Тип "Газелле"

 

Программы 1895-96 гг., 1897-1900 гг.

Водоизмещение: 3033 т (в полном грузу).

Размерения: 105,1x12,2x5,4 м ("Газелле", "Ниобе"), 105x12,2x5,53 м("Фраунлоб", "Аркона", "Ундина"), 105x12,4x5,62 м (остальные).

Механизмы: 2 паровые машины, "Газелле"-8 котлов Никлосса (с 1907 г. 7 котлов), "Ниобе"- 8 котлов Торникрофта, "Нимфе"- 1 котел +7 двойных котлов, "Тетис"-9 морских котлов.

Мощность: 6000-9000 л.с.

Скорость: 20-22 узла.

Запас топлива: 500-700 т угля.

Дальность плавания: 3570 миль/10 узлов.

Бронирование: палуба-20 мм, боевая рубка-80 мм.

Вооружение: 10-105-мм, 10 пулеметов, 2 ТА-450-мм.

Перевооружение: "Медуза" (1916 г.) 6-105-мм, "Тетис" (1917 г.) 9-105-мм, "Аркона" (1912 г.) 10-105-мм, 200 мин заграждения. "Ниобе", "Нимфе","Амазоне" (1923-1933 гг) 10-105-мм, 2 ТА-500-мм, "Медуза", "Аркона" с 1940 г. - корабли ПВО 5-105-мм (зен.), 2-40-мм Бофорса, 6-20-мм и 2-37-мм. Экипаж: 257 человек (14 офицеров, 243 матроса).

 

"Газелле" построен на верфи "Гер­мания" (Киль). Заложен в 1897 г., спущен 31.03.98 и вошел в состав флота 6.10.1900 г. В 1914 г. в качестве корабля береговой обороны воевал против русского флота на Балтике. 25.01.1916 подорвался на рус­ской мине, поставленной КР "Россия". Первоначально минный взрыв приняли за взрыв торпеды, выпущенной ПЛ. Потеряны винты. Был отбуксирован ЭМ в Свинемюнде. Объем ремонта был столь значителен, что корабль решили не вос­станавливать. С 1916 г. использовался как минный блокшив в Данциге и Куксхафене. Сдан на слом в 1920 г.

"Ниобе" построен на верфи "Везер" (Бремен). Заложен в 1898, спу­щен 18.07.1899, вошел в состав флота 25.06.1900. С 1914 г. использовался в каче­стве корабля береговой обороны. С 1917 — плавказарма в Вильгельмсхафене.

В 1925 г. крейсер без вооружения был продан Югославии. Командование флота этой страны решило использо­вать его в качестве учебного корабля, подвергнув модернизации. Нос таранного типа заменили на более современный скошенный, было установлено новое вооружение: 6-83,5-мм универсальных орудий завода "Шкода", 4-47-мм орудия, 2-15-мм пулемета "Збройовка". Крейсер получил имя "Долмация". Его часто мож­но было видеть в средиземноморских портах. Экипаж называл его "Тетя Джела". В 1931 г. на крейсере была смонти­рована новая система управления огнем.

5 апреля 1941 г. на борт "Долмации" пришла радиограмма о начале войны. Рано утром 6 апреля корабль вышел в море. Вскоре начались атаки итальянской авиации. Крейсер отбивался вместе с эс­минцами "Дубровник","Белград", "Загреб". При этом выяснилось, что в борьбе с пикировщиками более удачны 47-мм орудия и тяжелые пулеметы, а 85-мм орудия не эффективны.

Под ударами Вермахта начался развал Югославии. 10 апреля 1940 г. было провозглашено независимое хорватское государство. На флоте началось деление личного состава по национальному признаку. Некоторые корабли ушли к анг­личанам в Александрию, а основная часть попала в руки итальянцев. На "Долмации" 17 апреля подняли итальянский флаг. Старый крейсер был переименован в "Каттаро" и переквалифицирован в канонерскую лодку. Новые хозяева допол­нили вооружение корабля 20-мм орудиями "Бреда" и "эрликонами" испанско­го производства. Часть 47-мм орудий пришлось снять: к ним не было бое­припасов. В итальянском флоте корабль использовался как учебный для ар­тиллерийской школы в порту Пола, а так­же для охраны адриатических конвоев и обстрелов побережья в местах сос­редоточения югославских партизан. В 1943 г. после выхода Италии из войны корабль снова сменил флаг, на этот раз на немец­кий. Этот период службы корабля самый загадочный. Спорен даже вопрос о его на­звании: различные источники дают разную информацию.

Существует версия, что корабль на­зывался "Зниам". Вероятнее всего, это произошло следующим образом. Среди не­мецких офицеров, находившихся на Средиземноморском театре боевых дей­ствий, было много австрийцев, которые хотели бы дать кораблю имя "Зента" в честь австро-венгерского крейсера времен первой мировой войны. Но во время хож­дения документов по штабам это название изменилось на "Зниам" в честь одного из германских городов, хотя официального утверждения так и не последовало. По другим данным, кораблю вернули его первоначальное имя "Ниобе", хотя тут тоже возникают сомнения. Ведь в немец­ком флоте уже был "Ниобе" (бывший гол­ландский "Гельдебранд"). Так что вопрос о названии корабля после 9 сентября 1943 г. остается открытым.

Экипаж корабля был смешанным и состоял из немцев и хорватов. Сначала корабль охранял адриатические конвои, а 13 ноября 1943 г. вошел в состав боевой группы, сформированной для проведения операции "Herbstgewitter", целью которой была высадка на прибрежных остро­вах, контролируемых югославскими партизанами. Операция прошла неудачно, и в ночь с 17 на 18 декабря 1943 г. крейсер и сопровождающие его эсминцы получили приказ возвращаться на базу в Пола. Тихоходный корабль отставал, два из трех эсминцев ушли вперед.

Видимость резко ухудшилась, и 19.12.1943 г. в 19.00 старый крейсер сел на мель у побережья острова Силба (44°198'21"N, 14°198'42" О). Эсминец "ТА-20" (бывший "Аудаче") не смог оказать действенную помощь. Были вызваны буксиры из Триеста и Фиуме, но тем временем партизаны сообщили о севшем на мель крупном военном корабле англи­чанам. В ночь на 22 декабря британские торпедные катера "МТВ-298" и "МТВ-276" атаковали неподвижный крейсер. В корабль попало две торпеды. Было убито 17 человек, а 16 получили ранения. Одна из торпед уничтожила буксир "Паренсо" (в прошлом австро-венгерский Т-161) со всем экипажем. Экипаж покинул крейсер, и его вскоре захватили партизаны.

После окончания войны югославс­кая компания "Бродоспас" разобра­ла крейсер-долгожитель на металл. Про­изошло это в 1952 году.

"Нимфе" построен на верфи "Гер­мания" (Киль). Заложен в 1898 г., спущен 21.11.1899, вошел в состав флота 20.9.1900. До начала первой мировой войны исполь­зовался в качестве учебного корабля, с 1914 г. корабль береговой обороны. С 1916 г. плавказарма и несамоходное учеб­ное судно в Киле. После войны в составе Рейхсмарине. 31.3.1931 г. исключен из со­става флота, разобран в 1932 г.

"Тетис" построен на военно-морс­кой верфи в Данциге. Заложен в 1899 г., спущен 3.7.1900, вошел в состав флота 14.9.1901. С 1914 г. в качестве корабля бе­реговой обороны воевал против русского флота—действия против Либавы, Виндавы, рейды в Ботнический залив, прикры­тие минных постановок. 18.12.1914 пото­пил, по ошибке приняв за вражеский, не­мецкий СКР "Сенатор Стрендвс". Весь экипаж СКР, за исключением двух чело­век, спасли. 14.5.1915 был атакован рус­ской ПЛ "Дракон". В полдень подводники обнаружили "Тетис", буксирующий ПЛ U-4 в сопровождении ЭМ "G-134". Русская ПЛ выпустила торпеду, которая прошла мимо. След торпеды был замечен, и крей­сер , отдав буксир, сумел уклониться. "Дракон", атакуемый ЭМ, сумел выпус­тить еще одну торпеду. 5.6.1915 во время одной из операций в Ирбенском проливе "Тетис" в сопровождении ЭМ был отправ­лен к побережью шведского острова Гот­ланд. Во время погрузки угля с ТР "Дора Хуго Стиннес-12" был обнаружен британс­кой ПЛ "Е-9", командир которой капитан 3 ранга Макс Хортон решил атаковать сра­зу 3 корабля: ЭМ, КР и ТР. Было выпу­щено 3 торпеды. В результате ТР был по­топлен, ЭМ "S-148" получил торпеду в нос, и его с трудом довели до базы. Но "Тетису" удалось уклониться от торпеды. 26.7.1915 во время попытки форсирования Ирбенского пролива "Тетис" подорвался на мине, после чего был отправлен на базу и больше активного участия в опера­циях не принимал.

В 1917 г. переквалифицирован в учебно-артиллерийский корабль. После окончания войны в составе Рейхсмарине. Исключен из состава флота 27.3.1929 г. и разобран в 1930 г.

"Ариадна" построен на верфи "Ве­зер" (Бремен). Заложен в 1899 г., спущен 10.8.1900, вошел в состав флота 18.5.1901. С 1914 г. корабль береговой обороны. 28.8.1914 крейсер находился в устье реки Яде. После получения информации о на­падении англичан на дозор в Гельголандской бухте вышел в район боя. Был ата­кован появившимися из тумана британс­кими линейными крейсерами. Корабль был буквально засыпан 305-мм снарядами. Вспыхнул пожар. Крейсер чудом ушел , но к 15.00 экипаж пришлось перевести на "Данциг" и "Штральзунд". Попытки КР "Страсбург" начать буксировку успехом не увенчались. "Ариадна" внезапно накренил­ся на левый борт, а затем опрокинулся вверх килем. Во время боя погибло 64 че­ловека.

В 1973 г. корабль обнаружили в точке с координатами 58°09'36"N и 106°58'36"О.

"Амазоне" построен на верфи "Гер­мания" (Киль). Заложен в 1899 г., спущен 6.10.1900, вошел в состав флота 15.11.1901. С 1914 г. использовался в качестве кораб­ля береговой обороны. Действовал на Балтике. В 1916 г. передан училищу под­водного плавания для использования в ка­честве корабля-цели. С 1917 г. блокшив. В 1923-1930 гг. в составе Рейхсмарине. С 1931 г. плавказарма в Киле, с 6.10.1939 плавбаза ПЛ в Киле, с 1945 г. плавказар­ма. Разобран в 1954 г. в Гамбурге.

"Медуза" построен на верфи "Везер" (Бремен), заложен в 1900 г., спущен 5.12.1900, вошел в состав флота 26.7.1901.

С 1914 г. использовался в качестве кораб­ля береговой обороны. В 1917 г. был при­дан к ЛК "Кайзер Вильгельм". В 1920-1924 гг. в составе Рейхсмарине, затем ис­пользовался в качестве блокшива в Вильгельмсхафене. С июля 1940 г. перевоору­жен в плавучую зенитную батарею. 3.5.1945 затоплен у входа в гавань. В 1948-1950 гг. разобран.

"Фраунлоб" построен на верфи "Ве­зер" в Бремене. Заложен в 1901 г., спущен 22.3.1902 г., вошел в состав флота 17.2.1903. 28.8.1914 принимал участие в бою в Гельголандской бухте. В 1916 г. вхо­дил в состав 4-й разведывательной груп­пы, которая незадолго до Ютландского боя была переброшена с Балтики и вошла в состав Флота Открытого Моря. Во вре­мя Ютландского боя 31.05.1916 в 23.35 был потоплен артиллерией и торпедами английского крейсера "Саутгемптон" в точке с координатами 56°15'N и 05°48'О.

До последней минуты, находясь уже по колено в воде, вел огонь расчет стар­шины Антона Шмидта.(В 1938 г. его имя было присвоено новому ЭМ Z-22, погиб­шему в апреле 1940 г. в бою у Нарвика). Вместе с крейсером погибло 324 человека.

"Аркона" построен на верфи "Везер" в Бремене. Заложен в 1901 г., спущен 22.10.1902, вошел в состав флота 12.5.1903. В 1913 г. использовался как минный учеб­ный корабль. С 1914 г. минный крейсер и корабль береговой обороны. В 1919-1920 гг. плавбаза флотилии тральщиков. В 1921-1923 гг. в составе Рейхсмарине. С 15.01.1930 блокшив в Вильгельмсхафене, с 1938 г. в Киле. С мая 1940 г. корабль ПВО в Свинемюнде, потом в Вильгельмсхафене. 3.5.1945 затоплен в Вильгельмсхафене. В 1948-1949 гг. разобран.

"Ундине" построен на верфи "Ховальд" (Киль). Заложен в 1901 г., спущен 11.12.1902, вошел в состав флота 5.1.1904. Использовался в качестве учебного ар­тиллерийского корабля, С 1914 г. корабль береговой обороны.

Воевал на Балтике. 13,01.1915 г. "Ундине" был замечен КР "Россия", кото­рый возвращался с минной постановки. Русские моряки, несмотря на значительное превосходство, в бой не вступили, а про­шли мимо. Немцы русского корабля не видели. 7.11.1915 во время противолодоч­ного дозора крейсер, сопровождаемый ЭМ, был обнаружен британской ПЛ "Е-19" (командир капитан третьего ранга Кроми, впоследствии погибший в Петрог­раде в перестрелке с чекистами, проводив­шими обыск в британском посольстве). ПЛ удалось сблизиться и выпустить торпеду с расстояния 1000 м. Взрыв произо­шел в районе миделя. Через 10 минут была выпущена еще одна торпеда, попав­шая в корму. После попадания одной тор­педы крейсер еще мог быть спасен, но после взрыва второй "Ундине" затонул в 13 ч. 08 м. в точке с координатами 54°59' N 13°51' О. Погибло 14 человек.