Глава VI. Миноносцы (1914 - 1919 гг.)
Миноносцы типа А. I серия (25 ед.)
В 1914 году, после того как немецкая армия достигла бельгийского побережья, у немецкого флота появился новый театр военных действий. Практически сразу же выяснилось, что обычные эсминцы и миноносцы для выполнения новых задач велики. Кроме этого миноносцам пришлось бы действовать в водах, где имелось большое количество минных заграждений, и в проект сразу же закладывалась возможность использования кораблей для траления мин.
Все эти корабли строились на верфи "А.Г. Вулкан" в Гамбурге, при этом часть корпусных работ выполнялось на других заводах. "А-8", "А-14", "А-19" и "А-24" - верфью Санчерсдер в Рослау. "А-4", "А-10" и "А-15" - "Штеттинер Одерверке" в г. Штеттин. Часть кораблей была направлена по железной дороге в Антверпен, где и были собраны на судостроительном заводе "Хабокен" ("А-2", "А-4—А-16", "А-19" и "А-20"). Эти корабли действовали у Бельгийского побережья как тральщики, заградители, а также убирали противолодочные сети.
Оставшиеся в Германии корабли приписали к школе подводного плавания, вспомогательной флотилии тральщиков и портовой флотилии в Киле. Проект оказался неудачным.
Водоизмещение: 137 т (в полном грузу), 109 т (проектное).
Размерения: длина 41,58 м, ширина 4,6 м, осадка 1,52м.
Механизмы: 1 трехцилиндровая паровая машина, 1 военно-морской котел. Мощность механизмов 12000 л.с. Скорость 20 узлов, дальность плавания 900 миль со скоростью 12,5 узла, 440 миль со скоростью 19 узлов. Запас топлива 24,5 т угля.
Вооружение: (А-1,2,17,18,21-25) - 1 50-мм орудие, 1 52-мм орудие, 2 450-мм торпедных аппарата, 4 мины заграждения, трал.
Экипаж: 28 человек (из них мог быть 1 офицер).
А-1. Заложен в 1914 году, спущен на воду 16 января 1915 года, построен 29 января 1915 года. Использовался в качестве учебного корабля и сторожевика. Исключен из списка флота 10 мая 1922 года. Разобран в этом же году в Киле.
А-2. Заложен в 1914 году, спущен на воду 17 марта 1915 года, построен 23 марта 1915 года. Потоплен британским эсминцем 1 мая 1915 года в 18 часов, погибло 12 человек. Место гибели Северное море, точка с координатами 51°42'N, 03°00'O.
А-3. Заложен в 1914 году, спущен на воду 24 июня 1915 года, построен 13 июля 1915 года. Пропал без вести на переходе из Киля в Данциг 7 ноября 1915 года. Погиб весь экипаж — 26 человек.
А-4. Заложен в 1914 году, спущен на воду 26 июня 1915 года, построен 30 июля 1915 года. Принимал участие в военных действиях у Бельгийского побережья. После окончания войны, 11 ноября 1918 года, был затоплен экипажем в порту Антверпен (51°26'N, 03°51’О). Достался бельгийцам, которые подняли его и включили в состав флота как миноносец АЗРС. В 1926 году переименован в "Princesse Marijose", в 1927 году в А-4. В 1931 году продан на металл.
А-5. Заложен в 1914 году, спущен на воду 5 мая 1915 года, построен 10 мая 1915 года. Действовал у побережья Фландрии. 15 ноября 1918 года интернирован. Бельгийский трофей. 25 июня 1919 года неофициально зачислен в состав бельгийского флота, как А43С. В 1926 году переименован в А-4. После роспуска бельгийского военно-морского флота был переименован в А-5. Находился в составе прибрежной охраны. В 1931 году продан на металл.
А-6. Заложен в 1914 году, спущен на воду 3 апреля 1915 года, построен 8 апреля 1915 года. 1 мая 1915 года был потоплен в Северном море британскими эсминцами в точке с координатами 51°42'N, 03°00'О. Погиб 1 человек.
А-7. Заложен в 1914 году, спущен на воду 2 февраля 1915 года, построен 19 апреля 1915 года. Потоплен 21 марта 1918 года французскими ЭМ "Capitaine Mehi" и "Bovdier" в точке с координатами 51°42'М, 03°00'О. Погибло 23 человека.
А-8. Заложен в 1914 году, спущен на воду 25 апреля 1915 года, построен 21 мая 1915 года. После окончания войны был интернирован вместе с А-5. 25 июня 1919 года на нем подняли бельгийский флаг и переименовали в А-5РС. В 1926 году переименован в А-5. В 1927 году, после роспуска военно-морского флота, сменил номер на А-8, в 1931 году стал называться "Oever" и переведен в учебный корабль морской школы в Остенде. В 1939 году продан на металл.
А-9. Заложен в 1914 году, спущен на воду 4 августа 1915 года, построен 6 августа 1915 года. Интернирован вместе с "А-5". 21 июня 1919 года вошел в состав бельгийского флота как А-6РС. В 1926 году переименован в А-6. В 1927 году, когда был распущен Бельгийский флот, ему вернули первоначальное название "А-9". В 1931 году продан на металл.
А-10. Заложен в 1914 году, спущен на воду 16 августа 1915 года, построен 23 августа 1915 года. Погиб 7 февраля 1918 года, подорвавшись на мине у побережья Фландрии в точке с координатами 51°16'N, 02°53'O. Погибло 19 человек.
А-11. Заложен в 1914 году, спущен на воду 4 июня 1915 года, построен 7 июня 1915 года. После войны интернирован. 21 июня 1919 года вошел в состав бельгийского флота как "А-7РС". В 1926 году переименован в А-7. В 1931 году продан на металл.
A-12. Заложен в 1914 году, спущен на воду 28 апреля 1915 года, построен 2 мая 1915 года. После войны интернирован. 21 июня 1919 года вошел в состав бельгийского флота как "А-2РС". В 1926 году переименован в "А-2" "Принц Карл". Продан на слом в 1931 году.
A-13. Заложен в 1914 году, спущен на воду 15 мая 1915 года, построен 21 мая 1915 года. Потоплен 16 августа 1917 года в Остенде британскими двухмоторными самолетами в точке с координатами 51°15'N, 02°56'О. Погиб 1 человек. В ноябре 1917 года корабль подняли, но из-за большого объема повреждений восстанавливать не стали. Отбуксирован в Брюгге, где его снова потопили, на этот раз артиллерийским огнем. После войны разобран на металл.
А-14. Заложен в 1914 году, спущен на воду 22 июля 1915 года, построен 27 июля 1915 года. После войны интернирован. 21 июня 1919 года вошел в состав бельгийского флота, как А-1 PC. В 1926 году переименован в А-1 "Принц Леопольд". В 1927 году переименован в А-12. Разобран в 1931 году.
А-15. Заложен в 1914 году, спущен на воду 10 июля 1915 года, построен 15 июля 1915 года. Погиб 23 августа 1915 года в бою с французскими эсминцами "Branlebas" и "Oriflamme". Место гибели 51°17'N, 02°45'O. Потери экипажа 11 человек.
А-16. Заложен в 1914 году, спущен на воду 16 июня 1915 года, построен 19 июня 1915 года. Всю войну действовал у Бельгийского побережья. После заключения перемирия интернирован. 21 июня 1919 года на миноносце поднят флаг Бельгии, и с этого же дня он стал называться А-8РС, в 1926 переименован в А-8, а затем в А-16. Разобран в начале тридцатых годов.
А-17. Заложен в 1914 году, спущен на воду 8 июня 1915 года, построен 6 июля 1915 года. Использовался как корабль береговой обороны и учебный корабль подводной школы. Затонул в гавани Киля. 13 марта 1920 года (54°19'М, 10°10'О). Поднят 6 января 1921 года, в этот же день вычеркнут из списков флота. Разобран в 1922 году.
А-18. Заложен в 1914 году, спущен на воду 2 июля 1915 года, построен 20 июля 1915 года. Служил в качестве корабля береговой обороны. Вычеркнут из списков флота 21 января 1922 года. Разобран в 1922 году в Киле.
А-19. Заложен в 1914 году, спущен на воду 9 сентября 1915 года, построен 15 октября 1915 года. 21 марта 1918 года погиб в бою с британскими эсминцами, в точке с координатами 51°15'N, 02°40'О. Потери экипажа 19 человек.
А-20. Заложен в 1914 году, спущен на воду 27 августа 1915 года, построен 1 сентября 1915 года. После заключения перемирия был интернирован. Вошел в состав бельгийского флота как А-9РС. В 1927 году на нем дважды сменили номер, сначала на А-9, потом на А-20. В 1920 году использовался как учебный корабль морской школы в Остенде. Летом 1940 года немецкий трофей. В марте 1943 года перестроен в учебно-артиллерийский корабль и получил название "Рейхер". Использовался в качестве учебного корабля ПВО. С октября 1943 года служил в качестве учебного дальномерного корабля под названием "Варендорт". После окончания Второй мировой войны -- американский трофей. В 1948 году разобран в Вильгельмсхафене.
А-21. Заложен в 1914 году, спущен на воду 1 июня 1915 года, построен 29 июня 1915 года. Служил в качестве корабля береговой обороны в тральных флотилиях, был плавбазой. 13 марта 1920 года затонул в Киле (54°19'М, 10°10'О). Поднят 6 января 1921 года, вычеркнут из списков флота и сдан на слом.
A-22. Заложен в 1914 году, спущен на воду 22 мая 1915 года, построен 8 июня 1915 года. Служил в тральных флотилиях и в качестве корабля береговой обороны, был приписан к школе подводного плавания. Вычеркнут из списка флота 15 мая 1922 года. Позднее использовался в качестве корабля-отопителя.
А-23. Заложен в 1914 году, спущен на воду 5 мая 1915 года, построен 29 мая 1915 года. Служил в тральных флотилиях и в качестве корабля береговой обороны, был приписан к школе подводного плавания. Вычеркнут из списков флота 15 мая 1922 года. До начала разборки в 1924 году использовался как корабль-цель.
А-24. Заложен в 1914 году, спущен на воду 12 июня 1915 года, построен 6 августа 1915 года. Был приписан к школе подводного плавания. После исключения 22 мая 1922 года из состава флота, использовался в качестве корабля-отопителя в Свинемюнде. С 1924 года и до момента сдачи на слом был кораблем-целью.
А-25. Заложен в 1914 году, спущен на воду 13 июля 1915 года, построен 27 июля 1915 года. Был приписан к школе подводного плавания. Вычеркнут из списков флота 15 мая 1924 года. Служил в качестве корабля-отопителя в арсенале Киля.
Миноносцы типа А. II серия (28 ед.)
После появления в составе немецкого флота первых миноносцев типа А, выяснилось, что проект обладает рядом недостатков, которые вытекали из малых размеров. Кроме этого, резко возросло значение баз во Фландрии из-за базирования там субмарин. Поэтому за счет увеличения размерений удалось увеличить и дальность плавания и вооружение.
В конце 1915 — начале 1916 года было заказано около 30 кораблей типа А-II. Из них 12, частью по железной дороге с последующей достройкой на Антверпенской верфи "Ходоне", частью морем, были отправлены во Фландрию (А-43, А-44, А-46 — А-99). Один миноносец отправили в Австро-Венгрию для обслуживания немецкой Средиземноморской флотилии подводных лодок. Остальные корабли служили в отечественных водах. Остальные корабли строились верфью "Фридрих Шихау" в Эльбинге.
Водоизмещение: А-26—А-49 227 т (проектное), 250 т (в полном грузу). А-50—А-55 229 т (проектное), 252 т (в полном грузу). "Аметист" (А-32) 286 т (в полном грузу).
Размерения: А-26—А-49 длина 50 м, ширина 5,32 м, осадка 2,34 м. А-50—А-55 длина 50 м, ширина 5,62 м, осадка 2,33 м.
Механизмы: 1 турбина Шихау, 1 нефтяной военно-морской котел. Мощность механизмов 3506 л.с. Скорость 25,8 узла, дальность плавания 690 миль со скоростью 20 узлов. Запас топлива 53 т нефти.
Вооружение: 2 88-мм орудия; на А-39, А-40, А-42 и А-45—А-50 были установлены 2 88-мм орудия на лодочных станках, 1 палубный 450-мм торпедный аппарат и 1 трал.
Экипаж: 29 человек (из них мог быть 1 офицер).
А-26. Заложен в 1916 году, спущен на воду 20 мая 1916 года, построен 22 июля 1916 года. В годы войны использовался как тральщик. Вычеркнут из списков флота 23 марта 1921 года. Разобран в Киле.
A-27. Заложен в 1916 году, спущен на воду 27 мая 1916 года, построен 12 августа 1916 года. Служил в качестве корабля береговой обороны. После войны - британский трофей. Разобран в 1922 году.
А-28. Заложен в 1916 году, спущен на воду 10 июня 1916 года, построен 26 августа 1916 года. Служил в бельгийских водах в качестве корабля береговой обороны и тральщика. После окончания войны — британский трофей. Разобран в 1922 году.
А-29. Заложен в 1916 году, спущен на воду 15 июня 1916 года, построен 9 сентября 1916 года. В годы войны был тральщиком и кораблем береговой обороны у побережья Фландрии. После войны — британский трофей. Разобран в 1923 году.
А-30. Заложен в 1916 году, спущен на воду 15 июля 1916 года, построен 28 сентября 1916 года. Служил в Бельгии в кораблем береговой обороны. После заключения перемирия интернирован Бельгией и 21 июня 1919 года вошел в состав ее флота, как А-29РС. В 1926 году переименован в А-29. Разобран в 1927 году.
А-31. Заложен в 1916 году, спущен на воду 1 июля 1916 года, построен 30 сентября 1916 года. Служил во Фландрии как учебный и корабль береговой обороны. После войны - британский трофей. Разобран в 1923 году.
А-32. Заложен в 1916 году, спущен на воду 15 июля 1916 года, вошел в состав флота 14 октября 1916 года. Использовался в качестве корабля береговой обороны. В ночь с 24 на 25 октября 1917 года попал в сильный шторм и в 1 час 55 мин был выброшен на побережье острова Саарема (Эзель). Поднят в 1923 году и отбуксирован на ремонт, после которого вошел в состав Эстонского флота и переименован в "Сулев". В 1940 году после того как Прибалтийские государства вошли в состав СССР, бывший немецкий миноносец поднял флаг пограничной охраны и получил новое название "Аметист". 22 июня 1941 года включен в состав Краснознаменного Балтийского флота. Во время Великой Отечественной войны охранял конвои. Участвовал в Таллиннском переходе, во время которого охранял поврежденный эсминец "Гордый". После войны возвращен пограничникам. Служил в качестве учебного корабля. В 50-е годы сдан на металл.
А-33. Заложен в 1916 году, спущен на воду 29 июля 1916 года, построен 30 октября 1916 года. Служил в качестве тральщика. После войны -британский трофей. Сдан на металл в 1923 году.
А-34. Заложен в 1916 году, спущен на воду 20 июля 1916 года, построен 8 ноября 1916 года. В годы войны был тральщиком, после войны, во время раздела немецкого флота передан англичанам. Разобран в 1923 году.
A-35. Заложен в 1916 году, спущен на воду 19 августа 1916 года, построен 1 декабря 1916 года. Зачислен во флотилию тральщиков. После войны— британский трофей. Разобран в 1922 году.
А-36. Заложен в 1916 году, спущен на воду 19 августа 1916 года, построен 27 ноября 1916 года. Приписан к тральной флотилии. После войны передан Англии. Разобран в 1922 году.
А-37. Заложен в 1916 году, спущен на воду 12 августа 1916 года, построен 24 ноября 1916 года. Приписан к тральной флотилии. После войны передан Англии. Разобран в 1922 году.
А-38. Заложен в 1916 году, спущен на воду 17 октября 1916 года, построен 14 марта 1917 года. Использовался в качестве тральщика. После войны британский трофей. Разобран в 1923 году.
А-39. Заложен в 1916 году, спущен на воду 12 сентября 1916 года, построен 16 декабря 1916 года. Действовал у фландрского побережья. Использовался в качестве тральщика. После войны передан Англии. Разобран в 1922 году.
А-40. Заложен в 1916 году, спущен на воду 2 сентября 1916 года, построен 8 декабря 1916 года. Выполнял боевое задание у бельгийского побережья. 15 ноября 1919 года интернирован. 21 июня 1919 года на нем подняли бельгийский флаг и переименовали в А-22РС. В 1926 году переименован в А-22. В 1927 году миноносец снова стал А-40. Разобран после 1931 года.
А-41. Заложен в 1916 году, спущен на воду 8 декабря 1916 года, построен 16 марта 1917 года. Приписан к тральной флотилии. После войны - британский трофей. Разобран в 1922 году.
А-42. Заложен в 1916 году, спущен на воду 1 ноября 1916 года, построен 5 января 1917 года. Действовал у побережья Фландрии. После заключения перемирия интернирован передан Бельгии получил новое название А-23РС. В 1926 году переименован в А-23, а через год кораблю вернули первоначальное название. После 1931 года учебный корабль "Занд" в морской школе в Остенде. В 1939 году продан на слом.
А-43. Заложен в 1916 году, спущен на воду 25 декабря 1916 года, построен 2 апреля 1917 года. Действовал у бельгийского побережья. 15 ноября 1918 года интернирован. После подписания мирного договора передан Бельгии и получил название А-24РС. В 1926 году переименован в А-24. В 1927 году миноносцу вернули его прежний номер. После 1931 года переименован в "Вилинген". Использовался как учебный корабль военно-морской школы в Остенде. После оккупации Бельгии — немецкий трофей. Разобран в 1943 году.
А-44. Заложен в 1916 году, спущен на воду 10 марта 1917 года, построен 30 апреля 1917 года. Действовал у побережья Бельгии в составе флотилии тральщиков. После заключения мира - Британский трофей. Разобран в 1922 году.
А-45. Заложен в 1916 году, спущен на воду 8 ноября 1916 года, построен 15 января 1917 года. Принимал участие в военных действиях у бельгийского побережья и в составе флота Открытого моря. После окончания войны передан Англии. Разобран в 1922 году.
А-46. Заложен в 1916 году, спущен на воду 24 марта 1917 года, построен 22 мая 1917 года. Действовал у бельгийского побережья. После войны -- британский трофей. Разобран в 1922 году.
А-47. Заложен в 1916 году, спущен на воду 23 апреля 1917 года, построен 22 июня 1917 года. Действовал у Бельгийского побережья. 15 ноября 1918 года интернирован. 21 июня 1918 года передан Бельгии. Получил название А-25РС. В 1926 году переименован в А-25. В 1927 году миноносцу вернули первоначальное название. Дальнейшая судьба неизвестна.
А-48. Заложен в 1917 году, спущен на воду 9 июня 1917 года, построен 31 июля 1917 года. В годы войны служил у бельгийского побережья и в составе флота Открытого моря. После окончания войны - - британский трофей. Разобран в 1922 году.
А-49. Заложен в 1917 году, спущен на воду 19 мая 1917 года, построен 19 июля 1917 года. Действовал у бельгийского побережья в составе флотилии тральщиков. В 1918-1920 годах входил в состав Бельгийского флота под названием А-26РС. После 15 сентября 1920 года передан англичанам. В 1923 году сдан на металл.
А-50. Заложен в 1917 году, спущен на воду 8 июля 1917 года, построен 20 августа 1917 года. Действовал у бельгийского побережья. 17 ноября 1917 года погиб, подорвавшись на мине в точке с координатами 51°33'N, 03°15'O. Погибло 18 человек.
А-51. Заложен в 1917 году, доставлен по железной дороге в Полу, где был спущен на воду 16 мая 1917 года, построен 26 июля 1917 года. Служил в качестве посыльного и вспомогательного судна немецкой Средиземноморской флотилии подводных лодок. 29 октября 1918 года затоплен в порту Фиуме (45°21’М, 14°26'О). В 1920 году поднят итальянцами и разобран.
А-52. Заложен в 1916 году, спущен на воду 18 января 1917 года, построен 1 апреля 1917 года. Входил в состав флотилии тральщиков. После заключения мира передан англичанам. Разобран в 1923 году.
А-53. Заложен в 1916 году, спущен на воду 3 февраля 1917 года, построен 7 апреля 1917 года. Входил в тральную флотилию. После войны -британский трофей, разобран в 1923 году.
А-54. Заложен в 1916 году, спущен на воду 22 февраля 1917 года, построен 14 апреля 1917 года. Входил в состав флотилии тральщиков. После заключения мира передан англичанам. Разобран в 1923 году.
А-55. Заложен в 1916 году, спущен на воду 10 марта 1917 года, построен 27 апреля 1917 года. Входил в состав флотилии тральщиков. После заключения мира передан англичанам. Разобран в 1923 году.
Миноносцы типа A. Ill серия (60 ед.)
Немецкое командование постоянно опасалось нападения русских кораблей на конвои, везущие шведскую руду. И действительно, 31 мая (старого стиля) на один из караванов было совершено нападение. Для охраны конвоев, с учетом эксплуатации ранее построенных миноносцев, спроектировали новый, улучшенный вариант по которому планировалось построить большую серию этих кораблей.
Заказы на строительство выдали трем заводам: А-56 -- А-67, А-80 —А-82, А-86—А-91, А-96 - А-113 - заводу "А.Г. Вулкан" в Штеттине. А-68—А-79, А-92—А-95 - "Ф. Шихау" в Эльбинге. А-83—А-85 — "Ховальдсверке" в Киле.
Водоизмещение: А-56—А-67, А-80 — А-91, А-96 — А-113; 330 т (проектное), 381 т (в полном грузу). А-68 - А-79, А-92 - А-95; 335 т (проектное), 392 т (в полном грузу).
Размерения: А-56—А-67: длина 61,1 м, ширина 6,41 м, осадка 2,24 м. А-68—А-79: длина 60 м, ширина 6,42 м, осадка 2,34 м. А-80—А-91: длина 60,37 м, ширина 6,41 м, осадка 2,11 м. А-92 —А-95: длина 61,2 м, ширина 6,42 м, осадка 2,12 м. А-96— А-113: длина 60,37 м, ширина 6,41 м, осадка 2,11 м.
Механизмы: 2 турбины (А-68—А-79, А-92, А-95): Шихау с зубчатой передачей, (А-56, А-67, А-80— А-91, А-96—А-113) АЭГ "Вулкан", 2 морских котла. Мощность механизмов колебалась от 5700 до 6033 л.с., скорость 28,2 узла, дальность плавания 800 миль при 20 узлах, запас топлива 92 тонны нефти.
Вооружение: 2 (после А-80 — 3) 88-мм орудия на лодочных станках, 1 450-мм торпедный аппарат (после А-80 отсутствуют). Экипаж 50-55 человек (2 офицера).
А-56. Заложен в 1916 году, спущен на воду 28 февраля 1917 года, построен 14 апреля 1917 года. Находился в составе тральной флотилии. Погиб 12 марта 1918 года в Северном море, подорвавшись на мине. Место гибели 53°45'N, 06°15'O. Погибло 16 человек.
A-57. Заложен в 1916 году, спущен на воду 28 февраля 1917 года, построен 28 апреля 1917 года. Подорвался на мине 2 марта 1918 года в Северном море. Место гибели 53°21'N, 04°57'О. Погибло 12 человек.
А-58. Заложен в 1916 году, спущен на воду 31 марта 1917 года, построен 19 мая 1917 года. 15 августа 1918 года погиб у бельгийского побережья, подорвавшись на мине в точке с координатами 51°24'М, 03°16'О. Погибло 3 человека.
A-59. Заложен в 1916 году, спущен на воду 13 апреля 1917 года, построен 9 июня 1917 года. Действовал у побережья Фландрии. После окончания войны передан в состав польского флота. Новые владельцы переименовали миноносец в "Слазак". До 1937 года находился в боевом составе флота, после разоружения использовался в качестве корабля-цели для авиации.
A-60. Заложен в 1917 году, спущен на воду 15 мая 1917 года, построен 23 июня 1917 года. Действовал у побережья Бельгии. Погиб 30 ноября 1917 года, подорвавшись на мине в точке с координатами 51°25'N, 03°10'O. Погибло 17 человек.
A-61. Заложен в 1917 году, спущен на воду 15 мая 1917 года, построен 11 июля 1917 года. Действовал у бельгийского побережья в составе флотилии тральщиков. После войны - британский трофей, разобран в 1923 году.
A-62. Заложен в 1917 году, спущен на воду 8 июня 1917 года, построен 25 июля 1917 года. После окончания войны передан Британии, разобран в 1923 году.
А-63. Заложен в 1917 году, спущен на воду 16 июня 1917 года, построен 11 августа 1917 года. Входил в состав эскортных и тральных флотилий. После войны передан Франции. Разобран в 1923 году.
А-64. Заложен в 1917 году, спущен на воду 30 марта 1918 года, построен 8 августа 1918 года. Входил в состав эскортной флотилии. После окончания войны передан Польше и переименован в "Краковяк". В конце 1936 года исключен из списков флота. В 1937 году разобран.
A-65. Заложен в 1917 году, спущен на воду 30 марта 1918 года, построен 24 августа 1918 года. Приписан к флотилии тральщиков. После войны планировалось передать Бразилии, которая отказались от его приобретения. Возвращен Англии и в 1922 году разобран.
A-66. Заложен в 1918 году, спущен на воду 23 июня 1918 года, построен 20 сентября 1918 года. Использовался в тральной флотилии. После войны передан Франции. Разобран в 1923 году.
А-67. Заложен в 1918 году, спущен на воду 23 июня 1918 года. К моменту заключения перемирия находился в 75% готовности. Вычеркнут из списков флота 3 ноября 1919 года. Разобран в 1921 году.
А-68. Заложен в начале 1917 года, спущен на воду 11 апреля, построен 13 июня 1917 года. Служил в эскортной и тральной флотилии. После войны передан Польше и переименован в "Куевяк". До 1937 года в составе флота, потом разоружен. Использовался в качестве корабля-цели при проведении торпедных стрельб. Вторую мировую войну встретил в качестве плавучего топливного склада. Захвачен Германией.
A-69. Заложен в начале 1917 года, спущен на воду 28 апреля, построен 4 июля 1917 года. Служил в тральных и эскортных флотилиях. После войны должен был быть передан Польше, но вместо него в состав польского флота вошел V-105.
A-70. Заложен в 1917 году, спущен на воду 19 мая, построен 23 июля 1917 года. Приписан к школе подводного плавания. Миноносец также входил и в состав флотилии тральщиков. После войны - японский трофей. Разобран в 1922 году.
A-71. Заложен в 1917 году, спущен на воду 9 июня, построен 13 августа 1917 года. Входил в состав тральных и эскортных флотилий. Погиб 4 мая 1918 года в Северном море (54°39'N, 06°27'O), подорвавшись на мине. Потери экипажа 6 человек.
A-72. Заложен в 1917 году, спущен на воду 30 июня, построен I сентября I917 года. Входил в состав эскортных и тральных флотилий. Подорвался на мине 14 мая 1918 года в Северном море (55°34'М, 05°54'О). Погибло 25 человек.
A-73. Заложен в 1917 году, спущен на воду 7 июля, построен 21 сентября 1917 года. Входил в состав флотилии тральщиков. Погиб 20 января 1918 года после подрыва на мине в Северном море (53°40'N, 06°32'O). Погибло 40 человек.
А-74. Заложен в 1917 году, спущен на воду 4 августа, построен 9 октября 1917 года. В годы войны был учебным кораблем школы подводного плавания, входил в состав эскортных и тральных флотилий. Передан Англии. В 1922 году разобран.
A-75. Заложен в 1917 году, спущен на воду 11 августа, построен 26 октября 1917 года. Учебный корабль школы подводного плавания, входил в состав флотилии тральщиков. После окончания войны передан Франции. Разобран в 1923 году.
A-76. Заложен в 1917 году, спущен на воду 1 сентября, построен 12 ноября 1917 года. Входил в состав флотилии тральщиков. Французский трофей, разобран в 1923 году.
A-77. Заложен в 1917 году, спущен на воду 22 сентября, построен 27 ноября 1917 года. Входил в состав флотилии тральщиков. Погиб вместе с А-73. Погибло 33 человека.
А-78. Заложен в 1917 году, спущен на воду 13 октября, построен 15 декабря 1917 года. Входил в состав эскортной флотилии. После войны передан Бразилии. Разобран в 1922 году.
A-79. Заложен в 1917 году, спущен на воду 8 ноября 1917 года, построен 12 января 1918 года. Входил в состав эскортной флотилии. Погиб 11 июля 1918 года, подорвавшись на мине в Северном море точке с координатами 54°47'N, 04°52'O. Погиб почти весь экипаж - 53 человека.
А-80. Заложен в 1917 году, спущен на воду 24 октября, построен 21 декабря 1917 года. Служил у побережья Фландрии в составе флотилии тральщиков. После исключения из списков флота передан Польше, сначала назывался "Корал", потом "Подхаланин". В 1936 году исключен из списков боевых кораблей, использовался как корабль-цель для торпедных стрельб, а затем как плавучий склад порта.
А-81. Заложен в 1917 году, спущен на воду 27 ноября 1917 года, построен 10 января 1918 года. Входил в состав флотилии тральщиков. После войны передан Бразилии, потом Англии. Разобран в 1923 году.
А-82. Заложен в 1917 году, спущен на воду 27 марта, построен 1 июня 1918 года. По железной дороге был доставлен в австро-венгерский порт Пола, где был собран. Использовался в качестве посыльного судна немецкой флотилии подводных лодок в Средиземном море. 29 октября 1918 года, после заключения перемирия, затоплен в порту Фиуме (45°21’М, 14°26'О). В 1920 году был поднят и разобран на металл.
А-83—А-85. Заложены в конце 1917 начале 1918 года, спущены (соответственно) 28 мая 1918, 14 апреля и 6 июня 1918 года. На момент заключения перемирия готовность составляла от 40 до 60%. 3 ноября 1918 года исключены из списков флота. Разобраны в 1921 году.
А-86. Заложен в 1917 году, спущен на воду 5 февраля, построен 16 марта 1918 года. Входил в состав эскортной флотилии. После войны французский трофей. Разобран в 1923 году.
А-87. Заложен в 1917 году, спущен на воду 21 февраля, построен 8 апреля 1918 года. Входил в состав флотилии тральщиков. Разобран в 1922 году.
А-88. Заложен в 1917 году, спущен на воду 2 марта, построен 27 апреля 1918 года. Входил в состав флотилии тральщиков. После войны британский трофей. Разобран в 1923 году.
А-89. Заложен в 1917 году, спущен на воду 22 марта, построен 14 мая 1918 года. Входил в эскортную флотилию. Передан Англии. Разобран в 1923 году.
А-90. Заложен в начале 1918 года, спущен на воду 6 апреля, построен 6 июня 1918 года. Входил в состав эскортной флотилии. Разобран в 1922 году.
А-91. Заложен в начале 1918 года, спущен на воду 27 апреля, построен 22 июня 1918 года. Входил в состав эскортной флотилии. После войны передан Англии, разобран в 1922 году.
A-92. Заложен в 1917 году, спущен на воду 16 марта, построен 24 мая 1918 года. Входил в состав флотилии тральщиков. После войны передан Англии. Разобран в 1923 году.
А-93. Заложен в начале 1918 года, спущен на воду 9 апреля, построен 18 июня 1918 года. Входил в состав тральной флотилии. После передан Англии. Разобран в 1922 году.
А-94. Заложен в конце 1917— начале 1918 года, спущен на воду 27 апреля, построен 19 июля 1918 года. Входил в состав эскортной флотилии. Передан Англии. Разобран в 1923 году.
А-95. Заложен в 1918 году, спущен на воду 25 мая, построен 19 августа 1918 года. Входил в состав эскортных флотилий. Передан Англии. Разобран в 1923 году.
Остальные миноносцы (А-96—А-113) на момент перемирия находились в 35% готовности и позднее были разобраны на металл.