Тип "Кенигсберг"

 

Программа 1913 года (Все корабли этой серии названы в честь крейсеров, погибших в войне).

Водоизмещение: 5440 т (проект), 7125 т (полное).

Размерения: 151,4x14,3x6,0 м.

Механизмы: 2 военно-морские турбины, 12 котлов (10 угольных, 2 нефтяных).

Мощность: 31 000 л. с. Скорость: 27,5 узла.

Запас топлива: уголь - 1340 т, нефть - 500 т.

Дальность плавания: 4850 миль/ 12 узлов.

Бронирование: см. тип "Магдебург".

Вооружение: см. тип "Висбаден".

Экипаж: 475 человек (17 офицеров, 458 матросов).

 

"Кенигсберг" Построен на верфи "Везер" (Бремен). Заложен в 1914 г., спу­щен 18.12.1915, вошел в состав флота 12.8.1916. Был включен во вторую разве­дывательную группу.

Первой крупной операцией крейсера стало участие в захвате Моонзундских ос­тровов. "Кенигсберг" прикрывал высадку в бухте Тага-Лахт, но в боях с русскими кораблями участия не принимал. 17.11.1917 участвовал во втором сражении у Гельголанда. Получил попадание 380-мм снарядом с новейшего британского линей­ного крейсера "Рипалс". Снаряд пробил все три дымовые трубы "Кенигсберга" и через верхнюю палубу проник в угольную яму, выдавил ее внутреннюю переборку, взорвался там и произвел пожар. Крейсе­ру удалось выйти из боя и добраться до базы. После ремонта он вернулся в состав флота, но война вскоре завершилась. 20.7.1920 в Шербуре "Кенигсберг" был пе­редан Франции и до 1933 г. входил в со­став ее флота под названием "Метц". В 1936 г. разобран на металл в Бресте.

"Карлсруэ" Построен на военно-морской верфи в Вильгельмсхафене. Зало­жен в 1915 г., спущен 31.1.1916, вошел в состав флота 23.12.1916.

В составе второй разведывательной группы принимал участие в операции по захвату Моонзундских островов и во вто­ром сражении у Гельголанда. После зак­лючения перемирия "Карлсруэ" был интер­нирован в Скапа-Флоу и 21.6.1919 затоп­лен экипажем. Поднят в 1962 г. и разоб­ран на металл.

"Эмден" Построен на верфи "Везер" (Бремен), Заложен в 1914 г., спущен 1.2.1916, вошел в состав флота 16.12.1916. Был флагманом флотилии эсминцев.

Принимал участие в захвате Моон­зундских островов. В полдень 11.10.1917 в составе главных сил "Эмден" взял курс на север. Крейсер шел в кильватер флагманс­кому линейному крейсеру "Мольтке", а вслед за ним двигались линкоры четвер­той бригады под командой вице-адмира­ла Сушона, 12.10.1917 "Эмден" вместе с лучшим линкором Германии "Байерн" со­крушал батарею на мысе Тоффри. Но "Байерн" вскоре подорвался на мине и отошел. В этот же день крейсер оказал помощь своим миноносцам и тральщикам, которые были атакованы русскими мино­носцами "Генерал Кондратенко" и "Погра­ничник".

Позднее "Эмден" вступил в бой с русскими кораблями, которые препятство­вали прорыву немецких эсминцев на Кассарский плес. После двухчасовой пере­стрелки немцы отошли. 13-14 октября "Эмден" вместе с линкором "Кайзер" вел бой с русскими кораблями, в ходе которо­го был потоплен русский миноносец "Гром". После захвата Моонзундских ост­ровов крейсер перевели в Северное море. 11.12.1917 "Эмден" обеспечивал переход второй флотилии эсминцев, направленной для нападения на скандинавские конвои. После удачного рейдерства эсминцы снова были встречены крейсером.

После заключения перемирия ко­рабль интернирован в Скапа-Флоу. Во время "великого затопления" 21.6.1919 его вытащили на мелководье, и он остался цел, 11.3.1920 был передан Франции, но из-за плохого технического состояния в состав ее флота не входил, а использован после изучения конструкции для испыта­ний. В 1926 г. разобран на металл.

"Нюрнберг" Построен на заводе "Хавальдсверке" (Киль). Заложен в 1915 г., спущен 14.4.1916, вошел в состав флота 15.2.1917.

В составе второй разведывательной группы участвовал в Моонзундской де­сантной операции. Сопровождал четвер­тую транспортную группу, прикрывал вы­садку в бухте Тага-Лахт. Во втором Гельголандском сражении являлся флагманом второй разведывательной группы, активно поддерживал соединение тральщиков.

После заключения перемирия интер­нирован в Скапа-Флоу. Во время самоза­топления Флота Открытого моря был вы­тащен на отмель. Впоследствии передан Великобритании и использовался для раз­личных опытов и в качестве мишени. 7.7.1922 затонул у острова Уайт.