Послесловие

 

Линейные крейсера — "стратегическая кавалерия" Ко­ролевского флота стали любимыми кораблями британской публики и прессы. Англичане верили, что эти внушительные, красивые и стремительные корабли, реально олицетворяю­щие их морскую мощь, ждут великие дела.

Первые в истории английские линейные крейсера "Инвинсибл", "Инфлексибл" и "Индомитейбл" были спущены на воду в течение 1907 г. Только период в 10 лет прошёл между закладкой первого и последнего линейных крейсеров и вызванный импульсом, данным первой мировой войной, в их проектах произошел крайне быстрый прогресс. Значи­тельное увеличение мощности энергетической установки для обеспечения высокой скорости хода являлось одним из оп­ределяющих факторов в проектах всех линейных крейсеров и в том числе в проекте "Худа", в то время крупнейшего ко­рабля мира. Чтобы получить скорость 31 уз., его энергети­ческая установка имела мощность на 100000 л.с. больше, чем у линейных крейсеров типа "Инвинсибл" (увеличение на 343%). В то же время основные размерения также увеличи­лись. Он был на 91,5 м длинней предыдущего типа кораблей, увеличив в 2,5 раза свое водоизмещение.

Когда их впервые задумали, трудно было себе пред­ставить, что они будут играть такую видную роль в происхо­дящей борьбе на море и что из всех типов боевых кораблей морских держав линейные крейсера больше всех вызовут все­общее внимание. Линейные крейсера принимали участие в каждом важном морском сражении и обычно находились в самой гуще боя. Так было у Фолклендских островов, у Гель­голанда, Доггер-банки, в Ютландском бою.

Приход "Гебена" в Дарданеллы окончательно опреде­лил германо-турецкий союз и был решающим событием, под­винувшим Турцию на войну и разорвавшим кратчайшую связь России с союзниками.

28 августа 1914 г. в первом бою в Гельголандской бухте "Инвинсибл" несколькими залпами сво­их 305-мм орудий потопил лёгкий крейсер "Кёльн".

В ноябре и декабре 1914 г. германские линейные крейсера беспрепятственно обстре­ляли британские прибрежные города Ярмут, Хартлпул, Скарборо и Уитби.

8 декабря 1914 г. в бою у Фолклендских островов "Инвинсибл" и "Инфлексибл" после двухчасовой погони на выгодной для себя дис­танции навязали бой и, несмотря на отличную выучку германских комендоров, с минималь­ными для себя потерями потопили броненос­ные крейсера "Шарнхорст" и "Гнейзенау".

25 января 1915 г. в бою у Доггер-банки более быстроходные британские линейные крейсера догнали и навязали бой немецким, потопив при этом тяжёлый крейсер "Блюхер".

31 мая 1916 г. в Ютландском сражении британские (крейсера-дредноуты) и германские линейные крейсера (скорее быстроходные лин­коры) выполнили все возложенные на них за­дачи. Обе стороны нашли своего противника и навели его на свои главные силы. При этом хлад­нокровные англичане не дрогнули, потеряв один за другим три своих линейных крейсера, но и немцы сумели достойно выйти из угото­ванной им "Цусимы".

23 мая 1941 г. "Худ", хотя и ценой своей гибели, со­рвал прорыв "Бисмарка" и "Принца Ойгена" на транспорт­ные коммуникации англичан, в одиночку ведущих войну с Германией.

Линейные крейсера типа "Инвинсибл" и "Индефатигейбл" при большой скорости хода и силе огня оказались недостаточно стойкими в линейном бою. Несмотря на зна­чительное увеличение водоизмещения, линейные крейсера типа "Лайон", "Ринаун" и "Корейджес" обладали слишком лёгкой бронёй при большой скорости хода и сильном артил­лерийском вооружении.

Уже первые германские линейные крейсера по своей конструкции отвечали требованиям быстроходных боевых кораблей. Экономия, полученная на несколько меньшей ско­рости и главной артиллерии несколько меньшего калибра, дала возможность усилить способность к сопротивлению за счёт усиления брони до 280-350 мм. Превосходная защита от взрывов мин и торпед и тщательно рассчитанные водо­непроницаемые отсеки сделали эти корабли мало воспри­имчивыми даже к большим подводным пробоинам.

К 1930-м годам вес энергетической установки значи­тельно понизился и стало возможным создание линкоров со скоростями линейных крейсеров, так что оба типа соедини­лись в один с различием в шесть узлов между более и менее быстроходными.

В межвоенный период попытки проектирования ли­нейных крейсеров показали, что удовлетворительного реше­ния проблемы линейного крейсера будущего по критерию "стоимость-эффективность" при современном состоянии техники не существует.

Следовательно, решение данной проблемы надо было искать в другом качественном выражении, а поскольку ли­нейные крейсера, как "длинная рука флота", исчерпали себя, это качество закономерно перешло к авианосцам.