Проект линейного крейсера типа "Измаил"
Еще одной страной мира, кроме Великобритании, Германии и Японии, проектирующей и строившей линейные крейсера, была царская Россия. Автором предпринята попытка сравнить проект линейного крейсера типа "Измаил" с проектами некоторых немецких линейных крейсеров, поскольку они могли быть наиболее вероятным противником русских кораблей. Сравнение сделано на основе статьи В.Ю.Усова "Линейные крейсера типа "Измаил", напечатанной в журнале "Судостроение" 1986 N 7 с.61-64 и N 8 с.56-59.
Наиболее близкими по времени проектирования, водоизмещению, вооружению и бронированию к проекту линейного крейсера типа "Измаил" являются проекты линейных крейсеров "Гинденбург" и "Макензен".
К 1910 г. русский Морской Генеральный штаб предпринял шаги к разработке заданий на проектирование броненосных крейсеров. 15 мая 1910 г. морской министр С.А.Воеводский утвердил составленные Морским Генеральным штабом "Задания для выработки элементов для проектирования броненосных крейсеров", определявшие их назначения, а также желательные направления развития тактико-технических элементов.
Поскольку проектирование русского линейного крейсера велось с некоторым запаздыванием относительно германских и особенно британских кораблей, то в России уже были "примеры для подражания", из которых они наверняка могли почерпнуть некоторые элементы для своего проекта. Так, при довольно мощной артиллерии главного и противоминного калибра бронирование по своей системе было ближе к британскому образцу.
В мае 1910 г. Морской технический комитет приступил к разработке "элементов для проектирования броненосных крейсеров". 18 июня 1911 г. морской министр И.К.Григорович утвердил уточненное "Задание на проектирование броненосных крейсеров для Балтийского моря".
Уже к концу июля 1912 г. заводы подготовили откорректированные проекты. 27 июля 1912 г. Технический совет Главного управления кораблестроения предложил обоим заводам разработать "общий проект", чертежи которого морской министр утвердил 4 августа 1912 г.
5 сентября 1912 г. Главное управление кораблестроения выдало Адмиралтейскому и Балтийскому заводам наряды на постройку броненосных крейсеров (по два каждому) со сроком готовности к испытаниям двух первых 1 июля, вторых —1 сентября 1916 г. 12 сентября 1912 г. заказанные Балтийскому заводу корабли получили наименование "Измаил" и "Кинбурн", Адмиралтейскому —"Бородино" и "Наварин", а вся серия — типа "Измаил". 6 декабря 1912 г. после торжественной церемонии закладки крейсера официально зачислили в списки флота, хотя теоретический чертеж их корпуса еще не был утвержден окончательно.
Согласно проекту полное водоизмещение русского броненосного крейсера составляло 32 500 т, что несколько больше, чем у "Гинденбурга" (31 500 т), но меньше, чем у "Макензена" (35 300 т). Зато главные размерения почти полностью совпадают с размерениями "Макензена". Длина корабля: полная 223,85 м; по грузовой ватерлинии 222,4 м; ширина по грузовой ватерлинии 30,05 м (без брони), наибольшая 30,5; осадка по грузовой ватерлинии 8,81 м (у "Макензена" соответственно 223,1 м, 223 м, 30,4 м, осадка носом 9,3 м, кормой 8,4 м).
Меньшую величину полного водоизмещения русского броненосного крейсера (величина которого в статье не приводится) можно объяснить только меньшим коэффициентом полноты корпуса, на что указывают сильно зауженные носовая и кормовая оконечности.
Исходя из печального опыта русско-японской войны корабли имели самый низкий силуэт из однотипных кораблей всех стран мира. Их особенностью являлось отсутствие задней боевой рубки, что уже встречалось на крупных американских и французских боевых кораблях и понижало общую надежность системы управления в бою. Немцы и итальянцы сохранили заднюю боевую рубку.
Согласно проекту, корпус разделили 25 главными поперечными водонепроницаемыми переборками на XXVI основных отсеков (у "Макензена" XVIII). Двойное дно установили в районе 35-154 шпангоутов на длине 144 м, то есть на 65% длины корабля (у "Макензена" 92%). Способ связей конструкции корпуса — сборка по набору продольных стрингеров. Поперечный набор состоял из шпангоутов (длина шпации 1 200 мм) и бимсов различной конструкции и размеров.
На броненосных крейсерах типа "Измаил" предполагалось установить двенадцать скорострельных 356-мм орудий весом 83,3 т (против восьми у "Макензена") с длиной ствола 52 калибра (18 512 мм) в четырех трехорудийных башнях, размещенных равномерно по длине корабля, причем носовая башня устанавливалась на полубаке. Установки орудий обеспечивали угол возвышения +25°. Орудия стреляли снарядами весом 748 кг с начальной скоростью 732 м/с при скорострельности три выстрела в минуту. Заряд весил 203 кг. Расчетная дальность стрельбы составляла 24 000 м (130 каб.). Боекомплект насчитывал 80 снарядов на орудие (всего 960 для всех двенадцати орудий против 720 у "Макензена"). Это позволяло иметь в залпе 12 снарядов (36 в минуту), против 8 (16 в минуту) у "Макензена", что существенно повышало вероятность попаданий в корабль противника при накрытии.
В батарее средней палубы в районе от носовой до кормовой башни предполагалось установить 24 130-мм орудий (против 12 у "Макензена") с длиной ствола 55 калибров (7 150 мм). Причем по шесть орудий с каждой стороны группировались на полубаке в районе носовой башни. Расположение четырех носовых орудий в верхнем каземате значительно повышало возможность их использования в свежую погоду. Остальные орудия группировались попарно между второй и четвертой башнями. Тем самым погреба боезапаса 130-мм и 356-мм орудий расположили рядом. Боекомплект составлял 200 выстрелов на орудие (общий боекомплект — 4 800 выстрелов). Предполагалось также установить четыре зенитные 63-мм пушки с боекомплектом 220 выстрелов на орудие.
Торпедное вооружение включало шесть бортовых подводных траверзных 450-мм аппаратов, размещавшихся на нижней платформе (оси труб располагались на 3 м ниже грузовой ватерлинии), с общим боекомплектом 18 торпед. В проекте отсутствовал носовой торпедный аппарат. Управление артиллерийским огнем планировали осуществлять из боевой рубки и центрального поста, расположенного на нижней платформе между 52 и 54 шп., оборудованных необходимыми приборами и средствами связи.
На броненосных крейсерах типа "Измаил" главный броневой пояс из крупповской цементированной стали имел толщину 237,5 мм ( у "Макензена" 300 мм) и располагался на деревянной подкладке толщиной 75 мм между 35-161 шп. на длине 152,4 м (у "Макензена" 130 м), а по высоте от средней палубы и на 1,64 м ниже грузовой ватерлинии, не уменьшаясь по толщине.
На 35 шп. находилась вертикальная, а на 178-181 шп. наклонная поперечные переборки толщиной 100 мм. В носовой (на длине 42 м) и кормовой (на длине 28,6 м) оконечностях толщина броневых плит уменьшалась до 1 25 мм, деревянной подкладки до 50 мм, доходя до форштевня и ахтерштевня. При линейном расположении башен и одинаковой с "Макензеном" общей длине корпуса расстояние между осями первой и последней башен орудий главного калибра составляло 128 м (у "Макензена"115 м), что потребовало установить более протяженный броневой пояс, закрывавший 68% общей длины корабля (у "Макензена" 58%).
Верхний броневой пояс, расположенный между верхней и средней палубами, то есть бронирование батареи противоминного калибра имело толщину 75 мм (0-28 шп.) и 100 мм (28-157 шп.) (против 150 мм у "Макензена"), в корме от 157 шп. он отсутствовал вовсе. Бортовая броня полубака была толщиной 100 мм.
Башни должны были иметь толщину лобовой части и боковых стенок 300 мм, крыши 200 мм, подачных труб — от 247,5 мм (верхний ярус) до 147,5 мм (нижний ярус). Бронирование боевой рубки планировали выполнить толщиной у основания 300 мм и 400 мм выше верхней палубы, крыши—250 мм.
Настил средней палубы полностью, а полубака частично выполнялся из стали толщиной 9-37,5 мм (верхняя палуба 53-157 шп.) и 50 мм (средняя 157-178 шп.); нижняя бронировалась лишь на скосах в районе 35-160 шп. (нижний слой 50 мм, верхний слой 25 мм).
Необходимую паропроизводительность при рабочем давлении пара 17 кгс/кв.см обеспечивали две группы водотрубных котлов треугольного типа "усовершенствованной системы Ярроу": носовая в составе трех котельных отделений с тремя котлами нефтяного отопления в каждом (9 котлов) и кормовая в составе четырех котельных отделений с четырьмя котлами смешанного, то есть нефтяного и угольного отопления (16 котлов). Эшелонирование групп котельных отделений по длине корабля повышало боевую живучесть котельной установки.
Турбины высокого давления четырехвальной энергетической установки соединялись с наружными валами, турбина низкого давления с внутренними и располагались в машинном отделении (120-133 шп.), разделенном переборкой в диаметральной плоскости.
Номинальная проектная мощность на валах составляла 66 000 л.с. или 2,06 л.с./т полного водоизмещения, против 90 000 л.с. у "Макензена" (на 26,7% меньше), а форсированная 70 000 л.с., что при частоте вращения гребных валов 295 об/мин, должно было обеспечить кораблю скорость 26,5 узлов (полная) и 28 узлов (форсированная). Достижение указанных скоростей вызывает определенное сомнение, если только оно не было обеспечено специальной формой обуженного корпуса, полученной при протаскивании моделей в опытовом бассейне, что могло дать прирост скорости на 0,5-1 узел. Полный запас топлива составлял 1974 т угля и 1904 т нефти. Расчетная дальность плавания планировалась 2 280 миль при скорости 26,5 узлов, что для Балтики было вполне достаточно.
Электроэнергию кораблю обеспечивали 6 турбо- и 2 дизель-генератора по 320 кВт, напряжением 220 В (общая мощность 2 560 кВт).
Улучшение управляемости достигалось установкой двух рулей, расположенных один за другим — переднего малого и заднего большого. Каждый из двух рулей перекладывался любым из двух независимых электроприводов. Рули управлялись из боевой и ходовой рубок, центрального поста и румпельного отделения.
Экипаж корабля насчитывал 1 175 человек (из них 42 офицера и 33 кондуктора). Размещение экипажа было традиционным для крупных кораблей того времени: офицерские каюты и кают-компания в кормовой части на средней и нижней палубах, помещения команды — в носу на средней и нижних палубах и под полубаком.
На постройку четырех броненосных крейсеров ассигновали более 182 000 рублей золотом. Недостающую сумму в 28 000 рублей взяли из кредитов, отпущенных на постройку легких крейсеров типа "Светлана". Всего на постройку четырех броненосных крейсеров было отпущено 210 000 рублей золотом. В пересчете на один корабль приходилось 52 000 рублей золотом, что в переводе на немецкие марки составляло 104 000 марок. Планируемая стоимость постройки "Макензена" составляла 66 000 марок или 33 000 рублей золотом, что на 17 000 рублей золотом дешевле постройки русскими заводами.
Утром 9 июня 1915 г. состоялся спуск на воду броненосного крейсера "Измаил". Стапельный период продлился 30 месяцев (у "Макензена" 27 месяцев). В соответствии с объявленной 27 июня 1915 г. Морским ведомством новой классификацией "Измаилы" зачислили в класс линейных крейсеров, которые так и остались единственными представителями этого класса в истории Российского флота. 16 июля 1915 г. завершили монтаж спускового устройства "Бородино", двумя днями позже сошедшего на воду. 17 октября 1915 г. последовал за ним и "Кинбурн", 27 октября 1916 г. благополучно сошел на воду "Наварин". Ни один из них не достроили.