Глава VIII. Эскадренные миноносцы в войне
Ютландский бой
Ютландское сражение вошло в историю войны на море как единственное генеральное сражение дредноутов. Противодействующие флоты располагали следующими силами: Гранд-Флит— 150 кораблями (из них 77 эсминцев), Флот Открытого моря — 99 кораблями (из них 61 миноносец). Следует отметить, что число торпедных аппаратов на немецких кораблях было больше, чем на английских. Сражение началось при активном участии эсминцев.
Около двух часов дня 31 мая 1918 года один из эсминцев передового дозора Первой разведывательной группы адмирала Хиппера обнаружил большое облако дыма. В-110 увеличил ход и, покинув место в ордере, пошел в сторону источника дыма. Через некоторое время стало ясно, что это маленький датский пароход "W.J. Fiord". Вскоре для осмотра подошли крейсер "Эльбинг" и эсминец В-109. Через несколько минут обнаружили еще один источник дыма. Это были британские крейсера "Галатея" и "Фаэтон". Офицер с "Галатеи" позднее вспоминал: "Мы как раз должны были повернуть, когда на востоке заметили торговое судно, травящее пар. Поэтому наш корабль остался на прежнем курсе и вскоре мы увидели эсминец гуннов, отходящий от торгаша. Сыграли боевую тревогу, и, поднявшись на полубак, я был оглушен выстрелом носового 6-дюймового орудия". Так начался Ютландский бой.
После взрыва "Куин Мэри" Битти и Хиппер практически одновременно бросили свои миноносцы в атаку. Это было в 16 часов 15 минут. С британской стороны в атаке принимало участие 12 кораблей (3 дивизиона). С немецкой стороны действовала 9-я флотилия миноносцев под командой капитана 3 ранга Геле. Эскадренные миноносцы устремились на встречу друг другу, сближаясь со скоростью 120 километров в час. Вскоре завязался бой.
К сожалению, автор не нашел немецкого описания этого боя. Удалось обнаружить только фрагмент из воспоминаний офицера с британского эсминца."Петард". Вот что он писал: "Мы открыли огонь по немецкому миноносцу, который был нашим визави в немецком строю. Дистанция, первоначально составлявшая 5500 метров, быстро сократилась до 2700. Я точно ничего не могу сказать о результативности нашего и вражеского огня, ибо слишком был занят маневрированием "Петарда". Единственное, что мне хорошо запомнилось, это как со страшным грохотом упал прожектор, крепление которого было снесено вражеским снарядом. В это время М. Эпворт, наш командир минно-торпедной боевой части, выставил на торпеде углубление два метра и выстрелил в сторону группы из четырех эсминцев, идущих в тесном строю. Ребята из расчета торпедного аппарата видели взрыв на корме вражеского эсминца. Я надеюсь, что наша торпеда все-таки попала". (Z. Flisowski. Bitwa Jutlandzka. с. 111-112).
Во время этого боя погибли миноносцы V-27 и V-29. Один из них был торпедирован, а второй лишился хода после взрыва снаряда в машинном отделении. Английский эсминец "Номад" потерял ход после попадания нескольких снарядов. Практически сразу же нашлись желающие его добить. Первым в торпедную атаку вышел S-52. Торпеда прошла точно под килем неподвижного британского эсминца — видимо в горячке боя немецкие моряки забыли переставить углубление торпеды, предназначавшейся для линкоров. Вторым в атаку вышел V-27. После падания произошел взрыв, поднялось облако дыма, и британский корабль начал медленно погружаться. Второй английский эсминец погиб, засыпанный градом снарядов противоминного калибра немецких линейных крейсеров и главного калибра крейсера "Регенсбург".
Об интенсивности боя свидетельствует число торпед, дошедших до вражеской линии: 18 немецких и 20 британских. Первый бой эсминцев закончился после того, как появился Флот Открытого моря. Британские линейные крейсера и примкнувшая к ним 5-я бригада линкоров, в свою очередь, развернулись и резко увеличили скорость хода. Целью этого маневра стало наведение Флота Открытого моря на главные силы Гранд-Флита. Адмирал Джеллико, не получая никакой информации от сражающихся подчиненных, приказал 3-й бригаде линейных крейсеров произвести разведку. Этому соединению был придан дивизион эсминцев, флагманом которого был эсминец "Шарк", а командиром капитан 2 ранга Лофтус Джонс.
Корабли Худа были атакованы крейсером "Регенсбург" и миноносцами 2, 6, и 9-й флотилий. В сторону британской линии выпустили 12 торпед, но из-за маневрирования линейных крейсеров все они прошли мимо. "Дивизион, возглавляемый капитаном 2 ранга Лофтусом Джонсом на "Шарке", бросился на германскую эскадру, открывшую огонь из всех орудий, которые можно было направить на нас. Несмотря на свое численное превосходство, германские миноносцы отвернули прочь, встретив такое решительное нападение". (Д. Беннет. с. 189). Выскочившие из тумана три немецких линейных крейсера открыли ураганный огонь. "Шарк" был тяжело поврежден. Вскоре к нему приблизились два немецких миноносца, но они ничего не успели предпринять, так как британский корабль затонул. Его отважный командир погиб.
А бой продолжался. В 6 часов 10 минут корабли Флота Открытого моря попали в ловушку. Путь им преградил Гранд-Флит. В 18 часов 17 минут заговорили орудия линкора "Мальборо", а потом открыл огонь весь линейный флот Британии. Дистанция была незначительна и временами сокращалась до 45 кабельтовых, хотя в основном составляла 55-70 кабельтовых. Огонь был успешным, но управлять им было трудно из-за плохой видимости. Командующий Флотом Открытого моря понимал, что он оказался в ловушке и надо искать пути к спасению. В 18 часов 24 минуты один из миноносцев 5-й флотилии передал данные, полученные от пленных с эсминца "Номад", что в море находится 60 больших кораблей, среди них 20 дредноутов и 6 линейных крейсеров. После этого Шеер решился на "боевой разворот", то есть вся линия его кораблей поворачивала от противника на 180°.
Для прикрытия этого маневра 11 миноносцев из 3-й флотилии были брошены в атаку на головные корабли британского флота. При этом был тяжело поврежден V-48 (командир капитан-лейтенант Фридрих Эккольдт), в него попал снаряд главного калибра с британского линкора. Миноносец тонул медленно, и хотя ему пытался помочь G-42, корабль затонул со всем экипажем.
С 18 часов 45 минут до 19 часов 10 минут адмирал Шеер размышлял над тем, как вернуться домой. Между Флотом Открытого моря и берегами Германии стоял Гранд-Флит. Шеер решил пожертвовать Первой разведывательной группой, которой временно командовал капитан 1 ранга Хартог (командир "Дерфлингера") в период, когда адмирал Хиппер находился на миноносце G-39 и искал себе новый флагман.
В тот период боя в жертву решили принести миноносцы. Их дислокация была следующей. 3-я флотилия должна была идти на помощь поврежденному "Висбадену". По приказу командира минных сил Флота Открытого моря капитана 1 ранга Михельсона выделили 5 полуфлотилию (V-71, V-73, G-88). Свободными оставались S-53 (лидер), S-54, G-42. 1-я полуфлотилия получила приказ идти на помощь поврежденному линейному крейсеру "Лютцов". Еще две флотилии 5-я и 7-я отстали. Поэтому основная тяжесть последующих атак легла на миноносцы разведывательных сил. Эти корабли активно участвовали в предшествующих боевых действиях. Немецкие источники утверждают, что все они имели почти полный запас торпед, хотя некоторые из них уже израсходовали их по британским эсминцам. Приказ об атаке был получен только 6-й и 9-й флотилиями. До 2-й флотилии и примкнувшим к ней трем миноносцам 6-й флотилии приказ не дошел.
В первых двух атакующих волнах могли принять участие только две флотилии. Незадолго до атаки выяснилось, что в атаке смогут принять участие только G-4I (капитан 2 ранга Макс Шульц), V-44 (капитан-лейтенант Рюманн), G-86 и G-87. 9-я флотилия тоже уже использовала часть торпед и понесла потери. Вслед за ними атаковать Гранд-Флит должна была 3-я флотилия (8 кораблей), хотя два ее корабля уже выбыли из боя: V-48 тонул, а G-42 ушел на помощь "Висбадену".
В 19 часов 15 минут, незадолго до получения приказа, флагман миноносцев разведывательных сил приказал идти в атаку 9-й флотилии и 1 1-й полуфлотилии 6-й флотилии. Поддерживать их должен был крейсер "Регенсбург". Но когда он подошел к "Дерфлингеру", то повернул назад и повел в исходную точку атаки 2-ю флотилию. После атаки уцелевшие корабли должны были вернуться к нему. Непосредственно эту атаку возглавил капитан 2 ранга Макс Шульц на G-41, за ним в V-образном строю шли к Гранд-Флиту V-44, G-87 и G-88.
В 19 часов 16 минут заговорил противоминный калибр линкора "Роял Оук", а затем и "Эджинкорта". В 19 часов 19 минут открыл огонь линкор "Мальборо" (он был торпедирован 18 часов 55 минут, торпедой с крейсера "Висбаден" а за ним и "Темерер". Всех превзошел линкор "Вэнгард", открывший огонь главным калибром. В 19 часов 20 минут первое попадание в носовую часть получил G-41. На его мостике были убиты два офицера и два матроса. Рядом с носовой частью G-86 взорвался снаряд, ранив командира и 9 матросов и повредив торпеду.
Прорваться сквозь огненный заслон не удалось, и флотилия легла на обратный курс. Смертельно раненый старший офицер G-41 лично выпустил две торпеды. Остальные корабли выпустили по три торпеды в сторону авангарда Гранд-Флита. Точное время залпа неизвестно, вероятно, это произошло между 19 часами 22 минутами и 24 минутами. Когда немецкие миноносцы начали отход, по ним открыла огонь 4-я бригада легких крейсеров. Попаданий в эсминцы не было.
Теперь 9-я флотилия пошла в атаку. В отличие от предшественников, этим кораблям было легче, они выходили в атаку из дымовой завесы, поставленной 1-й полуфлотилией. Но немцам снова не повезло. В 19 часов 23 минуты флагман V-28 выскочил из дымзавесы и тут же угодил под обстрел. Снаряд попал в носовую часть и сделал огромную пробоину. Кораблю пришлось уходить на юг. Но 9-я флотилия продолжила атаку, и между 19 часами 26 и 28 минутами было выпущено 18 торпед. Град английских снарядов фактически сорвал атаку S-51, S-36 и V-28 сумели выпустить только по одной торпеде, a S-52, V-30, S-34, S-33 и S-35 по три. Эти 20 торпед пошли в сторону бригады линейных кораблей. S-35 был потоплен огнем британских линкоров (В справочнике "Conway's All the world's fighting ships 1906-1921 2) P.5, указано, что S-35 был потоплен крейсером "Саутхемптон"). По словам очевидцев, миноносец переломился пополам и тут же затонул.
V-28 двигался со скоростью 17 узлов, поэтому командир флотилии был вынужден передать командование. На S-51, получившем одно попадание, разбило один котел и вывело из строя рулевое управление. После атаки флотилии в сторону Гранд-Флита ушла 31 торпеда. Один из офицеров "Беллерофона" вспоминал что "В 19 часов 26 минут перед вражескими линейными крейсерами появились 4 миноносца. Мы открыли огонь как главными, так и носовыми орудиями противоминного калибра. Эти корабли шли свободным строем, тем же курсом, что и линейные крейсера. Замерена дистанция 7700 метров. Я тут же передал ее в батарею 102 мм орудий, но первые залпы упали недолетом. Носовая башня вела огонь самостоятельно. Ее командиру повезло больше, третий снаряд попал в немецкий миноносец около второй трубы. Корабль переломился пополам. Его нос и корма очень напоминали разломанный бильярдный кий. Огонь был прекращен в 19 часов 30 минут когда противник растворился в дыму и тумане". (Цит. по Z. Flisowsky с. 203).
Один из матросов линкора "Нептун"позднее вспоминал: "С верхнего сигнального поста замечательно были видны пенные торпедные следы, некоторые даже на расстоянии до 2,5 миль. Один прошел за нашей кормой и практически сразу же мы увидели другой, который шел прямо на нас. Это было ужасно, но офицеры на мостике не видели его и оставались в счастливом неведении о грозящей опасности. Наш артиллерийский офицер взревел в переговорную трубу: "Лево руля!" Штурман тут же повторил команду, и на мостике наконец-то увидели белый след. Корабль увеличил скорость и лег на циркуляцию. Но торпеда шла очень быстро. Я высунулся из нашего "курятника", чтобы лучше ее видеть. Наш пост управления огнем страшно трясло, а железо будто стонало — корабль резко поворачивал, идя полным ходом.
Внизу, под толстой броней, наши коллеги не знали о том, что смертельная опасность рядом. Я уже тонул на торпедированном "Формидебле" и понимал, чем это может закончиться. "Нептун" повернул на 90°, а торпеда шла за кормой, догоняя линкор, и ее скорость была выше. Она приближалась, но мы ее не видели, так как ее закрывала кормовая часть. Мы теперь могли только ожидать, открыв рты, как перед залпом главного калибра". Такой видели эту атаку моряки линкоров Гранд-Флита.
Теперь стоит рассмотреть общую картину боя. Но сначала следует сказать, что на командующем британским флотом адмирале Джоне Джеллико лежала страшная ответственность и ему было очень важно избежать напрасных потерь. Действовать надо было осторожно. В 19 часов 21 минуту он понял, что немецкие миноносцы занимают позицию для атаки. Гранд-Флит начал маневр уклонения, а легкие крейсера 4-й бригады (коммодор Ле Мезюрье) открыли огонь по немецким миноносцам. В 19 часов 26 минут коммодор Хакслей повел свои эсминцы в контратаку, когда немецкие торпеды неслись на английские корабли. Из-за поворота головной эскадры линейных кораблей часть торпед не нашла своих целей.
В 19 часов 30 минут и в последующие 5 минут шесть торпед, выпущенных 11-й полуфлотилией, прошли между крейсерами 4-й эскадры или перед носом ее флагмана. В 19 часов 35 минут эсминец "Оун" обнаружил седьмую торпеду, которая медленно прошествовала рядом с флагманом Гранд-Флита линкором "Айрон Дьюк". В это же время сигнальщики линейного крейсера "Инфлексибл" также увидели торпеду, прошедшую за кормой. Выпущенные 9-й флотилией 20 торпед шли на арьергард британского линейного флота. 5-й и 6-й дивизионы 1-й бригады линкоров выполнили маневр уклонения на торпеды. Сигнальщики линкоров 6-го дивизиона видели следы примерно 9 торпед, а 5-го трех.
Первая бригада линкоров шла, оттянувшись чуть назад, поэтому у кораблей было пространство для маневра. Линкор "Ривендж" в 19 часов 43 минуты обнаружил следы двух торпед, которые, вероятно, были выпущены 9-й флотилией. Остальные торпеды, выпущенные этой флотилией, прошли между 6-м дивизионом 5-й бригады линкоров Эвана Томаса.
В 19 часов 35 минут "Коллосус", флагман 5-го дивизиона, заметил идущую торпеду и круто повернул влево. В это же время "Колингвуд" обнаружил торпеду, угол встречи с которой составлял 110°. Круто переложив руль, дредноут пошел параллельно торпеде, которая проскочила за кормой. Еще одна торпеда прошла перед носом корабля.
6-му дивизиону пришлось гораздо труднее. Торпедированный флагманский линкор "Мальборо" смотрел в лицо смерти. Офицер с марса вспоминал: "Следы идущих торпед хорошо были видны нам сверху, и их можно было различить на расстоянии мили. Мы тотчас же сообщили на мостик и корабль изменил курс вправо, так что одна торпеда, самая дальняя, прошла впереди; другие две дошли до нас прежде, чем корабль начал разворачиваться. Одна из них прошла так близко от кормы, что мы на марсе потеряли ее из вида. Эта торпеда несомненно попала бы в корабль, если бы он не отворачивал в сторону от нее.
Другая торпеда, которая, как я видел, выскочила на поверхность ярдах в 500 от нас по траверзу, шла прямо на корабль. След ее вел к нашей правой раковине, но, по-видимому, она шла глубже установленной нормы и прошла под днищем корабля. "Мальборо" вышел из строя вправо, а "Ривендж" влево. При этом две торпеды прошли рядом с носом и кормой. Сигнальщики "Геркулеса" тоже сообщили о приближении торпед, линкор повернул на шесть румбов влево, и дредноут и торпеды пошли параллельно. "Эджинкорт" аналогичным маневром уклонился от двух торпед, которые прошли параллельно левому и правому бортам. Линкорам этой бригады удалось уклониться от девяти торпед. Этому способствовал ряд факторов — состояние моря и ясно видимые следы торпед.
В 19 часов 35 минут Джеллико приказал повернуть на 5 румбов, чтобы восстановить контакт. Из-за суматохи, вызванной сначала внезапным появлением Первой разведывательной группы, а потом и 7 эсминцев, англичане не заметили маневра Шеера, и контакт был потерян. Выскочившая из дымзавесы 3-я флотилия (S-53, V-71, V-73, G-88 и S-54), обнаружили английские легкие силы. В 19 часов 33 минуты между ними начался короткий бой, и G-88 выпустил торпеды по группе неопознанных кораблей. Принимая во внимание, что в 19 часов 39 минут торпеда прошла рядом с крейсером "Констэнс", вероятно, это была 4-я бригада легких крейсеров.
Немецкие корабли, не понеся никаких потерь, легли на обратный курс. Концевой S-54 подошел чуть ближе, обнаружил английские линкоры и в 19 часов 45 минут выпустил торпеду. До этого в 19 часов 30 минут "Регенсбург" вывел в точку атаки 2-ю флотилию миноносцев. Коммандор Хейнрих увидел, что бой закончился, решил не отправлять корабли в атаку и пошел на запад. В 19 часов 45 минут в его соединение влились 6-я и 9-я флотилии. В это же время 1-й дивизион 12-й флотилии британского флота потопил германский миноносец. Это был V-48. На этом для немецких минных флотилий окончился дневной бой.
В восемь часов вечера командующий Флотом Открытого моря адмирал Р. Шеер решил для облегчения прорыва немецкого флота к родным берегам, что необходимы мощные атаки миноносцев. Вскоре приказ об этом был передан на крейсер "Росток" — флагман миноносных сил. Но незадолго до этого, Хейнрих на "Регенсбурге", в 20 часов 45 минут начал формировать ударный кулак из миноносцев, имевших на борту больше одной торпеды. Это были 2-я флотилия и 3 миноносца 6-й флотилии. Они должны были атаковать британский линейный флот. Остальные корабли, а это были остатки 6-й и 9-й флотилий назначили для прикрытия Флота Открытого моря.
Капитан 1 ранга Михельсон не стал корректировать приказы своего подчиненного, а только дополнил их, отправив 5-ю и 7-ю флотилии на юг искать вражеский флот. 2-я флотилия наткнулась на 2-ю бригаду легких крейсеров и 11-ю флотилию эсминцев и прорваться к линкорам им не удалось. Позднее 2-я флотилия объединилась с 3-й и пошла в Киль. 7-я флотилия была обстреляна 3-й бригадой линкоров. Затем, чтобы дымом и искрами не выдать немецкий флот, миноносцы и корабли группы Хейнриха сбросили скорость и в результате не смогли атаковать линкоры Гранд-Флита. Они встретили только английские эсминцы, идущие за линкорами. Ночью был потерян всего один корабль - V-4.
На долю миноносцев выпала тяжелая работа по снятию экипажей с поврежденных кораблей: "Лютцова", "Эльбинга", "Ростока". "Нашим кораблям судьба не послала такого удобного случая для атаки: ночью они не нашли английский флот и им не удалось применить свою прекрасную подготовку к такого рода заданиям"— писал позднее создатель немецкого миноносного флота адмирал А. Тирпиц. Но следует заметить, что главные силы Флота Открытого моря дошли до своих берегов, благодаря, отваге экипажей немецких миноносцев.
Эскадренные миноносцы германского флота участвовавшие в Ютландском бою
Главные силы Флота Открытого моря: флагман эсминцев капитан 1 ранга А. Михельсон (на крейсере "Росток").
1-я флотилия (капитан-лейтенант Албрехт) G-39 (флагман) 1-я полуфлотилия: G-40, G-38, G-32.
3-я флотилия (капитан 3 ранга Хольман) S-53 (флагман) 5-я полуфлотилия: V-71, V-73, G-88; 6-я полуфлотилия: S-54, V-48, G-42.
5-я флотилия (капитан 3 ранга Хейнеке) G-11 (флагман) 9-я полуфлотилия: V-2, G-7 (числится в обеих полуфлотилиях), V-5, V-6, V-1, V-3; 10-я полуфлотилия: G-8, V-5, G-9, G-10.
7-я флотилия (капитан 3 ранга Кох) S-24, 13-я полуфлотилия: S-15, S-17, S-20, S-16, S-18; 14-я полуфлотилия: S-19, S-23, V-189.
Разведывательные силы Флота Открытого моря: флагман миноносцев крейсер "Регенсбург" (капитан 1 ранга Хейнрих).
2-я флотилия (капитан 3 ранга Шуур) В-98 (флагман) 3-я полуфлотилия: G-101, G-102, В-112, В-97, 4-я полуфлотилия: В-109, В-110, В-11, G-103, G-104.
6-я флотилия (капитан 3 ранга М. Шульц) G-41 (флагман) 11-я полуфлотилия: V-44, G-87, G-86, 12-я полуфлотилия: V-61, V-45, S-50, G-37.
9-я флотилия (капитан 3 ранга Геле) V-28 (флагман) 17-я полуфлотилия: V-27, V-26, S-36, S-51, S-52, 18-я полуфлотилия: V-30, S-34, S-33, V-29, S-35.
Гибель 10-й флотилии
Летом 1916 года немецкое командование посылало в Северную Балтику только подводные лодки. Надводные корабли разведку там не вели, так как были заняты охранением конвоев. Последствием этого стало слабое знание о русской оборонных мероприятиях, в особенности о создании между островами Даго и Эре сильной минно-артиллерийской позиции.
После походов подводных лодок в Рижский залив сложилось впечатление, что ее не очень сильно охраняют, и командование немецким флотом решило совершить рейд до перешейка Супон и уничтожить все русские корабли на трассе Ревель - Моонзундские острова. Считалось, что результаты этой операции будут гораздо выше, чем результаты действия подводных лодок. Разведка доносила, что русские отправляли мощные подкрепления своим войскам под Ригой. Эта информация была ложной, так как к наступлению под Ригой не готовились и воинских перевозок морем не было, хотя действительно, судоходство между Моонзундом и Ригой было оживленным.
Для достижения цели предстояло преодолеть массу трудностей. Прежде всего опасались мин, поэтому в соединение решили не включать крейсера. Опасались и встречи с русскими эсминцами, поэтому в состав соединений вошла 10-я флотилия немецких миноносцев, состоящая из 11 новых кораблей, под командованием капитана 3 ранга фон Ветинга. В ее состав входили: S-56 (флагман), S-57, S-58, S-59, G-89, G-90, V-72, V-75, V-76, V-77 и V-78. Все они были построены в 1914-1916 годах и официально классифицировались как большие миноносцы (Grosse Torpedoboote), которые могли развивать скорость 34-36 узлов. Соединение могло принять бой с русскими эсминцами, а большая скорость, уклониться от боя с превосходящими силами и быстро покинуть Рижский залив.
20 октября I916 года 10-я флотилия провела разведывательный рейд к Моонзундским островам.
Корабли дошли до северного побережья острова Даго, не встретив ни одного русского корабля. Правда, сигнальные посты на Эзеле и Даго обнаружили вражеские корабли, а командующий дивизией русских миноносцев адмирал Кедров хотел выйти им навстречу. Но этого все же не произошло. Он опасался, что противник поставил минное заграждение в проливе Соела между Эзелем и Даго, и без разведки не решился выйти в море, хотя в его распоряжении имелся сильный отряд, состоявший из новейших эсминцев ("Новик", "Победитель", "Орфей", "Гром", "Летун", "Десна" и "Капитан Изыльметьев"), а также двух небольших миноносцев ("Деятельный" и "Дельный").
Германское командование операцию решило провести в ночь с 10 на II ноября 1916 года. Для прикрытия были выделены значительные силы, легкие крейсера "Кольберг", "Страсбург" и "Аугсбург", а также 8-я флотилия миноносцев, состоявшая из 11 кораблей. Всеми этими силами командовал капитан I ранга Лангемак, незадолго до этого представленный к званию контр-адмирала.
Вечером около восьми часов немецкое соединение находилось северо-восточнее мыса Дагерорт. Корабли Лангемака остались в этом районе, а 10-я флотилия начала прорыв в Финский залив. Корабли шли 21 узловым ходом в кильватерном строю во главе со своим флагманом (S-56). Расстояние между кораблями составляло 300 метров. На кораблях рассчитывали, что если один из них подорвется на мине, то остальным удастся этого избежать, и флотилия имела длину строя более 4000 метров.
Капитан 3 ранга фон Ветинг очень опасался русских мин, но не ожидал нахождения здесь крупных русских минных заграждений. Успокаивало то, что его корабли шли по тому же маршруту, что и немецкие подводные лодки, прорвавшиеся в Финский залив. Когда было пройдено 12 миль, в 20 часов 35 минут на одной из мин подорвался V-75. У всех это вызвало смятение, так как корабль шел предпоследним в строю. На V-75 повреждения были тяжелые: затоплено одно котельное отделение, погибло 3 человека. Корабль водоизмещением 1188 тонн тонул медленно, и его еще можно было спасти. На помощь поспешили соседи по строю G-89 и замыкающий S-57.
Когда S-57 подходил к борту поврежденного собрата, под гибнувшим V-75 взорвалась вторая мина. Корабль разорвало на три части. При этом повредило и S-57. V-75 быстро затонул, а его команда успела перейти на S-57, поэтому больших жертв не было. Поврежденный миноносец, лишившись хода, медленно дрейфовал. Через несколько минут он наткнулся на мину, после взрыва которой стал быстро тонуть. К нему на помощь подошел G-89, но было уже поздно: второй миноносец затонул. На G-89 теперь оказалось два экипажа (на S-57 погибло 2 человека) -- 170 человек переживших кораблекрушение, и принимать участие в дальнейшей операции он не мог. Командир миноносца передал командиру флотилии, что он пойдет к соединению прикрытия.
Когда на S-56 приняли сообщение с G-89, немецкое соединение находилось в состоянии паники. С флагмана не видели, что происходит в конце строя, ночь была темной. Через три минуты после первого подрыва V-75 командир флотилии узнал, что три его концевых корабля отстали. В первые минуты фон Ветинг подумал о развороте и поиске пропавших кораблей. Но тут он получил новое донесение, в котором сообщалось, что один из кораблей подорвался на мине, а два других оказывают ему помощь. Это полностью соответствовало его приказу на операцию, где говорилось, что "если кто-то получит повреждение, то два соседних корабля должны подойти ему на помощь". После этого командир флотилии принял решение продолжать операцию и оставшиеся 8 кораблей пошли дальше.
В 22 часа соединение подошло к Оденсхольму и только там командир флотилии узнал, что два его корабля затонули, а третий G-89 вышел из строя. И все же, несмотря на это, он продолжал вести флотилию на восток. Крайней точкой похода должен был стать траверз мыса Пакерорт. Но командиру флотилии не повезло, на его пути не оказалось ни одного русского корабля или судна, и фон Ветинг не хотел возвращаться без успехов. Поэтому он принял решение обстрелять находившиеся в Балтийском порту русские корабли и торговые суда.
Но русские не имели в этой гавани ни кораблей, ни складов. Идея обстрела порта пришла не случайно, а под воздействием разведывательной информации, из которой можно было сделать вывод, что Балтийский порт является одной из баз российского флота. На самом деле это был небольшой провинциальный городок, куда военные корабли не заходили.
В точку обстрела корабли вышли без происшествий. У входа в бухту Пацкер остались 5 кораблей, а флагман S-56, G-90 и S-59 вошли в небольшую бухту и приблизились к Балтийскому порту на дистанцию 600 метров и в 1 час 30 минут открыли огонь. Обстрел продолжался 20 минут в течение которых выпустили 162 снаряда. С военной точки зрения результаты оказались ничтожными - снаряды повредили 24 жилых дома, было убито 10 человек и 8 ранено. После этого корабли вышли из бухты для соединения с остальными кораблями флотилии, которая пошла на запад для встречи с эскадрой прикрытия.
Фон Ветинг решил возвращаться более северным путем, чтобы обойти место гибели V-75 и S-57. О созданной русскими минной позиции он не знал. В 3 часа 36 минут почти одновременно подорвались на минах G-90 и V-72. G-90 начал быстро тонуть. К его борту подошел S-59 и снял экипаж. V-72 разломился пополам, но по какой-то невероятной случайности никто из его экипажа не пострадал. Он тонул медленно и подошедший к нему V-77 снял весь экипаж. Только после потери V-72 командир флотилии понял, что русское минное заграждение имеет большую протяженность на север и на восток.
Но выхода не было, и теперь следовало идти по этому пути до конца. Флотилия прошла еще 2 мили и находилась в 18 милях северо-западнее мыса Такхона, когда в 4 часа утра 11 ноября подорвался S-58 и начал быстро тонуть. Ему на помощь подошел S-59, сигнальщики которого увидели вблизи две дрейфующие мины. S-59 застопорил машины и спустил шлюпки, на которые перешел весь экипаж S-58.
После потери еще трех кораблей Ветинг осознал, что вверенные ему корабли оказались на большом минном поле, из которого будет очень трудно выбраться. Ветинг не знал его истинных размеров, но предполагал, что оно выставлено с севера на юг и закупоривает вход в Финский залив. Поэтому его корабли пошли на юг. Он считал, что мины выставлены ровными рядами (на самом деле русские ставили мины под разными углами).
И трагическое действие продолжало разыгрываться далее. В 5 часов 59 минут подорвался S-59, на борту которого находились экипажи двух потопленных кораблей. Трагедия на S-59 произошла после прохода всего 2 миль (в 16 милях северо-западнее мыса Такхона). Повреждения были тяжелыми и корабль тонул. К его борту подошел флагманский S-56 и снял экипажи трех кораблей. После этого происшествия Ветинг решил прорываться уже кратчайшим путем. Оставшиеся корабли увеличили скорость до 27 узлов, пытаясь вырваться из заминированной ловушки.
В 6 часов 15 минут, когда флотилия находилась в 9 милях от места гибели S-59 и на расстоянии 14,5 миль севернее мыса Такхона, подорвался на мине концевой V-76. Из его экипажа погиб только один моряк, но корабль был тяжело поврежден и начал тонуть. Его экипаж снял миноносец V-77. Это была последняя потеря 10-й флотилии.
Оставшиеся три корабля дошли до Дагерота, где и произошла встреча с кораблями Лангемака. Раньше туда же пришел G-89. От флотилии осталось всего четыре корабля. 7 других погибли на передовой минно-артиллерийской позиции.
Командование русского флота получило первые донесения о прорыве немецких миноносцев около 22 часов 10 ноября, после того как на сигнальных постах на мысе Тахкуна и острове Вормси услышали взрывы мин. Позднее, в 2 часа, посты на Пакерорте обнаружили восемь немецких миноносцев. Через 30 минут русскому командованию стало известно, что немецкие корабли обстреливают Балтийский порт. После этого адмирал А. Непенин приказал выйти к передовой минно-артиллерийской позиции соединению миноносцев, которым было приказано не дать немцам уйти.
Наши корабли были не готовы к немедленному выходу в море. Около 5 часов вечера 11 ноября вышли в море эсминцы "Новик", "Победитель", "Гром", "Орфей", "Забияка", "Эмир Бухарский", "Финн", "Гайдамак", "Москвитянин", "Уссуриец", "Всадник" и "Амурец". Командующий адмирал Кедров повел соединение на север, чтобы через пролив Моонзунд выйти к артиллерийской позиции. Но они опоздали, немцам удалось форсировать минное поле. В 11 часов это соединение провело поиск, якобы оставшегося на плаву немецкого миноносца. Поиск был завершен в 15 часов. Вскоре корабли вернулись на базу.
Выход в море 10-й флотилии закончился трагедией, эхо которой прокатилось по всей Германии. Катастрофу не удалось скрыть, так как русские выловили в море спасательные круги с погибших кораблей и быстро распространили информацию о потерях. Основная причина катастрофы - отсутствие точных разведывательных данных о районе операции. Информации, полученной от подводных лодок, оказалось недостаточно, а незнание о создании передовой минно-артиллерийской позиции стоило Германии 7 новых миноносцев. К счастью, людские потери оказались минимальными - погибло 18 человек, а 20 было ранено. Ответственность за происшествие была возложена на командующего Разведывательными силами в Восточной Балтики адмирала Шульца и командующего 6-й разведывательной группой контр-адмирала Лангемака. Их сняли со своих постов.
Вице-адмирал А. Непенин слишком поздно принял решение об отправке миноносцев в Финский залив. Если бы оно было принято сразу же после получения информации о появлении немцев, то русские корабли могли успеть перехватить уцелевшие немецкие миноносцы.
После неудачного выхода 10-й флотилии командование немецкого флота больше не проводило активных операций на Балтике. Командование русского флота было занято борьбой с проникшими в Финский залив подводными лодками. Вскоре кампания 1916 года закончилась. Большинство русских кораблей ушло в Кронштадт на ремонт, а немецкие вернулись на базы в Киле и Гданьске.
Эскадренные миноносцы германского флота, принимавшие участие в Моонзундской десантной операции
В состав главных сил входили:
2-я флотилия (капитан 3 ранга Хейнике): В-98, G-101, V-100, G-103, G-104, В-109, В-110, В-111, В-97, В-112.
8-я флотилия (капитан 3 ранга Ниден): V-180, V-183, V-185, V-181, V-182, V-184, S-176, S-178, G-174, S-179, V-186.
6 флотилия (капитан 3 ранга Тиллесен): V-69, V-43, S-50, V-44, V-45, V-46, V-82, S-64, S-61, S-63, V-74.
10-я флотилия (капитан 3 ранга Хундертмарк): S-56, Т-170, Т-169, Т-172, G-175, T-165, V-78, V-77, G-89, S-65, S-66.
7-я флотилия в распоряжении командующего минными силами капитана 1 ранга Хейнриха (крейсер "Эмден II"): Т-154, Т-158, Т-157, Т-151, Т-160, Т-145, Т-143, Т-140, Т-139.
Балтийская поисковая флотилия (капитан 2 ранга фон Розенберг): 1-я полуфлотилия (капитан-лейтенант Sach): Т-142, А-32, А-28, А-30.
32 вооруженных рыбацких судна. 2-я флотилия (капитан-лейтенант Вален): Т-130, А-31, А-27 и А-29.
24 вооруженных рыболовных корабля. Флагман флотилии Т-144.
В составе тральных флотилий: 2-я флотилия тральщиков (капитан-лейтенант Дофлейн): А-62 (флагман), Т-136, 5 тральщиков, 16 бывших миноносцев, переклассифицированных в тральщики, 8-я тральная полуфлотилия (капитан-лейтенант Келер): А-35 и 5 тральщиков. 3 полуфлотилия балтийской поисковой флотилии (капитан 3 ранга Goethe) T-141, 15 катеров-тральщиков и две плавбазы.