Проектирование и модернизации
В начале 1930-х гг .флот Веймарской Германии имел 4 легких крейсера, из которых "Эмден", заложенный в декабре 1921 г., был уже морально устаревшим, а три типа "К" "Кельн", "Карлсруэ" и "Кенигсберг" являлись эталоном в мировом судостроении того времени (С. Б. Трубицын Легкие крейсера Германии. Часть I. БКМ. С-Пб. 2003.). На них появился целый ряд новинок: три орудийные башни, комбинированная главная энергетическая установка, состоявшая из паровых турбин и дизелей, а при строительстве использовались новые технологии: сварка и облегченные алюминиевые конструкции надстроек.
В 1928 году немецкий конструктор Блешчмидт получил задание на проектирование очередного легкого крейсера для Рейхсмарине. Конструкторы взяли за основу крейсера типа "К", но сделали внутреннюю перекомпоновку: дымоходы котлов свели в одну трубу, а кормовые башни расположили более традиционным способом — в диаметральной плоскости. Так появился новый проект крейсеров, получивший условное обозначение тип "Е".
Технико-тактические элементы проекта нового крейсера были следующими:
Стандартное водоизмещение 6619 т (по другим данным, 6614 т), полное 8382 т (по другим данным, 8427 т.).
Размерения: длина корпуса 177,1 м (наибольшая), 165,8 м (по конструктивной ватерлинии), ширина 16,2 м, осадка 5,69 м (максимальная), 4,88 м (средняя).
Корпус имел продольную систему набора, делился на 16 водонепроницаемых отсеков, двойное дно проходило на 75% его длины. От предшественников новый крейсер унаследовал легкость набора и недостаточную прочность. Одной из причин этого стало то, что надстройка не входила в составляющую общей прочности корпуса, что впоследствии приводило к авариям. Для экономии веса широко использовалась сварка.
Для защиты "Лейпцига" использовали никелевую сталь завода Круппа. Пояс по ватерлинии имел 50 мм, в кормовой части в районе румпельного отделения 25 мм, в носовой части 20-мм (по другим данным, 18 мм) плиты. Бронированная палуба, толщиной 20 мм, имела закругленный 25-мм скос к нижней кромке пояса.
Противоминная защита состояла из 15-мм продольной переборки. Боевая рубка защищалась 100-мм (вертикальные) от 50 до 30 мм (горизонтальные) плитами. Из боевой рубки в центральный пост вела 50-мм наклонная шахта, со скоб-трапом внутри. Марс фок-мачты был забронирован 20-мм (вертикальные), 15-мм (горизонтальные) плитами. Носовой дальномер имел 20-мм вертикальное и горизонтальное бронирование, стабилизированный пост управления огнем 88-мм орудий — 14-мм защиту.
Башни главного калибра имели лобовое бронирование из 80-мм, боковое из 20-мм, тыльной части из 32-мм плит. Барбет башен имел 60-мм броню выше ватерлинии, 32 мм ниже ее. Верхняя палуба в некоторых, наиболее жизненно важных местах, достигала толщины от 20 до 32 мм. Бронирование щитов 88-мм орудий состояло из 12-мм лобовых и 10-мм боковых листов.
Главная энергетическая установка состояла из 6 военно-морских котлов низкого давления (16 атмосфер), размещенных в трех котельных отделениях. Котлы вырабатывали пар для 2 турбин системы Парсонса производства Кильского завода "Германия", работавших через турбозубчатый агрегат каждая на свой вал. Кроме того, на корабле имелось 4 дизеля фирмы "MAN", работавших на один (центральный) вал. Всего крейсер имел три винта. Мощность турбин составляла 60000 л.с., дизелей 12400 л.с.
Скорость хода при работе турбин достигала 32 узлов, при работе только дизелей 18 узлов (маршевая скорость), дальность плавания 3780 миль со скоростью 15 узлов, 2980 миль 21 узел и 2220 миль при скорости 32 узла. Запас топлива равнялся 1200 т (нефти) и 310 т мазута (дизельное топливо). "С учетом того, что турбинные и дизельные установки значительно отличались по мощности, на среднем валу крейсера был установлен винт регулируемого шага (ВРШ), позволявший разворачивать лопасти в положение, наиболее эффективное для каждого конкретного режима дизельной установки с учетом скорости корабля. В случае выхода из строя дизельной установки, а также при ходе только под котлотурбинной установкой предусматривалось разворачивать ВРШ во "флюгерное" положение вдоль оси гребного вала. Это позволяло до минимума снизить сопротивление неработающего винта.
Электроэнергию для многочисленных потребителей вырабатывали 3 турбо-генератора и 1 дизель-генератор мощностью по 180 киловатт каждый — всего 720 киловатт. Напряжение в сети составляло 220 вольт.
На испытаниях "Лейпциг" во время пробега развил мощность 65585 л.с., 309 оборотов, и достиг скорости 31,9 узла.
Главный калибр артиллерии "Лейпцига" состоял из 9 150-мм орудий системы SKC-25. Размещены они были так же, как на крейсерах типа "К", в трех трехорудийных башнях — одна в носовой части, две в корме. В отличие от предшествующей серии, кормовые башни находились в диаметральной плоскости. Каждая из башен весила 137 т (из них бронирование 24,8 т). Углы возвышения орудий достигали 40°, снижения 10°. Максимальная дальность стрельбы составляла 25000 м. Для этих орудий имелись фугасные и бронебойные снаряды весом 45,5 кг. Боекомплект включал 1080 снарядов или 120 снарядов на ствол. Во время войны боекомплект увеличивался до 1500 снарядов.
Основу системы управления огнем артиллерии главного калибра составляли три дальномера с базой 6 метров: один на топе фок-мачты, второй на носовой надстройке, третий на кормовой надстройке.
Первоначально на крейсерах планировалось установить 4 88-мм орудия С25, такие же, какими были вооружены крейсера типа "К". Из-за их неготовности крейсер вооружили 2, а затем 4 одноствольными 88-мм орудиями времен первой мировой войны. В 1936 году на "Лейпциге" все же установили 88-мм орудия системы С32. Первоначально смонтировали две двухствольные , затем добавили еще одну двухствольную установку. Основные характеристики установки и орудий были следующими: угол возвышения 80", угол снижения 10°, угол поворота орудий 360°, вес снаряда 9 кг, вес заряда 15 кг, дальность стрельбы 19200 м (по морской цели), 12400 м (по воздушной цели). Боекомплект составлял: 800 снарядов для старых 88-мм, и от 1600 до 2400 снарядов для новых 88-мм орудий.
Малокалиберная зенитная артиллерия включала 8 37-мм орудий системы С30 (4 двухствольных установки имели угол возвышения 85", снижения 10", дальность стрельбы 8500 м по морской цели, 5800-6800 по воздушной цели) с максимальной скорострельностью 160 выстрелов в минуту на ствол, практической 80 выстрелов. Боекомплект 37-мм снарядов состоял из 9600 выстрелов. 8 20-мм одноствольных орудий имели угол возвышения 85°, снижения 11°, дальность стрельбы 4900 м по морской цели, 3700 м по воздушной цели, максимальную скорострельность 280 выстрелов в минуту на ствол, фактическую 120 выстрелов в минуту.
Первоначально "Лейпциг" вооружили 12 500-мм торпедными аппаратами (4 трехтрубных, по два на борт). После перехода немецкого флота на новый калибр торпедных аппаратов вместо 500-мм установили такое же количество 533-мм торпедных аппарата. Боекомплект состоял из 24 торпед: 12 в аппаратах, 12 около них. Имелась централизованная система управления торпедной стрельбой. В случае необходимости крейсер мог выставить 120 мин заграждения.
Экипаж включал 850 человек, из них 26 офицеров. Численность экипажа постоянно росла и вскоре составила 858 человек, из них 30 офицеров. Если "Лейпциг" исполнял обязанности флагманского корабля, то добавлялось 26 человек, из них 6 офицеров.
Весовые нагрузки крейсера "Лейпциг" распределялись следующим образом : корпус (включен вес бронирования башен) 255 т, бронирование 774 т, главные энергетические установки 1637 т, вспомогательные механизмы 394 т, вооружение (включены приборы управления огнем и боезапас) 903 т, оборудование с запасными частями, экипаж со снаряжением 481 т, топливо, вода для котлов, смазочное масло 1681 т. Проектное водоизмещение крейсера равнялось 8427 т.
Первой крупной модернизацией стала замена в 1934 году торпедных аппаратов. В 1936 году заменили 88-мм орудия и установили систему управления зенитным огнем, основой ее был центральный автомат стрельбы SC-1. В это время Германия избавилась от ограничений Версальского договора и начала усиленно создавать военную авиацию, поэтому "Лейпциг" получил и авиационное вооружение. Оно состояло из катапульты и крана в районе трубы для подъема самолетов. Сначала на крейсере базировались биплан "Не-60С". В 1938 году на "Лейпциге" прошел испытание американский гидросамолет "Yiot Korsair".
Из-за проблем, появившихся с прочностью корпуса, приняли решение выполнить большой объем работ по корпусу. Планировалось смонтировать в подводной части були, при этом водоизмещение "Лейпцига" возрастало бы на 210 т, но осадка оставалась прежней. Дальнейшие расчеты показали, что работа по усилению корпуса и установка нового оборудования должны были увеличить водоизмещение корабля на 270 тонн, к тому же при проектировании заложили резерв в 50 тонн, и водоизмещение увеличивалось на 320 тонн. Но после начала войны от этого плана отказались.
До начала войны заменили кран для подъема самолетов на кран другой системы. В декабре 1939 года крейсер был торпедирован. Во время ремонта с него сняли два котла. В 1940 году на корабле установили два трехствольных 20-мм автомата. Малокалиберная зенитная артиллерия в этот период имела 4 двухствольных 37-мм и 6 20-мм автоматов. В это же время на "Лейпциге" установили размагничивающее устройство (MES Anlage).
В марте 1941 года с крейсера сняли два трехтрубных торпедных аппарата и установили на линкоре "Гнейзенау". К 1944 году оставшиеся два трехтрубных торпедных аппарата демонтировали. Летом 1943 года на корабле появилась радиолокационная станция, это была FuMO-21, а также станции радиотехнической разведки FuMB-б "Палау" и две станции FuMB "Суматра".
В 1944 году заметно усилили малокалиберную зенитную артиллерию, в результате она состояла из 4 40-мм автоматов, 4 37-мм (две двухствольные установки), 8 20-мм зенитных автоматов (по одним данным, в одноствольных установках, по другим, в 4 двухствольных). После столкновения с "Принцем Ойгеном" с "Лейпцига" сняли почти все зенитное вооружение. На момент капитуляции оно состояло только из двух 20-мм автоматов.