На стапеле

 

В конце марта 1906 г. рейхстаг дал согласие на постройку четырёх линкоров нового типа. Все четы­ре линкора-дредноута первой серии принадлежали к одному типу и, согласно Groner [8] и Hildebrand [9], получили предварительные названия "Эрзац Баерн", "Эрзац Саксен", "Эрзац Вюртемберг" и "Эрзац Баден", причём два (линкора) — "Эрзац Баерн" и "Эр­зац Саксен" квотировались по бюджету 1906 г., а два других — "Эрзац Вюртемберг" и "Эрзац Баден" по бюджету 1907 г. Сами по себе предварительные названия говорили о том, какие корабли должны были вывести из состава флота при вступлении в строй но­вых кораблей. Несмотря на это, фактическое выделе­ние средств на строительство всех четырех линкоров началось только в 1907 г.

Выдачу заказов, закладку киля и постройку че­тырёх линкоров первой серии сметной стоимостью око­ло 37 000 000 марок в 1907-10 гг. произвели на четырёх различных верфях — одной казённой и трёх частных.

Ещё продолжавшаяся в 1906-07 гг. достройка на плаву линкора-додредноута "Ганновер" не поме­шала имперской (казённой) верфи в Вильгельмсхафене получить 31 мая 1906 г. заказ на постройку го­ловного линкора-дредноута типа "Нассау", в период постройки на стапеле имевшего название "Эрзац Баерн", строительный № 30.

Для постройки второго корабля 30 октября 1906 г. привлекли судостроительную верфь А.Г."Везер" в Бремене, получившую заказ на пост­ройку линкора-дредноута, в период постройки на стапеле имевшего название "Эрзац Саксен", строи­тельный № 163, впоследствии "Вестфален".

13 ноября 1906 г. судостроительный завод "Фридрих Крупп Германия-верфь" в Киле получил заказ на постройку третьего линкора-дредноута се­рии, в период постройки на стапеле имевшего назва­ние "Эрзац Баден", строительный № 132, впослед­ствии "Позен", хотя только 3 августа 1906 г. завод отправил на ходовые испытания линкор-додредноут "Дёйчланд", а 17 декабря 1906 г. состоялся спуск на воду однотипного "Шлезвиг-Гольштейна".

Ещё продолжавшаяся в 1906-07 гг. достройка на плаву линкора-додредноута "Поммерн" не поме­шала частной верфи А.Г.Вулкан в Штеттине полу­чить 16 ноября 1906 г. заказ на постройку линкора-дредноута, в период постройки на стапеле имевшего название "Эрзац Вюртемберг", строительный № 287, впоследствии "Рейнланд".

Закладка кораблей на стапелях этих верфей со­стоялась почти одновременно (с разницей в один-два месяца), но строительство велось разными темпами, причём длительность обсуждения проекта корабля и его конструкции при решении ряда сложных про­блем сильно затягивали сроки постройки двух пер­вых кораблей.

Из четырёх кораблей первой серии первым, со­гласно Brayer [6], Groner [8] и Hildebrand [9], 1 июня 1907 г., через шесть с половиной месяцев после выда­чи заказа на постройку на стапеле частной верфи А.Г.Вулкан в Штеттине заложили киль "Рейнланда", хотя заказ на постройку получили последним.

Вторым, через 10 дней и около семи месяцев после выдачи заказа на постройку, согласно Brayer [6], Groner [8] и Hildebrand [9], 11 июня 1907 г. на ста­пеле судостроительного завода "Фридрих Крупп Гер­мания-верфь" в Киле заложили киль "Позена".

Третьим, ещё через полтора месяца и 14 меся­цев после выдачи заказа на постройку, согласно Brayer [6], Groner [8] и Hildebrand [9], 22 июля 1907 г. на стапеле имперской (казённой) верфи в Вильгельмсхафене заложили киль третьего линкора-дредноута "Нассау", хотя заказ на постройку полу­чили первыми.

Последним и через девять месяцев после выда­чи заказа на постройку, согласно Brayer [6], Groner [8] и Hildebrand [9], 12 августа 1907 г. на стапеле судо­строительной верфи А.Г. "Везер" в Бремене заложи­ли киль "Вестфалена". Тем самым эта верфь впервые начала постройку крупных военных кораблей для кай­зеровского флота.

Хотя контракт на строительство "Нассау" вы­дали ещё 31 мая 1906 г. к весне 1907 г. (то есть спустя около 10 месяцев) из Вильгельмсхафена не поступило никаких известий о начале строительства. Это приве­ло к парламентскому запросу в бюджетную комиссию Рейхстага. Вопрос о частных верфях не поднимался, так как им заказы выдали на семь месяцев позже. Так как постройка таких крупных кораблей требовала больших предварительных работ по увеличению ко­личества и размеров стапелей и шлюзов, запрос не во­зымел никакого действия, и закладка головного лин­кора произошла несколько позже серийных кораблей по отношению к дате заказа.

Тем не менее, верфь в Вильгельмсхафене вре­мени даром не теряла. Пока готовился стапель, про­извели завоз листового и уголкового металла, созда­ли задел металлических конструкций корпуса, выдали заказы на машины и котлы. И когда 22 июля 1907 г. строительство головного линкора серии на стапеле имперской верфи в Вильгельмсхафене всё же началось, оно проходило настолько быстро, что че­рез семь с половиной месяцев после закладки киля (заложенный третьим) он первым из кораблей этой серии был готов к спуску на воду — раньше, чем ос­тальные корабли.

Заложенный третьим (22 июля 1907 г.), голов­ной линкор-дредноут "Нассау" через семь с полови­ной месяцев после закладки киля первым из кораб­лей серии был готов к спуску на воду. Согласно Brayer [6], Groner [8] и Hildebrand [9], 7 марта 1908 г. состоялся торжественный спуск первого германско­го дредноута. На церемонии спуска линкора на воду в присутствии кайзера Вильгельма II с супругой и супружеской четы Принца Генриха Нидерландско­го речь произнес обер-президент земли Нассау фон Хенгстенберг, а обряд крещения, разбив бутылку шампанского о форштевень, совершила Великая гер­цогиня Хильда фон Баден, принцесса Нассау, назвав линкор "Нассау", в честь немецкого герцогства, с 1866 г. составлявшего часть прусской провинции Гессен-Нассау.

В составе флота "Нассау" находился с 1 октяб­ря 1909 г. по 5 ноября 1919г. Срок службы 10 лет.

Через четыре месяца, согласно Brayer [6], Groner [8] и Hildebrand [9], 1 июля 1908 г. на верфи А.Г. "Ве­зер" в Бремене при спуске на воду второго линкора-дредноута типа "Нассау", заложенного последним (12 августа 1907 г.), на церемонии с речью выступил обер-президент провинции Вестфален государственный ми­нистр князь фон Реке, а княгиня фон Салм-Хорстмар окрестила корабль, назвав его "Вестфален", в честь прусской провинции (с 1945 г. часть федеральной зем­ли Нордрейн-Вестфален).

Ещё через три месяца, согласно Brayer [6], Groner [8] и Hildebrand [9], 26 сентября 1908 г. на час­тной верфи А.Г."Вулкан" в Штеттине состоялся спуск на воду третьего дредноута серии. Хотя корабль за­ложили на верфи в Штеттине раньше всех — 1 июня 1907 г., спустили его на воду только третьим. На це­ремонии спуска корабля с речью выступил обер-президент Рейнский земли фон Шорлемер, а княгиня Виед совершила обряд крещения, назвав его "Рейнландом", в честь неофициального названия Рейнской земли, от­носящейся к провинции Пруссия.

Последним, через два с половиной месяца пос­ле спуска "Нассау", согласно Brayer [6], Groner [8] и Hildebrand [9], 12 декабря 1908 г. на судостроитель­ном заводе "Фридрих Крупп Германия-верфь" в Киле состоялся спуск на воду (заложенного вторым) чет­вёртого линкора-дредноута серии. На церемонии спус­ка выступил обер-президент земли Позен фон Валдов, а представительница одного из старейших родов про­винции княгиня Иоганна фон Радолин окрестила ко­рабль, назвав его "Позен", в честь одноимённой прус­ской провинции.

"Нассау" был первый немецкий линкор, техни­ческие характеристики которого, как и в случае "Дредноутом", держались в строгом секрете, и кото­рый начали строить в ускоренном темпе. Правда, вы­деленные средства не позволяли форсировать строи­тельство настолько же быстро, как в Англии, но все же время постройки было значительно сокращено, что для Германии было не совсем обычно. После спуска корабля на воду, в период достройки, слесарь по ошибке снял временную заглушку на трубе диамет­ром 450 мм, ведущей за борт. По недосмотру рабо­чих проникшая вода затопила часть трюмов кораб­ля, поскольку во время достройки двери в водонепроницаемых переборках не могут быть зад­раены. Корабль сел кормой на грунт. За три дня ра­боты удалось закрыть отверстие в трубе, а затем осу­шить и поднять корабль, и работы на нём возобновили.

Прошло ещё около 19 месяцев, прежде чем, со­гласно Brayer [6], Groner [8] и Hildebrand [9], 1 октяб­ря 1909 г. "Нассау" предварительно ввели в строй и верфь подготовила дредноут к первому выходу в море. Как головной корабль нового типа, линкор сразу же начал проходить длительную программу всесторон­них расширенных испытаний. 15 октября состоялся первый выход на ходовые испытания. Но уже первые выходы в штормовую погоду показали, что по раз­ным причинам ожидаемого большого момента инер­ции при бортовой качке не получилось, и конструкторы зря отказались от установки скуловых килей. Их пришлось устанавливать позднее.

Подготовка производства и стапеля продолжа­лась около 14 месяцев. Стапельный период построй­ки линкора "Нассау" на имперской верфи в Вильгельмсхафене составил семь с половиной месяцев ("Дредноута": официально четыре, фактически во­семь), достроечный период — неполных 19 ("Дредно­ута" — восемь), общее время постройки округленно равнялось 26 месяцам ("Дредноута": официально 12, фактически 16), по сравнению с соответственно, 10,5 и 25 месяцами (всего 35,5) постройки на той же верфи линкора-додредноута "Ганновер". Частным верфям, строившим однотипные корабли, потребовалось 27,5 ("Вестфален"), 35 ("Рейнланд") и 35,5 месяцев ("Позен"). После введения в строй проведение испы­таний заняло ещё семь месяцев.

С 1 октября 1909 г. по 16 декабря 1918г. кораб­лем командовали: капитан 1 -го ранга Щютц (октябрь 1909 г. - сентябрь 1910 г.); капитан 1-го ранга Яспер (сентябрь 1910 г. - сентябрь 1912 г.); капитан 1-го ран­га фон Услар (сентябрь 1912 г. - август 1915 г.); капи­тан 1-го ранга Кётнер (август - ноябрь 1915 г.); капи­тан 1-го ранга Кюне (ноябрь 1915 г. - февраль 1916 г.); капитан 1-го ранга Клаппенбах (март 1916 г. - январь 1917 г.); капитан 1-го ранга Реклам (январь 1917 г. - ноябрь 1918 г.); капитан 1-го ранга Бауэр (ноябрь-де­кабрь 1918г.);

Согласно источнику [10], фактическая наиболь­шая длина "Нассау" составила 146,15 м, по KB Л 145,67 м; наибольшая ширина 26,88 м: нормальное во­доизмещение по КВЛ 18873 т при осадке 8,10 м; вы­сота борта на миделе 13,245 м.

Согласно Brayer [6] и Groner [8], при испытани­ях на Неукругской мерной миле паровые машины "Нассау" развили максимальную мощность на валах 26244 л.с. (удельная мощность 1,39 л.с./т нормального водоизмещения), что при частоте вращения валов 124 об/мин, обеспечило кораблю скорость хода 20,0 уз. (на 0,5 уз. выше контрактной). Расход угля в среднем при скорости хода около 19,5 уз. составил 0.801 кг/л.с. в час, дальность плавания 8100 миль при экономичес­кой скорости хода 10 уз. Согласно источнику [10], "Нас­сау" достиг наибольшей средней скорости хода 20,1 уз. при мощности машин на валах 26215 л.с.

Согласно расчётам, у линкора "Дредноут" пол­ная мощность на валах 23000 л.с. (удельная мощность 1,27 л.с./т нормального водоизмещения) достигалась при частоте вращения валов 320 об/мин. 6 октября 1906 г. у о.Уайт во время 6-часовых испытаний ко­рабль развил скорость хода 21,05 уз. при мощности 24712 л.с. (1,36 л.с./т ) и 328 об/мин., а на двух участ­ках мерной мили зафиксировали максимальную ско­рость хода 21,78 уз. (на 0,78 уз. выше контрактной) при мощности 26728 л.с. (1,48 л.с./т) и 27899 л.с. (1,54 л.с./т) и 334-336 об/мин.

Согласно Groner [8], фактическая стоимость постройки линкора "Нассау" составила 37399 тыс. марок (18 699500 руб. золотом или 1869950 фунтов стерлингов) или 1981 марку за тонну нормального водоизмещения против, соответственно. 24253 тыс.-марок и 1706 марок при постройке на той же верфи линкора-додредноута "Ганновер", 1672483 фунтов стерлингов (33449660 марок) и 90,8 фунтов стерлин­гов (1816 марок) стоимость постройки "Дредноута" без учета стоимости вооружения и 1785683 фунтов стерлингов (35713660 марок) и 98,5 фунтов стерлин­гов (1971 марок) стоимость постройки "Дредноута" с учетом стоимости вооружения.

Согласно Groner [8], экипаж линкора "Нассау" насчитывал 1008 человек, из них 40 строевых офице­ров, инженер-механиков, чиновников, врачей, гардемарин и кондукторов. Согласно Hildebrand [9], эки­паж в продолжение службы корабля насчитывал 967-1008 человек; источнику [10], экипаж по штату на­считывал 31 офицера, 9 корабельных гардемарин и 932 унтер-офицера и матроса — всего 972 человека.

1 октября 1909 г. на "Нассау" был поднят вым­пел, корабль приняли в казну и он вступил в кампа­нию, а 15 октября состоялся первый выход на ходовые испытания. Меньше чем че­рез месяца за ним последовал "Вестфален". Два других ко­рабля были готовы весной следующего года,  с октяб­ря "Нассау" и "Вестфален", официально ещё не приня­тый флотом, участвовали в Вильгельмсхафене в церемо­нии открытия входного шлюза № 3 Кайзер-Виль­гельм канала, расширенного с учётом размеров и развала бортов новых дредноутов. В феврале 1910 года они же, не пройдя ещё полной програм­мы испытаний, участвовали в маневрах флота Открыто­го моря. 3 мая "Нассау" за­кончил все программы испы­таний и его окончательно ввели в строй.

"Вестфален" находился в составе флота с 16 ноября 1909 г. по 5 ноября 1919 г. Срок службы 10 лет.

Из четырёх кораблей типа "Нассау" линкор "Ве­стфален" проектировался и строился как флагманский корабль командующего эс­кадрой с учётом размеще­ния личного состава штаба эскадры. Подготовка производства и стапеля продолжа­лась около 9,5 месяцев. Ста­пельный период "Вестфалена" составил 10,5 месяцев, достройка на плаву ещё 16,5 месяцев. Всего построй­ка продолжалась 27 месяцев. После предварительно­го введения в строй, согласно Brayer [6], Groner [8] и Hildebrand [9], 16 ноября 1909 г., проведение испыта­ний заняло ещё около шести месяцев.

С 16 ноября 1909 г. по 18 декабря 1918г. кораб­лем командовали: капитан 1-го ранга Гёдеке (ноябрь 1909 г. - сентябрь 1910 г.); капитан 1-го ранга Бенске (сентябрь 1910 г. - октябрь 1911 г.); капитан 1-го ранга Штарке (октябрь 1911 г. - апрель 1912 г.); капитан 1-го ранга Крафт (апрель 1912 г. - октябрь 1913 г.); ка­питан 1-го ранга Редлих (октябрь 1913 г. - сентябрь 1916 г.); капитан 1-го ранга Эбериус (сентябрь 1916 г. - июнь 1917 г.); капитан 1-го ранга Эверс (и.о. июнь-июль 1917 г.); капитан 1-го ранга Бауэр (июль 1917 г. - август 1918г.); фрегаттен-капитан Виндмюллер (и.о. декабрь 1917 г. - январь 1918 г.); капитан 1-го ранга Лоэш (август-декабрь 1918 г.); корветтен-капитан Цлевс (и.о. декабрь 1918 г.).

Согласно Brayer [6] и Groner [8]. при испытани­ях на Неукругской мерной миле паровые машины "Вестфалена" развили максимальную мощность на валах 26792 л.с., удельная мощность 1,39 л.с./т нормаль­ного водоизмещения, что при частоте вращения ва­лов 121 об/мин, обеспечило кораблю скорость хода 20,2 уз. (на 0,7 уз. выше контрактной). Расход угля в среднем при скорости хода около 19,5 уз. составил 0,797 кг/л.с. в час, дальность плавания 8380 миль при экономической скорости хода 10 уз.

Согласно Groner [8], фактическая стоимость по­стройки линкора "Вестфален" составила 37615 тыс. марок (18807500 руб.золотом или 1880750 фунтов стерлингов) или 1992 марки за тонну нормального во­доизмещения.

Согласно Groner [8], экипаж "Вестфалена" на­считывал 1008 человек, из них 40 строевых офице­ров, инженер-механиков, чиновников, врачей, гардемарин и кондукторов. Становясь флагманским кораблем командующего эскадрой экипаж увеличи­вался на 79 человек (из них 13 офицеров). Согласно Hildebrand [9], в продолжение службы экипаж по штату насчитывал 1008-1087 человек.

К середине сентября 1909 г. "Вестфален" нахо­дился в большой степени готовности и с заводской командой на борту готовился к буксировке в Вильгельмсхафен. Однако из-за падения уровня воды в реке Везер при буксировке возникли трудности. Только со второй попытки, уменьшив осадку с помощью уста­новленных с обоих бортов шести понтонов, удалось обеспечить проводку корабля к морю и перевести его в базу флота. Там ещё недостроенный линкор, так­же с заводской командой, принял участие в Вильгельмсхафене в торжествах по случаю ввода в эксплуа­тацию входного канала № 3 Кайзер-Вильгельм канала. Предварительное вступление "Вестфалена" в строй состоялось 16 ноября 1909 г. После проведе­ния полной программы испытаний 3 мая 1910г. лин­кор окончательно ввели в строй. В этот день на ко­рабле подняли вымпел, его приняли в казну, и он вступил в кампанию.

"Рейнланд" находился в составе флота с 30 ап­реля 1910 г. по 5 ноября 1919г. Срок службы 9 лет.

Подготовка производства и стапеля продолжа­лась около 14 месяцев. Стапельный период линкора "Рейнланд" составил 16 месяцев, достройка на плаву 19 месяцев. Всего постройка продолжалась 35 меся­цев по сравнению, соответственно, с 21 и 20 месяцами (всего 41) постройки на той же верфи "Поммерна". После предварительного введения в строй, согласно Brayer [6], Groner [8] и Hildebrand [9], 30 апреля 1910 г., проведение испытаний заняло ещё четыре месяца. Первый выход на ходовые испытания состоялся 27 февраля 1910 г.

С 30 апреля 1910 г. по 4 октября 1918 г. кораб­лем командовали: капитан 1-го ранга Хопман (ап­рель-август 1910 г.); корветтен-капитан Бюннеман (уменьшенная численность экипажа, сентябрь 1910г.); капитан 1-го ранга Хопман (сентябрь 1910 г. - сен­тябрь 1911 г.); капитан 1-го ранга Энгель (октябрь 1911 г. - август 1915 г.); капитан 1-го ранга Рохардт (август 1915 г. - декабрь 1916 г.); капитан 1-го ранга фон Лессель (декабрь 1916 г. - август 1917 г.); корвет­тен-капитан фон Горриззен (и.о. август-сентябрь 1917 г.); капитан 1-го ранга Тоуссайнт (сентябрь 1917 г. - сентябрь 1918 г.); фрегаттен-капитан Бергер (сен­тябрь-октябрь 1918г.);

Согласно источнику [12] наибольшая длина "Рейнланда" составила 145,72 м, по КВЛ 145,65 м; наибольшая ширина 26,93 м; нормальное водоизме­щение по КВЛ 18883 т при осадке 8,10 м.

Согласно Brayer [6] и Groner [8], при испытани­ях на Неукругской мерной миле машины "Рейнлан­да" развили максимальную мощность на валах 27498 л.с., (удельная мощность 1,46 л.с./т нормального во­доизмещения), что при частоте вращения валов 123 об/мин, обеспечило кораблю скорость хода 20,0 уз. (на 0,5 уз. выше контрактной). Расход угля в среднем при скорости хода около 19,5 уз. составил 0,765 кг/ л.с. в час, дальность плавания 8380 миль при эконо­мической скорости хода 10 уз.

Согласно источнику [12] "Рейнланд" достиг наи­большей средней скорости хода 20,1 уз. при мощнос­ти машин на валах 27500 л.с.

Согласно Groner [8], фактическая стоимость по­стройки "Рейнланда" составила 36916 тыс.марок (18458 тыс.руб.золотом или 1845800 фунтов стерлин­гов) или 1955 марок за тонну нормального водоизме­щения против, соответственно, 24645 тыс.марок и 1867 марок при постройке на той же верфи линкора-додредноута "Поммерн".

Согласно Hildebrand [9], в продолжение служ­бы корабля экипаж насчитывал 972-1008 человек; по источнику [12], экипаж по штату насчитывал 31 офи­цера, 9 корабельных гардемарин и 922 унтер-офице­ра и матроса — всего 962 человека.

Когда в сентябре 1909 г. "Рейнланд", при окон­чательной готовности на верфи в Штеттине, должен был покинуть её, возникли трудности с переводом ко­рабля к Балтийскому морю, которые уже не раз воз­никали на верфях при постройке крупных кораблей — река Одер обмелела. Установив с обоих бортов лин­кора по три кессона, удалось уменьшить осадку и та­ким образом обеспечить его проводку к морю.

"Рейнланд" и "Позен" были готовы к весне 1910 г. 27 февраля 1910 г. начались заводские испытания "Рейнланда". С 27 февраля по 4 марта 1910г. корабль с заводской командой на борту проходил сдаточные испытания в бухте Свинемюнде, после чего перешёл в Киль, где 30 апреля на нём подняли вымпел и офи­циально приняли в состав флота. После окончания всей программы испытания 30 августа "Рейнланд" с уменьшенным составом экипажа на борту уже дымил на рейде Вильгельмсхафена.

Только после завершения осенних маневров и вывода из состава флота додредноута "Церинген" на "Рейнланде" увеличили экипаж до штатного. 21 сен­тября 1910г. его окончательно ввели в строй и зачислили вместо додредноута "Церинген" в состав 1 -и ли­нейной эскадры.

"Позен" находился в составе флота с 31 мая 1910 г. по 5 ноября 1919 г. Срок службы 9 лет. Под­готовка производства и стапеля продолжалась око­ло 9,5 месяцев. Стапельный период "Позема" составил 18 месяцев, достройка на плаву 17,5. Всего пост­ройка продолжалась 35,5 месяцев по сравнению, со­ответственно, с 17 и 20,5 месяцами (всего 37,5) пост­ройки на той же верфи додредноута "Дёйчланд". После предварительного введения в строй, согласно Brayer [6], Groner [8] и Hildebrand [9], 31 мая 1910г., проведение испытании заняло ещё около трёх меся­цев. Первый выход на ходовые испытания состоялся 18 июня 1910г.

С 31 мая 1910 г. по 16 декабря 1918 г. кораб­лем командовали: капитан 1-го ранга Бак (май 1910 г. - сентябрь 1912 г.); капитан 1-го ранга/контр-ад­мирал Ланге (октябрь 1912 г. - июнь 1917 г.); капи­тан 1-го ранга фон Крозигк (июнь 1917 г. -ноябрь 1918 г.); корветтен-капитан Цирцов (ноябрь 1918 г.); должность не занята (ноябрь-декабрь 1918г.).

Согласно источнику [11], наибольшая длина "Позена" составила 146,25 м, по КВЛ 145,65 м; наи­большая ширина 26,94 м; нормальное водоизмещение по КВЛ 18864 т при осадке 8,067 м.

Согласно Brayer [6] и Groner [8], при испытани­ях на Неукругской мерной миле машины "Позена" развили максимальную мощность на валах 28117 л.с., удельная мощность 1,49 л.с./т нормального водоиз­мещения, что при частоте вращения валов 123 об/мин, обеспечило кораблю скорость хода 20,0 уз. (на 0,5 уз. выше контрактной). Расход угля в среднем при ско­рости хода около 19,5 уз. составил 0,765 кг/л.с. в час, дальность плавания 9480 миль при экономической скорости хода 10 уз. Согласно источнику [11], "Позен" достиг наибольшей средней скорости хода 20,064 уз. при мощности машин на валах 28117 л.с.

Согласно Groner [8], фактическая стоимость по­стройки "Позена" составила 36920 тыс.марок (18460 тыс.руб.золотом или 1846 тыс.фунтов стерлингов) или 1955 марок за тонну нормального водоизмещения против, соответственно, 24481 тыс.марок и 1856 мар­ку при постройке на той же верфи додредноута "Дёйчланд".

Согласно Hildebrand [9], в продолжение служ­бы корабля экипаж насчитывал 972 и 1033 человека; источнику [11], экипаж по штату насчитывал 972 че­ловека, из них 31 офицер, 9 корабельных гардемарин и 932 унтер-офицера и матроса.

После выполнения всей программы испытаний в конце апреля 1910 г. и довооружения на казенной верфи в Киле, 31 мая "Позен" предварительно всту­пил в строй кайзеровского флота, к 18 июня 1910 г. провел официальные испытания, а 21 сентября 1910 г. его окончательно ввели в строй.