Линейный крейсер "Фьюриес" ("Разъяренный")

 

Окончательный проект линейного крейсера "Фьюриес" утвердили 23 мая 1915 г., а уже 8 июня 1915 г, на частной судостроительной верфи "Армстронг" в Хай Уолкер, Ньюкасла-на реке Тайн заложили последний "боль­шой лёгкий крейсер". Энергетическую установку изгото­вила фирма "Волсенд Шипвей и Инжиниринг, К°". "Фьюриес" спустили на воду 15 августа 1916г. Вес корабля при спуске на воду составлял 12680 т при весе корпуса 9892 т, осадке 4,06 м носом и 5,31 м кормой. Стапельный период постройки корабля составлял чуть больше 13 месяцев.

Однако 19 марта 1917г. Совет Адмиралтейства при­нял решение отказаться от достройки корабля по первона­чальному проекту. После достройки по новому проекту 26 июня 1917г. крейсер предъявили на испытания и 4 июля 1917г. ввели в строй с полётной палубой и ангаром в носо­вой части, в результате чего достройка на плаву заняла ещё 11 месяцев. Всего постройка продолжалась 24 месяца.

Согласно Burt [3], порожнее водоизмещение "Фьюриеса" составляло 18480 т, действительное нормальное 19513 т при осадке 6,25 м носом, 6,86 м кормой, полное 22890 т при средней осадке 7,49 м, длина между перпен­дикулярами 224,14 м, полная 240,0 м, ширина 26,84 м. Высота корпуса от киля до верхней палубы составляла 9,14 м в носовой части, 4,88 м на миделе, 4,2 м в корме.

Стоимость постройки корпуса "Фьюриеса" состав­ляла 1 050 000 фунтов стерлингов или 53,8 фунтов стерлингов за тонну нормального водо­измещения. Сведений о полной сто­имости пет.

Согласно проекту, экипаж крейсера насчитывал 726 человек, по окончании постройки 737 чело­век, согласно Conway [1] и Brayer [4], 880 человек.

В составе флота корабль нахо-дилсяс4июля 1917г. по 1948 г., при­чём сразу после постройки его исполь­зовали как авианесущий корабль.

На "Фьюриесе" дальномеры располагались следующим образом: два с базой 4,57 м на башне "Y" и передней боевой рубке; два с базой 2,74 м на заднем боевом посту управ­ления торпедной стрельбой и в кор­ректировочном посту на площадке марса фок-мачты; один зенитный с базой 2,0 м на переднем мостике.

На "Фьюриесе" из девяти про­жекторов с диаметром зеркала 914-мм один разместили под носовым фор-марсом, два на мостике позади передней бо­евой рубки, два на платформе у передней части дымовой трубы и четыре на платформе вокруг грот-мачты.

В состав корабельных спасательных средств "Фьюриеса" входили два моторных катера длиной Им, два разъездных катера длиной 10,7 м, два спасательных ка­тера длиной 9,8 м, два катера длиной 9,15 м, два вельбо­та длиной 8,24 м, две гички длиной 9,15м, два яла длиной 4,9 м, два бальзовых плота длиной 4,1 м.

Проведенное 25 мая 1917г. кренование "Фьюриеса" показало, что при действительном нормальном водо­измещении 19513 т (корабль полностью оснащён, на бор­ту запас топлива 750 т нефти) и средней осадке 6,56 м метацентрическая высота составляла 1,14 м, остойчи­вость была максимальной при крене 44° и нулевой при 81°; при полном водоизмещении 22890 т (корабль полно­стью оснащён, на борту запас топлива 3393 т нефти) и средней осадке 7,49 м, метацентрическая высота состав­ляла 1,62 м, остойчивость была максимальной при крене 44° и нулевой при 93°.

Официальные ходовые испытания "Фьюриеса" не проводились. Правда, по инициативе верфи-строителя для опробования механизмов крейсер сделал несколько пред­варительных пробегов, но результаты этих испытаний не являлись официальными. Согласно Вгеуег'а [4] и "Jane F.S. 1919", крейсер достиг скорости хода около 30 уз., развив мощность энергетической установки 90820 л.с. (увеличение на 0,9%).

Если вступившие в 1917 г. в строй британского флота "Корейджес" и "Глориес" оказались плохой заме­ной для других, даже более слабых кораблей — им про­сто не могли найти применение, с "Фьюриесом", ещё до вступления в строй имевшим в носовой части взлётную палубу, дело обстояло иначе. Этот крейсер-гибрид имел явно обозначенные задачи, хотя, no-существу, являлся кораблем-недоделкой. Именно так его расценивали специ­алисты, так же воспринимали моряки и пилоты морской авиации.

Тем не менее, "Фьюриес" зарекомендовал себя как авианесущий корабль с гораздо лучшей стороны, чем уже имеющиеся в составе флота гидроавиатранспорты "Ком­пания", "Энгадине", "Риверия". Эти и подобные им ко­рабли имели ангар на 4-5 гидросамолётов, но на них не имелось взлетной палубы, что существенно снижало воз­можности их боевого использования, так как взлет гид­росамолётов с воды был возможен только в хорошую по­году. "Фьюриес" был предназначен исправить это поло­жение, но проводить широкомасштабные испытания во время войны на нём не предполагалось.

"Фьюриес" уже почти закончили постройкой на верфи "Армстронг", когда 19 марта 1917г. Совет Адми­ралтейства принял решение переоборудовать его в авиа­несущий корабль по причине хронической нехватки в составе Гранд-флита морской авиации. Переделка крей­сера началась в марте 1917 г. ещё до вступления его в строй. Крейсер достроили с полётной палубой в носо­вой части и одноорудийной башней в корме. 26 июня 1917г., после окончания переоборудования по новому проекту, начались испытания "Фьюриеса" в качестве авианесущего корабля.

После окончания испытаний 4 июля 1917 г. "Фьюриес" вошёл в состав Гранд-флита, став флагманским кораблём командующего флотской авиацией. Испытания продолжились до ноября 1917г. Уже после его вступле­ния в строй на верхней палубе установили две пары над­водных торпедных аппаратов. Их расположение было аналогично расположению на крейсере "Корейджес".

К тому времени судостроители уже установили кормовое 457-мм орудие, но монтаж передней орудийной башни все ещё продолжался, а само орудие находилось на берегу. Однако носовую орудийную башню устанавливать не стали, её барбет демонтировали и заменили ангаром на 8-10 самолётов и протянувшейся через весь полубак наклонной взлётной палубой. Для подачи гидросамолётов на место старта на полётной палубе проложили рельсовые пути, по которым перемещалась специ­альная тележка с установленным на ней поплавковым гидросамолё­том. Но в основном полётная палуба предназначалась для взлёта ко­лёсных самолётов, но посадка их на палубу в то время ещё не предус­матривалась.

По окончании постройки носовая наклонная полётная палуба имела размеры 69,5 х 15,2 м. При этом над палубой возвышалась только верхняя часть передней боевой рубки. Для защиты стоящих на палубе самолётов от непогоды и скатывания при крене по бортам в носовой части палубы, а также поперёк её установили специальные ограждения, которые при необходимости можно было опустить.

Ангар вмещал до 10 самолётов, хотя первоначально на корабле базировались три разведывательных гидросамолёта "Шорт", кото­рые могли взлетать с тележек, и корабль мог нести ещё 5 одноместных колёсных самолётов "Сопвич Пуп". Последние было почти невоз­можно приземлять на "Фьюриес", и такие попытки большей частью оканчивались катастрофой. Гидросамолётам типа "Шорт" приходи­лось совершать посадку на воду, после чего во избежание остановки "Фьюриеса" их поднимали на малые авианесущие корабли "Найрана" и "Пегасус". Колёсные самолеты после взлёта и выполнения за­дания приземлялись на береговые аэродромы.

Обычно на крейсере базировалось шесть самолётов "Сопвич Пуп" и четыре "Шорт". При длине 27 м и ширине 15,5 м ангар имел высоту 4,3 м и простирался от носовой боевой рубки в сторону носовой око­нечности. В кормовой части этого ангара установили самолётоподъёмник размером 9 х 5 м, с боков ангара установили две грузовые стре­лы для подъёма самолётов на борт корабля. После вступления "Фьюриеса" в строй на нём произвели ряд взлетно-посадочных эксперимен­тов. С носовой полётной палубы постоянно и довольно успешно взле­тали самолёты "Шорт" и "Сопвич Пуп".

С посадкой же колёсного самолёта на взлётную палубу дело обсто­яло хуже. Методика посадки колёсного самолёта на "Фьюриес", раз­работанная командиром эскадрильи капитаном 3-го ранга Даннингом заслуживает того, чтобы о ней кратко упомянули. Самолёт перед по­садкой должен был летать в узком пространстве вокруг надстроек ко­рабля, ожидая пока крейсер наберет максимальный ход, уменьшая раз­ницу в скорости между ним и самолётом. В момент, когда их скорости уравнивались и самолёт как бы зависал над диаметральной плоско­стью корабля, посредством свисающих с крыльев самолёта канатов его нужно было схватить и быстро притянуть к полётной палубе. 2 ав­густа 1917г. Даннинг таким образом дважды сажал свой "Сопвич Пуп" на взлётную палубу, но 7 августа 1917г. при попытке закрепить успех он не смог остановить машину. Самолёт рухнул под форштевень крей­сера и разбился, а отважный пилот погиб.

После этого дальнейшие опыты подобного рода запретили, но всем стало ясно, что необходимо найти какой-либо другой способ посадки самолётов на палубу. В конце концов это привело к новой модерниза­ции "Фьюриеса". 17 октября 1917г. вышло распоряжение об оборудо­вании на нём полётной палубы и ангара в кормовой оконечности ко­рабля, что и выполнили в период с декабря 1917 г. по март 1918г.

В декабре 1917г. "Фьюриес" перешёл в док для полного переобо­рудования в авианесущий корабль. Несмотря на противодействие не­которых консервативно настроенных адмиралов, приняли решение снять кормовую орудийную башню, а вместе с ней грот-мачту и зад­нюю рубку управления торпедной стрельбой, то есть освобождалось всё пространство в корму от дымовой трубы.

На их месте смонтировали кормовую полётную палубу длиной 86,4 м и шириной 21,3 м. Под палубой оборудовали ангар для колёсных самолетов и ремонтную мастерскую. Подъём самолётов из ангара на палубу осу­ществлялся посредством самолётоподъёмника, аналогич­ного носовому. В этом варианте "Фьюриес" мог нести 16 самолётов, по временами он имел их на борту до 26.

Обе полётные палубы, носовая и кормовая, соеди­нялись узкими (шириной 3,35 м) открытыми переходами, проходящими вдоль бортов по бокам от надстройки и дымовой трубы. На переходах проложили рельсовые пути, по которым на специальных тележках можно было пере­вести самолёт с одной палубы на другую.

Для торможения самолёта при посадке поперек палубы протянули канат, за который после посадки са­молёт цеплялся специальным крюком. Однако это устрой­ство было ещё далеко от совершенства и не гарантирова­ло обязательной остановки самолёта, поэтому для ава­рийной остановки имелся специальный мягкий барьер из манильских тросов, натянутых поперёк палубы под на­клоном примерно 50°. Он подхватывал аварийный само­лёт, осуществлял окончательное торможение и не давал ему возможности врезаться в дымовую трубу.

Помимо авиационного, па корабле сохранилось и артиллерийское вооружение — десять 140-мм орудий.

В марте 1918г. провели испытания "Фьюриеса" в качестве авианесущего корабля. В таком виде, начиная с марта 1918 г., корабль успел принять участие в боевых действиях первой мировой войны. 19 июля 1918 г. семь взлетевших с него самолётов произвели налет на герман­скую базу дирижаблей в Тондерне (Датский полуостров), уничтожив там два дирижабля — L-54 и L-60. Правда, ни один из вернувшихся к кораблю самолётов не смог сесть на его полётную палубу — при посадке пять самолётов разбились, а два улетели интернироваться в нейтральную Данию. За время первой мировой войны на "Фьюриес" не смог приземлиться ни один самолёт.

Таким образом, и это переоборудование не реши­ло всех проблем. После полной перестройки в авианосец установили, что завихрения воздуха от дымовой трубы и мостика делают опасной посадку на кормовую полётную палубу при любой скорости хода корабля свыше 8 уз., в результате чего три предпринятые попытки посадки па полётную палубу окончились аварией. Это означало, что теряются все преимущества высокоскоростного авианос­ца. До следующего переоборудования посадки самолё­тов на палубу "Фьюриеса" ограничили, а корабль исполь­зовался для опытов с небольшими разведывательными аэростатами. Аэростаты служили для обнаружения в море немецких подводных лодок. Лишь в конце 1918г., после обобщения результатов опытов с авианосцем "Аргус", Адмиралтейство решилось на дальнейшее переоборудо­вание. Но теперь, в условиях мирного времени решили, не торопиться.

В период с июня 1922 г. по сентябрь 1925 г. на вер­фи в Плимуте корабль ещё раз полностью переоборудо­вали. Дымовую трубу заменили дымоходом, выведенным в корму. Фок-мачту и мостик демонтировали (грот-мачту сняли еще в декабре 1917 г.). Тем самым корабль подвер­гся кардинальным переделкам.

В качестве авианосца "Фьюриес" провоевал всю вторую мировую войну и был разобран в 1948 г.