Проект линейного крейсера типа "Измаил"

 

Еще одной страной мира, кроме Великобритании, Германии и Японии, проектирующей и строившей линей­ные крейсера, была царская Россия. Автором предпри­нята попытка сравнить проект линейного крейсера типа "Измаил" с проектами некоторых немецких линейных крейсеров, поскольку они могли быть наиболее вероят­ным противником русских кораблей. Сравнение сделано на основе статьи В.Ю.Усова "Линейные крейсера типа "Измаил", напечатанной в журнале "Судостроение" 1986 N 7 с.61-64 и N 8 с.56-59.

Наиболее близкими по времени проектирования, водоизмещению, вооружению и бронированию к проекту линейного крейсера типа "Измаил" являются проекты ли­нейных крейсеров "Гинденбург" и "Макензен".

К 1910 г. русский Морской Генеральный штаб пред­принял шаги к разработке заданий на проектирование бро­неносных крейсеров. 15 мая 1910 г. морской министр С.А.Воеводский утвердил составленные Морским Гене­ральным штабом "Задания для выработки элементов для проектирования броненосных крейсеров", определявшие их назначения, а также желательные направления разви­тия тактико-технических элементов.

Поскольку проектирование русского линейного крейсера велось с некоторым запаздыванием относитель­но германских и особенно британских кораблей, то в Рос­сии уже были "примеры для подражания", из которых они наверняка могли почерпнуть некоторые элементы для сво­его проекта. Так, при довольно мощной артиллерии глав­ного и противоминного калибра бронирование по своей системе было ближе к британскому образцу.

В мае 1910 г. Морской технический комитет присту­пил к разработке "элементов для проектирования броне­носных крейсеров". 18 июня 1911 г. морской министр И.К.Григорович утвердил уточненное "Задание на проек­тирование броненосных крейсеров для Балтийского моря".

Уже к концу июля 1912 г. заводы подготовили от­корректированные проекты. 27 июля 1912 г. Технический совет Главного управления кораблестроения предложил обоим заводам разработать "общий проект", чертежи ко­торого морской министр утвердил 4 августа 1912 г.

5 сентября 1912 г. Главное управление корабле­строения выдало Адмиралтейскому и Балтийскому за­водам наряды на постройку броненосных крейсеров (по два каждому) со сроком готовности к испытаниям двух первых 1 июля, вторых —1 сентября 1916 г. 12 сентября 1912 г. заказанные Балтийскому заводу корабли получи­ли наименование "Измаил" и "Кинбурн", Адмиралтейско­му —"Бородино" и "Наварин", а вся серия — типа "Изма­ил". 6 декабря 1912 г. после торжественной церемонии закладки крейсера официально зачислили в списки фло­та, хотя теоретический чертеж их корпуса еще не был ут­вержден окончательно.

Согласно проекту полное водоизмещение русско­го броненосного крейсера составляло 32 500 т, что не­сколько больше, чем у "Гинденбурга" (31 500 т), но мень­ше, чем у "Макензена" (35 300 т). Зато главные размерения почти полностью совпадают с размерениями "Макен­зена". Длина корабля: полная 223,85 м; по грузовой ватер­линии 222,4 м; ширина по грузовой ватерлинии 30,05 м (без брони), наибольшая 30,5; осадка по грузовой ватерлинии 8,81 м (у "Макензена" соответственно 223,1 м, 223 м, 30,4 м, осадка носом 9,3 м, кормой 8,4 м).

Меньшую величину полного водоизмещения рус­ского броненосного крейсера (величина которого в ста­тье не приводится) можно объяснить только меньшим ко­эффициентом полноты корпуса, на что указывают сильно зауженные носовая и кормовая оконечности.

Исходя из печального опыта русско-японской вой­ны корабли имели самый низкий силуэт из однотипных кораблей всех стран мира. Их особенностью являлось от­сутствие задней боевой рубки, что уже встречалось на крупных американских и французских боевых кораблях и понижало общую надежность системы управления в бою. Немцы и итальянцы сохранили заднюю боевую рубку.

Согласно проекту, корпус разделили 25 главными поперечными водонепроницаемыми переборками на XXVI основных отсеков (у "Макензена" XVIII). Двойное дно ус­тановили в районе 35-154 шпангоутов на длине 144 м, то есть на 65% длины корабля (у "Макензена" 92%). Способ связей конструкции корпуса — сборка по набору продоль­ных стрингеров. Поперечный набор состоял из шпангоу­тов (длина шпации 1 200 мм) и бимсов различной конструкции и размеров.

На броненосных крейсерах типа "Измаил" предпо­лагалось установить двенадцать скорострельных 356-мм орудий весом 83,3 т (против восьми у "Макензена") с дли­ной ствола 52 калибра (18 512 мм) в четырех трехорудийных башнях, размещенных равномерно по длине корабля, причем носовая башня устанавливалась на полубаке. Ус­тановки орудий обеспечивали угол возвышения +25°. Ору­дия стреляли снарядами весом 748 кг с начальной скоро­стью 732 м/с при скорострельности три выстрела в мину­ту. Заряд весил 203 кг. Расчетная дальность стрельбы со­ставляла 24 000 м (130 каб.). Боекомплект насчитывал 80 снарядов на орудие (всего 960 для всех двенадцати ору­дий против 720 у "Макензена"). Это позволяло иметь в залпе 12 снарядов (36 в минуту), против 8 (16 в минуту) у "Макензена", что существенно повышало вероятность по­паданий в корабль противника при накрытии.

В батарее средней палубы в районе от носовой до кормовой башни предполагалось установить 24 130-мм орудий (против 12 у "Макензена") с длиной ствола 55 ка­либров (7 150 мм). Причем по шесть орудий с каждой сто­роны группировались на полубаке в районе носовой башни. Расположение четырех носовых орудий в верхнем ка­земате значительно повышало возможность их использо­вания в свежую погоду. Остальные орудия группировались попарно между второй и четвертой башнями. Тем самым погреба боезапаса 130-мм и 356-мм орудий расположи­ли рядом. Боекомплект составлял 200 выстрелов на ору­дие (общий боекомплект — 4 800 выстрелов). Предпола­галось также установить четыре зенитные 63-мм пушки с боекомплектом 220 выстрелов на орудие.

Торпедное вооружение включало шесть бортовых подводных траверзных 450-мм аппаратов, размещавших­ся на нижней платформе (оси труб располагались на 3 м ниже грузовой ватерлинии), с общим боекомплектом 18 торпед. В проекте отсутствовал носовой торпедный ап­парат. Управление артиллерийским огнем планировали осуществлять из боевой рубки и центрального поста, рас­положенного на нижней платформе между 52 и 54 шп., оборудованных необходимыми приборами и средствами связи.

На броненосных крейсерах типа "Измаил" главный броневой пояс из крупповской цементированной стали имел толщину 237,5 мм ( у "Макензена" 300 мм) и располагался на деревянной подкладке толщиной 75 мм между 35-161 шп. на длине 152,4 м (у "Макензена" 130 м), а по высоте от средней палубы и на 1,64 м ниже грузовой ва­терлинии, не уменьшаясь по толщине.

На 35 шп. находилась вертикальная, а на 178-181 шп. наклонная поперечные переборки толщиной 100 мм. В носовой (на длине 42 м) и кормовой (на дли­не 28,6 м) оконечностях толщина броневых плит умень­шалась до 1 25 мм, деревянной подкладки до 50 мм, до­ходя до форштевня и ахтерштевня. При линейном рас­положении башен и одинаковой с "Макензеном" общей длине корпуса расстояние между осями первой и пос­ледней башен орудий главного калибра составляло 128 м (у "Макензена"115 м), что потребовало устано­вить более протяженный броневой пояс, закрывавший 68% общей длины корабля (у "Макензена" 58%).

Верхний броневой пояс, расположенный между вер­хней и средней палубами, то есть бронирование батареи противоминного калибра имело толщину 75 мм (0-28 шп.) и 100 мм (28-157 шп.) (против 150 мм у "Макензена"), в корме от 157 шп. он отсутствовал вовсе. Бортовая броня полубака была толщиной 100 мм.

Башни должны были иметь толщину лобовой час­ти и боковых стенок 300 мм, крыши 200 мм, подачных труб — от 247,5 мм (верхний ярус) до 147,5 мм (нижний ярус). Бронирование боевой рубки планировали выполнить толщиной у основания 300 мм и 400 мм выше вер­хней палубы, крыши—250 мм.

Настил средней палубы полностью, а полубака ча­стично выполнялся из стали толщиной 9-37,5 мм (верх­няя палуба 53-157 шп.) и 50 мм (средняя 157-178 шп.); нижняя бронировалась лишь на скосах в районе 35-160 шп. (нижний слой 50 мм, верхний слой 25 мм).

Необходимую паропроизводительность при рабо­чем давлении пара 17 кгс/кв.см обеспечивали две груп­пы водотрубных котлов треугольного типа "усовершен­ствованной системы Ярроу": носовая в составе трех ко­тельных отделений с тремя котлами нефтяного отопле­ния в каждом (9 котлов) и кормовая в составе четырех ко­тельных отделений с четырьмя котлами смешанного, то есть нефтяного и угольного отопления (16 котлов). Эше­лонирование групп котельных отделений по длине кораб­ля повышало боевую живучесть котельной установки.

Турбины высокого давления четырехвальной энер­гетической установки соединялись с наружными валами, турбина низкого давления с внутренними и располагались в машинном отделении (120-133 шп.), разделенном пере­боркой в диаметральной плоскости.

Номинальная проектная мощность на валах состав­ляла 66 000 л.с. или 2,06 л.с./т полного водоизмещения, против 90 000 л.с. у "Макензена" (на 26,7% меньше), а фор­сированная 70 000 л.с., что при частоте вращения гребных валов 295 об/мин, должно было обеспечить кораблю ско­рость 26,5 узлов (полная) и 28 узлов (форсированная). До­стижение указанных скоростей вызывает определенное со­мнение, если только оно не было обеспечено специальной формой обуженного корпуса, полученной при протаскива­нии моделей в опытовом бассейне, что могло дать прирост скорости на 0,5-1 узел. Полный запас топлива составлял 1974 т угля и 1904 т нефти. Расчетная дальность плава­ния планировалась 2 280 миль при скорости 26,5 узлов, что для Балтики было вполне достаточно.

Электроэнергию кораблю обеспечивали 6 турбо- и 2 дизель-генератора по 320 кВт, напряжением 220 В (об­щая мощность 2 560 кВт).

Улучшение управляемости достигалось установкой двух рулей, расположенных один за другим — переднего малого и заднего большого. Каждый из двух рулей пере­кладывался любым из двух независимых электроприводов. Рули управлялись из боевой и ходовой рубок, централь­ного поста и румпельного отделения.

Экипаж корабля насчитывал 1 175 человек (из них 42 офицера и 33 кондуктора). Размещение экипажа было традиционным для крупных кораблей того времени: офи­церские каюты и кают-компания в кормовой части на средней и нижней палубах, помещения команды — в носу на средней и нижних палубах и под полубаком.

На постройку четырех броненосных крейсеров ас­сигновали более 182 000 рублей золотом. Недостающую сумму в 28 000 рублей взяли из кредитов, отпущенных на постройку легких крейсеров типа "Светлана". Всего на по­стройку четырех броненосных крейсеров было отпущено 210 000 рублей золотом. В пересчете на один корабль при­ходилось 52 000 рублей золотом, что в переводе на не­мецкие марки составляло 104 000 марок. Планируемая сто­имость постройки "Макензена" составляла 66 000 марок или 33 000 рублей золотом, что на 17 000 рублей золо­том дешевле постройки русскими заводами.

Утром 9 июня 1915 г. состоялся спуск на воду бро­неносного крейсера "Измаил". Стапельный период про­длился 30 месяцев (у "Макензена" 27 месяцев). В соот­ветствии с объявленной 27 июня 1915 г. Морским ве­домством новой классификацией "Измаилы" зачислили в класс линейных крейсеров, которые так и остались единственными представителями этого класса в исто­рии Российского флота. 16 июля 1915 г. завершили мон­таж спускового устройства "Бородино", двумя днями поз­же сошедшего на воду. 17 октября 1915 г. последовал за ним и "Кинбурн", 27 октября 1916 г. благополучно со­шел на воду "Наварин". Ни один из них не достроили.