Интернет-магазин АннаПолли - happy baby коляска трансформер victoria 2009 - купить детские товары.

Линейный крейсер "Ринаун"

 

Линейный крейсер "Ринаун" заложили 25 января 1915 г. на частной судостроитель­ной верфи "Фэрфильд Шипбильдинг и Ин­жиниринг, К°" в Гован, Глазго, там же изго­тавливали и его энергетическую установку. Корабль вторым спустили на воду 4 марта 1916 г. и вторым закончили постройкой 20 сентября 1916 г. Незадолго до окончания по­стройки начали проведение испытаний. Вес корпуса при спуске на воду составлял 16065 т при осадке 4,47 м носом и 5,72 м кормой.

Стапельный период постройки корабля составлял чуть более 13 месяцев, достройка на плаву заняла 6 с половиной месяцев. Бла­годаря твёрдому руководству Фишера, высо­кой степени взаимодействия между отделом военного кораблестроения и верфью-строи­телем корабль построили всего за 20 меся­цев, что в военное время явилось мировым достижением для кораблей таких размеров.

Согласно Burt [3], действительное нор­мальное водоизмещение "Ринауна" составля­ло 27320 т при осадке носом 7,63 м, кормой 8,23 м, в полном грузу (без нефтяного топли­ва) 32220 т при осадке носом 9,19 м, кормой 9,16 м. Согласно Brayer [4], соответственно, 27947 т и 32727 т.

Согласно Burt [3], длина "Ринауна" между перпендикулярами составляла 228,64 м (согласно Raven/Roberts [5], 228,75 м), по ватерлинии 240,01 м (согласно Raven/Roberts [5], 240,3 м) и полная 242,04 м (согласно Brayer [4], 242,4, Raven/Roberts [5], 242,21 м; ширина 27,48 м; высота от киля до палубы полубака 15,05 м.

На крейсере установили следующие средства радиосвязи: в главной радиорубке радиостанцию типа "1-16", во второй радио­рубке типа "2", в третьей типа "9".

Стоимость постройки "Ринауна" состав­ляла, согласно Burt [3], 3 117204 фунтов стер­лингов (около 31180 тыс. рублей золотом), со­гласно Brayer [4], 2 962578 фунтов стерлингов (около 29626 тыс. рублей золотом) или, соот­ветственно, 114 и 108 фунтов стерлингов за тонну нормального водоизмещения.

На переоборудование и ремонты в 1919-22 гг. британская казна затратила 276256 фунтов стерлингов, на модернизацию в 1923-26 гг. 979927 фунтов стерлингов. Мо­дернизация 1936-39 гг. обошлась казне 3 088008 фунтов стерлингов. Всего постройка, переоборудование, ремонт и модернизация "Ринауна" обошлись, согласно Burt [3], 7 461395 фунтов стерлингов, согласно Brayer [4], 7 306769 фунтов стерлингов, причём пе­реоборудование, ремонт и модернизация обошлись на 1 226987 фунтов стерлингов до­роже постройки.

Не считая "Худа, "Ринаун" оказался самым дорогим кораблём королевского флота, так как постройка кораблей одного проекта на верфи "Ферфильд" обошлась на 8-10 фунтов стерлингов за тонну нормаль­ного водоизмещения дороже, чем на верфи "Джон Браун и К°".

Экипаж крейсера по окончании пост­ройки насчитывал 953 человека, как флаг­манского корабля 967, во время первой ми­ровой войны 1043, в 1919 г. 1223. В составе флота корабль находился с 28 ноября 1916 г. по 19 марта 1948 г.

12 сентября 1916 г. начались испытания "Ринауна". 18 сентября крейсер вышел на хо­довые испытания и 20 сентября прибыл в Скапа-Флоу. По пути на Арранской мерной миле его энергетическая установка развила форсированную мощность 126300 л.с. (увели­чение на 12,8%), что при частоте вращения гребных валов в среднем 281,6 об/мин., водо­измещении 27900 т и осадке 7,93 м носом и 8,31 м кормой обеспечило кораблю скорость хода 32,68 уз. Во время 4-часового пробега в полном грузу энергетическая установка под­держивала постоянную мощность около 123850 л.с. (увеличение на 10,5%), что при ча­стоте вращения гребных валов в среднем 279 об/мин, позволило кораблю поддерживать скорость хода 32,28 уз. Наконец-то можно было сказать, что любые недостатки этих крейсеров будут компенсироваться их высо­кой скоростью. Фактический удельный вес энергетической установки составил 55 кг/л.с.

25 сентября 1916 г. провели кренование "Ринауна" для определения метацентрической высоты при двух режимах загрузки. Сна­чала произвели измерение пустого корабля при водоизмещении 24420 т, осадке носом 7,34 м и кормой 8,02 м. Метацентрическая высота составляла 0,9 м.

Затем произвели измерение при дей­ствительном нормальном водоизмещении 26145 т с учетом запаса топлива в 1000 т не­фти (запасные топливные цистерны были пустые), осадке носом 7,77 м и кормой 8,23 м. Метацент­рическая высота составляла 1,07 м. Остойчивость была максимальной при 43° крена и нулевой при 64°. Наконец, произвели измерение при во­доизмещении в полном грузу 32220 т с учетом полного за­паса топлива в 4289 т нефти и 112 т угля при осадке но­сом 9,20 м, кормой 9,18 м. Метацентрическая высота со­ставляла 1,89 м. Остойчи­вость была максимальной при 44° крена и нулевой при 74°. Несмотря на относитель­но небольшой вес броневой защиты корабля, Метацентрическая высота оказалась малой.

"Ринаун" передали флоту 28 ноября 1916 г., но он не входил в состав Гранд-Флита до января 1917 г., пока на нём не поднял свой флаг младший флагман 1-й эскадры ли­нейных крейсеров. В составе этой эскадры он находился до 1919 г.

1 февраля 1917 г. "Ринаун" перевели на верфь в Розайт для усиления бронирования, где он находился по 1 апреля (60 дней). В июне 1917 г. после осуществления дополни­тельного бронирования палуб действитель­ное нормальное водоизмещение крейсера возросло, согласно Raven/Roberts [5], до 27947 т при средней осадке 8,01 м, полное до 32633 т при средней осадке 9,19 м. Согласно Burt [3], водоизмещение по грузовую ватер­линию в сентябре 1917 г. составляло 32740 т. Сравнение по весовой нагрузке с "Тайгером" при уменьшенной толщине брони и большем весе корпуса "Ринауна" (для "Тайгера" 25,9% и 34,3%) все же указывает на недостат­ки проекта. Необходимо отметить, что, не­смотря на большой вес корпуса, в процессе эксплуатации обнаружилась его определен­ная слабость.

В 1917 г. на "Ринауне" отдельные плат­формы для прожектеров, установленные на задней дымовой трубе, заменили располо­женной ниже и окружавшей ее круговой платформой. Передний верхний мостик уд­линили в сторону кормы.

12 декабря 1917 г. "Ринаун" совместно с другими кораблями Гранд-Флита вышел в море на перехват 3-й полуфлотилии немец­ких эсминцев, атаковавшей Скандинавский конвой, и во время возвращения сопровождал поврежденный британский эсми­нец "Пелью".

В 1918 г. дальномеры на "Ринауне" распо­лагались следую­щим образом. Два с базой 9,14 м — один на башне "Y", другой на задней части пере­дней боевой руб­ки. Четыре с базой 4,57 м — два на башнях "А" и "В", по одному на но­совой боевой руб­ке и кормовой бо­евой рубке тор­педной стрельбы. Один с базой 3,66 м на марсе фок-мачты на посту управления стрельбой центральной наводки главного калибра. Два с базой 2,74 м на носовом мо­стике. Один зенитный с базой 2,0 м на мар­се фок-мачты.

На марсе на лицевой стороне поста уп­равления стрельбой центральной наводки 381-мм орудий установили циферблат секун­домера, указывающий время полета снаря­дов до цели. На башне "А" нанесли шкалу пеленгов горизонтальной наводки. Изменили положение прожекторов с целью улучшения условий наблюдения. Установленную на вто­рой дымовой трубе круговую платформу для прожекторов заменили четырьмя отдельно стоящими платформами с прожектором на каждой, по две с каждой стороны трубы. С первой дымовой трубы сняли прожекторы и расположили их на платформе вокруг глав­ной опоры треногой фок-мачты. Сигнальные прожекторы с верхнего мостика перенесли на нижний. В конце 1918 г. установили корот­кую фор-стеньгу. Закрасили камуфляж на тру­бах и все обозначения на корпусе.

21 ноября 1918 г. у Розайта "Ринаун" в составе 1-й эскадрой линейных крейсеров встретил направленные для интернирования в порты Великобритании корабли флота Откры­того моря. 7 апреля 1919 г. в связи с расфор­мированием Гранд-Флита "Ринаун" вошёл в состав Атлантического флота и находился в его составе до июля 1919 г. Во время одного из переходов морем при водоизмещении 31870 т корабль развил скорость хода 29,85 уз.

"Ринаун" широко использовали для пу­тешествий членов королевской семьи. С июля 1919 г. по октябрь 1920 г. планирова­лось заграничное плавание наследного Принца Уэльского в Канаду и США, в Но­вую Зеландию и Австралию, походы в Вест-Индию, порты Южной Америки. Затем дол­жно было последовать плавание в Индию и Японию. Для этой цели выделили линейный крейсер "Ринаун".

В июле 1919 г. крейсер пришёл на ре­монт в Портсмут, где на местной верфи его начали готовить к заграничному плаванию. С башен убрали платформы для взлёта само­лётов. Закрасили шкалы пеленгов горизон­тальной наводки на башнях "А" и "Y", сня­ли циферблаты секундомеров, установили стеньги на грот-мачте и фор-марсе. На стень­гах установили длинные флагштоки для ко­ролевского штандарта и кормового флага.

Первое заграничное плавание "Ринауна" состоялось с августа по декабрь 1919 г. в Ньюфаундленд, Канаду и США, включая десятидневный визит в Нью-Йорк.

5 августа 1919 г. линейный крейсер в со­провождении лёгких крейсеров "Даунтлес" и "Драгон" вышел из Портсмута. 11 августа корабли прибыли в залив Консепшен (Нью­фаундленд), где Принц Уэльский перешёл на легкий крейсер "Драгон" для посещения Сант-Джонса (Ньюфаундленд) и Галифакса.

13 августа 1919 г. "Ринаун" прибыл в Галифакс, где Принц Уэльский вновь под­нялся на борт крейсера для перехода в Кве­бек. Прибыв в Квебек 21 августа, принц надолго покинул линейный крейсер, с августа по ноябрь продолжив путешествие по Кана­де и США на поезде. В течение этого перио­да "Ринаун" нанёс визиты в порты Вест-Ин­дии, Южной Америки, Нью-Йорк и, нако­нец, в Галифакс, где Принц Уэльский снова прибыл на крейсер для возвращения в Вели­кобританию. 25 ноября корабль вышел из Галифакса и 1 декабря 1919 г. прибыл в Пор­тсмут, где встал на верфь в ремонт.

С целью переоборудования к следующе­му заграничному плаванию во временную "яхту" для путешествий членов королевской семьи с января по март 1920 г. "Ринаун" на­ходился в ремонте. Кроме переборки глав­ных механизмов, ремонта котлов, укрепле­ния котельной кладки, ликвидации протечек в системах питьевой и котельной воды, в топливных цистернах, капитального ремон­та вспомогательных механизмов, на нём про­извели демонтаж кормовой 102-мм трёх­ствольной орудийной установки №5, в сред­ней части корабля на левом борту оборудовали площадку для игр, а на правом кинозал.

Провели небольшой ремонт жилых по­мещений. Палубу, на которой находилась кормовая 102-мм трёхствольная орудийная установка №4, продолжили в корму настоль­ко, что она образовала крышу, нависающую над местом, где раньше располагалась уста­новка №5, и оборудовали на ней прогулоч­ную палубу. Кормовую часть верхней палу­бы, палубы полубака и навесную покрыли деревянным настилом. На навесной палубе вокруг второй дымовой трубы оборудовали дополнительные помещения для Принца Уэльского и его свиты.

На посту управления стрельбой цент­ральной наводки на передней боевой рубке в дополнение к уже имеющемуся дальномеру с базой 4,57 м позади него добавили ещё один дальномер с базой 6,09 м. На задней стенке башни "Y" дальномер с базой 4,57 м замени­ли новым дальномером с базой 9,14 м.

Второе заграничное плавание "Ринауна" в Новую Зеландию и Австралию состоялось с марта по октябрь 1920 г. Покинув 16 марта 1920 г. Портсмут, крейсер посетил ос­тров Барбадос, прошёл Панамским каналом, зашёл в Гонолулу и на острова Фиджи, на­нёс визит на остров Окленд, посетил Новую Зеландию, различные порты Австралии и Хобарт на острове Тасмания. Возвращались снова через Панамский канал, Вест-Индию и Бермуды. 11 октября корабль снова появил­ся в Портсмуте. Здесь 5 ноября "Ринаун" вы­вели в резерв, где он находился с ноября 1920 г. по сентябрь 1921 г. На нем до минимума сократили численность экипажа, и на мест­ной верфи произвели ремонт.

15 сентября 1921 г. в Портсмуте "Рина­ун", предназначенный для третьего загранич­ного плавания Принца Уэльского в Индию и Японию, снова ввели в строй. Покинув Пор­тсмут 26 октября, крейсер с Принцем Уэльс­ким проследовал в Бомбей через Суэцкий ка­нал, посетив по пути Мальту, где принц про­возгласил остров независимым доминио­ном, и Аден. Корабль прибыл в Бомбей 17 ноября. Сойдя здесь с крейсера на берег, Принц Уэльский совершил четырёхмесячное путешествие по Индии. За это время "Рина­ун" посетил порты Персидского залива, Ко­ломбо, Бомбей и Карачи. 17 марта 1922 г. в Карачи принц снова прибыл на крейсер, пос­ле чего он ушел в Японию, посетив по пути Коломбо, Сингапур и Гонконг, и на некото­рое время сошёл на берег в Иокогаме.

В Великобританию возвращались через Манилу, Лабуан, Пенанг, Тринкомали, Су­эцкий канал, Мальту и Гибралтар, появив­шись, согласно Burt [3], 2 июня в Плимуте, согласно Raven/Roberts [5], 20 июня в Порт­смуте. 28 июля в Портсмуте "Ринаун" снова вывели в резерв, сократив на нём числен­ность экипажа.

К моменту подписания в 1922 г. Вашин­гтонского морского соглашения "Ринаун" ещё не имел бортовых наделок (булей), в от­личие от своего систершипа "Рипалса", на котором их установили во время ремонта и модернизации в 1918-20 гг. Поэтому в нача­ле 1922 г. состоялось совещание ряда служб флота, на котором обсуждались предполага­емое переоборудование "Ринауна" и конст­рукция предназначенных к установке на нём булей подводной защи­ты. В основу положили предложения начальни­ка отдела кораблестро­ения флота, внесённые 16 февраля 1922 г. и включавшие некоторые отличия от способа мо­дернизации "Рипалса". В июле Адмиралтей­ство одобрило специ­фикацию предполагае­мых работ.

19 июля 1923 г. ""Ринаун" вывели в ре­зерв, перевели на госу­дарственную верфь в Портсмут и поставили в док для проведения ремонта, где по июль 1926 г. (в течение трёх лет) на нём проводили обширный ремонт и кардинальную модер­низацию.

В процессе прове­дения модернизации 152-мм главный броне­вой пояс по ватерлинии был снят. На "Ринауне" установили новый 229-мм главный броневой пояс, причём по высоте его установили на 914 мм выше прежнего, но перестановки ста­рого 152-мм главного броневого пояса выше нового главного, как это раньше произвели на "Рипалсе", здесь не сделали, поскольку опасались появления слишком большой осадки. В образовавшееся незащищённое пространство борта между нижним концом главного броневого пояса и полками шель­фа установили скошенные броневые плиты с толщиной 229 мм в верхней и 51 мм в ниж­ней части у шельфа. В оконечностях корпу­са толщина плит броневого пояса не измени­лась и оставалась прежней — 102 и 76 мм. Распределение толщин плит по длине пояса также не изменилось.

Из общего числа 229-мм броневых плит 24 плиты первоначально предназначались для чилийского линейного корабля "Альмиранте Кохрен", а остальные 28 плит и все скошенные плиты (примерно 200 т) изгото­вили специально для "Ринауна". Общий вес новой бортовой брони составлял 1430 т (229-мм и скошенные плиты) + 40 т (51-мм плиты) + 35 т (дополнительные шпангоуты-подкрепления под броней на высоте от шельфа до верхней палубы). Вес снятого 152-мм броне­вого пояса равнялся 896 т. В результате ус­тановки 229-мм пояса водоизмещение кораб­ля увеличилось на 609 т.

Одновременно произвели усиление па­лубного бронирования. Поверх плоской ча­сти и на скосах главной (броневой) палубы в районе погребов боезапаса добавили 51-мм нецементированные броневые плиты. В рай­оне котельных отделений, снаружи от уста­новленных между верхней и главной палуба­ми новых продольных переборок уложили дополнительные 38-мм плиты. В районе ма­шинных отделений главную палубу дополни­тельно не усиливали, и она сохранила свою прежнюю 76-мм толщину.

Помимо этого, над скосами главной па­лубы горизонтально уложили нецементиро­ванные броневые плиты различной толщи­ны, расположив их от верхней кромки скоса и не доходя 610 мм до борта корабля. В рай­оне погребов боезапаса установили 102-мм плиты, в районе машинных и котельных от­делений 64-мм. Таким образом, в этом мес­те на корабле установили как бы новую бронированную палубу. Ни одну из уложен­ных в период строительства плит из высокоуп­ругой стали не сняли. Толщина брони увели­чивалась укладкой новых плит поверх старых. Для защиты погребов боезапаса от про­дольного огня промежуточная палуба также получила дополнительную броню. В носовой части на расстоянии 4,6 м впереди барбета башни "А" 76-мм нецементированные плиты уложили поверх 19-мм плит из высокоупругой стали. В кор­мовой части на расстоянии 7,6 м в корму от барбета башни "Y" 38-мм нецементирован­ные плиты уложи­ли поверх 64-мм плит из высокоуп­ругой стали.

Новые сталь­ные плиты палуб­ного бронирова­ния имели боль­шую площадь и укладывались без зазоров. Чтобы их уложить, рабочим пришлось времен­но снять все про­межуточные пере­борки и различное оборудование. И хотя этот метод оказался относи­тельно трудоём­ким и дорогостоя­щим, тем не менее, Адмиралтейство согласилось, что это действительно необходимо для создания полно­ценной и эффек­тивной защиты. Бессмысленно было действовать так же, как в пери­од первой миро­вой войны, когда из-за жестких ог­раничений во вре­мени бронирова­ние усиливалось укладкой плит ма­лой площади вок­руг имеющихся конструкций.

"Ринаун" стал первым британским ли­нейным крейсером, получившим палубную броню из нецементированных стальных плит. Вес дополнительного палубного бронирова­ния составил 1020 т (горизонтальные броневые плиты и две 51-мм продольные переборки), 127 т (скосы главной палубы) и 40 т (дополни­тельные палубные опоры). Всё это вылилось в 1187 т дополнительного водоизмещения.

Между верхней и главной палубами в качестве противоосколочной защиты кожу­хов дымовых труб установили по одной про­дольной переборке с укрепленными на них 51-мм нецементированными стальными пли­тами. Их расположили на расстоянии 4,6 м от диаметральной плоскости и по длине кораб­ля от основания передней боевой рубки до кормовой переборки котельных отделений.

В процессе модернизации на "Ринауне", как новинку судостроения, установили цель­ные противоторпедные були, но это ещё не означало, что установили "настоящие" були. Двойные борта ниже полок шельфа под пли­ты главного броневого пояса выдавались на­ружу, кругообразно изгибались ниже скосов броневой палубы. Они уходили на 4,27 м внутрь и на 0,91 м наружу корпуса и прохо­дили по длине погребов боезапаса всех ба­шен, котельных и машинных отделений. "Ри­наун" и "Рипалс" оказались первыми боевы­ми кораблями британского флота, за исклю­чением мониторов, оборудованными такого вида булями.

Були "Ринауна" имели модифицирован­ную конструкцию и предназначались вместо продольной противоторпедной переборки и бронированных экранов в районах погребов боезапаса у крейсеров предыдущих проек­тов. При этом удалось избежать излишнего увеличения ширины корпуса, поскольку его наружная броневая защита сохранилась. Конструкция булей состояла из множества разделенных перегородками небольших отсе­ков двойного борта и наполненной нефтью широкой "подушки". От корпусных отсеков були отделялась легкими продольными пере­борками, образовавшими узкие воздушные промежутки (коффердамы), и не были запол­нены полыми герметичными трубами, чем отличались от конструкции настоящих булей находящегося в то же время в постройке лин­кора "Рэмилиес". Это позволило резко умень­шить прирост осадки — всего на 76 мм, про­тив 305 мм на "Рипалсе". В результате надел­ки булей водоизмещение крейсера увеличи­лось ещё на 1100 т.

Вокруг погребов боезапаса оборудова­ли заполненные водой специальные защит­ные выгородки, вмещающие 154 т воды.

Ещё в 1922 г. Адмиралтейство одобрило установку восьми неподвижных 533-мм тор­педных аппаратов с размещением, аналогич­ным линейному крейсеру "Худ". Однако из-за экономии веса и недостатка средств их не ус­тановили. Помимо этого, произвели следую­щие работы: снова установили кормовую 102-мм трёхствольную орудийную установку №5; две 76-мм зенитные пушки побортно от зад­ней дымовой трубы и два отдельных 102-мм орудия на спардеке заменили четырьмя 102-мм зенитными орудиями образца Mk.V на од­ноствольных лафетах образца Mk.III; на кры­ше фор-марса разместили пост управления зе­нитным огнём; удалили фор-марс-стеньгу и рей передающей антенны; главную передаю­щую антенну прикрепили к кормовой кромке фор-марса; слегка изменили планировку мо­стика; с кормовых постов у передней дымо­вой трубы сняли два 914-мм прожектора; над башней "Y" снова установили секундомер, показывающий время полета снарядов до цели. После окончания ремонта в августе 1926 г. провели испытания крейсера.

В 1926 г. "Ринаун" и "Рипалс" внешне практически не отличались друг от друга. Их можно было отличить только по различной форме бортовых булей, сохранившемуся в борту двойному ряду иллюминаторов у "Ринауна", а также верхнему 152-мм броневому поясу у "Рипалса".

3 сентября 1926 г. "Ринаун" ввели в со­став эскадры линейных крейсеров Атланти­ческого флота, где он находился по январь 1927 г. В январе 1927 г. его назначили для сле­дующего заграничного плавания Принца Йоркского в Австралию. Для королевского флага установили короткие флагштоки на фор-марсе и на главной стеньге. На левом борту навесной палубы в середине корабля оборудовали жилые помещения. Покинув Портсмут 6 января, крейсер с Принцем Йор­кским на борту проследовал в Австралию че­рез Панамский канал. В Портсмут через Су­эцкий канал они вернулись 17 июля 1927 г.

С июля по сентябрь 1927 г. на верфи в Портсмуте "Ринаун" прошёл ремонт, во вре­мя которого с левого борта навесной палу­бы убрали оборудованные на время загра­ничного плавания жилые помещения, и по его окончании снова вошёл в состав эскадры линейных крейсеров Атлантического флота. 29 сентября "Ринаун" принял участие в учеб­но-боевых стрельбах из орудий главного ка­либра по буксируемому с 10-уз. скоростью хода щиту, произведя по 6 выстрелов из каж­дого орудия. В итоге из 36 выстрелов он до­стиг 13 накрытий и одно прямое попадание.

В составе входящей в Атлантический флот эскадры линейных крейсеров "Ринаун" находился с сентября 1927 г. по сентябрь 1931 г., из них два года с июля 1929 г. по июль 1931 г. являлся флагманским кораблём, заме­нив в июле 1929 г. ушедший на ремонт "Худ".

14 января 1929 г. линейные крейсера "Ринаун", "Рипалс" и "Тайгер" в составе Ат­лантического флота вышли из Портсмута в Средиземное море для участия в обычных ве­сенних маневрах обоих флотов. 18 января Атлантический флот пришёл в Гибралтар. В течение февраля оба флота провели совмес­тные учения, которые, в основном, свелись к проведению стрельб из всех видов оружия. Во время проведения торпедных стрельб одна из торпед линкора "Нельсон" попала в "Ринаун". В конце февраля эскадра линей­ных крейсеров (флаг контр-адмирала Дреера) посетила Оран.

Весенние маневры Атлантического и Средиземноморского флотов 1930 г. (всего 96 кораблей), в которых приняла участие эскад­ра линейных крейсеров в составе "Ринауна" (флаг контр-адмирала Паунда), "Рипалса" и "Тайгера", проходили с 8 по 15 марта в за­падной части Средиземного моря. В результа­те "Ринаун" "условно" затонул, но вывел предварительно из строя два неприятельских эсминца, а "Тайгер" получил повреждения.

Осенние маневры Атлантического фло­та проходили, как и обычно в последние годы, в северных водах метрополии. 23 сен­тября на рейде Кромарти-Фёрт вместе с дру­гими кораблями сосредоточилась эскадра ли­нейных крейсеров в составе "Ринауна" (флаг контр-адмирала Паунда), "Рипалса" и "Тай­гера". Программа маневров предусматрива­ла дневной бой линейных сил при участии авиации, ночной бой линейных крейсеров, стрельбу по самоходному щиту-линкору "Центурион". В ночном бою залпы артилле­рии главного калибра обозначались про­блесками прожекторов. Согласно инструк­ции, командиры линейных крейсеров через определённые промежутки времени бросали жребий, согласно которому все три линей­ных крейсера оказались потопленными.

Большие весенние маневры Атлантичес­кого флота проходили с 14 по 18 марта 1931 г. В них также приняла участие эскадра ли­нейных крейсеров в составе "Ринауна" (флаг контр-адмирала Паунда), "Рипалса" и "Тайгера". В ходе маневров провели ночную стрельбу "Ринауна" по "Рипалсу". Стрельба велась боевыми снарядами, но с заведомо не­верной установкой по целику, так что при осуществлении правильной наводки снаряды ложились по носу (или по корме) цели. Око­ло 20 ч. началом стрельбы явился опознава­тельный сигнал прожектором с "Рипалса" с расстояния около 3 миль. Противник оказался на правом крамболе "Ринауна". После­дний немедленно выстрелил несколько осве­тительных снарядов, осветивших силуэт "Ри­палса", и начал стрельбу из 381-мм орудий. При свете осветительных снарядов были вид­ны громадные всплески по носу "Рипалса". Стрельба продолжалась несколько минут.

11 июля 1931 г. флаг командующего эс­кадры линейных крейсеров контр-адмирала Томкинсона снова перенесли на вышедший из ремонта "Худ". 11 сентября "Ринаун" ушёл в продолжавшийся до июня 1932 г. ре­монт на верфь в Портсмут.

В ходе ремонта на корабле выполнили ряд работ. Демонтировали 102-мм трёх­ствольную орудийную установку №3 в средней части корабля с целью последующей ус­тановки в этом месте авиационной катапуль­ты. Продлили в корму палубу платформы передней боевой рубки для размещения на ней двух восьмиствольных 40-мм зенитных автоматов "пом-пом" образца Mk.V.

Спроектированный в 1931 г. 40-мм зе­нитных автомат образца Mk.VI весил 5,1 т. Восемь стволов весом по 0,3 т каждый были расположены в два ряда один над другим. Снаряд весил 0,9 кг. Скорострель­ность составляла 130-140 выстрелов в мину­ту, досягаемость по высоте 7500 м. Расчёт автомата насчитывал 11 человек. Пост уп­равления стрельбой этих автоматов уста­новили на специальной платформе на кры­ше фор-марса. На крыше фор-марса также установили посты Mk.I управления огнём зенитных орудий.

На правом борту рядом с передней ды­мовой трубой разместили ещё один такой 40-мм зенитный автомат "пом-пом" вместе со своим постом управления. Так как на флот поставляли ещё очень мало таких зе­нитных автоматов, на левом борту такого автомата не установили. Демонтировали оба кормовых прожектора у задней дымо­вой трубы. С надстройки у башни "Y" уб­рали секундомер, показывающий время по­лёта снарядов до цели.

2 июня 1932 г. в Портсмуте "Ринаун" ввели в состав эскадры линейных крейсеров флота Метрополии (так в марте 1932 г. пере­именовали британский Атлантический флот), где он находился по январь 1936 г. С 1932 г., после вывода 28 апреля 1931 г. в резерв "Тайгера", в составе эскадры линейных крей­серов остались только "Худ", "Ринаун" и "Рипалс".

Хотя ремонт закончили в июне 1932 г., но уже в 1933 г. на "Ринауне" снова начали очередную модернизацию. С башни "Y" сня­ли платформу для взлёта самолётов. В сред­ней части корпуса между задней дымовой трубой и грот-мачтой на уровне навесной палубы (спардека) на месте снятой во время предыдущего ремонта 102-мм трёхствольной орудийной установки №3 смонтировали по­перечную самолётную катапульту Мак-Тагерта (типа D-III-H). На катапульте постоян­но находился один самолёт "Фаррэй 111-D". Специального крана для подъёма самолёта не устанавливали, используя для этого шлю­почные подъёмные стрелы. Одновременно установили две счетверённых установки 12,7-мм зенитных пулемётов. В 1933 г., согласно Burt [3], порожнее водоизмещение крейсера составляло 31870 т, полное 37630 т, наиболь­шая длина 242,23 м, ширина с булями 31,3 м.

"Худ" и "Ринаун" с 12 января 1934 г. находились в Гибралтаре, а в марте верну­лись в Англию в свои базы.

14 января 1935 г. "Худ" и "Ринаун" в составе флота Метрополии отправились в ве­сеннее плавание. 19 января корабли флота сосредоточились в бухте Ароса (побережье сев. Испании) и оттуда 20 января направи­лись в Вест-Индию.

По возвращении из Вест-Индии 23 января 1935 г. во время маневров у северного испанского побережья близ Гибралтара "Ри­наун" столкнулся с "Худом" (флаг контр-ад­мирала Бейлей), таранил его в правый борт в районе башни "Y", повредив себе полубак и повредив форштевень в районе ватерлинии.

Столкновение таких крупных кораблей является сравнительно редким в практике во­енных флотов. Для разбора действий контр­адмирала Бейлей, командовавшего соедине­нием, и командиров обоих линейных крейсе­ров в Англии создали специальные военно-морские суды.

Из материалов судебного разбиратель­ства выяснилась следующая картина столкно­вения. 22 января накануне выхода в море из бухты Ароса для проведения совместных ма­невров с подводными лодками контр-адмирал Бейлей, держащий флаг на "Худе", отдал сле­дующий приказ: "В среду 23 января дивизия линейных крейсеров придёт в точку, располо­женную в 2 милях на 148° от маяка Сальвора. От этой точки "Худу" надлежит следовать курсом 192°, "Ринауну" курсом 254°, скорость хода 12 уз. В 10 ч. 50 м. крейсера ложатся на курс 223° и движутся зигзагообразным кур­сом. По окончании маневра "Худ" следует курсом 254°, "Ринаун" — 192°.

Маневры прошли вполне удовлетвори­тельно и были закончены по сигналу флагма­на в 11 ч. 35 м. После этого "Ринаун" по пла­ну должен был вступить в кильватер "Худу", а затем всему соединению изменить курс и лечь на 180°.

Как выяснилось из разбора аварии на следствии, командир "Ринауна", управляя крейсером, чтобы стать в кильватер флагма­ну, считал, что "Худ" уже следует курсом 180°, тогда как в действительности он ещё шёл курсом 254°. Контр-адмирал Бейлей, стоя на мостике "Худа", заметил, что "Ринаун" медлит с выполнением маневра и что крейсера постепенно сближаются. Он обра­тил на это внимание командира "Худа" и приказал поднять сигнал "строй кильватера, курс 254°, скорость хода 12 уз." В это время расстояние между кораблями составляло 1400 м (7,5 каб.). Сигнал был поднят в 12 ч. 20 м., а через 2 минуты "Ринаун" 2-узловым ходом ударил в правый борт "Худа".

Перед столкновением командир "Рина­уна" который находился в 1000 м (5,5 каб.) от "Худа", застопорил машины и положил руль "право на борт", а в 460 м (2,5 каб.) дал полный назад. "Худ" сначала склонился вле­во и дал 15 уз., а затем за 1 минуту до стол­кновения положил руль право на борт и дал полный ход вперёд. Этими эволюциями удар был ослаблен, но инерция громадных крей­серов оказалась слишком большой, чтобы избежать столкновения. До последнего момента командир "Ринауна" считал, что флаг­манский корабль склонится влево на курс 180°, располагая свой курс в соответствии с этим предположением.

Придание суду виновных и само судо­производство произошло чрезвычайно быс­тро. На суде контр-адмиралу Бейлей было предъявлено обвинение, что он приказал поднять последний сигнал слишком поздно. В то же время суд оправдал флагмана и ко­мандира "Худа" и присудил командира "Ри­науна" к отрешению от должности. Адми­ралтейство изменило решение суда: команди­ру "Ринауна объявили строгий выговор с ос­тавлением в должности, а флагману и коман­диру "Худа" — замечание.

Временный ремонт "Ринауна" произ­водили с января по февраль в Гибралтаре (25 дней), и 18 февраля он совершил переход на верфь в Портсмут, где 18 мая ремонт за­кончили (80 дней). Во время этого ремонта на левом борту рядом с первой дымовой трубой установили второй восьмиствольный 40-мм зенитный автомат "пом-пом" об­разца Mk.V, правда, без поста управления стрельбой.

В марте 1935 г. для обеспечения в эскад­рах однотипности корабельного состава ре­шили постепенно разделить базирование линкоров типа "Куин Элизабет" и "Роял Соверен" — первых в Средиземном море, остальных в составе флота Метрополии. Вслед­ствие напряженной программы реконструк­ции линкоров типа "Куин Элизабет", воз­никла постоянная нехватка одного линкора этого типа для смены в составе Средиземно­морского флота, и для их подмены туда ста­ли посылать линейные крейсера. Первона­чально, с апреля по сентябрь 1936 г., их раз­делили между флотом Метрополии и Среди­земноморским флотом.

12 июля 1935 г. "Ринаун" прибыл в Спитхед, где с 15 по 17 июля принял участие в смотре и морском параде на Спитхедском рейде по случаю серебряного юбилея восше­ствия на трон короля Георга V.

В период итало-абиссинской войны эс­кадру линейных крейсеров в составе "Худа" и "Ринауна"("Рипалс" проходил реконст­рукцию) послали в Гибралтар для усиления Средиземноморского флота, хотя эскадра продолжала числиться в составе флота Мет­рополии. "Худ" оставался в Гибралтаре до июня 1936 г., после чего он вернулся в Вели­кобританию. В январе 1936 г. "Ринаун" на­правили в Александрию, и он находился в составе 1-й эскадры линкоров Средиземно­морского флота до мая 1936 г.

"Ринаун" вернули в Великобританию в мае 1936 г. и ввели в состав эскадры линей­ных крейсеров флота Метрополии, с июня заменив в Средиземном море "Рипалсом".