Приложения
Состав эскадренных миноносцев ВМС Франции в 1922 г.
Тип "Enseigne Roux"- 2 единицы: "Enseigne Roux", "Mecanicien Principal Lestin".
Тип "Aventurier"-4единицы: "Aventurier", "Intrepide", "Opiniatre", "Temeraire".
Тип "Arabe"-12 единиц: "Arabs", "Algurien", "Annamite", "Bambara", "Hova", "Kabyle", "Marocain ", "Sakalave", "Stintigalais", "Somali", "Tonkinois", "Touareg".
Тип "Bisson"- 5 единиц: "Bisson", "Commandant Luca", "Magon", "Mangini", "Protet".
Тип "Commandant Bory"- 6 единиц: "Capitaine Mehl", "Cimeterre", "Commandant Bory", "Commandant Riviere", "Dehorter", "Francis Gamier".
Тип "Casque"- 2 единицы: "Casque", "Boucher".
Трофейные корабли
Тип "Rageotdela Touche"'(бывшие германские) - 2 единицы: "Rageotdela Touche "(бывший "H-146"), "Delage"(бывший "Н-147")
Тип "Chastang"(бывшие германские) - 4 единицы: "Chastang"(бывший "S-133"), "Vesco"(бывший "S-134") "Магагй"(бывший "S-135"), "Deligni"(бывший "S-139")
Тип "Amiral Sunns"-1 единица: "Amiral Sunns"(бывший германский "S-113")
Тип "Buino"-1 единица: "Buino"(бывший германский "V-130")
Тип "Pierre Durand"-1 единица: "Pierre Durand"'(бывший германский "V-79")
Тип "Matelot Leblanc"-1 единица: "Matelot Leblanc"(бывший австро-венгерский "Dukla")
Полные наименования предприятий-строителей
Арсенал Лориана — Arsenale de Lorient
"А.Ш. де Бретань" — "At. & Ch. de Bretagne"
"А.Ш. де Франсэ" — "At. & Ch. de France"
"А.Ш. де ля Луар" — "At. & Ch. de la Loire"
"A.Ш. де ля Луар э Пенсе"— "At. & Ch. de la Loire & Penhoet"
"А.Ш. де ля Сен Маритим" — "At. & Ch. de la Seine Maritime"
"A.Ш. де Сен-Назер" — "At. & Ch. de St-Nazaire"
"А.Ш. де Сен-Назер-Пеноё"— "At. & Ch. de St-Nazaire-Penhoet"
"Ансьен Ш. Дюбижон" — "Anciens Ch. Dubigeon"
"Ф.Ш. де ля Жиронда" — "F. & Ch. de la Gironde"
"Ф.Ш. де ля Медитеррань" — "At. & Ch. de Muditerranue"
"Ш. Диль э Бакала" — "Ch. Dyle & Bacalan"
"Ш. Наваль Франсез" — "Ch. Navale Fransais"
"Ш. Огустин-Норман" — "Ch. Augustin Normand"
Сокращения:
А. (Ателье) — At. (Ateliers)
Ф. (Форж) — F. (Forges)
Ш. (Шантье) — Ch. (Chantiers)
Французские эсминцы в Ла-Манше
(Д. Дивайн. Девять дней Дюнкерка)
20 мая
20 мая адмирал Абриаль решил вывести из порта Дюнкерка все крупные французские суда. Первая группа судов вышла из порта беспрепятственно. Со следующим приливом намечалось вывести 20-ты-сячетонный танкер "Салом", танкер "Нижер", грузовое судно "Павон" и ряд других судов. Суда начали двигаться в полночь и почти сразу же подверглись мощному удару с воздуха. Попытку отбуксировать "Салом" пришлось оставить. "Нижер" был атакован, когда отходил от пирса, но при следующем налете на нем возник пожар. В конце концов он затонул около Гравлина. "Павон", сильно поврежденный, выбросился на берег между Павоном и Кале. Эсминец "Л’Адруа", имевший задачу прикрывать суда, получил прямое попадание и в безнадежном состоянии выбросился на мель около Мало-ле-Бена.
Через два дня лидер "Ягуар", приближаясь к Дюнкеркскому рейду, был торпедирован, по-видимому, подводной лодкой и затонул недалеко от порта.
Затем немцы установили батареи легкие, а потом и тяжелые, у Кале, что ознаменовало появление нового фактора, которому суждено было оказать серьезное влияние на перевозки в целом.
23 мая
Адмирал Абриаль сосредоточил невдалеке от порта Булонь 2 тяжелых и 8 легких французских эсминцев под командованием капитана 1 ранга Урвуа де Порзампарка, находившегося на "Циклоне". Корабли вели огонь по вызову с укрепленной позиции Тур д'Одр, пока перед вечером она не была взята противником.
Около 1 8 часов мощному удару с воздуха подверглись корабли, вышедшие из порта. Особенно пострадали французы. "Ораж" был охвачен пламенем и затонул, уцелевшие люди были подобраны. Второй эсминец, "Фрондер", сильно поврежден. Налет кончился так же внезапно, как и начался.
В течение всего следующего дня французы пытались оказывать сопротивление в отдаленных от порта районах, и поддерживавшие их огнем французские эсминцы опять серьезно пострадали. "Фуге" получил тяжелое повреждение. "Шакал" получил прямое попадание и стоял с остановившимися машинами под огнем немецких батарей, пока экипаж спускался на воду. Часть спасшихся людей под командованием капитан-лейтенанта Дюкруана достигла берега в районе мыса Гри-Не и принимала участие в обороне небольшой укрепленной позиции.
Под влиянием этих потерь адмирал Абриаль отозвал оставшиеся эсминцы.
30 мая
В течение всего дня интенсивно действовали и французские эсминцы. На рассвете в бухту Дюнкерка вошли пять катеров, побывавших в Англии в течение предыдущей ночи. Буквально вслед за ними из Англии отправились миноносцы "Буклие" и "Бранлеба", а в 9.30 к ним присоединился эсминец "Бурраск". В 14.30 "Бурраск" бросил якорь у набережной Феликса Фора, а час спустя, приняв на борт 700-800 человек, отправился к берегам Англии по маршруту "Y". В 16.30, находясь недалеко от Ньив-порта, эсминец увеличил ход до 28 узлов, чтобы быстрее преодолеть полосу артиллерийского обстрела. Однако неожиданная неисправность в машине вынудила корабль резко уменьшить ход. Немецкая артиллерия, воспользовавшись этим, подвергла эсминец ожесточенному обстрелу. Экипажу эсминца удалось быстро устранить неисправность в машине, и корабль снова увеличил скорость хода до 25 узлов. Однако еще раньше, чтобы быстрее выйти из зоны артиллерийского огня, командир эсминца отважился покинуть протраленный фарватер. В результате эсминец попал на минное заграждение, и в 16.45 корабль, подорвавшись на мине, начал тонуть. Все попытки экипажа удержать корабль на плаву оказались тщетными, и в 17.00 он затонул.
С миноносца "Бранлеба", который следовал на небольшом удалении от "Бурраска", были спущены на воду три шлюпки, с помощью которых удалось подобрать около 100 человек. Две самоходных баржи, высланные из Дувра, подобрали еще несколько десятков человек, но многие из находившихся на борту "Бурраска" погибли. Спустя два часа все было кончено.
Миноносец "Буклие", получивший повреждение во время погрузки у плацдарма, отправился к берегам Англии несколько позже, чем "Бранлеба", и едва добрался до Дувра.
31 мая
День начался с катастрофы. Французский эсминец "Сироко" вышел из Дувра в 15.00 в четверг 30 мая по маршруту "Y". В Дюнкерке эсминец принял на борт 750 человек из состава 92-го полка и в полночь отправился к берегам Англии. В районе Квинтского буя эсминец был атакован самолетами, сбросившими торпеды. Сначала эсминцу удалось избежать торпедирования, но затем торпеда попала в корму эсминца, и вскоре бомба угодила в склад боеприпасов на палубе эсминца, а две другие — в мостик. Корабль перевернулся вверх килем и затонул.
Польский эсминец "Блыскавица" нес патрульную службу в Дуврском проливе. Вскоре с него увидели взрыв на атакуемом корабле. Эсминец направился к месту гибели "Сироко" и вместе с английским корветом "Уиджон" принял участие в спасении людей с затонувшего французского корабля.
За двенадцать часов 31 мая французский флот понес большие потери — три из его лучших кораблей были потоплены противником.
2-я флотилия под командованием капитана 1 ранга Урвуа де Порсампарка (девять кораблей которой были выделены в распоряжение адмирала Абриаля) потеряла 4 корабля, а остальные были сильно повреждены. Их потеря стала серьезным ударом не только для Франции, но и для операции по эвакуации войск. Миноносцы типа "Ля Помон" тоже действовали превосходно. Эсминец "Бур-раек", например, вывез с континента почти 800 человек за один рейс.
В целом вклад французского военно-морского флота в общее дело был слишком небольшим и слишком запоздалым.
Вторжение во Французскую Северную Африку
(П. Офан, Ж. Мордаль. Французский флот во второй мировой войне)
Оран
Три эсминца получили приказ обследовать залив Арзев. Задержавшись в сражении с "Уолни" и "Хартлендом", они наконец один за другим покинули гавань и атаковали силы вторжения с "отвагой, достойной лучшего применения", как впоследствии писал в своем отчете коммодор Трубридж.
Еще до наступления рассвета 8 ноября 1942 г. "Трамонтан" под командованием капитана 2 ранга Ариана де Фероди храбро сцепился с английским крейсером "Аврора". Первый же залп с крейсера смел мостик "Трамонтана" и вывел из строя половину его артиллерии. Осевший в воду, с палубами, усеянными ранеными и убитыми, среди которых оказался и командир, смертельно поврежденный эсминец выбросился на берег недалеко от порта, у скал Эгюй.
"Торнад" под командованием капитана 2 ранга Раймона Парэ постигла та же судьба после того, как он выпустил залп из 6 торпед в безуспешной попытке сразиться с соединением крейсеров и эсминцев. Только "Тифон" под командованием капитан-лейтенанта Жоржа Абриаля смог возвратиться в порт с наполовину опустошенными погребами боезапаса и снесенной за борт трубой.
Между тем лидер "Эпервье" под командованием капитана 2 ранга Жозефа Лорана, за которым следовал "Тифон", попытался проложить себе путь через заслон из британских крейсеров и эсминцев, преградивших выход из порта на манер баррикады. После жаркой схватки на нем возник пожар, и лидер оказался вынужденным выброситься на берег под прикрытие береговых батарей, расположенных на мысе Эгюй, чтобы спасти свой экипаж. Но даже в таких условиях он потерял 12 убитыми, 9 пропавшими без вести и 31 ранеными. "Тифону" не удалось прорваться через английский заслон, и он был вынужден возвратиться в Оран. Понимая, что уйти не удастся, экипаж "Тифона" взорвал свой корабль прямо на фарватере.
Касабланка
Утром 8 ноября французские ВМС в Касабланке насчитывали линейный корабль "Жан Бар" (незавершенный постройкой и имевший в готовности к стрельбе только одну четырехорудийную башню); 2-ю легкую эскадру в составе 1 легкого крейсера, 2 лидеров и 7 эсминцев; 8 сторожевиков и патрульных судов; 11 тральщиков; 11 подводных лодок (Боеготовые: легкий крейсер "Примоге"; лидеры "Милан" и "Альбатрос"; эскадренные миноносцы "Бресту а", "Булонэ", "Фуге", "Фрондер" и "Альсьон" (прим. С.П.)).
Гавань была забита торговыми судами.
В 7 часов утра пять французских подводных лодок вышли на заранее определенные позиции, однако 2-й легкой эскадре понадобилось еще полтора часа, чтобы подготовиться к выходу. В 08.04 сражение пришло в Касабланку вместе с громом рвавшихся бомб и ударами 16-дюймовых снарядов. Лидер и два эсминца, проходившие капитальный ремонт, получили серьезные повреждения (Лидер "Ле Малэн", эсминцы "Симун" и "Темпет" (прим. С.П.)).
К 9 часам утра корабли 2-й легкой эскадры один за другим выходили в море, стараясь избежать падающих рядом снарядов. Эскадрой командовал контр-адмирал Жерве де Лафон, которому уже пришлось выбираться из подобного осиного гнезда в окрестностях Бейрута. Однако теперь единственный его шанс к спасению состоял в том, чтобы провести корабли вдоль линии берега как можно ближе к урезу воды. Однако наличие радара у противника сделало ненужным непосредственное наблюдение за целью через оптику. К тому же Жерве де Лафон противостоял противнику, огромной силы которого он и не подозревал. Однако адмирал не имел другого шанса, кроме как попытаться; оставаться в гавани означало принять ту же судьбу, которая выпала на долю торговых судов, потопленных около причалов.
Флагман эскадры крейсер "Примоге" проходил ремонт машин, поэтому адмирал перенес свой флаг на лидер "Милан" и повел эскадру к выходу из гавани. Порт позади эскадры скрылся в клубах дыма и всплесках от рвущихся снарядов. Впереди фарватер обстреливался заградительным огнем 8-дюймовых орудий. Все корабли миновали узкое место без повреждений. Однако снаружи их ждал разгар битвы — битвы на уничтожение, описание которой удобнее разбить на три фазы.
В ходе первой фазы 2-я легкая эскадра, спешившая построиться, чтобы встретить противника, замеченного на курсе 20°, попала под пулеметный огонь истребителей "Уайлдкэт" с авианосца "Рейнджер", которые поливали сверху пулями их надстройки. Это произошло около 09.20. Зенитная артиллерия "Брестуа" вышла из строя. На "Булонэ" был убит капитан-лейтенант Шарль Мартинан де Пенеф. Артиллерийский офицер "Альбатроса" получил тяжелое ранение. На мостике "Милана" были ранены все, включая адмирала Жерве де Лафона; пуль избежал лишь капитан 2 ранга Франсуа Коста. Повреждения и жертвы от первого огневого соприкосновения оказали большое влияние на последующую судьбу эскадры.
Корабли, с которыми вскоре предстояло вступить в бой, являлись американскими силами прикрытия высадки у Федалы. Французские артиллеристы добились попаданий в эсминец США "Лэдлоу" и некоторые десантные катера, но этого было мало. На 2-ю эскадру, к которой к тому времени присоединился крейсер "Примоге", обрушился град снарядов с американских крейсеров "Аугуста" и "Бруклин" и сопровождавших их эсминцев, с северо-востока, а также с "Массачусетса" и двух американских тяжелых крейсеров — с северо-запада.
Так началась вторая фаза — фаза бедствия.
Открылась она в 10.40, когда "Фуге" под командованием капитан-лейтенанта Луи Стикка попал под залп 16-дюймовых снарядов с линкора "Массачусетс" и 8-дюймовых с тяжелого крейсера "Туска-луза". Следующей жертвой стал "Милан", в носовую часть которого попал 16-дюймовый снаряд, после чего лидер был вынужден выброситься на берег. "Альбатрос" и "Примоге" вышли целыми из града первых залпов тяжелых орудий. "Булонэ" затонул на рассвете от шести 152-мм снарядов, поразивших его в тумане при попытке выхода в торпедную атаку. Снаряд с "Массачусетса" "приводнился" как раз вовремя для того, чтобы своим мощным всплеском зеленого цвета обозначить место, где только что пошел ко дну эсминец вместе со своими мертвыми и умирающими членами экипажа.
На третьей фазе в строю оставались только 4 корабля из состава эскадры. При попытке организовать спасение с погибших судов "Примоге" получил попадание чуть ниже ватерлинии, заставившее его бросить якорь неподалеку от "Милана". "Альбатрос" получил 16-дюймовый снаряд в носовую часть. "Фрондер", пораженный в кормовую часть, с затопленным машинным отделением, но с продолжавшими медленно вращаться винтами, доковылял обратно в порт — лишь для того, чтобы опрокинуться на следующий вечер. "Брестуа" достиг главного причала с 20-градусным креном в результате полученных в бою повреждений и также опрокинулся у стенки.
Было бы нечестно назвать произошедшее битвой. Тем не менее, вскоре после полудня стрельба возобновилась, когда сторожевики и "Альсьон" — единственный оставшийся неповрежденным эсминец — прошли фарватером для того, чтобы принять на борт спасшихся с "Фуге". Против них и поврежденных "Альбатроса" и "Примоге" адмирал Хьюитт мог выставить всю свою мощь в составе "Массачусетса", 2 крейсеров и самолетов с авианосца "Рейнджер".
"Альбатрос" вышел из строя, а "Примоге" получил дополнительные попадания. Когда наступил вечер, с крейсера с трудом передали на берег 90 убитых и 200 раненых.
2-я легкая эскадра была в полном составе вычеркнута из списков французского флота. Однако она погибла не с тем, чтобы уйти из порта и оставаться на службе у Гитлера, как указывалось в изданном в тот день по американскому флоту приказе. Она принесла себя в жертву только во имя высоких идеалов, без которых ни одна страна не может продолжать существование, — лояльности, дисциплины, патриотизма и преданности национальному единству.