Линейный крейсер "Рипалс"

 

"Рипалс" первый раз как линейный ко­рабль заложили 30 ноября 1914 г. на частной судостроительной верфи "Пальмерс, Шипбильдинг и Инжиниринг, К°" в Гринок, Ньюкасл. Второй раз как линейный крейсер 25 января 1915 г., в один и тот же день с "Ринауном" на частной судостроительной верфи "Джон Браун, Шипбильдинг и Инжиниринг Уорк, К°" в Клайдбанке. Там же изготовили его энергетическую установку.

Крейсер спустили на воду 8 января 1916 г.. закончили постройкой, согласно Burt [3], 14 (согласно Brayer [4], 18) августа 1916 г. и начали проведение испытаний. Вес корабля при спуске на воду составлял 15156 т при осадке 4,55 м носом и 5,39 м кормой.

Стапельный период постройки составил 11 с половиной месяцев, достройка на плаву заняла ещё 7 с половиной месяцев. Всего по­стройка продолжалась около 19 месяцев.

Согласно Campbell [2], Burt [3] и Raven/ Roberts [5], действительное нормальное водо­измещение "Рипалса" составляло 26854 т при осадке носом 7,62 м, кормой 8,1 м (средней осадке 8,0 м). Согласно Campbell [2], водоиз­мещение в полном грузу (без нефтяного топ­лива) составляло 31448 т при осадке носом 9,07 м и кормой 9,02 м. Согласно Burt [3] и Raven/Roberts [5], водоизмещение в полном грузу (без нефтяного топлива) составляло 31592 т при осадке носом 9,08 м, кормой 9,14 м. В сентябре 1917 г. водоизмещение по гру­зовую ватерлинию равнялось 32140 т., со­гласно Brayer [4] и Raven/Roberts [5], в 1917 г. нормальное/полное водоизмещение (с мак­симальным запасом топлива) составляли 27333/32074 т. В 1921 г. для "Рипалса" приводили цифры 32740/37490 т.

Согласно Burt [3], дли­на "Рипалса" между перпен­дикулярами составляла 228,61 м (Raven/Roberts [5], 228,78 м), по ватерлинии 240,01 м (Raven/Roberts [5], 240,33 м) и полная 242,05 м (Raven/Roberts [5], 242,23 м, Brayer [4], 242,7 м); ширина 27,41 м; высота от киля до палубы полубака 15 м.

На крейсере установи­ли следующие средства ра­диосвязи: в главной радио­рубке радиостанции типа "1-16" и "34", во второй радио­рубке типа "2", в третьей ра­диорубке типа "9", на посту управления огнём типа "31".

Стоимость постройки "Рипалса" составила, соглас­но Burt [3], 2 829 087 фунтов стерлингов (около 28230 тыс. рублей золотом), согласно Brayer [4], 2 627401 фунтов стерлингов (около 26274 тыс. рублей золотом) или, соответственно, 105,4 и 97,8 фунтов стерлингов за тонну нормально­го водоизмещения. На переоборудование и ремонты в 1919-22 гг. британская казна зат­ратила 860684 фунтов стерлингов. Модерни­зация 1934-36 гг. обошлась казне ещё в 1 377784 фунтов стерлингов. Всего постройка, переоборудование, ремонт и модернизация "Рипалса" обошлись казне, согласно Burt [3], 5 928203 фунтов стерлингов, согласно Brayer [4], 5 726517 фунтов стерлингов, причём пе­реоборудование, ремонт и модернизация обошлись на 270029 фунтов стерлингов до­роже постройки.

Экипаж крейсера, согласно проекта, на­считывал 967 человек, во время войны, как флагманский корабль, 1057, в 1919 г. 1222. В составе флота корабль находился с 21 сен­тября 1916 г. по 10 декабря 1941 г.

Проведённое в 1916 г. сразу после пост­ройки кренование "Рипалса" показало, что при водоизмещении пустого корабля 25579 т, осадке носом 7,17 м, кормой 7,88 м метацентрическая высота составляла 0,75 м; при дей­ствительном нормальном водоизмещении 26854 т, осадке носом 7,62 м, кормой 8,10 м 0.85 м; при полном водоизмещении 31592 т, осадке носом 9,07 м, кормой 9,02 м 1,86 м.

15 августа 1916 г. на переходе в Портс­мут во время заводских испытаний мощ­ность энергетической установки "Рипалса" достигла 125000 л.с.

23 августа 1916 г. начались ходовые ис­пытания "Рипалса" на новой мерной миле у Аррана, на пути в Скапа-Флоу — месту по­стоянного базирования Гранд-Флита. При водоизмещении 29900 т и средней осадке 8,6 м крейсер совершил десять пробегов, посте­пенно увеличивая мощность энергетической установки. Во время ходовых испытаний ко­рабль полностью снабдили боезапасом и прочими грузами, а в цистернах имелось 2/3 полного запаса топлива. Сила ветра в нача­ле пробегов колебалась от 5 до 6 баллов и наконец достигла 8.

В первом пробеге турбины крейсера развили мощность 11650 л.с. (10.4% от но­минальной), что при частоте вращения греб­ных валов в среднем 130 об/мин, обеспечи­ло кораблю скорость хода 15,34 уз. В тре­тьем пробеге при мощности 29630 л.с. (26,5% от номинальной) и средней частоте вращения гребных валов в 177 об/мин, ко­рабль развил скорость хода 21,43 уз., в пя­том при 56960 л.с. (50,9% от номинальной) и 218,5 об/мин. 25,34 уз., в седьмом при 101400 л.с. (90,5% от номинальной) и 257,75 об/мин. 31,12 уз. В последнем, десятом про­беге при мощности турбин 119025 л.с. (уве­личение на 6,5%) и при частоте вращения гребных валов в среднем 275,1 об/мин, ско­рость хода достигла 32,14 уз. Фактический удельный вес энергетической установки со­ставил 54,4 кг/л.с., полный запас топлива 4273 т нефти и 104 т угля.

21 сентября 1916 г. по окончании всех достроечных работ и ходовых испытаний "Рипалс" передали флоту. Но уже 10 ноября 1916 г. его перевели на верфь в Розайт для усиления бронирования, где он находился до 29 января 1917 г. (81 день).

"Рипалс", а за ним и "Ринаун" сошли на воду в то самое время, когда в памяти во­енных моряков были ещё свежи впечатления о гибели в Ютландском бою трёх линейных крейсеров. Согласно Brayer [4], после допол­нительного бронирования палуб в ноябре 1916 г. - январе 1917 г. нормальное водоизмещение "Рипалса" возросло до 27333 т., со­гласно Burt [3], водоизмещение по грузовую ватерлинию составляло 32140 т.

"Рипалс" вошёл в состав 1-й эскадры линейных крейсеров Гранд-Флита, заменил "Лайон" и стал вместо него флагманским ко­раблём. С сентября 1917 г. по март 1918 г. он являлся флагманским кораблем как 1-й эс­кадры линейных крейсеров, так и всего Гранд-Флита. В 1917-18 гг. в этом качестве "Рипалс" чередовался с "Ринауном".

На "Рипалсе", как флагманском кораб­ле, имелись дополнительные спасательные средства: один адмиральский катер длиной 13,7 м; один командирский моторный катер длиной 9,1 м и один динги длиной 4,9 м.

В период первой мировой войны в боевых действиях принял участие только один "Рипалс". 17 ноября 1917 г. он принял актив­ное участие во втором бою у Гельголанда. 1-я эскадра линейных крейсеров (флаг вице-ад­мирала Пакенхем) совместно с 1-й эскадрой линкоров Гранд-Флита поддерживала набег линейных крейсеров "Корейджес" (флаг контр-адмирала Нэпира) и "Глориес", 1-й и 6-й эскадр лёгких крейсеров и эсминцев на германские тральщики, действующие в рай­оне минных полей в Гельголандской бухте под прикрытием своих линейных кораблей. "Рипалс" (флаг контр-адмирала Филлимора)

направили прикрывать отход британских лёгких крейсеров, возвращавшихся через проходы в минных полях противника в Гельголандской бухте после подхода немецких линкоров "Кайзер" и "Кайзерин".

В 9 ч. 00 м. "Рипалс" вступил с в бой с этими линкорами и лёгкими крейсерами и блестяще справился со своей задачей. В ско­ротечном бою он выпустил 54 381-мм снаря­да и добился одного попадания (1,9% выпу­щенных снарядов) в лёгкий крейсер военной постройки "Кенигсберг-II". При продольном попадании снаряд пробил все три дымовые трубы и верхнюю палубу германского крей­сера, после чего взорвался в угольной яме и вызвал там сильный пожар. "Кенигсбергу-II" пришлось временно уменьшить скорость хода до 11 уз., а адмирал Рейтер перешел с повреждённого "Кенигсберга" на "Пиллау". В 9 ч. 30 м. "Рипалс" пыталась атаковать не­мецкая подводная лодка, а с 10 ч. 00 м. до 10 ч. 46 м. линейный крейсер находился под со­средоточенным огнем линкоров "Кайзер" и "Кайзерин", повреждений не получил, но по­спешил все же выйти из-под обстрела. Это был последний бой крупных английских и германских надводных кораблей в той войне.

В 1918 г. дальномеры на "Рипалсе" рас­полагались следующим образом. Три с базой 9,14 м — два на башнях "А" и "Y", третий на передней боевой рубке. Три с базой 4,57 м — по одному на башне "В", на задней бо­евой рубке торпедной стрельбы и на брони­рованной рубке поста управления стрельбой центральной наводки. Один с базой 3,66 м на марсе на посту управления стрельбой цент­ральной наводки, два с базой 2,74 м на пере­днем мостике, один зенитный с базой 2,0 м.

В июне 1918 г. верхний мостик "Рипалса" продлили в сторону кормы почти вплот­ную к передней дымовой трубе. Полосы камуфляжа оставались на его дымовых трубах до конца декабря. Действительное нормаль­ное водоизмещение составило около 28000 т при средней осадке 8,21 м.

21 ноября 1918 г. во время встречи ин­тернированных кораблей германского флота Открытого моря у Розайта "Рипалс" являл­ся флагманским кораблём 1-й эскадры линей­ных крейсеров Гранд-Флита.

В течение двух лет с декабря 1918 г. по конец декабря (согласно Burt [3], по октябрь) 1920 г. "Рипалс" находился в длительном ре­монте. Согласно Raven/Roberts [5], 2 декаб­ря, согласно Burt [3], 17 декабря крейсер пе­решёл на казённую верфь в Портсмут и встал в док на ремонт и модернизацию.

В процессе модернизации на "Рипалсе" произвели наделку булей.

Установленные були простирались от 31-го до 292-го шпангоута. Внутри они дели­лись горизонтальной продольной перебор­кой на нижнюю и верхнюю половины. Вер­хняя половина дополнительно делилась вер­тикальной ещё на две части — внутреннюю и наружную. Нижняя половина делилась на две части только на протяжении от 142-го до 248-го шпангоута. Нижнюю и верхнюю на­ружные части наполнили герметичными пу­стотелыми трубами, подобно булям на ли­нейных кораблях типа "Роял Соверен". В це­лом були прикрывали помещения подводных торпедных аппаратов, погребов боезапаса, котельное и машинные отделения. В резуль­тате их установки ширина крейсера выросла до 30,8 м (на 3,5 м), что, в свою очередь, по­требовало удлинения грузовых стрел на 1,22 м. В трёх местах на булях установили двой­ные привальные брусья для устранения воз­можности повреждений от причаливающих катеров и шлюпок.

Для усиления бронирования на "Рипалсе" установили новый 229-мм главный бро­невой пояс. По высоте он располагался от броненесущих полок (шельфа) до главной палубы и заменил прежний 152-мм, плиты которого перенесли выше на бортовое про­странство между главной и верхней палубой. При этом подкрепили шпангоуты, находя­щиеся под 152-мм броней, по высоте от шельфа до верхней палубы. Между главной и промежуточной палубами на 286-м шпан­гоуте от борта до борта установили допол­нительный 102-мм броневой траверз, огибав­ший с кормы барбет башни "Y".

Значительно усилила горизонтальную защиту крейсера установка дополнительных 25,4-мм стальных плит из высокоупругой стали на горизонтальной части и 51-мм на скосах главной (бронированной) палубы. Таким образом, толщина главной палубы увеличилась до 76 мм в плоской части и до 102 мм на скосах.

На промежуточную палубу в районе по­гребов боезапаса уложили дополнительные 25,4-мм стальные плиты из высокоупругой стали, увеличив в этих местах общую толщи­ну палубы до 76 мм. Однако предложенное командующим Гранд-Флитом дополнитель­ное бронирование лобовой части орудийных башен и их барбетов выполнено не было.

На верхней палубе попарно установили восемь 533-мм торпедных аппаратов: по од­ной паре побортно сразу за срезом палубы полубака и за дымовыми трубами. Общий боезапас возрос на 16 торпед образца Mk.IVSL и составил 26 торпед.

Установили три новых дальномера с ба­зой 9,14 м — один на задней части башни "А" в дополнение к дальномеру с базой 4,57 м, второй на задней части башни "Y" вмес­то дальномера с базой 4,57 м, третий в задней части передней боевой рубки в дополне­ние к дальномеру с базой 4,57 м. Для разме­щения сигнальных и наблюдательных постов побортно в районе передней дымовой трубы расширили адмиральский мостик.

Установили дополнительные турбогене­раторы. Все погреба боеприпасов получили внутреннюю изоляцию, усовершенствовали кондиционеры для поддержания постоянной температуры в пороховых погребах. Палубу бака до шпилей и открытую часть кормовой палубы покрыли деревянным настилом. Между дымовыми трубами установили еще одну радиорубку. На грот-мачте установили грот-брам-стеньгу.

Ремонт "Рипалса" на казённой верфи в Портсмуте закончили в конце декабря 1920 г. По итогам выполненных работ увеличе­ние водоизмещения составило 4500 т, одна­ко установленные бортовые наделки прида­ли кораблю дополнительную плавучесть, поэтому осадка увеличилась всего на 0,3 м. Теперь водоизмещение пустого корабля со­ставляло 31450 т.

1 января 1921 г. сразу после окончания ремонта провели кренование корабля. Кренование показало, что при новом водоизме­щении 32740 т, запасе нефти 1000 т, боеком­плекте по 80 381-мм снарядов на ствол, сред­ней осадке 8,51 м метацентрическая высота составляла 1,49 м; при нормальном водоиз­мещении 36920 т, запасе нефти 3830 т, угля 104 т, средней осадке 9,48 м —1,95 м; при во­доизмещении в полном грузу 37490 т, запасе топлива 4230 т нефти и 104 т угля, средней осадке 9,61 м — 1,98 м. В тот же день "Ри­палс" снова вошёл в состав эскадры линей­ных крейсеров (флаг контр-адмирала Кийса) Атлантического флота и находился в её со­ставе до ноября 1923 г.

С 4 по 9 февраля 1922 г. в Средиземном море "Рипалс" совместно с "Худом" принял участие в маневрах Атлантического (флаг ад­мирала Мэддена) и Средиземноморского (флаг адмирала де-Робека) флотов.

В августе 1922 г. его вместе с "Худом" направили в Рио-де-Жанейро в качестве представителей Королевского флота на цере­монию празднования столетия дня независи­мости Бразилии, а затем в поход в Вест-Ин­дию с целью демонстрации британского фла­га. Крейсера вышли из Девенпорта 14 авгу­ста и вернулись 23 ноября 1922 г.

После модернизации 1918-21 гг. на "Рипалсе" постоянно производились различные усовершенствования, хотя по объёму и не столь значительные. Так в 1922 г. с кормо­вых платформ передней дымовой трубы де­монтировали два 914-мм прожектора.

В июне-июле 1923 г. "Рипалс" вместе с "Худом" и посыльным кораблём "Снапдрагон" посетили с визитами вежливости порты Норвегии и Дании. В ноябре 1923 г. корабль вывели из состава 1-й эскадры линейных крейсеров для подготовки к кругосветному походу в составе соединения "особого назна­чения", включающей, кроме него, "Худ" (флаг вице-адмирала Филда) и 1-ю эскадру лёгких крейсеров в составе крейсеров "Дели" (флаг контр-адмирала Брэйда), "Данае", "Даунтлес", "Драгон" и "Дьюнедин". Почти год, с ноября 1923 г. по сентябрь 1924 г. Они находились в кругосветном походе. 27 нояб­ря крейсера покинули место сбора в Девенпорте, прошли вокруг мыса Доброй Надеж­ды в Индийский океан и вернулись в Метро­полию через Тихий океан. Маршруты линей­ных и лёгких крейсеров временами разходились, а 11 июля, после выхода из Сан-Фран­циско, они надолго разошлись. Линейные крейсера прошли через Панамский канал, в то время как лёгкие обогнули Южную Аме­рику. 25 сентября в районе мыса Лизард ко­рабли эскадры соединилась. Крейсера появи­лись в портах своей приписки 28 и 29 сентяб­ря. "Рипалс" прибыл в Девенпорт 29 сентяб­ря 1924 г. и снова вошёл в состав Атланти­ческого флота.

Во время плавания, согласно плану крейсера принимали участие в проведении различных маневров, занимались боевой подготовкой и изучением новых факторов ведения войны на море, включая боевые уче­ния с применением химических боеприпасов и отравляющих веществ. Отрабатывали спо­собы защиты от химического оружия.

В составе эскадры линейных крейсеров Атлантического флота "Рипалс" находился с сентября 1924 г. по март 1925 г. В ноябре-де­кабре 1924 г. две 76-мм зенитные пушки, раз­мещённые побортно от второй дымовой тру­бы, и два 102-мм противоминных орудия с носовой части спардека заменили на четыре 102-мм зенитных орудия образца Mk.V в одноствольных установках образца Mk.III. На­вигационную платформу верхнего мостика сделали закрытой.

В феврале 1925 г. "Рипалс" вместе с "Ху­дом" представляли королевский флот на праз­дновании дня Васко-де-Гама в Лиссабоне. Как и "Ринаун", "Рипалс" совершил несколь­ко заграничных походов с членами королев­ской семьи, в том числе один кругосветный.

В 1925 г. Принц Уэльский, будучи ещё принцем Виндзорским, совершил на "Рипалсе" путешествие в Западную и Южную Афри­ку и Южную Америку. Перед походом ко­рабль специально подготовили для плава­ния. Между дымовыми трубами на правом борту оборудовали довольно большое жилое помещение и площадку для прогулок.

25 марта 1925 г. крейсер вышел из Пор­тсмута, по пути посетил Сьерра-Леоне и Такоради. 1 мая зашли в Кейптаун, где Принц Уэльский сошёл с крейсера, чтобы совер­шить путешествие по Африке. 29 июля он снова прибыл на корабль. После этого, по­сетив остров Св.Елены, Монтевидео, Буэнос-Айрес и Вест-Индию, 16 октября "Рипалс" вернулся в Портсмут.

С октября 1925 г. по март 1932 г. "Ри­палс" снова находился в составе эскадры ли­нейных крейсеров Атлантического флота. Дважды, с ноября 1925 г. по июль 1926 г. и с июля по сентябрь 1927 г., он проходил ре­монт на государственной верфи в Портсмуте. Наряду с ремонтными работами на крей­сере произвели ряд переделок: удалили жи­лое помещение и прогулочную площадку, ус­тановленные на верхней палубе перед похо­дом в южное полушарие; на фор-марсе уста­новили пост управления зенитным огнём; оборудовали противопульную защиту неко­торых жилых помещений; удалили фор-марс-стеньгу и рей передающей антенны; как и на "Ринауне", главную передающую антенну прикрепили к задней части фор-марса; слег­ка изменили планировку мостика.

В промежутке между ремонтами, с 8 июля 1926 г. "Рипалс" снова входил в состав эскадры линейных крейсеров Атлантическо­го флота. 17 мая 1929 г."Худ" поставили на длительный ремонт, но ещё в апреле 1929 г. флаг командующего эскадрой перенесли на "Рипалс", который с этого момента и по июль 1931 г. являлся флагманским кораблём эскадры.

Летом 1930 г. эскадра линейных крейсе­ров — в её составе "Рипалс", находясь в от­дельном плавании, посетила, главным обра­зом, северные английские порты. 21 мая со­стоялась призовая стрельба линейных крей­серов на переходящий кубок (бывший после­дние два года на "Рипалсе") по двум букси­руемым щитам: один для артиллерии главно­го калибра, другой для противоминного. Каждый корабль стрелял отдельно. Стрель­ба велась под непосредственным наблюдением командующего эскадрой контр-адмирала Паунда, поочередно переходившего на каж­дый стреляющий корабль. Оценка велась по следующим пунктам: дисциплина, управле­ние огнём, меткость и скорость стрельбы.

23 мая провели двусторонние маневры Атлантического флота, в ходе которых оба противника стреляли друг в друга боевыми снарядами, производили пристрелку по ме­тоду "вилки", но вследствие особого откло­няющего приспособления в прицелах, снаря­ды ложились в стороне от цели.

11 июля 1931 г. флаг командующего эс­кадрой линейных крейсеров контр-адмирала Томкинсона вернули на вышедший из ремонта "Худ". В сентябре всегда отличавшийся высокой дисциплинированностью экипаж "Рипалса" принял участие в "Инвергордонском бунте" — многодневном протесте моря­ков Атлантического флота, вызванном по­пыткой правительства снизить им жалование на четверть.

В марте 1932 г. Атлантический флот переименовали во флот Метрополии. С мар­та по июнь 1932 г. "Рипалс" находился в со­ставе этого флота. В июне в Портсмуте крейсер вывели в резерв, уменьшив на нём численность экипажа, где он находился по май 1933 г. до начала проведения длитель­ной модернизации.