Тип "Висбаден"

 

Программа 1912 года.

Водоизмещение: 5180 т (проект), 6601 т (полное).

Размерения: 143,5x13,9x5,8 м.

Механизмы: 2 военно-морские турбины, 12 котлов (10 угольных, 2 нефтяных).

Мощность: 31 000 л. с. Скорость: 27,5 узла.

Запас топлива: уголь - 1280 т, нефть - 470 т .

Дальность плавания: 4800 миль/ 12 узлов.

Бронирование: см. тип "Магдебург".

Вооружение: 8 - 150-мм, 2 - 88-мм, 4 ТА - 500-мм (пал.), 120 мин заграждения. Экипаж: 474 человек (17 офицеров, 457 матроса).

 

"Висбаден" построен на верфи "Вул­кан" (Штеттин). Заложен в 1913 г., спущен 30.1.1915, вошел в состав флота 20.8.1915. Перед Ютландским боем входил в состав второй разведывательной группы.

В ходе боя 31.5.1916 после дуэли с британским КР "Честер" (по другой вер­сии, попав под огонь линейных крейсеров третьей бригады) получил тяжелые по­вреждения. Один из вражеских снарядов разорвался в турбинном отделении, в ре­зультате чего "Висбаден" потерял ход. Участь корабля, оказавшегося в центре сражения и неспособного двигаться, ока­залась трагической. Все английские корабли считали своим долгом выпустить не­сколько залпов по поврежденному крейсе­ру. "Висбаден" быстро превратился в гру­ду искореженного металла. Из строя выш­ла вся корабельная артиллерия, надстрой­ки были разбиты. Но крейсер, получив­ший большое количество попаданий, ос­тался на плаву.

Затем поврежденный корабль атако­вал также поврежденный британский ЭМ "Онслоу", командиром которого был ка­питан-лейтенант Джон Тови. Торпеды, вы­пущенные "Онслоу", попали в "Висбаден", но даже после этого крейсер не пошел ко дну, доказав, что немецкие корабли тонут, только превратившись в пылающие разва­лины и потеряв всю боеспособность. Пос­ле этого "Онслоу" пытался атаковать главные силы Флота Открытого моря. Эти две атаки принесли командиру "Онс­лоу" рыцарское звание и открыли ему до­рогу к высшим командным постам, и впоследствии в самое трудное, но славное для британского флота время (1941-1942 гг.) сэр Джон Тови командовал Флотом Метрополии. Агония "Висбадена" завер­шилась в 2 час. 45 мин. 1.06.1916 в точке 57 О Г N 05 53' О. Вместе с кораблем по­гибло 584 человека во главе с командиром капитаном 2 ранга Рейссом.

Спасся только один человек—коче­гар Зенне. После войны он опубликовал свои воспоминания, в которых показал все ужасы, происходившие на гибнущем корабле. Эти мемуары напоминали карти­ны Цусимского боя, запечатленные в кни­ге В. Семенова "Расплата". Несмотря на разницу в социальном и должностном по­ложении авторов, они лишний раз доказы­вают, что в морской войне все равны.

"Франкфурт" Построен на военно-морской верфи в Киле. Заложен в 1913 г., спущен на воду 20.3.1915, вошел в состав флота 10.8.1915. После прохождения бое­вой подготовки включен во вторую разве­дывательную группу. Во время выхода 25.4.1916 потопил вражеское сторожевое судно.

В Ютландском бою "Франкфурт" был флагманом командира второй разве­дывательной группы контр-адмирала Бедикера. Корабли группы первыми обнару­жили противника. На их счету тяжелые повреждения британского КР "Честер". Столкнувшись с линейными крейсерами адмирала Худа, Бедикер сумел увести все свои корабли из-под огня орудий их глав­ного калибра. Ночью "Франкфурт" шел в составе охранения линкоров Флота От­крытого моря и благополучно вернулся в базу. После Ютландского боя, в котором крейсер выпустил 378 снарядов, началась повседневная служба. Осенью 1917 г. в со­ставе соединения специального назначения корабль участвовал в захвате Моонзундских островов. 10.10.1917 "Франкфурт" прибыл в порт сосредоточения Либава. 11.10.1917 вышел в море, охраняя соедине­ние вспомогательных кораблей, а на сле­дующий день входил в состав сил, при­крывающих высадку в бухте Тага-Лахт.

Возвратившись в Северное море, крейсер принял участие во втором сраже­нии у Гельголанда 17.11.1917. Единствен­ное, чем отличился "Франкфурт", был тор­педный залп по британским крейсерам, который, однако, не принес успеха. Это было последнее боевое столкновение "Франкфурта". После заключения переми­рия крейсер интернировали в Скапа-Флоу. 21.6.1919 во время затопления кораблей Флота Открытого моря он все же был спасен англичанами.

В июле 1919 г. его передали США. После перехода через океан и изучения конструкции корабля американцы решили использовать его для проведения опытов по авиационным бомбардировкам. 18.7.1921 во время очередной бомбежки "Франкфурт" затонул у мыса Генри на по­бережье штата Вирджиния.

Гибель корабля засняли, и сейчас эти кадры пользуются большой популяр­ностью у кинематографистов, которые по­чему-то выдают их за Ютландский бой или же вообще за любые сражения пер­вой, а иногда и второй мировой войны.