Тип "Бруммер"

 

Военная программа 1914 г (Крейсера-минные заградители этого типа строились во время войны и предназначались для активных минных постановок в Северном море).

Водоизмещение: 4385 т (проект), 5865 т (полное).

Размерения: 140,4 х 13,2 х 6,0 м.

Механизмы: 2 военно-морские турбины (Интересно происхождение этих турбин. Все доступные зарубежные источники указывают, что турбины строились по русскому заказу для линейного крейсера "Наварин". Но отечественный историк кораблестроения В. Ю.Усов утверждает, что все турбины линейных крейсеров строи­лись в России, а в Германии был заказан только ряд деталей для них и 6 котлов (2 угольных, 4 нефтяных)), 6 котлов (2 угольных, 4 нефтяных).

Мощность: 33 000 л.с. Скорость: 28 узлов. Запас топлива: уголь - 600 т, нефть - 1000 т.

Дальность плавания: 5800 миль/ 12 узлов.

Бронирование: пояс по ватерлинии - 40 мм, палуба - 15 мм, боевая рубка - 20 -100 мм.

Вооружение: 4 - 150-мм, 2 - 88-мм, 2 ТА - 500-мм, 400 мин заграждения.

Экипаж: 309 человек (16 офицеров, 293 матроса).

 

"Бруммер" Построен на верфи "Вул­кан" (Штеттин). Заложен в 1914 г., спущен 11.12.1915, вошел в состав флота 2.4.1916. После прохождения курса боевой подго­товки поставил несколько минных банок, но прославился нападением на так называемый скандинавский конвой. Это были транспорты, носящие флаги нейтральных, в основном, скандинавских стран, но с британскими грузами. Опасаясь нападений немецких кораблей, судовладельцы стави­ли свои транспорты под английскую охрану. Адмирал Шеер считал, что "эти па­роходы должны рассматриваться как неприятельские, поскольку они от­крыто прибегали к английской защите и, естественно, дей­ствовали в пользу противника", 17.10.1917 "Бруммер" и однотипный "Бремзе" появились на линии Лервин (Шетландские острова) - Берген. Вскоре был обнаружен конвой в составе 16 паро­ходов и двух эсминцев. Британские эсмин­цы "Стронгбоу" и "Мэри Роз" сразу же кинулись в атаку, но тут же были потоп­лены, даже не успев дать радио о появле­нии противника, хотя их командиры зна­ли, что в море находится мощное британ­ское крейсерское соединение. Уничтожив эсминцы, немецкие крейсера потопили во­семь пароходов.

После заключения перемирия с 26.11.1918 "Бруммер" находился в Скапа-Флоу, а 21.6.1919 после заключения Вер­сальского мирного договора корабль был затоплен экипажем.

"Бремзе" Построен на верфи "Вул­кан" (Штеттин). Заложен в 1915 г., спущен 11.3.1916, вошел в состав флота 1.7.1916. Боевая деятельность полностью аналогич­на "Бруммеру". Затоплен экипажем в Скапа-Флоу 21.6.1919. Британское Адмирал­тейство распорядилось поднять корабль хотя бы для ознакомления с конструктив­ными особенностями крейсера-минзага. "Бремзе" лежал вверх килем, нос выступал на поверхность, а корма покоилась на глубине 20 м. Усилия британских инжене­ров не увенчались успехом. Только в кон­це двадцатых годов фирма миллионера Эрнеста Кокса, производившая судоподъ­емные работы в Скапа-Флоу, сумела ре­шить эту задачу.

В мае-июне 1929 г. крейсер был под­нят, изучен специалистами, а затем разоб­ран на металл.

Можно отметить, что "Бремзе" и "Бруммер" стали родоначальниками ново­го класса кораблей - крейсеров-минных заградителей, к числу которых относятся французский "Эмиль Бертен", английские типа "Эбдиель" и итальянские типа "Капитани Романи".