Глава V. Эскадренные миноносцы (1915-1919 гг.)
Тип В-97, В-98 (2 ед.)
В немецком флоте не существовало понятия эсминец (Zerstorer), вместо него использовался термин миноносец (Torpedo Boot). Термин эсминец появился лишь после закладки в России серии эсминцев типа "Новик", когда из-за слабости отечественного машиностроения часть механизмов для них заказали в Германии заводам "Бломм унд Фосс" и "Вулкан".
В августе 1914 года две фирмы обратились в немецкое морское ведомство с предложением о строительстве 4 кораблей, по два на каждой верфи (В-97 и В-98, V-99 и V-100). Флот должен был получить готовые корабли с февраля по апрель 1915 года. Это предложение сначала не вызвало большого энтузиазма, новые корабли не очень хорошо вписывались в тактическую доктрину кайзеровского флота. Вызывала опасение и недостаточная маневренность кораблей. Но Тирпиц посчитал, что эти корабли нужны Германии, и сделал все для положительного решения вопроса.
Все опасения оказались беспочвенными. Корабли получились на редкость удачными. Хорошо вооруженные, маневренные и мореходные, они стали первыми трехтрубными эсминцами и первыми кораблями немецкого флота, официально классифицированными как эсминцы. Миноносцы постройки "Блом унд Фосс" получили успокоительные цистерны Фрама.
Водоизмещение: 1843 т (в полном грузу), 1374 т (проектное).
Размерения: длина 98 м, ширина 9,35 м, осадка 3,27 м.
Механизмы: 2 военно-морских турбины; 4 военно-морских
двухсторонних нефтяных котла. Мощность механизмов 40000 л.с. Скорость 36,5 узла, дальность плавания 2600 миль со скоростью 20 узлов. Запас топлива 527 т нефти.
Вооружение: 4 88-мм орудия, 6 500-мм торпедных аппарата, 24 мины заграждения. В 1916 году перевооружены на 105 мм орудия. Экипаж: 115 человека (4 офицера).
В-97. Заложен в 1914 году, спущен на воду 15 декабря 1914 года, построен 13 февраля 1915 года. После окончания войны, 23 мая 1920 года, в Шербуре был передан Италии и переименован в "Cesare Rossarol". После ремонта и перевооружения, зачислен в состав флота 1 декабря 1924 года. Вычеркнут из списков флота 17 января 1939 года.
В-98. Заложен в 1914 году, спущен на воду 2 января 1915 года, построен 24 марта 1915 года. Захвачен 22 июня 1919 года, когда пришел с почтой в Скапа-Флоу, и вскоре разобран.
Тип V-99, V-100 (2 ед.)
Близки по типу к предыдущей серии. Основное внешнее отличие — овальная средняя труба.
Водоизмещение: 1847 т (в полном грузу), 1350 т (проектное).
Размерения: длина 99 м, ширина 9,36 м, осадка 4,05 м. Механизмы: 2 турбины АЭГ "Вулкан"; 4 военно-морских двухсторонних нефтяных котла. Мощность механизмов 42104 л.с. Скорость 37,2 узла, дальность плавания 2250 миль со скоростью 20 узлов. Запас топлива 519 т нефти.
Вооружение: 4 88-мм орудия (позднее установлены 4 105-мм орудия), 6 500-мм торпедных аппарата, 24 мины заграждения.
Экипаж: 114 человек (4 офицера).
V-99. Заложен в 1914 году, спущен на воду 9 февраля 1915 года, построен 20 апреля 1915 года. 16 августа 1915 года, вместе с V-100 получил задание уничтожить русский линейный корабль "Слава" в Рижском заливе. После ряда ночных перестрелок с русскими дозорными эсминцами немецкие корабли столкнулись с эсминцем "Новик". Начался бой, в ходе которого V-99 был тяжело поврежден, затем подорвался на минах и выбросился на берег. Место гибели корабля 57°37'N, 21°52'О. Потери экипажа 21 человек.
V-100. Заложен в 1914 году, спущен на воду 8 марта 1915 года, построен 17 июня 1915 года. 22 ноября 1918 года интернирован в Скапа-Флоу, 21 июня 1919 года затоплен экипажем. Поднят в августе 1919 года. Передан Франции. Разобран в 1921 году.
Тип В-109 — В-112 (4 ед.)
Этих кораблей могли построить больше. В начале 1915 года фирма "Бломм унд Фосс" предложила построить еще 4 единицы, используя созданные механизмы для русских кораблей. Срок сдачи был определен в период с ноября 1915 по февраль 1916 года. Проект переработали, и новые эсминцы должны были получить турбины с зубчатой передачей для маршевого хода. По расчетам дальность плавания должна была увеличиться за счет экономии топлива на 20%. В то время экономика Германии находилась еще в хорошем состоянии и потому с поставкой вооружения проблем не должно было быть. Единственным условием фирмы стала отмена заказа крейсера с очень коротким сроком постройки. Но на это командование флотом не пошло. При этом флотские чиновники выразили опасения, что эти корабли не удастся укомплектовать личным составом: ведь в Германии приступили к созданию подводного флота. Много людей требовалось и для главных сил — линкоров Флота открытого моря.
Водоизмещение: 1843 т (в полном грузу), 1374 т (проектное).
Размерения: длина 98 м, ширина 9,35 м, осадка 3,83 м.
Механизмы: 2 военно-морских турбины; 4 двухсторонних военно-морских нефтяных котла.
Мощность механизмов 40700 л.с. Скорость 37,4 узла, дальность плавания 2620 миль со скоростью 20 узлов. Запас топлива 527 т нефти.
Вооружение: 4 88-мм орудия, 6 500-мм торпедных аппарата. Летом 1916 года перевооружены на 4 105-мм орудия.
Экипаж: 114 человек (4 офицера).
В-109. Заложен в 1914 году, спущен на воду 11 марта 1915 года, построен 8 июня 1915 года. Интернирован 22 ноября 1918 года в Скапа-Флоу. 21 июня 1919 года затоплен экипажем. Поднят 27 марта 1926 года. Разобран в Чарльстоне.
В-110. Заложен в 1914 году, спущен на воду 31 марта 1915 года, построен 26 июня 1915 года. После окончания войны затоплен в Скапа-Флоу. Поднят 11 декабря 1925 года. Разобран в Грентоне.
В-111. Заложен в 1915 году, спущен на воду 8 июня 1915 года, построен 10 августа 1915 года. 22 ноября 1918 года интернирован в Скапа-Флоу. 21 июня 1919 года затоплен экипажем. 8 марта 1926 года поднят и вскоре разобран в Грентоне.
В-112. Заложен в 1915 году, спущен на воду 17 июня 1915 года, построен 3 сентября 1915 года. Интернирован в Скапа-Флоу. Затоплен экипажем. Поднят 11 февраля 1926 года. Разобран в Грентоне.
Тип S-113 — S-115 (3 ед.)
Корабли заказаны по программе 1916 года, уже после перевооружения миноносцев на новые орудия. В то время флоту Открытого моря не хватало крейсеров или кораблей, способных производить дальнюю разведку. Времени на разработку новых систем вооружения не было. Единственным выходом была установка 150-мм орудий, что должно было обеспечить им превосходство над всеми существующими эсминцами и лидерами английского флота. Желание получить сильные корабли вызвало перегрузку, и, несмотря на высокий борт, корабли получились мало мореходными.
Водоизмещение: 2415 т (в полном грузу). 2060 т (проектное).
Размерения: длина 106 м, ширина 10,2 м, осадка 4,84 м.
Механизмы: 2 турбины Шихау; 4 нефтяных военно-морских двухсторонних котла. Мощность механизмов 56000 л.с. Скорость 36,9 узла, дальность плавания 2500 миль со скоростью 20 узлов.
Вооружение: 4 150-мм орудия, 4 600-мм торпедных аппарата, 40 мин заграждения.
Экипаж: 176 человек (8 офицеров).
S-113. Заложен в 1916 году, спущен на воду 31 января 1918 года, построен 5 августа 1919 года. Зачислен в состав Рейхсмарине. Исключен из списков флота в связи с передачей 23 мая 1920 года в Шербуре Франции и зачислен в состав флота под названием "Адмирал Санес". Исключен из списков флота в 1936 году. Потоплен 19 июля 1938 года артиллерийским огнем крейсеров "Марсельезе", "Ле Галисоньер" и "Жан де Вьенн".
S-114. Заложен в 1917 году, спущен на воду 11 апреля 1918 года. На момент подписания Мирного договора находился в 95% готовности. 3 ноября 1919 года исключен из списков флота и продан на металл в Бремерхафен.
S-115. Заложен в 1917 году, спущен на воду 20 июля 1918 года. На момент подписания мирного договора находился в 60% готовности. 3 ноября 1919 года исключен из списков флота и продан для разборки в Бремерхафен.
Тип V-116 — V-118 (3 ед.)
Практически однотипны с S-113.
Водоизмещение: 2360 т (в полном грузу), 2060 т (проектное).
Размерения: длина 107,5 м, ширина 10,4 м, осадка 4,52 м.
Механизмы: 2 турбины АЭГ "Вулкан"; 4 нефтяных военно-морских двухсторонних котла. Мощность механизмов 55300 л.с. Скорость 35,2 узла, дальность плавания 2500 миль со скоростью 20 узлов. Запас топлива 660 т нефти.
Вооружение: 4 150-мм орудия, 4 600-мм торпедных аппарата, 40 мин заграждения.
Экипаж: 176 человек (8 офицеров).
V-116. Заложен в 1916 году, спущен на воду 3 марта 1918 года, построен 31 июля 1918 года. В боевых действиях не участвовал. После окончания войны в составе Рейхсмарине. 23 мая 1920 года в Шербуре передан Италии. 1 августа 1920 года был зачислен в состав ее флота и переименован в "Премуда". В 1929—30 годах учебный корабль. Вычеркнут из списков флота 1 января 1939 года.
V-117. Заложен в 1917 году, спущен на воду 4 мая 1918 года. На момент заключения перемирия находился в 75% готовности. 3 ноября 1919 года исключен из списков флота. Продан 4 июля 1921 года. Разобран в конце года в Гамбурге.
V-118. Заложен в 1917 году, спущен на воду 6 июля 1918 года. На момент заключения перемирия находился в 60% готовности. Исключен из списков флота 3 ноября 1919 года. Продан для разборки 4 июля 1921 года. Разобран в Гамбурге.
Тип G-119 — G-121 (3 ед.)
Аналогичны предшествующему типу.
Водоизмещение: 2405 т (в полном грузу), 2060 т (проектное).
Размерения: длина 108 м, ширина 10,3 м, осадка 4,15 м.
Механизмы: 2 турбины завода "Германия"; 4 нефтяных военно-морских двухсторонних котла. Мощность механизмов 46000 л.с. Скорость 34,5 узла, дальность плавания 2500 миль со скоростью 20 узлов. Запас топлива 690 т нефти.
Вооружение: 4 150-мм орудия, 4 600-мм торпедных аппарата, 40 мин заграждения.
Экипаж: 176 человек (8 офицеров).
Все корабли этой серии были заложены, но в состав флота войти не успели, и 3 ноября 1919 года их исключили из списков флота. 8 июля 1921 года проданы на слом. Разобраны в этом же году в Гамбурге.
Тип В-122 — В-124 (3 ед.)
Водоизмещение: 2345 т (в полном грузу), 2040 т (проектное).
Размерения: длина 108,8 м, ширина 10,3 м, осадка 4,11 м.
Механизмы: 2 военно-морские турбины; 4 нефтяных военно-морских двухсторонних котла. Мощность механизмов 45000 л с. Скорость 34,5 узла.
Вооружение: 4 150-мм орудия, 4 600-мм торпедных аппарата, 40 мин заграждения. Экипаж: 176 человек (8 офицеров).
Заложены в 1916 году и спущены: В-122 16 октября 1917 года, В-123 26 октября 1918 года, В-124 6 июня 1919 года. На момент окончания войны корабли оказались недостроенными. 3 ноября 1919 года исключены из списков флота и в 1920 году разобраны.
Тип V-140 — V-144 (5 ед.)
Корабли мобилизационной программы 1916 года. В ряде источников их объединяют с серией V-125—V-130 и выделяют в серии V-140—V-141 и V-142—V-144.
Водоизмещение: 1188 т (в полном грузу), 924 т (проектное).
Размерения: длина 82 м, ширина 8,32 м, осадка 3,9 м.
Механизмы: 2 турбины АЭГ "Вулкан"; I нефтяной военно-морской котел, 2 нефтяных военно-морских двухсторонних котла. Мощность механизмов 23500 л.с. Скорость 34 узла, дальность плавания 2050 миль со скоростью 17 узлов, 1625 миль со скоростью 20 узлов. Запас топлива 298 т нефти.
Вооружение: 3 105-мм орудия, 6 500-мм торпедных аппарата, 24 мины заграждения.
Экипаж: 105 человек (4 офицера).
V-140. Заложен в 1917 году, спущен на воду 22 декабря 1917 года, построен 18 ноября 1918 года. Исключен из списков флота 3 ноября 1919 года. 8 декабря 1920 года во время буксировки к месту разборки выскочил на побережье Дании. Разобран на месте.
V-141 — У-144. Остальные три корабля серии, заложенные в 1917 году, на момент заключения перемирия в состав флота не вошли (готовность 65-40%). Исключены из списков флота 3 ноября 1919 года. Проданы 27 октября 1921 года и разобраны в Киле.
Тип G-148—G-150, W-151 (4 ед.)
Построены по мобилизационной программе 1917 года. В отличие от остальных серий, корабли этого проекта строились на разных верфях.
Водоизмещение: 1216 т (в полном грузу), 1020 т (проектное).
Размерения: длина 85,1 м, ширина 8,35 м, осадка 3,48 м.
Механизмы: 2 турбины завода "Германия"; 1 маршевая турбина, работающая на правый винт; 1 нефтяной военно-морской котел, 2 военно-морских двухсторонних котла. Мощность механизмов 24500 л.с. Скорость 32,5 узла, дальность плавания 2170 миль со скоростью 17 узлов, 1850 со скоростью 20 узлов. Запас топлива 332 т нефти.
Вооружение: 3 105-мм орудия, 6 600-мм торпедных аппарата, 40 мин заграждения.
Экипаж: 105 человек (4 офицера).
G-148 — G-150. Заложены в 1917 году. Из-за экономических трудностей строительство шло медленно. На момент окончания войны готовность кораблей была незначительной. 3 ноября 1919 года все вычеркнуты из списков флота и впоследствии разобраны на стапеле.
W-151. Заложен в 1917 году на Имперской верфи в Вильгельмсхафене. На момент окончания войны стоял на стапелях подготовленный к спуску.
Тип S-152 — S-157 (6 ед.)
Строились по мобилизационной программе I917 года.
Водоизмещение: 1224 т (в полном грузу), 1020 т (проектное).
Размерения: длина 83 м, ширина 8,32 м, осадка 3,4 м.
Механизмы: 2 турбины завода "Шихау"; I нефтяной военно-морской котел, 2 нефтяных военно-морских двухсторонних котла. Мощность механизмов 22000 л.с. Скорость 32,5 узла, дальность плавания 1440 миль со скоростью 20 узлов. Запас топлива 324 т нефти.
Вооружение: 3 105-мм орудия, 6 600-мм торпедных аппарата, 24 мины заграждения.
Экипаж: 105 человек (4 офицера).
S-152 — S-157. Всю серию заложили в 1917 году. В конце войны находились в готовности на 40-50%. Все исключены из списков 9 ноября 1919 года. Проданы в 1920 году. Разобраны в Киле.
Тип V-158 — V-168 (11 ед.)
Строились по мобилизационной программе 1917 года.
Водоизмещение: 1236 т (в полном грузу), 1030 т (проектное).
Размерения: длина 82,2 м, ширина 8,32 м, осадка 3,7 м.
Механизмы: 2 турбины АЭГ "Вулкан"; 1 нефтяной военно-морской котел, 2 нефтяных военно-морских двухсторонних котла. Мощность механизмов 26500 л.с. Скорость 32,5 узла, дальность плавания 1675 миль со скоростью 20 узлов. Запас топлива 360 т нефти.
Вооружение: 3 105-мм орудия, 6 600-мм торпедных аппарата, 24 мины заграждения.
Экипаж: 105 человек (4 офицера).
V-158—V-165. Всю серию заложили в 1917 году. Достроить не успели, и на момент окончания войны степень их готовности составила 40%. 3 ноября 1919 года вычеркнуты из списков флота. Проданы в 1920 году. Разобраны в Киле.
Тип Н-166 — Н-169 (4 ед.)
Строились по мобилизационной программе 1917 года.
Водоизмещение: 1291 т (в полном грузу), 1061 т (проектное).
Размерения: длина 85,1 м, ширина 8,35 м, осадка 3,53 м.
Механизмы: 2 турбины завода "Германия"; 1 маршевая турбина, работающая на правый винт; 1 нефтяной военно-морской котел, 2 нефтяных военно-морских двухсторонних котла. Мощность механизмов 26000 л.с. Скорость 32,5 узла, дальность плавания 3255 миль со скоростью 17 узлов, 1895 миль со скоростью 20 узлов. Запас топлива 360 т нефти.
Вооружение: 3 105-мм орудия, 6 500-мм торпедных аппарата, 24 мины заграждения.
Экипаж: 105 человек (4 офицера).
Вся серия была заложена в 1917 году. Спущены в конце войны. Турбины и котлы изготовить не успели, в остальном готовность оказалась достаточно высокой 55-60%. 3 ноября 1919 года вычеркнуты из списков флота. В 1920 году проданы. Разобраны в Киле.
Тип V-170 — V-177 и V-203 — V-210 (16 ед.)
Летом 1917 года экономика Германии уже не выдерживала интенсивных нагрузок. Это касалось и судостроительной промышленности, перед которой стояло несколько одинаково важных задач: достройка тяжелых боевых кораблей, строительство подводных лодок, а также кораблей для "малой" войны. Особая комиссия распределила верфи. Для строительства миноносцев были выбраны три верфи: "Хавальд" в Киле, "Шихау" в Данциге, "Вулкан" в Штеттине. Заводы Гамбургского филиала перевели в Штеттин. Исходя из этого распределения верфей, были выданы заказы по мобилизационной программе 1918 года. Все нижеописанные корабли были улучшенной версией миноносцев программы 1917 года. Из технических новинок следует отметить применение зубчатой передачи главной энергетической установки и появление 4-го 105-мм орудия.
Следует отметить, что командование флота требовало для этих кораблей, как минимум 130-мм артиллерии. Конструкторы в ответ заявляли, что это увеличит сроки строительства кораблей и уменьшит дальность плавания и скорость хода. Серию V-170 заказали в январе 1918 года, а серию V-203 в июне 1918 года.
Водоизмещение: 1563 т (в полном грузу), 1286 т (проектное).
Размерения: длина 92,5 м, ширина 9,10 м, осадка 3,6 м.
Механизмы: 2 турбины АЭГ "Вулкан" с зубчатой передачей; 3 нефтяных военно-морских двухсторонних котла. Мощность механизмов 36000 л.с. Скорость 35 узлов, дальность плавания 2000 миль со скоростью 20 узлов. Запас топлива 330 т нефти.
Вооружение: 4 105-мм орудия, 6 500-мм торпедных аппарата, 40 мин заграждения.
Экипаж: 117 человек (5 офицеров).
До окончания войны успели заложить только V-170 — V-176. Все они были разобраны на стапеле. Остальные корабли серии не закладывались, и заказ на них аннулировали.
Тип S-178 — S-185, S-211 — S-223 (21 ед.)
Первую серию заказали в январе 1917, вторую в июне 1918 года.
Водоизмещение: 1523 т (в полном грузу), 1288 т (проектное).
Размерения: длина 93,4 м, ширина 9,10 м, осадка 3,6 м.
Механизмы: 2 турбины Шихау с зубчатой передачей; 3 нефтяных военно-морских двухсторонних котла. Мощность механизмов 34000 л.с. Скорость 35 узлов, дальность плавания 2000 миль со скоростью 20 узлов. Запас топлива 345 т нефти.
Вооружение: 4 105-мм орудия, 6 500-мм торпедных аппарата, 40 мин заграждения.
Экипаж: 117 человек (5 офицеров).
Первая серия: Заложены. На момент окончания войны корабли находились на стапеле. Корпуса первых двух миноносцев использовали при строительстве шхун. Остальные разобрали на стапеле.
Вторая серия: Не закладывались. В октябре 1918 года заказы аннулированы.
Н-186 — Н-202 (17 ед.)
Заказаны в январе 1918 года.
Водоизмещение: 1553 т (в полном грузу), 1286 т (проектное).
Размерения: длина 92,5 м, ширина 9,10 м, осадка 3,70 м.
Механизмы: 2 турбины завода "Германия" с зубчатой передачей; 3 нефтяных военно-морских двухсторонних котла. Мощность механизмов 38000 л.с. Скорость 35 узлов, дальность плавания 2000 миль со скоростью 20 узлов. Запас топлива 345 т нефти.
Вооружение: 4 105-мм орудия, 6 500-мм торпедных аппарата, 40 мин заграждения.
Экипаж: 117 человек (5 офицеров).
Из-за позднего заказа корабли частью находились в ранних стадиях строительства, а частью не были заложены. После войны разобраны, часть материалов использована при строительстве торговых судов.