Глава I. Первые миноносцы (1871-1898 гг.)
Тип № I-III (3 ед.)
Миноноски (фактически минные катера) построены на заводе Девриент (Devrient) в Данциге.
Водоизмещение 34 т. Размерения: длина 20,3, ширина 3,30 м, осадка 1,9 м. Механизмы: 1 паровая двухцилиндровая, одинарного расширения машина. 1 цилиндрический котел. Мощность 250 л.с., скорость 8,0 узлов, запас топлива 1,6 т угля и 1,6 т нефти.
Вооружение: 1 шестовая мина, вес взрывчатого вещества 17 кг. В 1881 году установлен один 381-мм торпедный аппарат.
Экипаж 8 человек.
Все три корабля были заложены в 1871 году и построены в период с мая по ноябрь 1872 года. 16 декабря 1875 года были переклассифицированы в минные заградители № 4 — 6. Базировались на Вильгельмсхафен. В июле 1881 года вновь переклассифицированы в миноносцы, и им возвращены первоначальные номера. Вычеркнуты из списков в 1885 году.
Тип № I-III (3 ед.)
Миноноски (минные катера), построенные верфью "Waltien & КО" в Бремене.
Водоизмещение 24 т. Размерения: длина 14,6 м, ширина 3,22 м, осадка 1,8 м. Механизмы: 1 паровая двухцилиндровая машина одинарного расширения. 1 цилиндрический котел. Мощность 60 л.с. Скорость 7,7 узла, запас топлива: 1,5 т угля, 1,5 т нефти.
Вооружение: 1 шестовая мина, вес взрывчатого вещества 17 кг.
Экипаж 8 человек.
Вся серия была заложена в 1871 году и в сентябре 1872 года построена. 15 декабря 1875 года переклассифицированы в минные заградители № 1-3.
Тип "Нотус" (1 ед.)
Водоизмещение 308 т (в полном грузу), 303 т (проектное).
Размерения: длина 37,2 м, ширина 6,70 м, осадка 2,5 м.
Механизмы: 2 двухцилиндровые паровые машины одинарного расширения. 2 локомотивных котла. Мощность 500 л.с. Скорость 10,6 узла, запас топлива 30 т угля.
Вооружение: I шестовая мина (вес взрывчатого вещества 41 кг).
Экипаж 43 человека, 3 офицера.
"Нотус". Заложен в 1873 году на верфи "А.Г. Вулкан" в Штеттине, спущен на воду 2 августа 1873 года, построен 20 июня 1874 года. С 15 декабря 1875 года буксирный пароход на верфях. Исключен из списков флота 17 апреля 1904 года и разобран.
Тип "Цепфир" (1 ед.)
Водоизмещение: 131 т (в полном грузу), 129 т (проектное).
Размерения: длина 30,5 м, ширина 5,25 м, осадка 1,65 м.
Механизмы: 2 двухцилиндровые паровые машины одинарного расширения, 1 локомотивный котел. Мощность 225 л.с. Скорость 9 узлов, запас топлива 10 т угля.
Вооружение: 1 шестовая мина, вес взрывчатого вещества 41 кг.
Экипаж 43 человека, 3 офицера.
"Цепфир". Заложен в 1873 году на верфи "А.Г. Вулкан" в Штеттине, спущен на воду 22 июня 1874 года, построен 13 октября 1874 года. Использовался в качестве опытового корабля, в период с 1875 по 1907 год. как буксирный пароход. Разобран в Вильгельмсхафене.
Тип "Ривал" (1 ед.)
Водоизмещение: 131 т (в полном грузу), 129 т (проектное), после 1874-1880 г. 146 т.
Размерения: длина 30,5 м, ширина 5,25 м, осадка 1,98 м.
Механизмы: 2 двухцилиндровые паровые машины одинарного расширения (первоначально установлен водометный движитель), 1 локомотивный котел. Мощность механизмов 250 л.с. Скорость 6,5 узла, запас топлива 10 т угля.
В 1879-1880 годах прошел модернизацию, и его скорость составила 9,5 узла. Запас топлива 14 т.
"Ривал". Заложен в 1873 году на верфи "А.Г. Вулкан" в Штеттине, спущен на воду 2 сентября 1874 года, построен 14 декабря 1874 года. Служил в качестве опытового судна. В 1879-1880 годах переоборудован в минный заградитель. 8 июля 1874 года переклассифицирован и переименован в "Минный заградитель № 4". Базировался на Вильгельмсхафен. Вычеркнут из списков флота в 1884 году и переклассифицирован в буксир. В этом качестве служил до 15 января 1910 года. Разобран в Вильгельмсхафене.
Тип "Цитен" (1 ед.)
После строительства ряда минных пароходов на своих верфях командование немецкого флота решило построить корабль на заграничной верфи.
Немецкое адмиралтейство выработало задание, основным пунктом которого стала возможность достижения скорости 15-16 узлов. Новый корабль был классифицирован как авизо I класса, хотя в иностранной литературе он классифицирован как торпедная канлодка или минный крейсер. "Цитен" оказался кораблем, очень напоминающим яхту с клиперским носом.
Водоизмещение: 1170 т (в полном грузу), 1001 т (проектное).
Размерения: длина 79,4 м, ширина 8,56, осадка 4,63 м.
Механизмы: 2 паровые двухцилиндровые, двойного расширения машины постройки завода "Дж. Пени энд Соне" в Гринвиче. 6 цилиндрических котлов, построенных на этом же заводе. Мощность механизмов 2000 л.с. Скорость хода 16 узлов, дальность плавания 1770 миль со скоростью 9 узлов, запас топлива 130 т угля.
Вооружение: 6 револьверных орудий, два 381-мм торпедных аппарата. В 1891 году 6 50-мм орудий, торпедные аппараты демонтированы.
Экипаж 94 человека (6 офицеров), с 1891 года 106 человек (7 офицеров).
"Цитен". Заложен в 1875 году на верфи "Темз Айрон Верк", спущен на воду 9 марта 1876 года, построен 15 июля 1876 года. Использовался в качестве опытового корабля для испытания торпедного оружия. В 1899 году переклассифицирован в корабль охраны рыболовства, а в 1914 году корабль береговой обороны. Разобран в 1921 году.
Тип "Улан" (1 ед.)
В отличие от "Цитен" заказан на отечественной верфи. Основная конструктивная особенность состояла в том, что носовая его часть имела два корпуса, вдвинутых один в другой. Пространство между этими частями заполнялось особой эластичной массой из смеси пробки и морского клея. В случае, если передняя часть получала пробоину, то корабль оставался на плаву. Это было сделано на случай повреждений во время атаки. Особое внимание уделялось скорости хода корабля.
Водоизмещение: 438 т (в полном грузу), 374 т (проектное).
Размерения: длина 36-38 м (с учетом особенностей конструкции), ширина 8 м, осадка 4,57 м.
Механизмы: 1 паровая двухцилиндровая машина одинарного расширения. 4 котла Белвилля. Мощность 800 л.с. Скорость хода 12,2 узла. Дальность плавания 300 миль со скоростью 12 узлов, 470 миль со скоростью 7 узлов. Запас топлива 75 т угля. В 1898 году произведена замена котлов.
Вооружение: шестовая мина, вес взрывного вещества 63 кг.
После модернизации 1876-1879 годов установлены 1 381-мм торпедный аппарат и 3 револьверных орудия.
Экипаж 41 человек (2 офицера), после модернизации 52 человека (I офицер).
"Улан". Заложен в 1875 году на верфи "Моллер и Холлдерг" в Градове (у Штеттина), спущен на воду 3 апреля 1876 года, построен 8 октября 1876 года. Практически сразу поставлен на модернизацию, которую выполняла Имперская верфь в Киле. После 1880 года учебный корабль. Исключен из списков флота 26 мая 1909 года и переоборудован в баржу. 13 августа 1919 года продан частной фирме. В конце 20-х годов продан на слом.
Тип "Щютце" (7 ед.)
Проект разработан верфью-строителем по образцу построенного в Англии русского миноносца "Батум".
Водоизмещение: 56 т (в полном грузу), 50 т (проектное).
Размерения: длина 32,6 м, ширина 3,43 м, осадка 2,05 м.
Механизмы: 1 двухцилиндровая паровая машина двойного расширения, 1 локомотивный котел. На миноносце "Шарт" была установлена 1 трехцилиндровая паровая машина двойного расширения. Мощность 599 л.с. Скорость хода 17,9 узла, дальность плавания 150 миль со скоростью 10 узлов, 110 миль со скоростью 16 узлов. Запас топлива 8,2 т угля.
Вооружение: 1 револьверное орудие, 2 350-мм торпедных аппарата.
Экипаж 13 человек (1 офицер).
"Щютце". Заложен в 1882 году на верфи "А.Г. Везер" в Бремене, 11 мая 1882 года спущен на воду, построен 14 июля 1883 года. Входил в состав флотилии миноносцев, использовался в качестве учебного корабля. Исключен из списков флота 19 октября 1891 года. До 1900 года использовался в качестве сторожевого корабля.
"Флинк". Заложен в 1882 году на верфи "А.Г. Везер" в Бремене, спущен на воду 24 мая 1882 года, построен в ноябре 1883 года. Входил в состав флотилии миноносцев, использовался в качестве учебного корабля. 19 октября 1891 года исключен из списков флота. Использовался в качестве корабля отопителя. В 1900 году продан на слом и разобран в Гамбурге.
"Шарт". Заложен в 1882 году на верфи "А.Г. Везер" в Бремене, спущен на воду 30 мая 1882 года, построен 5 октября 1883 года. Входил в состав флотилии миноносцев. Использовался в качестве учебного корабля. 19 октября 1891 года исключен из списков флота. Использовался в качестве сторожевого корабля в Вильгельмсхафене. В I900 году разобран в Гамбурге.
"Тапфер". Заложен в I882 году на верфи "А.Г. Везер" в Бремене, спущен на воду 6 июня I882 года, построен 10 июля I883 года. Входил в состав флотилии миноносцев. Использовался в качестве минного заградителя. Исключен из списков флота 19 октября I89I года. Использовался в качестве корабля-цели. В I908 году продан на слом.
"Кюн". Заложен в 1882 году на верфи "А.Г. Везер" в Бремене, спущен на воду 12 июня 1882 года, построен 7 апреля 1883 года. Входил в состав флотилии миноносцев. Использовался в качестве учебного корабля. Исключен из списков флота 19 октября 1891 года. Продан в 1900 году и разобран в Гамбурге.
"Форваргиц". Заложен в 1882 году на верфи "А.Г. Везер" в Бремене, спущен на воду 19 июня 1882 года, построен 7 апреля 1883 года. Служил в составе флотилии миноносцев. Использовался в качестве учебного корабля. 19 октября 1891 года исключен из списков флота, после чего был сторожевым кораблем в Вильгельмсхафене. Продан в 1900 году. Разобран в Гамбурге.
"Зихер". Заложен в 1882 году на верфи "А.Г. Везер" в Бремене, спущен на воду 26 июня 1882 года, построен 10 июля 1883 года. Входил в состав флотилии миноносцев, был учебным кораблем. Использовался в качестве сторожевого корабля в Вильгельмсхафене. Продан и разобран в 1900 году.
Тип "Ягер" (1 ед.)
Торпедная канонерская лодка. Корабль спроектирован верфью-строителем.
Водоизмещение: 140 т.
Размерения: длина 34,8 м, ширина 5,58 м, осадка 2,57 м.
Механизмы: 1 паровая двухцилиндровая паровая машина двойного расширения, 1 локомотивный котел. Мощность 550 л.с. Скорость хода 15 узлов, дальность плавания 750 миль со скоростью 10 узлов. Запас топлива 16 тонн угля.
Вооружение: 1 5-ствольное револьверное орудие Готчкисса, 2 350-мм торпедных аппарата.
Экипаж 22 человека (1 офицер).
"Ягер". Заложен в 1882 году на верфи "А.Г. Везер" в Бремене, спущен на воду 27 января 1883 года, построен 24 июля 1883 года. Использовался в качестве опытового судна. Исключен из списков флота 13 мая 1889 года. В 1900 году продан и разобран в Гамбурге.
Тип Th-2 (1 ед.)
После строительства первых кораблей на немецких верфях было все же решено для получения образцов заказать, 3 корабля английским верфям. Корабль был спроектирован верфью-строителем.
Водоизмещение: 14,5 т (в полном грузу), 13 т (проектное).
Размерения: длина 19,2 м, ширина 2,46 м, осадка 1,3 м.
Механизмы: 1 паровая двухцилиндровая машина двойного расширения, 1 локомотивный котел. Мощность 135 л.с. Скорость 14 узлов. Запас топлива 0,4 т угля.
Вооружение: 2 350-мм торпедных аппарата, 1 револьверное орудие.
Экипаж 6 человек.
"Th-2". Заложен в 1883 году на верфи "Д. Торникрофт энд К°" в Лондоне, спущен на воду 22 мая 1884 года, построен 10 августа 1884 года. Использовался в качестве опытового корабля. Позже был переименован в "Зеебар" ("Seebar") и на нем в Гамбурге проводились испытания противокреновой системы.
Миноносцы № I, № II (2 ед.)
Заказаны в Англии.
Водоизмещение: ?. Размерения: длина № I 15,8 м, № II 17.1 м, ширина № I 2,6 м, № II 2,8 м. Осадка '?.
Механизмы: 1 паровая машина, I котел. Скорость хода № I 15 узлов, № II 16 узлов. Запас топлива 0,4 т угля.
Вооружение: 2 350-мм торпедных аппарата.
Миноносцы № I и № II были заложены соответственно в 1885 и 1886 годах на верфи "Дж. С. Уайт энд К°" в Коуэс. Дальнейшая судьба неизвестна. В период с 1905 по 1910 год исключены из списков флота.
Тип W-1 — W-6 (6 ед.)
Для выработки наилучшего проекта миноносцев решили заказать несколько кораблей всем немецким верфям и двум английским. По этой программе предполагалось построить 35 кораблей.
Водоизмещение: 91 т (в полном грузу), 77 т (проектное). Размерения: длина 34,91 м, ширина 3,92 м, осадка 2,38 м.
Механизмы: I трехцилиндровая паровая машина тройного расширения; I локомотивный котел. Мощность 910 л.с. Скорость 19,8 узла, дальность плавания 1200 миль со скоростью 10 узлов, 750 миль со скоростью 12 узлов. Запас топлива 11,5 т угля.
Вооружение: 2 37-мм револьверных орудия, 2 350-мм торпедных аппарата.
Экипаж: 15 человек (1 офицер).
W-1. Заложен в 1884 году на верфи "А.Г. Везер" в Бремене, спущен на воду 22 апреля 1884 года, построен в конце этого же года как № XII. 25 ноября переименован в W-I. Использовался в качестве учебного корабля. 30 января 1899 года исключен из списков флота и разобран.
W-2. Заложен в 1884 году на верфи "А.Г. Везер" в Бремене, спущен на воду I мая 1884 года, построен в конце 1884 года как № XIII. 25 ноября 1884 переименован в W-2. Использовался в качестве учебного корабля. 30 января 1899 года исключен из списков флота, служил в качестве сторожевого корабля в Вильгельмсхафене. В 1910 году разобран.
W-3. Заложен в 1884 году на верфи "А.Г. Везер" в Бремене, спущен на воду 13 мая 1884 года, построен в конце 1884 года как № XIV. 25 ноября 1884 переименован в W-3. Был учебным кораблем. 30 января 1899 года исключен из списков флота, использовался в качестве сторожевого корабля в Вильгельмсхафене. В 1910 году разобран.
W-4. Заложен в 1884 году на верфи "А.Г. Везер" в Бремене, спущен на воду 24 мая 1884 года, построен в конце 1884 года как № XV. 25 ноября 1884 переименован в W-4. Использовался в качестве учебного корабля. 30 января 1899 года исключен из списков флота, служил в качестве сторожевого корабля в Вильгельмсхафене. В 1910 году разобран.
W-5. Заложен в 1884 году на верфи "А.Г. Везер" в Бремене, спущен на воду 31 мая 1884 года, построен в конце 1884 года как № XVI. 25 ноября 1884 переименован в W-5. Был учебным кораблем. 30 января 1899 года исключен из списков флота. Использовался в качестве сторожевого корабля в Вильгельмсхафене. В 1910 году разобран.
W-6. Заложен в 1884 году на верфи "А.Г. Везер" в Бремене, спущен на воду 13 июня 1884 года. Построен в конце 1884 года как № XVII. 25 ноября 1884 переименован в W-6. 30 января 1899 года исключен из списков флота. В 1904 году использовался в качестве сторожевого корабля у Гельголанда. 5 июля 1904 года переклассифицирован в плавбазу и переименован в "Хельгу". Разобран в 1912 году.
Тип V-1 - V-10 (10 ед.)
(Литеры перед номерами миноносцев означают верфь-строитель: S — "Фридрих Шихау" в Эльбинге, V — "Вулкан" в Штеттине, G — "Германия верфь", В — "Блом унд Фосс" в Гамбурге, Н — "Хавальдсверке" в Киле)
Серия опытовых миноносцев. Водоизмещение: 61 т (в полном грузу), 54 т (проектное).
Размерения: длина 32,75 м, ширина 3,76 м, осадка 1,84 м.
Механизмы: 1 паровая трехцилиндровая машина тройного расширения; 1 локомотивный котел. Имелось парусное вооружение. Мощность 590 л.с. Скорость 17,9 узла, дальность плавания 800 миль со скоростью 10 узлов, 120 миль со скоростью 16 узлов. Запас топлива 8,5 т угля.
Вооружение: 2 37-мм револьверных орудия, 2 350-мм торпедных аппарата.
Экипаж: 14 человек (1 офицер).
V-1. Заложен в 1884 году, спущен на воду 1 апреля 1884 года, построен 11 августа 1884 года как № XVIII. 25 ноября 1884 переименован в V-1. Использовался в качестве миноносца для защиты гаваней. Разобран в 1910 году на Имперской верфи в Киле.
V-2. Заложен в 1884 году, спущен на воду 28 апреля 1884 года, построен 3 сентября 1884 года как № XXI. 25 ноября 1884 переименован в V-2. Использовался в качестве миноносца для защиты гаваней. Разобран в 1910 году на Имперской верфи в Киле.
V-3. Заложен в 1884 году, спущен на воду 5 мая 1884 года, построен 5 сентября 1884 года как № XX. 25 ноября 1884 переименован в V-3. 9 сентября 1885 года затонул в Киле. В октябре того же года поднят и разобран. Машина с корабля установлена на миноносце А.
V-4. Заложен в 1884 году, спущен на воду 12 мая 1884 года, построен 7 сентября 1884 года как № XXI. 25 ноября 1884 переименован в V-4. Использовался в качестве миноносца для защиты гаваней. Разобран в 1909 году в Гамбурге.
V-5. Заложен в 1884 году, спущен на воду 19 мая 1884 года, построен 26 июля 1884 года как № XXII. 25 ноября 1884 переименован в V-5. Использовался в качестве миноносца для защиты гаваней. Разобран в 1910 году на Имперской верфи в Киле.
V-6. Заложен в 1884 году, спущен на воду 23 мая 1884 года, построен 31 октября 1884 года как № XXIII. 25 ноября 1884 переименован в V-6. Использовался в качестве миноносца для защиты гаваней. В 1900 году исключен из состава флота. Использовался как лихтер для перевозки зерна и как вспомогательное судно Верхне-Везерской пассажирской компании. В 1924 году перестроен в самоходную баржу "Форелле". Затонул на реке Везер I июля 1955 года. Поднят и разобран в 1960 году.
V-7. Заложен в 1884 году, спущен на воду 29 мая 1884 года, построен 16 сентября 1884 года как № XXIV. 25 ноября 1884 переименован в V-7. Использовался в качестве миноносца для защиты гаваней. Разобран в 1910 году на Гамбурге.
V-8. Заложен в 1884 году на верфи "А.Г. Вулкан" в Штеттине, спущен на воду 6 июня 1884 года, построен 16 сентября 1884 года как № XXV. 25 ноября 1884 переименован в V-8. Позднее переоборудован в плавбазу.
V-9. Заложен в 1884 году, спущен на воду 12 июня 1884 года, построен 24 октября 1884 года как № XXVI. 25 ноября 1884 переименован в V-9. Использовался в качестве миноносца для защиты гаваней. Разобран в 1910 году в Гамбурге.
V-10. Заложен в 1884 году, спущен на воду 10 июля 1884 года, построен 24 октября 1884 года как № XXVII. 25 ноября 1884 переименован в V-IO, 8 октября 1885 года переименован в V-3. Исключен из списков флота 30 января 1899 года, после чего использовался как корабль-цель для миноносцев и береговой артиллерии. Разобран в 1910 году в Гамбурге.
Тип Th-1 (1 ед.)
Заказан известной компании Торникрофта.
Водоизмещение: 81 т (в полном грузу), 67 т (проектное).
Размерения: длина 37,22 м, ширина 3,82 м, осадка 2,01 м.
Механизмы: 1 паровая двухцилиндровая машина двойного расширения, 1 локомотивный котел. Мощность 653 л.с. Скорость 17,8 узла, дальность плавания 1300 миль со скоростью 10 узлов. Топливо 10 т угля.
Вооружение: 2 револьверных орудия, 2 350-мм торпедных аппарата.
Экипаж: 14 человек (1 офицер).
"Th-1" Заложен в 1884 году на верфи "Джон Дж. Торникрофт энд К°" в Чизвике (близ Лондона), спущен на воду 13 июня 1884 года, построен 1 августа 1884 года. Использовался в качестве опытового корабля и миноносца для защиты гаваней. I Исключен из списков флота 30 января 1899 года. Продан в 1900 году и разобран в Гамбурге.
Тип Y-1 (1 ед.)
Водоизмещение: 83 т (в полном грузу), 69 т (проектное).
Размерения: длина 36,27 м, ширина 4,0 м, осад-1 ка 2,3 м.
Механизмы: 1 паровая двухцилиндровая маши-1 на двойного расширения, 1 локомотивный котел. I Мощность 599 л.с. Скорость хода 18,3 узла, дальность плавания 1380 миль со скоростью 10 узлов. I Запас топлива 21,4 т угля.
Вооружение: 2 револьверных орудия, 2 350-мм I торпедных аппарата.
Экипаж: 14 человек (1 офицер).
"Y-1". Заложен в 1884 году на верфи Ярроу в Лондоне, спущен на воду 12 мая 1884 года, построен 8 мая 1885 года. Использовался в качестве опытового корабля и миноносца для защиты гаваней. Исключен из списков флота 30 января 1899 года.1 Продан на слом в 1900 году. Разобран в Гамбурге. I
Тип G (1 ед.)
Водоизмещение: 80 т (в полном грузу), 74 т (проектное).
Размерения: длина 36,27 м, ширина 4,0 м, осад-1 ка 2,3 м.
Механизмы: 1 трехцилиндровая машина тройного расширения, I локомотивный котел. Мощность 722 л.с. Скорость хода 18,8 узла, дальность плавания 1100 миль со скоростью 10 узлов. Топливо 12,6 т угля.
Вооружение: 2 37-мм револьверных орудия, 2 350-мм торпедных аппарата.
Экипаж: 14 человек (1 офицер).
"G". Заложен в 1884 году, спущен на воду 20 декабря 1884 года, построен 9 сентября 1885 года. Был опытовым судном и учебным кораблем. Вычеркнут из списков флота 30 января 1899 года. Переклассифицирован в плавбазу и назван "Хелга". В 1904 году разобран.
Тип Н (1 ед.)
Водоизмещение: 80 т (в полном грузу), 70 т (проектное).
Размерения: длина 34,63 м, ширина 4,14 м, осадка 2,15 м.
Механизмы: 1 трехцилиндровая паровая машина тройного расширения; 1 локомотивный котел. Мощность 950 л.с. Скорость хода 19 узлов, дальность плавания 2120 миль со скоростью 10 узлов. Запас топлива 17 т угля.
Вооружение: 2 револьверных 37-мм орудия, 3 350-мм торпедных аппарата.
Экипаж: 17 человек (1 офицер).
"Н". Заложен в 1886 году на Имперской верфи в Вильгельмсхафене, спущен на воду 17 июля 1886 года, построен 12 ноября 1886 года. На миноносце отрабатывалась новая диагональная система набора корпуса которая оказалась неудачной. В дальнейшем использовался в качестве опытового корабля. Исключен из списков флота 12 ноября 1899 года.
Тип К (1 ед.)
На этом миноносце были установлены новые трехлопастные винты конструкции Торникрофта, с увеличенной длиной лопасти.
Водоизмещение: 106 т (в полном грузу), 89 т (проектное). Размерения: длина 37,92 м, ширина 4,82 м, осадка 2,25 м.
Механизмы: 1 трехцилиндровая паровая машина тройного расширения, 1 локомотивный котел. Мощность 996 л.с. Скорость хода 18,8 узлов, дальность плавания 1490 миль со скоростью 12 узлов. Запас топлива 20 т угля.
Вооружение: 2 револьверных 37-мм орудия, 3 350-мм торпедных аппарата.
Экипаж: 17 человек (1 офицер).
"K". Заложен в 1887 году на Имперской верфи в Вильгельмсхафене, спущен на воду 16 июля 1887 года, построен в июне 1889 года. Использовался для опытов. 30 января 1899 года продан на слом. Разобран в Гамбурге.
Тип А (1 ед.)
При его строительстве был использован котел и машина с миноносца W-3.
Водоизмещение: 88 т (в полном грузу), 70 т (проектное).
Размерения: длина 34,63 м, ширина 4,4 м, осадка 2,1 5 м.
Механизмы: См. W-1. Мощность 591 л.с. Скорость хода 16,5 узлов. Запас топлива 9 т угля.
Вооружение: 2 револьверных 37-мм орудия, 3 350-мм торпедных аппарата. В 1892 году разоружен.
Экипаж: 14 человек (I офицер).
"А". Заложен в 1888 году на Имперской верфи в Данциге, спущен на воду 20 декабря 1888 года, построен 10 октября 1889 года. Использовался в качестве учебного миноносца. В 1898 году модернизирован на верфи-строителе. 30 января 1899 года переименован в "Schneewittchen". Служил в качестве яхты-стационера в Балтийском море и сторожевого корабля в Кильской гавани. Исключен из списков флота 21 сентября 1920 года. В 1921 году разобран в Киле.