Глава IV. Миноносцы
1. Тип "Ля Помон". (6 ед.)
Миноносцы типа "Ля Помон" проектировались под условия Лондонского морского соглашения 1930 года, которое не лимитировало количество единиц водоизмещением менее 600 тонн. Первоначально эти корабли числились эскортными кораблями ("суда-конвоиры" по советской классификации того времени) и попадали под наблюдение секции береговой обороны. Первый вариант проекта предусматривал установку двух 75-мм орудий и четырех 400-мм торпедных аппаратов. Из-за слабого вооружения проект встретил холодный прием, в результате чего были выбраны 100-мм орудия и торпеды более крупного калибра. От первоначального намерения установить однотрубные торпедные аппараты, которые бы вели огонь по носу, отказались в пользу двухтрубного, установленного в центральной части.
Четыре единицы заказали 31 марта 1931 г., четыре - 10 июля 1931 г., последние — 31 марта 1932 г. Все строились на частных верфях.
600-тонный класс. Тип "Ля Помон". (12 ед.)
Корабль |
Строитель |
Заложен |
Спущен |
Введен в строй |
"La Pomone" |
"А.Ш. де ля Луар" (Нант) |
22.11.33 |
25.1.35 |
1.12.36 |
"La Melpomene " |
"А.Ш. де Бретань" (Нант) |
13.12.33 |
24.1.35 |
20.11.36 |
"L'Iphigenie" |
"А.Ш. де ля Луар" (Нант) |
14.12.33 |
18.4.35 |
1.11.36 |
"La Flore" |
"А.Ш. де Бретань" (Нант) |
26.3.34 |
5.3.35 |
25.11.36 |
"La Poursuivante" |
"А.Ш. де Франсэ" (Дюнкерк) |
13.8.34 |
4.8.36 |
5.11.37 |
"La Cordeliere" |
"Ш. Огустин-Норман" (Гавр) |
16.8.34 |
9.9.36 |
1.12.37 |
"Branlebas" |
"Ш. Огустин-Норман" (Гавр) |
27.8.34 |
12.4.37 |
16.3.38 |
"Baliste" |
"А.Ш. де Франсэ" (Дюнкерк) |
20.9.34 |
17.3.37 |
24.5.38 |
"La Bayonnaise " |
"Ш. Маритим дю Зюд-Ост" (Бордо) |
18.10.34 |
28.1.36 |
1.4.38 |
"Bouclier" |
"А.Ш. де ля Сен Маритим" |
18.10.34 |
9.8.37 |
6.8.38 |
"L'Incomprise" |
"А.Ш. де ля Сен Маритим" |
20.10.34 |
14.4.36 |
16.3.38 |
"Bombarde" |
"А.Ш. де ля Луар" (Нант) |
18.2.35 |
23.3.36 |
16.8.37* |
* Дата передачи флоту.
Кораблестроительные элементы: стандартное водоизмещение 669 т, полное 911 т; длина наибольшая 80,7 м, по ватерлинии 76 м, ширина 7,96 м, осадка 3,07 м. Силовая установка — двухвальная; два котла "Индрэ", два одноступенчатых ТЗА "Парсонс" (на "Помон", "Ифижени", "Пурсюивант", "Байоннез", "Буклие", "Бранлеба") или "Рато-Бретань" (на остальных) мощностью 22000 л.с. Максимальная скорость составляла 34,5 уз. Миноносцы принимали по 167 т нефти, что обеспечивало дальность плавания 1000 миль экономическим 20-узловым ходом.
Корпус миноносцев был спроектирован на основе 2400-тонных лидеров типа "Альбатрос"'в надежде дать им мореходность даже лучшую, чем у их более крупных собратьев, однако на практике эти надежды не оправдались, наглядным примером чему служит гибель "Бранлеба " во время шторма. Французский флот всегда критиковался за недостаточную остойчивость кораблей, вызванную их чрезмерным верхним весом, в частности, из-за тяжелых котлов, при довольно слабом корпусе, а их силовые установки были недостаточно надежными. Носовое орудие, а также и пулеметы постоянно заливались. В дополнение ко всему, дальность плавания была далека от теоретической.
Вооружение состояло из двух 100-мм орудий M1930, четырех 13,2-мм зенитных пулеметов и двухтрубного 550-мм торпедного аппарата. Экипаж военного времени составлял 5 офицеров и 100 матросов (в мирное время — 92 моряка).
К началу второй мировой войны шесть кораблей данного класса действовали в Канале, базируясь на Дюнкерк, и шесть на Средиземном море. В предвоенные годы на миноносцах не проводилось существенных модернизаций, и большинство их делалось англичанами и немцами, когда корабли оказались в их руках. "Бранлеба" стал первой жертвой, и об его перевооружении англичанами нет точных сведений, но вероятно, он получил два 2-фунтовых автомата "пом-пом". С "Мельпомен" к началу 1942 г. сняли кормовую 100-мм пушку и находившийся рядом с ней тамбур элеватора, поставив взамен два 2-фунтовых "пом-пома" и два 20-мм автомата. Торпедный аппарат был сохранен, а впоследствии на юте установили еще один "пом-пом". Остальные попавшие к англичанам миноносцы (''Буклие", "Кордельер", "Флор", "Энкомприз") использовали для вспомогательных целей, и модернизация их вооружения, вероятно, пошла по пути "Мельпомен".
Пять миноносцев, захваченных в Тулоне и Бизерте, после недолгого пребывания в руках итальянцев были переданы германскому флоту, действовавшему на Средиземноморье, и получили обозначения "ТА 9" - "ТА 13". Реально же только три из них находились в боеспособном состоянии, поэтому в конце апреля 1943 г. все миноносцы перешли из Специи в Тулон на ремонт. Этот переход показал вопиющее состояние кораблей, не связанное, впрочем, с уровнем французской техники. По прибытии в Тулон миноносцы прошли на верфи "Ля Сен" ремонт, во время которого выяснилось, что большая часть электрооборудования имеет дефекты, система управления огнем недостаточно эффективна, а количество принимаемого боезапаса главного калибра мало. Кроме проблем технического свойства, существовали трудности с комплектацией экипажей. Гитлер приказал командованию флота ввести корабли в строй не позднее 4 декабря 1943 г., а начальнику эсминцев контр-адмиралу Э. Бею -лично заняться их укомплектованием. Последний согласился на это с большой неохотой, так как считал, что они больше подходят на роль эскортных кораблей, а не миноносцев.
Миноносцы были переоборудованы по требованиям Кригсмарине. На фок-мачту, ставшую треногой, устанавливался радар германской разработки. Зенитное вооружение усиливалось за счет добавления четырехствольного 20-мм "Фирлинга" на кормовом шельтердеке. Все торпедное вооружение сохранялось. Впоследствии торпедные аппараты были сняты, на их место установлено два 37-мм автомата, а число 20-мм, по сведениям М. Уитли, доходило до двадцати, хотя данная цифра представляется завышенной.
Еще в апреле 1943 г. из этих кораблей планировалось сформировать 10-ю флотилию миноносцев в составе 7-й дивизии сил охранения в Специи, но на самом деле они действовали в составе 3-й и 4-й эскортных флотилий.
"Ля Помон". Входил в состав 12-го дивизиона миноносцев Бизертского военно-морского района. После перемирия выведен в резерв в Бизерте, где 8 декабря 1942 г. захвачен германскими войсками. 28 декабря 1942 г. передан итальянскому флоту, получил наименование "FR 41". но 5 апреля 1943 г. возвращен и включен в состав германского флота под номером "ТА 10".
Включен в состав 3-й эскортной флотилии в апреле 1943 г., но затем переведен в 4-ю флотилию, хотя не принимал участия в операциях до июня. В связи с активизацией англичан в Эгейском море осенью 1943 года был направлен на поддержку германских войск в районе Родоса, но около 01 ч. 10 м. 23 сентября перехвачен британским эсминцем "Эклипс" в 10 милях южнее Родоса. В коротком неравном бою обе машины "ТА 10" были выведены из строя, но британский корабль не мог оставаться на месте, чтобы добить противника, и немцы смогли дойти до залива Прассос. Так как ремонт там был невозможен и нельзя было перевести корабль на Крит, с него сняли легкое вооружение и 27 сентября в 17 часов затопили в заливе Прассос.
"Ля Мельпомен". Входил в состав 14-го дивизиона миноносцев Шербурского военно-морского района. В 1939-1940 гг. действовал у атлантического побережья Франции, в Северном море и Ла-Манше. В июне 1940 г. оказывал поддержку французским войскам на полуострове Котантен. 3 июля 1940 г. захвачен англичанами в Портсмуте, 31 августа передан ВМС Свободной Франции. Использовался для сопровождения прибрежных конвоев в Ла-Манше (по французским данным, легко поврежден в результате столкновения с британским эсминцем). В конце 1940 г. выведен в резерв в Норе. 15 октября 1942 г. передан в состав британского флота, использовался в качестве учебно-торпедного корабля. В сентябре 1943 г. выведен в резерв в Хартлпуле. В 1945 г. возвращен французскому флоту и 16 сентября перешел в Шербур. Исключен из состава флота 15 мая 1950 г. и сдан на слом.
"Л'Ифиджени". Входил в состав 12-го дивизиона миноносцев Бизертского военно-морского района. После перемирия выведен в резерв в Бизерте, где 8 декабря 1942 г. захвачен германскими войсками. 28 декабря 1942 г. передан итальянскому флоту, получил наименование "FR 41", но 5 апреля 1943 г. возвращен и включен в состав германского флота под номером "ТА 11". В ночь на 10 сентября 1943 г. во время капитуляции Италии поврежден итальянскими танками и затем потоплен итальянскими миноносцем "Ализео"то. корветом ''Корморано" в Пьомбино (остров Эльба). Координаты гибели корабля: 42°55' с.ш./10°32' в.д.
"Ля Флор". Входил в состав 14-го дивизиона миноносцев Шербурского военно-морского района. Участвовал в эвакуации Дюнкерка, а затем оказывал поддержку французским войскам на полуострове Котантен. 3 июля 1940 г. захвачен англичанами в Портсмуте. Впоследствии передан ВМС Свободной Франции, однако из-за недостатка личного состава в боевой состав не вводился, разоружен и выведен в резерв в Хартлпуле. Одно 100-мм орудие использовано для вооружения сторожевого корабля "Шевроль ". Перешел в Шербур 9 сентября 1945 г. Исключен из состава флота 31 августа 1950 г.
"Ля Пурсюиван". Входил в состав 13-го дивизиона миноносцев Тулонского военно-морского района. После перемирия выведен в резерв. Затоплен в Тулоне 27 ноября 1942 г. Поднят итальянскими спасателями в начале июля 1943 г., но не восстанавливался.
"Ля Кордельер". Входил в состав 11-го дивизиона миноносцев Шербурского военно-морского района (командир корабля и дивизиона капитан 2 ранга Робине де Пла). Участвовал в эвакуации Дюнкерка, во время которой поврежден германской авиацией. 3 июля 1940 г. захвачен англичанами в Портсмуте. Впоследствии передан ВМС Свободной Франции, однако из-за недостатка личного состава в боевой состав не вводился, разоружен и выведен в резерв в Гриноке. Перешел в Шербур 29 сентября 1945 г. Исключен из состава флота 17 февраля 1950 г.
"Бранлеба". Входил в состав 11-го дивизиона миноносцев Шербурского военно-морского района. Действовал в Ла-Манше и Северном море. Участвовал в эвакуации Дюнкерка, а затем оказывал поддержку французским войскам на полуострове Котантен. 3 июля 1940 г. захвачен англичанами в Портсмуте, включен в состав Королевского флота и укомплектован британским экипажем. Использовался для сопровождения прибрежных конвоев. 14 декабря 1940 г. затонул во время шторма в 25 милях юго-восточнее маяка Эддистоун (Южная Англия). Погибло 3 человека.
"Балист". Входил в состав 13-го дивизиона миноносцев Тулонского военно-морского района. После перемирия выведен в резерв. Затоплен в Тулоне 27 ноября 1942 г. Поднят итальянскими спасателями 12 мая 1943 г. и зачислен в состав итальянского флота под наименованием "FR 45". 9 сентября 1943 г. захвачен германскими войсками и включен в состав германского флота под номером "ТА 12". В отличие от систершипов, так и не начал службы в составе Кригсмарине. 14 мая 1943 г. переведен в Тулон для укомплектования и ремонта, но 24 ноября 1943 г. стал одной из жертв налета большой группы бомбардировщиков В-17 15-й воздушной армии ВВС СИТА
"Ля Байоннез". Входил в состав 13-го дивизиона миноносцев Тулонского военно-морского района. Затоплен в Тулоне 27 ноября 1942 г. Поднят итальянскими спасателями 28 апреля 1943 г. и зачислен в состав итальянского флота под наименованием "FR 44". В сентябре 1943 г. захвачен германскими войсками и включен в состав германского флота под номером "ТА 13". В строй не введен, затоплен в Тулоне 25 августа 1944 г. в небоеспособном состоянии.
"Буклие". Входил в состав 14-го дивизиона миноносцев Шербурского военно-морского района. Участвовал в эвакуации Дюнкерка. 30 мая 1940 г. поврежден германской авиацией в Дюнкерке. 3 июня тяжело поврежден в результате столкновения с грузовым судном. Отведен на ремонт в Плимут, где захвачен англичанами 3 июля 1940 г.
С 31 августа 1940 по 12 января 1941 г. передавался Королевскому голландскому флоту, но возвращен из-за проблем с силовой установкой, после чего передан ВМС Свободной Франции (с 12 января 1941 г. кораблем командовал капитан 3 ранга Биро). Плохое техническое состояние миноносца, требующего многочисленных и продолжительных ремонтных работ, побудили британское Адмиралтейство рассмотреть вопрос о его разоружении в обмен на передачу ВМС Свободной Франции нескольких современных корветов. С мая 1941 до августа 1943 г. "Буклие" использовался в качестве учебного корабля, на котором тренировались операторы "асдиков". В 1944 г. выведен в резерв в Хартлпуле; осенью 1945 г. вернулся во Францию. Исключен из состава флота 31 августа 1950 г. и сдан на слом.
"Л'Энкомприз". Входил в состав 11-го дивизиона миноносцев Шербурского военно-морского района. Участвовал в эвакуации Дюнкерка, во время которой поврежден германской авиацией. В июне оказывал поддержку французским войскам на полуострове Котантен. 3 июля 1940 г. захвачен англичанами в Портсмуте. Впоследствии передан ВМС Свободной Франции, однако из-за недостатка личного состава в боевой состав не вводился, разоружен и выведен в резерв в Хартлпуле. Перешел в Шербур 9 сентября 1945 г. Исключен из состава флота 31 августа 1950 г.
"Бомбард". Входил в состав 12-го дивизиона миноносцев Бизертского военно-морского района. После перемирия выведен в резерв в Бизерте, где 8 декабря 1942 г. захвачен германскими войсками. 28 декабря 1942 г. передан итальянскому флоту, получил наименование "FR 41", но 5 апреля 1943 г. возвращен и включен в состав германского флота под номером "ТА 9". Действовал в Тирренском море, но в сентябре 1943 г. разукомплектован в Тулоне. 23 августа 1944 г. потоплен в Тулоне бомбардировщиками 15-й воздушной армии ВВС США в ходе подготовки к операции "Аваланш".
2. Тип "Ле Фьер". (7 ед.)
Миноносцы 600-тонного типа неоднократно критиковались по различным причинам. Для ликвидации недостатков не хватало запаса водоизмещения, и в результате французский флот принял решение о создании нового проекта. Техническое задание, выданное Техническим Комитетом в декабре 1936 года, требовало создать простой, но надежный миноносец увеличенного типа. Чтобы исправить недостатки "600-тонников" требовалось усилить корпус и, соответственно, увеличить водоизмещение. Последнее было необходимо также для достижения высокой скорости (34 узла) и установки более мощного вооружения (четыре 100-мм орудия).
Предусматривалась постройка 14 кораблей данного типа. Первые две единицы, "Ле Фьер"'и "Л'Ажиль", были заказаны 25 мая 1938 года и, вместе с еще двумя, строились по программе 1937 года. Три следующих строились по программе 1938 года, пять по программе 1938-bis (заказаны 2 мая 1938 г.) и три по программе 1938-с (заказаны 12 апреля 1939 г.). Однако к моменту перемирия было заложено всего 7 единиц, от строительства остальных отказались. Последние должны были получить следующие названия: "Ле Тунисьен", "Ле Норман", "Ле Парижьен", "Ле Провенсаль ", "Ле Сентонжёз", ''Ле Никоз", "Ле Савойяр".
1010-тонный класс. "Тип Ле Фьер" (7 ед.)
Корабль |
Строитель |
Заложен |
Спущен |
Германское название |
"Le Fier" |
"А.Ш. де Бретань" (Нант) |
17.1.39 |
12.3.40 |
"ТА 1 " |
"L'Entrepretant" |
"А.Ш. де ля Луар" (Нант) |
26.1.39 |
25.5.40 |
"ТА 4" |
"Le Farouche " |
"А.Ш. де ля Луар" (Нант) |
11.4.39 |
19.10.40 |
"ТА 5" |
"L'Alsacien" |
"А.Ш. де Бретань" (Нант) |
11.4.39 |
1942 |
"ТА 3" |
"L1 Agile" |
"А.Ш. де Бретань" (Нант) |
26.4.39 |
23.5.40 |
"ТА 2" |
"Le Breton " |
"А.Ш. де Бретань" (Нант) |
01.40 |
- |
постройка прекращена |
"Le Corse" |
"А.Ш. де ля Луар" (Нант) |
01.40 |
4.4.42 |
"ТА 6" |
Тактико-технические характеристики миноносцев были следующими. Стандартное водоизмещение 994 т, полное 1354 т; длина 95 м (по ватерлинии 90 м), ширина 9,4 м, осадка 3,25 м.
Силовая установка состояла из двух одноступенчатых турбозубчатых агрегатов (типа "Рато-Бретань" на кораблях постройки "Ателье э Шантье де Бретань", "Парсонс" на остальных) и трех высоконапорных котлов "Индрэ" в двух котельных отделениях, расположенных по линейному принципу. Размещение котлов оказалось не совсем удачным, так как в носовом отделении два котла стояли поперек корпуса, а в кормовом, ограниченном правой турбиной, единственный котел стоял со смещением влево. Последний, предназначенный также для использования на крейсерском режиме хода, по паропроизводительности равнялся двум передним вместе взятым. Мощность механизмов равнялась 30800 л.с., скорость должна была составлять 35 узлов, но ни один из кораблей не вышел на испытания.
Запас топлива 285 т должен был обеспечивать дальность плавания 2000 миль на 20 узлах. Экипаж состоял из 136 человек (7 офицеров к 129 матросов).
Проектное вооружение состояло из двух спаренных 100-мм орудий М1930, восьми 13,2-мм пулеметов в четырех спаренных установках и двух двухтрубных 550-мм торпедных аппаратов, а также бомбометов и бомбосбрасывателей. Впервые во французской практике вооружение было полностью универсальным и размещалось двумя группами. На носовом шельтердеке и крыльях мостика группировались пулеметы, тогда как обе 100-мм установки размещались на корме. Трудно сказать, насколько удачным было подобное решение. Вторым новшеством стала установка броневой защиты на орудия, мостики и палубу над машинным отделением, что давало лишних 30 тонн верхнего веса.
Данный проект появился слишком поздно, чтобы успеть начать активную службу. Хотя ни один из миноносцев не вступил в строй, их история представляет определенный интерес. Три первых корабля строились довольно быстро, и к маю 1940 года "Фьер" имел 60-процентную готовность. Незадолго до того, как передовые части германской армии вступили в Нант, три миноносца с буксирами были отправлены в порты неоккупированной Франции или Марокко, но воздушные атаки заставили "Фьер" выброситься на берег острова Олерон, где он был оставлен командой. Однако корпус почти не получил повреждений и вскоре был отбуксирован обратно в Нант. Командование Кригсмарине решило продолжить работы на всех кораблях серии, за исключением "Бретона ". Миноносцы получили новые названия "ТА 1"- "ТА 6". Работы протекали медленно, но три оставшихся корпуса спустили на воду между концом 1940 и 1942 годом.
При включении в состав Кригсмарине миноносцы предполагалось перевооружить. Вместо французских 100-мм планировалось установить три 105-мм орудия SKC/32 — все в кормовой части. Спаренные 13,2-мм пулеметы на крыльях мостика заменялись на два 37-мм автомата, которые дополняли девять 20-мм автоматов. Торпедное вооружение заменялось на два трехтрубных 533-мм аппарата.
Как и остальные новые корабли, захваченные немцами на французских верфях, эти миноносцы стали постоянными объектами актов саботажа. Во время воздушного налета союзников 16 сентября 1943 г. "ТА 2"и "ТА 4" были повреждены, причем последний сильно, поэтому пришлось вернуть их в док. Казалось, что "ТА 7"и "ТА 5" вскоре будут готовы, но в апреле 1944 года Кригсмарине испытывало серьезные проблемы с комплектованием экипажей. Специальным распоряжением было поручено завершить их комплектование в течение месяца, но тут возникла необходимость в замене кабелей и установке германского электрооборудования. К тому времени самим немцам пришлось эвакуировать Нант. "ТА 1", "ТА 3", "ТА 4", "ТА 5"ушли оттуда с уже установленными котлами и силовыми установками, но котлы и турбины "ТА 2" и "ТА 6" еще находились на берегу. Все миноносцы затопили 11 августа 1944 г. После войны французы собирались ввести в строй наиболее ценные из, недостроенных единиц, но идея себя не оправдала, и их корпуса разобрали.