Глава III. Эскадренные миноносцы

 

1. Тип "Бурраск". (6 ед.)

 

Первые французские эскадренные минонос­цы, спроектированные и построенные после окончания первой мировой войны. По компонов­ке практически повторяли британские эсминцы типа "V/W", однако обладали самой мощной ар­тиллерией среди всех находившихся в строю или строившихся кораблей своего класса. В осталь­ном проект ничем особенным не выделялся, кро­ме трехтрубного силуэта, что даже по меркам того времени выглядело уже анахронизмом. Две­надцать единиц было заказано частным верфям в течение 1922 года.

 

1500-тонный класс. Тип "Бурраск". (12 ед.)

(программа 1922 г.)

Корабль

Строитель

Заложен

Спущен

Введен в строй

"Bourrasque "

"А.Ш. де Франсэ" (Дюнкерк)

12.11.23

5.8.25

23.9.26

"Cyclone"

"Ф.Ш. де ля Мидетеррань" (Гавр)

29.9.23

24.1.25

1.6.28

"Mistral"

"Ф.Ш. де ля Мидетеррань" (Гавр)

28.11.23

6.6.25

1.6.27

"Orage"

"Ш. Наваль Франсез" (Кан)

20.8.23

30.8.24

1.12.26

"Ouragan"

"Ш. Наваль Франсез" (Кан)

3.4.23

6.12.24

19.1.27

"Simoun"

"А.Ш. де Сен-Назер-Пеноё"

8.8.23

3.6.24

29.4.26

"Sirocco "

"А.Ш. де Сен-Назер-Пеноё"

3.1924

3.10.25

1.7.27

"Tempete"

"Ансьен Ш. Дюбижон" (Нант)

3.12.23

21.2.25

28.9.26

"Tornade"

"Ш. Диль э Бакала" (Бордо)

25.4.23

12.3.25

10.5.28

"Tramontane"

"Ф.Ш, де ля Жиронда" (Бордо)

6.1923

29.11.24

15.10.27

"Trombe"

"Ф.Ш. де ля Жиронда" (Бордо)

5.3.23

29.12.25

27.10.27

"Typhon"

"Ф.Ш. де ля Жиронда" (Бордо)

9.1923

22.5.24

27.6.28

 

Водоизмещение: стандартное 1298 "длин­ных" тонн (1319 метрических), полное 1968 т. Длина наибольшая 105,77 м, по ватерлинии 99,33 м; ширина 9,64 м, осадка 4,3 м.

Двухвальная силовая установка размеща­лась по линейной схеме и включала в себя три тонкотрубных котла "дю Темпль" с рабочим давлением пара около 17 атмосфер и два одно­ступенчатых турбозубчатых агрегата. До появ­ления эсминцев данной серии французский флот имел небольшой опыт эксплуатации турбин, по­этому на них в качестве эксперимента примени­ли три различных типа. На шести кораблях ("Бурраск", "Циклон", "Мистраль", "Симун", "Сироко", "Темпет") стояли ТЗА системы "Парсонс", на пяти ( "Ураган", "Торнад", "Трамонтан", "Тромб", "Тифон") системы "Золли", на "Ораж" системы "Рато-Бретань". Номиналь­ная мощность механизмов составляла 33000 л.с. (в ряде источников - 31000 л.с.), что должно было обеспечивать скорость 33 уз. На испыта­ниях рекордной скоростью стали 34,5 узла, но у большинства кораблей серии она не превысила 33,5 уз, а "Ораж" во время восьмичасовых ис­пытаний показал всего 32,57 уз. Однако в усло­виях службы эсминцы показали себя плохими ходоками — большинство кораблей редко раз­вивало более 30 узлов.

Запас топлива составлял 335 т, что обеспе­чивало дальность плавания 2150 миль 14-узловым ходом.

Вооружение эсминцев при вступлении в строй состояло из четырех 130-мм орудий М1919, 75-мм зенитной пушки M1927, двух 8-мм пулеме­тов, двух трехтрубных 550-мм торпедных аппара­тов. Корабли могли принимать на борт по 12 глу­бинных бомб массой 200 кг и несли два бомбомета для 100-кг глубинных бомб, однако не имели гидроакустического оборудования. Макси­мальный угол возвышения орудий главного ка­либра равнялся 36°, что обеспечивало дальности стрельбы свыше 18000 м, но увеличение веса заря­да приводило к снижению скорострельности до 4-5 выстрелов в минуту, хотя, несомненно, было бы лучше увеличить скорострельность орудий эс­минцев за счет дальнобойности.

Экипаж состоял из 7 офицеров и 131 матроса.

В апреле 1931 года 75-мм зенитные орудия были заменены двумя 37-мм автоматами, кото­рые, хотя и не обладали столь же большой даль­ностью стрельбы, были гораздо скорострельнее. 8-мм пулеметы были заменены на 13,2-мм. Еще одна довоенная модернизация была связана с об­легчением дымовых труб. Как показали первые недели войны, этого оказалось недостаточно, и мореходность эсминцев все еще оставляла желать лучшего, поэтому в декабре 1939 года было реше­но снять две торпедных трубы, а в январе 40-го и орудие № 3 (с кораблей, находившихся на Среди­земноморье). Принятое решение, однако, не было популярно на флоте, и по требованию моряков от него отказались.

После падения Франции в июне 1940 г., на кораблях, находившихся в руках англичан ( "Мис­траль"^ "Ураган") заменили вооружение, так как невозможно было снабжать их французскими бо­еприпасами. Были установлены четыре 120-мм орудия Mk.I (на штатные позиции), одна 12-фун­товая (76-мм) зенитная и три 20-мм автомата и снят один торпедный аппарат. На кораблях, ос­тавшихся под контролем Франции, только слегка усиливалось зенитное вооруже­ние. "Торнад", "Трамонтан'' и "Тифон", находившиеся в Се­верной Африке, получили один 25-мм автомат и два спаренных 13,2-мм пулемета, но только "Торнад" при этом полностью сохранил торпедное вооруже­ние. "Трамонтан"остался с од­ним трехтрубным аппаратом, а на "Тифоне"осталось всего две торпедных трубы. Зато на всех сохранилось по четыре орудия. После вторжения союз­ников в Северную Африку в ноябре 1942 года "Симун" и "Темпет" присоединились к ним и в 1943 году получили со­временное зенитное вооруже­ние, состоявшее из одного 40-мм и шести-восьми 20-мм автоматов вместо орудия № 3 и одного из торпедных аппара­тов (если тот к тому времени не был снят). Однако "Симун" вскоре лишился торпед совсем, получив взамен дополнитель­ные глубинные бомбы. "Тромб", захваченный в нояб­ре 1942 г. итальянцами в Туло­не, был возвращен Франции в ноябре следующего года и, вероятнее всего, сохранил первоначаль­ный вид.

"Бурраск". Входил в состав 4-го дивизиона эсминцев (командир корабля и дивизиона капи­тан 2 ранга Фоке). Действовал в Ла-Манше и Се­верном море. Участвовал в эвакуации Дюнкерка. 30 мая 1940 г. во время перестрелки с германскими береговыми батареями в 5 милях севернее Нью-порта (район Остенде) подорвался на немецкой авиационной мине и затонул с 56 членами экипажа и большим числом эвакуируемых солдат.

"Циклон". Действовал в Атлантике и Ла-Манше в составе 6-го дивизиона эсминцев. Уча­ствовал в эвакуации Дюнкерка в качестве флаг­манского корабля командира 2-й флотилии эсминцев капитана 1 ранга Ива Урвуа де Порт-зампарка. 16-17 мая 1940 г. обстреливал наступа­ющие немецкие войска в устье р. Шельда. 29 мая вывез в Дувр 733 человека. Ночью 31 мая 1940 г. в районе Дюнкерка получил попадание торпеды с германского торпедного катера "S 24" и у него оторвало носовую часть. Отведен на ремонт в Брест, где 18 июня взорван в сухом доке при под­ходе немецких частей.

"Мистраль". Входил в состав 6-го дивизио­на эсминцев, действовал в Атлантике, Ла-Манше и Северном море. Участвовал в эвакуации Дюн­керка. 29 мая 1940 г. атакован немецкими бомбар­дировщиками Ju-88 и поврежден в результате близкого разрыва авиабомбы. Уничтожено одно 130-мм орудие, возник пожар, погибло два мат­роса и командир корабля капитан 3 ранге Лавэн. Новым командиром назначен капитан 3 ранга де Тулуз-Лотрек, ранее командовавший эсминцем "Сироко ".

3 июля 1940 г. "Мистраль"захвачен англи­чанами в Плимуте. Использовался в качестве учебно-артиллерийского корабля до 1944 г., затем выведен в резерв в Хартлпуле. 25 августа 1945 г. переведен английским экипажем в Шербур, где возвращен французскому флоту. Исключен из со­става флота 17 февраля 1950 г. и сдан на слом.

"Ораж". Входил в состав 4-го дивизиона эсминцев, действовал в Ла-Манше. 23 мая 1940 г. корабль вел обстрел частей 2-й танковой ди­визии генерала Роммеля в районе Булони и был атакован немецкой авиацией. В 18.10 по­лучил прямое попадание авиабомбы с пикиру­ющего бомбардировщика Ju-87 из состава StG 2. Возник пожар, вскоре добравшийся до погребов боезапаса. Эсминец был оставлен экипажем и в 03.30 следующих суток затонул. Последним командиром корабля был капитан 3 ранга де Воблэн.

"Ураган". Входил в состав 4-го дивизиона эсминцев (командовал кораблем капитан 3 ранга Брюне), действовал в Северном море и Ла-Ман­ше. В мае 1940 г. находился на ремонте в Бресте, из-за чего в эвакуации Дюнкерка не участвовал. В ходе эвакуации французских портов переведен в Портсмут, где захвачен 3 июля 1940 г. в ходе опе­рации "Катапульта". С 18 июля 1940 г. по 30 ап­реля 1941 г. входил в состав Польской флотилии. Впоследствии использовался в качестве учебного корабля, затем выведен в резерв в Хартлпуле. В 1943 г. передан французскому флоту, но в боевой состав не вводился. Прибыл в Шербур 19 сентяб­ря 1945 г. Выведен из состава флота 7 апреля 1949 г. и сдан на слом.

"Симун". Действовал на Средиземном море в составе 3-го дивизиона эсминцев. Рядом после­военных работ "Симуну"приписывается победа над немецкой подводной лодкой "U54", которую он атаковал и таранил 23 февраля 1940 г. у север­ного побережья Испании (современными автора­ми это опровергается).

После перемирия оставался в со­ставе действующего флота. К моменту начала операции "Торч" 8 ноября 1942 г. находился на ремонте в Касабланке. В дальнейшем под командованием капита­на 3 ранга Жана Спица действовал в со­ставе 6-го дивизиона эсминцев. Участво­вал в освобождении Корсики (сентябрь 1943 г.) и высадке десанта на побережье Южной Франции (август 1944 г.). Ис­ключен из списков флота 17 февраля 1950 г. и сдан на слом.

"Сироко". Действовал в Атлантике и Ла-Манше в составе 6-го дивизиона эс­кадренных миноносцев. Командир ко­рабля капитан 3 ранга Лапеби. 20 ноября 1939 г. атаковал в Бискайском заливе немецкую подвод­ную лодку "U49"'и заявил о ее потоплении (в действительности она получила тяжелые повреж­дения, но смогла вернуться на базу). В другой атаке в феврале 1940 г. "Сироко"также не смог добиться результата.

6 мая 1940 г. командиром корабля назна­чен капитан 3 ранга де Тулуз-Лотрек. 16-17 мая 1940 г. "Сироко"обстреливал наступающие не­мецкие войска в устье р. Шельда. Принимал уча­стие в операции "Динамо" (эвакуация Дюнкер­ка). 29 мая вывез в Дувр 509 человек. 31 мая в 01.15 торпедирован германскими торпедными катерами "S23" и "S 26"  в районе Дюнкерка и тяжело поврежден; на рассвете потоплен немец­кими бомбардировщиками Ju-88. Координаты гибели корабля: 51°18' с.ш./02°15' в.д. На борту эсминца находилось около 930 эвакуируемых солдат, из которых около 660 погибло. Потери экипажа составили 3 офицера и 53 матроса.

"Темпет". Входил в состав 1-го дивизиона эсминцев 3-й легкой эскадры, действовал на Средиземном море. К моменту начала операции "Торч" 8 ноября 1942 г. находился на ремонте в Касабланке.

После присоединения Франции к союзни­кам, вошел в состав 6-го дивизиона эсминцев (ко­мандир корабля и дивизиона - капитан 2 ранга Андрэ Моразани). Занимался эскортной деятель­ностью в Западном Средиземноморье. Участво­вал в освобождении Корсики (сентябрь 1943 г.) и высадке десанта на побережье Южной Франции (август 1944 г.). Исключен из списков флота 17 февраля 1950 г. и сдан на слом.

"Торнад". Входил в состав 7-го дивизиона эсминцев. В начале войны действовал в Атланти­ке, но вскоре переведен на Средиземное море. После перемирия оставался в составе действую­щего флота, сопровождал конвои в Алжир и Ту­нис. Утром 8 ноября 1942 г. тяжело поврежден в бою с британским легким крейсером "Аврора'' и эсминцами "Бодицея" и "Калп" в районе Орана, в 07.27 выбросился на берег в точке с координата­ми 35°48' с.ш./0°45' з.д.

"Трамонтан". Боевая карьера аналогична "Торнаду". Входил в состав 8-го дивизиона эсмин­цев. Переведен из Атлантики на Средиземномо­рье, после перемирия сопровождал конвои между Францией и Северной Африкой. К моменту нача­ла операции "Торч" находился в Оране в составе 7-го дивизиона эсминцев. 8 ноября 1942 г. около 03.40, совместно с лидером "Эпервье" потопил в гавани Орана британский шлюп "Уолни". После этого участвовал в атаке на британские корабли; в 05.40 потоплен артиллерией британского легкого крейсера "Аврора" и эсминцев "Бодицея" и "Калп" в районе Орана (35°51' с.ш./0°45' з.д.). По­гиб почти со всем экипажем, включая командира капитана 2 ранга Ариана де Фероди.

"Тромб". Входил в состав 8-го дивизиона эсминцев, первоначально действовавшего в Ат­лантике, но затем переведенного на Средиземное море. Разоружен и выведен в резерв в Тулоне в сентябре 1940 г. 27 ноября 1942 г. затоплен экипа­жем в гавани Тулона. Эсминец числился во вто­рой линии, а довольно многочисленный экипаж, находившийся на его борту, не успел взорвать ко­рабль. Поднят итальянцами и включен в состав итальянского флота под названием "FR 23". 28 октября 1943 г. возвращен в Бизерте французско­му флоту и получил прежнее название.

Входил в состав 3-го дивизиона эсминцев. Участвовал в освобождении Корсики (сентябрь 1943 г.) и высадке десанта на побережье Южной Франции (август 1944 г.). 16 апреля 1945 г. в райо­не Сан-Ремо потопил итальянский торпедный ка­тер, однако был торпедирован и тяжело повреж­ден—19 человек погибло. Ремонт завершен после окончания боевых действий в Европе.

Исключен из состава флота в феврале 1950 года.

"Тайфун". Входил в состав 7-го дивизиона эсминцев. Действовал в основном на Средизем­ном море. После перемирия базировался на Оран, участвовал в сопровождении конвоев. 8 ноября 1942 г. около 03.40 потопил в гавани Орана бри­танский шлюп "Хартлэнд", пытавшийся произве­сти высадку десанта. В 05.20 - 05.40 тяжело по­врежден в бою с британским легким крейсером "Аврора ", на следующий день затоплен экипажем в гавани Орана.

 

2. Тип "Л'Адруа". (14 ед.)

 

Внешне практически идентичные кораблям программы 1922 года, серии 1924-1926 гг. Отли­чались от них размерами и, как следствие, имели большее водоизмещение. Однако основное отли­чие заключалось в установке новых 130-мм ору­дий образца 1924 года.

 

1500-тонный класс. Тип "Л’Адруа" (14 ед.)

(программы 1924, 1925 и 1926 гг.)

Корабль

Строитель

Заложен

Спущен

Введен в строй

программа 1924 г.

 

 

 

 

"L'Adroit"

"А.Ш. де Франсэ" (Дюнкерк)

26.5.25

1.4.27

1.7.29

"L'Alcyon"

"Ф.Ш. де ля Жиронда" (Бордо)

2.1925

26.6.26

15.7.29

"Le Fortune"

'•А.Ш. Наваль Франсэ" (Кан)

1.9.25

15.11.26

1.7.28

"Le Mars"

"А.Ш. Наваль Франсэ" (Кан)

8.7.25

28.8.26

20.1.28

"La Palme"

"Ансьен Ш. Дюбижон" (Нант)

16.5.25

30.6.26

6.2.28

"La Railleuse"

"Ансьен Ш. Дюбижон" (Нант)

30.7.25

9.9.26

15.2.28

программа 1925 г.

 

 

 

 

"Basque "

"А.Ш. де ля Сен Маритим"

18.9.26

25.5.29

5.3.31

"Bordelais"

"Ф.Ш. де ля Жиронда" (Бордо)

19.11.26

23.5.28

8.4.30

"Boulonnais"

"А.Ш. Наваль Франсез" (Кан)

4.5.26

1.6.27

25.6.28

"Brestois "

"Ш. Диль э Бакала" (Бордо)

17.5.26

18.5.27

15.6.28

программа 1926 г.

 

 

 

 

"Forbin"

"Ф.Ш. де ля Мидетеррань" (Гавр)

29.6.27

17.7.28

1.5.30

"Foudroyant"

"Ш. Диль э Бакала" (Бордо)

28.7.27

24.4.29

10.10.30

"Fougueux"

"А.Ш. де Бретань" (Нант)

21.9.27

4.8.28

15.6.30

"Frondeur"

"Ш. Наваль Франсез" (Кан)

9.11.27

29.6.29

28.10.31

 

Стандартное водоизмещение 1356 тонн, полное 1968 т. Длина наибольшая 107,2 м, по ватерли­нии 100,9 м; ширина 9,84 м, осадка 4,3 м.

Состав силовой установки не претерпел изменений: три котла "дю Темпль" и два турбозубчатых агрегата. Для новых кораблей в каче­стве основных были приняты турбины Парсонса, лишь "Адруа", "Алъсьон" и "Фрондер'' оснащались ТЗА "Золли", а "Фуге" - "Рато". Проектная мощность составляла 34000 л.с. (в ряде источников приводится цифра 35000 л.с.), скорость 34 узла.

Как и у многих современных французских кораблей, надежность силовых установок оказа­лась ниже ожидаемой. Предполагалось, что ос­новной задачей новых эскадренных миноносцев станут операции между средиземноморским побе­режьем Франции и Северной Африкой, но когда наступил час испытаний, кораблям пришлось приспосабливаться к новым театрам и задачам. Тогда-то очень быстро выяснилось, что их бое­вые качества сильно отличаются от теоретичес­ких. В большинстве случаев они оказались ниже соответствующих параметров современных инос­транных проектов, а при переходе на военное по­ложение проблемы с топливом стали постоянной головной болью для их командиров.

Запас топлива и дальность плавания оста­лись прежними: 335 т и 2150 миль 14-узловым хо­дом.

Экипаж 7 офицеров и 131 матрос.

Вооружение состояло из четырех 130-мм орудий M1924, 75-мм зенитного орудия M1927, двух 8-мм пулеметов, двух трехтрубных 550-мм торпедных аппаратов. Как и на кораблях ранней серии, 75-мм орудия перед войной были заменены 37-мм автоматами, а пулеметы "винтовочного" калибра 13,2-мм "Гочкисами". Новые 130-мм орудия были сложны в обслуживании, имели ма­лую скорострельность, которая еще более умень­шалась при углах возвышения более 15°. К концу 30-х годов размещение носовых орудий признали неудачным, так как приводило к чрезмерной вы­соте надстройки. В 1940 году одно орудие главно­го калибра сняли по соображениям остойчивости. Обычно это было орудие № 3, но иногда № 4 (например, на "Ля Фортюн").

Вместе с кораблями предыдущей серии, с конца 20-х годов до начала второй мировой вой­ны эти эсминцы были становым хребтом француз­ских Divisions de Torpilleurs. С первых дней войны они включились в патрульную и эскортную дея­тельность, которые, как было сказано, быстро вы­явили их недостаточный боевой радиус. Только четыре корабля ("Альсьон", "Баск", "Форбэн", "Фортюн") пережили роковой для французского флота 1942 год. С них сняли один торпедный аппа­рат и одно 130-мм орудие, усилив зенитное воору­жение одним 40-мм и четырьмя-шестью 20-мм ав­томатами; добавили "асдик" и радар.

"Л'Адруа". Входил в состав 2-го дивизиона эсминцев, (командир корабля и дивизиона капи­тан 1 ранга Дюпен де Сен-Сир). Действовал в Ла-Манше и Северном море. 20 мая 1940 г. око­ло 23 часов в районе Дюнкерка атакован немец­кими бомбардировщиками Не-111 из состава KG 55, тяжело поврежден бомбой, разорвавшей­ся на дне. От полученных повреждений выбро­сился на берег у пляжа Мало-ле-Бэн. Потери со­ставили 27 человек.

"Л'Альсьон". Входил в состав 7-го дивизио­на эсминцев, первоначально действовавшего в Атлантике, но затем переведенного на Средизем­ное море. После перемирия оставался в составе действующего флота, базировался на Марокко. В ноябре 1942 г. находился в Касабланке. 8 ноября поврежден в бою с американскими кораблями, но остался единственным уцелевшим кораблем из состава 2-й легкой эскадры.

Впоследствии включен в состав 6-го дивизи­она эсминцев. Под командованием капитана 3 ранга Виктора Маршаля участвовал в освобожде­нии Корсики (сентябрь 1943 г.), операции "Дра­гун" (август 1944 г.). В декабре 1944 г. в составе Французского оперативного соединения (French Navy Task Force - FNTF) принимал участие в блокаде немецких анклавов на побережье Бискай­ского залива.

После войны на "Альсьон" испытывалось германское 105-мм орудие (установлено на пози­цию № 4). Исключен из состава флота 10 ноября 1952 г. и сдан на слом.

"Ле Фортюн". Действовал на Средиземном море в составе 3-го дивизиона эсминцев (коман­дир корабля и дивизиона - капитан 2 ранга Серрэс). 11-14 июня в составе эскадры контр-адмира­ла Годфруа принимал участие в набеговой операции против итальянского судоходства в районе Додеканезских островов. 4 июля 1940 г. интернирован и разоружен в Александрии, где находился в течение последующих трех лет.

В начале июля 1943 г. возвращен в боевой состав флота. Действовал в составе 3-го диви­зиона эсминцев (командир корабля и дивизио­на - капитан 2 ранга Серрэс). Участвовал в ос­вобождении Корсики (сентябрь 1943 г.), высадке в южной Франции (август 1944 г.), блокаде немецких анклавов на побережье Бис­кайского залива (декабрь 1944 г.). В январе 1945 г. в Лигурийском море потопил 3 малых торпедных катера из состава итальянской 10-й флотилии MAS. Исключен из состава флота 31 августа 1950 г.

"Ле Марс". Входил в состав 1-го дивизиона эсминцев, действовавшего на Средиземном море. 27 ноября 1942 г. затоплен в Тулоне. Под­нят немецкими спасателями 6 мая 1944 г. и ра­зобран на металл.

"Ля Пальм". Входил в состав 1-го дивизио­на эсминцев, действовавшего на Средиземном море. 27 ноября 1942 г. затоплен в Тулоне. Под­нят немецкими спасателями 26 декабря 1943 г., не восстанавливался и разобран на металл.

"Ля Рийо". Входил в состав 3-го дивизиона эсминцев. Действовал на Средиземном море и у побережья Марокко. 24 марта 1940 г. в 16.55 по­гиб в Касабланке в результате взрыва торпед в носовом торпедном аппарате. Потери составили 28 человек. Это был первый французский эсми­нец, погибший во второй мировой войне!

"Баск". Входил в состав 9-го дивизиона эс­минцев. В мае-июне 1940 г. действовал в Восточ­ном Средиземноморье, у побережья Леванта и в Эгейском море. 11-14 июня принимал участие в набеговой операции в районе Додеканезских ост­ровов. 4 июля 1940 г. интернирован и разоружен в Александрии.

В июне 1943 г. возвращен в боевой состав флота. Участвовал в освобождении Корсики (сен­тябрь 1943 г.), высадке в южной Франции (август 1944 г.), блокаде немецких анклавов на побере­жье Бискайского залива (декабрь 1944 г.). Исклю­чен из состава флота 10 декабря 1952 г. Стал пос­ледним из эсминцев 1500-тонного класса.

"Борделе". Входил в состав 8-го дивизиона эсминцев. Действовал на Средиземном море. За­топлен в Тулоне 27 ноября 1942 г.

"Булопэ". В составе 5-го дивизиона эсмин­цев действовал в Атлантике, Северном море и Ла-Манше. Под командованием капитана 3 ранга Шампио участвовал в Норвежской кампании, со­провождая войсковые конвои. Впоследствии пере­веден на Средиземное море, базировался на Оран. Сопровождал линкор "Страсбург"-во время про­рыва из Мерс-эль-Кебира в Тулон 3 июля 1940 г. Впоследствии перебазировался в Марокко.

8 ноября 1942 г. в составе 2-й легкой эскад­ры вышел из Касабланки для атаки американских кораблей. При налете истребителей "Уайлдкэт" с авианосца "Рейнджер"на мостике убит командир корабля капитан-лейтенант Шарль Мартинан де Пенеф. Во время боя с кораблями 34-го оператив­ного соединения получил 6 попаданий 152-мм снарядами с крейсера "Бруклин" (но другим дан­ным, 406-мм снаряда с линкора "Массачусетс"); в 11.12 перевернулся и затонул западнее мыса Федала (33°40' с.ш./07°34' з.д.). Потери экипажа со­ставили 10 человек.

"Брестуа". Боевая карьера практически по­вторяет "Булонэ". К началу второй мировой вой­ны входил в состав 5-го дивизиона эсминцев (ко­мандир корабля и дивизиона - капитан 1 ранга Крафт). Активно участвовал в Норвежской кам­пании, сражении под Мерс-эль-Кебиром, отраже­нии англо-американского вторжения во Француз­скую Северную Африку.

Утром 8 ноября 1942 г. получил тяжелые повреждения от огня американских тяжелых крейсеров "Уичита" и "Тускалуза"под Касаб­ланкой, вернулся в порт, где затонул на следую­щий день из-за непрекращающегося поступле­ния воды (по другим данным, затоплен командой).

"Форбэн". В составе 9-го дивизиона эсминцев действовал на Средиземном море между Марокко и Левантом. Командовал кораблем капитан 3 ранга Шателье. 11-14 июня 1940 г. принимал участие в операции против итальянского судоходства в районе Додеканезских островов. 4 июля интерни­рован и разоружен в Александрии с эскад­рой контр-адмирала Годфруа.

В июне 1943 г. возвращен в боевой состав флота. Под командованием капита­на 3 ранга Робера Бартелеми участвовал в освобождении Корсики (сентябрь 1943 г.) и высадке в южной Франции (август 1944 г.) в составе 3-го дивизиона эскадренных миноносцев. 1-13 сентября 1944 г. участвовал в обстре­лах неприятельских позиции, в районе Римини. Ис­ключен из состава флота 10 ноября 1952 г.

"Фудруайян". В составе 5-го дивизиона эс­минцев действовал в Атлантике, Северном море и Ла-Манше, участвовал в Норвежской кампании. Принимал участие в эвакуации Дюнкерка. 1 июня 1940 г. около 10.30, во время третьего рейса с эва­куируемыми, атакован германскими пикирующи­ми бомбардировщиками Ju-87 в районе Дюнкер­ка. Получил 4 прямых попадания авиабомб и затонул. Потери составили 18 человек. Во время войны бессменным командиром корабля был ка­питан 3 ранга Поль Фонтэн.

"Фуге". Входил в состав 2-го дивизиона эс­минцев. Действовал в Атлантике и Ла-Манше, принимал участие в эвакуации Дюнкерка. 16-17 мая 1940 г. в числе первых французских кораблей оказывал поддержку армейским частям в устье р. Шельда, на о-вах Вальхерен и Зейд-Бевеланд. 24 мая 1940 г. поврежден немецкими бомбардиров­щиками в районе Булони. После перемирия оста­вался в составе действующего флота, базировался на порты Западной Африки. Участвовал в набеге на Гибралтар 24-25 сентября 1940 г.

8 ноября 1942 г. под командованием капитан-лейтенанта Луи Стикка участвовал в бою с амери­канскими кораблями под Касабланкой. Около 10.40 потоплен артиллерией линкора "Массачу­сетс'' и тяжелого крейсера "Тускалуза"западнее м. Федала (33°42' с.ш./07°37' з.д.). Погибло 11 человек.

"Фрондёр". Входил в состав 2-го дивизиона эсминцев. Действовал в Атлантике и Ла-Манше, принимал участие в эвакуации Дюнкерка. 16-17 мая 1940 г. обстреливал наступающие немецкие войска в устье р. Шельда. 23 мая 1940 г. около 18 часов поврежден немецкими бомбардировщика­ми в районе Булони. После перемирия оставался в составе действующего флота, базировался на порты Западной Африки. Участвовал в набеге на Гибралтар 24-25 сентября 1940 г.

В бою под Касабланкой 8 ноября 1942 г. тя­жело поврежден артиллерией американских тяже­лых крейсеров "Уичита"™ "Тускалуза" в районе м. Федала. Затоплено четыре отсека. Вернулся в порт. Тем же вечером получил дополнительные повреждения во время налета американских пи­кирующих бомбардировщиков "Доунтлесс" с авианосца "Рейнджер". На следующий день зато­нул в Касабланке.

 

3. Тип "Ле Арди". (12 ед.)

 

Решение о постройке этих эсминцев было принято в 1932 году, так как с закладкой новей­ших линкоров "Дюнкерк'' и "Страсбург"появи­лась необходимость в новых эсминцах, способ­ных действовать совместно с ними и крейсерами типа ''Жорж Лейг'' потому что "1500-тонники" не обладали требовавшейся скоростью, а их зе­нитное вооружение признавалось крайне слабым. Требования к проекту были выработаны в июне 1932 года. Важнейшими из них считались:

а) скорость 34-35 узлов при нормальном во­доизмещении;

б) низкий силуэт;

с) хорошая остойчивость;

в) усиленный форштевень;

г) удобство расположения мостика;

д) усиление торпедного вооружения;

е) перепланировка топливных цистерн по сравнению с 1500-тонным проектом.

К концу года было решено, что новый ко­рабль будет иметь водоизмещение 1300/1400 тонн и вооружение из четырех 130-мм орудий в двух двухорудийных башнях. Однако сложность обеспечить необходимую скорость и желание иметь эсминец, вооруженный не хуже своих зару­бежных аналогов (например, итальянских "Навигатори"), привели к увеличению проектного водоизмещения. Таким образом, принятый в ав­густе 1934 года окончательный вариант проекта вылился в 1772 тонны водоизмещения с шестью 130-мм орудиями.

 

1770-тонный класс. Тип "Ле Арди". (12 ед.)

Корабль

Строитель

Заложен

Спущен

программа 1934 г.

 

 

 

"Le Hardi"

"А.Ш. де ля Луар" (Нант)

20.5.36

4.5.38

"Fleuret" (с 1.4.41 "Foudroyant")

"Ф.Ш. де ля Мидетеррань" (Ля Сен)

18.8.36

28.7.38

программа 1935 г.

 

 

 

"Epee" (с 1.4.41 "L'Adroit")

"Ф.Ш. де ля Жиронда" (Бордо)

15.10.36

26.10.38

"Mameluk"

•'А.Ш. де ля Луар" (Нант)

1.1.37

18.2.39

программа 1936 г.

 

 

 

"Casque"

"Ф.Ш. де ля Мидетеррань" (Ля Сен)

30.11.36

2.11.38

"Lansquenet" (с 1.4.41 "Cyclone")

"Ф.Ш. де ля Жиронда" (Бордо)

17.12.36

20.5.39

"Le Corsaire" (с 1.4.41 "Sirocco")

"Ф.Ш. де ля Мидетеррань" (Ля Сен)

31.3.38

24.11.39

программа 1937 г.

 

 

 

"Le Flibustler" (с 1.4.41 "Bison")

"Ф.Ш. де ля Мидетеррань" (Ля Сен)

11.3.38

14.12.39

"L'lntrepide"*

"Ф.Ш. де ля Мидетеррань" (Ля Сен)

16.8.39

26.6.41

программа 1938 г.

 

 

 

"Le Temeraire"*

"Ф.Ш. де ля Мидетеррань" (Ля Сен)

28.8.39

7.11.41

"L'Opinidtre"*

"Ф.Ш. де ля Жиронда" (Бордо)

1.8.39

-

"L'Aventurier"*

"Ф.Ш. де ля Жиронда" (Бордо)

4.8.39

20.4.47

 

Орудия главного калибра (полуавтомати­ческие 130-мм M1930) были теми же, что стави­лись на линкоры типа "Дюнкерк". По примеру "Могадора", орудия, впервые на французских эсминцах, устанавливались в водонепроницае­мых башнях. В совокупности с требованием низ­кого силуэта, а следовательно, и высоты мости­ка, пришлось две башни поставить в корме и одну в носу.

Несмотря на то что разработка проекта на­чалась в 1932 году, его утвердили только 10 авгус­та 1934 г., но прошло еще 23 месяца, прежде чем был заложен головной корабль. Эта задержка так и не была восполнена, что с началом войны име­ло катастрофические последствия для французс­ких торпедных сил. Строительство серии протека­ло медленно: заказывалось всего по два-три корабля в год. В 1938 году была намечена допол­нительная программа (пять единиц), но позднее от нее отказались в пользу лидеров типа "Могадор".

Водоизмещение: стандартное 1772 т, полное 2536 т; длина наибольшая 117,2 м, по ватерлинии 111,6 м; ширина 11,1 м, осадка 4,2 м.

Новый проект включал в себя немало ново­введений по части силовой установки. Для ее раз­мещения была принята эшелонная схема - ма­шинные отделения чередовались с котельными. Четыре высоконапорных котла "Сюраль-Пеноё" обеспечивали паром два одноступенчатых турбозубчатых агрегата. Половина эсмин­цев ("Ле Арди", "Мамелюк", "Каск", "Кор­сар", "Энтрепид", "Темерер") оснащалась ТЗА "Парсонс". остальные — ТЗА "Рато-Бретань"; турбины системы "Золли" к тому времени были признаны неудачными и на эсминцах этого типа не применялись. Име­лись улучшения в котельных отделениях: увеличение рабочего давления пара приве­ло к снижению удельного веса силовой ус­тановки до 18,26 кг/л.с. по сравнению с 28,92 кг/л.с. у последних из "1500-тонников". Мощность механизмов составляла 58600 л.с., что обеспечивало 37-узловую скорость. Важнейшим фактором стало уве­личение запаса топлива более чем на 30 процентов (до 462 т). При наличии особых турбин крейсерс­кого хода это сулило прибавку в дальности плава­ния, которая должна была достигать 2760 миль при экономической скорости 20 уз.

Головной "Ле Арди" прошел предваритель­ные испытания 21 июля 1939 года, показав 39,09 узла в ходе восьмичасового пробега на полную скорость. Рекордсменом стал "Флёре", развивший 40,2 уз. Следует отметить, что из-за условий военного времени эсминцы данного типа не проходили испытаний по полной программе, поэтому о ряде характеристик можно судить только по расчетам. Относительно дальности плавания приводятся следующие данные: 1000 миль 35-узловым ходом, 1900 миль 25-узловым и 3100 миль 10-узловым.

Артиллерийское вооружение состояло из шести 130-мм орудий M1930, располагавшихся в трех башнях М1935. Орудия обладали скорост­рельностью 14-15 выстрелов в минуту, максимальным углом возвышения 30°, но наиболее эф­фективны были при небольших углах. Система управления огнем включала в себя два 5-метро­вых стереодальномера, которые были приспособ­лены также для управления торпедной стрельбой. Два 37-мм автомата М1925 и четыре 13,2-мм пу­лемета "Гочкис" обеспечивали противовоздуш­ную оборону. Торпедное вооружение включало в себя семь 550-мм торпедных труб. Один трехтруб­ный аппарат располагался перед кормовым шель­тердеком в диаметральной плоскости, два двух­трубных аппарата стояли побортно между дымовыми трубами. Это уменьшало бортовой залп с шести торпед до пяти.

Экипаж составлял 187 человек.

Вторая группа (последние четыре корабля, отмеченные в таблице *) имела некоторые отли­чия от первой. Это было вызвано опытом граж­данской войны в Испании, показавшей растущую угрозу со стороны авиации. Во второй половине 1938 года предлагалось перевооружить эсминцы типа "Ле Арди" 130-мм установками M1932 — та­кими же, что стояли на "Дюнкерке". Хотя теоре­тически использование уже опробованных уста­новок сулило определенные преимущества, для кораблей первой серии это было признано невоз­можным, так как задержало бы их ввод в строй и потребовало значительных переделок. Но для второй группы решили применить именно такие установки. Правда, из-за трехкорабельной диви­зионной организации, один из эсминцев второй группы ("Л'Опинэр") был вооружен прежними установками M1930 с небольшим углом возвыше­ния, чтобы получить девять однородно воору­женных единиц. Излишек водоизмещения при этом пошел на усиление зенитного (поставлено два двухствольных 100-мм орудия образца 1931 г.) и противолодочного вооружения, однако вместо двух двухтрубных торпедных аппаратов предполагалось устанавливать один трехтруб­ный. Кроме того, четыре эсминца второй группы имели вдвое больше зенитных пулеметов. В ре­зультате их стандартное водоизмещение достигло 2180 т, полное 2882 т, ширина увеличена до 11,8 м, мощность механизмов достигала 60000 л.с. (по некоторым данным, даже 62000 л.с.), но скорость уменьшилась на 2 узла.

К началу войны только шесть кораблей было спущено, но ни один не вступил в строй. К моменту заключения Компьенского перемирия 18 июня восемь единиц были на плаву. Из них "Эпе", "Мамелюк"и "Ланскене"находились на верфях атлантического побережья, где существо­вала опасность их захвата немцами. Еще четыре корабля —"Л'Энтрепид"'и "Ле Темерер" на Сре­диземноморье; "Л'Опинэр" и "Л'Авентюрье" в Жиронде даже не были спущены на воду.

Наглядное представление о состоянии воо­ружения и оборудования поспешно введенных в строй эскадренных миноносцев дает их единствен­ная боевая операция. 24-25 сентября 1940 года "Эпе"и "Флёре" совместно с "Фуге" и "Фрондёр" совершили набег на Гибралтар, где вступили в бой с британскими эсминцами. Во время перестрелки ''Эле" успел выпустить всего 14 снарядов, после чего все его 130-мм орудия вышли из строя из-за различных дефектов. "Флёре" не сделал ни одного выстрела, так как его система управления огнем отказала и не могла сопровождать цели.

Обстоятельства спешного введения в строй приводили к тому, что окончательная комплек­тация эсминцев проводилась вдали от верфей-строителей, что вызывало их значительные от­личия от проекта. В период 1941-1942 гг. основные модернизации касались зенитного во­оружения. Например, "Ле Арди" получил спа­ренный 37-мм автомат M1933 взамен модели М1925, четыре спаренных 13,2-мм пулемета (ус­тановлены на юте, кормовой надстройке и кры­льях мостика), а также пять 8-мм пулеметов, раз­мещенных на торпедных аппаратах. Остальные эсминцы вооружались примерно так же.

Два корабля ("Опинэр" и "Авантюрье") в Жиронде попали в руки немцев и более двух лет ржавели на стапелях. Командование Кригсмарине, испытывая нужду в эсминцах, осмотрело их в октябре 1942 г. К тому времени они уже требова­ли замены некоторых элементов набора корпуса и листов обшивки. Предназначавшееся для них вооружение находилось в неоккупированной час­ти Франции и не могло быть использовано, но немцы решили достроить "Опинэр", имевший всего 16 % готовности, переименовав его в "ZF 2". К работам на "Авантюрье" так и не приступи­ли. Начальник эсминцев контр-адмирал Бей, счи­тая, что оригинальные французские башенные ус­тановки не могут быть использованы, предлагал вооружить эсминец тремя спаренными 120-мм орудиями голландской разработки или четырьмя германскими 127-мм. В конце концов остановились на последних, к которым доба­вили четыре 37-мм и десять 20-мм ав­томатов, а также два четырехтрубных торпедных аппарата. Тем не менее, работы по достройке постоян­но прерывались, и корабль даже не спустили на воду.

Восемь уже укомплектованных эсминцев были затоплены в Тулоне во время самоуничтожения флота 27 ноября 1942 года. Так как многие корабли не имели на борту полных экипажей, их разрушения оказались не столь масштабными, а осмотр по­казал, что некоторые могут быть подняты и восстановлены. Посколь­ку немцы не имели достаточного ко­личества спасательного оборудова­ния, основная масса судоподъемных работ велась специалистами Коро­левского Итальянского флота. Ита­льянцы были весьма заинтересованы в современ­ных эсминцах для возмещения своих тяжелых потерь и решили восстановить шесть единиц. Они успели получить новые названия, но в строй так и не вступили.

"Ле Арди". Входил в состав 10-го дивизиона эсминцев. 19 июня 1940 г. вышел из Бреста под флагом контр-адмирала де Лаборда (командир ко­рабля капитан 3 ранга де Танненбер), сопровож­дая недостроенный линкор "Жан Бар"'в Касаб­ланку. Участвовал в отражении британской атаки на Дакар 23 сентября 1940 г., затем перешел в Ту­лон. Входил в состав Сил Открытого моря, но 1 мая 1942 г. выведен в резерв. Затоплен в Тулоне 27 ноября 1942 г. Поднят итальянскими спасателями, включен в состав итальянского флота под назва­нием "FR 37". На буксире отправлен на ремонт в Геную, но в сентябре 1943 г. захвачен германскими войсками в порту Савонна. 24 апреля 1945 г. за­топлен в Генуе.

"Флёре". Входил в состав 10-го дивизиона эсминцев. В июне 1940 г. ушел из метрополии в Касабланку. Участвовал в набеге на Гибралтар 24-25 сентября 1940 г. В ноябре 1940 г. перешел в Тулон, в составе эскорта линейного корабля "Прованс". Находился в составе Сил Открытого моря. 1 апреля 1941 г. переименован в "Фудруайян". Затоплен в Тулоне 27 ноября 1942 г. Поднят итальянскими спасателями 20 мая 1943 г., зачис­лен в состав итальянского флота под названием "FR 36'', но в строй не введен. В сентябре 1943 г. захвачен германскими войсками, в августе 1944 г. затоплен в Тулоне.

"Эпе". Входил в состав 10-го дивизиона эс­минцев. Эскортировал недостроенный линкор "Жан Бар" - в Касабланку, участвовал в набеге на Гибралтар 24-25 сентября 1940 г., в ноябре перешел в Тулон. 1 апреля 1941 г. переименован в "Л’Адруа". Затоплен в Тулоне 27 ноября 1942 г. Поднят итальянскими спасателями 20 апреля 1943 г., зачис­лен в состав итальянского флота под названием "FR 33", но в строй не введен. В сентябре 1943 г. захвачен германскими войсками, использовался в качестве дымзавесчика в Тулоне. В августе 1944 г. возвращен Франции, но ремонту не подлежал и после войны разобран на металл.

"Мамелюк". В июне 1940 г. под командова­нием капитана 2 ранга Шарраса ушел из Нанта в Касабланку в составе эскорта недостроенного лин­кор "Жан Бар". В декабре 1941 г. перешел в Тулон. Окончательно укомплектован не был. Затоплен в Тулоне 27 ноября 1942 г. Поднят итальянскими спа­сателями, но признан непригодным к восстановле­нию. Корпус разрушен бомбами англо-американс­кой авиации в Тулоне 6 августа 1944 г.

"Каск". Перешел из Ля Сена в Мерс-эль-Кебир 20 июня 1940 г. в неукомплектованном состо­янии (из вооружения действовали только зенит­ные автоматы), поэтому не принимал участие в бою 3 июля. Впоследствии перешел в Тулон. С 1 мая 1942 г. входил в состав 10-го дивизиона эс­минцев Сил Открытого моря. Затоплен в Тулоне 27 ноября 1942 г. Поднят итальянскими спасате­лями, но признан непригодным к восстановле­нию. Снова потоплен 24 апреля 1944 г. в Тулоне авиацией союзников. Поднят после войны и сдан на слом 2 января 1958 г.

"Ланскене". Спущен на воду 20 мая 1939 года, к моменту заключения перемирия по-пре­жнему стоял в сухом доке с готовой силовой уста­новкой, но без вооружения. Его быстро вывели из дока и в тот же день установили штатные 130-мм орудия в башнях, после чего корабль перевели в Пуайяк на заправку. Только два из четырех котлов теоретически были в рабочем состоянии, но и их не вводили в действие, поэтому оставались непод­вижными и машины. Тем не менее, эсминец выдер­жал бой с германскими полевыми батареями в ус­тье Жиронды и 27 июня благополучно достиг Касабланки. В ноябре 1940 г. перешел в Тулон в составе эскорта линейного корабля "Прованс". 1 апреля 1941 г. переименован в "Циклон".

Затоплен в Тулоне 27 ноября 1942 г. Поднят итальянскими спасателями, зачислен в состав итальянского флота под названием "FR 34". 31 августа 1943 г. отбыл в Геную на ремонт, но успел дойти только до Империи, где 9 сентября был захвачен германскими войсками, переименован в "ТА 34", но в строй не введен. 24 апреля 1945 г. затоплен в Генуе. Поднят и передан Франции 19 марта 1946 г., отведен на ремонт в Тулон. Работы по восстановлению начаты не были, сдан на слом 22 сентября 1958 г.

"Ле Корсэр". Перешел из Ля Сена в Мерс-эль-Кебир 22 июня 1940 г. в неукомплектованном состоянии (отсутствовали 130-мм орудия). В бою 3 июля участие не принимал. Впоследствии пере­шел в Тулон. 1 апреля 1941 г. переименован в "Сироко". С 1 мая 1942 г. входил в состав 10-го дивизиона эсминцев Сил Открытого моря. Затоп­лен в Тулоне 27 ноября 1942 г. Поднят итальянс­кими спасателями, отбуксирован в Геную 10 июня 1943 г., зачислен в состав итальянского фло­та под названием "FR 32". Планировалась уста­новка итальянского вооружения, но работы не были начаты. В сентябре 1943 г. захвачен герман­скими войсками, но 28 октября 1944 г. затоплен в Генуе для заграждения входа в гавань.

"Ле Флибустьер". К моменту заключения пе­ремирия находился на достройке в Ля Сене в 75 % готовности, в дальнейшем работы на ко­рабле не производились. 1 апреля 1941 г. пере­именован в "Бизон". Затоплен в Тулоне 27 нояб­ря 1942 г. Поднят итальянскими спасателями, зачислен в состав итальянского флота под назва­нием "FR 35". В сентябре 1943 г. захвачен гер­манскими войсками, использовался в качестве неподвижного дымогенератора в Тулоне. По­врежден авиацией союзников весной 1944 г., 25 августа 1944 г. затоплен в Тулоне при оставле­нии базы, 28 августа окончательно разрушен торпедой германской подводной лодки.

"Л'Энтрепид". К моменту заключения пе­ремирия находился в Ля Сене на стапеле в 20 % готовности, где захвачен германскими войсками 27 ноября 1942 г. Работы по достройке не прово­дились. Разобран на стапеле после войны.

"Ле Темерер". К моменту заключения пере­мирия находился в Ля Сене на стапеле в 15 % го­товности, где захвачен германскими войсками 27 ноября 1942 г. Работы по достройке не проводи­лись. Разобран на стапеле после войны.

"Л'Опинэр". К моменту заключения пере­мирия находился в Бордо на стапеле в 16 % готов­ности. Захвачен германскими войсками в июне 1940 г. В октябре 1942 г. назначен на достройку для германского флота, переименован в "ZF2". Из-за саботажа французских рабочих, на воду не спущен, а в июле 1943 г. работы прекращены. После войны разобран на металл.

"Л'Авентюрье". К моменту заключения пе­ремирия находился в Бордо на стапеле в 13 % го­товности. Захвачен германскими войсками в июне 1940 г. В октябре 1942 г. назначен на дост­ройку для германского флота, но работы начаты не были. После войны спущен на воду, чтобы ос­вободить стапель, переведен в Брест и использо­вался в экспериментальных целях. Корпус служил в качестве причала и был продан на разборку только 21 апреля 1971 г.