Развитие немецких легких крейсеров периода Первой Мировой войны

 

В конце XIX века Германия бросила вызов Англии, которая на протяжении двухсот лет была сильнейшей мор­ской державой. Для противодействия британскому флоту требовался мощный линейный флот. Но линейный флот без разведки слеп, а потому и возникла потребность в быстроходных крейсерах-разведчиках. К тому же Германия уже успела обзавестись отдаленными колония­ми, и для несения службы в них тоже были необходимы крейсера. Но подходя­щих кораблей у Германии для этих целей не было. Были либо гигантские бронепалубные крейсера типа "Герта", либо слабовооруженные и плохо защи­щенные авизо.

Так перед создателями германского флота возникла новая сложная задача. В отличие от Британии, где параллельно развивались две разновидности крейсеров крейсера для обслуживания эскадры — "Скауты" и крейсера для службы в колониях, в Германии решили пойти по пути создания универсального крейсера. Тому были две причины. Во-первых, эко­номически оказалось выгодным сосредото­чить усилия на развитии крейсеров одного типа, а во-вторых, немецкие офицеры и конструкторы были хорошо знакомы с не­достатками крейсеров-разведчиков.

Родоначальником "Скаутов" считал­ся русский крейсер "Новик", который строился в Германии. Немецкие специа­листы считали этот корабль в бое­вом отношении слабым, что не компен­сировалось даже высокой скоростью. Первой серией германских универсальных крейсеров стали крейсера типа "Газелле". За ними последовало еще несколько по­стоянно совершенствующихся серий. Очень скоро на крейсерах появились водотрубные котлы и турбины. Усо­вершенствование турбин, уменьшение расхода пара и топлива дало возмож­ность добиться большой дальности плавания и большой скорости, возросшей за период 1908-1912 гг. с 25 до 28 узлов.

Другое важнейшее техническое усо­вершенствование, которое ввели на этих кораблях — переход на жидкое топливо. Первоначально нефть использовалась в качестве дополнительного топлива для котлов, работающих на угле, а также для действия вспомогательных котлов. Благодаря использованию жидкого топ­лива удалось достичь громадной эконо­мии в весе и, как следствие, увеличения внутренних помещений.

Постепенно улучшалось и бро­нирование кораблей. На крейсерах типа "Магдебург" впервые появился бортовой пояс. Правда, в этом отношении германс­кие крейсера уступали британским, но при этом обладали лучшей горизонтальной за­щитой.

К началу первой мировой войны у немецких крейсеров было единственное слабое место — калибр артиллерии, который составлял 105 мм, тогда как британские крейсера были вооружены 152-мм орудиями. Немецкие адмиралы рассчитывали, что меньший калибр мо­жет компенсироваться лучшей боевой под­готовкой личного состава, за счет чего удастся добиться большего числа попада­ний и большей скорострельности. Опыт войны показал, что эти расчеты не оправдались.

Например, "Эмден" в бою у Коко­совых островов первым добился попада­ний, но многократное превосходство крейсера "Сидней" в артиллерии сделало свое дело (бортовой залп "Сиднея"— 295 кг, а "Эмдена" — 72 кг). Англичане сохранили преимущество в артиллерии и на более новых крейсерах. Так, вес залпа "Бристоля", построенного в 1910 г., со­ставлял 161 кг, а "Карлсруэ" постройки 1912 г. всего 95 кг.

После первых боев в Германии сразу же разработали программу перевооружения крейсеров на 150-мм орудия. Во время войны часть устаревших германских крейсеров выводилась из со­става флота, и к 1917 г. адмирал Р. Шеер с удовлетворением отметил: "Обе разведывательные группы легких крейсеров состо­яли теперь из приблизительно равноцен­ных быстроходных и современных кораблей." Но было уже поздно. Хорошо вооруженные легкие крейсера не успели совершить ничего примечательного.

После войны известный немецкий специалист профессор Эверс так оценил опыт использования германских легких крейсеров в боевых действиях: "Устаре­лые корабли этого типа, бронированные только в подводной части, оказались мало защищенными даже от попаданий снарядов средней и малой артиллерии. Во многих случаях надводная часть корабля оказывалась совершенно разрушенной от взрыва снарядов, ударов осколков. Пожары частично выводили из строя орудия, делая невозможным их обслужи­вание. Зачастую огонь уничтожал снаряды, лежащие приготовленными для стрельбы вблизи орудий. Подводная же часть кораблей, наоборот, благодаря броне была хорошо защищена от снарядов.

Так, легкий крейсер "Лейпциг" во время пятичасового боя у Фолклендских островов получил, кроме бесчисленных попаданий из 102-мм орудий, не менее 40 попаданий из 152-мм орудий броненосных крейсеров "Корнуэлл" и "Кент". Снаряды вызвали тяжелые разрушения и пожары в надводной части корабля, но, вероятно, только однажды пробили броневую палу­бу. В то время как сильно бронированные (100 мм) боевые рубки оказались вполне надежными, броневые щиты орудий не могли защитить прислугу от тяжелых потерь, большей частью из-за действия осколков. Более новые крейсера, у которых ватерлиния и надводная часть были покрыты броней в 50-75 мм, пока­зали большую выносливость, выдержав сильный огонь из орудий среднего калибра на близкой дистанции, как это было во время ночной фазы Ютландско­го боя.

Опыт войны показал, что возмож­ность применения легких крейсеров для выполнения различных тактических задач была широко использована в войне".