Тип "Кенигсберг"

 

Программа: "Кенигсберг" - 1903-1904 гг., остальные - 1904-1905 гг.

Водоизмещение: "Кенигсберг" 3390 т (проект), 3814 т (полное), "Штутгарт", "Нюрнберг" - 3469 т (проект), 4002 т (полное), "Штеттин" - 3480 т (проект), 3822 т (полное).

Размерения: 116,8x13,3x5.3 м ("Кенигсберг" - 114,8x13,2x3,2).

Механизмы: 3 паровые машины, 11 котлов ("Штеттин" - 2 турбины Парсона).

Мощность: 12 000 л. с. ("Штеттин" - 13 500 л.с.).

Скорость: 23 узла ("Штеттин" - 24 узла).

Запас топлива: 880 т угля ("Кенигсберг" - 820 т).

Бронирование: палуба - 20-30 мм, боевая рубка - 100 мм, щиты - 50 мм.

Вооружение: 10 - 105-мм, 8 ("Нюрнберг" - 10) - 52-мм, 2 ТА - 450-мм.

Экипаж: 322 человека (14 офицеров, 308 матросов).

 

"Кенигсберг" построен на военно-морской верфи в Киле. Заложен в 1905 г., спущен 12.12.1905, вошел в состав флота 6.4.1907. Находился в составе Флота От­крытого моря до 1911 г., затем стационер в Германской Восточной Африке. В нача­ле войны отправился в крейсерство. Захва­тил транспорт "Сити оф Винчестер" (6600 т.) 6.9.1914 потопил английский бронепалубный КР "Пегасус", а затем укрылся в дельте реки Рефиджи. Обнаружен англича­нами и после длительной осады 11.7.1915 поврежден огнем британских мониторов "Мерси" и "Северн". Затоплен экипажем в точке 07°51' S 39° 15' О. Команда сошла на берег, сняв часть артиллерии, и до 1917 г. сражалась как морская пехота. Корпус крейсера был разобран в 1963-1965 гг.

"Нюрнберг" Построен на военно-морской верфи в Киле. Заложен в 1906 г., спущен 29.8.1906, вошел в состав флота 10.4.1908. С 1911 г. в заграничном плава­нии. В начале войны находился в районе Гавайских островов. Командир крейсера капитан I ранга фон Шонберг повел ко­рабль на соединение с Восточно-Азиатс­кой крейсерской эскадрой контр-адмирала Максимилиана фон Шпее. В бою у Коронеля завершил уничтожение британского КР "Монмут". Потоплен 8.12.1914 в бою у Фолклендских островов английским бро­неносным КР "Кент". Погибло 327 чело­век. Из воды подобрано 7 человек.

"Штутгарт" Построен на военно-морской верфи в Данциге. Заложен в 1905 г. Спущен 22.9.1906. Вошел в состав флота 1.2.1908. Использовался в качестве учебно-артиллерийского корабля. С августа 1914 г. участвовал в боевых действиях на Се­верном море. В начале мая 1915 г. переве­ден на Балтику и принял участие во взя­тии Либавы. Затем вновь на Северном море. Осенью 1915 г. опять на Балтике где нес противолодочную службу. В мае 1916 г. в составе четвертой разведывательной группы Флота От­крытого моря, принимал участие в Ютландском бою. Выпустил 64 снаряда. По­вреждений и потерь в лич­ном составе не имел.

В середине 1917 г., как вспоминал адмирал Р. Шеер, "легкий крейсер "Штутгарт" был превращен в крейсер-авианосец, так как попутно с усовершенствованием само­летов было сочтено целесо­образным не ограничиваться их обслуживанием на берего­вых авиационных станциях, а обслуживать их также и в море. Это широкое развитие авиации было необходимо, так как в нем настоятельно нуждалась служба траления" (Р. Шеер, "Германский флот в мировую войну", М., 1940 г., стр. 193). Перестройка в феврале-мае 1918 г. изменила силуэт корабля, а также его вооружение. Оно составило 4 - 105-мм, 2 - 88-мм зенитных орудия, 2 ТА (450-мм) и 3 самолета. Принять участие в боевых действиях в новом качестве корабль не успел. После войны достался Анг­лии, а в 1921 г. разобран на металл.

"Штеттин" построен на верфи "Вулкан" (Штет­тин) в 1906 г. Спущен 7.3.1907, вошел в состав фло­та 29.10,1907. В августе 1914 г. конвоировал ПЛ, идущие на позиции. В мае 1915 г. принял участие в штурме Либавы в каче­стве флагмана четвертой разведыватель­ной группы. Во время Ютландского боя израсходовал 81 снаряд, получил два по­падания. Потерял 9 человек убитыми, 73 ранеными. В 1917 г. передан подводной школе. После завершения войны передан Англии. Разобран в 1921-1923 гг. в Ко­пенгагене.