Служба

 

16 апреля 1928 года (по другим данным, 14 апре­ля) на Военно-морской верфи был заложен легкий крей­сер, получивший условное обозначение Kreuzer "E" (или "Ersatz Amasone"). 18 октября 1929 года состоя­лась церемония крещения корабля и спуск на воду. День был выбран не случайно, это была очередная годов­щина "Битвы Народов" с Наполеоном в 1815 году у Лейпцига. Поэтому крейсер назвали "Лейпциг". Он унаследовал это имя у крейсера, героически погибше­го в 1914 г. в неравном бою у Фолклендских остро­вов. Речь во время церемонии произнес обер-бургомистр Лейпцига доктор Рот, крестной матерью корабля ста­ла вдова командира погибшего "Лейпцига" фрау Сю­занна Гаун.

Испытания "Лейпцига" начались 8 октября 1931 года и проводились сначала в Северном, а по­том в Балтийском морях. В целом они прошли успеш­но, и 18 декабря "Лейпциг" возвращается на верфь-строитель для устранения выявленных недостатков. К 12 февраля 1932 г. работы были завершены, корабль прошел испытание и приступил к боевой подготовке. 18 августа крейсер зачислили в состав Разведыватель­ных сил флота.

В сентябре "Лейпциг" участвует в осенних ма­неврах флота. С 3 по 5 сентября за ходом учений на­блюдает обер-бургомистр Лейпцига доктор Герделер. После завершения учений крейсер находился в распо­ряжении артиллерийской и торпедной инспекции. Ос­таток года прошел в рутинной службе.

С 21 февраля по 15 марта 1933 года состоялся поход в Атлантику с посещением порта Лос-Пальмос (Канарские острова). После возвращения "Лейпциг" за­нимался боевой подготовкой в Северном и Балтийс­ком морях. 1 апреля корабль принимает участие в це­ремонии спуска броненосного корабля "Адмирала Шеер". 22 мая на борту "Лейпцига" собрались пред­ставители новой власти — недавно избранный канц­лер Германии А. Гитлер, спикер (председатель) Рейх­стага Г. Геринг и главнокомандующий флотом адмирал Э. Редер. Высокопоставленное общество наблюдало за артиллерийскими стрельбами.

С 23 июня по 26 июня корабль посетил финский порт Ханко. В июле прошел заграничный поход со сто­янкой в датском порту Аарнус с визитом на борт "Лей­пцига" короля этой страны. Осенью крейсер принимал участие в больших маневрах флота. На "Лейпциге" на­ходился главнокомандующий адмирал Э. Редер. После завершения маневров прошел большой парад. Остаток 1933 и первые месяцы 1934 года корабль занимался бо­евой подготовкой. 26 апреля прошел визит в норвежский порт Кристиансанд, затем 21 июня деловой визит в норвежский порт Ставангер. Крейсер оказывал по­мощь лайнеру компаний NDL "Дрезден".

Июль был очень насыщенным. В начале месяца из Вильгельмсхафена выходят в море крейсера "Кениг­сберг" и "Лейпциг". Целью похода были учения в Ат­лантике, а также визиты в исландский порт Рейкьявик и английскую военно-морскую базу Портсмут. Это был первый визит немецких кораблей в Англию после 1914 года. В этом же месяце крейсера вернулись в Германию. Остаток года прошел для "Лейпцига" в обычной бое­вой подготовке. Этим же крейсер занимался и в 1935 году. В июле 1935 г. крейсер принимал участие в праз­дновании Кильской недели. В августе одна из стрельб была произведена в присутствии Гитлера. Изредка и на короткое время "Лейпциг" становится флагманским кораблем Разведывательных сил.

В декабре 1935 года на корабле монтируется авиационное вооружение. В литературе можно найти упоминание о монтаже на крейсере авиационного во­оружения в декабре 1934 года, но это ошибка, так как Германия вышла из Версальского договора только в 1935 году.

Флагманом Разведывательных сил "Лейпциг" был с 19 января по 3 февраля 1936 года. В январе он вместе с "Кельном" занимался боевой подготовкой в Немецкой бухте, а затем в качестве корабля-цели обес­печивал торпедные стрельбы флота на Балтике. 1 фев­раля провели испытания катапульты. 15 апреля "Лей­пциг", "Кельи" и "Нюрнберг" уходят в Атлантику для испытаний катапульт и проведения ряда учений. 8 мая корабли вернулись в Вильгельмсхафен и начали про­ведение боевой подготовки в Балтийском море. 29 мая "Лейпциг" принимает участие в параде, посвященном открытию памятника павшим морякам в первой ми­ровой войне в Лабо (Laboe). С 25 по 28 июня проходит визит в вольный город Данциг.

Летом 1936 года в Испании началась гражданс­кая война. Правительство Германии поддерживало мя­тежников генерала Франко. Корабли германского фло­та начали походы в испанские воды. Первый поход в испанские воды начался для "Лейпцига" 20 августа. В начале октября ему на замену прибыл "Кельн". 10 ок­тября "Лейпциг" вернулся в Германию. Вскоре крей­сер прибывает на верфь Вильгельмсхафена для прохож­дения текущего ремонта. Работы были завершены в январе 1937 года, и заводские испытания произвели с 21 по 22 января. Затем после курса боевой подготовки в Балтийском море 9 марта крейсер вышел из Киля и направился в Испанию и 12 марта прибыл в главную военно-морскую базу франкистов Эль Ферроль. В во­дах Испании "Лейпциг" сменил "Кельн".

13 марта 1937 года "Лейпциг" попал в шторм в Бискайском заливе, последствия которого оказались тяжелыми: крейсер был поврежден, произошла дефор­мация верхней палубы, появились трещины в бортах. Но корабль все же дождался своей смены (замена - "Адмирал Шеер" появился только в середине мая) и пошел в Германию на ремонт. 19 мая он вернулся в Германию, по уже 1 июня обстановка потребовала его возвращения в испанские воды. 15 и 18 июня крейсер был атакован неизвестными подводными лодками. 29 июня после очередного возвращения в Германию началась боевая подготовка, как индивидуальная, так и в составе соединения. С 24 по 30 июля на "Лейпци­ге" находился командующий флотом адмирал Карльс, во время осенних маневров крейсер был флагманом эскадры "синих", которой командовал контр-адмирал Денш, в ноябре состоялся поход в восточную часть Балтийского моря, с 19 по 23 ноября визит в столицу Эстонии Таллин.

Весь 1938 год был проведен в непрерывной бое­вой подготовке: отрабатывались минные постановки, производились опыты по передаче топлива в откры­том море на эсминцы, крейсер был кораблем-целью для подводных лодок, проводились учения по взаимной буксировке с крейсером "Нюрнберг".

22 августа "Лейпциг" принимал участие в боль­шом военно-морском параде, посвященном спуску на воду тяжелого крейсера "Принц Ойген". Это событие почтила своим вниманием вся верхушка Третьего Рей­ха во главе с А. Гитлером, а также венгерским дикта­тором адмиралом Хорти. 8 и 9 октября крейсер уже при­нимал участие в торжествах по случаю спуска на воду первого немецкого авианосца "Граф Цеппелин".

С 17 декабря 1938 по 15 марта 1939 года корабль стоял на ремонте на заводе "Дойче Верфь" в Киле. 23 марта "Лейпциг" в составе эскадры принимает уча­стие в присоединении к Германии Мемеля (Клайпеда). Этот литовский город стал последним мирным приоб­ретением, следующий шаг А. Гитлера привел к войне.

С 17 апреля по 18 мая крейсер в составе эскадры уходит в Атлантику в учебный поход. По другим дан­ным, поход продолжался с 18 апреля по 16 мая. "Лейп­циг" был флагманом Разведывательных сил флота, на нем поднял флаг контр-адмирал Денш. Прошли визи­ты в порты Понтеоедро и Танжер.

В середине августа 1939 г. началась мобилиза­ция, а затем и развертывание Кригсмарине против Польши. Вторжение было запланировано на 26 авгус­та. 23 августа (по другим данным, 24 августа) "Лейп­циг" приступил к блокаде польского побережья.

1 сентября 1939 г — нападением Германии на Польшу началась вторая мировая война. 3 сентября Ве­ликобритания и Франция объявили войну Германии. Кригсмарине приступил к постановке системы оборо­нительных минных заграждений "Вествалл". Не остал­ся в стороне и "Лейпциг": в ночь с 19 на 20 сентября он был флагманом минно-заградительного соединения, со­стоявшего из миноносцев "Зееадлер" и "Вольф", при­крытие осуществляли эсминцы "Леберехт Маас" и "Ге­орг Тиле". Ими было выставлено заграждение "Марта-4". Операция прошла без происшествий.

В конце сентября "Лейпциг" возвращается в Бал­тийское море и в начале октября становится к стенке одного из заводов на двухнедельный ремонт энергети­ческой установки. Во время ремонта произвели полный осмотр всех главных и вспомогательных механизмов, а также чистку котлов. После окончания работ выход на короткие испытания, артиллерийские и торпедные стрельбы.

21 октября в командование Разведывательными силами флота вступил контр-адмирал Г. Лютьенс. "Лейпциг" под его флагом прошел Кильским каналом.

Вскоре крейсер бросил якорь на рейде Брюнсбютелля и в последний день октября совершил обратный переход на Балтику и пришел 1 но­ября в Свинемюнде. Позднее состо­ялись совместные учения с крейсе­рами "Кенигсберг", "Кельн" и "Нюрнберг". 7 ноября "Лейпциг" в Киле, у дока Холтенаус, в темную и дождливую ночь сталкивается с учебно-артиллерийским кораблем "Бремзе". К счастью, повреждение в кормовой части по правому бор­ту было незначительным, и ремонт на "Дойче Верфе" в Киле занял не­делю, после чего "Лейпциг" присо­единился к Разведывательным си­лам флота, флагманом которых был "Нюрнберг". В это время не­мецкие эсминцы ставили активные минные заграждения у английско­го побережья. Для их прикрытия в Северном море развертывались легкие крейсера.

18 ноября в море вышел "Лей­пциг" и флотилия миноносцев. Всю ночь они курсировали в назначен­ном районе. После встречи с эсмин­цами соединение пошло на базу, куда и прибыло 19 ноября. В этот же день на "Лейпциге" был поднят флаг командующего разведыва­тельными силами. В это соединение также вошел крейсер "Кельн" и эс­минцы "Карл Гальстер", "Бернд фон Арним" и "Эрих Гизе", а так­же 4 миноносца. 21 ноября немец­кие корабли вышли в море, прикры­вая уход идущих в крейсерство в Атлантику линкоров "Шарнхорст" и "Гнейзенау". 22 ноября крейсера расстались с линкорами и начали выполнение второй фазы операции: поиск вражеских и нейтральных су­дов с контрабандой, сначала в Се­верном море, а затем и в Балтийс­ких проливах.

Соединение несколько раз ре­организовалось. 24-25 ноября в его состав был включен карманный лин­кор "Лютцов". После возвращения на базу контр-адмирал Лютьенс пе­ренес свой флаг на "Нюрнберг".

В ночь с 12 на 13 декабря была запланирована очередная опе­рация по постановке мин у англий­ского побережья. Обычно крейсеры прикрывались миноносцами, но так получилось, что боеспособных кораблей не было, поэтому Лютьенсу пришлось выйти в море без прикрытия. В его распоря­жении находились крейсера "Нюрнберг", "Лейпциг" и "Кельн".

Ночь прошла спокойно. Единственное событие - получение радиограммы из штаба, о том, что че­рез их район проследует пассажирский лайнер "Бре­мен". Но сигнальщики с крейсеров его не обнаружи­ли. Утром с "Лейпцига" и "Нюрнберга" взлетели самолеты-разведчики. В 10 ч 40 мин 13 декабря сиг­нальщики с крейсеров обнаружили датский пароход "Чаркоу", и Лютьенс приказал "Лейпцигу" остано­вить его и досмотреть. Приказ был выполнен: крей­сер остановился и спустил катер и, когда выяснилось, что пароход не вез контрабанду, вернулся и был под­нят на борт.

Вскоре корабль догнал соединение и немецкие крейсера пошли своеобразным треугольником: "Нюр­нберг" и "Лейпциг" в строю фронта, за ними "Кельн". Затем над ними появились 2 гидросамолета Не-115, один из них начал передавать сигнальным фонарем бук­ву "U". Но это предупреждение об угрозе из-под воды неправильно поняли, так как эта же буква была по­зывным на этот день.

Угроза появилась в виде подводной лодки "Сэлмон", которая была приписана ко 2-й флотилии под­водных лодок. Эта лодка получила задание совершить 16-дневный разведывательно-боевой поход в Гельголандскую бухту и у входа в пролив Скагеррак. Поход британских подводников был весьма насыщенным. 4 декабря они потопили немецкую подводную лодку "U-36". 12 декабря прошла, правда, неудачная атака лайнера "Бремен". И вот 13 декабря были обнаружены крейсера Лютьенса. Командир лодки произвел 6-тор-педный залп и сразу же ушел на глубину. В 11 ч 25 мин одна из торпед поразила "Лейпциг", другая флагманс­кий "Нюрнберг".

Взрыв прогремел в районе 89 шпангоута, чуть в корму от переборки, от трех до четырех метров ниже ватерлинии. В результате корпус имел пробоину от 83 до 96 шпангоута (13 метров в длину), а по вертика­ли от двойного дна до ватерлинии (5-6 метров в высо­ту) деформировались листы киля, бронированная па­луба вздулась, паропроводы разорвало, переборки между котельными отделениями № 2 и № 1 были раз­рушены, и вода просочилась над бронированной па­лубой — это был результат вторичных деформаций. Вода и нефть заполнили обе котельные, погибла вся вахта, состоящая из 15 человек. Одна из турбин вышла из строя, вторая турбина проработала еще 15 минут, получая пар из котельного отделения № 3, но после появления воды в топливе котлы пришлось вывести из действия. Также вышли из строя оба гирокомпаса, дальномер, отказало рулевое управление. "Лейпциг" стоял с креном в 8" на левый борт, его положение было критическим, но не безнадежным (из-за удачного де­ления корпуса на отсеки).

Единственное неповрежденное котельное отделе­ние № 3 было наполнено дымом, а через кабельные вво­ды в него поступала вода из затопленного котельного отделения № 2. Всего корабль принял 1700 тонн воды. Борьба за живучесть крейсера осложнялась выводом из строя внутрикорабельной связи. В 12 ч 25 мин удалось запустить дизель, и поврежденный крейсер пошел в базу. В это время над немецкими крейсерами появи­лись английские самолеты.

Между тем в штабе группы "Вест" кипела рабо­та. После получения радиограммы от Г. Лютьенса о повреждении двух крейсеров началось формирование эскорта. В него вошли эсминцы, сторожевые корабли и тральщики, запросили и авиационную поддержку. Соединение Г. Лютьенса разделились па три группы. Первым ушел вперед неповрежденный "Кельн", за ним "Нюрнберг", последний шел "Лейпциг". В его охране­нии находились эсминец "Герман Шоеманн", стороже­вые корабли "F-7", "F-9", тральщики из состава 2-й флотилии и катерные тральщики 1-й флотилии.

Весь день 13 декабря и ночь на 14 декабря крейсер медленно шел в свою базу. Первая половина для 14 де­кабря прошла спокойно, по в 12 ч 30 мин "Лейпциг" и его охранение было атакова­но вражеской подводной лодкой "Урсула". С лодки был произведен четырехторпедный залп. Одна (а воз­можно, и две) торпеда пора­зила сторожевой корабль "F-9". Вечером "Лейпциг" и его поредевшее охранение прибыли в базу.

Первоначальный ре­монт был выполнен верфью "Бломм и Фосс" в Гамбурге, затем крейсер отведен на за­вод "Дойче Верфь" в Киле.

27 февраля 1940 года "Лейпциг" исключили из списков флота, но приняли решение восстанавливать его как учебный крейсер. С него сняли 4 котла, вместо них оборудовали кубрики для курсантов. Скорость хода "Лейпцига"упала до 14 узлов. Часть работ выполнила "Данцигер Верфь". Только почти через год после получения повреждений работы на крейсере завершили. 1 декабря 1940 года "Лейпциг" возвращается в состав флота, его приписы­вают к артиллерийской и торпедной школам.

В апреле 1941 года "Лейпциг" обеспечивал бое­вую подготовку линкора "Бисмарк". Но основной его работой стали учения и артиллерийские стрельбы. 11 июня немецкая эскадра, в которую входил броненос­ный корабль "Лютцов" и крейсера "Эмден" и "Лейп­циг", эскортируемые эсминцами, отправляется в нор­вежские воды и без приключений прибывают в Осло. "Лютцов" пошел дальше на север, но был поврежден английским самолетом-торпедоносцем. Пребывание в норвежских водах было коротким, и уже 7 июля кораб­ли вернулись в Германию. Мирная жизнь "Лейпцига" закончилась в сентябре 1941 года, когда было сформи­ровано соединение, получившее название "Балтийский флот". Целью этого соединения стало недопущение ухо­да советских кораблей в Швецию в случае их прорыва из Ленинграда. "Лейпциг" зачислили в состав южной группы, базирующейся в Лиепае.

После налетов на Кронштадт немецкому ко­мандованию стало ясно, что советские корабли в море не выйдут, соединение, просуществовав несколь­ко дней, было расформировано. "Лейпцигу" практи­чески сразу же нашли новую задачу. Вермахт в это время проводил операцию по захвату Моонзундских островов, и ему требовалась поддержка флота. Для выполнения этой задачи выделили крейсера "Лейп­циг" и "Эмден" и 3 миноносца. На палубу крейсера был принят самолет для корректировки огня и поис­ка подводных лодок. Операция получила кодовое на­звание "Вестштурм".

Вечером 25-го сентября корабли покинули Либаву и пошли к Моонзундским островам. Во время ночно­го перехода уточнили места обстрелов. В 6 ч утра не­мецкие корабли открыли огонь. Из-за плохой видимости самолет использовался только для противолодочного патрулирования. Обстрел продолжался до полудня, пос­ле чего немецкие крейсера отошли, но стрелять по бере­гу продолжили тральщики. В этот день расход боезапа­са на "Лейпциге" составил 377 снарядов.

Ночь корабли немецкой эскадры провели у Моонзундских островов. С утра 27-го "Лейпциг" катапуль­тировал самолет, и через 5 минут заговорил его глав­ный калибр. Вскоре с побережья начали отвечать советские береговые батареи. Примерно в это же время командир дивизиона торпедных катеров капитан-лейтенант А.Н. Богданов заканчивал формирование ударной группы. В ее состав вошли ТК № 67, № 83, № 111, № 164. Старшим группы назначили капитан-лей­тенанта В.П. Гуманенко. Советские катера были обна­ружены в море сначала авиаразведкой, а потом и сиг­нальщиком на топе фок-мачты крейсера "Эмден". Обстрел побережья прекратили, и крейсера пригото­вились к отражению атаки. Первым по катерам в 9 ч 17 мин из носовых орудий открыл огонь "Эмден", ког­да дистанция до них составила 10000 метров. Через не­сколько минут начали стрелять и остальные корабли. Наши катера повернули вправо и начали ставить дым-завесу. В это время, по мнению немецких моряков, было видно попадание в один из них. Был намечен поиск но­вой цели. Через две минуты был обнаружен и обстре­лян еще один катер.

Бой продолжался еще 20 минут, после чего тор­педные катера были отогнаны миноносцами. "Лейп­циг" израсходовал в этом бою 153 снаряда. Немецкие моряки доложили о потоплении двух катеров.

Фактически во время этого боя советский флот лишился одного торпедного катера № 83, экипаж с него снял другой катер. В свою очередь катерники доложи­ли о потоплении двух миноносцев, а также нанесении тяжелых повреждений крейсеру и миноносцу. Немцы утверждают, что их корабли не пострадали. Но так или иначе советские моряки свою задачу выполнили. Об­стрел побережья был прекращен.

Из-за большого расхода боезапаса и топлива не­мецкое соединение прекратило выполнение задачи и пошло в Либаву. Во время перехода группа радиораз­ведки на "Эмдене" перехватила вражескую радиограм­му, отправителем которой могла быть подводная лод­ка. В 14 ч 27 мин, когда немецкое соединение находилось в 20 милях западнее Виндавы, сигнальщи­ки немецких кораблей увидели следы торпед. Они при­ближались, с правого борта и "Эмден", и "Лейпциг" выполнили резкий поворот влево, уклоняясь от торпед. Охранявший крейсера "Т-7" начал преследовать под­водную лодку, вскоре к охоте присоединились еще два миноносца. Но результатов поиска не было, а вернув­шиеся из походов советские лодки об атаке крейсеров не доложили. Скорее всего, в атаку выходила "Щ-319" (командир капитан-лейтенант Н.С. Агашин).

Она вышла в море 20 сентября из Кронштадта на позицию № 2 у Либавы. Лодка считалась пропав­шей без вести. В ранее секретных трудах считалось, что "Щ-319" погибла при форсировании Финского за­лива. Но, скорее всего, лодка благополучно форсиро­вала залив. В районе ее позиции немцы зафиксирова­ли две атаки 27-го на крейсера, 29-го на тральщик. Вероятно Щ-319 погибла на позиции или во время воз­вращения в базу.

Вечером 27-го сентября немецкое соединение при­было в Либаву, 29 в Киль, где крейсер поставили к стен­ке завода "Дойче Верфь". Работы завершили 20 октяб­ря, после чего "Лейпциг" возвращается в Готенхафен (Гдыню). Корабль начал выполнять обязанности учеб­ного корабля: в ноябре прошло совместное учение с тя­желым крейсером "Адмирал Хиппер", после их завер­шения учебные походы по Данцигскому заливу, 18 октября "Лейпциг" был кораблем-целью во время стрельб миноносцев и эсминцев.

1942 год прошел для корабля в повседневной служ­бе. В жизни крейсера произошло два примечательных события — это испытание нового образца противомин­ной обмотки (MES-Anlage) и прохождение текущего ре­монта в Либаве. После "Новогоднего боя" А. Гитлер приказал отправить на слом все большие над­водные корабли ("Новогодний бой"— нападение тяжелого крейсера "Ад­мирал Хиппер" и броненосного корабля "Лютцов" с эсминцами на союзный конвой. Атака не имела успеха, "Адмирал Хиппер" был поврежден, но А. Гитлеру об этом доложено не было, что затем вызвало его неудовольствие действиями всего ВМФ). Но новому главкому К. Деницу уда­лось отстоять большую их часть. Но не "Лейпциг", бое­вая ценность которого была уже незначительной. В феврале экипаж корабля сократили и 4 марта 1943 года "Лейпциг" исключили из списков флота. Военно-морс­кой флаг на корабле спустили, а корабль ушел в Либаву на отстой с небольшим экипажем во главе с исполняю­щим обязанности командира капитана 2 ранга Асмусом.

В июле 1943 г. вновь приняли решение вернуть крейсер в состав флота. "Лейпциг" должен был служить учебным кораблем для рулевых и штурманов. 1 авгус­та он вошел в состав флота. Но крейсер по-прежнему продолжали преследовать неудачи. 10 августа произо­шел пожар в котельном отделении № 3. После корот­кого ремонта новые испытания и курс зенитных стрельб, с сентября по декабрь учебные походы по цен­тральной части Балтийского моря, совместные учения с "Нюрнбергом".

С 5 по 31 января 1944 г. "Лейпциг" прошел теку­щий ремонт на Готенхафском филиале "Дойче Верфь", где провели замену лейнеров 150-мм орудий. С 28 февраля по 2 марта прошло совместное учение с крейсером "Принц Ойген", 16 марта боевые учения в Гданьском заливе.

Тем временем обстановка на фронте ухудшалась. Фронт при­ближался к районам боевой подго­товки немецкого флота. Старые то­варищи "Лейпцига" уже вступили в войну, обстреливая наступавшие вдоль побережья Советские войска. Но "Лейпциг" в военных действи­ях не участвовал. В начале сентяб­ря он провел совместные учения с тяжелым крейсером "Адмирал Шеер", 21 сентября учение у остро­ва Борнхольм, 26 сентября "Лейп­циг" охраняет войсковой конвой из Свинемюнде в Готенхафен, а затем участвует в совместных учениях с тяжелым крейсером "Адмирал Хиппер", легким крейсером "Кельн", учебным кораблем — бывшим лин­кором "Шлезиен".

С 8 по 14 октября "Лейпциг" прошел докование на верфи "Шихау" в Данциге. После выхода из дока крейсер получает настоящее бо­евое задание: постановку минного заграждения у входа в пролив Ска­геррак. Но ближайшие минные арсеналы находились в Свинемюнде, и "Лейпциг" вышел туда из Готенхафена. В 19 ч 50 мин крейсер прошел оконечность мыса Хели. По услови­ям военного времени, корабль шел без огней. Скорее всего, радионави­гационные и гидроакустические вах­ты не неслись, хотя боевая тревога была пробита. Около 20 ч 00 мин "Лейпциг" остановился для отключения тур­бин и дальнейшего перехода под дизелями. Стоял силь­ный туман, из которого в буквальном смысле выскочил тяжелый крейсер "Принц Ойген", шедший в Готенхафен для пополнения боезапаса. Удар был настолько сильным, что офицер, находившийся в центральном посту "Лейп­цига", записал в журнале "20.04. Попадание торпеды" (Pertek J. Na Baltyke w Arctyce i na Morze Czarnym-Posnan; 1989. c. 149). Так же в первые минуты считали и многие моряки "Лейпцига". Удар пришелся в тот же район, в который угодила торпеда в декабре 1939 года. После уда­ра погасло освещение, но зажглись тусклые плафоны ава­рийного освещения.

Фактически обстановка была следующей: нос "Принца Ойгена" вошел в борт "Лейпцига" между но­совой надстройкой и дымовой трубой, носовые котельные отделения № 2 и № 3 были затоплены, в при­легающие отсеки начала поступать вода (всего в кор­пус поступило 1600 т воды), потери экипажа состави­ли 11 человек убитыми, 6 пропавших без вести, 31 человек был ранен (по другим данным, погибло 27 человек). В основном погибли расчеты зенитных ав­томатов. Погибших могло быть гораздо больше, в ра­нее разрушенной котельной находились кубрики кур­сантов, но по боевой тревоге они прибыли на свои боевые посты.

Оба крейсера дрейфовали в 2,5 милях восточнее Хели. Из Готенхафена и Данцига прибыли буксиры и военные корабли. Первые для разъединения кораблей, вторые для несения противолодочного дозора. Так "Лейпциг" и "Ойген" проплавали всю ночь. Утром на "Лейпциг" подали буксиры, и крейсера разошлись: "Принц Ойген" дал полный ход назад, а буксиры потянули "Лейпциг" лагом в противоположном направ­лении, после чего привели его в Готенхафен.

Командующий флотом вице-адмирал Меендсен Болкен, осмотрел повреждение крейсера и принял сле­дующее решение: "Ойген" срочно отремонтировать, а "Лейпциг" исключить из списков флота. Теперь "Лей­пциг" превратили в несамоходный учебный корабль, а большая часть экипажа получила новые назначения. Повреждения корпуса наспех залатали, котлы в строй не вводились. И хотя несколько новых котлов находи­лись на заводской стенке, установить их не успели, так как всем было не до этого: Третий Рейх трещал по швам и разваливался, Красная Армия продолжала стреми­тельное наступление. Приняли решение использовать корабль в качестве неподвижной плавающей батареи.

С 11 по 24 марта "Лейпциг" обстреливал на­ступавшие советские войска, израсходовав при этом 896 снарядов. 25 марта он ушел с рейда Хела на за­пад, увозя с собой около 500 беженцев и раненых. Пе­реход проходил на дизелях, и скорость была неболь­шой. Но все обошлось благополучно, несмотря на угрозу со стороны советской авиации и подводных лодок, "Лейпциг" добрался до небольшой датской бух­ты Аабенраа, что севернее Фленсбурга, пройдя через пролив Малый Бельт.

9 мая 1945 г. Германия капитулировала. Побе­дившие союзники начали раздел немецкого флота. Пер­вым делом корабли Кригсмарине разделили на три группы. Израненный "Лейпциг" признали кораблем ка­тегории "С". В статье Потсдамских соглашений было записано, что эта категория должна быть разобрана не позднее 15 августа 1946 г. Пока решалась судьба ко­рабля, он использовался как плавказарма в Вильгельмсхафене. В начале июня 1946 года на борт крейсера была погружена часть запасов газового оружия Вер­махта. 6 июля буксиры вывели "Лейпциг" из Вильгельмсхафена. На борту корабля находилась только бук­сировочная партия. 11 июля корабль находился в точке затопления. В 10 ч 59 мин буксировочную партию сня­ли, вскоре после этого взорвали подрывные заряды, и "Лейпциг" затонул, перевернувшись вверх килем. Ме­сто затопления корабля — точка с координатами 57°53'N/06°13'E. (По другим данным, "Лейпциг" был затоплен 20 июля и без химического оружия).