Введение
В январе 1871 года на карте Европы появилось новое государство — Германия. 18 января прусский король Вильгельм был провозглашен императором.
У Германии был выход к двум морям — Северному и Балтийскому, но не было флота, способного оборонять побережье и осуществлять защиту своих интересов. Созданным на базе прусского флота Имперским флотом стали командовать генералы. Хотя это были люди, которые, по словам адмирала А. Тирпица, "принадлежали к цвету прусской армии периода наивысшего величия Германии и занимали руководящие посты во время войны за воссоединение страны", им все же трудно было разобраться в специфике флотской службы. Но генерал Штош сумел понять значение изобретения инженера Уайтхеда, проживавшего в австрийском городе Фиуме.
70-е годы XIX века были периодом совершенствования защиты кораблей. Уничтожение хорошо бронированного корабля с помощью артиллерии было делом трудным. Но у этих кораблей было слабое место — днище. Возник соблазн нанести удар именно туда. Сразу же после образования империи в составе флота появляются корабли, вооруженные шестовыми минами.
После появления торпед Уайтхеда генерал Штош распорядился закупить крупную партию торпед и принять их на вооружение. "К торпеде отнеслись с большим оптимизмом, — писал в своих "Воспоминаниях" А. Тирпиц. — и, как это часто бывает с новым оружием, ее стали внедрять, прежде чем новую идею можно было применить на практике" (А. Тирпиц. Воспоминания. Пер. с немецкого. Воениздат. 1957. с. 77.).
Штош, сознавая свою недостаточную компетентность в этом вопросе, обратился к руководителю минной службы и его подчиненным с просьбой разобраться и написать ряд докладов о новом оружии. Внимание генерала привлек труд молодого офицера А. Тирпица, которому и было поручено отправиться в Фиуме принимать торпеды. Он блестяще справился с порученной задачей и вскоре был назначен командиром авизо "Цитен" — первого немецкого корабля с торпедными аппаратами. Будущему адмиралу удалось сделать новое оружие боеспособным.
В 1884 году была одобрена рейхстагом новая программа строительства флота. Для обороны побережья решили использовать миноносцы. В защиту нового оружия выступал и "железный" канцлер О. Бисмарк, продемонстрировав всем свою осведомленность в этом сложном вопросе. Наглядно показав всю пользу миноносцев в обороне страны, железный канцлер остановился на количестве миноносцев, которых, по его мнению, необходимо иметь, — 160 штук. После выделения денег на развитие флота встал важнейший вопрос, какие корабли следует строить. К счастью, было из чего выбирать. В конце 1884 — начале 1885 года в состав имперского флота вошли первые миноносцы, построенные на немецких и иностранных верфях.
Было решено произвести их разносторонние испытания. С этой целью в сентябре 1884 года под командой капитана Тирпица выслали отряд миноносцев, состоящий из двух построенных фирмой "Шихау", одного фирмы "Вулкан" и одного фирмы "Торникрофта", а также миноносца "Шарт", который на первом же переходе оказался негодным и его пришлось оставить в Христианзанде.
Остальные отправили в Куксгафен, откуда они несколько раз выходили в открытое море. Благодаря особому образованию носовой части, миноносцы Шихау оказались лучшими. Центр тяжести располагался у них ближе к корме, чем это было у остальных, что позволяло им лучше подниматься на волну. Второе место занял миноносец фирмы "Вулкан", а миноносец Торникрофта оказался хуже всех - - он зарывался почти до трубы. На испытаниях миноносцам пришлось выдержать очень свежую погоду с сильным волнением. Но и здесь все они показали (в особенности построенные на заводе Шихау) хорошие мореходные качества.
Это плавание вместе с тем выявило и недостатки миноносцев Шихау из-за сложности их механизмов, тогда как у Торникрофта они были более простые. Затем обратили внимание на два руля на миноносцах Торникрофта, что и приняли за образец. После внесения в проект изменений завод Шихау начал строить миноносцы большими сериями. По мере развития техники в проект вносились изменения, увеличивался калибр орудий, появились более современные системы котлов.
Кроме стандартных миноносцев, немецкий флот пополнили и так называемые дивизионные миноносцы. Но построить корабли это еще не все, не менее важно обучить экипажи и разработать доктрину их применения. Решение этих задач возложили на перспективного офицера Альфреда фон Тирпица.
Служба на миноносцах открывала широкие горизонты для морских офицеров. Самым ярким представителем "черных" можно считать командующего Флотом Открытого моря в Ютландском сражении адмирала Р. Шеера. Его до этого медленная карьера резко ускорилась после того, как он был назначен командиром флотилии миноносцев. И, скорее всего, не пройди адмирал миноносной школы, ему вряд ли удалось бы вырваться в Ютланде из "огненного мешка" Гранд-Флита. На миноносцах служил и командир 1-й разведывательной группы Ф. Хиппер. Почти все будущие командиры подводных лодок вышли из числа офицеров миноносцев.
Второй этап развития миноносцев начался, когда рейхстаг принял закон, в котором говорилось: "Германия должна иметь линейный флот достаточно сильный, чтобы даже для самой сильной морской державы война против нее грозила потерей доминирующих позиций в мире" (Д. Беннет. Морские битвы первой мировой, с. 13.). Изменилось и предназначение миноносцев. Отныне они были не средством обороны, а одним из важнейших компонентов флота. С этого момента целью этого класса кораблей стало ослабление вражеского флота перед генеральным сражением.
В 1900 году был принят закон о флоте, по которому, помимо всего прочего, требовалось построить 16 дивизионов миноносцев (вскоре переименованных в полуфлотилии), по 6 кораблей в каждом, что в общей сложности составило 96 кораблей. В 1906 году приняли еще одну гигантскую программу развития немецкого Имперского флота. По ней должны были построить 12 флотилий, состоящих из 24 полуфлотилий по 6 кораблей в каждой. Всего планировалось ввести в строй 144 корабля. Обычно в год выделялись деньги на строительство одной флотилии.
В период с 1906 по 1909 год паровые машины были вытеснены турбинами. Медленно, но верно пробивало себе дорогу нефтяное отопление. "В области применения нефтяного топлива мы находились в неблагоприятном положении, ибо получение его было для нас весьма затруднительным, в то время как Англия располагала в этом отношении полной свободой. Поскольку собственные нефтяные источники не могли удовлетворить наших потребностей, мы были вынуждены делать специальные военные запасы. Нам приходилось действовать с осторожностью даже по отношению к миноносцам. Все же в 1912 году мы были вынуждены перевести все миноносцы на нефтяное отопление, поскольку уголь не мог обеспечить необходимых ходовых качеств",— писал А. Тирпиц в своих "Воспоминаниях".
Торпеды, находившиеся на германских эсминцах, были на высоте технических требований того времени. Но к 1914 году тактико-технические данные торпед образца "6-7", принятых на миноносцах (диаметр 500 мм, длина 7 м), нельзя было повысить. Артиллерийское вооружение рассматривалось как вспомогательное. Считалось, что в случае встречи с вражескими эсминцами будет достаточно и двух 88-мм орудий.
На начало Первой мировой войны в составе немецкого флота имелось 210 миноносцев. В составе английского флота — 290. Ход войны стал весьма неприятным сюрпризом для Флота Открытого моря. Англичане отказались от тактики ближней блокады, заменив ее тактикой дальней блокады. Тут же выяснилось, что у немецких миноносцев недостаточная дальность плавания. Поэтому на ряде эсминцев было произведено удлинение формы корпуса. Позже для увеличения дальности плавания на части кораблей были установлены турбины крейсерского хода.
Но самые серьезные нарекания вызывало артиллерийское вооружение. Первые же бои показали, что оно не соответствует требованиям войны. Последней каплей стал неудачный бой двух немецких миноносцев с "Новиком". Ввиду этого резко ускорились темпы перевооружения. На самые старые миноносцы ставились 88-мм орудия, но с более длинным стволом. Более новые корабли получили на вооружение 105-мм орудия снаряд которого весил 17,4 кг (снаряд британских 102-мм орудий весил 11,4 кг). Вскоре немецкая разведка доложила о появлении на новейших британских эсминцах 120-мм орудий. Ответом стало проектирование кораблей с калибром артиллерии 150-мм.
Во время войны началось проектирование 600-мм торпедного аппарата, который впервые появился на кораблях программы 1916 года. На старых кораблях не было возможности установить такие торпедные аппараты. "В остальном улучшение торпедного оружия в течении войны касалось главным образом торпедных аппаратов и прицелов.
Все вступившие в строй во время войны германские эсминцы вместо однотрубных торпедных аппаратов получили двухтрубные. Оси скрепленных между собой торпедных труб имели угол растворения 16°.
Однако коренные улучшения средств наведения получили лишь эсминцы серии 1916 года. Их электрическая горизонтальная наводка двухтрубных торпедных аппаратов была связана синхронно с приборами центральной наводки. Благодаря этому стало возможно постоянно держать торпедные аппараты наведенными на противника и производить наводку непосредственно из поста центральной наводки на командном мостике. Следует отметить переход от стрельбы торпедами с помощью порохового заряда к использованию для этого сжатого воздуха".
Во время войны в состав кайзеровского флота вошло большое число миноносцев. Плохие экономические условия сказывались на сроках постройки. Несмотря на все трудности, из 288 заказанных кораблей построили 193.
Немецким миноносцам пришлось патрулировать у своих баз, сопровождать корабли Флота Открытого моря, производить постановку минных заграждений, рейды во вражеские воды и многое другое. После Ютландского сражения на первый план выдвинулась задача по выводу и встрече подводных лодок. В кают-компаниях миноносцев тогда утверждали, что ту войну историки назовут "капитан-лейтенантской". В отличие от линкоров, простоявших в базах, миноносцы выходили в море до самого последнего дня.
После войны большая часть миноносцев кайзеровского флота пошла на слом. Но некоторые устаревшие продолжали служить Германии. Ряд кораблей пополнил флоты держав-победительниц. Бывшие германские миноносцы и эсминцы можно было встретить в составе многих европейских флотов. Они ходили под итальянским, французским, бельгийским, польским и эстонским флагами. А бывший германский миноносец — польский "Мазур" — стал первым кораблем, погибшим в следующей мировой войне.