В составе флота

 

1910 г.

 

3 мая, после завершения приемных ис­пытаний, "Нассау" окончательно приняли в состав флота и зачислили в состав 1 -и линейной эскадры, за­менив устаревший додредноут "Кайзер Карл дер Гроссе". До начала войны в судьбе дредноута, поми­мо обычной службы, имели место несколько приме­чательных событий. 26 июля в Мольде Кайзер Виль­гельм II посетил "Нассау". Это был первый визит императора на дредноут. Осенью Турция изъявила желание купить один готовый линкор типа "Нассау", но по настоянию высшего морского командования это предложение отклонили.

До 3 мая "Вестфален" со штатным экипажем на борту проходил испытания, но уже в феврале он при­нял участие в маневрах флота Открытого моря. Пос­ле выполнения программы испытаний линкор зачис­лили в состав 1 -и линейной эскадры, и он приступил к боевой подготовке. Сменив выведенный из состава эскадры додредноут "Кайзер Барбаросса", "Вестфа­лен" до 31 августа 1918 г. находился в её составе.

5 мая командующий 1-й линейной эскадрой вице-адмирал Поль поднял свой флаг на "Вестфалене", перенеся его с додредноута "Ганновер", и с тех пор два года, до 29 апреля 1912 г. он оставался его флагманским кораблем. Прежний флагман "Ганновер" перевели во 2-ю эскадру. До 29 апреля 1912 г. "Вестфален" являлся флагманским кораблем, после чего его сменил "Остфрисланд", но и позже на линко­ре многократно, хотя и кратковременно (как и по­зднее, во время первой мировой войны) поднимали флаги младшего флагмана 1 -и линейной эскадры и ко­мандующего эскадрой.

После окончания сдаточных испытаний в кон­це апреля 1910 г. и окончательного довооружения на казенной верфи в Киле, 31 мая "Позен" вошёл в со­став кайзеровского флота. До 27 августа он прохо­дил различные испытания и 7 сентября прибыл в Вильгельмсхафен, где корабль окончательно покинула заводская команда. Одновременно с него сошла часть экипажа, переведённая на период приемки с других кораблей. Фактически "Позен" вошёл в состав флота Открытого моря только 20 сентября, когда экипаж по­полнили до штатного за счёт личного состава выве­денного в резерв додредноута "Виттельсбах". В но­ябре "Позен" впервые участвовал в осенних маневрах флота Открытого моря.

21 сентября "Рейнланд" принял участие в осен­нем походе флота Открытого моря, а в ноябре в осен­них маневрах. До начала первой мировой войны служ­ба корабля проходила в составе 1 -и линейной эскадры.

 

1911 г.

 

В летних походах 1911, 1913 и 1914 гг. линкоры посещали норвежские воды. В 1911 г. "Позен" назначили флагманским кораблём младше­го флагмана 1-й линейной эскадры и одновременно командующего 2-й дивизии линкоров. 3 октября на нем поднял свой флаг младший флагман контр-адми­рал Циммерманн. В 1911 и 1912 гг. "Нассау" завоё­вывал годовые итоговые призы Кайзера за лучшую артиллерийскую стрельбу среди кораблей 1 -и линей­ной эскадры (артиллерийские офицеры: капитан-лей­тенант Хофман и капитан-лейтенант Мейер).

 

1912 г.

 

1 октября 1912г. контр-адмирала Циммерманна на посту младшего флагмана 1 -и линейной эскадры сменил контр-адмирал Трюммлер. Однако через месяц, 5 ноября. Трюммлера назначили коман­довать Средиземноморской дивизией ("Гебен" и "Бреслау"), поэтому 10 декабря его сменил капитан 1 ранга Шауман (14 декабря ему присвоили звание контр-адмирала). Но, скорее всего, в этот период ди­визией некоторое время командовал контр-адмирал Шмидт, который 2 октября 1912г. оставил должность младшего флагмана 2-й эскадры, был переведён в рас­поряжение командующего флотом и в новую долж­ность командующего 5-й дивизии линкоров вступил только 8 декабря. Известно, что в период между 5 ноября (назначение Трюммлера) и 10 декабря (на­значение Шаумана) в распоряжении командования не было свободных флагманов.

 

1913 г.

 

Поскольку предполагавшаяся кратков­ременной командировка Трюммлера на Средиземное морс несколько затянулась, контр-адмирала Шаума­на 13 мая 1913 г. приказом морского кабинета вер­ховного командования назначили постоянным млад­шим флагманом 1-й линейной эскадры. Через полгода, 1 октября 1913 г., на этом посту его сменил контр-адмирал Гедеке, под командованием которого диви­зия и вступила в первую мировую войну 1914г.

 

1914 г.

 

Осенью 1914г. "Вестфален" планирова­лось перевести флагманским кораблём во 2-ю линей­ную эскадру вместо додредноута "Прёйссен". Это дол­жно было стать началом замены кораблей 2-й линейной эскадры на современные линкоры-дредно­уты, однако начало первой мировой войны помеша­ло осуществлению этих планов.

Во время войны боевая деятельность кораблей 1-й линейной эскадры, в которую входили 1-я диви­зия (линкоры типа "Гельголанд") и 2-я дивизия (линкоры типа "Нассау"), полностью подчинили действи­ям флота Открытого моря. В 1914-1916 гг. линкоры типа "Нассау" принимали участие практически во всех операциях, проводимых флотом Открытого моря, за исключением времени нахождения на верфи во время очередного планового ремонта. "Позен" в течение всей войны являлся флагманским кораблем младшего флагмана (командующего 2-й дивизии) 1-й линейной эскадры.

 

1915 г.

 

В некоторые боевые походы 2-я дивизия выходила в неполном составе. 29-30 марта 1915 г. не выходил находящийся на верфи в ремонте "Вестфален". "Рейнланд" принимал участие практически во всех боевых походах флота Открытого моря, но во время выхода в море 21 -22 апреля 1915г. на нём про­изошла серьезная авария машин, из-за чего ему при­шлось уйти на верфь в ремонт, длившийся почти пол­тора месяца. Лишь 29-30 мая 1915 г. после ремонта "Рейнланд" вновь принял участие в боевом походе. В походе 17-18 мая 1915 г. не участвовал находивший­ся в ремонте "Позен".

20 июня 1915 г. контр-адмирала Гедеке назна­чили командующим 1-й линейной эскадры, и в связи с этим, 29 июня исполнение обязанностей младшего флагмана возложили (по совмещению) на командира дредноута "Рейнланд" капитана 1 ранга Энгеля (с 17 октября 1915г. контр-адмирал). Через два месяца. 27 августа, его утвердили в этой должности. В июле 1915г. "Нассау" перешёл на верфь для перевода части кот­лов под нефтяное отопление. Вскоре такие же работы произвели и на других линкорах.

4 августа 1915 года 1-ю линейную эскадру на­правили в Балтийское море для участия в операции по прорыву в Рижский залив через Ирбенский про­ход. Руководил операцией командующий 4-й эскад­ры линкоров вице-адмирал Шмидт. Оперативный приказ вице-адмирала Шмидта от 6 августа ставил задачу морским силам Балтийского моря протралить от мин средний и южный фарватер Ирбенского про­хода и прорваться в Рижский залив. Целью операции было после тщательной разведки разбить морские силы русских, заградить южный выход из Моонзунда минами, заблокировать гавань Пернова (Пярну) и произвести демонстративный обстрел Усть-Двинска. Корабли флота Открытого моря, находящиеся под ко­мандованием вице-адмирала Хиппера, прикрывали эти операции, используя все возможности, чтобы раз­бить противника, в случае, если он появиться из Фин­ского залива.

Первая попытка прорыва, осуществляемая додредноутами типа "Виттельсбах", окончилась неудачей. В этой операции 1-я линейная эскадра (включая 2-ю дивизию) осуществляла оперативное прикрытие. Пос­ле первой неудачи Шмидт запросил разрешения ис­пользовать в качестве ударной силы, вместо устарев­ших додредноутов своей 4-й эскадры, более современные линкоры. 13 августа Главнокомандую­щий сил Балтийского моря гросс-адмирал Принц Ген­рих разрешил включить в группу прорыва дредноуты "Нассау" и "Позен". 15 августа вице-адмирал Шмидт поднял флаг на "Позен", который стал флагманом в этой операции.

Для участия во втором прорыве привлекли дредноуты 2-й дивизии "Позен" (флаг командующе­го операцией вице-адмирала Шмидта) и "Нассау"; лёгкие крейсеры "Грауденц" (флаг командующего 2-й разведывательной группой контр- адмирала Хеббингхауса), "Пиллау", "Бремен" и "Аугсбург"; эскад­ренные миноносцы V-99, V-100 и V-108, 8-ю, 9-ю и 10-ю флотилии ММ (всего 31 корабль) и 1 -и и 2-й ди­визионы тральщиков; вспомогательный дивизион тральщиков базы Свинемюнде и сторожевую флоти­лию охраны фарватеров "Ост" базы Нейфарвассер (8 кораблей); вспомогательный минный заградитель "Дёйчланд", три парохода, предназначенные для за­топления, и прорыватели минных заграждений "Отенсен" и "Золинген".

Прикрытие осуществляли корабли флота От­крытого моря: линейные крейсер "Зейдлиц" (флаг ко­мандующего разведывательными силами вице-адми­рала Хиппера), "Мольтке" и "Фон-дер-Танн"; дредноуты 1-й дивизии "Остфрисланд" (флаг и.о. командующего 1 -и линейной эскадрой контр-ад­мирала Гедеке), "Ольденбург", "Тюринген" и "Гельголанд"; дредноуты 2-й дивизии "Рейнланд" (флаг и.о. младшего флагмана 1 -и эскад­ры капитана 1 ранга Энгеля), "Вестфален". додредноуты "Брауншвейг", "Эльзас", броне­носный крейсер "Роон" (флаг командующего разведывательных сил в восточной Балтике контр-адмирала Хопмана), крейсера "Регенсбург", "Штральзунд", "Любек", "Кольберг" (флаг младшего флагмана мино­носных сил капитана 1 ранга фон Ресторфа); 1-я, 3-я и 5-я флотилии миноносцев (всего 32 корабля). Помимо этого, в Либаве в готовно­сти находились линкоры-додредноуты "Виттельсбах", "Веттин", "Швабен" (флаг младше­го флагмана 4-й эскадры контр-адмирала Альбертса), "Мекленбург", "Вёрт", "Бранденбург"; авиатранспорты "Ансвальд" и "Сайта Елена"; госпитальное судно "Шлезвиг" и че­тыре миноносца.

К вечеру 14 августа 1-я линейная эскадра выш­ла из Свинемюнде в море и, пройдя мимо Риксгефта, направилась к месту рандеву в 30 милях к западу от Либавы. Туда же к 19ч 00 мин 15 августа собрались корабли из Путцигской бухты, Данцига и Либавы. Вице-адмирал Шмидт со своим штабом перешёл на "Позен".

Второй прорыв в Рижский залив через Ирбенский проход начался 16 августа. В 7 ч 20 мин 2-й диви­зион тральщиков поставил тралы и начал тралить по­ставленные русскими минные заграждения на южном фарватере Ирбенского прохода. После 11 ч 30 мин на мине погиб тральщик Т-46. Взрыв произошёл в райо­не миделя, тральщик переломился и быстро затонул. Из экипажа в 25 человек удалось спасти только восемь. За тральщиками в сопровождении миноносцев шли крейсеры "Бремен" и "Пиллау". "Позен" и "Нассау" утром стояли на якоре с отваленными противоторпед­ными сетями и под защитой 10-й флотилии капитана 2 ранга Витинга (11 миноносцев), а затем двинулись вслед за крейсерами по протраленному фарватеру.

Ещё утром с востока показались дымы, но рус­ские корабли приблизились только около полудня. С расстояния 110 кбт. (20000 м) среди них опознали эс­минец "Новик", большое количество эсминцев и ми­ноносцев, канонерскую лодку "Храбрый", линкор "Слава" (командир капитан 1 ранга Вяземский) и мин­ный заградитель "Амур". Во второй половине дня дважды произошел бой с русским додредноутом "Сла­ва", который поддерживали канонерская лодка "Храбрый" и миноносцы. Они находились за минным заграждением и артиллерийским огнём препятствова­ли работе немецких тральщиков, но оба раза безус­пешно, так как "Позен" и "Нассау" уже с большого расстояния вынуждали её отходить. К 16 ч 00 мин не­мецкие тральщики так далеко продвинулись на вос­ток, что попали под меткий огонь "Славы" на дистанции 66 кбт. (12000 м), и им пришлось отвернуть. Тотчас, несмотря на угрожавшую ему опасность, к ним подошёл "Бремен", чем отвлёк на себя огонь, пока "Позен" и "Нассау" не вынудили противника к от­ступлению. Все тральщики остались невредимыми и снова приступили к работе.

Наступающий вечер и уменьшение видимости принудили Шмидта в 17 ч 00 мин дать сигнал отбоя. "Позен" и ''Нассау" с поставленными противоторпед­ными сетями отошли к тому месту, которое занимали утром. Шесть тральщиков встали около них полукру­гом на якорь, остальные расположились вокруг, го­товые к движению. Кроме того, до наступления тем­ноты и с рассветом впереди на ходу находилась для дозорной службы 10-я флотилия миноносцев; одна из сё полуфлотилий на ночь стала на якорь у Михайлов­ского маяка для охраны протраленного фарватера.

Ввиду того, что "Слава" в 18 ч 00 мин продол­жала держаться на своей позиции. Шмидт решил ата­ковать его ночью с помощью эсминцев V-99 и V-100 (1350 т, 37 уз., четыре 88-мм орудия). 17 августа око­ло 4 ч 15 мин немецкие V-99 и V-100, идя вплотную к западному берегу Ирбенского прохода, пытались предпринять атаку на "Славу" ("Слава" ушла в Аренсбургскую бухту, где встала на якорь за сетевым заг­раждением), но в предрассветные часы встретили рус­ский эсминец "Новик" (1300 т, 36 уз., четыре 102-мм орудия). В артиллерийском бою V-99 получил тяжё­лые повреждения, при отходе подорвался на двух ма­лых минах (погибли 21 человек и 22 были ранены) и выбросился на отмель западного берега Ирбенского прохода. Экипаж покинул корабль.

Рано утром 17 августа немецкие тральщики во­зобновили работу. Их прикрывали дредноуты "Позен" и "Нассау", которые в 6 ч 20 мин на корот­кое время открыли огонь по подошедшей "Славе". Она не отвечала, по-видимому, из-за плохой видимо­сти германских кораблей на фоне мглистого горизонта. Когда русский корабль стал приближаться во вто­рой раз, вице-адмирал Шмидт приказал подпустить его на дистанцию до 89кбт. (16300м). "Позен" и "Нас­сау" в 7 ч 40 мин открыли огонь и добились в "Сла­ву" трёх попаданий 280-мм снарядами, из которых один пробил 152-мм броню. Получив повреждения, но не потеряв боеспособность, "Слава" вышла из боя и направилась в Моонзунд, так как русский флагман считал себя не в состоянии оказать прорыву действи­тельное сопротивление, а немецкие тральщики смог­ли протралить проход в минных заграждениях Ирбенского прохода.

С наступлением темноты "Позен" и "Нассау" остались на якоре на своей дневной позиции в трёх милях от Михайловского маяка, за ними стали на якорь два лёгких крейсера. Часть флотилии минонос­цев поставили на якорь под берегом, другую послали к Люзерорту для пополнения запасов угля с двух при­бывших туда угольных транспортов.

18 августа тральщики вновь приступили к ра­боте, но вскоре вышли на обнаруженное эсминцем V-99 сетевое заграждение. Сеть из стального троса стояла на якорях и была снабжена небольшими стек­лянными поплавками; на сети оказались подвешен­ными подрывные патроны и малые мины, вполне до­статочные для действия против подлодок. До полудня появились лишь русские канонерские лод­ки и эсминцы, не причинившие тральщикам затруд­нений. "Пиллау" и оба дредноута вышли вперёд, но не смогли обстрелять противника из-за плохой ви­димости. Дивизион тральщиков затопил сеть длиной 300 м, пробивая её поплавки со шлюпок и взрывая подрывные патроны и малые мины натягиванием сети. В 15 ч 30 мин было доложено, что проход через неё открыт. Прорываться в залив было уже поздно, поэтому Шмидт решил использовать вечер для по­полнения запасов топлива. Для этой цели все кораб­ли отправили на те же якорные места, где они ноче­вали накануне.

19 августа в 4.00 2-й дивизион тральщиков при­ступил к тралению с целью расширить проход в мин­ных заграждениях до 400 м. Когда тральщики под­ходили к месту сетевого заграждения, Т-77 при разворачивании в узком месте фарватера, севернее Михайловского маяка, вышел из-за буев фарватера и наскочил кормой на мину. Два отсека заполнились водой, но тральщик удалось удержать на плаву и при­вести в порт. Около 7 ч 45 мин немецкие корабли вошли в Рижский залив и направились к Моонзунду. Во главе соединения шли 1-й и 2-й дивизионы тральщиков, за ними на больших интервалах крей­серы "Бремен" и "Пиллау", затем в кильватерной ко­лонне "Позен", "Нассау" и "Аугсбург" в охранении эсминца V-100. Следом прошёл минный заградитель "Дёйчланд", прикрываемый 8-й флотилией минонос­цев и крейсером "Грауденц" с командующим 2-й раз­ведывательной группы контр-адмиралом Хеббингхаусом на борту. 9-я флотилия миноносцев развернулась для прикрытия крейсеров, а 10-я шла с линкорами.

В 9 ч 30 мин флагманский корабль прошёл в шести милях от Цереля. Незадолго до этого "Нассау" и "Позен" по правому борту на дистанции 27 кбт. (5000 м) видели погружавшуюся подлодку. "Нассау" открыл огонь и выслал для преследования минонос­цы, но лодку не обнаружили. В полдень, в соответ­ствии с планом, в разведку послали крейсера в сопро­вождении миноносцев: "Бремен" к Аренсбургу, "Пиллау" к бухтам восточного побережья о.Эзель, "Аугсбург" к Пернову (Пярну), "Грауденц" с одной полуфлотилией в проход между о.Руно и Домеснесом. Вице-адмирал Шмидт с двумя дредноутами спер­ва попытался заградить южный выход из Моонзунда минами, но около 18 ч один из шедших впереди траль­щиков задел тралом либо за грунт, либо за мину. Шмидт отменил на этот день минную постановку "Дёйчланда" и направился к о.Кюно, чтобы переж­дать в укрытом месте ночное время.

"Аугсбург", возвращаясь из Перновского за­лива вместе с эсминцами V-29 и V-100, шёл южнее о.Кюно, когда в 19 ч 30 мин с него заметили на запа­де неясные (из-за рефракции) силуэты двух кораблей. На опознавательные сигналы они не ответили. "Аугсбург" обстрелял их и пустился в погоню. Рус­ские корабли повернули на Моонзунд, не зная, что оттуда приближаются главные силы противника, но, несмотря на густые облака дыма, они продвигались вперёд очень медленно. "Аугсбург" их скоро догнал ив 19 ч 58 мин открыл огонь по головному кораб­лю, освещая его прожектором. На крейсере счита­ли, что бой идёт с канонерскими лодками, причём в головном опознали "Храбрый". Бой происходил на дистанции 21-16 кбт (4000-3000 м), русские энергич­но отвечали.

Канонерские лодки "Сивуч" и "Кореец" нахо­дились у Риги для артиллерийской поддержки рус­ских войск у рижского побережья и шли из Усть-Двинска в Моонзунд. Когда русское морское командование убедилось, что прорыв германского флота в Рижский залив может произойти с минуты на минуту, оно отдало приказание, по времени уже запоздалое, отойти к Моонзунду, не сообщив им за­тем во время самого перехода о свершившемся фак­те прорыва, что в итоге привело к гибели "Сивуча " и самоуничтожению "Корейца".

Между тем флагманский "Позен", направляясь на юг к Дюнемюнде, в 20 ч 00 мин настолько прибли­зился, что с него были видны по носу вспышки выст­релов и лучи прожекторов. В 20 ч 12 мин "Позен" при­соединился к крейсеру "Аугсбург" и вступил в короткую перестрелку с канонерскими лодками "Си­вуч" и "Кореец". Но из-за темноты обстановка боя вице-адмиралу Шмидту была не ясна, и в 20 ч 17 мин он приказал сблизиться с противником. Вскоре в лу­чах прожекторов на расстоянии 1000 м по носу стал виден корабль, по силуэту очень похожий на "Славу". В тот же момент корабль — это была канонерская лодка "Си­вуч" (1906/07 г.г., 890 т, 12 уз., два 120-мм, четыре 75-мм, экипаж 140 человек) -- окружили высокие всплески.

Для введения в действие ар­тиллерии всего борта "Позен" по­вернул на прежний курс и во вре­мя поворота потерял цель; когда же он вновь её обнаружил, то не было твёрдой уверенности, что стреляет по тому же кораблю. Но, во всяком случае, обстреливаемый корабль был уничтожен в несколь­ко минут. "Сивуч" храбро сражал­ся до самого последнего момента. Надстройки были разрушены, внутри происходил взрыв за взры­вом, и в 20 ч 30 мин корабль пере­вернулся и пошёл ко дну.

Вместе с "Позеном" по мни­мой "Славе" стрелял также и "Нассау"; а миноносец V-29 вы­пустил по нему торпеду. В поис­ках второй канонерской лодки "Аугсбург" прошёл к юго-восто­ку, но её не обнаружил. Миноносцы подошли к мес­ту гибели, спустили шлюпки и спасли двух офице­ров и 48 матросов, из которых некоторые, несмотря на немедленную врачебную помощь, умерли от тя­жёлых ран. Все пленные одинаково утверждали, что затонувший корабль — канонерская лодка "Сивуч", а другая, шедшая с ней, однотипная "Кореец". На последней будто бы незадолго до конца боя произо­шёл сильный взрыв, вследствие чего она погибла.

Необходимо отметить, что прорыв германс­ких линейных сил ("Позен" и "Нассау") в Рижский залив не был замечен русскими, и потому долгое время считалось, что "Сивуч" погиб в бою с настиг­шими её крейсерами. Что касается канонерской лод­ки "Кореец", то избегнув неприятеля, она поспеши­ла укрыться под берегом и, перескочив через прибрежные рифы у м. Мерис и получив с берега, где на всём протяжении в сторону Пернова видне­лись пожары, сообщение о высадке и занятии горо­да немцами, 20 августа была взорвана потерявшим самообладание командиром, считавшим себя отре­занным от Моонзунда, а потому обречённым на зах­ват противником.

Около 23 ч 15 мин в 15 милях к северу от о.Ру­но стали на якорь: "Позен", "Нассау", "Дёйчланд", миноносцы с минами на борту, "Аугсбург" с эсмин­цами V-29 и V-100 и 1-й дивизион тральщиков. Лин­коры поставили сети. Дозор, находившийся на ли­нии между о. Руно и Домеснесом, около 23 ч 00 мин донёс о гибели миноносца S-31 (11 погибших) в 4 милях западнее о. Руно. Взрыв мины произошёл позади мостика, две кочегарки сразу же затопило, раз­лившаяся нефть вызвала пожар, и несмотря на при­нятые меры, через два с половиной часа S-31 затонул.

20 августа под командованием контр-адмира­ла Хеббингхауса крейсеры "Грауденц", "Аугсбург" и несколько миноносцев блокировали порт Пернов и обстреляли город и порт. Ответным огнем русской полевой батареи был слегка поврежден эсминец V-183. На входе в гавань немцы затопили три ста­рых прохода. В тот же день около 19 ч немецкие ко­рабли покинули Рижский залив. 21 августа на "Позене" вице-адмирал Шмидт спустил свой флаг и распустил корабли по базам.

Материальные потери обеих сторон в этой операции были примерно одинаковы. Однако важ­ным стратегическим результатом операции для Гер­мании стал факт, что англичане не поддержали сво­их русских союзников действиями Гранд-Флита в Северном морс и в проливе Каттегат в тот момент, когда значительная часть флота Открытого моря была отвлечена на Балтику. В итоге русским при­шлось меньше надеяться на союзников и ограничить свою активность в Балтийском море. Кроме того, для русских стала реальностью возможность высад­ки крупного германского десанта за линией фронта с целью наступления на Петроград, поэтому они сняли с фронта свой гвардейский корпус и переве­ли его в Эстонию.

После возвращения в конце августа в Северное море ("Позен" вернулся 27 августа) линкоры 2-й ди­визии 1 -и линейной эскадры продолжали действовать в составе флота Открытого моря. Первый выход в море после операции на Балтике они совершили 11-12 сентября, второй 23-24 октября.

 

1916 г.

 

Боевые походы продолжались до сере­дины 1916 г. "Рейнланд" с 12 февраля до 19 апреля находился в длительном текущем ремонте, поэтому пропустил выход 2-й дивизии 4 марта, когда "Позен" (флаг командующего 2-й дивизии линкоров), "Нассау" и "Вестфален" вместе с линейным крейсером "Фон-дер-Танн" в районе банки Амрум встречали возвра­щающийся из рейдерства вспомогательный крейсер "Мёве". Первый поход после ремонта "Рейнланд" совершил в составе эскадры только 21-22 апреля, вто­рой 24-25 апреля.

20 февраля контр-адмирала Энгеля назначили главным директором казенной верфи в Вильгельмсхафене. На посту младшего флагмана 1-й линейной эскадры его временно сменил командир "Позена" ка­питан 1 ранга Ланге, а 1 марта на его борту свой флаг ещё раз поднял контр-адмирал Энгельгард. Ланге поз­же временно замещал Энгельгарда с 17 июля до 7 сен­тября 1916 г. и 1-2 февраля 1917г.

В Ютландском бою 31 мая/1 июня (немцы на­зывают его морским сражением при Скагерраке) 2-я дивизия в полном составе следовала в общей линии флота Открытого моря. Учитывая предстоящий большой расход угля, экипажи увеличили до 1124-1139 человек.

Торопясь вступить в бой, флот Открытого моря шел поэскадренно растянутой кильватер­ной колонной. В голове колонны находилась 3-я линейная эскадра в составе восьми линкоров типов "Кёниг" и "Кайзер". За ними шла 1-я линейная эскадра во главе с "Остфрисландом" (вице-адмирал Шмидт) в составе четырех линко­ров типа "Гельголанд" (1-я диви­зия) и четырех линкоров типа "Нассау" (2-я дивизия) во главе с "Позеном" (контр-адмирал Эн­гельгард). Замыкала колонну 2-я эскадра в составе шести додредноутов типа "Дёйчланд".

31 мая около 22 ч 00 мин во время третьего боевого поворота "Все вдруг" при отходе флота От­крытого моря вице-адмирал Шеер построил свои корабли в одну длинную колонну. В этом ордере Шеер прошёл позади Гранд-Флита, вблизи от 5-й эскадры британ­ских линкоров, которая значительно отстала от главных сил. "Вестфален", шедший замыкаю­щим во 2-й дивизии, оказался головным кораблем всей линии германских линкоров, в результате чего подвергся большой опасности быть торпедированным в ходе атак британскими эсминцами. Во время ноч­ного перехода "Вестфален" успешно отразил несколь­ко таких атак. При этом в линкор попал только один снаряд среднего калибра (двое убитых).

Около 23 ч 10 мин 4-я торпедная флотилия анг­личан (12 эсминцев) заметила на юго-западе неизвес­тные корабли, которые сперва приняли за британс­кие. Они подходили с кормы сходящимся курсом. В 23 ч 30 мин они подошли с правого борта так близко, что эсминец "Типерери" дал опознавательный сигнал. В ответ на кораблях зажглись прожектора, и британ­ские эсминцы подверглись сильному артиллерийско­му обстрелу. В самом начале боя "Типерери" полу­чил попадания и начал тонуть.

Неизвестными кораблями оказались германс­кие линкоры "Вестфален", "Нассау" и "Рейнланд", рядом с которыми шли лёгкие крейсера "Росток", "Штутгарт", "Эльбинг" и "Гамбург". Британские эс­минцы выпустили по ним несколько торпед с ближ­них дистанций. "Нассау", шедший 15-м и предпос­ледним в строю немецких дредноутов, после разворота оказался вторым в колонне. Во время ноч­ного возвращения 1 июня линкору несколько раз пришлось уклоняться от торпед британских эсминцев. В этот момент боя с крупными гер­манскими кораблями сбли­зился эсминец "Спитфайр", который не только выпустил по ним две торпеды, но и от­крыл огонь по линкору "Нас­сау", убив на нём 10 человек. В 0 ч 31 мин 1 июня "Нассау" и "Спитфайр" столкнулись левыми борта­ми на встречных курсах. В момент столкновения "Спит­файр" шёл со скоростью хода 27 уз., а "Нассау" 18, и сила столкновения была ко­лоссальной. Когда "Нассау" и "Спитфайр" столкнулись, на "Спитфайре" вообразили, что атаковали германский лёгкий крейсер, и никому не приходило в голову, что столкнулись с дредноутом; 280-мм снаряд которого пролетел очень низко над мо­стиком, снеся ему переднюю трубу газами своих тяже­лых орудий. Командир британского корабля капитан-лейтенант Трилони присел, и снаряд в буквальном смысле погладил его по голове, почти содрав кожу и причинив мучительную рану. Приходится удивляться, как он вообще остался в живых.

После боя командир "Спитфайра" доносил об этом случае: "Ближайший крейсер повернул с яв­ным намерением меня таранить. Поэтому я поло­жил руль право на борт, и мы столкнулись носовы­ми частями левого борта. Полагаю, что я значительно повредил этот крейсер, так как на по­лубаке миноносца осталось 20 футов германской об­шивки". Когда дредноут навалился на миноносец, погнув ему форштевень, последний действительно резко отвернул вправо и прочертил вдоль борта линкора, сорвав ему привальный брус. При этом "Нассау" получил значительные повреждения носо­вой оконечности. Как это ни странно, но удар эс­минца сделал пробоину в борту линкора — обшив­ка борта оказалась разорвана на участке длиной 3,5 м, погнуло подпалубные балки, а сама палуба бака местами была вдавлена, местами вспучилась, что снизило его скорость хода до 15 уз.

Замедливший ход "Нассау" вышел из строя ко­лонны и потерял главные силы из виду. Лишь в 2 ч 20 мин он обнаружил корабли 2-й линейной эскадры и пристроился к ним. Во время боя "Нассау" получил два попадания снарядами калибра 102-152-мм и по­терял 11 человек убитыми и 16 ранеными. Ремонт лин­кора закончили 10 июля.

Во время ночных (1 июня) атак британских эс­минцев крейсер "Эльбинг" (строился как "Адмирал Невельской" для русского флота), выполняя маневр уклонения, попытался прорезать строй кораблей фло­та Открытого моря перед "Позеном". Несмотря на по­пытку линкора отвернуть вправо, надеясь избежать столкновения, около 0 ч 30 мин "Эльбинг" попал под форштевень линкора (четверо погибших). Форште­вень "Позена" протаранил корму крейсера под ост­рым углом, и тот потерял способность управляться. Вскоре в результате полученных повреждений "Эль­бинг" затонул в точке с координатами 55°49' сш/ 05°54' вд. "Позен" тяжелых повреждений не получил.

1 июня в 0 ч 36 мин в "Рейнланд" попали два 150-мм снаряда в район передней дымовой трубы (по­гибли 10. ранены 20 человек). Во время боя "Вестфален" получил одно попадание снарядом и потерял два человека убитыми и восемь ранеными, его ремонт за­кончили 17 июня.

Около 1 ч 10 мин по левому борту германской колонны снова появились британские эсминцы, ко­торых сразу же обстреляли с линкоров 2-й дивизии. Огнем с "Позена" один из них был поврежден, поте­рял ход и остался за кормой, где вскоре его обстреля­ли с дредноута "Ольденбург". Были замечены попа­дания во второй эсминец, причем по утверждению части экипажа, довольно серьёзные. После этого "Позен", уклонившись от двух выпущенных по нему торпед, обстрелял следующий эсминец и, по всей ве­роятности, потопил его. Бой был жестоко неравен: эсминцы 4-й флотилии "Форчен" и "Ардент" были потоплены почти со всеми экипажами. Но германс­кие линкоры ещё раз вынуждены были отвернуть.

Около 1 ч 40 мин британские эсминцы ошибоч­но приняли германские линейные корабли головы ко­лонны Шеера за британские корабли. При этом "Петард" получил сильные повреждения, а "Тербьюлент" потоплен головными германскими линкорами. Со­гласно журналу "Морской сборник" № 6, 1938 г.. в результате таранного удара линкора "Вестфален" по "Тэрбьюленту", последний был разрезан пополам и затонул со всем личным составом.

Как только уцелевшие британские эсминцы выш­ли из боя, к германской колонне приблизился броне­носный крейсер "Блэк Принс", очевидно, приняв её за британскую. Между 1 ч 05 мин и 1 ч 15 мин ночи с дистанции 5,5 кбт (ок. 1000 м) "Тюринген", "Остфрисланд", "Нассау" и "Фридрих дер Гроссе" открыли по нему огонь. В первую же минуту в него попало 10 тя­жёлых снарядов с "Тюрингена". Пламя поднялось над ним до высоты мачт и осветило произведённые на нём разрушения. "Блэк Принс" не успел сделать ни одного выстрела. Весь в огне, дрейфовал он вдоль линии гер­манских кораблей; взрыв следовал на нём за взрывом, пока наконец не произошёл сильнейший взрыв, после которого корабль исчез со всем личным составом.

До этого "Блэк Принс" потерял из видимости британский флот и шёл далеко позади. Но пламя взрыва было ясно видно со многих ко­раблей Гранд-Флита. Около полу­ночи линкор "Малайа" при свете взрыва увидел головной корабль германской колонны и правильно определил, что это линкор типа "Вестфален". Но он не передал адмиралу Джеллико этого важного сведения. После отворота герман­ский флот ещё раз лёг в направле­нии на арьергард британского флота и. вероятно, около 1 ч 30 мин прошёл позади него.

Дальнейший путь линкора "Позен" прошел без происше­ствий, раненых и убитых на его борту не было. Ремонт "Рейнланда" на казенной верфи в Вильгельмсхафене продолжался с 1 по 22 июня. "Позен" ремонтировали не­сколько дольше — с 26 июня до 17 июля. После Ютландского боя линкоры 2-й дивизии участвовали во всех операциях флота Открыто­го моря, а также в прикрытии бое­вых действий миноносцев, траль­щиков и других легких кораблей. После ремонта на верфи в период с 26 июня до 17 июля уже 18-20 августа "Позен" вышел в боевой поход и принял участие в несколь­ких следующих.

19 августа во время боевого похода флота (18-20 августа 2-я ди­визия выходила без "Нассау") бри­танская подводная лодка Е-23, не­сшая дозор в Германской бухте, атаковала и добилась одного торпедного попадания в среднюю часть лин­кора "Вестфален". Вторая атака не удалась. Хотя по­вреждение оказалось очень серьёзным (линкор при­нял 800 т воды), но переборки выдержали, и со скоростью хода не более 14 уз в охранении минонос­цев он ушёл в Вильгельмсхафен. Ремонт продлился до 26 сентября, и после проведения боевой подготов­ки в Балтийском море 4 октября он вернулся в Север­ное море в состав флота Открытого моря, так что смог принять участие в боевом походе флота 18-20 октяб­ря в район Доггер-банки.

21 декабря "Нассау" коснулся грунта в устье Эльбы, но самостоятельно смог сняться с мели. Тем не менее, кораблю пришлось идти в Гамбург на верфь "Райхерзигверфь" ("Reihersiegwerft") в ремонт, про­длившийся до 1 февраля 1917г.

 

1917 г.

 

28 мая 1917 г. младшим флагманом 1-й линейной эскадры назначили контр-адмирала фон Дэльвига Лихтенфельса. Но в декабре он стал предсе­дателем Комиссии по перемирию с Россией в Риге, поэтому 5 декабря на посту младшего флагмана 1 -и ли­нейной эскадры его сменил капитан 1 ранга Хартог (с 27 января 1918 г. контр-адмирал). Хартог оставался младшим флагманом 1 -и линейной эскадры до окон­чания войны, но 12-23 августа его временно замещали капитан 1 ранга фон Камеке, а 11-22 сентября — ко­мандир линкора "Позен" капитан 1 ранга фон Крозипс.

В 1917г. все линкоры 2-й дивизии в основном привлекались для несения сторожевой и охранной службы в Северном море. В июле-августе на кораб­лях 1-й эскадры произошло восстание матросов. Воз­главила восстание команда линкора "Тюринген". Случаи неповиновения экипажа имели место на "Позене" и "Рейнланде".

В летней кампании 1917 г. по захвату Моонзундских островов 2-я дивизия ("Позен" и "Рейнланд") непосредственно не участвовала, но линкоры "Вестфален" и "Рейнланд" вышли в западную Балтику на подходы к датским проливам для предотвращения вторжения Гранд-Флита на помощь русским. В част­ности, "Вестфален" с 23 сентября до 20 октября, а "Рейнланд" с 15 сентября до 20 октября находились на подходах к Апенраде.

17-18 ноября "Позен" выходил в море для под­держки 2-й разведывательной группы в бою с частью Гранд-Флита.

 

1918 г.

 

21 февраля 1918 г. "Рейнланд" и "Вест­фален" включили в состав "Специального" соедине­ния для участия в Финляндской операции. Команду­ющий соединением контр-адмирал Майер поднял свой флаг на "Вестфалене", тем самым навсегда свя­зав название этого корабля с операцией Кайзеровс­кого флота, политические последствия которой ощу­щаются ещё и в сегодняшнее время.

Великое княжество Финляндия, находившееся в составе Российской империи с петровских времен и получившее в 1809 г. особые права автономии, все время стремилось образовать собственное независи­мое государство. В Финляндии к 1917г. образовались две относительно крупные и влиятельные партии -буржуазная и социал-демократическая. После свер­жения в России большевиками правительства Керен­ского 24/25 октября 1917 г. свой пост оставил и рус­ский генерал-губернатор Финляндии. Этим решили воспользовались финские социал-демократы, револю­ционным путем захватив власть. 13 ноября они по­требовали принятия своих условий, в противном слу­чае угрожая буржуазной партии забастовкой. Условия приняты не были, и социал-демократы создали соб­ственный Центральный комитет, через который при­звали население к всеобщей забастовке. Одновремен­но Комитет упразднил Сенат, распустил ландтаг и взял в руки гражданское управление страной.

В Финляндии возникла угроза гражданской войны, что, в свою очередь, могло бы помешать объявлению независимости. Учитывая это, буржуаз­ная партия решилась на компромисс, сделав значи­тельные уступки требованиям социал-демократов. Всеобщую стачку отменили, но уже в конце ноября 1917г. буржуазная партия объединилась с аграрной и образовала собственное правительство Пер Эвннда Свинхувуда. Социал-демократам, и до этого быв­шим в меньшинстве в ландтаге, пришлось выжидать. Оба правительства начали формирование собствен­ных вооруженных отрядов (охранной гвардии).

Наконец 6 декабря 1917г. Финляндия объяви­ла о своей независимости. Совнарком официально со­гласился с требованиями Финляндии, однако практи­чески препятствовал этому, не соглашаясь с оставлением военных и военно-морских баз для ба­зирования флота. Так как путем переговоров прави­тельству Свинхувуда не удалось добиться вывода русских войск (более того, благодаря русским гар­низонам произошло усиление Красной Гвардии), то оно в январе 1918 г. обратилось с нотой протеста к советскому правительству, а также к просьбой под­держки ко всем странам, уже признавшим независи­мость Финляндии и прежде всего к Германии. Одна­ко следует отметить, что финско-германские контакты завязались ещё раньше, поскольку Герма­ния уже из факта состояния войны с Россией прояви­ла большой интерес к Финляндии.

В январе правительство Свинхувуда обратилось к Германии с просьбой отпустить финских доброволь­цев, воевавших в составе немецкой армии (27-й прус­ский егерский батальон). Немцы просьбу удовлетво­рили, и добровольцы на двух финских пароходах отбыли в Финляндию. Они укрепили ядро Белой Гвар­дии, которой к тому времени командовал бывший рус­ский генерал фон Маннергейм.

В начале февраля финское правительство об­ратилось к Германии с просьбой выразить России протест против репрессий в Хельсинки и, по возмож­ности, оказать на неё давление, пригрозив контрме­рами. 14 февраля Германия согласилась с этой просьбой, тем более, что немцы продолжали теснить разваливающуюся русскую армию на всём сухопут­ном фронте. Наступление немцы приостановили только благодаря подписанию 3 марта Брестского договора. Помимо этого, Германия решила оказать Финляндии вооруженную помощь. Во исполнение этого решения в Данциге сосредоточили часть сил германского флота — десантная "Балтийская" диви­зия под командованием генерал-майора графа фон дер Гольца и "Специальное" соединение кораблей под командованием младшего флагмана 4-й эскад­ры контр-адмирала Меурера.

К 21 февраля окончательно сформировали "Специальное" соединение. Первоначально в его состав входили линкоры "Вестфален", "Рейнланд", минный заградитель "Наутилус", 3-я группа прорывателей заграждений, 9-я полуфлотилия тральщиков, четыре миноносца, семь вспомогательных судов и не­сколько транспортов. 24 февраля контр-адмирал Меурер поднял флаг на "Вестфалене". От штаба флота Открытого моря к его шта­бу причислили капитан-лей­тенанта Киепа, из бывшего штаба командующего разве­дывательных сил Балтийс­кого моря капитан-лейте­нанта Бастиана и от Главного морского штаба капитан-лейтенанта Иессена.

23 февраля на линкоры началась погрузка 14-го егерского батальона под командованием герцо­га Мекленбургского и приданной ему роты велосипе­дистов. 24 февраля корабли первого эшелона вышли из Киля в северо-восточную часть Балтийского моря. Наличие толстого ледяного покрова сильно мешало переходу. Но возникали трудности и иного рода. В последний момент шведское правительство, несмот­ря на первоначальное согласие, отказало в проходе через свои территориальные воды, одновременно зап­ретив также высадку немецких войск в Эккере. Теперь путь кораблей проходил через шхеры севернее о.Логшер. Высадить войска на разрешенном участке юж­нее о. Лемланд не удалось из-за толстого ледяного по­крова и предполагаемых минных полей. Поэтому контр-адмирал Меурер все же отправил корабли на рейд Эккере, куда они и прибыли 5-6 марта и где мес­тное население устроило им тёплый приём.

После переговоров с шведским морским пред­ставителем, утром 7 марта произвели высадку войск. Позже высаженный на Аландских островах 14-й егер­ский батальон по льду перебрался на материк, при­чём во время перехода его обстреляли с финского бе­рега, но при огневой поддержке крейсера "Кольберг" батальон успешно завершил переход. Тем самым были созданы предпосылки для успешного решения основ­ной задачи. С 6 марта по 10 апреля "Рейнланд" нахо­дился на рейде Эккере, а его командир капитан 1 ран­га Тоуссант являлся там старшим морским начальником. Корабли обеспечивали сухопутным войскам необходимое снабжение.

10 марта контр-адмирал Меурер на "Вестфалене" вернулся в Данциг, где командование должно было определить дальнейший план действий. "Рейн­ланд" оставался на рейде Эккере до 11 апреля. Пер­воначальный план предусматривал, что десант выса­дится в районе порта Раума, то есть к северу от Аландских островов. Из-за мощных ледяных торосов это было невозможно, а так как время торопило, контр-адмирал Меурер предложил в качестве основного места высадки полуостров Ханко. 12 марта его предложение рассмотрели, а 14 марта окончательно одобрили. Для решения этой задачи соедине­ние усилили дредноутом "Позен" (младший флагман контр-адмирал Хартог), крейсером "Кольберг", бро­неносцем береговой обороны "Беовульф", вспомогатель­ным крейсером "Мёве", 4-й полуфлотилией тральщиков и несколькими пароходами. Предполагалось при­соединить также и дредноут "Нассау", но он находился на верфи в ремонте и боль­ше участия в боевых дей­ствиях не принимал. 15 мар­та контр-адмирал Меурер на прерывателе минных заг­раждений "Франкен" ("Вестфален" остался в Данциге) отправился в Эккере, но прерыватель подорвался на мине и затонул, и адми­рал продолжил путь на миноносце, прибыв в Эккере 20 марта. 21 марта под руководством фрегаттен-капитана фон Розенберга начались тральные работы, а в последних числах марта состоялась высадка частей "Балтийской" дивизии.

8 ночь с 31 марта/1 апреля операция вступила во вторую фазу. 1 апреля началась перевозка в Фин­ляндию 12-тысячной десантной "Балтийской" диви­зии генерал-майора фон дер Гольца. 3 апреля "Вестфален" и "Позен" ("Рейнланд" оставался ещё на рейде Эккере) подошли к о. Руссарэ — здесь находился рус­ский гарнизон и батареи, прикрывавшие Ханко, и не­мецкий десант захватил сигнальную станцию. Перед входом транспортов с войсками в гавань Ганге (Хан­ко) "Вестфален" подошёл вплотную к о. Руссарэ, за­нятому русскими, и приготовился открыть огонь. Рус­ские батареи огня не открывали, соблюдая нейтралитет в соответствии с Брестским договором от 3 марта 1918г.

Высадка частей "Балтийской" дивизии в Хан­ко произошла без каких-либо осложнений. Базирую­щиеся там британские подлодки (Е-1, Е-8, Е-9, Е-19, С-26, С-27 и С-35) были взорваны своими команда­ми, их плавбаза подожжена.

9 апреля "Вестфален" с другими кораблями со­единения всё еще находился в Ревеле, 11 апреля они вышли в направлении Хельсинки. 12 апреля корабли миновали сильно укрепленные форты, и вскоре "Вес­тфален", "Позен", а несколько позже "Беовульф" встали на якорь в гавани финской столицы. Русские корабли, так же как и форты, соблюдали нейтрали­тет и не вмешивались в действия немцев. Одновремен­но "Наутилус" с несколькими небольшими корабля­ми ушел для высадки войск в Турку.

Немецкий десантный отряд занял порт и город­ской район Скатудден. В ходе уличных боев 13-14 ап­реля погибли пять моряков-десантников (четверо из экипажа "Позен") и 12 было ранено. 14 апреля бое­вые действия в финской столице прекратились. Немец­кие корабли, в частности "Вестфален". под флагом контр-адмирала Меурера, оставались в Хельсинки до 30 апреля. За это время немцы привели укрепления береговой обороны города в боеготовое состояние и передали её финнам. Фрегаттен-капитан фон Розенберг получил задание заняться обучением финнов минно-тральным работам. Для организации этого в Хельсинки создавали минно-тральное соединение из бывших русских кораблей.

22 апреля в гавани Гельсингфорса при поста­новке на якорь "Позен" наткнулся на затонувшее суд­но и повредил винты, поэтому 30 апреля его вывели из состава соединения, и уже 3 мая он находился на казенной верфи в Киле, где до 5 мая ему поменяли поврежденные лопасти винтов.

Более крупная авария произошла с другим дред­ноутом. Ещё 11 апреля "Рейнланд" покинул рейд Эк­кере (его заменил крейсер "Кольберг"), чтобы присо­единиться к эскадре в Гельсингфорсе, но предварительно было необходимо сходить в Данциг для погрузки угля. Однако около 7 ч 00 мин того же дня на скорости хода 15 уз. линкор выскочил на кам­ни у о. Логшер (погибли 2 человека). Корабль полу­чил большую пробоину, затопило все котельные от­деления. С 18 до 20 апреля "Позен" под флагом адмирала Хартога тщетно пытался стащить "Рейнланд" с камней. Сделать это не удалось, и в обозри­мом будущем корабль в боевое состояние привести не представлялось возможным.

Для подъёма линкора предприняли чрезвычай­ные меры. С целью его разгрузки сняли 697 т боепри­пасов, 381т различного имущества, 1758 т угля. 26 ап­реля по приказу большая часть экипажа покинула дредноут и перешла на "Шлезиен", разгрузив корабль ещё на 85 т, что в итоге составило 2921 т. 11 мая с "Рейнланда" начали снимать броневые плиты в районе ци­тадели и носовой оконечности. С помощью прибыв­шего 24 мая из Данцига плавучего крана пришлось снять все орудия и крыши башен. В целом корабль об­легчили на 6400 т. и только потом с помощью понто­нов его удалось 9 июля снять с камней и отбуксиро­вать в Мариенхамн (Аландские острова), где временно заделали пробоины в днище. 24 июля, имея в действии только среднюю паровую машину, в сопровождении спасательных судов "Мёве" и "Вендемюс", минного заградителя "Наутилус" и 1 -и группы сторожевой фло­тилии "Ост" приступили к возвращению на родину, и 27 июля линкор отшвартовался в Киле. О восстанов­лении корабля в то время не могло быть и речи.

После захвата Хельсинки присутствие в Фин­ляндии немецких кораблей больше не требовалось, а так как задачи, поставленные перед флотом, были вы­полнены, большая часть кораблей вернулась в Гер­манию. "Вестфален" перешёл в Северное море, и его снова включили в состав 1-й линейной эскадры.

Благодаря вмешательству Германии со 2 мая 1918 г. правительство Свинхувуда стало хозяином по­ложения в стране. Перед этим, 30 апреля -2 мая в рай­оне Риихинаки "Балтийская" дивизия и бригада пол­ковника князя фон Бранденштейна, совместно с финскими войсками окружили и принудили к капи­туляции части финской Красной Гвардии. Одновременно войска Маннергейма под Выборгом нанесли поражение остаткам Красной Гвардии. 16 мая Маннергейм прибыл в Хельсинки. В течение следующей недели "Балтийскую" дивизию и части полковника князя фон Бранденштейна погрузили на оставшиеся в Финляндии корабли "Специального" соединения. Однако часть "Балтийской" дивизии во главе с ко­мандиром фон дер Гольцем по просьбе финнов оста­валась там до конца войны, помогая создавать наци­ональные вооруженные силы. В августе 1918 г. финское Национальное собрание пригласило принца Фридриха Карла Гессенского стать королем Суоми, однако тот отказался, поэтому в декабре того же года во главе правительства Финляндии стал генерал фон Маннергейм.

1918 г. не был отмечен активными действиями флота Открытого моря. Крупные боевые корабли при­влекались, в основном, для охранных и сторожевых задач. Летом немецкое командование спланировало крупномасштабную десантную операцию на балтий­ском побережье, получившую кодовое наименование "Ключевой камень", однако от проведения ее при­шлось отказаться. Тем не менее, некоторые подгото­вительные мероприятия проводились: в частности, линкор "Нассау" 8 августа прибыл в Вильгельмсхафен для принятия на борт десанта в составе 250 сол­дат со снаряжением. Вместе с десантом дредноут пе­решёл на Балтику, но, так как 22 августа операцию отменили, "Нассау" покинул Балтийское море.

11 августа 1918 г. "Вестфален", "Позен", "Кайзер" и "Кайзерин" прикрывали рейд немецких миноносцев на подходах к Тершеллингу. Во время по­хода на дредноуте "Вестфален" произошла авария котлов, и корабль снизил скорость хода до 16 уз. Осе­нью 1918 г. дредноуты 2-й дивизий начали выводить из состава 1-й линейной эскадры.

 

1919-1924 гг.

 

В соответствии с условиями пере­мирия дредноуты 2-й дивизии не относились к интер­нируемым (передаваемым странам Антанты в каче­стве репарации), но после затопления кораблей немецкого флота в Скапа-Флоу дополнительные тре­бования союзников изменили это положение.

"Нассау" после прихода с Балтики в августе 1918 г. к боевым действиям практически не привле­кался. С 22 ноября до 2 декабря 1918 г. на его борту находился штаб командующего разведывательными силами. 2 декабря "Нассау" исключили из состава дей­ствующего флота. После затопления кораблей немец­кого флота в Скапа-Флоу по условиям дополнитель­ных требований 5 ноября 1919г. "Нассау" вычеркнули из списков кораблей немецкого флота. 7 апреля 1920 года он предназначался для передачи Японии как ре­парационный корабль "В", но британская судоразделочная фирма выкупила его и в свою очередь пере­продала на разборку в Нидерланды. В июне 1920 г. "Нассау" отбуксировали в Додрехт, где вскоре разоб­рали на металл.

1 сентября 1918 г. "Вестфален" вывели из со­става 1 -и линейной эскадры и передали Инспекции ко­рабельной артиллерии в Киле в качестве учебно-ар­тиллерийского судна. Линкор находился в Киле, где 18 декабря 1918г. его исключили из состава флота. 5 ноября 1919 г. "Вестфален" вычеркнули из списков кораблей германского флота, и он предназначался для передачи флоту Великобритании как репарационный корабль "D". Передача "Вестфалена" состоялась 5 ав­густа 1920 г., а в 1924 г. его разобрали на металл в Биркенхеде.

"Рейнланд", на котором повреждения так и не были исправлены, 4 октября 1918г. официально вы­вели из состава действующего флота. Некоторое вре­мя его использовали как плавказарму, но 5 ноября 1919г. вычеркнули из списков флота и затем переда­ли союзникам как репарационный корабль "F". 28 июня 1920 г. англичане продали корабль на слом в Нидерланды, а 29 июля 1920 г. его отбуксировали в Додрехт и там в течение 1920-1921 гг. разобрали на металл.

"Позен", как флагман дивизии, дольше всех ос­тавался в строю. 2 октября 1918 г., находясь на внеш­нем рейде Яде, он прикрывал возвращение подвод­ных лодок из Фландрии. В конце октября "Позен" планировали задействовать для наступательной опе­рации флота, но её отменили. 3 ноября 1-я эскадра вошла в устье Эльбы. 7 ноября на "Позен" спустили контр-адмиральский флаг, но 8 ноября подняли вновь. В этот день капитан 1 ранга фон Кросигк сложил с себя командование кораблем, которое принял, как ис­полняющий обязанности, старший офицер линкора корветтен-капитан Зирзов. 9 ноября "Позен" вместе с другими кораблями 1-й эскадры перешел из Брунсбюттеля в Вильгельмсхафен, где 10 ноября ошварто­вался к причалу № 10. Официально корабли ещё не исключили из состава действующего флота, но эки­пажи на них уже сильно сократили. С 22 ноября "Позен" ещё использовали как блокшив с вахтенной командой на борту, но 16 декабря его официально вы­вели из состава действующего флота.

5 ноября 1919 г. "Позен" вычеркнули из спис­ков немецкого флота и должны были передать флоту Великобритании, как репарационный корабль "G". 13 мая 1920 г. Адмиралтейство продало линкор для разборки в Нидерланды, куда его вскоре перевели и в 1922 г. разобрали в Додрехте на металл.