Дополнения
Из речи О. Бисмарка в рейхстаге
"Миноносцы, представляя весьма малую цель, в которую трудно попасть вследствие большой быстроты их хода, имеют то преимущество перед минами, выпускаемыми с больших судов, что самой миноноске легко дать то направление, которое должна иметь мина, чтобы попасть в цель.
Различие между миной и артиллерийским снарядом заключается в том, что первая не имеет станка, который можно наводить, лежит в миноноске неподвижно и может попасть в цель только тогда, когда самой миноноске будет придано надлежащее направление с помощью руля. На больших судах это требует много времени, а иногда это совершенно невозможно, вследствие одновременного с миной употребления артиллерии и тарана. Миноноска же напротив имеет определенный характер "плавающего минного лафета". Одно из условий действия миноносок состоит в атаке неприятеля, неожиданно подкравшись к нему под покровом ночной темноты или тумана, или под прикрытием порохового дыма боевых судов, или, наконец, из прибрежной засады, в которой они могут скрываться.
Неблагоразумно было бы рассчитывать на действие одной только миноноски для того, чтобы отвлечь внимание неприятеля и не иметь, вследствие одного неудачного выстрела, всех выгод от неожиданности нападения. Следует всегда, употреблять одновременно от 2 до 6 миноносок, направляемых против одной цели.
Ничто не грозит большей опасностью судам и не имеет сильнейшего нравственного влияния на команды, как подводные средства нападения. Рискуя только небольшим числом людей и довольно дешевой небольшой лодкой, которую в короткий срок можно заменить новой, представляется возможность топить громадные суда выстрелом одной только мины. Даже в лунные ночи и при особенно напряженном внимании ни одно судно, находящееся вблизи берегов, обороняемых большим числом миноносок, не может быть уверено в собственной безопасности и менее всего может решиться при подобных обстоятельствах стать на якорь". В продолжении своей речи Отто Бисмарк привел еще ряд доводов в пользу миноносок.
Против торпед нет защиты. Попадание торпеды приводит или к гибели корабля или к его тяжелым повреждениям. Миноноски могут серьезно затруднить блокаду побережья. Каждую ночь блокирующие суда будут принуждены уходить в открытое море; трата угля значительно увеличится, как и усталость экипажа, вследствие необходимости быть постоянно настороже". Миноносок должно быть много, так как велика вероятность гибели одной или нескольких из них. Миноноска представляет боевое оружие, пригодное в особенности для того из противников, который слабее на море. Даже в том счастливом случае, если бы мы имели шанс в течение войны сохранить господство хоть на одном из наших морей, мы точно также не могли бы обойтись на нем без миноносок, как не можем отказаться от береговых укреплений.
Некоторые и именно важнейшие части наших берегов весьма благоприятны для действия миноносок вследствие мелководности фарватеров, на которых их не могут преследовать суда больших размеров, а также вследствие большого числа выходов, которые, способствуют неожиданным вылазкам и представляют многочисленные линии для отступления. Таковы, например, берега между Мемелем и Данцигом, устье Одера, воды, окружающие Рюген, восточные берега Гольштейна и Шлезвига и, главным образом, отмели, острова и устья рек в Немецком море".
Из книги А. Тирпица "Воспоминания"
... Я получил задание разработать тактику для нового типа кораблей-миноносцев. Реальная опасность столкновения внушала и другим флотам страх перед проведением учений миноносцев в условиях, приближающихся к боевым. Из опыта известно, что в странах с парламентскими режимами проведение маневров в этих условиях является тяжелым делом. Однако нам удалось преодолеть страх перед общественным мнением наиболее решительным образом, а это дало преимущество и в боевой подготовке. При всех несчастных случаях с нашими кораблями, происходившими во время маневров указанного типа, я принципиально выступал в защиту офицеров, хотя в обычных плаваниях требовал величайшей осторожности.
В работе над развитием тактики боя я старался внушить офицерам, что маневры дают нам возможность установить, что именно является неправильным, но они отнюдь не обеспечивают выработки идеально правильной практики, которой можно было придерживаться как догмата в случае войны. Учитывая наличие множества не поддающихся учету факторов, высшим тактическим принципом для миноносцев во время войны является правило "идти на сближение и стрелять в середину". Другими словами, во время атаки нужно идти на любой риск, чтобы обеспечить меткость. Торпеда, попадающая во врага, — лучшая защита от его артиллерии.
Второй, более общий принцип стратегического характера, который я сформулировал, гласил: действовать сообразно обстоятельствам. Это кажется простым и само собой разумеющимся, однако в подобном положении большинство людей стремится выполнить не собственное ответственное решение, а приказ.
Чтобы такой специальный вид оружия, как миноносец, принес наибольшую пользу, он должен чувствовать себя особенной и, до некоторой степени, самостоятельной частью вооруженных сил. Впоследствии была введена чересчур иерархичная система управления миноносцами, над которыми были поставлены крейсера, что принесло больше вреда, чем пользы, по крайней мере в области ночных операций.
Одиннадцать лучших лет моей жизни были проведены на миноносцах — тех "черных товарищах наших, что смело моря бороздят" (Миноносцы немецкого флота в конце XIX века красились в черный цвет. Прим, автора.). С нашими несравненными командами нас связывал новаторский дух и товарищеские отношения в минуты опасности. Мы, офицеры минной службы, явились корпорацией в корпорации, сплоченность которой признавалась другой стороной, но служила также предметом зависти и нападок". (А. Тирпиц. Воспоминания с. 91-96).
Авизо (Минные крейсера) "Zieten" и "Ulan"
(При постройке назывались миноносцами (torpedoboot), но в настоящее время переименованы в авизо)
(Из книги капитана 2 ранга П.Моласа "Германский флот". С.Пб. 1887)
Морской министр при требовании кредита на постройку авизо заявил в рейхстаге, что такие суда являются крайней необходимостью ввиду того, что в Германском флоте нет судов специального типа минных крейсеров как в иностранных флотах, а назначение их исполняют те же авизо. Класс этих судов по своему назначению и постройке ближе всего подходит к нашим минным крейсерам.
Первый пример постройки минных крейсеров был подан Германией заказом в 1876 г. на верфи Thames Iron Work в Англии крейсера "Zieten". Чертежи этого судна были выработаны в Адмиралтействе, причем главное внимание было обращено на то, чтобы дать этому судну ход не менее 15-16 узлов.
Весь корпус железный и отличался легкостью постройки. Машина была построена на заводе Репп, двухвинтовая и развила 2350 инд. сил и скорость 16,3 узла.
Минное вооружение состоит из двух подводных аппаратов, по одному в носу и корме, помещающихся на 6 ф. 7 д. ниже ватерлинии.
Второй авизо "Ulan" строился в Штеттине и спущен в апреле 1876 года.
"Ulan", построенный из железа, предназначался атаковывать неприятеля при помощи мины, прикрепленной к особому стальному шесту длиной в 10 фут, соединенному со штевнем судна, а чтобы сохранять судно при взрыве мины, носовая его часть составлена из двух частей, вдвинутых одна в другую, пространство между этими частями заполнялось особой эластичной массой из смеси пробки и морского клея, так что если передняя часть и повредилась бы или даже совсем была оторвана, то судно все-таки не потеряло способность плавать. Чтобы достигнуть наилучшей поворотливости, этому судну дана большая ширина относительно его длины, а для уменьшения цели оно значительно углублено.
Старались по возможности дать большую скорость, поэтому поставили сильную машину в 1000 инд. сил; котел системы Бельвиля, винт сравнительно с судном очень больших размеров, диаметр его 9 ф. 10 д. При испытаниях однако авизо этот не достиг желаемой скорости, что приписали не достаточной паропроизводительности котла.
В 1881 году "Ulan" переделали, и на него поставили носовой подводный аппарат на 3 ф. 93 д. ниже ватерлинии, для мин Уайтхеда.
В настоящее время это судно служит для учебной цели и плавает в составе судов минной школы. С перечислением его в учебный отряд на него поставили кормовой подводный минный аппарат.
Новые миноносцы германского флота
(Из журнала "Морской сборник" № 2 за 1893 г.)
"Army and Navy Gazette" сообщает, что в Эльбинге, на заводе Шихау строится для германского флота восемь миноносцев, которые должны заменить исключенные из списков шесть миноносок типа "Schutze". Новые миноносцы будут длиной 144 фута и 4 дюйма, шириной 18 футов и водоизмещением в 140 тонн. Машины будут по 1500 и.с. и скорость ожидается в 22 узла. На каждом миноносце должно помещаться 32 тонны угля, который будет находиться в угольных ямах, устроенных по сторонам машины и котлов для их защиты. Корпуса миноносцев разделены стальными переборками на десять водонепроницаемых отделений. Вооружение каждого миноносца будет состоять из одного надводного минного аппарата в форштевне, двух скорострельных пушек ружейного калибра. Стоимость каждого миноносца с вооружением определена в 410000 марок.
Опыты нефтяного отопления на германских судах
(Из журнала "Морской сборник" № 8 за 1894 г.)
Австрийский журнал "Millheilungen aus dem Gebiete des Secwesens" передает со слов газеты "Hansa", что 1 февраля (н. ст.) германскому императору был представлен в Вильгельмсхафене миноносец S-22, на котором применено для паровых котлов жидкое топливо, а именно так называемый мазут (нефтяные остатки).
Нефтяное отопление устроено на этом миноносце по способу инженер-механика итальянского флота Куниберти, который сам в прошлом году, по вызову германского морского министерства, долгое время работал в Киле. Результаты, полученные при испытаниях этого способа, были благоприятного свойства и повели уже к тому, что на нефтяное отопление было обращено большее внимание. В настоящее время в германском флоте нефтяное отопление устраивается еще и на другом миноносце и кроме того морское министерство имеет в виду командировать в Италию одного из высших морских техников для изучения этого вопроса о жидком топливе, особенно в его применении на больших судах.
Журнал замечает, что в Италии были произведены с жидким топливом обширные опыты, поведшие к применению его в качестве единственного топлива на многих миноносках и старом броненосце "Affondatore". Во Франции также не теряли времени и уже применили нефтяное отопление на одном крейсере и, кроме того, произвели опыты над взрывчатостью этого топлива, стрельбой по наполненным им цистернам.
Вообще применение жидкого топлива на военных судах находится в настоящее время в таком положении, что, невзирая на различные возникающие в этом отношении сомнения, стараются об усовершенствовании существующих его систем. Насколько широко будет это применение на военных судах в настоящее время, по словам журнала, определить еще нельзя. Можно, однако, полагать, что нефтяное отопление получит важное значение в качестве вспомогательного при обыкновенном отоплении углем, применяясь в тех случаях, когда потребуется быстрое и большое увеличение работы машины, поводы к чему чаще встретятся на минных, нежели на других судах.
Гибель германского миноносца S-26
(Из журнала "Морской сборник" № 10 за 1897 г.)
В газете "Times" приведены следующие подробности этого несчастного случая. Миноносец S-26, находившийся под командой герцога Фридриха Вильгельма Мекленбургского, следуя через Северо-Германский канал из Вильгельмсхафена в Киль, должен был пройти узким проливом, расположенном у устья Эльбы. В то время дул крепкий морской бриз, разведший на баре гораздо более сильное волнение, чем какое было в море, причем грунтовая волна, следовавшая за входящими в реку судами, представляла особую опасность для небольших судов.
Как можно думать, сильная волна ударила миноносец и снесла герцога в межпалубное пространство. В то же время судно опрокинулось и герцог, не имея уже сам возможности выбраться наверх, отдал еще приказание спасаться находившемуся около него кочегару. По словам газеты герцог был стеснен в движениях своей тяжелой морской обувью, которая, несмотря на его искусство в плавании, не позволила бы ему в такое волнение добраться до ближайшего миноносца. Место, где затонул (22 сентября, н. ст.) миноносец S-26, отмечено буйком, и при первой же возможности планируют поднять судно с находящимися в нем телами. Так как глубина воды равняется там приблизительно лишь одиннадцати саженям, то можно думать, что к поднятию миноносца не встретится особенных затруднений.
Согласно последним известиям тела герцога Мекленбургского и других погибших на S-26 уже подняты водолазами. Судя по тому, что на теле герцога не оказалось сапог и дождевик был наполовину снят, можно думать, что герцог имел еще время сделать попытку спасения.
Миноноски для колоний и защиты гаваней
(Из книги капитана 2 ранга П.Моласа "Германский флот". СПб., 1887)
Миноноски для колоний
Для защиты германских колоний, в мае 1886 года, в Данциге, на казенной верфи, спущена одна из 11 миноносок 2-го класса, построенная из дерева.
Размерения ее следующие:
Длина между перпендикулярами 56,94 ф.
Ширина наибольшая 6,91 ф.
Углубление носом 1,73 ф.
Углубление кормой 5,01 ф.
Водоизмещение 12,95 т
Миноноска эта имеет два балансирных руля и два штурвала, кормовой незащищенный, а носовой закрыт стальными листами в 0,245 д. толщины.
Машина compound, двух цилиндровая, с поверхностным охлаждением, кочегарка закрыта. Котел стальной локомотивный" давление пара 10 атмосфер. Винт четырех лопастной, диаметром 3,47 ф., шаг винта 4,39 ф. Запас угля 3,5 тонны.
На испытаниях, машина миноноски развила 250 инд. сил, причем достигнутая скорость было 16,75 узла.
Вооружение миноноски состоит из двух одноствольных скорострельных пушек, одна в 52 мм на носу в 37 мм на корме и двух надводных носовых аппаратов (по две мины на аппарат).
Минные катера
Для защиты гаваней Киля, Вильгельмсхафена и Данцига адмиралтейство к имеемым уже, построило на верфях в Данциге в 1886 году еще 29 деревянных минных паровых катеров 1-го и 2-го классов.
Размерения первых следующие:
Длина 62,38 ф.
Ширина 8,65 ф.
Углубление носом 1,75 ф.
Углубление кормой 5,00 ф.
Шпангоуты выгнуты из вяза толщиной, расстояние между ними 10 д. Внутренняя диагональная обшивка двойная, с прокладкой из парусины, пропитанной морским клеем, толщина ее в 0,35 д., наружная — ординарная толщиной в 0,43 д. С носу и кормы сделаны медные воздушные ящики, с двойной деревянной обшивкой; палуба тоже двойная. Угольные ямы вмещают всего 1 тонну угля, но в мешках может поместиться в кочегарном и машинном отделениях около 1,5 т.
Машина compound в 240 инд. сил. Котел локомотивный должен работать при давлении в 10 атмосфер, скорость хода 18 узлов. Диаметр двух лопастного винта 3,5 ф.; шаг 1,24 д. Прежде построенные катера 1-го класса имеют скорость в 14 узлов. Вооружение катеров 1-го класса состоит из одноствольных скорострельных пушек в 52 мм, поставленных на носу и в 37 мм на корме; патронов по 5 ящиков (по 50 штук в каждом), и двух мин, действующих из решеток.
Катера 2-го класса, меньших размеров, имеют машин в 75 и. сил, которая дает катеру 11-узловую скорость.
Всех катеров, в конце 1886 года, было 1-го класса 20 и 2-го класса 25, из них: 1-го класса 12 в Данциге, 3 в Киле и 5 в Вильгельмсхафене; 2-го класса в том же порядке портов 17, 4 и 4.
Для успешного устройства минных заграждений германское адмиралтейство имеет в портах готовые железные баржи, минные паромы и минные ялы.
Столкновение германских миноносцев S-46 и S-48
(Из журнала "Морской сборник" № 6 за 1896 г.)
По сообщению журнала "Rivista Marittima" 11 апреля (н. ст.), во время практических упражнений, выполнявшихся в устье реки Яде, произошло столкновение германских миноносцев S-46 и S-48, в результате чего последний с пятью членами своего экипажа (в том числе один механик) пошел ко дну, а первый получил серьезные повреждения. К подъему затонувшего судна приняты уже, как кажется, соответствующие меры.
Гибель германского миноносца S-42
(Из журнала "Морской сборник" № 8 за 1902 г.)
Миноносец этот (в 44 м длиной, в 145 т водоизмещением, с машиной в 1350 инд. сил и 21-уз ходом), построенный заводом Шихау, затонул 24 июня (н. ст.) в устье Эльбы после столкновения с английским пароходом "Firsby".
Четырнадцать человек из состава команды миноносца были спасены пароходом, а девять человек пассажиров, бывших на миноносце по случаю морской гонки между Дувром и Гельголандом, и между ними г. Буслей и четверо англичан, были вытащены из воды спасательной лодкой.
Как замечают газеты, миноносцы этого класса теперь уже вытеснены другими, с большим размерениями, были весьма несчастливы, так как из них уже раньше погибло два: S-41 в августе 1895 г. и S-48 в апреле 1896 г.
Дивизионные миноносцы германского флота
(Из журнала "Морской сборник" № 3 за 1892 г.)
По сведениям "Armee und Marine Zeitung", дивизионный миноносец D-7, выстроенный недавно на заводе Шихау, является первым судном со скоростью 26 узлов, которую он развил на последних маневрах германского флота в сентябре 1891 года.
По словам названной газеты, этот миноносец проектирован именно для такой большой скорости хода и с этой целью при водоизмещении только в 350 тонн, он снабжен машиною в 4000 индикаторных сил. Совершенно такой же миноносец D-8 еще не готов, а два также строящихся миноносца этой категории D-9 и D-10 будут иметь водоизмещение по 380 тонн и машины, вероятно, еще большего числа сил. Сравнительное этим, два миноносца D-5 и D-6, оконченные в 1889 году, при водоизмещении в 320 тонн, имели машины в 3600 и.с. а миноносцы D-1—D-4, поступившие на службу в 1888 и 1889 годах, имеют водоизмещение по 300 тонн и машины по 250 и.с.
Длина дивизионных миноносцев по 60 метров (200 фут) и глубина трюма 3 м (9,9 фута). Мореходные качества их были испытаны во время свежих погод и оказались очень хорошими. Команды на каждом миноносце по 70 человек. Первые из дивизионных миноносцев вооружены только четырьмя минами, а на миноносцах, начиная с D-7, ставят три легких орудия и по несколько скорострельных пушек нового образца калибром 88-мм.
Плавания миноносцев привели к убеждению иметь при отрядах, состоящих из 5-6 миноносцев, один миноносец больших размеров, который, названный в германском флоте дивизионным, должен служить для него маткой. На нем устроены небольшие мастерские для исправления мин, помещаются запасные вещи для миноносцев, лазарет и с этого же миноносца заменяют убыль команды на отряде.
Корпуса этих судов, построены из немецкой стали и разделяется 10 непроницаемыми переборками, доходящими до верхней палубы, на 11 отделений. Фор и ахтерштевни стальные, откованные из одного куска, первый идет от верхней палубы до 104-го, а второй — до 16-го шпангоутов. Наружная обшивка вся стальная. Толщина ее посредине судна в верхнем поясе 0,31 д., к носу и корме уменьшается до 0,16 д. Палубная обшивка стальная.
Рулей два, у ахтер- и форштевней, оба балансирные откованы из одного куска стали. Передний руль помещен в водонепроницаемом колодце и при помощи особого приспособления очень удобно может быть с палубы опускаем и поднимаем. Штуртросы проволочные, действуют рули или помощью парового привода, поставленного в передней башне, или ручным штурвалом в задней башне; оба руля могут действовать одновременно или порознь.
На верхней палубе поставлены две элептические башни. В передней башне сделаны две водонепроницаемые двери, устроенные таким образом, что через них можно вводить мины в назначенное для них помещение. Обе башни служат входными рубками, носовая — в жилое помещение команды, а кормовая — в офицерское и местом для рулевых, для чего в стенках башни прорезано соответствующее число иллюминаторов. Крышки башен легко поднимаются и опускаются при помощи особых винтов.
Водоотливные средства миноносца состоят из эжекторов, поставленных по одному: в носовом отделении команды, в офицерском помещении и провизионном погребе. Каждый из них способен выкачивать 430 фут воды. Находящаяся паровая и центробежная помпа в машинном отделении, приспособлены также выкачивать воду из трюма. В непроницаемых переборках носовой, кормовой и между машинным отделениям и каютами имеются большие клинкеты, действующие с верхней палубы. Кроме паровых средств, имеются еще на каждом миноносце два брандспойта.
Их минное вооружение состоит из одного постоянного носового аппарата и двух минных пушек, поставленных на палубе, снабжены эти миноносцы одним воздухонагнетательным насосом большого размера, системы Козеловского.
Артиллерия состоит из 6 скорострельных пушек, из них две поставлены на башнях, а 4 на верхней палубе. Для патронов этих пушек устроены особые цинкованные ящики под командным помещением.
Машинное и кочегарное отделения отделены друг от друга непроницаемой переборкой, в которой для сообщения сделана водонепроницаемая дверь. Главная машина 3-х цилиндровая вертикальная, тройного расширения системы Шихау, работает при давлении пара в 12 атмосфер (170 фун.). Котел локомотивный, построен из лучшей стали, заклепки, связи, распорные болты и дымогарные трубки также стальные. Продольные швы части котла тройные, прочие двойные. Склепка сделана по возможности гидравлической машиной. Котел по изготовлении испытывался гидравлическим давлением в 241 фунт.
Вал трехколенчатый, упорный подшипник цельный из бронзы, дейдвудная труба литая также из бронзы, вал в подшипнике облицован бронзой, конец вала, на который насажан трехлопастный винт, отлит из бронзы. Паровые цилиндры и золотники отлиты из чугуна. Золотники передвигаются с помощью эксцентриков тяг и кулис. Цилиндры высокого давления снабжены особым отсечным золотником, с помощью которого легко может быть изменяема степень наполнения цилиндра, когда машина и в ходу. Поршень у цилиндра высокого давления кованый железный, а у остальных двух стальные.
Холодильники с поверхностным охлаждением, коробка его состоит из медных листов, трубки медные луженые внутри. Холодильник снабжен краном и трубкой для инжекции, чтобы в случае надобности работать непосредственным охлаждением. Между холодильником и цилиндром низкого давления установлен подогреватель для питьевой воды; коробка его медная с медными же лужеными снаружи и внутри трубками, трубчатые стенки и крыша бронзовые. До поступления в подогреватель питательная вода проходит через прибор системы Шихау, с помощью которого вода очищается от масла.
Миноносцы эти снабжены двумя четверками и вельботом, все шлюпки спасательные. Рангоут состоит из трех легких мачт, которые с гафельным вооружением с случае нужды легко убираются. Миноносцы имеют паруса.
На испытаниях миноносцы были в полном вооружении и с полным запасом угля, при этом достигнутая скорость была 21 узел. Затем по контракту требовалось произвести испытание при свежей погоде. В продолжение 8-часовой пробы, идя полным ходом, при большом волнении, которое обдавало миноносец с носа на корму, средняя скорость получалась 18 узлов.
Германское адмиралтейство, удовлетворившись полученными результатами дивизионных миноносцев, заказало фирме Шихау два подобных и один из них уже спущен летом нынешнего года.
Отмена употребления револьверных пушек Готчкисса на германских миноносцах
(Из журнала "Морской сборник" № 6 за 1895 г.)
По словам журнала "Rivista Marittima", в германском флоте решено ныне заменить на всех миноносцах револьверные пушки Готчкисса скорострельными пушками 47-мм калибра. Мотивом к принятию этого решения послужили следующие соображения. Меткая стрельба из револьверных пушек является отнюдь не легким делом, так как движение, которое при производстве выстрелов приходится сообщать рукоятке, значительно разнится от обычного способа стрельбы при посредстве спуска или шнура и всегда нарушает правильность наводки и нужен большой опыт и ловкость, чтобы при стрельбе из револьверной пушки не сходить с цели или же производить выстрелы тогда, когда пушка правильно наведена. Это оказывается довольно трудным уже в случае стрельбы по быстро движущейся цели, и еще труднее при стрельбе с миноносца.
Вообще вероятность попадания из орудий, установленных на миноносцах, весьма невелика, но меткий выстрел с таких судов из револьверной пушки является почти невозможным и должен быть объяснен чистой случайностью. Кроме того, револьверным пушкам присущи многие недостатки вроде частых заклиниваний и повреждений.
Спуск германского миноносца S-100
(Из журнала "Морской сборник" № 6 за 1900 г.)
Согласно сообщению журнала "Internationale Revue uber die Gesammten Armeen und Flotten", 23 апреля (н. ст.) на верфи Шихау в Эльбинге, состоялся спуск 100-го миноносца, построенного этой фирмой для германского флота, и вместе с тем 265-го минного судна, построенного вообще для разных флотов.
Миноносец S-100 принадлежит к новой серии судов этого рода (S-90 — S-101), первое их которых уже закончило свои испытания, причем оказалось обладающим вполне удовлетворенными мореходными качествами. Главные элементы этих миноносцев: длина 61 м, ширина 7 м, углубление 2,6 м, водоизмещение 350 т, скорость хода 26 уз, мощность машины 6000 инд. сил.
Испытания германского миноносца S-107
(Из журнала "Морской сборник" № 4 за 1902 г.)
На испытаниях, произведенных недавно этому новому миноносцу (спущен на воду 21 октября н. ст. 1901 г., на верфи Шихау в Эльбинге) была получена скорость хода в 28,4 уз, т. е. на 1,4 уз больше против назначенной условиями контракта. Напомним, что это уже четвертый миноносец из построенной этой фирмой группы S-102—S-107, блистательно превзошедший на испытаниях назначенную скорость хода. В самом деле, миноносец S-108 развил 27,5 уз, S-104 28,95 уз. и S-106 28 уз.
Суда эти, значащиеся в списках миноносцами, по своему водоизмещению и боевому вооружению ближе подходят к истребителям. Действительно, их главные размерения: водоизмещение 350 т, полная длина 63 м, длина между перпендикулярами 61 м, ширина 7,15 м, углубление 2,65 м,
Судовые механизмы состоят из двух машин, развивающих в совокупности до 5400 инд. сил.
Боевое вооружение состоит из трех 50-мм пушек и трех минных аппаратов на верхней палубе.
При назначении скорости хода для этих судов остановились на норме, принятой в Германии для миноносцев — 26 уз, не увлекаясь "ходовой горячкой", свирепствующей на некоторых других флотах и заставляющей поднимать ход истребителей до 32 уз, не обращая внимание на то, в состоянии ли они будут выдерживать развивающиеся при этом напряжения или же нет.