Глава VIII. Эскадренные миноносцы в войне

 

Ютландский бой

 

Ютландское сражение вошло в историю вой­ны на море как единственное генеральное сраже­ние дредноутов. Противодействующие флоты рас­полагали следующими силами: Гранд-Флит— 150 кораблями (из них 77 эсминцев), Флот Открытого моря — 99 кораблями (из них 61 миноносец). Сле­дует отметить, что число торпедных аппаратов на немецких кораблях было больше, чем на англий­ских. Сражение началось при активном участии эсминцев.

Около двух часов дня 31 мая 1918 года один из эсминцев передового дозора Первой разведыва­тельной группы адмирала Хиппера обнаружил большое облако дыма. В-110 увеличил ход и, по­кинув место в ордере, пошел в сторону источника дыма. Через некоторое время стало ясно, что это маленький датский пароход "W.J. Fiord". Вскоре для осмотра подошли крейсер "Эльбинг" и эсми­нец В-109. Через несколько минут обнаружили еще один источник дыма. Это были британские крей­сера "Галатея" и "Фаэтон". Офицер с "Галатеи" позднее вспоминал: "Мы как раз должны были по­вернуть, когда на востоке заметили торговое суд­но, травящее пар. Поэтому наш корабль остался на прежнем курсе и вскоре мы увидели эсминец гун­нов, отходящий от торгаша. Сыграли боевую тре­вогу, и, поднявшись на полубак, я был оглушен выстрелом носового 6-дюймового орудия". Так на­чался Ютландский бой.

После взрыва "Куин Мэри" Битти и Хиппер практически одновременно бросили свои минонос­цы в атаку. Это было в 16 часов 15 минут. С бри­танской стороны в атаке принимало участие 12 ко­раблей (3 дивизиона). С немецкой стороны действо­вала 9-я флотилия миноносцев под командой капи­тана 3 ранга Геле. Эскадренные миноносцы устре­мились на встречу друг другу, сближаясь со скоро­стью 120 километров в час. Вскоре завязался бой.

К сожалению, автор не нашел немецкого опи­сания этого боя. Удалось обнаружить только фраг­мент из воспоминаний офицера с британского эс­минца."Петард". Вот что он писал: "Мы открыли огонь по немецкому миноносцу, который был на­шим визави в немецком строю. Дистанция, перво­начально составлявшая 5500 метров, быстро сокра­тилась до 2700. Я точно ничего не могу сказать о результативности нашего и вражеского огня, ибо слишком был занят маневрированием "Петарда". Единственное, что мне хорошо запомнилось, это как со страшным грохотом упал прожектор, креп­ление которого было снесено вражеским снарядом. В это время М. Эпворт, наш командир минно-торпедной боевой части, выставил на торпеде углуб­ление два метра и выстрелил в сторону группы из четырех эсминцев, идущих в тесном строю. Ребята из расчета торпедного аппарата видели взрыв на корме вражеского эсминца. Я надеюсь, что наша торпеда все-таки попала". (Z. Flisowski. Bitwa Jutlandzka. с. 111-112).

Во время этого боя погибли миноносцы V-27 и V-29. Один из них был торпедирован, а второй ли­шился хода после взрыва снаряда в машинном от­делении. Английский эсминец "Номад" потерял ход после попадания нескольких снарядов. Прак­тически сразу же нашлись желающие его добить. Первым в торпедную атаку вышел S-52. Торпеда прошла точно под килем неподвижного британско­го эсминца — видимо в горячке боя немецкие мо­ряки забыли переставить углубление торпеды, предназначавшейся для линкоров. Вторым в атаку вышел V-27. После падания произошел взрыв, под­нялось облако дыма, и британский корабль начал медленно погружаться. Второй английский эсми­нец погиб, засыпанный градом снарядов противо­минного калибра немецких линейных крейсеров и главного калибра крейсера "Регенсбург".

Об интенсивности боя свидетельствует число торпед, дошедших до вражеской линии: 18 немец­ких и 20 британских. Первый бой эсминцев закон­чился после того, как появился Флот Открытого моря. Британские линейные крейсера и примкнув­шая к ним 5-я бригада линкоров, в свою очередь, развернулись и резко увеличили скорость хода. Целью этого маневра стало наведение Флота От­крытого моря на главные силы Гранд-Флита. Ад­мирал Джеллико, не получая никакой информации от сражающихся подчиненных, приказал 3-й бри­гаде линейных крейсеров произвести разведку. Этому соединению был придан дивизион эсминцев, флагманом которого был эсминец "Шарк", а ко­мандиром капитан 2 ранга Лофтус Джонс.

Корабли Худа были атакованы крейсером "Ре­генсбург" и миноносцами 2, 6, и 9-й флотилий. В сторону британской линии выпустили 12 торпед, но из-за маневрирования линейных крейсеров все они прошли мимо. "Дивизион, возглавляемый ка­питаном 2 ранга Лофтусом Джонсом на "Шарке", бросился на германскую эскадру, открывшую огонь из всех орудий, которые можно было напра­вить на нас. Несмотря на свое численное превос­ходство, германские миноносцы отвернули прочь, встретив такое решительное нападение". (Д. Беннет. с. 189). Выскочившие из тумана три немецких линейных крейсера открыли ураганный огонь. "Шарк" был тяжело поврежден. Вскоре к нему приблизились два немецких миноносца, но они ничего не успели предпринять, так как британский корабль затонул. Его отважный командир погиб.

А бой продолжался. В 6 часов 10 минут ко­рабли Флота Открытого моря попали в ловушку. Путь им преградил Гранд-Флит. В 18 часов 17 ми­нут заговорили орудия линкора "Мальборо", а потом открыл огонь весь линейный флот Брита­нии. Дистанция была незначительна и временами сокращалась до 45 кабельтовых, хотя в основном составляла 55-70 кабельтовых. Огонь был успеш­ным, но управлять им было трудно из-за плохой видимости. Командующий Флотом Открытого моря понимал, что он оказался в ловушке и надо искать пути к спасению. В 18 часов 24 минуты один из миноносцев 5-й флотилии передал дан­ные, полученные от пленных с эсминца "Номад", что в море находится 60 больших кораблей, среди них 20 дредноутов и 6 линейных крейсеров. Пос­ле этого Шеер решился на "боевой разворот", то есть вся линия его кораблей поворачивала от про­тивника на 180°.

Для прикрытия этого маневра 11 миноносцев из 3-й флотилии были брошены в атаку на голов­ные корабли британского флота. При этом был тя­жело поврежден V-48 (командир капитан-лейте­нант Фридрих Эккольдт), в него попал снаряд главного калибра с британского линкора. Миноносец тонул медленно, и хотя ему пытался помочь G-42, корабль затонул со всем экипажем.

С 18 часов 45 минут до 19 часов 10 минут ад­мирал Шеер размышлял над тем, как вернуться до­мой. Между Флотом Открытого моря и берегами Германии стоял Гранд-Флит. Шеер решил пожерт­вовать Первой разведывательной группой, которой временно командовал капитан 1 ранга Хартог (ко­мандир "Дерфлингера") в период, когда адмирал Хиппер находился на миноносце G-39 и искал себе новый флагман.

В тот период боя в жертву решили принести миноносцы. Их дислокация была следующей. 3-я флотилия должна была идти на помощь повреж­денному "Висбадену". По приказу командира мин­ных сил Флота Открытого моря капитана 1 ранга Михельсона выделили 5 полуфлотилию (V-71, V-73, G-88). Свободными оставались S-53 (лидер), S-54, G-42. 1-я полуфлотилия получила приказ идти на помощь поврежденному линейному крейсеру "Лютцов". Еще две флотилии 5-я и 7-я отстали. Поэтому основная тяжесть последующих атак лег­ла на миноносцы разведывательных сил. Эти ко­рабли активно участвовали в предшествующих бо­евых действиях. Немецкие источники утверждают, что все они имели почти полный запас торпед, хотя некоторые из них уже израсходовали их по британским эсминцам. Приказ об атаке был полу­чен только 6-й и 9-й флотилиями. До 2-й флотилии и примкнувшим к ней трем миноносцам 6-й фло­тилии приказ не дошел.

В первых двух атакующих волнах могли при­нять участие только две флотилии. Незадолго до атаки выяснилось, что в атаке смогут принять уча­стие только G-4I (капитан 2 ранга Макс Шульц), V-44 (капитан-лейтенант Рюманн), G-86 и G-87. 9-я флотилия тоже уже использовала часть торпед и понесла потери. Вслед за ними атаковать Гранд-Флит должна была 3-я флотилия (8 кораблей), хотя два ее корабля уже выбыли из боя: V-48 тонул, а G-42 ушел на помощь "Висбадену".

В 19 часов 15 минут, незадолго до получения приказа, флагман миноносцев разведывательных сил приказал идти в атаку 9-й флотилии и 1 1-й по­луфлотилии 6-й флотилии. Поддерживать их дол­жен был крейсер "Регенсбург". Но когда он подо­шел к "Дерфлингеру", то повернул назад и повел в исходную точку атаки 2-ю флотилию. После атаки уцелевшие корабли должны были вернуться к нему. Непосредственно эту атаку возглавил капитан 2 ранга Макс Шульц на G-41, за ним в V-образном строю шли к Гранд-Флиту V-44, G-87 и G-88.

В 19 часов 16 минут заговорил противомин­ный калибр линкора "Роял Оук", а затем и "Эджинкорта". В 19 часов 19 минут открыл огонь линкор "Мальборо" (он был торпедирован 18 ча­сов 55 минут, торпедой с крейсера "Висбаден" а за ним и "Темерер". Всех превзошел линкор "Вэнгард", открывший огонь главным калибром. В 19 часов 20 минут первое попадание в носовую часть получил G-41. На его мостике были убиты два офицера и два матроса. Рядом с носовой частью G-86 взорвался снаряд, ранив командира и 9 мат­росов и повредив торпеду.

Прорваться сквозь огненный заслон не уда­лось, и флотилия легла на обратный курс. Смер­тельно раненый старший офицер G-41 лично выпу­стил две торпеды. Остальные корабли выпустили по три торпеды в сторону авангарда Гранд-Флита. Точное время залпа неизвестно, вероятно, это про­изошло между 19 часами 22 минутами и 24 мину­тами. Когда немецкие миноносцы начали отход, по ним открыла огонь 4-я бригада легких крейсеров. Попаданий в эсминцы не было.

Теперь 9-я флотилия пошла в атаку. В отличие от предшественников, этим кораблям было легче, они выходили в атаку из дымовой завесы, постав­ленной 1-й полуфлотилией. Но немцам снова не повезло. В 19 часов 23 минуты флагман V-28 выс­кочил из дымзавесы и тут же угодил под обстрел. Снаряд попал в носовую часть и сделал огромную пробоину. Кораблю пришлось уходить на юг. Но 9-я флотилия продолжила атаку, и между 19 часа­ми 26 и 28 минутами было выпущено 18 торпед. Град английских снарядов фактически сорвал ата­ку S-51, S-36 и V-28 сумели выпустить только по одной торпеде, a S-52, V-30, S-34, S-33 и S-35 по три. Эти 20 торпед пошли в сторону бригады ли­нейных кораблей. S-35 был потоплен огнем бри­танских линкоров (В справочнике "Conway's All the world's fighting ships 1906-1921 2) P.5, указано, что S-35 был потоплен крейсером "Саутхемптон"). По словам очевидцев, миноносец переломился пополам и тут же затонул.

V-28 двигался со скоростью 17 узлов, поэтому командир флотилии был вынужден передать ко­мандование. На S-51, получившем одно попадание, разбило один котел и вывело из строя рулевое уп­равление. После атаки флотилии в сторону Гранд-Флита ушла 31 торпеда. Один из офицеров "Беллерофона" вспоминал что "В 19 часов 26 минут пе­ред вражескими линейными крейсерами появились 4 миноносца. Мы открыли огонь как главными, так и носовыми орудиями противоминного калиб­ра. Эти корабли шли свободным строем, тем же курсом, что и линейные крейсера. Замерена дис­танция 7700 метров. Я тут же передал ее в батарею 102 мм орудий, но первые залпы упали недолетом. Носовая башня вела огонь самостоятельно. Ее ко­мандиру повезло больше, третий снаряд попал в немецкий миноносец около второй трубы. Корабль переломился пополам. Его нос и корма очень на­поминали разломанный бильярдный кий. Огонь был прекращен в 19 часов 30 минут когда против­ник растворился в дыму и тумане". (Цит. по Z. Flisowsky с. 203).

Один из матросов линкора "Нептун"позднее вспоминал: "С верхнего сигнального поста замеча­тельно были видны пенные торпедные следы, неко­торые даже на расстоянии до 2,5 миль. Один про­шел за нашей кормой и практически сразу же мы увидели другой, который шел прямо на нас. Это было ужасно, но офицеры на мостике не видели его и оставались в счастливом неведении о грозя­щей опасности. Наш артиллерийский офицер взре­вел в переговорную трубу: "Лево руля!" Штурман тут же повторил команду, и на мостике наконец-то увидели белый след. Корабль увеличил скорость и лег на циркуляцию. Но торпеда шла очень быс­тро. Я высунулся из нашего "курятника", чтобы лучше ее видеть. Наш пост управления огнем страшно трясло, а железо будто стонало — ко­рабль резко поворачивал, идя полным ходом.

Внизу, под толстой броней, наши коллеги не знали о том, что смертельная опасность рядом. Я уже тонул на торпедированном "Формидебле" и по­нимал, чем это может закончиться. "Нептун" повер­нул на 90°, а торпеда шла за кормой, догоняя лин­кор, и ее скорость была выше. Она приближалась, но мы ее не видели, так как ее закрывала кормовая часть. Мы теперь могли только ожидать, открыв рты, как перед залпом главного калибра". Такой видели эту атаку моряки линкоров Гранд-Флита.

Теперь стоит рассмотреть общую картину боя. Но сначала следует сказать, что на командующем британским флотом адмирале Джоне Джеллико ле­жала страшная ответственность и ему было очень важно избежать напрасных потерь. Действовать надо было осторожно. В 19 часов 21 минуту он по­нял, что немецкие миноносцы занимают позицию для атаки. Гранд-Флит начал маневр уклонения, а легкие крейсера 4-й бригады (коммодор Ле Мезюрье) открыли огонь по немецким миноносцам. В 19 часов 26 минут коммодор Хакслей повел свои эс­минцы в контратаку, когда немецкие торпеды не­слись на английские корабли. Из-за поворота го­ловной эскадры линейных кораблей часть торпед не нашла своих целей.

В 19 часов 30 минут и в последующие 5 минут шесть торпед, выпущенных 11-й полуфлотилией, прошли между крейсерами 4-й эскадры или перед носом ее флагмана. В 19 часов 35 минут эсминец "Оун" обнаружил седьмую торпеду, которая мед­ленно прошествовала рядом с флагманом Гранд-Флита линкором "Айрон Дьюк". В это же время сигнальщики линейного крейсера "Инфлексибл" также увидели торпеду, прошедшую за кормой. Выпущенные 9-й флотилией 20 торпед шли на арь­ергард британского линейного флота. 5-й и 6-й ди­визионы 1-й бригады линкоров выполнили маневр уклонения на торпеды. Сигнальщики линкоров 6-го дивизиона видели следы примерно 9 торпед, а 5-го трех.

Первая бригада линкоров шла, оттянувшись чуть назад, поэтому у кораблей было простран­ство для маневра. Линкор "Ривендж" в 19 часов 43 минуты обнаружил следы двух торпед, кото­рые, вероятно, были выпущены 9-й флотилией. Остальные торпеды, выпущенные этой флотилией, прошли между 6-м дивизионом 5-й бригады лин­коров Эвана Томаса.

В 19 часов 35 минут "Коллосус", флагман 5-го дивизиона, заметил идущую торпеду и круто по­вернул влево. В это же время "Колингвуд" обнаружил торпеду, угол встречи с которой составлял 110°. Круто переложив руль, дредноут пошел па­раллельно торпеде, которая проскочила за кормой. Еще одна торпеда прошла перед носом корабля.

6-му дивизиону пришлось гораздо труднее. Торпедированный флагманский линкор "Мальбо­ро" смотрел в лицо смерти. Офицер с марса вспо­минал: "Следы идущих торпед хорошо были вид­ны нам сверху, и их можно было различить на рас­стоянии мили. Мы тотчас же сообщили на мостик и корабль изменил курс вправо, так что одна тор­педа, самая дальняя, прошла впереди; другие две дошли до нас прежде, чем корабль начал развора­чиваться. Одна из них прошла так близко от кор­мы, что мы на марсе потеряли ее из вида. Эта тор­педа несомненно попала бы в корабль, если бы он не отворачивал в сторону от нее.

Другая торпеда, которая, как я видел, выско­чила на поверхность ярдах в 500 от нас по травер­зу, шла прямо на корабль. След ее вел к нашей правой раковине, но, по-видимому, она шла глуб­же установленной нормы и прошла под днищем корабля. "Мальборо" вышел из строя вправо, а "Ривендж" влево. При этом две торпеды прошли рядом с носом и кормой. Сигнальщики "Геркуле­са" тоже сообщили о приближении торпед, линкор повернул на шесть румбов влево, и дредноут и тор­педы пошли параллельно. "Эджинкорт" аналогич­ным маневром уклонился от двух торпед, которые прошли параллельно левому и правому бортам. Линкорам этой бригады удалось уклониться от девяти торпед. Этому способствовал ряд факторов — состояние моря и ясно видимые следы торпед.

В 19 часов 35 минут Джеллико приказал по­вернуть на 5 румбов, чтобы восстановить контакт. Из-за суматохи, вызванной сначала внезапным появлением Первой разведывательной группы, а потом и 7 эсминцев, англичане не заметили ма­невра Шеера, и контакт был потерян. Выскочив­шая из дымзавесы 3-я флотилия (S-53, V-71, V-73, G-88 и S-54), обнаружили английские легкие силы. В 19 часов 33 минуты между ними начался короткий бой, и G-88 выпустил торпеды по груп­пе неопознанных кораблей. Принимая во внима­ние, что в 19 часов 39 минут торпеда прошла ря­дом с крейсером "Констэнс", вероятно, это была 4-я бригада легких крейсеров.

Немецкие корабли, не понеся никаких потерь, легли на обратный курс. Концевой S-54 подошел чуть ближе, обнаружил английские линкоры и в 19 часов 45 минут выпустил торпеду. До этого в 19 часов 30 минут "Регенсбург" вывел в точку атаки 2-ю флотилию миноносцев. Коммандор Хейнрих увидел, что бой закончился, решил не отправлять корабли в атаку и пошел на запад. В 19 часов 45 минут в его соединение влились 6-я и 9-я флоти­лии. В это же время 1-й дивизион 12-й флотилии британского флота потопил германский миноно­сец. Это был V-48. На этом для немецких минных флотилий окончился дневной бой.

В восемь часов вечера командующий Флотом Открытого моря адмирал Р. Шеер решил для об­легчения прорыва немецкого флота к родным бе­регам, что необходимы мощные атаки миноносцев. Вскоре приказ об этом был передан на крейсер "Росток" — флагман миноносных сил. Но незадолго до этого, Хейнрих на "Регенсбурге", в 20 часов 45 минут начал формировать ударный кулак из ми­ноносцев, имевших на борту больше одной торпе­ды. Это были 2-я флотилия и 3 миноносца 6-й фло­тилии. Они должны были атаковать британский линейный флот. Остальные корабли, а это были остатки 6-й и 9-й флотилий назначили для прикры­тия Флота Открытого моря.

Капитан 1 ранга Михельсон не стал корректи­ровать приказы своего подчиненного, а только до­полнил их, отправив 5-ю и 7-ю флотилии на юг ис­кать вражеский флот. 2-я флотилия наткнулась на 2-ю бригаду легких крейсеров и 11-ю флотилию эс­минцев и прорваться к линкорам им не удалось. Позднее 2-я флотилия объединилась с 3-й и пошла в Киль. 7-я флотилия была обстреляна 3-й брига­дой линкоров. Затем, чтобы дымом и искрами не выдать немецкий флот, миноносцы и корабли группы Хейнриха сбросили скорость и в результа­те не смогли атаковать линкоры Гранд-Флита. Они встретили только английские эсминцы, идущие за линкорами. Ночью был потерян всего один ко­рабль - V-4.

На долю миноносцев выпала тяжелая работа по снятию экипажей с поврежденных кораблей: "Лютцова", "Эльбинга", "Ростока". "Нашим ко­раблям судьба не послала такого удобного слу­чая для атаки: ночью они не нашли английский флот и им не удалось применить свою прекрас­ную подготовку к такого рода заданиям"— писал позднее создатель немецкого миноносного флота адмирал А. Тирпиц. Но следует заметить, что главные силы Флота Открытого моря дошли до своих берегов, благодаря, отваге экипажей не­мецких миноносцев.

 

Эскадренные миноносцы германского флота участвовавшие в Ютландском бою

 

Главные силы Флота Открытого моря: флагман эсминцев капитан 1 ранга А. Михельсон (на крейсере "Росток").

 

1-я флотилия (капитан-лейтенант Албрехт) G-39 (флагман) 1-я полуфлотилия: G-40, G-38, G-32.

3-я флотилия (капитан 3 ранга Хольман) S-53 (флагман) 5-я полуфлотилия: V-71, V-73, G-88; 6-я полуфлотилия: S-54, V-48, G-42.

5-я флотилия (капитан 3 ранга Хейнеке) G-11 (флагман) 9-я полуфлотилия: V-2, G-7 (числится в обеих полуфлотилиях), V-5, V-6, V-1, V-3; 10-я полуфлотилия: G-8, V-5, G-9, G-10.

7-я флотилия (капитан 3 ранга Кох) S-24, 13-я полуфлотилия: S-15, S-17, S-20, S-16, S-18; 14-я полуфлотилия: S-19, S-23, V-189.

 

Разведывательные силы Флота Открытого моря: флагман миноносцев крейсер "Регенсбург" (капитан 1 ранга Хейнрих).

 

2-я флотилия (капитан 3 ранга Шуур) В-98 (флагман) 3-я полуфлотилия: G-101, G-102, В-112, В-97, 4-я полуфлотилия: В-109, В-110, В-11, G-103, G-104.

6-я флотилия (капитан 3 ранга М. Шульц) G-41 (флагман) 11-я полуфлотилия: V-44, G-87, G-86, 12-я полуфлотилия: V-61, V-45, S-50, G-37.

9-я флотилия (капитан 3 ранга Геле) V-28 (флагман) 17-я полуфлотилия: V-27, V-26, S-36, S-51, S-52, 18-я полуфлотилия: V-30, S-34, S-33, V-29, S-35.

 

Гибель 10-й флотилии

 

Летом 1916 года немецкое командование посы­лало в Северную Балтику только подводные лод­ки. Надводные корабли разведку там не вели, так как были заняты охранением конвоев. Последстви­ем этого стало слабое знание о русской оборонных мероприятиях, в особенности о создании между ос­тровами Даго и Эре сильной минно-артиллерийской позиции.

После походов подводных лодок в Рижский залив сложилось впечатление, что ее не очень сильно охраняют, и командование немецким фло­том решило совершить рейд до перешейка Супон и уничтожить все русские корабли на трассе Ревель - Моонзундские острова. Считалось, что резуль­таты этой операции будут гораздо выше, чем ре­зультаты действия подводных лодок. Разведка до­носила, что русские отправляли мощные подкреп­ления своим войскам под Ригой. Эта информация была ложной, так как к наступлению под Ригой не готовились и воинских перевозок морем не было, хотя действительно, судоходство между Моонзундом и Ригой было оживленным.

Для достижения цели предстояло преодолеть массу трудностей. Прежде всего опасались мин, поэтому в соединение решили не включать крейсе­ра. Опасались и встречи с русскими эсминцами, поэтому в состав соединений вошла 10-я флотилия немецких миноносцев, состоящая из 11 новых ко­раблей, под командованием капитана 3 ранга фон Ветинга. В ее состав входили: S-56 (флагман), S-57, S-58, S-59, G-89, G-90, V-72, V-75, V-76, V-77 и V-78. Все они были построены в 1914-1916 годах и официально классифицировались как большие ми­ноносцы (Grosse Torpedoboote), которые могли развивать скорость 34-36 узлов. Соединение могло принять бой с русскими эсминцами, а большая скорость, уклониться от боя с превосходящими си­лами и быстро покинуть Рижский залив.

20 октября I916 года 10-я флотилия провела разведывательный рейд к Моонзундским островам.

Корабли дошли до северного побережья острова Даго, не встретив ни одного русского корабля. Правда, сигнальные посты на Эзеле и Даго обна­ружили вражеские корабли, а командующий диви­зией русских миноносцев адмирал Кедров хотел выйти им навстречу. Но этого все же не произош­ло. Он опасался, что противник поставил минное заграждение в проливе Соела между Эзелем и Даго, и без разведки не решился выйти в море, хотя в его распоряжении имелся сильный отряд, состоявший из новейших эсминцев ("Новик", "По­бедитель", "Орфей", "Гром", "Летун", "Десна" и "Капитан Изыльметьев"), а также двух небольших миноносцев ("Деятельный" и "Дельный").

Германское командование операцию решило провести в ночь с 10 на II ноября 1916 года. Для прикрытия были выделены значительные силы, легкие крейсера "Кольберг", "Страсбург" и "Аугсбург", а также 8-я флотилия миноносцев, состояв­шая из 11 кораблей. Всеми этими силами командо­вал капитан I ранга Лангемак, незадолго до этого представленный к званию контр-адмирала.

Вечером около восьми часов немецкое соедине­ние находилось северо-восточнее мыса Дагерорт. Корабли Лангемака остались в этом районе, а 10-я флотилия начала прорыв в Финский залив. Ко­рабли шли 21 узловым ходом в кильватерном строю во главе со своим флагманом (S-56). Расстояние между кораблями составляло 300 метров. На кораб­лях рассчитывали, что если один из них подорвется на мине, то остальным удастся этого избежать, и флотилия имела длину строя более 4000 метров.

Капитан 3 ранга фон Ветинг очень опасался русских мин, но не ожидал нахождения здесь круп­ных русских минных заграждений. Успокаивало то, что его корабли шли по тому же маршруту, что и немецкие подводные лодки, прорвавшиеся в Финский залив. Когда было пройдено 12 миль, в 20 часов 35 минут на одной из мин подорвался V-75. У всех это вызвало смятение, так как корабль шел предпоследним в строю. На V-75 повреждения были тяжелые: затоплено одно котельное отделе­ние, погибло 3 человека. Корабль водоизмещени­ем 1188 тонн тонул медленно, и его еще можно было спасти. На помощь поспешили соседи по строю G-89 и замыкающий S-57.

Когда S-57 подходил к борту поврежденного собрата, под гибнувшим V-75 взорвалась вторая мина. Корабль разорвало на три части. При этом повредило и S-57. V-75 быстро затонул, а его ко­манда успела перейти на S-57, поэтому больших жертв не было. Поврежденный миноносец, лишив­шись хода, медленно дрейфовал. Через несколько минут он наткнулся на мину, после взрыва кото­рой стал быстро тонуть. К нему на помощь подо­шел G-89, но было уже поздно: второй миноносец затонул. На G-89 теперь оказалось два экипажа (на S-57 погибло 2 человека) -- 170 человек пере­живших кораблекрушение, и принимать участие в дальнейшей операции он не мог. Командир мино­носца передал командиру флотилии, что он пой­дет к соединению прикрытия.

Когда на S-56 приняли сообщение с G-89, не­мецкое соединение находилось в состоянии пани­ки. С флагмана не видели, что происходит в кон­це строя, ночь была темной. Через три минуты после первого подрыва V-75 командир флотилии узнал, что три его концевых корабля отстали. В первые минуты фон Ветинг подумал о развороте и поиске пропавших кораблей. Но тут он получил новое донесение, в котором сообщалось, что один из кораблей подорвался на мине, а два других оказывают ему помощь. Это полностью соответ­ствовало его приказу на операцию, где говори­лось, что "если кто-то получит повреждение, то два соседних корабля должны подойти ему на по­мощь". После этого командир флотилии принял решение продолжать операцию и оставшиеся 8 ко­раблей пошли дальше.

В 22 часа соединение подошло к Оденсхольму и только там командир флотилии узнал, что два его корабля затонули, а третий G-89 вышел из строя. И все же, несмотря на это, он продолжал вести флотилию на восток. Крайней точкой похо­да должен был стать траверз мыса Пакерорт. Но командиру флотилии не повезло, на его пути не оказалось ни одного русского корабля или судна, и фон Ветинг не хотел возвращаться без успехов. Поэтому он принял решение обстрелять находив­шиеся в Балтийском порту русские корабли и тор­говые суда.

Но русские не имели в этой гавани ни кораб­лей, ни складов. Идея обстрела порта пришла не случайно, а под воздействием разведывательной информации, из которой можно было сделать вы­вод, что Балтийский порт является одной из баз российского флота. На самом деле это был небольшой провинциальный городок, куда военные ко­рабли не заходили.

В точку обстрела корабли вышли без происше­ствий. У входа в бухту Пацкер остались 5 кораб­лей, а флагман S-56, G-90 и S-59 вошли в неболь­шую бухту и приблизились к Балтийскому порту на дистанцию 600 метров и в 1 час 30 минут от­крыли огонь. Обстрел продолжался 20 минут в те­чение которых выпустили 162 снаряда. С военной точки зрения результаты оказались ничтожными - снаряды повредили 24 жилых дома, было убито 10 человек и 8 ранено. После этого корабли вышли из бухты для соединения с остальными кораблями флотилии, которая пошла на запад для встречи с эскадрой прикрытия.

Фон Ветинг решил возвращаться более север­ным путем, чтобы обойти место гибели V-75 и S-57. О созданной русскими минной позиции он не знал. В 3 часа 36 минут почти одновременно подо­рвались на минах G-90 и V-72. G-90 начал быстро тонуть. К его борту подошел S-59 и снял экипаж. V-72 разломился пополам, но по какой-то неверо­ятной случайности никто из его экипажа не пост­радал. Он тонул медленно и подошедший к нему V-77 снял весь экипаж. Только после потери V-72 командир флотилии понял, что русское минное заграждение имеет большую протяженность на се­вер и на восток.

Но выхода не было, и теперь следовало идти по этому пути до конца. Флотилия прошла еще 2 мили и находилась в 18 милях северо-западнее мыса Такхона, когда в 4 часа утра 11 ноября подо­рвался S-58 и начал быстро тонуть. Ему на помощь подошел S-59, сигнальщики которого увидели вблизи две дрейфующие мины. S-59 застопорил машины и спустил шлюпки, на которые перешел весь экипаж S-58.

После потери еще трех кораблей Ветинг осоз­нал, что вверенные ему корабли оказались на большом минном поле, из которого будет очень трудно выбраться. Ветинг не знал его истинных размеров, но предполагал, что оно выставлено с севера на юг и закупоривает вход в Финский за­лив. Поэтому его корабли пошли на юг. Он счи­тал, что мины выставлены ровными рядами (на самом деле русские ставили мины под разными углами).

И трагическое действие продолжало разыгры­ваться далее. В 5 часов 59 минут подорвался S-59, на борту которого находились экипажи двух по­топленных кораблей. Трагедия на S-59 произошла после прохода всего 2 миль (в 16 милях северо-за­паднее мыса Такхона). Повреждения были тяжелы­ми и корабль тонул. К его борту подошел флаг­манский S-56 и снял экипажи трех кораблей. Пос­ле этого происшествия Ветинг решил прорываться уже кратчайшим путем. Оставшиеся корабли уве­личили скорость до 27 узлов, пытаясь вырваться из заминированной ловушки.

В 6 часов 15 минут, когда флотилия находилась в 9 милях от места гибели S-59 и на расстоянии 14,5 миль севернее мыса Такхона, подорвался на мине концевой V-76. Из его экипажа погиб только один моряк, но корабль был тяжело поврежден и начал тонуть. Его экипаж снял миноносец V-77. Это была последняя потеря 10-й флотилии.

Оставшиеся три корабля дошли до Дагерота, где и произошла встреча с кораблями Лангемака. Раньше туда же пришел G-89. От флотилии оста­лось всего четыре корабля. 7 других погибли на передовой минно-артиллерийской позиции.

Командование русского флота получило пер­вые донесения о прорыве немецких миноносцев около 22 часов 10 ноября, после того как на сиг­нальных постах на мысе Тахкуна и острове Вормси услышали взрывы мин. Позднее, в 2 часа, посты на Пакерорте обнаружили восемь немецких мино­носцев. Через 30 минут русскому командованию стало известно, что немецкие корабли обстрелива­ют Балтийский порт. После этого адмирал А. Непенин приказал выйти к передовой минно-артилле­рийской позиции соединению миноносцев, которым было приказано не дать немцам уйти.

Наши корабли были не готовы к немедленно­му выходу в море. Около 5 часов вечера 11 ноября вышли в море эсминцы "Новик", "Победитель", "Гром", "Орфей", "Забияка", "Эмир Бухарский", "Финн", "Гайдамак", "Москвитянин", "Уссуриец", "Всадник" и "Амурец". Командующий адмирал Кедров повел соединение на север, чтобы через пролив Моонзунд выйти к артиллерийской пози­ции. Но они опоздали, немцам удалось форсиро­вать минное поле. В 11 часов это соединение про­вело поиск, якобы оставшегося на плаву немецко­го миноносца. Поиск был завершен в 15 часов. Вскоре корабли вернулись на базу.

Выход в море 10-й флотилии закончился тра­гедией, эхо которой прокатилось по всей Герма­нии. Катастрофу не удалось скрыть, так как рус­ские выловили в море спасательные круги с по­гибших кораблей и быстро распространили ин­формацию о потерях. Основная причина катаст­рофы - отсутствие точных разведывательных данных о районе операции. Информации, полу­ченной от подводных лодок, оказалось недоста­точно, а незнание о создании передовой минно-артиллерийской позиции стоило Германии 7 но­вых миноносцев. К счастью, людские потери ока­зались минимальными - погибло 18 человек, а 20 было ранено. Ответственность за происше­ствие была возложена на командующего Разве­дывательными силами в Восточной Балтики ад­мирала Шульца и командующего 6-й разведыва­тельной группой контр-адмирала Лангемака. Их сняли со своих постов.

Вице-адмирал А. Непенин слишком поздно принял решение об отправке миноносцев в Фин­ский залив. Если бы оно было принято сразу же после получения информации о появлении немцев, то русские корабли могли успеть перехватить уце­левшие немецкие миноносцы.

После неудачного выхода 10-й флотилии ко­мандование немецкого флота больше не проводи­ло активных операций на Балтике. Командование русского флота было занято борьбой с проникши­ми в Финский залив подводными лодками. Вскоре кампания 1916 года закончилась. Большинство рус­ских кораблей ушло в Кронштадт на ремонт, а не­мецкие вернулись на базы в Киле и Гданьске.

 

Эскадренные миноносцы германского флота, принимавшие участие в Моонзундской десантной операции

 

В состав главных сил входили:

2-я флотилия (капитан 3 ранга Хейнике): В-98, G-101, V-100, G-103, G-104, В-109, В-110, В-111, В-97, В-112.

8-я флотилия (капитан 3 ранга Ниден): V-180, V-183, V-185, V-181, V-182, V-184, S-176, S-178, G-174, S-179, V-186.

6 флотилия (капитан 3 ранга Тиллесен): V-69, V-43, S-50, V-44, V-45, V-46, V-82, S-64, S-61, S-63, V-74.

10-я флотилия (капитан 3 ранга Хундертмарк): S-56, Т-170, Т-169, Т-172, G-175, T-165, V-78, V-77, G-89, S-65, S-66.

7-я флотилия в распоряжении командующего минными силами капитана 1 ранга Хейнриха (крейсер "Эмден II"): Т-154, Т-158, Т-157, Т-151, Т-160, Т-145, Т-143, Т-140, Т-139.

Балтийская поисковая флотилия (капитан 2 ранга фон Розенберг): 1-я полуфлотилия (капитан-лейтенант Sach): Т-142, А-32, А-28, А-30.

32 вооруженных рыбацких судна. 2-я флотилия (капитан-лейтенант Вален): Т-130, А-31, А-27 и А-29.

24 вооруженных рыболовных корабля. Флагман флотилии Т-144.

В составе тральных флотилий: 2-я флотилия тральщиков (капитан-лейтенант Дофлейн): А-62 (флаг­ман), Т-136, 5 тральщиков, 16 бывших миноносцев, переклассифицированных в тральщики, 8-я тральная полуфлотилия (капитан-лейтенант Келер): А-35 и 5 тральщиков. 3 полуфлотилия балтий­ской поисковой флотилии (капитан 3 ранга Goethe) T-141, 15 катеров-тральщиков и две плавбазы.