Линейный крейсер "Зейдлиц"

 

Фридрих Вильгельм фон Зейдлиц-Курбах (3 февраля 1721 г. — 7 ноября 1773 г.) Кавалерийский генерал Фридриха Великого. Отличился в битве при Росбахе 5 ноября 1757 г.

 

Корабль находился в составе флота с 22 мая 1913 г. по 21 июня 1919 г.

 

Этот крейсер по существу представлял собой "Мольтке", но с усиленным бронированием, и мож­но было предположить, что на нем установят 305-мм орудия. "Зейдлиц", наряду с линейными ко­раблями типа "Шарнхорст" (1934 г.), являлся един­ственным быстроходным линейным крейсером, чей броневой пояс по толщине превзошёл величину сво­его главного калибра (300 против 280 мм). В то же самое время существенных изменений от "Мольт­ке" в "Зейдлице" не произошло.

Индивидуальный проект линейного крейсе­ра под обозначением ".["(позднее названного "Зейдлиц"), как и проект "Мольтке", был разра­ботан с марта 1909 г. по январь 1910 г. (за 10 ме­сяцев) под руководством главного конструктора инженера Дитриха.

Линейный крейсер строился по программе 1910-1911 гг. на верфи "Блом унд Фосс" (Гамбург), которая также изготавливала его машинную ус­тановку. 4 февраля 1911 г. на верфи "Блом унд Фосс" закладкой киля вновь строящегося линейно­го крейсера "Т'(строительный № 209) началась био­графия корабля, наиболее известного среди всех крупных кораблей кайзеровского флота.

Его водоизмещение составляло: нормальное 24 988 т, полное 28 550 т, что на 2 000 т больше, чем у "Мольтке". Conway [6] приводит соответ­ственно 24 594 т и 28 510 т.

Длина корабля: полная 200,6 м, между пер­пендикулярами 200 м (на 14 м длиннее, чем у "Мольтке"). Ширина составляла 28,5 м (на 1 м уже, чем у "Мольтке"). Максимальная ширина с учетом уложенных вдоль бортов выстрелов противотор­педной сети 28,8 м.

Осадка носом равнялась 9,3 м, кормой 9,1 м, почти такая же, как у "Мольтке". Высота борта в середине корпуса составляла 13,88 м (несколько меньше, чем у "Мольтке", и на 0,8 м больше, чем у "Фон-дер-Танна"). Высота надводного борта при нормальном водоизмещении составляла 8,9 м носом и немного менее, чем у "Мольтке", в середине и кор­ме. Увеличение осадки на 1 см соответствовало уве­личению водоизмещения на 37,71 т.

Корпус корабля был разделен водонепрони­цаемыми переборками на XVII основных отсеков. Двойное дно было установлено на 76% длины ко­рабля. Способ связей корпуса — смешанный набор поперечных шпангоутов и продольных стрингеров.

Весьма существенное значение имело дальней­шее увеличение непотопляемости посредством уве­личения высоты носовой части, что, вероятно, по­могло сохранить корабль в Ютландском бою, ког­да он принял много воды и в носовой части высота борта составила только 2,5 м.

Однако негативно оценивалось его вооруже­ние. Если линейные крейсера типа "Мольтке" ещё можно было приравнять к английским крейсерам типа "Инвинсибл" и "Индомитейбл" с их 305-мм артиллерией, поскольку немецкие 280-мм орудия обладали большей скорострельностью и силой раз­рыва снаряда, то появившиеся к тому времени в королевском флоте линейные крейсера типа "Лайон", вооруженные 343-мм орудиями, представляли собой корабли со значительно возросшей боевой мощью. Несмотря на это, на "Зейдлице" сохранил­ся калибр орудий 280 мм.

Особенности его проекта стали известны ан­гличанам, и это должно было оказать влияние на их будущие корабли, так как один инженер вер­фи-строителя продал чертежи линейного крейсе­ра англичанам, которые, как ни странно, не сде­лали для себя никаких выводов из его высокой непотопляемости.

Артиллерия главного калибра, как и на "Мольтке", состояла из 10 скорострельных 280-мм орудий с длиной ствола 50 калибров (14 000 мм), против 45 калибров у "Фон-дер-Танна", весом 36 т каждое в пяти двухорудийных башнях, установлен­ных с сектором обстрела носовой башни 300°, пары кормовых линейно-возвышенных башен 290°, бор­товых башен 180° на ближний борт и 125° на даль­ний. Таким образом, суммарный сектор обстрела составлял 1490° или в среднем 298° на башню. Вы­сота осей орудий над главной ватерлинией равня­лась для носовой башни 10,4 м, бортовых башен 8,2 м, кормовых башен 8,4 м и 6,0 м соответствен­но. Необходимо отметить, что за исключением но­совой башни на дополнительной верхней палубе высота осей орудий остальных башен была несколь­ко меньше, чем у "Мольтке".

Установки 280-мм орудий образца 1910 г., точно такие же, как и на "Мольтке", первоначаль­но обеспечивали угол склонения стволов -8°, угол возвышения +13,5° с максимальной дальностью стрельбы 18 100 м (98 каб.). Однако после Ютлан­дского боя угол склонения стволов орудий был уменьшен до -5,5°, а угол возвышения увеличен до + 16°, что позволило увеличить максимальную дальность стрельбы до 19 100 м (103 каб.).

Во всех башнях снарядные погреба были рас­положены ниже зарядных и находились на палуб­ных платформах или на стеллажах. Боекомплект составлял 87 бронебойных снарядов на орудие, хотя английская разведка называла цифру 96 для башен, расположенных в диаметральной плоскости, и 81 для бортовых башен, что должно составлять 846 снарядов. Согласно Гронеру [9], общий боекомп­лект составлял 870 снарядов, то есть по 87 снарядов на орудие.

Приборы центрального управления стрель­бой артиллерии главного и среднего калибра были установлены в 1915 г.

Двенадцать скорострельных 150-мм орудий с длиной ствола 45 калибров (6 750 мм) в установках образца 1906 г. (таких же, как и на "Мольтке") были расположены в батарее на верхней палубе и имели боекомплект 160 снарядов на орудие. Общий бое­комплект составлял 1 920 снарядов. Дальность стрельбы с 13 500 м была повышена до 16 800 м.

Первоначально на нем стояли 12 скорост­рельных 88-мм орудий с длиной ствола 45 калибров (3960 мм) в установках образца 1906 г., предназна­ченные для стрельбы по морским целям (общий боекомплект 3 400 выстрелов). Из них четыре были расположены в носовой части ниже верхней палу­бы, два в носовой надстройке, четыре позади бата­реи 150-мм орудий и два за щитами в кормовой над­стройке. В начале первой мировой войны два пос­ледних заменили двумя зенитными орудиями калиб­ра 88 мм в установке образца 1913 г. с углом подъё­ма ствола орудия +70°, а в 1916 г. перед Ютландс­ким боем также сняли и все остальные, предназна­ченные для стрельбы по морским целям.

Торпедное вооружение состояло из четырех 500-мм подводных торпедных аппаратов (по одно­му в носовой и кормовой части и два бортовых впе­реди барбета носовой башни). Общий боекомплект составлял 11 торпед.

Главный броневой пояс из крупповской це­ментированной брони толщиной 300 мм простирал­ся между внешними краями барбетов носовой и кормовой башен, располагаясь на 1,4 м выше и на 0,4 м ниже главной ватерлинии, с постепенным уменьшением толщины до 150 мм у нижнего края пояса (в 1,75 м ниже главной ватерлинии) и был ус­тановлен на прокладке из тикового дерева толщи­ной 50 мм. От верхней кромки главного броневого пояса до верхней палубы броневой пояс по толщи­не постепенно уменьшался с 300 мм до 230 мм и. продолжая постепенно уменьшаться дальше, дости­гал 200 мм у нижних кромок орудийных портов батареи среднего калибра. Переборки по концам главного броневого пояса были прямые толщиной 200 мм в носовой части и 100 мм в корме.

Броневой пояс батареи имел толщину 150 мм от нижней кромки орудийных портов и выше. Позади орудий располагались противоосколочные экраны, между орудиями переборки и щиты толщи­ной 20 мм, и всё это заканчивалось в оконечностях переборками толщиной 150 мм.

Барбеты имели толщину стенки 230 мм. У носовой и кормовой башен они были уменьше­ны до 200 мм в тех местах, которые дополнитель­но прикрывались соответственно передней и зад­ней боевыми рубками и барбетом кормовой линей­но-возвышенной башни. Наружная стенка барбе­тов носовой и кормовой башен до броневой палу­бы имела толщину 230 мм, но толщину стенок бар­бетов башен, расположенных в диаметральной плоскости, уменьшили до 30 мм позади 230-300-мм бортовой брони. Толщина стенок барбетов обеих бортовых башен была уменьшена до 100 мм позади бронирования батареи и до 30 мм за 230-300-мм бортовой броней.

Толщина лобовой части башен составляла 250 мм, боковых стенок — 200 мм, задней части — 210 мм, наклонной передней части крыши — 100 мм, плоской части крыши — 70 мм и настила баш­ни в кормовой части —100-50 мм. Толщина стен­ки передней боевой рубки равнялась 350-250 мм, её крыши —80 мм, задней боевой рубки соответствен­но — 200 мм и 50 мм.

Бронированная палуба толщиной 30 мм в се­редине корабля своей плоской частью располага­лась на 1,4 м выше главной ватерлинии. В носовой части она имела толщину 50 мм и была на 0,9 м ниже главной ватерлинии, а в корме — толщину 80 мм и на 1,8 м ниже ее (со скосами толщиной 50 мм). Вер­хняя палуба имела толщину 25 мм за пределами батареи, а палуба полубака образовывала ее кры­шу толщиной 55 мм над орудиями 35 мм около бар­бетов бортовых башен и 25 мм ближе к диаметраль­ной плоскости.

Подводная защита была обычной для немец­ких кораблей и представляла собой противоторпед­ную переборку, протянувшуюся между внешними краями барбетов носовой и кормовой башен. Она отстояла на 4 м от борта на миделе и имела 30-мм толщину, увеличиваясь до 50 мм в районе погребов боезапаса и оканчиваясь поперечными 20-мм пере­борками. Над бронированной палубой противо­торпедная 30-мм переборка продолжалась до верх­ней палубы как противоосколочная.

Пять главных котельных отделений раздели­ли двумя продольными переборками, образуя 15 от­дельных кочегарок. В трёх передних располагалось по одному котлу, в остальных — по два. В общей сложности 27 котлов типа Шульца-Торникрофта (на три больше, чем у "Мольтке") обеспечивали дав­ление пара 16 кгс/кв.см и имели общую площадь на­грева 12 500 кв.м.

В трех машинных отделениях были установ­лены два комплекта морских турбин Парсонса, вра­щавшие четыре вала. В двух передних машинных отделениях размещались турбины высокого давле­ния, вращавшие наружные валы. В заднем машин­ном отделении, расположенном у диаметральной плоскости, размещались турбины низкого давления, вращавшие внутренние валы.

Рядом с задним машинным отделением, бли­же к бортам, располагались два отделения вспомо­гательных механизмов. Четыре четырехлопастных винта имели диаметр 3,88 м.Номинальная проект­ная мощность на валах составляла 63 000 л.с. или 2,21 л.с./т полного водоизмещения, против 52 000 л.с. у "Мольтке" (увеличение на 17,5%), что позво­ляло кораблю развивать скорость 26,5 узлов (на 1 узел больше, чем у "Мольтке"). При испыта­ниях на Нейкругской мерной миле машинная ус­тановка развила форсированную мощность 89 738 л.с. (увеличение на 42%), что при частоте враще­ния гребных валов 329 об/мин, позволило кораб­лю развить скорость 28,13 узла.

Нормальный запас топлива составлял 984 т угля, максимальный 3 050 т, к которому позднее было добавлено 200 т нефти для вспрыскивания на уголь в топки котлов. Дальность плавания состав­ляла 2 280 миль при скорости 23,7 узла и 4 020 миль при 16,2 узла. Согласно Гронеру [9], нормальный запас топлива составлял 1 000 т угля, максималь­ный 3 600 т, дальность плавания 4 200 миль при ско­рости 14 узлов.

Площадь, занятая турбинными и котельными отделениями, составляла соответственно 404 кв.м и 925 кв.м, по сравнению с 645 кв.м и 1 170 кв.м на английском линейном крейсере "Принсес Роял", и, по английским понятиям, машинные отделения не­мецких крейсеров были очень тесные.

Электроэнергию кораблю обеспечивали шесть турбогенераторов общей мощностью 1 800 кВт, на­пряжением 220 В (против 1 500 кВт у "Мольтке").

Метацентрическая высота составляла 3,12 м и являлась наибольшей из всех известных периода первой мировой войны крупных немецких кораб­лей. Остойчивость была максимальная при 33° кре­на и нулевой при 72°. Установленные на корабле ус­покоительные цистерны Фрамма, как полагают, по назначению не использовались.

На "Зейдлице" имелись два расположенных тандемом, друг за другом руля, из которых пере­дний был (как и на "Мольтке") недостаточно эф­фективным. Корабль обладал хорошими ходовыми качествами и плавным движением, был подвержен легкому крену в подветренную сторону. Маневрен­ность и поворотливость оказались такие же, как и у "Мольтке". Подобно всем немецким линейным крейсерам, "Зейдлиц" поворачивал медленно и со значительной потерей скорости.

Пропорции "Зейдлица" отличались от про­порций "Мольтке". По внешнему виду "Зейдлиц" очень напоминал "Мольтке", но на нем была уста­новлена дополнительная верхняя палуба, протянувшаяся от форштевня до фок-мачты. Форштевень ли­нейного крейсера был почти прямой с крутым подъёмом днища в носовой части. Полые трубча­тые мачты оставались на нем до конца его службы. До 1916 г. он был оборудован противоторпедными сетями. "Зейдлиц" был значительно лучше брони­рован, чем современный ему "Куин Мери" (8 343-мм орудий) и превосходил его во всём, за ис­ключением артиллерии главного калибра.

Экипаж "Зейдлица", согласно Hildebrand[7], насчитывал 1 068-1 143 человек (из них 43 офице­ра), согласно Groner [8], 1 068 человек. Становясь флагманским кораблем, экипаж увеличивался на 75 человек (из них 13 офицеров) достигая 1 143 чело­век. Согласно Conway [6], в Ютландском бою эки­паж насчитывал 1425 человек.

Стоимость постройки составляла 44 685 тыс. марок или 22 343 тыс.руб. золотом.

Кораблем командовали: капитан 1-го ранга фон Эгиди (май 1913 г. — октябрь 1917 г.), капитан 1 -го ранга Тагерт (временно исполняющий обязанности с октября 1917 г.), капитан 1-го ранга фон Эгиди (ноябрь 1917 г.), капитан 1-го ран­га Тагерт (ноябрь 1917 г. — декабрь 1917 г.), капитан-лейтенант Брауер (в период интернирования).

30 марта 1912 г. после обряда кре­щения, произведенного генерал-инс­пектором кавалерии фон Клейстом, ко­рабль сошел со стапеля. Стапельный период постройки корабля составил почти 14 месяцев (достройка на плаву также 14 месяцев). Всего постройка до начала испытаний продолжалась око­ло 28 месяцев. В апреле 1913 г. под уп­равлением заводской команды линей­ный крейсер перешёл в Киль. Там 22 мая 1913 г. "Зейдлиц" предварительно вошел в состав флота, и начались приемо-сдаточные испытания. Проведе­ние испытаний заняло всего 3 месяца. Испытания прерывались 29 июня и 3 августа 1913 г., на время смотра линейного крейсера кайзером Виль­гельмом II и посещения его королем Италии Виктором Эмануилом III. За­кончив 17 августа 1913 г. ходовые ис­пытания, корабль окончательно вошёл в состав флота, 31 августа 1913 г. при­соединился к находящемуся у Гельго­ланда флоту Открытого моря и немед­ленно подключился к маневрам.

В качестве рядового корабля 1-й разведывательной группы "Зейдлиц" принимал участие в её последующих учениях в составе группы, пока 23 июня 1914 г. ее командующий контр-адмирал Хиппер не перенёс на него свой флаг с "Мольтке". С тех пор почти весь период первой мировой вой­ны, за исключением коротких перерывов, "Зейдлиц" был флагманским кораблем до 26 октября 1917 г., когда линейный крейсер "Гинденбург" вступил в строй (хотя флагманским кораблем в Ютландском бою был "Лютцов"). В июле 1914 г. "Зейдлиц" при­нял участие в походе флота Открытого моря в Нор­вегию, который пришлось прервать из-за опаснос­ти возникновения войны.

После начала войны 1-й разведывательной группе поручили охранение Немецкой бухты. Кро­ме своих линейных крейсеров им передали в под­чинение все предназначенные для сторожевой службы корабли, а также самолеты и дирижабли. Эта система охранения оставалась в действии до августа 1918 г.

Первый боевой выход флота Открытого моря состоялся со 2 по 4 ноября 1914 г. После мобилиза­ции и присоединения резервных кораблей командование флота получило наименование "ко­мандование морских сил Открытого моря". В 16 ч. 30 м. 2 ноября 1914 г. 1 -я раз­ведывательная группа под командовани­ем контр-адмирала Хиппера в составе линейных крейсеров "Зейдлиц" (флаг­ман), "Мольтке", "Блюхер" и "Фон-дер-Танн" (флагманский корабль 2-го флаг­мана) и 2-я разведывательная группа в составе легких крейсеров "Страссбург", "Грауденц", "Кольберг" и "Штральзунд" вышли в боевой поход к восточному по­бережью Англии.

В то время как рано утром 3 ноября 1914 г. линейные крейсера из-за туманной погоды безрезультатно обстреливали Ярмут, "Штральзунд" поставил большое минное заграждение. На случай оказания поддержки 1-я и 2-я эскадры линкоров заняли исходную позицию на рейде Шил­линг, 3-я и 4-я разведывательная группы в устье реки Везер, 5-я эскадра линкоров в повышенной готовности заняла пози­цию на реке Эльба, а 6-я эскадра на внеш­нем рейде Яде. После ввода в строй "Дерфлингера" 20 ноября 1914 г. контр-адми­рал Хиппер с 1 -и разведывательной груп­пой в охранении легких крейсеров "Страс­сбург", "Штральзунд" и 5-й флотилии миноносцев предпринял выход до района в 80 милях севернее Гельголанда. Встречи с противником не произошло.

Через месяц (15/16 декабря 1914 г.) контр-адмирал Хиппер с 1 -и и 2-й разве­дывательными группами в таком же со­ставе, как и 20 ноября, осуществил новый набег на восточное английское побере­жье. Из-за сильной волны выполнение поставленной задачи находилось под уг­розой срыва. "Штральзунд" сообщил о невозможности применения корабельной артиллерии против берега из-за шторма. Хиппер отпустил в базу легкие крейсера и миноносцы, за исключением "Кольберга", на борту которого находились мины. "Зейдлиц", "Мольтке" и "Блюхер" под его командованием обстреляли город и порт Хартлепул, "Фон-дер-Танн" и "Дерфлингер" под командованием контр-ад­мирала Тапкена Уитби и Скарборо. Юж­нее Скарборо "Кольберг" выставил мин­ное заграждение.

Группу "Зейдлица" атаковали четы­ре английских эскадренных миноносца, но их атаку отбили, тяжело повредив некото­рые из них. "Зейдлиц", подойдя на дистан­цию действенного огня, около 8 ч. 00 м. начал обстрел береговой батареи. Огонь оказался точным, и вскоре ему отвечали только одно 152-мм орудие и одна легкая пушка. Но сам он получил три попадания 152-мм снарядами с бе­реговой батареи (был ранен 1 человек).

Во время третьего боевого похода в район Доггер-банки, начавшегося 23 января 1915 г., анг­личанами был потоплен "Блюхер".

В этом бою флагманский "Зейдлиц" сначала вел огонь по "Тайгеру", а в конце боя по "Лайону", в результате чего последний был сильно поврежден и вышел из строя. "Зейдлиц" выпустил 390 280-мм бронебойных снарядов (45% боекомплекта) -больше всех участвующих в бою кораблей и добил­ся по крайней мере 8 попаданий (2% выпущенных снарядов) из общего количества 22 попаданий, до­стигнутых немцами в британские корабли. В свою очередь он был поражен тремя снарядами англичан.

Во время боя "Зейдлиц" полу­чил следующие повреждения.

10 ч. 25 м. Первое попадание. 343-мм снаряд с "Тайгера" попал в носовую часть корабля, но не про­извел больших разрушений. Из-за дыма "Тайгер" вскоре потерял "Зейдлица" из виду, и по германскому флагманскому кораблю стрелял только один "Лайон".

10 ч. 43 м. Второе попадание. 343-мм снаряд с "Лайона" с дис­танции около 15 500 м (84 каб.) при­чинил большие разрушения, про­бив верхнюю палубу в кормовой части. Кормовые каюты офицеров, кают-компания и всё, что находи­лось вблизи места взрыва, оказа­лись разрушенными. Затем снаряд попал в барбет кормовой башни, пробил стенку барбета толщиной 230 мм и, разорвавшись во время проникновения через броню барбе­та, увлек докрасна раскаленные ос­колки и обломки брони в рабочее отделение башни.

Эти осколки пробили подачную трубу и подожгли находящие­ся там несколько главных и допол­нительных зарядов. Вспышка вос­пламенила заряды в боевом отделе­нии башни, в нижних подъемниках и перегрузочном отделении башни, и огонь проник в зарядный погреб. Возгорание зарядов было сна­чала сравнительно медленным, по­том дым от горящих зарядов в ра­бочей камере начал проникать в пе­регрузочное отделение одной палу­бой ниже. Команда перегрузочного отделения кормовой башни, вероят­но, пыталась спастись через дверь в переборке, ко­торая вела в соседнее подбашенное отделение. В тот момент, когда дверь открылась, заряды в перегру­зочном отделении вспыхнули и пламя горящих за­рядов перебросилось на заряды в зарядниках и пе­регрузочном отделении.

Одновременно пламя проникло в кормовую линейно-возвышенную башню и зажгло там, а так­же в зарядном погребе, в рабочем и боевом отде­лениях большое количество зарядов. Таким обра­зом, 62 полных (главных и дополнительных) заря­да сгорели полностью. Огонь охватил 6 т пороха. Из двух кормовых башен поднялся столб пламени и газов "высотой с дом" и повалил густой черный дым. На телефонные вызовы башни не отвечали. Море огня поглотило 165 человек, из которых 159 погибли мгновенно.

Но в погреба огонь не проник и заряды, на­ходившиеся ещё в латунных гильзах, не взорвались. Погреба были затоплены благодаря мужеству трюмного старшины Вильгельма Хайдкампа, кото­рый при угрозе взрыва снарядных погребов голы­ми руками взялся за раскаленные штурвалы клапа­нов затопления и повернул их. При этом он сжёг себе руки (его именем назвали заложенный 14 де­кабря 1937 г. в Киле эскадренный миноносец Z-21).

Таким образом снарядные погреба и кормо­вое торпедное отделение удалось затопить, не до­пустив взрыва находящихся в них снарядов главно­го калибра и торпед. Корабль принял около 600 т контр-адмирала Бедикера линейные крейсера "Лютцов", "Дерфлингер", "Мольтке" и "Фон-дер-Танн" обстреляли Ловестофт, выпустив по нему соответ­ственно 229, 151, 59 и 69 снарядов калибра 280 мм и разрушив там около 200 зданий. В это же время "Зейдлиц" в сопровождении двух миноносцев ушел в Вильгельмсхафен сразу на верфь.

О его готовности командованию флота От­крытого моря доложили 2 мая 1916 г., но испыта­ния на водонепроницаемость 22/23 мая показали, что продольные переборки бортового торпедного отделения пропускают воду и необходимо ещё пять дней для окончательного исправления поврежде­ний, поэтому операция могла состояться не ранее 29 мая. Это стало одной из причин того, что Ют­ландский бой произошел 31 мая/1 июня 1916 г.

25 мая 1916 г. он снова был в полной боевой готовности. Поскольку командующий флотом очень рассчитывал на этот корабль, уже запланированная на несколько дней раньше боевая операция флота, которая вошла в морскую историю как Ютландский бой, была проведена лишь 31 мая/1 июня 1916 г. Во время этого боя в составе 1 -и разведыватель­ной группы "Зейдлиц" действовал как рядовой корабль, поскольку Хиппер держал свой флаг на "Лютцове".

Около 16 ч. 30 м. 31 мая 1916 г. линейные крейсера противников об­наружили друг друга и началась пер­вая фаза Ютландского боя, известная как бой авангардов (15 ч. 30 м. - 18 ч. 50 м.), поскольку Хиппер при появ­лении шести английских линейных крейсеров повернул пять своих кораб­лей последовательно на обратный курс с целью навести англичан на свои главные силы.

В 16 ч. 40 м. Хиппер приказал сво­им кораблям "разделить цели слева". Это означало, что "Зейдлиц" должен * был стрелять по "Куин Мери", поскольку в Ютландском бою он шел тре­тьим в строю.

В 16 ч. 48 м. Битти поднял сигнал, чтобы "Лайон" и "Принсес Роял" со­средоточили огонь на головном "Лют­цове". Не заметив этого сигнала, на "Куин Мери", по-видимому, предпола­гали, что по второму в немецком строю "Дерфлингеру" стреляет "Принсес Роял", и потому открыли огонь по тре­тьему кораблю германской колонны — "Зейдлицу", который, в свою очередь, с начала боя вел огонь по "Куин Мери", а затем по "Тайгеру". Все его следую­щие цели очень трудно идентифици­ровать, но они включали линейные корабли 5-й британской эскадры "Уорспайт" и "Колоссус". Старший врач "Зейдлица" доктор Амелунг в отрывочных, но ярких и жутких по содержанию фразах описывает свои впечатления и деятель­ность в перевязочных пунктах корабля во время Ютландского боя.

Всего "Зейдлиц" выпустил 376 280-мм бро­небойных снарядов и, как полагают, смог достичь десяти (2,6%) попаданий: четыре в "Куин Мери", два в "Тайгер", два в "Уорспайт" и два в "Колос­сус". В первые 80 минут боя он выпустил около 300 280-мм снарядов и добился только шести (2%) по­паданий в линейные крейсера, в то время как в ос­тавшееся время боя он выпустил 76 снарядов и до­бился четырех (5,3%) попаданий, из которых два было в "Уорспайт" на дальней дистанции. За вре­мя боя "Зейдлиц" выпустил 450 150-мм снарядов, больше, чем любой из немецких кораб­лей, в основном по эс­кадренным минонос­цам, линейным крей­серам и броненосно­му крейсеру "Дефенс".

Вот что писал доктор Амелунг: "Боевые перевязоч­ные пункты были ус­троены следующим образом: в отделении N6 располагался но­совой перевязочный пункт в ведении тре­тьего врача; пятое отделение было предназначено для помещения трупов, и во время боя в него пере­несли многих; непосредственно в четвертом отде­лении по левому борту, позади батарейной палу­бы находился главный перевязочный пункт в веде­нии старшего врача, и по правому борту — вспо­могательный перевязочный пункт в ведении второ­го врача, однако в отдельном помещении, сооб­щавшемся с главным пунктом; в третьем отделении был приемный пункт для раненых."

31 мая 1916 г., согласно Campbell [8], "Зейд­лиц" получил 22 попадания снарядами крупного калибра и одно 533-мм торпедой. Groner [9] утвер­ждает, что линейный крейсер получил 24 попада­ния снарядами крупного калибра, нанесшими ему повреждения в надводной и подводной частях кор­пуса. Это произошло в следующем хронологичес­ком порядке.

16 ч. 30 м.— 17 ч. 55 м. Первый этап боя аван­гардов — "бег на юг".

Доктор Амелунг: "Боевая тревога около 17 часов. Период ожидания полон беспокойства. Я вышел на минуту на мостик, но уже началась стрель­ба. Я вернулся на свой пост. Опять ждем. Корабль сотрясается от грохота артиллерии. Распоряжения приходится передавать знаками, все звуки голоса тонут в оглушающем гуле боя."

16 ч. 50 м. "Зейдлиц" открыл огонь по "Куин Мери".

16 ч. 55 м. Первый 343-мм снаряд с "Куин Мери" пробил бортовую броню впереди фок-мач­ты и разорвался в отсеке XIII на 25-мм верхней па­лубе, в которой образовалась пробоина 3 х 3 м. На посту энергетики правого борта вышел из действия носовой распределительный пульт, были сильно по­вреждены легкие конструкции, и в результате этого возникло постоянное поступление потока воды по главной палубе около барбета носовой башни, которая стекала оттуда в погреб и в пост управле­ния кораблем.

Доктор Амелунг: "Первый неприятельский снаряд, поразивший корабль, разорвался в отделе­нии N6 и разрушил носовой перевязочный пункт. Водонепроницаемые двери открылись на мгнове­нье, и третий врач, парикмахер и священник, голо­ва которого была перевязана, нашли убежище в главном перевязочном пункте. Остальной персонал носового пункта был убит."

16 ч. 57 м. Второй 343-мм снаряд с "Куин Мери" с дистанции 13 200 - 13 600 м (71 -74 каб.) по­пал в бортовую броню толщиной 230 мм напротив барбета левой бортовой башни и разорвался в про­деланной им пробоине. Обломки брони и осколки снаряда пробили стенку барбета, имевшую в этом месте толщину 30 мм, проникли в перегрузочное помещение башни и зажгли в рабочем отделении два главных полузаряда и два дополнительных за­рядных картуза. Заряды состояли из двух частей: главный полузаряд в тяжелой медной гильзе и до­полнительный, который помещался в двойном шел­ковом картузе в латунном пенале, из которого вы­нимался непосредственно перед заряжанием.

Механизм наведения орудия, поворота баш­ни и подъёмники вывело из строя. Большинство башенного расчета погибло в потоке пламени и га­зов, но погреб башни был вовремя затоплен. Баш­ня вышла из действия на всё время боя, но такого сильного взрыва, как 24 января 1915 г., не произош­ло. Переделки, произведенные на германских ко­раблях после боя у Доггер-банки, предотвратили катастрофу.

Доктор Амелунг: "Пошли раненые. Невозможно обследовать их тщательно друг за другом. И в то время как я быстро накладываю первоначаль­ную повязку, я вижу пламя. Помещение наполняет­ся густыми клубами дыма и газа, образовавшими­ся при взрыве неприятельского снаряда над перевя­зочным пунктом. Каждый надевает свой противо­газ. Жара удушливая и совершенно не позволяет ра­ботать, и я срываю его и нахожу, что можно дышать, и занимаюсь перевязкой раненых. В это время вслед­ствие тушения пожара в левой бортовой башне от­деление N3 стало озером. Тогда раненых стали но­сить во вспомогательный перевязочный пункт, где работают два младших врача. Еще один врач помо­гает мне у операционного стола."

Третий 343-мм снаряд с "Куин Мери" разор­вался под водой рядом с бортом в средней части, вызвав расхождение швов наружной обшивки кор­пуса по длине 11 м.

Первое поступление воды внутрь корпуса произошло через подводные Пробоины левого борта в средней части корпуса, полученные им от разрыва в воде английских снарядов, падавших с недолетами. Эти повреждения находились у глав­ного броневого пояса, в результате чего передние наружные угольные бункера и дополнительные бункера XIII отсека, а также креновые цистерны залило водой. Помимо этого, в XIII отсеке во из­бежание взрыва от возникшего там пожара во вре­мя артиллерийского боя пришлось затопить во­дой снарядный и зарядный погреба левой борто­вой башни.

17 ч. 05 м. Подошла и открыла огонь с дистан­ции 17 600 м (95 каб.) 5-я эскадра британских линей­ных кораблей контр-адмирала Эван-Томаса.

17 ч. 17 м. Четвертый 343-мм снаряд с "Куин Мери" с дистанции 16 400 м (88 каб.) уда­рил в бортовую бро­ню толщиной 200 мм и затем в стык между 200-и 230-мм плита­ми порога порта 150-мм орудия позади пе­реборки. Снаряд вызвал большие по­вреждения. Осколки снаряда пробили многие переборки корабля. 150-мм ору­дие № 6 (левого бор­та) вышло из строя.

Доктор Амелунг: "Вентиляция очень слабая. Температура в помещении держалась около 40°С все время боя. Водопровод пресной воды перебит. Имеющаяся в лазарете пресная вода отдана раненым, которых мучает жажда. Врачи мыли свои руки в загрязненной воде, но вытирали их стерилизованными материалами, которых, к сча­стью, было запасено достаточно. Угольная пыль садится на все. Лужи крови видны повсюду. То и дело пожарный рукав протаскивают через перевя­зочный пункт и пачкают все."

В период между 17 ч. 17 м. и 17 ч. 26 м. пятый снаряд (381-мм) с 5-й эскадры линейных кораблей насквозь пробил наветренную палубу и разорвался, изрешетив ее осколками, нанес разрушения полуба­ку и нижним палубам.

17 ч. 26 м. На несколько минут "Дерфлингер" и "Зейдлиц" с дистанции 3900 м (75 каб.) сосредо­точили огонь по "Куин Мери", и от их совместного артиллерийского огня он взорвался и затонул.

От нарушения водонепроницаемости перебо­рок, явившегося результатом попаданий артилле­рийских снарядов, вода проникла в погреб кормо­вой линейно-возвышенной башни, где и держалась на уровне 1 м от палубы (однако она угрожающего значения для корабля не имела).

17 ч. 37 м. Положение линейного крейсера из­менилось в худшую сторону после атаки 9-й и 13-й флотилий британских эскадренных миноносцев, прорвавших линию вышедшей ей навстречу 9-й флотилии германских эскадренных миноносцев, когда эсминец "Петард" или, возможно, "Турбулент" выпустил три торпеды с дистанции 5 000 м (27 каб.), одна из которых попала в носовую часть пра­вого борта "Зейдлица" в районе 123 шпангоута под броневой пояс (на германских кораблях счет шпангоутов и отсеков идет с кормы на нос).

Вес заряда английской торпеды 232 кг. Тор­педа попала в правый борт на уровне переднего края барбета носовой башни. В результате в наружной обшивке корпуса образовалась пробоина размером 12 х 3,9 м площадью 15,2 кв.м и разошлись швы на протяжении 28 м. Однако противоторпедная пере­борка, имевшая в этом месте толщину 50 мм, выдер­жала, хотя и имела значительную течь в местах со­единения её с броневой палубой.

При взрыве кусок наружной обшивки весом 70 кг вместе с некоторыми частями шпангоутов и стингеров был с силой отброшен внутрь корпуса и пробил несколько переборок общей толщиной 40 мм. Столб воды от взрыва торпеды ударил по стволу правого 150-мм казематного орудия № 1 и заклинил его так прочно, что оно вышло из строя до конца боя.

В районе взрыва торпеды находилась носовая электростанция с двумя турбодинамомашинами и несколькими трансформаторами, которые вслед­ствие полученных повреждений перестали действо­вать, и питание электроэнергией пришлось перене­сти на кормовую электростанцию, причем управля­ющий ими унтер-офицер оперативно произвел пе­реключение станций.

От сильного сотрясения, которое ощущалось по всему кораблю и передалось резким толчком на броне, у правой турбины подскочил предохрани­тельный клапан и остался в таком положении. Кро­ме того, от толчка лопнул и сам корпус турбины. Отделение быстро заполнилось паром, и личный состав, чтобы не обвариться, вынужден был отыс­кивать повреждения для их исправления ползком и полулежа. Несмотря на чрезвычайно тяжелые усло­вия, ремонт машины был закончен через 15 минут.

Из поврежденного отсека вода постепенно проникала через места внутренних повреждений в соседние. Так, например, она распространилась сна­чала в углы между бортовой броней и бронирован­ной палубой, а затем через различные отверстия залила отсеки между продольной противоторпед­ной переборкой и бронированной палубой.

В носовой части затопило водой XIV отсек правого борта ниже бронированной палубы и по­мещение под бортовым торпедным аппаратом. В ре­зультате всего этого корабль принял до 2 000 т воды. Линейный крейсер получил незначительный крен на правый борт и дифферент на нос, который увеличил его осадку на 1,8 м, приподняв при этом корму на 0,5 м. Общая осадка корабля увеличилась на 0,63 м.

Вследствие значительных повреждений, про­изведенных взрывом торпеды, вода продолжала поступать через разрушенные вентиляционные тру­бы и различные отверстия в противоторпедной пе­реборке, появившиеся в результате расшатавшихся связей от сотрясений при взрывах. Вода проникала через поперечные переборки, через сальники электрических проводов и переговорные трубы.

Некоторое время "Зейдлиц" ещё мог поддер­живать полную скорость хода, но вскоре весь от­сек длиной 19,5 м между прочной передней пере­боркой и переборкой переднего котельного отде­ления заполнился водой до броневой палубы. По­степенно она заливала носовую часть корабля, и дифферент на нос продолжал увеличиваться. Ско­рость хода с 20 узлов пришлось уменьшить до 15, а затем и до 12, так как вода доходила до верхней палубы полубака.

Положение сделалось ещё более опасным, когда вода стала проникать из батарейной палубы через носовой поперечный траверз, разделявший XIII и XIV отсеки, кроме того, XIII отсек затапли­вался с бронированной палубы через повреждения, полученные с правого и левого бортов. Это случи­лось потому, что казематная броня, находившаяся между главным броневым траверзом и косым тра­верзом бронирования (карапасом) оказалась слаба и давления воды не выдержала.

Основание носовой башни было тоже затоп­лено водой, поступавшей через трещины разошед­шихся швов расшатанных в бою переборок. Снаряд­ные и зарядные погреба и шахта экстренного выхо­да носового бортового торпедного аппарата затоп­лялись водой через сальники, вентиляционные и переговорные трубы.

Доктор Амелунг: "Каждый перерыв боя был использован для очистки лазарета и смены пропи­танных кровью повязок. Невозможно сделать ка­кую-нибудь крупную операцию — нет времени. Было слишком сложно использовать обезболиваю­щие средства. Антисептика — миф, поэтому зара­жение ран будет наверняка. Качка и крен, от кото­рых раненые падают даже с операционного стола, делают невозможным точно работать хирургичес­кими инструментами, а сотрясения от взрывов по­минутно гасят электрические лампочки, так что приходится прибегать к свечам. К полуночи основ­ная электропроводка не работает.

Широко применяется морфий. Переломан­ным конечностям энергично придается нормальное положение, и быстро накладываются шины. Серь­езные кровотечения останавливаются жгутовыми повязками, о правильной перевязке сосудов не мо­жет быть и речи. Пятую часть всех раненых состав­ляют болезненные ожоги, при которых применяют­ся все имеющееся на корабле лекарства, масла, мази и порошки. Но наличный запас совершенно не со­ответствует потребности. Морфий едва в состоянии успокоить жестокие страдания обожженных. Не­смотря на все наши усилия, трое наиболее сильно обожженных умерли до рассвета."

Обнаружив подходящий линейный флот От­крытого моря, Битти в 17 ч. 40 м. вынужден был дать сигнал всем своим кораблям повернуть на 16 румбов последовательно.

17 ч. 40 м. — 18 ч. 50 м. Второй этап боя аван­гардов — "бег на север".

В период между 17 ч. 40 м. и 18 ч. 08 м. шестой снаряд (381 -мм) с линкоров 5-й эскадры "Бархэма" или "Вэлиэнта" пробил наветренную палубу в 20 м от форштевня и разорвался в 2 м от правого борта над палубой полубака, образовав одну пробоину размером 3 х 4 м в бортовой обшивке между навет­ренной и верхней палубой и вторую 1,8 х 1,8 м в палубе полубака. Осколками пробило верхнюю па­лубу. Огромная верхняя пробоина в обшивке бор­та явилась основной причиной всех последующих бед "Зейдлица", связанных с затоплением носовой части корабля.

Седьмой снаряд (381-мм) пробил наветрен­ную палубу в левом борту в 6 м позади орудия № 6 и тут же разорвался, образовав одну пробоину 1,8 х 1,8 м в наветренной палубе и вторую 6 х 7 м в палубе полубака.

18 ч. 08 м. Восьмой снаряд (381-мм) с дистан­ции около 17 300 м (93 каб.) разорвался в образо­ванной им лунке брони лицевой части толщиной 250 мм правой бортовой башни. Сила взрыва в ос­новном ушла наружу, но мелкие куски брони и два больших осколка снаряда попали внутрь башни и повредили привод элеватора правого орудия, кото­рое вышло из действия до конца боя, но всё же мог­ло перемещаться вместе с действующим левым ору­дием. Башня временно вышла из действия.

В 18 ч. 10 м. британские линейные крейсера вышли из боя. Теперь германские линейные крей­сера вели бой с 5-й эскадрой британских линкоров.

В период между 18 ч. 10 м. и 18 ч. 20 м. девя­тый снаряд (381 -мм) разорвался подводой в райо­не полубака.

Десятый бронебойный снаряд (381 -мм) пробил верхний край 120-мм бортовой брони и разорвался рядом с барабаном шпиля, образовав пробоины раз­мером 4,9 х 7 м в верхней и главной палубах.

Одиннадцатый снаряд (381 -мм) попал в бара­бан левой лебедки и разорвался, образовав пробо­ины в наветренной палубе и палубе полубака.

В 18 ч. 20 м. закончился бой германских линей­ных крейсеров с 5-й эскадрой британских линкоров.

18 ч. 57 м. Пожар на нижней палубе.

После 19 ч. 03 м. началось поступление воды в отсеки XIV, XV и XVI через межпалубное про­странство. Большое количество воды, вливавшееся на большой скорости корабля и добавленное по­вреждениями от снарядов, постепенно накопилось во всех носовых помещениях над броневой палубой.

Так как полубак продолжал всё глубже по­гружаться, вода из-за повреждений в этой части ко­рабля стала просачиваться через прочную перебор­ку и постепенно накапливалась в передних помеще­ниях ниже бронированной палубы из-за неплотно­стей в местах прохождения кабелей, переговорных труб, вентиляционных магистралей и люков.

В 19 ч. 20 м. началась вторая фаза Ютландс­кого боя — "первый бой флота".Узнав о прибли­жении всего Гранд-Флита, Шеер в 19 ч. 36 м. сделал сигнал флоту повернуть "всем вдруг" на 16 румбов, после чего начался "первый бой флота".

Двенадцатый снаряд (305-мм), вероятно, с ли­нейного крейсера "Индомитейбл", попал в броне­вой 300-мм пояс в кормовой части корабля. "Зейдлиц" так тяжело вздрогнул, что соединительная муфта верхнего рулевого привода расцепилась, и крейсером временно пришлось управлять из поме­щения привода управления.

Доктор Амелунг: "Когда вспомогательный перевязочный пункт был переполнен, раненых ста­ли оставлять в главном перевязочном пункте, где осталось только незначительное пространство для прохода вокруг операционного стола. Один снаряд попал в помещение, где были сложены трупы погиб­ших и умерших от ран, другой 381 -мм снаряд заст­рял в броне недалеко от перевязочного пункта."

В 20 ч. 00 м. начался "второй бой флота".

Тринадцатый снаряд (305-мм) с линейного корабля "Геркулес" пробил верхнюю платформу на уровне ватерлинии и разорвался около корабля.

20 ч. 16 м. Четырнадцатый снаряд (305-мм) с линейного корабля "Геркулес" разорвался на уклад­ке противоторпедной сети посредине корабля. Вер­хний броневой пояс не был поврежден, но выстрел-балки противоторпедной сети были разрушены на большой площади, и ниже броневого пояса вздулась обшивка корпуса, образовав щель длиной 12 м, че­рез которую поступала вода.

20 ч. 18 м. Пятнадцатый снаряд (305-мм) с ли­нейного корабля "Сент Винсент", вероятно, рико­шетом пробил обшивку корабля и палубу полуба­ка напротив мостика и разорвался у его входа.

20 ч. 27 м. Шестнадцатый бронебойный снаряд (305-мм) с "Сент Винсента" разорвался в 210-мм броне задней стенки кормовой линейно-возвышен­ной башни. Сила взрыва в основном ушла наружу, но два основных и два дополнительных заряда, на­ходящиеся в гильзах и пеналах и лежащие на лот­ках, загорелись, в результате чего башня выгорела и вышла из действия до конца боя. Было нанесено много других повреждений. Осколки отскочили внутрь башни и пробили верхнюю палубу толщи­ной 25 мм, перебили кабель главного электропро­вода поворота башни.

20 ч. 40 м. Семнадцатый снаряд (381 -мм) с ли­нейного корабля "Роял Оук" попал рядом с правым орудием кормовой башни. От его разрыва орудие сначала сильно сдвинулось, но потом встало на место. Механизм наведения орудия был выведен из строя. Осколками снаряда в батарее было выведе­но из строя 150-мм орудие № 5.

20 ч. 40 м. Командующий 1-й разведыватель­ной группы вице-адмирал Хиппер, которому в 19 ч. 47 м. пришлось покинуть флагманский "Лютцов из-за его тяже­лого повреждения , наконец смог перей­ти на "Мольтке".

Доктор Амелунг: "Положение раненых ужасно. Скученные в малень­ком помещении без света и воздуха, не знающие, что проис­ходит наверху, они чувствовали себя за­живо погребенными. Когда корабль кре­нится на один борт, они чувствуют это, но не знают, меняет ли он свой курс или тонет. Командир крейсера для вооду­шевления команды приказал объявить по кораблю, что один из непри­ятельских кораблей взорвался и затонул. Даже ра­неные почувствовали себя приподнято, но часы то­мительного ожидания медленно тянулись в пере­вязочном пункте."

"Последний дневной бой флота".

21 ч. 24 м. Восемнадцатый снаряд (343-мм) с линейного крейсера "Принсес Роял" взорвался на 150-мм плите каземата 150-мм орудия № 4. Орудие было выведено из строя, и загорелся один подготов­ленный к стрельбе заряд. Осколки брони и снаряда перебили кабели управления 150-мм орудий лево­го борта и повредили передатчик радиостанции.

Девятнадцатый снаряд (343-мм) с "Принцесс Роял" взорвался около передней боевой рубки над мостиком, причем все находившиеся на нем были убиты, а в боевой рубке несколько офицеров ране­ны. Карты, по которым велась прокладка, были так сильно испорчены и залиты кровью, что стали бес­полезны, так как на них ничего нельзя было разоб­рать. В довершение ко всему из строя вышли оба ги­рокомпаса.

21 ч. 30 м. Двадцатый снаряд (305-мм) с линей­ного крейсера "Нью-Зиленд" попал в крышу кормо­вой линейно-возвышенной башни толщиной 60 мм, отрикошетил и взорвался в одном метре от башни.

В период с 21 ч. 30 м. до 22 ч. 00 м.

Двадцать первый снаряд (305-мм) с линейного крейсера "Нью-Зиленд" с дистанции 8 600 м (47 каб.) попал в броню толщиной 300 мм около края броне­вой плиты. Броневая плита была пробита, но не смещена. Наружный бункер затопило до уровня 10 м.

Двадцать второй снаряд (305-мм) с "Нью-Зи­ленд" попал в верхний броневой пояс толщиной 300 мм как раз над стыком с главным броневым по­ясом и разорвался в пробоине броневой плиты. Пробитая плита была немного смещена.

После этого "Зейдлиц" поспешно отошёл в конец линии немецких линкоров-додредноутов. На начальной стадии боя "Зейдлиц" получил попада­ния одного 102-мм и одного 150-мм снаряда. Оба попали в бортовой броневой пояс и серьёзных по­вреждений не нанесли.

К концу боя на крейсере окончательно выш­ли из строя четыре 280-мм и два 150-мм орудия.

Доктор Амелунг: "После сравнительно долго­го перерыва вечером бой возобновился с новой си­лой. Приток раненых все возрастает. Внезапно страшный взрыв приводит всех в смятение. Все на­девают противогазы и бегут в отделение N 5. Но в полумраке передо мной появляется кто-то и протя­гивает правую руку, у которой нет кисти. Я быст­ро накладываю повязку на кровоточащую культю и укрепляю бандаж вокруг нижней части руки, а затем, хотя и нет пожара, но газы от взрыва могли еще остаться, я возвращаюсь к своей работе у опе­рационного стола. Новый взрыв производит сотря­сение, которое выбивает световой люк, летящий мне на голову. Я падаю на колени, на мгновенье теряю возможность ориентироваться, но быстро прихожу в сознание и поднимаюсь. У меня нет серьезных ран, и я продолжаю свою работу. Около полуночи бой окончательно затихает. Санитары приготавливают чай и поят им раненых, достают лед и вино. На рас­свете раненые под руководством священника поют молитвы. В 5 часов утра 1 июня 1916 г. после 12 ча­сов непрерывной работы я поднимаюсь на палубу и представляю рапорт командиру корабля капита­ну 1 -го ранга фон Эгиди.

Семеро раненых умерли ночью, двое из них от тяжелых ранений, а один, вероятно, от шока, так как на нем не было следов явных наружных или внут­ренних повреждений."

Потери экипажа "Зейдлица" в Ютландском бою — 98 убитых и 55 раненых, что составляло 11,7% от численности экипажа.

После 22 ч. 00 м. по приказу вице-адмирала Шеера германские легкие крейсера и эскадренные миноносцы при поддержке "Зейдлица", который был почти полностью небоеспособен и явно на краю гибели, и "Мольтке" — единственного линейного крейсера, сохранившего полную боеспособность, пошли на поиски англичан. Но, к счастью для "Зей­длица", в ночь с 31 мая на 1 июня 1916 г. встреч с крупными английскими кораблями не произошло.

Затем отдельно от следовавших друг за дру­гом "Дерфлингера" и "Фон-дер-Танна" "Зейдлиц" шёл за "Мольтке" в конце немецкой линии вслед за авангардом (с оборотами, соответ­ствующими скорости в 22 узла). Затем скорость была уменьшена (до обо­ротов, соответствующих 20-21 узлам, которые фактически означали только 18-19 узлов), но и это для него было боль­шой скоростью.

К вечеру 31 мая "Зейдлиц" по расчетам принял внутрь корпуса 2 636 т воды, что увеличи­ло осадку носом на 2,5 м и подняло корму на 1 м, со­здав крен 2,5° на правый борт. Для корабля это было не самой серьезной опасностью. Основную опасность представляла большая пробоина в носо­вой части правого борта от попадания шестого снаряда, расположенная по­чти над самой ватерлинией. Нос продолжал погру­жаться в воду, и ход пришлось снизить до 7 узлов. Желая уменьшить дифферент на нос, пытались пе­репустить воду в 3-е котельное отделение, чтобы оттуда откачать её отливными средствами. Но это­го сделать не удалось, так как повышенное давле­ние воздуха выбрасывало её обратно.

В 3 ч. 40 м. 1 июня своим глубоко погружен­ным форштевнем (осадка которого достигла 13 м) корабль ненадолго приткнулся к мели у Хорнс-риф. Через два часа "Зейдлиц" сел на банку глуби­ной 13,5 м. Для уменьшения дифферента на нос были затоплены средние и кормовые креповые ци­стерны левого борта, благодаря чему выровнялся крен на правый борт и уменьшился дифферент. Теперь корабль имел возможность продолжать свой путь, медленно двигаясь в базу. На малых глубинах "Зейдлицу" приходилось протягиваться на повы­шенном числе оборотов турбин.

Но теперь "Зейдлиц" уже не имел возможно­сти поддерживать скорость более 15 узлов, затем ему пришлось уменьшить её сначала до 10, потом и до 7 узлов. Немецкие легкие крейсера прошли Хорнс-риф в 4 ч. 00 м. 1 июня, а в 5 ч. 40 м. "Зейдлиц" снова присоединился к флоту, с которым потерял контакт ночью.

Корабль в течение ночи продолжал идти вслед за флотом, но на следующие сутки в 8 ч. 00 м. 1 июня от давления воды стала сдавать переборка на 114-м шпангоуте, угрожая людям, работавшим в помеще­нии уже по пояс в воде. Дальнейшее пребывание личного состава в отсеке становилось невозможным ещё и от испарения паровых труб, затопленных во­дой, почему последовало приказание вывести лю­дей в более безопасное место, а "пост управления" перенести в другое место.

В это время на корабле было замечено па­дение остойчивости, которое выражалась в том, что при перекладывании руля даже на малом ходу корабль быстро кренился и медленно выпрямлял­ся. Положение ещё более ухудшилось от проник­новения воды через поврежденные угольные ямы левого борта в соседние и от поступления её че­рез пробоины каземата левого борта. Скорость упала ниже семи узлов. Поскольку оба гироскопи­ческих компаса вышли из строя, а карты были испорчены, командир корабля по радио попросил ко­мандующего 2-й разведывательной группой выде­лить крейсер для навигационного обеспечения при проходе мели Амрум.

В 9 ч. 45 м. подошёл легкий крейсер "Пиллау" и попытался развернуть линейный крейсер кормой вперед, чтобы при буксировке можно было умень­шить давление воды на носовую поперечную пере­борку, но у него неоднократно лопались буксиры. Следуя на буксире за "Пиллау", "Зейдлицу" в кон­це концов удалось двигаться кормой вперед со ско­ростью 3-5 узлов. Ввиду того, что водоотливные средства работали с большим напряжением, пользо­вание ими было ограничено, и к полудню 1 июня крен корабля дошел до 8° на левый борт.

Около 10 ч. 00 м. по траверзу Хорнума "Зейдлиц" ещё раз коснулся мели и лишь в 11 ч. 25 м. смог войти в проход у мели Арнум. Попытки буксирова­ния линейного крейсера "Зейдлиц" слабосильными тральщиками, высланными ему на помощь командо­ванием утром 1 июня, оказались безрезультатными. В 15 ч. 30 м. положение "Зейдлица" было критичес­кое, поскольку ветер усилился до 8 баллов, и он держался на воде только благодаря воздушным мешкам, образо­вавшимся в проти­воторпедной пере­борке. Раненые были подготовле­ны к эвакуации с корабля.

Подошли два спасателя "Бореас" и "Крафт", ко­торые всё время шли рядом и непре­рывно откачивали из крейсера воду. Мощный порто­вый буксир начал буксировку по­врежденного ко­рабля. Работа от­ливных помп этих спасателей оказа­лась неэффектив­ной из-за чрезмер­но большого диа­метра приемных шлангов у центро­бежных помп, ко­торые часто выхо­дили из строя.

Самым тяже­лым его положение стало в 17 ч. 00 м. 1 июня, когда расчетное количество воды, попав­шее внутрь корабля, составляло 5 329 т, что при­дало ему осадку 14 м носом и 7,4 м кормой при крене 8° на левый борт. Для выравнивания крена на левый борт в 18 часов было решено затопить кормовые креповые цистерны правого борта, и тогда корабль получил крен на правый борт, до­шедший до 8°.

Утром 2 июня 1916 г. достигли плавучего ма­яка, выставленного на время войны во внешней ча­сти залива Яде и отпустили в базу легкий крейсер "Пиллау" и миноносцы. Погруженный в воду по передние порты казематов, "Зейдлиц" в общей сложности принял 5 300 т воды, что составляло 21,2% от его водоизмещения, но, несмотря на это и потерю остойчивости, он, хотя и с большим трудом, смог вернуться в Вильгельмсхафен, встав в 4 ч. 25 м. 3 июня на якорь в глубоком бассейне перед вход­ным фарватером внутри бонового заграждения. Здесь с корабля эвакуировали 55 раненых и снесли на берег тела 98 убитых.

За 57 часов своего возвращения в базу при столь тяжелых повреждениях корабль остался на плаву и не погиб благодаря высокому качеству по­стройки и упорной борьбе личного состава за жи­вучесть, а также энергичному руководству командира корабля капитана 1-го ранга фон Эгиди и непрерывной самоотверженной борьбе дивизио­на живучести под командованием корветтен-капитана Альвенслебена. Вследствие больших разме­ров пробоины (15,2 кв.м), явившейся основным источником поступления большого количества воды, заделать её на ходу было невозможно; точ­но так, как и нельзя было это сделать с пробоина­ми левого борта.

Напряженная бесперебойная работа водо­отливных средств в неповрежденных отсеках, в ко­торые вода попала из соседних помещений, дава­ла возможность понижать её уровень в XIII, XV и XVI отсеках или поддерживать XIV отсек в су­хом состоянии.

Во время стоянки на якоре демонтировали орудия и часть брони носовой башни, но сильное течение препятствовало постановке пластырей. 6 июня в высокую воду "Зейдлиц" прошёл первый Южный Лок, который имел глубину при среднем уровне полной воды 13,7 м у внешнего порога шлю­за и 11 м у внутреннего. Здесь произвели временный ремонт. Орудия левой бортовой башни сняли, и 13 июня "Зейдлиц" был прибуксирован в шлюз с мак­симальной осадкой 10,4 м и вошел в плавучий док для капитального ремонта. С 15 июня по 1 октября 1916 г. (107 дней) он находился в ремонте на Госу­дарственной верфи в Вильгельмсхафене и в ноябре снова был в полной боевой готовности, став флаг­манским кораблем вице-адмирала Хиппера (до 26 октября 1917 г). С 20 августа 1916 г. командующий 1-й разведывательной группы получил в свое рас­поряжение в качестве штабного корабля легкий крейсер "Ниобе", поэтому он и его штаб в дальней­шем появлялись на "Зейдлице" только на время боевых походов.

После восстановления боеспособности в свой первый боевой поход в район Датского полуост­рова "Зейдлиц" вышел 4/5 ноября 1916 г. Соедине­ние во главе с командующим 1 -и разведывательной группой при поддержке линкоров "Рейнланд" и "Нассау", двух крейсеров и временно переданной из состава морских сил Балтийского моря 3-й эс­кадры линкоров должно было попытаться в райо­не Бовбьеборг (Ютландский полуостров) снять с мели и отбуксировать в базу немецкие подводные лодки U-20 и U-30.

В то время как 4-я полуфлотилия минонос­цев предпринимала отчаянные попытки снятия с мели и буксировки этих подводных лодок, в охра­нении одиннадцати линкоров, двух линейных и че­тырех легких крейсеров остались только 9 мино­носцев. В этих условиях британской подводной лодке J-1 удалось поразить торпедами два немец­ких линкора "Кронпринц" и "Гроссер Курфюрст", попав в каждый одной торпедой, но, несмотря на это, линкоры смогли удержать свое место в строю. Из двух подводных лодок только U-30 удалось снять с мели и отбуксировать в базу. U-20 остави­ли у побережья Дании.

В последующий период, когда в боевых дей­ствиях на море подводная война вышла на первое место и флот Открытого моря всё чаще привлекал­ся для обеспечения выхода и прикрытия подводных лодок, с "Зейдлицем" никаких особых событий не происходило. С ноября 1917 г. флагманским кораб­лем 1-й разведывательной группы стал только что построенный линейный крейсер "Гинденбург". 23 апреля 1918 г. "Зейдлиц" принял участие в после­днем походе германского флота, 30 июля/1 августа 1918 г. — в операции по выводу группы подводных лодок на "путь 500" и в конце ноября находился в боевой готовности к новым, но уже не осуществлен­ным боевым операциям.

После заключения перемирия 19 ноября 1918 г. "Зейдлиц" в составе передаваемых для интернирова­ния кораблей под командованием контр-адмирала Рейтера вышел из Вильгельмсхафена в Скапа-Флоу, куда прибыл 24 ноября. Там его назначили лидером кораблей 1-й разведывательной группы, и командир "Зейдлица" капитан 1 -го ранга Тагерт стал старшим среди командиров кораблей (командующий 1-й раз­ведывательной группы являлся старшим начальни­ком всего передаваемого соединения и находился на линкоре "Фридрих-дер-Гроссе").

21 июня 1919 г. "Зейдлиц" был затоплен соб­ственным экипажем в бухте Скапа-Флоу южнее ос­трова Кава, несмотря на то что англичане пытались помешать этому всеми средствами, вплоть до по­пытки взятия на абордаж. Он затонул в 13 ч. 50 м. и лег правым бортом на грунт на глубине всего 20 м.

Даже в прилив его корпус почти на 8 м выступал над поверхностью залива. В мае 1927 г. за подъём "Зей­длица" взялся англичанин Эрнест Френк Кокс. У него уже имелся опыт первой неудачной попытки подъёма "Гинденбурга" в сентябре 1926 г. и успеш­ного подъёма "Мольтке" летом 1927 г.

Подъемом "Зейдлица" компания занялась ещё до окончания эпопеи с "Мольтке". Герметизация корпуса продолжалась до конца декабря 1926 г. Общая площадь заплат и заглушек достигала более 93 кв.м. Кормовую часть крейсера загерметизиро­вали и осушили к февралю 1926 г., остальные отсе­ки — к июню 1927. Предпринятая 20 июня 1927 г. попытка подъёма окончилась неудачей. Во время закачивания воздуха "Зейдлиц" сначала привсплыл, затем перевернулся вверх килем и затонул.

Корабль лег на грунт с креном 48° на срав­нительно большой глубине. Окончательно пере­вернуться ему не позволили надстройки, орудий­ные башни и мачты, завязшие в иле. К сентябрю 1927 г. спасатели срезали мостик, надстройки и мачты и загерметизировали его правый борт.

В начале октября 1927 г. всё было подготовле­но к очередному подъёму. "Зейдлиц" всплыл на по­верхность, но вел себя очень неустойчиво, посколь­ку возникал крен до 40-50° то на один, то на другой борт. Несколько раз его поднимали и снова опуска­ли на грунт. Наконец после многочисленных неудач­ных попыток 2 ноября 1927 г. "Зейдлиц" появился на поверхности залива в устойчивом положении, хотя и с креном 8°. Его частично разобрали в Лайнессе, затем в мае 1928 г. отбуксировали в Розайт и там до 1930 г. окончательно разобрали на металл.