Глава VI. Миноносцы (1914 - 1919 гг.)

 

Миноносцы типа А. I серия (25 ед.)

 

В 1914 году, после того как немецкая армия достигла бельгийского побережья, у немецкого флота появился новый театр военных действий. Практически сразу же выяснилось, что обычные эсминцы и миноносцы для выполнения новых за­дач велики. Кроме этого миноносцам пришлось бы действовать в водах, где имелось большое количе­ство минных заграждений, и в проект сразу же зак­ладывалась возможность использования кораблей для траления мин.

Все эти корабли строились на верфи "А.Г. Вулкан" в Гамбурге, при этом часть корпусных работ выполнялось на других заводах. "А-8", "А-14", "А-19" и "А-24" - верфью Санчерсдер в Рослау. "А-4", "А-10" и "А-15" - "Штеттинер Одерверке" в г. Штеттин. Часть кораблей была на­правлена по железной дороге в Антверпен, где и были собраны на судостроительном заводе "Хабокен" ("А-2", "А-4—А-16", "А-19" и "А-20"). Эти корабли действовали у Бельгийского побережья как тральщики, заградители, а также убирали противолодочные сети.

Оставшиеся в Германии корабли приписали к школе подводного плавания, вспомогательной флотилии тральщиков и портовой флотилии в Киле. Проект оказался неудачным.

Водоизмещение: 137 т (в полном грузу), 109 т (проектное).

Размерения: длина 41,58 м, ширина 4,6 м, осад­ка 1,52м.

Механизмы: 1 трехцилиндровая паровая маши­на, 1 военно-морской котел. Мощность механизмов 12000 л.с. Скорость 20 узлов, дальность плавания 900 миль со скоростью 12,5 узла, 440 миль со ско­ростью 19 узлов. Запас топлива 24,5 т угля.

Вооружение: (А-1,2,17,18,21-25) - 1 50-мм орудие, 1 52-мм орудие, 2 450-мм торпедных ап­парата, 4 мины заграждения, трал.

Экипаж: 28 человек (из них мог быть 1 офицер).

 

А-1. Заложен в 1914 году, спущен на воду 16 января 1915 года, построен 29 января 1915 года. Использовался в качестве учебного корабля и сто­рожевика. Исключен из списка флота 10 мая 1922 года. Разобран в этом же году в Киле.

А-2. Заложен в 1914 году, спущен на воду 17 марта 1915 года, построен 23 марта 1915 года. Потоплен британским эсминцем 1 мая 1915 года в 18 часов, погибло 12 человек. Место гибели Север­ное море, точка с координатами 51°42'N, 03°00'O.

А-3. Заложен в 1914 году, спущен на воду 24 июня 1915 года, построен 13 июля 1915 года. Пропал без вести на переходе из Киля в Данциг 7 ноября 1915 года. Погиб весь экипаж — 26 человек.

А-4. Заложен в 1914 году, спущен на воду 26 июня 1915 года, построен 30 июля 1915 года. Принимал участие в военных действиях у Бельгий­ского побережья. После окончания войны, 11 но­ября 1918 года, был затоплен экипажем в порту Антверпен (51°26'N, 03°51’О). Достался бельгий­цам, которые подняли его и включили в состав флота как миноносец АЗРС. В 1926 году переиме­нован в "Princesse Marijose", в 1927 году в А-4. В 1931 году продан на металл.

А-5. Заложен в 1914 году, спущен на воду 5 мая 1915 года, построен 10 мая 1915 года. Действовал у побережья Фландрии. 15 ноября 1918 года интерни­рован. Бельгийский трофей. 25 июня 1919 года нео­фициально зачислен в состав бельгийского флота, как А43С. В 1926 году переименован в А-4. После роспуска бельгийского военно-морского флота был переименован в А-5. Находился в составе прибреж­ной охраны. В 1931 году продан на металл.

А-6. Заложен в 1914 году, спущен на воду 3 ап­реля 1915 года, построен 8 апреля 1915 года. 1 мая 1915 года был потоплен в Северном море британ­скими эсминцами в точке с координатами 51°42'N, 03°00'О. Погиб 1 человек.

А-7. Заложен в 1914 году, спущен на воду 2 февраля 1915 года, построен 19 апреля 1915 года. Потоплен 21 марта 1918 года французскими ЭМ "Capitaine Mehi" и "Bovdier" в точке с координа­тами 51°42'М, 03°00'О. Погибло 23 человека.

А-8. Заложен в 1914 году, спущен на воду 25 апреля 1915 года, построен 21 мая 1915 года. После окончания войны был интернирован вместе с А-5. 25 июня 1919 года на нем подняли бельгий­ский флаг и переименовали в А-5РС. В 1926 году переименован в А-5. В 1927 году, после роспуска военно-морского флота, сменил номер на А-8, в 1931 году стал называться "Oever" и переведен в учебный корабль морской школы в Остенде. В 1939 году продан на металл.

А-9. Заложен в 1914 году, спущен на воду 4 августа 1915 года, построен 6 августа 1915 года. Интернирован вместе с "А-5". 21 июня 1919 года вошел в состав бельгийского флота как А-6РС. В 1926 году переименован в А-6. В 1927 году, когда был распущен Бельгийский флот, ему вернули первоначальное название "А-9". В 1931 году про­дан на металл.

А-10. Заложен в 1914 году, спущен на воду 16 августа 1915 года, построен 23 августа 1915 года. Погиб 7 февраля 1918 года, подорвавшись на мине у побережья Фландрии в точке с координатами 51°16'N, 02°53'O. Погибло 19 человек.

А-11. Заложен в 1914 году, спущен на воду 4 июня 1915 года, построен 7 июня 1915 года. После войны интернирован. 21 июня 1919 года во­шел в состав бельгийского флота как "А-7РС". В 1926 году переименован в А-7. В 1931 году продан на металл.

A-12. Заложен в 1914 году, спущен на воду 28 апреля 1915 года, построен 2 мая 1915 года. После войны интернирован. 21 июня 1919 года во­шел в состав бельгийского флота как "А-2РС". В 1926 году переименован в "А-2" "Принц Карл". Продан на слом в 1931 году.

A-13. Заложен в 1914 году, спущен на воду 15 мая 1915 года, построен 21 мая 1915 года. По­топлен 16 августа 1917 года в Остенде британски­ми двухмоторными самолетами в точке с коорди­натами 51°15'N, 02°56'О. Погиб 1 человек. В нояб­ре 1917 года корабль подняли, но из-за большого объема повреждений восстанавливать не стали. От­буксирован в Брюгге, где его снова потопили, на этот раз артиллерийским огнем. После войны ра­зобран на металл.

А-14. Заложен в 1914 году, спущен на воду 22 июля 1915 года, построен 27 июля 1915 года. После войны интернирован. 21 июня 1919 года во­шел в состав бельгийского флота, как А-1 PC. В 1926 году переименован в А-1 "Принц Леопольд". В 1927 году переименован в А-12. Разобран в 1931 году.

А-15. Заложен в 1914 году, спущен на воду 10 июля 1915 года, построен 15 июля 1915 года. Погиб 23 августа 1915 года в бою с французскими эсминцами "Branlebas" и "Oriflamme". Место гибе­ли 51°17'N, 02°45'O. Потери экипажа 11 человек.

А-16. Заложен в 1914 году, спущен на воду 16 июня 1915 года, построен 19 июня 1915 года. Всю войну действовал у Бельгийского побережья. После заключения перемирия интернирован. 21 июня 1919 года на миноносце поднят флаг Бель­гии, и с этого же дня он стал называться А-8РС, в 1926 переименован в А-8, а затем в А-16. Разобран в начале тридцатых годов.

А-17. Заложен в 1914 году, спущен на воду 8 июня 1915 года, построен 6 июля 1915 года. Ис­пользовался как корабль береговой обороны и учебный корабль подводной школы. Затонул в га­вани Киля. 13 марта 1920 года (54°19'М, 10°10'О). Поднят 6 января 1921 года, в этот же день вычер­кнут из списков флота. Разобран в 1922 году.

А-18. Заложен в 1914 году, спущен на воду 2 июля 1915 года, построен 20 июля 1915 года. Служил в качестве корабля береговой обороны. Вычеркнут из списков флота 21 января 1922 года. Разобран в 1922 году в Киле.

А-19. Заложен в 1914 году, спущен на воду 9 сентября 1915 года, построен 15 октября 1915 года. 21 марта 1918 года погиб в бою с британски­ми эсминцами, в точке с координатами 51°15'N, 02°40'О. Потери экипажа 19 человек.

А-20. Заложен в 1914 году, спущен на воду 27 августа 1915 года, построен 1 сентября 1915 года. После заключения перемирия был интерни­рован. Вошел в состав бельгийского флота как А-9РС. В 1927 году на нем дважды сменили но­мер, сначала на А-9, потом на А-20. В 1920 году использовался как учебный корабль морской школы в Остенде. Летом 1940 года немецкий тро­фей. В марте 1943 года перестроен в учебно-ар­тиллерийский корабль и получил название "Рейхер". Использовался в качестве учебного кораб­ля ПВО. С октября 1943 года служил в качестве учебного дальномерного корабля под названием "Варендорт". После окончания Второй мировой войны -- американский трофей. В 1948 году ра­зобран в Вильгельмсхафене.

А-21. Заложен в 1914 году, спущен на воду 1 июня 1915 года, построен 29 июня 1915 года. Служил в качестве корабля береговой обороны в тральных флотилиях, был плавбазой. 13 марта 1920 года затонул в Киле (54°19'М, 10°10'О). Под­нят 6 января 1921 года, вычеркнут из списков фло­та и сдан на слом.

A-22. Заложен в 1914 году, спущен на воду 22 мая 1915 года, построен 8 июня 1915 года. Слу­жил в тральных флотилиях и в качестве корабля береговой обороны, был приписан к школе под­водного плавания. Вычеркнут из списка флота 15 мая 1922 года. Позднее использовался в каче­стве корабля-отопителя.

А-23. Заложен в 1914 году, спущен на воду 5 мая 1915 года, построен 29 мая 1915 года. Слу­жил в тральных флотилиях и в качестве корабля береговой обороны, был приписан к школе под­водного плавания. Вычеркнут из списков флота 15 мая 1922 года. До начала разборки в 1924 году ис­пользовался как корабль-цель.

А-24. Заложен в 1914 году, спущен на воду 12 июня 1915 года, построен 6 августа 1915 года. Был приписан к школе подводного плавания. Пос­ле исключения 22 мая 1922 года из состава флота, использовался в качестве корабля-отопителя в Свинемюнде. С 1924 года и до момента сдачи на слом был кораблем-целью.

А-25. Заложен в 1914 году, спущен на воду 13 июля 1915 года, построен 27 июля 1915 года. Был приписан к школе подводного плавания. Вычеркнут из списков флота 15 мая 1924 года. Служил в качестве корабля-отопителя в арсена­ле Киля.

 

Миноносцы типа А. II серия (28 ед.)

 

После появления в составе немецкого флота первых миноносцев типа А, выяснилось, что про­ект обладает рядом недостатков, которые вытека­ли из малых размеров. Кроме этого, резко возрос­ло значение баз во Фландрии из-за базирования там субмарин. Поэтому за счет увеличения размерений удалось увеличить и дальность плавания и вооружение.

В конце 1915 — начале 1916 года было заказа­но около 30 кораблей типа А-II. Из них 12, частью по железной дороге с последующей достройкой на Антверпенской верфи "Ходоне", частью морем, были отправлены во Фландрию (А-43, А-44, А-46 — А-99). Один миноносец отправили в Австро-Венг­рию для обслуживания немецкой Средиземноморс­кой флотилии подводных лодок. Остальные кораб­ли служили в отечественных водах. Остальные ко­рабли строились верфью "Фридрих Шихау" в Эльбинге.

Водоизмещение: А-26—А-49 227 т (проект­ное), 250 т (в полном грузу). А-50—А-55 229 т (проектное), 252 т (в полном грузу). "Аметист" (А-32) 286 т (в полном грузу).

Размерения: А-26—А-49 длина 50 м, ширина 5,32 м, осадка 2,34 м. А-50—А-55 длина 50 м, ши­рина 5,62 м, осадка 2,33 м.

Механизмы: 1 турбина Шихау, 1 нефтяной во­енно-морской котел. Мощность механизмов 3506 л.с. Скорость 25,8 узла, дальность плавания 690 миль со скоростью 20 узлов. Запас топлива 53 т нефти.

Вооружение: 2 88-мм орудия; на А-39, А-40, А-42 и А-45—А-50 были установлены 2 88-мм ору­дия на лодочных станках, 1 палубный 450-мм тор­педный аппарат и 1 трал.

Экипаж: 29 человек (из них мог быть 1 офицер).

 

А-26. Заложен в 1916 году, спущен на воду 20 мая 1916 года, построен 22 июля 1916 года. В годы войны использовался как тральщик. Вычер­кнут из списков флота 23 марта 1921 года. Разоб­ран в Киле.

A-27. Заложен в 1916 году, спущен на воду 27 мая 1916 года, построен 12 августа 1916 года. Служил в качестве корабля береговой обороны. После войны - британский трофей. Разобран в 1922 году.

А-28. Заложен в 1916 году, спущен на воду 10 июня 1916 года, построен 26 августа 1916 года. Служил в бельгийских водах в качестве корабля бе­реговой обороны и тральщика. После окончания войны — британский трофей. Разобран в 1922 году.

А-29. Заложен в 1916 году, спущен на воду 15 июня 1916 года, построен 9 сентября 1916 года. В годы войны был тральщиком и кораблем бере­говой обороны у побережья Фландрии. После вой­ны — британский трофей. Разобран в 1923 году.

А-30. Заложен в 1916 году, спущен на воду 15 июля 1916 года, построен 28 сентября 1916 года. Служил в Бельгии в кораблем береговой обороны. После заключения перемирия интернирован Бель­гией и 21 июня 1919 года вошел в состав ее флота, как А-29РС. В 1926 году переименован в А-29. Ра­зобран в 1927 году.

А-31. Заложен в 1916 году, спущен на воду 1 июля 1916 года, построен 30 сентября 1916 года. Служил во Фландрии как учебный и корабль бере­говой обороны. После войны - британский тро­фей. Разобран в 1923 году.

А-32. Заложен в 1916 году, спущен на воду 15 июля 1916 года, вошел в состав флота 14 ок­тября 1916 года. Использовался в качестве кораб­ля береговой обороны. В ночь с 24 на 25 октября 1917 года попал в сильный шторм и в 1 час 55 мин был выброшен на побережье острова Саарема (Эзель). Поднят в 1923 году и отбуксирован на ремонт, после которого вошел в состав Эстонско­го флота и переименован в "Сулев". В 1940 году после того как Прибалтийские государства вошли в состав СССР, бывший немецкий миноносец под­нял флаг пограничной охраны и получил новое название "Аметист". 22 июня 1941 года включен в состав Краснознаменного Балтийского флота. Во время Великой Отечественной войны охранял конвои. Участвовал в Таллиннском переходе, во время которого охранял поврежденный эсминец "Гордый". После войны возвращен погранични­кам. Служил в качестве учебного корабля. В 50-е годы сдан на металл.

А-33. Заложен в 1916 году, спущен на воду 29 июля 1916 года, построен 30 октября 1916 года. Служил в качестве тральщика. После войны -британский трофей. Сдан на металл в 1923 году.

А-34. Заложен в 1916 году, спущен на воду 20 июля 1916 года, построен 8 ноября 1916 года. В годы войны был тральщиком, после войны, во вре­мя раздела немецкого флота передан англичанам. Разобран в 1923 году.

A-35. Заложен в 1916 году, спущен на воду 19 августа 1916 года, построен 1 декабря 1916 года. Зачислен во флотилию тральщиков. После войны— британский трофей. Разобран в 1922 году.

А-36. Заложен в 1916 году, спущен на воду 19 августа 1916 года, построен 27 ноября 1916 года. Приписан к тральной флотилии. После вой­ны передан Англии. Разобран в 1922 году.

А-37. Заложен в 1916 году, спущен на воду 12 августа 1916 года, построен 24 ноября 1916 года. Приписан к тральной флотилии. После вой­ны передан Англии. Разобран в 1922 году.

А-38. Заложен в 1916 году, спущен на воду 17 октября 1916 года, построен 14 марта 1917 года. Использовался в качестве тральщика. После войны британский трофей. Разобран в 1923 году.

А-39. Заложен в 1916 году, спущен на воду 12 сентября 1916 года, построен 16 декабря 1916 года. Действовал у фландрского побережья. Ис­пользовался в качестве тральщика. После войны передан Англии. Разобран в 1922 году.

А-40. Заложен в 1916 году, спущен на воду 2 сентября 1916 года, построен 8 декабря 1916 года. Выполнял боевое задание у бельгийского по­бережья. 15 ноября 1919 года интернирован. 21 июня 1919 года на нем подняли бельгийский флаг и переименовали в А-22РС. В 1926 году переиме­нован в А-22. В 1927 году миноносец снова стал А-40. Разобран после 1931 года.

А-41. Заложен в 1916 году, спущен на воду 8 декабря 1916 года, построен 16 марта 1917 года. Приписан к тральной флотилии. После войны - британский трофей. Разобран в 1922 году.

А-42. Заложен в 1916 году, спущен на воду 1 ноября 1916 года, построен 5 января 1917 года. Действовал у побережья Фландрии. После заключения перемирия интернирован передан Бельгии получил новое название А-23РС. В 1926 году пере­именован в А-23, а через год кораблю вернули пер­воначальное название. После 1931 года учебный корабль "Занд" в морской школе в Остенде. В 1939 году продан на слом.

А-43. Заложен в 1916 году, спущен на воду 25 декабря 1916 года, построен 2 апреля 1917 года. Действовал у бельгийского побережья. 15 ноября 1918 года интернирован. После подписания мирно­го договора передан Бельгии и получил название А-24РС. В 1926 году переименован в А-24. В 1927 году миноносцу вернули его прежний номер. Пос­ле 1931 года переименован в "Вилинген". Исполь­зовался как учебный корабль военно-морской шко­лы в Остенде. После оккупации Бельгии — немец­кий трофей. Разобран в 1943 году.

А-44. Заложен в 1916 году, спущен на воду 10 марта 1917 года, построен 30 апреля 1917 года. Действовал у побережья Бельгии в составе флоти­лии тральщиков. После заключения мира - Бри­танский трофей. Разобран в 1922 году.

А-45. Заложен в 1916 году, спущен на воду 8 ноября 1916 года, построен 15 января 1917 года. Принимал участие в военных действиях у бельгий­ского побережья и в составе флота Открытого моря. После окончания войны передан Англии. Ра­зобран в 1922 году.

А-46. Заложен в 1916 году, спущен на воду 24 марта 1917 года, построен 22 мая 1917 года. Действовал у бельгийского побережья. После вой­ны -- британский трофей. Разобран в 1922 году.

А-47. Заложен в 1916 году, спущен на воду 23 апреля 1917 года, построен 22 июня 1917 года. Действовал у Бельгийского побережья. 15 ноября 1918 года интернирован. 21 июня 1918 года пере­дан Бельгии. Получил название А-25РС. В 1926 году переименован в А-25. В 1927 году миноносцу вернули первоначальное название. Дальнейшая судьба неизвестна.

А-48. Заложен в 1917 году, спущен на воду 9 июня 1917 года, построен 31 июля 1917 года. В годы войны служил у бельгийского побережья и в составе флота Открытого моря. После оконча­ния войны - - британский трофей. Разобран в 1922 году.

А-49. Заложен в 1917 году, спущен на воду 19 мая 1917 года, построен 19 июля 1917 года. Дей­ствовал у бельгийского побережья в составе фло­тилии тральщиков. В 1918-1920 годах входил в со­став Бельгийского флота под названием А-26РС. После 15 сентября 1920 года передан англичанам. В 1923 году сдан на металл.

А-50. Заложен в 1917 году, спущен на воду 8 июля 1917 года, построен 20 августа 1917 года. Действовал у бельгийского побережья. 17 ноября 1917 года погиб, подорвавшись на мине в точке с ко­ординатами 51°33'N, 03°15'O. Погибло 18 человек.

А-51. Заложен в 1917 году, доставлен по железной дороге в Полу, где был спущен на воду 16 мая 1917 года, построен 26 июля 1917 года. Служил в качестве посыльного и вспомогательного судна не­мецкой Средиземноморской флотилии подводных лодок. 29 октября 1918 года затоплен в порту Фиуме (45°21’М, 14°26'О). В 1920 году поднят италь­янцами и разобран.

А-52. Заложен в 1916 году, спущен на воду 18 января 1917 года, построен 1 апреля 1917 года. Входил в состав флотилии тральщиков. После заключения мира передан англичанам. Разобран в 1923 году.

А-53. Заложен в 1916 году, спущен на воду 3 февраля 1917 года, построен 7 апреля 1917 года. Входил в тральную флотилию. После войны -британский трофей, разобран в 1923 году.

А-54. Заложен в 1916 году, спущен на воду 22 февраля 1917 года, построен 14 апреля 1917 года. Входил в состав флотилии тральщиков. Пос­ле заключения мира передан англичанам. Разоб­ран в 1923 году.

А-55. Заложен в 1916 году, спущен на воду 10 марта 1917 года, построен 27 апреля 1917 года. Входил в состав флотилии тральщиков. После заключения мира передан англичанам. Ра­зобран в 1923 году.

 

Миноносцы типа A. Ill серия (60 ед.)

 

Немецкое командование постоянно опасалось нападения русских кораблей на конвои, везущие шведскую руду. И действительно, 31 мая (старого стиля) на один из караванов было совершено на­падение. Для охраны конвоев, с учетом эксплуата­ции ранее построенных миноносцев, спроектирова­ли новый, улучшенный вариант по которому плани­ровалось построить большую серию этих кораблей.

Заказы на строительство выдали трем заво­дам: А-56 -- А-67, А-80 —А-82, А-86—А-91, А-96 - А-113 - заводу "А.Г. Вулкан" в Штеттине. А-68—А-79, А-92—А-95 - "Ф. Шихау" в Эльбинге. А-83—А-85 — "Ховальдсверке" в Киле.

Водоизмещение: А-56—А-67, А-80 — А-91, А-96 — А-113; 330 т (проектное), 381 т (в полном грузу). А-68 - А-79, А-92 - А-95; 335 т (проект­ное), 392 т (в полном грузу).

Размерения: А-56—А-67: длина 61,1 м, ширина 6,41 м, осадка 2,24 м. А-68—А-79: длина 60 м, ши­рина 6,42 м, осадка 2,34 м. А-80—А-91: длина 60,37 м, ширина 6,41 м, осадка 2,11 м. А-92 —А-95: дли­на 61,2 м, ширина 6,42 м, осадка 2,12 м. А-96— А-113: длина 60,37 м, ширина 6,41 м, осадка 2,11 м.

Механизмы: 2 турбины (А-68—А-79, А-92, А-95): Шихау с зубчатой передачей, (А-56, А-67, А-80— А-91, А-96—А-113) АЭГ "Вулкан", 2 морских котла. Мощность механизмов колебалась от 5700 до 6033 л.с., скорость 28,2 узла, дальность плавания 800 миль при 20 узлах, запас топлива 92 тонны нефти.

Вооружение: 2 (после А-80 — 3) 88-мм орудия на лодочных станках, 1 450-мм торпедный аппа­рат (после А-80 отсутствуют). Экипаж 50-55 чело­век (2 офицера).

 

А-56. Заложен в 1916 году, спущен на воду 28 февраля 1917 года, построен 14 апреля 1917 года. Находился в составе тральной флотилии. Погиб 12 марта 1918 года в Северном море, подо­рвавшись на мине. Место гибели 53°45'N, 06°15'O. Погибло 16 человек.

A-57. Заложен в 1916 году, спущен на воду 28 февраля 1917 года, построен 28 апреля 1917 года. Подорвался на мине 2 марта 1918 года в Се­верном море. Место гибели 53°21'N, 04°57'О. По­гибло 12 человек.

А-58. Заложен в 1916 году, спущен на воду 31 марта 1917 года, построен 19 мая 1917 года. 15 августа 1918 года погиб у бельгийского побере­жья, подорвавшись на мине в точке с координата­ми 51°24'М, 03°16'О. Погибло 3 человека.

A-59. Заложен в 1916 году, спущен на воду 13 апреля 1917 года, построен 9 июня 1917 года. Действовал у побережья Фландрии. После оконча­ния войны передан в состав польского флота. Но­вые владельцы переименовали миноносец в "Слазак". До 1937 года находился в боевом составе флота, после разоружения использовался в каче­стве корабля-цели для авиации.

A-60. Заложен в 1917 году, спущен на воду 15 мая 1917 года, построен 23 июня 1917 года. Дей­ствовал у побережья Бельгии. Погиб 30 ноября 1917 года, подорвавшись на мине в точке с коор­динатами 51°25'N, 03°10'O. Погибло 17 человек.

A-61. Заложен в 1917 году, спущен на воду 15 мая 1917 года, построен 11 июля 1917 года. Дей­ствовал у бельгийского побережья в составе фло­тилии тральщиков. После войны - британский трофей, разобран в 1923 году.

A-62. Заложен в 1917 году, спущен на воду 8 июня 1917 года, построен 25 июля 1917 года. После окончания войны передан Британии, разоб­ран в 1923 году.

А-63. Заложен в 1917 году, спущен на воду 16 июня 1917 года, построен 11 августа 1917 года. Входил в состав эскортных и тральных флотилий. После войны передан Франции. Разоб­ран в 1923 году.

А-64. Заложен в 1917 году, спущен на воду 30 марта 1918 года, построен 8 августа 1918 года. Входил в состав эскортной флотилии. После окон­чания войны передан Польше и переименован в "Краковяк". В конце 1936 года исключен из спис­ков флота. В 1937 году разобран.

A-65. Заложен в 1917 году, спущен на воду 30 марта 1918 года, построен 24 августа 1918 года. Приписан к флотилии тральщиков. После войны планировалось передать Бразилии, которая отказа­лись от его приобретения. Возвращен Англии и в 1922 году разобран.

A-66. Заложен в 1918 году, спущен на воду 23 июня 1918 года, построен 20 сентября 1918 года. Использовался в тральной флотилии. После войны передан Франции. Разобран в 1923 году.

А-67. Заложен в 1918 году, спущен на воду 23 июня 1918 года. К моменту заключения пере­мирия находился в 75% готовности. Вычеркнут из списков флота 3 ноября 1919 года. Разобран в 1921 году.

А-68. Заложен в начале 1917 года, спущен на воду 11 апреля, построен 13 июня 1917 года. Слу­жил в эскортной и тральной флотилии. После вой­ны передан Польше и переименован в "Куевяк". До 1937 года в составе флота, потом разоружен. Использовался в качестве корабля-цели при прове­дении торпедных стрельб. Вторую мировую войну встретил в качестве плавучего топливного склада. Захвачен Германией.

A-69. Заложен в начале 1917 года, спущен на воду 28 апреля, построен 4 июля 1917 года. Слу­жил в тральных и эскортных флотилиях. После войны должен был быть передан Польше, но вме­сто него в состав польского флота вошел V-105.

A-70. Заложен в 1917 году, спущен на воду 19 мая, построен 23 июля 1917 года. Приписан к школе подводного плавания. Миноносец также входил и в состав флотилии тральщиков. После войны - японский трофей. Разобран в 1922 году.

A-71. Заложен в 1917 году, спущен на воду 9 июня, построен 13 августа 1917 года. Входил в состав тральных и эскортных фло­тилий. Погиб 4 мая 1918 года в Северном море (54°39'N, 06°27'O), подорвавшись на мине. Потери экипажа 6 человек.

A-72. Заложен в 1917 году, спущен на воду 30 июня, построен I сентября I917 года. Входил в состав эскортных и тральных фло­тилий. Подорвался на мине 14 мая 1918 года в Северном море (55°34'М, 05°54'О). Погиб­ло 25 человек.

A-73. Заложен в 1917 году, спущен на воду 7 июля, построен 21 сентября 1917 года. Входил в состав флотилии тральщиков. По­гиб 20 января 1918 года после подрыва на мине в Северном море (53°40'N, 06°32'O). Погибло 40 человек.

А-74. Заложен в 1917 году, спущен на воду 4 августа, построен 9 октября 1917 года. В годы войны был учебным кораблем шко­лы подводного плавания, входил в состав эс­кортных и тральных флотилий. Передан Ан­глии. В 1922 году разобран.

A-75. Заложен в 1917 году, спущен на воду 11 августа, построен 26 октября 1917 года. Учебный корабль школы подводного плавания, входил в состав флотилии траль­щиков. После окончания войны передан Франции. Разобран в 1923 году.

A-76. Заложен в 1917 году, спущен на воду 1 сентября, построен 12 ноября 1917 года. Входил в состав флотилии тральщиков. Французский трофей, разобран в 1923 году.

A-77. Заложен в 1917 году, спущен на воду 22 сентября, построен 27 ноября 1917 года. Входил в состав флотилии тральщиков. Погиб вместе с А-73. Погибло 33 человека.

А-78. Заложен в 1917 году, спущен на воду 13 октября, построен 15 декабря 1917 года. Входил в состав эскортной флотилии. После войны пере­дан Бразилии. Разобран в 1922 году.

A-79. Заложен в 1917 году, спущен на воду 8 ноября 1917 года, построен 12 января 1918 года. Входил в состав эскортной флотилии. Погиб 11 июля 1918 года, подорвавшись на мине в Север­ном море точке с координатами 54°47'N, 04°52'O. Погиб почти весь экипаж - 53 человека.

А-80. Заложен в 1917 году, спущен на воду 24 октября, построен 21 декабря 1917 года. Слу­жил у побережья Фландрии в составе флотилии тральщиков. После исключения из списков флота передан Польше, сначала назывался "Корал", по­том "Подхаланин". В 1936 году исключен из спис­ков боевых кораблей, использовался как корабль-цель для торпедных стрельб, а затем как плавучий склад порта.

А-81. Заложен в 1917 году, спущен на воду 27 ноября 1917 года, построен 10 января 1918 года. Входил в состав флотилии тральщиков. После вой­ны передан Бразилии, потом Англии. Разобран в 1923 году.

А-82. Заложен в 1917 году, спущен на воду 27 марта, построен 1 июня 1918 года. По железной дороге был доставлен в австро-венгерский порт Пола, где был собран. Использовался в качестве посыльного судна немецкой флотилии подводных лодок в Средиземном море. 29 октября 1918 года, после заключения перемирия, затоплен в порту Фиуме (45°21’М, 14°26'О). В 1920 году был поднят и разобран на металл.

А-83—А-85. Заложены в конце 1917 начале 1918 года, спущены (соответственно) 28 мая 1918, 14 апреля и 6 июня 1918 года. На момент заключе­ния перемирия готовность составляла от 40 до 60%. 3 ноября 1918 года исключены из списков флота. Разобраны в 1921 году.

А-86. Заложен в 1917 году, спущен на воду 5 февраля, построен 16 марта 1918 года. Входил в состав эскортной флотилии. После войны француз­ский трофей. Разобран в 1923 году.

А-87. Заложен в 1917 году, спущен на воду 21 февраля, построен 8 апреля 1918 года. Вхо­дил в состав флотилии тральщиков. Разобран в 1922 году.

А-88. Заложен в 1917 году, спущен на воду 2 марта, построен 27 апреля 1918 года. Входил в состав флотилии тральщиков. После войны бри­танский трофей. Разобран в 1923 году.

А-89. Заложен в 1917 году, спущен на воду 22 мар­та, построен 14 мая 1918 года. Входил в эскортную флотилию. Передан Англии. Разобран в 1923 году.

А-90. Заложен в начале 1918 года, спущен на воду 6 апреля, построен 6 июня 1918 года. Вхо­дил в состав эскортной флотилии. Разобран в 1922 году.

А-91. Заложен в начале 1918 года, спущен на воду 27 апреля, построен 22 июня 1918 года. Вхо­дил в состав эскортной флотилии. После войны пе­редан Англии, разобран в 1922 году.

A-92. Заложен в 1917 году, спущен на воду 16 марта, построен 24 мая 1918 года. Входил в состав флотилии тральщиков. После войны пере­дан Англии. Разобран в 1923 году.

А-93. Заложен в начале 1918 года, спущен на воду 9 апреля, построен 18 июня 1918 года. Входил в состав тральной флотилии. После передан Анг­лии. Разобран в 1922 году.

А-94. Заложен в конце 1917— начале 1918 года, спущен на воду 27 апреля, построен 19 июля 1918 года. Входил в состав эскортной флотилии. Пере­дан Англии. Разобран в 1923 году.

А-95. Заложен в 1918 году, спущен на воду 25 мая, построен 19 августа 1918 года. Входил в со­став эскортных флотилий. Передан Англии. Разоб­ран в 1923 году.

Остальные миноносцы (А-96—А-113) на мо­мент перемирия находились в 35% готовности и позднее были разобраны на металл.