Тип "Дрезден"

 

Программа: 1905-1906 гг.

Водоизмещение: 3664 т (проект), 4268 т (полное).

Размерения: 117,9 х 13,5 х 5,5 м

Механизмы: "Дрезден" - 4 турбины Парсона, 12 котлов,  "Эмден" - 2 паровые машины, 12 котлов.

Мощность: "Дрезден" - 15 000 л.с., "Эмден" - 13 500 л.с.

Скорость: "Дрезден" - 24 узла, "Эмден" - 23,5 узла.

Запас топлива: "Дрезден" - 860 т угля, "Эмден" - 740 т угля.

Дальность плавания: 3760 миль/ 12 узлов.

Бронирование: палуба: см. тип "Кенигсберг".

Вооружение: см. тип "Кенигсберг".

Экипаж: 361 человек (18 офицеров, 343 матроса).

 

"Дрезден" построен на заводе "Блом унд Фосс" в Гамбурге. Заложен в 1907 г., спущен 5.10.1907, вошел в состав флота 14.11.1908. В 1914 г. находился в Вест-Ин­дии. 17.07.1914 ушел на рандеву с вновь прибывшим КР "Карлсруэ". В Порт-оф-Пренсе произошел обмен командирами. Бывший командир "Дрездена" капитан I ранга Колер перешел на "Карлсруэ", а на его место прибыл капитан 2 ранга Люденс.

После смены командира "Дрезден" должен был идти в Германию, но из-за кризиса, вызванного сараевским убий­ством, получил приказ в случае начала военных действий вести крейсерскую вой­ну. Крейсер пошел на соединение с эскад­рой Шпее, по пути захватив три корабля (8900 брт). После соединения с эскадрой принимал участие в бою у Коронеля, а потом и в бою у Фолклендских островов.

Оказался единственным немецким кораб­лем, пережившим это сражение. Скрывал­ся в чилийских водах до 14.3.1915, когда был обнаружен британскими КР "Кент" и "Глазго" у острова Мос-э-Тьера (33°37' S 78°44' W). Застигнутый врасплох, "Дрез­ден" не оказал сопротивления и фактичес­ки сдался. После взрыва подрывных заря­дов затонул. Погибло 7 человек. Большая часть экипажа была интернирована. Избе­жал этой участи молодой лейтенант Вильгельм Канариас, будущий адмирал, глава военной разведки нацистского Рейха.

"Эмден" Построен на военно-морс­кой верфи в Данциге. Заложен в 1906 г. Спущен 26.5.1908. Вошел в состав флота 10.7.1909. С 1910 г. базировался на порт Циндао. В начале первой мировой войны вышел в рейд в Цусимский пролив и зах­ватил русский пароход Добровольного флота "Рязань". Затем вошел в состав эс­кадры адмирала Шпее. Отпущенный им в рейдерство, "Эмден", благодаря опыту и хитрости своего командира капитана I ранга фон Мюллера, захватил 16 транс­портов (70 825 брт) и долгое время ухо­дил от преследования 23 союзных кораб­лей, искавших его в морских просторах. "Эмден" осуществил обстрел нефтехрани­лищ в Мадрасе и, выпустив 125 снарядов, уничтожил их.

28.10.1914 на рейде Пенанга "Эмден" потопил русский крейсер "Жемчуг" и французский миноносец "Муске".

9.11.1914 во время попытки захвата телеграфной станции на острове Норд Киллинг (Кокосовые острова) был настиг­нут австралийским крейсером "Сидней". После ожесточенного боя "Эмден" выбро­сился на рифы в точке с координатами 11° 50' S, 96° 49' О. Во время боя погибло 133 человека. Корпус "Эмдена" в пятиде­сятые годы был разобран на металл од­ной из японских фирм.