Глава V. Эскадренные миноносцы (1915-1919 гг.)

 

Тип В-97, В-98 (2 ед.)

 

В немецком флоте не существовало понятия эс­минец (Zerstorer), вместо него использовался тер­мин миноносец (Torpedo Boot). Термин эсминец появился лишь после закладки в России серии эс­минцев типа "Новик", когда из-за слабости отече­ственного машиностроения часть механизмов для них заказали в Германии заводам "Бломм унд Фосс" и "Вулкан".

В августе 1914 года две фирмы обратились в немецкое морское ведомство с предложением о строительстве 4 кораблей, по два на каждой верфи (В-97 и В-98, V-99 и V-100). Флот должен был получить готовые корабли с февраля по апрель 1915 года. Это предложение сначала не вызвало большо­го энтузиазма, новые корабли не очень хорошо впи­сывались в тактическую доктрину кайзеровского флота. Вызывала опасение и недостаточная манев­ренность кораблей. Но Тирпиц посчитал, что эти корабли нужны Гер­мании, и сделал все для положительного решения вопроса.

Все опасения ока­зались беспочвенны­ми. Корабли получи­лись на редкость удачными. Хорошо вооруженные, манев­ренные и мореходные, они стали первыми трехтрубными эсмин­цами и первыми ко­раблями немецкого флота, официально классифицированны­ми как эсминцы. Ми­ноносцы постройки "Блом унд Фосс" по­лучили успокоитель­ные цистерны Фрама.

Водоизмещение: 1843 т (в полном грузу), 1374 т (про­ектное).

Размерения: дли­на 98 м, ширина 9,35 м, осадка 3,27 м.

Механизмы: 2 во­енно-морских турби­ны; 4 военно-морских

двухсторонних нефтяных котла. Мощность меха­низмов 40000 л.с. Скорость 36,5 узла, дальность плавания 2600 миль со скоростью 20 узлов. Запас топлива 527 т нефти.

Вооружение: 4 88-мм орудия, 6 500-мм тор­педных аппарата, 24 мины заграждения. В 1916 году перевооружены на 105 мм орудия. Экипаж: 115 человека (4 офицера).

 

В-97. Заложен в 1914 году, спущен на воду 15 декабря 1914 года, построен 13 февраля 1915 года. После окончания войны, 23 мая 1920 года, в Шербуре был передан Италии и переименован в "Cesare Rossarol". После ремонта и перевооруже­ния, зачислен в состав флота 1 декабря 1924 года. Вычеркнут из списков флота 17 января 1939 года.

В-98. Заложен в 1914 году, спущен на воду 2 января 1915 года, построен 24 марта 1915 года. Захвачен 22 июня 1919 года, когда пришел с по­чтой в Скапа-Флоу, и вскоре разобран.

 

Тип V-99, V-100 (2 ед.)

 

Близки по типу к предыдущей серии. Основное внешнее отличие — овальная средняя труба.

Водоизмещение: 1847 т (в полном грузу), 1350 т (проектное).

Размерения: длина 99 м, ширина 9,36 м, осадка 4,05 м. Механизмы: 2 турбины АЭГ "Вулкан"; 4 военно-морских двухсторонних нефтяных котла. Мощность механизмов 42104 л.с. Скорость 37,2 узла, дальность плавания 2250 миль со скоростью 20 узлов. Запас топлива 519 т нефти.

Вооружение: 4 88-мм орудия (позднее установлены 4 105-мм орудия), 6 500-мм тор­педных аппарата, 24 мины заграждения.

Экипаж: 114 человек (4 офицера).

 

V-99. Заложен в 1914 году, спущен на воду 9 февраля 1915 года, построен 20 апреля 1915 года. 16 августа 1915 года, вместе с V-100 получил задание уничто­жить русский линейный корабль "Слава" в Рижском заливе. После ряда ночных пе­рестрелок с русскими дозорными эсмин­цами немецкие корабли столкнулись с эс­минцем "Новик". Начался бой, в ходе ко­торого V-99 был тяжело поврежден, за­тем подорвался на минах и выбросился на берег. Место гибели корабля 57°37'N, 21°52'О. Потери экипажа 21 человек.

V-100. Заложен в 1914 году, спущен на воду 8 марта 1915 года, построен 17 июня 1915 года. 22 ноября 1918 года ин­тернирован в Скапа-Флоу, 21 июня 1919 года затоплен экипажем. Поднят в авгу­сте 1919 года. Передан Франции. Разоб­ран в 1921 году.

 

Тип В-109 — В-112 (4 ед.)

 

Этих кораблей могли построить больше. В начале 1915 года фирма "Бломм унд Фосс" предложила постро­ить еще 4 единицы, используя созданные механизмы для русских кораблей. Срок сдачи был определен в период с ноября 1915 по февраль 1916 года. Проект пере­работали, и новые эсминцы должны были получить турбины с зубчатой пере­дачей для маршевого хода. По расчетам дальность плавания должна была увели­читься за счет экономии топлива на 20%. В то время экономика Германии на­ходилась еще в хорошем состоянии и по­тому с поставкой вооружения проблем не должно было быть. Единственным ус­ловием фирмы стала отмена заказа крей­сера с очень коротким сроком построй­ки. Но на это командование флотом не пошло. При этом флотские чиновники выразили опасения, что эти корабли не удастся укомплектовать лич­ным составом: ведь в Германии приступили к со­зданию подводного флота. Много людей требова­лось и для главных сил — линкоров Флота откры­того моря.

Водоизмещение: 1843 т (в полном грузу), 1374 т (проектное).

Размерения: длина 98 м, ширина 9,35 м, осадка 3,83 м.

Механизмы: 2 военно-морских турбины; 4 двухсторонних военно-морских нефтяных котла.

Мощность меха­низмов 40700 л.с. Скорость 37,4 узла, дальность плавания 2620 миль со скорос­тью 20 узлов. Запас топлива 527 т нефти.

Вооружение: 4 88-мм орудия, 6 500-мм тор­педных аппара­та. Летом 1916 года перевоору­жены на 4 105-мм орудия.

Экипаж: 114 человек (4 офи­цера).

 

В-109. Зало­жен в 1914 году, спущен на воду 11 марта 1915 года, построен 8 июня 1915 года. Интернирован 22 ноября 1918 года в Скапа-Флоу. 21 июня 1919 года затоплен экипажем. Поднят 27 марта 1926 года. Разобран в Чарльстоне.

В-110. Заложен в 1914 году, спущен на воду 31 марта 1915 года, построен 26 июня 1915 года. После окончания войны затоплен в Скапа-Флоу. Поднят 11 декабря 1925 года. Разобран в Грентоне.

В-111. Заложен в 1915 году, спущен на воду 8 июня 1915 года, построен 10 августа 1915 года. 22 ноября 1918 года интернирован в Скапа-Флоу. 21 июня 1919 года затоплен экипажем. 8 марта 1926 года поднят и вскоре разобран в Грентоне.

В-112. Заложен в 1915 году, спущен на воду 17 июня 1915 года, построен 3 сентября 1915 года. Ин­тернирован в Скапа-Флоу. Затоплен экипажем. Поднят 11 февраля 1926 года. Разобран в Грентоне.

 

Тип S-113 — S-115 (3 ед.)

 

Корабли заказаны по программе 1916 года, уже после перевооружения миноносцев на новые орудия. В то время флоту Открытого моря не хва­тало крейсеров или кораблей, способных произво­дить дальнюю разведку. Времени на разработку новых систем вооружения не было. Единственным выходом была установка 150-мм орудий, что дол­жно было обеспечить им превосходство над всеми существующими эсминцами и лидерами английско­го флота. Желание получить сильные корабли выз­вало перегрузку, и, несмотря на высокий борт, ко­рабли получились мало мореходными.

Водоизмещение: 2415 т (в полном грузу). 2060 т (проектное).

Размерения: длина 106 м, ширина 10,2 м, осад­ка 4,84 м.

Механизмы: 2 турбины Шихау; 4 нефтяных во­енно-морских двухсторонних котла. Мощность ме­ханизмов 56000 л.с. Скорость 36,9 узла, дальность плавания 2500 миль со скоростью 20 узлов.

Вооружение: 4 150-мм орудия, 4 600-мм тор­педных аппарата, 40 мин заграждения.

Экипаж: 176 человек (8 офицеров).

 

S-113. Заложен в 1916 году, спущен на воду 31 января 1918 года, построен 5 августа 1919 года. Зачислен в состав Рейхсмарине. Исключен из спис­ков флота в связи с передачей 23 мая 1920 года в Шербуре Франции и зачислен в состав флота под названием "Адмирал Санес". Исключен из списков флота в 1936 году. Потоплен 19 июля 1938 года ар­тиллерийским огнем крейсеров "Марсельезе", "Ле Галисоньер" и "Жан де Вьенн".

S-114. Заложен в 1917 году, спущен на воду 11 апреля 1918 года. На момент подписания Мир­ного договора находился в 95% готовности. 3 но­ября 1919 года исключен из списков флота и про­дан на металл в Бремерхафен.

S-115. Заложен в 1917 году, спущен на воду 20 июля 1918 года. На момент подписания мирно­го договора находился в 60% готовности. 3 ноября 1919 года исключен из списков флота и продан для разборки в Бремерхафен.

 

Тип V-116 — V-118 (3 ед.)

 

Практически однотипны с S-113.

Водоизмещение: 2360 т (в полном грузу), 2060 т (проектное).

Размерения: длина 107,5 м, ширина 10,4 м, осадка 4,52 м.

Механизмы: 2 турбины АЭГ "Вулкан"; 4 не­фтяных военно-морских двухсторонних котла. Мощность механизмов 55300 л.с. Скорость 35,2 узла, дальность плавания 2500 миль со скоростью 20 узлов. Запас топлива 660 т нефти.

Вооружение: 4 150-мм орудия, 4 600-мм тор­педных аппарата, 40 мин заграждения.

Экипаж: 176 человек (8 офицеров).

 

V-116. Заложен в 1916 году, спущен на воду 3 марта 1918 года, построен 31 июля 1918 года. В боевых действиях не участвовал. После окон­чания войны в составе Рейхсмарине. 23 мая 1920 года в Шербуре передан Италии. 1 августа 1920 года был зачислен в состав ее флота и переиме­нован в "Премуда". В 1929—30 годах учебный корабль. Вычеркнут из списков флота 1 января 1939 года.

V-117. Заложен в 1917 году, спущен на воду 4 мая 1918 года. На момент заключения перемирия находился в 75% готовности. 3 ноября 1919 года исключен из списков флота. Продан 4 июля 1921 года. Разобран в конце года в Гамбурге.

V-118. Заложен в 1917 году, спущен на воду 6 июля 1918 года. На момент заключения переми­рия находился в 60% готовности. Исключен из списков флота 3 ноября 1919 года. Продан для раз­борки 4 июля 1921 года. Разобран в Гамбурге.

 

Тип G-119 — G-121 (3 ед.)

 

Аналогичны предшествующему типу.

Водоизмещение: 2405 т (в полном грузу), 2060 т (проектное).

Размерения: длина 108 м, ширина 10,3 м, осад­ка 4,15 м.

Механизмы: 2 турбины завода "Германия"; 4 нефтяных военно-морских двухсторонних котла. Мощность механизмов 46000 л.с. Скорость 34,5 узла, дальность плавания 2500 миль со скоростью 20 узлов. Запас топлива 690 т нефти.

Вооружение: 4 150-мм орудия, 4 600-мм тор­педных аппарата, 40 мин заграждения.

Экипаж: 176 человек (8 офицеров).

 

Все корабли этой серии были заложены, но в состав флота войти не успели, и 3 ноября 1919 года их исключили из списков флота. 8 июля 1921 года проданы на слом. Разобраны в этом же году в Гамбурге.

 

Тип В-122 — В-124 (3 ед.)

 

Водоизмещение: 2345 т (в полном грузу), 2040 т (проектное).

Размерения: длина 108,8 м, ширина 10,3 м, осадка 4,11 м.

Механизмы: 2 военно-морские турбины; 4 нефтя­ных военно-морских двухсторонних котла. Мощ­ность механизмов 45000 л с. Скорость 34,5 узла.

Вооружение: 4 150-мм орудия, 4 600-мм тор­педных аппарата, 40 мин заграждения. Экипаж: 176 человек (8 офицеров).

 

Заложены в 1916 году и спущены: В-122 16 ок­тября 1917 года, В-123 26 октября 1918 года, В-124 6 июня 1919 года. На момент окончания войны кораб­ли оказались недостроенными. 3 ноября 1919 года ис­ключены из списков флота и в 1920 году разобраны.

 

Тип V-140 — V-144 (5 ед.)

 

Корабли мобилизационной программы 1916 года. В ряде источников их объединяют с се­рией V-125—V-130 и выделяют в серии V-140—V-141 и V-142—V-144.

Водоизмещение: 1188 т (в полном грузу), 924 т (проектное).

Размерения: длина 82 м, ширина 8,32 м, осадка 3,9 м.

Механизмы: 2 турбины АЭГ "Вулкан"; I не­фтяной военно-морской котел, 2 нефтяных военно-морских двухсторонних котла. Мощность механиз­мов 23500 л.с. Скорость 34 узла, дальность плава­ния 2050 миль со скоростью 17 узлов, 1625 миль со скоростью 20 узлов. Запас топлива 298 т нефти.

Вооружение: 3 105-мм орудия, 6 500-мм тор­педных аппарата, 24 мины заграждения.

Экипаж: 105 человек (4 офицера).

 

V-140. Заложен в 1917 году, спущен на воду 22 декабря 1917 года, построен 18 ноября 1918 года. Исключен из списков флота 3 ноября 1919 года. 8 декабря 1920 года во время буксиров­ки к месту разборки выскочил на побережье Да­нии. Разобран на месте.

V-141 — У-144. Остальные три корабля серии, заложенные в 1917 году, на момент заключения пе­ремирия в состав флота не вошли (готовность 65-40%). Исключены из списков флота 3 ноября 1919 года. Проданы 27 октября 1921 года и разобраны в Киле.

 

Тип G-148—G-150, W-151 (4 ед.)

 

Построены по мобилизационной программе 1917 года. В отличие от остальных серий, корабли этого проекта строились на разных верфях.

Водоизмещение: 1216 т (в полном грузу), 1020 т (проектное).

Размерения: длина 85,1 м, ширина 8,35 м, осад­ка 3,48 м.

Механизмы: 2 турбины завода "Германия"; 1 маршевая турбина, работающая на правый винт; 1 нефтяной военно-морской котел, 2 военно-морс­ких двухсторонних котла. Мощность механизмов 24500 л.с. Скорость 32,5 узла, дальность плавания 2170 миль со скоростью 17 узлов, 1850 со скорос­тью 20 узлов. Запас топлива 332 т нефти.

Вооружение: 3 105-мм орудия, 6 600-мм тор­педных аппарата, 40 мин заграждения.

Экипаж: 105 человек (4 офицера).

 

G-148 — G-150. Заложены в 1917 году. Из-за экономических трудностей строительство шло мед­ленно. На момент окончания войны готовность ко­раблей была незначительной. 3 ноября 1919 года все вычеркнуты из списков флота и впоследствии разобраны на стапеле.

W-151. Заложен в 1917 году на Имперской вер­фи в Вильгельмсхафене. На момент окончания вой­ны стоял на стапелях подготовленный к спуску.

 

Тип S-152 — S-157 (6 ед.)

 

Строились по мобилизационной программе I917 года.

Водоизмещение: 1224 т (в полном грузу), 1020 т (проектное).

Размерения: длина 83 м, ширина 8,32 м, осадка 3,4 м.

Механизмы: 2 турбины завода "Шихау"; I не­фтяной военно-морской котел, 2 нефтяных военно-морских двухсторонних котла. Мощность механиз­мов 22000 л.с. Скорость 32,5 узла, дальность пла­вания 1440 миль со скоростью 20 узлов. Запас топ­лива 324 т нефти.

Вооружение: 3 105-мм орудия, 6 600-мм тор­педных аппарата, 24 мины заграждения.

Экипаж: 105 человек (4 офицера).

 

S-152 — S-157. Всю серию заложили в 1917 году. В конце войны находились в готовности на 40-50%. Все исключены из списков 9 ноября 1919 года. Проданы в 1920 году. Разобраны в Киле.

 

Тип V-158 — V-168 (11 ед.)

 

Строились по мобилизационной программе 1917 года.

Водоизмещение: 1236 т (в полном грузу), 1030 т (проектное).

Размерения: длина 82,2 м, ширина 8,32 м, осад­ка 3,7 м.

Механизмы: 2 турбины АЭГ "Вул­кан"; 1 нефтяной во­енно-морской котел, 2 нефтяных военно-морских двухсторон­них котла. Мощ­ность механизмов 26500 л.с. Скорость 32,5 узла, дальность плавания 1675 миль со скоростью 20 уз­лов. Запас топлива 360 т нефти.

Вооружение: 3 105-мм орудия, 6 600-мм торпедных аппарата, 24 мины заграждения.

Экипаж: 105 человек (4 офицера).

 

V-158—V-165. Всю серию заложили в 1917 году. Достроить не успели, и на момент окончания войны степень их готовности составила 40%. 3 но­ября 1919 года вычеркнуты из списков флота. Про­даны в 1920 году. Разобраны в Киле.

 

Тип Н-166 — Н-169 (4 ед.)

 

Строились по мобилизационной программе 1917 года.

Водоизмещение: 1291 т (в полном грузу), 1061 т (проектное).

Размерения: длина 85,1 м, ширина 8,35 м, осад­ка 3,53 м.

Механизмы: 2 турбины завода "Германия"; 1 маршевая турбина, работающая на правый винт; 1 нефтяной военно-морской котел, 2 нефтяных воен­но-морских двухсторонних котла. Мощность меха­низмов 26000 л.с. Скорость 32,5 узла, дальность пла­вания 3255 миль со скоростью 17 узлов, 1895 миль со скоростью 20 узлов. Запас топлива 360 т нефти.

Вооружение: 3 105-мм орудия, 6 500-мм тор­педных аппарата, 24 мины заграждения.

Экипаж: 105 человек (4 офицера).

 

Вся серия была заложена в 1917 году. Спущены в конце вой­ны. Турбины и котлы изготовить не успели, в ос­тальном готовность оказалась достаточно высокой 55-60%. 3 ноября 1919 года вычеркнуты из списков флота. В 1920 году проданы. Разобраны в Киле.

 

Тип V-170 — V-177 и V-203 — V-210 (16 ед.)

 

Летом 1917 года экономика Германии уже не вы­держивала интенсивных нагрузок. Это касалось и су­достроительной промышленности, перед которой стояло несколько одинаково важных задач: дострой­ка тяжелых боевых кораблей, строительство подвод­ных лодок, а также кораблей для "малой" войны. Особая комиссия распределила верфи. Для строи­тельства миноносцев были выбраны три верфи: "Хавальд" в Киле, "Шихау" в Данциге, "Вулкан" в Штеттине. Заводы Гамбургского филиала переве­ли в Штеттин. Исходя из этого распределения верфей, были выданы заказы по мобилизационной программе 1918 года. Все нижеописанные кораб­ли были улучшенной версией миноносцев про­граммы 1917 года. Из технических новинок следу­ет отметить применение зубчатой передачи глав­ной энергетической установки и появление 4-го 105-мм орудия.

Следует отметить, что командование флота требовало для этих кораблей, как минимум 130-мм артиллерии. Конструкторы в ответ заявляли, что это увеличит сроки строительства кораблей и уменьшит дальность плавания и скорость хода. Серию V-170 заказали в январе 1918 года, а серию V-203 в июне 1918 года.

Водоизмещение: 1563 т (в полном грузу), 1286 т (проектное).

Размерения: длина 92,5 м, ширина 9,10 м, осад­ка 3,6 м.

Механизмы: 2 турбины АЭГ "Вулкан" с зубчатой передачей; 3 нефтяных военно-морс­ких двухсторонних котла. Мощность механиз­мов 36000 л.с. Скорость 35 узлов, дальность плавания 2000 миль со скоростью 20 узлов. Запас топлива 330 т нефти.

Вооружение: 4 105-мм орудия, 6 500-мм торпедных аппарата, 40 мин заграждения.

Экипаж: 117 человек (5 офицеров).

 

До окончания войны успели заложить только V-170 — V-176. Все они были разобраны на ста­пеле. Остальные корабли серии не закладыва­лись, и заказ на них аннулировали.

 

Тип S-178 — S-185, S-211 — S-223 (21 ед.)

 

Первую серию заказали в январе 1917, вторую в июне 1918 года.

Водоизмещение: 1523 т (в полном грузу), 1288 т (проектное).

Размерения: длина 93,4 м, ширина 9,10 м, осадка 3,6 м.

Механизмы: 2 турбины Шихау с зубчатой передачей; 3 нефтяных военно-морских двух­сторонних котла. Мощность механизмов 34000 л.с. Скорость 35 узлов, дальность пла­вания 2000 миль со скоростью 20 узлов. Запас топлива 345 т нефти.

Вооружение: 4 105-мм орудия, 6 500-мм торпедных аппарата, 40 мин заграждения.

Экипаж: 117 человек (5 офицеров).

 

Первая серия: Заложены. На момент оконча­ния войны корабли находились на стапеле. Корпуса первых двух миноносцев использова­ли при строительстве шхун. Остальные разоб­рали на стапеле.

Вторая серия: Не закладывались. В октябре 1918 года заказы аннулированы.

 

Н-186 — Н-202 (17 ед.)

 

Заказаны в январе 1918 года.

Водоизмещение: 1553 т (в полном грузу), 1286 т (проектное).

Размерения: длина 92,5 м, ширина 9,10 м, осад­ка 3,70 м.

Механизмы: 2 турбины завода "Германия" с зуб­чатой передачей; 3 нефтяных военно-морских двух­сторонних котла. Мощность механизмов 38000 л.с. Скорость 35 узлов, дальность плавания 2000 миль со скоростью 20 узлов. Запас топлива 345 т нефти.

Вооружение: 4 105-мм орудия, 6 500-мм тор­педных аппарата, 40 мин заграждения.

Экипаж: 117 человек (5 офицеров).

 

Из-за по­зднего заказа корабли частью находились в ранних стадиях строительства, а частью не были заложе­ны. После войны разобраны, часть материалов ис­пользована при строительстве торговых судов.