Неосуществленные проекты

 

Легкие крейсера "М"

 

"Нюрнберг" стал последним немецким легким крейсером, поднявшим военно-морской флаг. Почему так получилось? Ведь немецкая промышленность мог­ла строить корабли этого класса без особых проблем.

В 1935 году было подписано англо-германское соглашение по ограничению военно-морских вооруже­ний. По всем основным классам надводных кораблей тоннаж Кригсмарине мог составить 35% от Королевс­кого флота. Кроме того, в составе немецкого флота по­явился и класс тяжелых крейсеров. После этого проек­тированию легких крейсеров стало уделяться меньше внимания. Правда, в мае 1936 года было сформулиро­вано новое задание на проектирование легкого крей­сера, водоизмещением 8000 тонн, предназначенного для крейсерских операций в океане.

В середине 1936 года бюро проектов разработа­ло эскизный проект крейсера с мощностью механизмов 100000 л.с., двухвальной энергетической установкой, максимальной скоростью хода 35 узлов и вооружени­ем из 8 150-мм орудий в 4 двухствольных башнях. Прав­да, уже на этом этапе появились определенные сомне­ния в возможности установки на борту крейсера 4-х башен. Начали предлагать трехорудийные башни. Но вскоре они пропали из проекта, из-за вскрывшихся не­достатков при эксплуатации имеемых на флоте трехорудийных башен.

В конце августа появился новый проект. Водо­измещение нового крейсера осталось прежним — 8000 тонн, но главное, энергетическая установка должна была быть трехвальной, а расчетная скорость 35-36 узлов. Произведенные расчеты показали, что при раз­мещении на крейсерах двухвальной энергетической ус­тановки при возможности развития такой же скорости хода, дальность плавания была бы равна 5800-6200 миль пори скорости хода 20 узлов. Бронирование со­хранили такое же, как у "Нюрнберга".

В сентябре отдел вооружения (AIV) окончатель­но отказался от трехорудийных башен. Из произведен­ных расчетов следовало, что вес 4-х двухорудийных башен был меньше, чем у трехорудийных. В октябре про­изошло еще одно рассмотрение проекта, после которого документацию передали в отдел проектирования.

Чертежи рассматривались 8 месяцев. Представи­тели AIV за это время провели сравнение проекта с ино­странными аналогами. Еще раз перепроверили расче­ты конструкторов. При этом было высказано мнение, что следует увеличить мощность главной энергетичес­кой установки. В итоге собрали совещание, на кото­ром обсуждалась установка на крейсере дизелей для экономического хода. Хотя сотрудники A1V настаива­ли на скорейшем обсуждении проекта, следующее со­вещание было собрано только в феврале 1937 года. Кон­структоры высказали мнение, что на "Нюрнберге" и в новом проекте невозможно установить энергетическую установку в 100000 л.с., поэтому были представлены два альтернативных проекта: а) крейсер водоизмеще­нием 18000 тонн, со скоростью хода 35 узлов, заброни­рованный аналогично "Нюрнбергу", вооруженный 4 двухорудийными 150-мм башнями; б) большой небро­нированный эсминец, со скоростью 40 узлов, вооружен­ный 6-8 150-мм орудиями.

Представители отдела проектирования отверг­ли оба варианта. Конструкторы своих позиций не ус­тупили. Поэтому AIV выдал заказ на формулировку задания инженеру доктору Шмидту. Доктор Шмидт пе­ред тем, как взяться за работу изучил данные иност­ранных крейсеров "Раймондо Монтекукколи", "Эмиль Бертен", "Ле Галисоньер" и "Саутгемптон". Вскоре AIV получил задание на проектирование крейсера во­доизмещением 8000 тонн и скоростью хода 34 узла. Весовая нагрузка распределялась следующим образом: корпус 2480 т, главная энергетическая установка 1800 т, вспомогательные механизмы 450 т, бронирование 600 т, артиллерийское вооружение 940 т, торпедное вооруже­ние 70 т, авиационное вооружение 50 т, топливо 700 т, снабжение (запасы) 550 тонн.

Конструкторы выдвинули следующее предложе­ние. Водоизмещение нового крейсера не менее 11000 т, скорость хода 34 узла (максимальная), 32,75 узлов (в течение длительного времени). Но представители от­дела Развития раскритиковали и этот проект: по их мне­нию, водоизмещение было велико, а скорость мала. В свою очередь конструкторы критиковали разработки AIV, считая, что их данные слишком завышены. Про­ектирование нового легкого крейсера остановилось.

Через восемь месяцев конструкторы сделали за­явление, суть которого заключалась в следующем: во­доизмещение не может быть 8000 тонн. Для удовлетво­рения требований по скорости хода и вооружению. Это был шаг вперед, ранее, по мнению конструкторов, ми­нимальное водоизмещение равнялось 10000 тонн. Ос­тавалось еще одно значительное расхождение между конструкторами и отделом AIV. По мнению конструк­торов, вес корпуса и главной энергетической установ­ки был равен 4250 т, а по мнению отдела Развития, этот показатель составлял 3440 т.

Следующие два месяца шло обсуждение очеред­ного проекта. Проработки A1V конструкторы крити­ковали за неудовлетворительную остойчивость, слабое бронирование и низкую скорость. Далее было призна­но, что мощность механизмов должна равняться 90000 л.с., и этого вполне хватит, чтобы уложиться в задан­ные параметры. При использовании трехвальной энер­гетической установки, увеличивалась и дальность пла­вания. Отдел Развития признал последний довод здравым и потребовал, чтобы главная энергетическая установка крейсеров выглядела следующим образом. Бортовые валы приводились в действие турбинами, аналогичными установленным на эсминцах, а на цент­ральный вал работал дизель, то есть хотели оставить прежнюю, уже испытанную схему. Конструкторов это решение не устраивало.

В конце июля доктор Шмидт переработал про­ект, в AIV он был изучен, специалисты признали, что остойчивость крейсера улучшилась. В июле состоялась встреча руководителя отдела Развития и главы конст­рукторов. Стороны остались при своих взглядах. Вско­ре эскизный проект был предъявлен главнокомандую­щему Кригсмарине адмиралу Эриху Редеру. Он внимательно изучил материалы, после чего сделал за­мечание, которое сводилось к тому, что скорость 33 узла при мощности 90000 л.с. недостаточна. Проект был от­правлен на доработку.

19 июля собрали новое совещание, где председа­тельствовал уже сам Э. Редер, присутствовали руково­дители всех заинтересованных отделов, где сформиро­вали новое задание. Основные его характеристики были следующими: водоизмещение 7900 тонн, трехвальная турбинная главная энергетическая установка мощнос­тью 120000 л.с., скорость хода 36 узлов. В конце сове­щания Э. Редер спросил у руководителей конструкто­ров и отдела Развития, как они смогли затянуть рассмотрение проекта. К сожалению, их ответ в исто­рию не попал. Бюрократия Третьего Рейха в данном случае проявила себя как непреодолимая сила. Один из нацистских бонз, бывший на заседании заметил, что даже устав общества любителей майских жуков в те времена утверждался в Берлине и чего уж говорить о про­екте нового крейсера,

После этого совещания началась рутинная ра­бота. Уточнялись отдельные проектные элементы. В де­кабре 1937 года механический отдел рассмотрел воз­можность замены центральной турбины дизелем. Господствующая в это время доктрина крейсерской войны требовала корабли с большой автономностью, поэтому главная энергетическая установка крейсеров должна была включать в себя две турбины, каждая мощностью 40000 л.с. и 1 дизель мощностью 16500 л.с., скорость полного хода не менее 36 узлов.

В январе 1938 года прошла очередная попытка пе­реработки проекта. Скорее всего, на немецких конструк­торов подействовала информация о строительстве в Со­ветском Союзе крейсеров типа "Киров", вооруженных 180-мм орудиями. Но вскоре выяснилось, что 4 170-мм двухорудийные башни весят на 150 тонн больше, чем 150-мм, и имеют меньшую скорострельность. Исходя из это­го от проектирования этого корабля отказались.

29 апреля 1938 года адмирал Э. Редер утвердил про­ект корабля со 150-мм орудиями с условным названии "Атлантический 8000-тонный крейсер". Планировалось с 1939 по 1944 годы построить 11 таких кораблей. На строительство одного корабля отводилось 2,5 года.

Крейсера имели следующие ТТД: водоизмещение 7952 т (стандартное), с крейсера "Q" 8705 т (стандарт­ное), 10366 т (полное).

Размерения: длина 183 м (наибольшая), 178 м (по конструктивной ватерлинии), с крейсера "Q" 196 м (наи­большая), 188 м (по конструктивной ватерлинии), ши­рина 17 м, с крейсера "Q" 18 м, осадка 5,42 м (средняя).

Механизмы: 2 турбины (систем Броун Бовери, Вагнера или Военно-морского типа, 4 котла Вагнера, 2 дизеля MAN. Мощность механизмов 100000 л.с. (тур­бины) и 16500 л.с. (дизели).

Скорость хода 35,5 узла, дальность плавания 8000 миль при скорости 19 узлов.

Бронирование: пояс толщиной 30 мм в верхней части и 50 мм в нижней части (от нижней к брониро­ванной палубе шел скос толщиной 35 мм), верхняя па­луба 30 мм, жизненно важные места 20 мм, боевая рубка толщиной 20-100 мм, башни главного калибра 20-80 мм.

Вооружение: 8 150-мм орудий в 4-х двухорудийных линейно-возвышенных башнях па носу и корме, 4 88-мм орудий в двух двухствольных установках, 8 37-мм орудий в 4-х двухствольных установках и 4 од­ноствольных 20-мм автомата, 8 533-мм торпедных ап­паратов и 60 мин заграждения.

Авиационное вооружение состояло из 2-х само­летов и одной катапульты.

Экипаж. 28 офицеров и 892 матроса.

150-мм орудия и башни были такого же типа, как и на строившемся линкоре "Бисмарк". В объединенных снарядно-зарядных погребах находилось по 120 сна­рядов на орудие (не считая осветительных). Зенитная артиллерия была слабым местом "M-Kreuzer". Напри­мер, советские крейсера типа "Киров" были вооруже­ны 6 100-мм орудиями. Но решение немецких конст­рукторов оправдывает то, что крейсера должны были действовать в океане, где встреча с авиацией, по пред­ставлениям того времени, была маловероятной.

Крейсер "М" (зав. № 263) заложили на "Дойче Верфи" в Киле 1 ноября 1938 года, разобрали на стапе­ле в 1942/43 гг.

Крейсер "N" (зав. № 129) заложили на Военно-морской верфи в Вильгельмсхафене в 1938 году, позднее разобран на стапеле.

Крейсер, "О" (зав. № 606) заложили на стапеле завода Крупна "Германия Верфь" в Киле 10 марта 1939 г, разобрали па стапеле в 1942-1943 гг.

Крейсер "Р" (зав. № 607) планировали строить на стапеле завода Круппа "Германия Верфь" в Киле. Корпус не закладывался.

Крейсер "Q" планировали строить на верфи "Ф. Шихау" в Данциге. Корпус не закладывался.

Крейсер "R" планировали строить на заводе "Дойче Верфь" в Киле. Корпус не закладывался.

По грандиозной программе развития немецкого флота планировалось строительство 12 кораблей, по­лучивших условные названия от "М" до "X". Из-за мед­ленной разработки проекта и загрузки верфей со стро­ительством крейсеров явно опаздывали. Заказ на первые 4 корпуса выдали 24 мая 1939 года, на пятый и шестой 8 августа 1939 года.

На первых двух крейсерах планировалось ус­тановить турбины производства завода "Браун Бовери" и котлы, изготовленные заводом "Дешимаг", на третьем и четвертом крейсерах турбины и котлы производства завода "Германия" концерна Круппа. Поставщиком дизелей для всех крейсеров стала фир­ма MAN.

Крейсер "М" заложили на стапеле, освободив­шемся после спуска на воду авианосца "Граф Цеппе­лин". На крейсер "О" первоначально заказ был выдан верфи "Германия" в Киле, но 8 августа 1939 года его передали Военно-морской верфи в Киле, а 19 сентября 1939 года заказ аннулировали. Заложенные крейсера первоначально законсервировали.

После успешного завершения военной кампании па Западе было собрано совещание, на котором решал­ся вопрос о дальнейшей судьбе первых трех крейсеров. На нем приняли решение об их достройке, так как боль­шая часть их механизмов была готова. В марте 1941 года строительство крейсеров опять приостановили и после крушения планов в войне с СССР разобрали на стапеле.

Крейсера типа "М" стали последними корабля­ми класса легких крейсеров, заложенные в Германии. Но проектирование новых кораблей продолжалось. В июле 1937 года объявлен конкурс на проектирование нового легкого крейсера, победитель которого получал 200000 рейхсмарок. Но секретность была очень высокой, и в конкурсе приняли участие только боль­шие заводы.

Основные параметры проектного задания были следующими: водоизмещение 8000 тонн, бронирование пояса 50 мм, в районе жизненно важных частей кораб­ля 30 мм, палубы 20 мм, скосов 25 мм, барбетов башен главного калибра 30 мм, скорость полного хода 35-36 узлов (минимальная) при наличии на борту 80% запа­са топлива, дальность плавания 6000 миль со скорос­тью 19 узлов. Вооружение оставили таким же, как на крейсерах типа "М".

На конкурс представили 4 проекта: "Зееадлер", "Моторкройцер", "Вер Дич" и "Тротц Алледам".

Проект "Зееадлер" имел водоизмещение 8400 тонн (превышение по сравнению с заданием), 6 котлов производства завода "Дешимаг", трехвальную установ­ку (на бортовые валы работали турбины мощностью 40000 л.с. каждая, на центральный вал 4 дизеля общей мощностью 18000 л.с.), скорость хода (по результатам прогона моделей) 35,5 узлов, бронирование такое же, как в задании, вооружение 8 150-мм орудий в 4 двухорудийных башнях, 3 88-мм орудия.

Проект "Вер Дич"имел водоизмещение 8128 тонн, трехвальную комбинированную турбино-дизельную установку с мощностью турбин 45000 л.с. (каж­дая), дизелей 31000 л.с., скорость хода (по пробегам мо­делей) 35,3 узла, котлы производства завода "Дешимаг", расчетную дальность плавания 8700 миль, вооружение из 8 150-мм орудий в четырех двухстволь­ных башнях.

Проект "Моторкройцер" имел водоизмещение 8959 тонн (самое большое из представленных на кон­курсе), двухвальную, чисто дизельную, главную энер­гетическую установку мощностью на каждом валу 59000 л.с., вооружение из 9 150-мм орудий в трех трехорудийных башнях (две в носу, одна в корме).

Проект "Тротц Алледам" с дизельной энергетической установкой представили в незаконченном виде.

Ни один из этих кораблей не превосходил по сво­им ТТД крейсера типа "М".

 

Разведывательные крейсера (SPAHKREUZER)

 

В начале 1937 года в конструкторском отделе был разработан предэскизный проект суперэсминца, а фактически малого крейсера. Его пытались вы­ставить как альтернативу "Крейсеру М". В основу концепции была положена та же идея, что и в бро­неносные корабли типа "Дойчланд". Гарантирован­ное уничтожение любого эсминца и возможность ухода от любого крейсера. Основным театром во­енных действий новых кораблей должна была стать Атлантика.

"Крейсер-разведчик 38" (Spahkreuzer-38") имел две трубы, смешанную турбо-дизельную главную энергетическую установку. Турбины и котлы размещались по эшелонированному принципу.

Основные тактико-технические элементы были следующими:

Водоизмещение: 5713 тонн (полное), 4662 тонны (стандартное).

Размерения: длина 145 м, ширина 14,62 м (позднее 14,8 м), осадка 4,66 (при стандартном водоизмещении).

Бронирование: палуба 10 мм, внутренняя продольная переборка 18 мм.

Механизмы. 4 котла Бауэра-Вагнера (давление 70 кг/см2), две турбины с зубчатой передачей, 4 дизеля

производства фирмы MAN. Мощность механизмов: при использовании турбин 77500 л.с., дизелей 14 500 л.с. Скорость хода 35 узлов, дальность плавания 7000 миль со скоростью 17 узлов.

Вооружение: 6 150-мм орудий в трехорудийных башнях 2 88-мм орудия (одна двухствольная установка), 8 37-мм (4 двухствольных установки). В поздних вариан­тах малокалиберную зенитную артиллерию усилили 10-12 37-мм в 5-6 двухствольных установках, 12 20-мм в 3 четырехствольных установках. Торпедное вооружение со­стояло из двух 5-трубных 533-мм торпедных аппаратов.

Крейсер-разведчик 39 (Spankreuzer-39), стал пе­реработанным вариантом проекта "Крейсера-развед­чика 38": увеличены водоизмещение и размерения, уси­лено бронирование и зенитное вооружение, две башни главного калибра находились в носовой части, одна в кормовой. Несмотря на увеличение мощности главной энергетической установки, расчетная скорость умень­шилась на 1 узел. Еще одной новинкой этого проекта стало появление гидросамолета.

Основные тактико-технические элементы кораб­ля были следующими: водоизмещение 7550 тонн (пол­ное), 6050 тонн (стандартное).

Размерения: длина 160 м, ширина 16 м, осадка 4,9 (при стандартном водоизмещении).

Бронирование: пояс 50 мм, внутренние продоль­ные переборки 12 мм, палуба 25 мм над жизненно важ­ным частями корабля, 20 мм (в остальных районах), верхняя палуба 20 мм.

Механизмы. 4 котла Бауэра-Вагнера (давление 70 кг/см2), 1 турбина с зубчатой передачей, 2 V-образных дизеля. Турбина вращала центральный винт, ди­зеля — бортовые. Мощность механизмов: 50000 л.с. (турбина) и 30000 л.с., дизели. Скорость хода 33 узла, дальность плавания 11000 миль со скоростью 17 узлов. Запас топлива 800 тонн.

Вооружение. 6 150-мм, 6 88-мм, 8-37-мм орудий. Вся артиллерия размещалась в спаренных установках. Имелся 1 самолет, 1 катапульта.

"Крейсер-разведчик 40" (Spahkreuzer-40") имел незначительное увеличение размерения, скорости и дальности плавания, усилено зенитное вооружение.

Основные тактико-технические элементы кораб­ля были следующими:

Водоизмещение: 7500 тонн (полное), 6500 тонн (стандартное).

Размерения: длина 162 м, ширина 16 м, осадка 4,9 (при стандартном водоизмещении).

Бронирование: пояс 50 мм, внутренние продоль­ные переборки 12 мм, палубы 25 мм над жизненно важ­ным частями корабля, 20 мм в остальных местах, верх­няя палуба 12-15 мм.

Механизмы: 4 котла Бауэра-Вагнера (давление 70 кг/см2), 1 турбина Вагнера, 1 V-образный дизель-мотор. Мощность механизмов: 80000 л.с. (турбина) и 30000 л.с. (дизель). Скорость хода 32,6 узла, дальность плавания 12000 миль со скоростью 17 узлов. Запас топ­лива 800 тонн (нефти).

Вооружение. 6 150-мм, 4 88-мм, 8 37-мм, 8 20 мм орудий. Вся артиллерия размещалась в двухствольных установках. Имелся 1 самолет, 1 катапульта.

В феврале 1939 года представители Морского Ге­нерального штаба высказали мнение, что эти корабли очень необходимы для крейсерской войны. Заказ на пер­вые три корабля был выдан 17 февраля 1941 года Кильской верфи "Германия" концерна "Ф. Круппа", вместо эсминцев Z-40-Z-42.

Из первых трех кораблей 30 августа 1941 года был заложен только SP-1. 23 марта 1942 года про­грамму строительства разведывательных крейсеров приостановили и SP-1 в 1943 году разобрали на стапеле.