Тип "Карлсруэ".

 

Программа 1910 г.

Водоизмещение: 4900 т (проект), 6191 т (полное).

Размерения: 142,2 х 13,7 х 5,5 м.

Механизмы: 2 военно-морские турбины, 14 военно-морских котлов (10 угольных, 4 нефтяных).

Мощность: 26 000 л.с.

Скорость: 27 узлов.

Запас топлива: уголь - 1300 т, нефть - 200 т.

Дальность плавания: 5500 миль/ 12 узлов.

Бронирование: см. тип "Магдебург".

Вооружение: 10 - 105-мм, 2 ТА - 500-мм (подв.), 120 мин заграждения.

Экипаж: 373 человека (18 офицеров, 355 матросов).

 

"Карлсруэ" построен на верфи "Гер­мания" (Киль). Заложен в 1911 г., спущен 11.11.1912, вошел в состав флота 15.1.1914. Отправлен в бассейн Карибского моря для замены "Дрездена" и участия в планиро­вавшейся церемонии открытия Панамско­го канала. После начала войны "Карлс­руэ" получил задание приступить к рейдерству в Южной Атлантике, но уже 6.8.1914 он был обнаружен британскими крейсерами контр-адмирала Крэдока "Суффолком" и "Бристолем". Устаревший броненосный крейсер "Суффолк" скоро от­стал и в начавшейся перестрелке принял участие только "Бристоль". "Карлсруэ" в этот момент находился в очень невыгод­ном положении: запас топлива подходил к концу, оставалось 112 т угля и 31 т нефти. Но ему повезло, сделав по 80 выстрелов и не добившись попаданий, противники по­теряли друг друга в наступивших сумер­ках. Дальнейшим действиям германского крейсера способствовал ряд факторов. Лучшие легкие крейсера Британии находи­лись в Северном море, а по словам контр­адмирала Крэдока, "гоняться с коллекцией старых черепах за новым немецким крей­сером - занятие бесполезное". Командир "Карлсруэ" хорошо знал этот район и умело использовал низкую радиодисцип­лину британских кораблей. Пользуясь дан­ными радиоперехвата, немецкий крейсер легко уходил от преследователей. Воды се­веро-восточнее Бразилии стали местом его постоянного пребывания.

За короткое время жертвами "Карл­сруэ" стало 17 британских торговых судов тоннажем 76609 т. Их общая стоимость с грузом составила - 1,5 миллиона фунтов стерлингов. 14 судов было потоплено, а три превращены во вспомогательные ко­рабли. 21.09.1914 был захвачен голландс­кий пароход "Мария" с грузом английской пшеницы. Это дало англичанам повод громко кричать о нарушении Германией призового права. Но вопрос о нейтраль­ном судне, везущем контрабандный груз, является спорным и обычно решается ко­мандиром корабля в зависимости от конк­ретной обстановки.

Удача сопутствовала "Карлсруэ" до 4.11.1914. В этот день рейдер находился в 350 милях восточнее острова Тринидад (11° 07' N 55° 25' W). В 18.30 в носовой части крейсера прогремел взрыв. Затем корабль содрогнулся еще от нескольких взрывов. Носовую часть до первой трубы оторвало, и все находившиеся там, в том числе и командир корабля, погибли (всего 262 человека). Оказавшийся рядом уголь­щик спас 146 человек, среди которых было много раненых и обожженных. Уце­левшая часть экипажа вернулась в Герма­нию на борту блокадопрорывателя "Рио Негро". По возвращении на родину спас­шийся второй артиллерист "Карлсруэ" ут­верждал, что причиной взрыва явилось са­моразложение пороха в носовом погребе. Это можно объяснить длительным плава­нием в тропических условиях. Англичане узнали о гибели "Кар­лсруэ" только спустя много недель, до это­го считая, что он воз­вратился в Германию.

"Росток" пост­роен на "Ховальдсверке" (г. Киль). Заложен в 1911 г., спущен 11.12.1912, вошел в состав флота 5.2.1914. В момент начала войны входил в состав разведывательных сил флота. 21.08.1914 вместе со "Страссбургом"вышел в море для уничтожения или захвата рыболовных траулеров. По пути "Росток" был атако­ван подводными лодками. Во время этой операции в 180 милях западнее Гельголан­да были захвачены шесть рыболовных траулеров. 24.1.1915 крейсер принимал участие в бою у Доггер-банки. В начале марта переброшен в Балтийское море для участия в операции против Клайпеды, но так как этот город был 21 марта занят не­мецкими войсками, то "Росток" вместе с другими крейсерами был направлен для обстрела Паланги.

Весь 1915 г. и начало 1916 г. про­шли для крейсера в повседневной службе. 23.04.1916 во время выхода немецкого флота для обстрела Ярмута "Росток", при­крывавший правый фланг линейных крей­серов, обнаружил вражеские крейсера и эсминцы, но те, используя преимущество в скорости, ушли, не приняв боя. На мо­мент Ютландского сражения крейсер "Рос­ток" числился во второй разведыватель­ной группе, но фактически был флагма­ном всех эсминцев Флота Открытого моря, которыми командовал капитан пер­вого ранга А. Михельсен. В дневной фазе боя крейсер активного участия не прини­мал. Ночью находился на левом траверзе линкоров первой бригады. При нападении британских эсминцев в 01.30 "Росток" по­лучил торпедное попадание. Крейсер поте­рял управление. Борьба за живучесть за­кончилась неудачей, и после того как вода затопила машинное отделение, в 5.45 при появлении вражеских кораблей "Рос­ток" затопили. Весь экипаж, кроме четыр­надцати погибших, перешел на эсминцы. Место гибели корабля 55° 40' N 06° 22' О.