Повреждения германского легкого крейсера "Лейпциг" 13 декабря 1939 г.

(Из книга И.М. Короткина Боевые повреждения надводных кораблей. Судпромгиз. 1960.)

 

Легкий крейсер "Лейпциг", находившийся в Северном море, получил попадание торпеды в среднюю часть корпуса. Тор­педа была выпущена с английской подводной лодки по траверзу корабля с расстояния не более 600 м (калибр торпеды 533 мм; вес взрывчатого вещества 340 кг).

В момент повреждения корабль имел ход 28 узлов; состо­яние моря 2 балла, осадку перед повреждением 5,4 м. Бортовые и междудонные цистерны топлива и питательной воды были за­полнены на 85%".

Центр взрыва пришелся в район 89 шп. с левого борта по­чти на 4,0 м ниже ватерлинии в поперечную переборку, разделя­ющую котельное отделение № 1 и 2. От взрыва крейсер получил следующие повреждения.

По корпусу. В районе взрыва образовалась пробоина (10x5 м), причем броня борта была вмята, но не разрушена. Бро­невая палуба над котельным отделением № 1 и 2 выпучилась, броневой скос левого борта в районе попадания разорван и скручен, внутренний борт, скуловой киль и продольная перебор­ка разрушены, повреждена промежуточная палуба. В зоне взры­ва была полностью разрушена поперечная переборка, а днище и внутреннее дно с левого борта оказались частично разрушен­ными. На протяжении средней трети длины корабля в районе ма­шинно-котельного отделения был отмечен ряд разрывов и тре­щин (включая ширстрек), верхней палубы (включая палубный стрингер) и других конструкций, причем разрывы происходили как по сварным швам, так и по целому металлу. От сотрясений корпуса ряд фундаментов под приборами получил трещины.

Разрывы по обшивке корпуса были настолько значитель­ными, что в штормовых условиях корабль находился бы в очень опасном положении и мог переломиться. Никакого запаса с точ­ки зрения обеспечения боевой прочности корабль не имел.

В результате полученных повреждений были затоплены котельные отделения № I и 2, а вследствие нарушения водонеп­роницаемости в местах прохода кабелей через переборки оказа­лись затопленными и некоторые другие помещения. Осадка уве­личилась до 6,2 м, и корабль получил крен 4° на левый борт. Поступившее из разрушенных топливных цистерн в котельное отделение топливо достигало с левого борта уровня промежуточ­ной палубы; это привело впоследствии к возникновению пожаров.

По механизмам, электрооборудованию и вооружению. Котлы и обслуживающие их механизмы котельных отделений № 1 и 2 оказались разрушенными, от недостатка питательной воды вышло из строя и котельное отделение № 3, а в результате этого и обе турбины. Перестало действовать также и большинство не­зависимых вспомогательных механизмов (в строю остались во­доотливной насос котельного отделения № 3 и носовой топлив­ный насос). Средний вал и дизельная установка остались невредимыми, благодаря чему корабль хода не потерял.

Из-за отсутствия пара кормовые турбогенераторы вышли из строя (этому способствовали и повреждения основной кабельной трассы левого борта и части трассы правого борта, проложен­ных по продольным переборкам). Из строя вышла часть радио­аппаратуры и телефонов.

Артиллерия, в основном, осталась неповрежденной, за исключением башни главного калибра № 2, которая могла дей­ствовать только при ручном управлении. Торпедные аппараты были временно выведены из строя от повреждений электрочас­ти, но вскоре их вновь ввели в действие. От произошедшей де­формации палубы правый кормовой торпедный аппарат управ­лялся вручную с трудом.

Носовой гирокомпас вышел из строя из-за недостатка охлаж­дающей воды; временно перестал действовать и кормовой гироком­пас. Вышли из строя: главный машинный телеграф (временно), электрическое управление рулем, дальномер и радиостанция.

Личный состав вел энер­гичную борьбу за живучесть ко­рабля. Борьба с водой велась путем задраивания и осушения помещений; приводились в дей­ствие вышедшие из строя водо­отливные насосы. Восстанавли­валась поврежденная техника, в том числе: электрооборудование и кабели, вспомогательные меха­низмы, телефоны и пр. Устраня­лись повреждения и приводились в действие артиллерия, торпед­ное вооружение, радиосвязь.

Потери в личном соста­ве составляли: 14 убитых и 22 раненых.

Выводы.

1. От воздействия одного контактного взрыва тор­педы (340 кг взрывчатого веще­ства типа ТГА) "Лейпциг" получил серьезные повреждения и на длительное время вышел из строя.

2. Объем полученных кораблем повреждений был значительным и включал: разрушение и повреждение корпуса (приведшие к серьезному снижению его общей прочности), затоп­ление ряда помещений (что привело к увеличению осадки на 0,8 м и появлению крена), выход из строя паротурбинной установки и турбогенератора, повреждение кабелей, частичный или временный выход из строя артиллерии, торпедного вооружения и средств управления кораблем и артогнем. Действие взрыва усилило то, что бортовые топливные цистерны в районе взрыва были заполнены почти полностью (на 85%). Хотя корабль в результате взрыва и не переломился, но находился в опасном положении. Наличие в со­ставе корпуса 50-мм брони, расположенной на расстоянии около 3 м от центра взрыва, ограничивало объем разрушений.

3. Наличие дизельной установки на среднем валу способствовало сохранению хода и энергии при полном выходе из строя паротурбинной установки.

4. Прокладка электрокабеля на бортовой продольной пе­реборке способствовала его значительному повреждению на большом протяжении, в результате чего вышли из строя многие механизмы, приборы и вооружение.

5. Действия личного состава по борьбе за живучесть ко­рабля были успешными и заключались в борьбе с водой и пожа­рами, и восстановлении оружия и технических средств. В резуль­тате была введена в строй часть вооружения и механизмов, и корабль своим ходом дошел до ремонтной базы.