Еще четыре корабля —"Л'Энтрепид"'и "Ле Темерер" на Средиземноморье; "Л'Опинэр" и "Л'Авентюрье" в Жиронде даже не были спущены на воду.
Наглядное представление о состоянии вооружения и оборудования поспешно введенных в строй эскадренных миноносцев дает их единственная боевая операция. 24-25 сентября 1940 года "Эпе"и "Флёре" совместно с "Фуге" и "Фрондёр" совершили набег на Гибралтар, где вступили в бой с британскими эсминцами. Во время перестрелки ''Эле" успел выпустить всего 14 снарядов, после чего все его 130-мм орудия вышли из строя из-за различных дефектов. "Флёре" не сделал ни одного выстрела, так как его система управления огнем отказала и не могла сопровождать цели.
Обстоятельства спешного введения в строй приводили к тому, что окончательная комплектация эсминцев проводилась вдали от верфей-строителей, что вызывало их значительные отличия от проекта. В период 1941-1942 гг. основные модернизации касались зенитного вооружения. Например, "Ле Арди" получил спаренный 37-мм автомат M1933 взамен модели М1925, четыре спаренных 13,2-мм пулемета (установлены на юте, кормовой надстройке и крыльях мостика), а также пять 8-мм пулеметов, размещенных на торпедных аппаратах. Остальные эсминцы вооружались примерно так же.
Два корабля ("Опинэр" и "Авантюрье") в Жиронде попали в руки немцев и более двух лет ржавели на стапелях. Командование Кригсмарине, испытывая нужду в эсминцах, осмотрело их в октябре 1942 г. К тому времени они уже требовали замены некоторых элементов набора корпуса и листов обшивки. Предназначавшееся для них вооружение находилось в неоккупированной части Франции и не могло быть использовано, но немцы решили достроить "Опинэр", имевший всего 16 % готовности, переименовав его в "ZF 2". К работам на "Авантюрье" так и не приступили. Начальник эсминцев контр-адмирал Бей, считая, что оригинальные французские башенные установки не могут быть использованы, предлагал вооружить эсминец тремя спаренными 120-мм орудиями голландской разработки или четырьмя германскими 127-мм. В конце концов остановились на последних, к которым добавили четыре 37-мм и десять 20-мм автоматов, а также два четырехтрубных торпедных аппарата. Тем не менее, работы по достройке постоянно прерывались, и корабль даже не спустили на воду.
Восемь уже укомплектованных эсминцев были затоплены в Тулоне во время самоуничтожения флота 27 ноября 1942 года. Так как многие корабли не имели на борту полных экипажей, их разрушения оказались не столь масштабными, а осмотр показал, что некоторые могут быть подняты и восстановлены. Поскольку немцы не имели достаточного количества спасательного оборудования, основная масса судоподъемных работ велась специалистами Королевского Итальянского флота. Итальянцы были весьма заинтересованы в современных эсминцах для возмещения своих тяжелых потерь и решили восстановить шесть единиц. Они успели получить новые названия, но в строй так и не вступили.
"Ле Арди". Входил в состав 10-го дивизиона эсминцев. 19 июня 1940 г. вышел из Бреста под флагом контр-адмирала де Лаборда (командир корабля капитан 3 ранга де Танненбер), сопровождая недостроенный линкор "Жан Бар"'в Касабланку. Участвовал в отражении британской атаки на Дакар 23 сентября 1940 г., затем перешел в Тулон. Входил в состав Сил Открытого моря, но 1 мая 1942 г. выведен в резерв. Затоплен в Тулоне 27 ноября 1942 г. Поднят итальянскими спасателями, включен в состав итальянского флота под названием "FR 37". На буксире отправлен на ремонт в Геную, но в сентябре 1943 г. захвачен германскими войсками в порту Савонна. 24 апреля 1945 г. затоплен в Генуе.
"Флёре". Входил в состав 10-го дивизиона эсминцев. В июне 1940 г. ушел из метрополии в Касабланку. Участвовал в набеге на Гибралтар 24-25 сентября 1940 г. В ноябре 1940 г. перешел в Тулон, в составе эскорта линейного корабля "Прованс". Находился в составе Сил Открытого моря. 1 апреля 1941 г. переименован в "Фудруайян". Затоплен в Тулоне 27 ноября 1942 г. Поднят итальянскими спасателями 20 мая 1943 г., зачислен в состав итальянского флота под названием "FR 36'', но в строй не введен. В сентябре 1943 г. захвачен германскими войсками, в августе 1944 г. затоплен в Тулоне.
"Эпе". Входил в состав 10-го дивизиона эсминцев. Эскортировал недостроенный линкор "Жан Бар" - в Касабланку, участвовал в набеге на Гибралтар 24-25 сентября 1940 г., в ноябре перешел в Тулон. 1 апреля 1941 г. переименован в "Л’Адруа". Затоплен в Тулоне 27 ноября 1942 г. Поднят итальянскими спасателями 20 апреля 1943 г., зачислен в состав итальянского флота под названием "FR 33", но в строй не введен. В сентябре 1943 г. захвачен германскими войсками, использовался в качестве дымзавесчика в Тулоне. В августе 1944 г. возвращен Франции, но ремонту не подлежал и после войны разобран на металл.
"Мамелюк". В июне 1940 г. под командованием капитана 2 ранга Шарраса ушел из Нанта в Касабланку в составе эскорта недостроенного линкор "Жан Бар". В декабре 1941 г. перешел в Тулон. Окончательно укомплектован не был. Затоплен в Тулоне 27 ноября 1942 г. Поднят итальянскими спасателями, но признан непригодным к восстановлению. Корпус разрушен бомбами англо-американской авиации в Тулоне 6 августа 1944 г.
"Каск". Перешел из Ля Сена в Мерс-эль-Кебир 20 июня 1940 г. в неукомплектованном состоянии (из вооружения действовали только зенитные автоматы), поэтому не принимал участие в бою 3 июля. Впоследствии перешел в Тулон. С 1 мая 1942 г. входил в состав 10-го дивизиона эсминцев Сил Открытого моря. Затоплен в Тулоне 27 ноября 1942 г. Поднят итальянскими спасателями, но признан непригодным к восстановлению. Снова потоплен 24 апреля 1944 г. в Тулоне авиацией союзников. Поднят после войны и сдан на слом 2 января 1958 г.
"Ланскене". Спущен на воду 20 мая 1939 года, к моменту заключения перемирия по-прежнему стоял в сухом доке с готовой силовой установкой, но без вооружения. Его быстро вывели из дока и в тот же день установили штатные 130-мм орудия в башнях, после чего корабль перевели в Пуайяк на заправку. Только два из четырех котлов теоретически были в рабочем состоянии, но и их не вводили в действие, поэтому оставались неподвижными и машины. Тем не менее, эсминец выдержал бой с германскими полевыми батареями в устье Жиронды и 27 июня благополучно достиг Касабланки. В ноябре 1940 г. перешел в Тулон в составе эскорта линейного корабля "Прованс". 1 апреля 1941 г. переименован в "Циклон".
Затоплен в Тулоне 27 ноября 1942 г. Поднят итальянскими спасателями, зачислен в состав итальянского флота под названием "FR 34". 31 августа 1943 г. отбыл в Геную на ремонт, но успел дойти только до Империи, где 9 сентября был захвачен германскими войсками, переименован в "ТА 34", но в строй не введен. 24 апреля 1945 г. затоплен в Генуе. Поднят и передан Франции 19 марта 1946 г., отведен на ремонт в Тулон. Работы по восстановлению начаты не были, сдан на слом 22 сентября 1958 г.
"Ле Корсэр". Перешел из Ля Сена в Мерс-эль-Кебир 22 июня 1940 г. в неукомплектованном состоянии (отсутствовали 130-мм орудия). В бою 3 июля участие не принимал. Впоследствии перешел в Тулон. 1 апреля 1941 г. переименован в "Сироко". С 1 мая 1942 г. входил в состав 10-го дивизиона эсминцев Сил Открытого моря. Затоплен в Тулоне 27 ноября 1942 г. Поднят итальянскими спасателями, отбуксирован в Геную 10 июня 1943 г., зачислен в состав итальянского флота под названием "FR 32". Планировалась установка итальянского вооружения, но работы не были начаты. В сентябре 1943 г. захвачен германскими войсками, но 28 октября 1944 г. затоплен в Генуе для заграждения входа в гавань.
"Ле Флибустьер". К моменту заключения перемирия находился на достройке в Ля Сене в 75 % готовности, в дальнейшем работы на корабле не производились. 1 апреля 1941 г. переименован в "Бизон". Затоплен в Тулоне 27 ноября 1942 г. Поднят итальянскими спасателями, зачислен в состав итальянского флота под названием "FR 35". В сентябре 1943 г. захвачен германскими войсками, использовался в качестве неподвижного дымогенератора в Тулоне. Поврежден авиацией союзников весной 1944 г., 25 августа 1944 г. затоплен в Тулоне при оставлении базы, 28 августа окончательно разрушен торпедой германской подводной лодки.
"Л'Энтрепид". К моменту заключения перемирия находился в Ля Сене на стапеле в 20 % готовности, где захвачен германскими войсками 27 ноября 1942 г. Работы по достройке не проводились. Разобран на стапеле после войны.
"Ле Темерер". К моменту заключения перемирия находился в Ля Сене на стапеле в 15 % готовности, где захвачен германскими войсками 27 ноября 1942 г. Работы по достройке не проводились. Разобран на стапеле после войны.
"Л'Опинэр". К моменту заключения перемирия находился в Бордо на стапеле в 16 % готовности. Захвачен германскими войсками в июне 1940 г. В октябре 1942 г. назначен на достройку для германского флота, переименован в "ZF2". Из-за саботажа французских рабочих, на воду не спущен, а в июле 1943 г. работы прекращены. После войны разобран на металл.
"Л'Авентюрье". К моменту заключения перемирия находился в Бордо на стапеле в 13 % готовности. Захвачен германскими войсками в июне 1940 г. В октябре 1942 г. назначен на достройку для германского флота, но работы начаты не были. После войны спущен на воду, чтобы освободить стапель, переведен в Брест и использовался в экспериментальных целях. Корпус служил в качестве причала и был продан на разборку только 21 апреля 1971 г.