Дополнения

 

Из речи О. Бисмарка в рейхстаге

 

"Миноносцы, представляя весьма малую цель, в которую трудно попасть вследствие большой быстро­ты их хода, имеют то преимущество перед минами, выпускаемыми с больших судов, что самой миноноске легко дать то направление, которое должна иметь мина, чтобы попасть в цель.

Различие между миной и артиллерийским сна­рядом заключается в том, что первая не имеет стан­ка, который можно наводить, лежит в миноноске не­подвижно и может попасть в цель только тогда, ког­да самой миноноске будет придано надлежащее на­правление с помощью руля. На больших судах это требует много времени, а иногда это совершенно не­возможно, вследствие одновременного с миной упот­ребления артиллерии и тарана. Миноноска же напро­тив имеет определенный характер "плавающего мин­ного лафета". Одно из условий действия миноносок состоит в атаке неприятеля, неожиданно подкравшись к нему под покровом ночной темноты или тумана, или под прикрытием порохового дыма боевых судов, или, наконец, из прибрежной засады, в которой они могут скрываться.

Неблагоразумно было бы рассчитывать на дей­ствие одной только миноноски для того, чтобы от­влечь внимание неприятеля и не иметь, вследствие одного неудачного выстрела, всех выгод от неожи­данности нападения. Следует всегда, употреблять од­новременно от 2 до 6 миноносок, направляемых про­тив одной цели.

Ничто не грозит большей опасностью судам и не имеет сильнейшего нравственного влияния на коман­ды, как подводные средства нападения. Рискуя только небольшим числом людей и довольно дешевой не­большой лодкой, которую в короткий срок можно за­менить новой, представляется возможность топить громадные суда выстрелом одной только мины. Даже в лунные ночи и при особенно напряженном внимании ни одно судно, находящееся вблизи берегов, оборо­няемых большим числом миноносок, не может быть уверено в собственной безопасности и менее всего может решиться при подобных обстоятельствах стать на якорь". В продолжении своей речи Отто Бисмарк привел еще ряд доводов в пользу миноносок.

Против торпед нет защиты. Попадание торпеды приводит или к гибели корабля или к его тяжелым по­вреждениям. Миноноски могут серьезно затруднить блокаду побережья. Каждую ночь блокирующие суда будут принуждены уходить в открытое море; трата угля значительно увеличится, как и усталость экипажа, вследствие необходимости быть постоянно насторо­же". Миноносок должно быть много, так как велика ве­роятность гибели одной или нескольких из них. Мино­носка представляет боевое оружие, пригодное в осо­бенности для того из противников, который слабее на море. Даже в том счастливом случае, если бы мы имели шанс в течение войны сохранить господство хоть на одном из наших морей, мы точно также не могли бы обойтись на нем без миноносок, как не мо­жем отказаться от береговых укреплений.

Некоторые и именно важнейшие части наших берегов весьма благоприятны для действия миноносок вследствие мелководности фарватеров, на которых их не могут преследовать суда больших размеров, а так­же вследствие большого числа выходов, которые, спо­собствуют неожиданным вылазкам и представляют многочисленные линии для отступления. Таковы, на­пример, берега между Мемелем и Данцигом, устье Одера, воды, окружающие Рюген, восточные берега Гольштейна и Шлезвига и, главным образом, отмели, острова и устья рек в Немецком море".

 

Из книги А. Тирпица "Воспоминания"

 

... Я получил задание разработать тактику для нового типа кораблей-миноносцев. Реальная опас­ность столкновения внушала и другим флотам страх перед проведением учений миноносцев в условиях, приближающихся к боевым. Из опыта известно, что в странах с парламентскими режимами проведение ма­невров в этих условиях является тяжелым делом. Од­нако нам удалось преодолеть страх перед обществен­ным мнением наиболее решительным образом, а это дало преимущество и в боевой подготовке. При всех несчастных случаях с нашими кораблями, происходив­шими во время маневров указанного типа, я принци­пиально выступал в защиту офицеров, хотя в обычных плаваниях требовал величайшей осторожности.

В работе над развитием тактики боя я старал­ся внушить офицерам, что маневры дают нам воз­можность установить, что именно является непра­вильным, но они отнюдь не обеспечивают выработки идеально правильной практики, которой можно было придерживаться как догмата в случае войны. Учиты­вая наличие множества не поддающихся учету факто­ров, высшим тактическим принципом для миноносцев во время войны является правило "идти на сближе­ние и стрелять в середину". Другими словами, во время атаки нужно идти на любой риск, чтобы обес­печить меткость. Торпеда, попадающая во врага, — лучшая защита от его артиллерии.

Второй, более общий принцип стратегического характера, который я сформулировал, гласил: дей­ствовать сообразно обстоятельствам. Это кажется простым и само собой разумеющимся, однако в по­добном положении большинство людей стремится вы­полнить не собственное ответственное решение, а приказ.

Чтобы такой специальный вид оружия, как мино­носец, принес наибольшую пользу, он должен чувство­вать себя особенной и, до некоторой степени, само­стоятельной частью вооруженных сил. Впоследствии была введена чересчур иерархичная система управле­ния миноносцами, над которыми были поставлены крейсера, что принесло больше вреда, чем пользы, по крайней мере в области ночных операций.

Одиннадцать лучших лет моей жизни были про­ведены на миноносцах — тех "черных товарищах на­ших, что смело моря бороздят" (Миноносцы немецкого флота в конце XIX века красились в черный цвет. Прим, автора.). С нашими несрав­ненными командами нас связывал новаторский дух и товарищеские отношения в минуты опасности. Мы, офицеры минной службы, явились корпорацией в кор­порации, сплоченность которой признавалась другой стороной, но служила также предметом зависти и на­падок". (А. Тирпиц. Воспоминания с. 91-96).

 

Авизо (Минные крейсера) "Zieten" и "Ulan"

(При постройке назывались миноносцами (torpedoboot), но в настоящее время переименованы в авизо)

(Из книги капитана 2 ранга П.Моласа "Германский флот". С.Пб. 1887)

 

Морской министр при требовании кредита на пост­ройку авизо заявил в рейхстаге, что такие суда являются крайней необходимостью ввиду того, что в Германском флоте нет судов специального типа минных крейсеров как в иностранных флотах, а назначение их исполняют те же авизо. Класс этих судов по своему назначению и постройке ближе всего подходит к нашим минным крейсерам.

Первый пример постройки минных крейсеров был подан Германией заказом в 1876 г. на верфи Thames Iron Work в Англии крейсера "Zieten". Чертежи этого судна были выработаны в Адмиралтействе, причем главное внимание было обращено на то, чтобы дать этому судну ход не менее 15-16 узлов.

Весь корпус железный и отличался легкостью пост­ройки. Машина была построена на заводе Репп, двухвинто­вая и развила 2350 инд. сил и скорость 16,3 узла.

Минное вооружение состоит из двух подводных ап­паратов, по одному в носу и корме, помещающихся на 6 ф. 7 д. ниже ватерлинии.

Второй авизо "Ulan" строился в Штеттине и спущен в апреле 1876 года.

"Ulan", построенный из железа, предназначался атаковывать неприятеля при помощи мины, прикрепленной к особому стальному шесту длиной в 10 фут, соединенному со штевнем судна, а чтобы сохранять судно при взрыве мины, носовая его часть составлена из двух частей, вдви­нутых одна в другую, пространство между этими частями заполнялось особой эластичной массой из смеси пробки и морского клея, так что если передняя часть и повредилась бы или даже совсем была оторвана, то судно все-таки не потеряло способность плавать. Чтобы достигнуть наилуч­шей поворотливости, этому судну дана большая ширина от­носительно его длины, а для уменьшения цели оно значи­тельно углублено.

Старались по возможности дать большую скорость, поэтому поставили сильную машину в 1000 инд. сил; котел системы Бельвиля, винт сравнительно с судном очень боль­ших размеров, диаметр его 9 ф. 10 д. При испытаниях одна­ко авизо этот не достиг желаемой скорости, что приписали не достаточной паропроизводительности котла.

В 1881 году "Ulan" переделали, и на него поставили носовой подводный аппарат на 3 ф. 93 д. ниже ватерлинии, для мин Уайтхеда.

В настоящее время это судно служит для учебной цели и плавает в составе судов минной школы. С перечис­лением его в учебный отряд на него поставили кормовой подводный минный аппарат.

 

Новые миноносцы германского флота

(Из журнала "Морской сборник" № 2 за 1893 г.)

 

"Army and Navy Gazette" сообщает, что в Эльбинге, на заводе Шихау строится для германского флота восемь ми­ноносцев, которые должны заменить исключенные из спис­ков шесть миноносок типа "Schutze". Новые миноносцы бу­дут длиной 144 фута и 4 дюйма, шириной 18 футов и водо­измещением в 140 тонн. Машины будут по 1500 и.с. и ско­рость ожидается в 22 узла. На каждом миноносце должно помещаться 32 тонны угля, который будет находиться в угольных ямах, устроенных по сторонам машины и котлов для их защиты. Корпуса миноносцев разделены стальными переборками на десять водонепроницаемых отделений. Во­оружение каждого миноносца будет состоять из одного над­водного минного аппарата в форштевне, двух скорострель­ных пушек ружейного калибра. Стоимость каждого мино­носца с вооружением определена в 410000 марок.

 

Опыты нефтяного отопления на германских судах

(Из журнала "Морской сборник" № 8 за 1894 г.)

 

Австрийский журнал "Millheilungen aus dem Gebiete des Secwesens" передает со слов газеты "Hansa", что 1 февраля (н. ст.) германскому им­ператору был представлен в Вильгельмсхафене миноносец S-22, на ко­тором применено для паровых котлов жидкое топливо, а именно так на­зываемый мазут (нефтяные остатки).

Нефтяное отопление устроено на этом миноносце по способу инже­нер-механика итальянского флота Куниберти, который сам в прошлом году, по вызову германского морского министерства, долгое время ра­ботал в Киле. Результаты, полученные при испытаниях этого способа, были благоприятного свойства и повели уже к тому, что на нефтяное ото­пление было обращено большее внимание. В настоящее время в герман­ском флоте нефтяное отопление устраивается еще и на другом минонос­це и кроме того морское министерство имеет в виду командировать в Италию одного из высших морских техников для изучения этого вопроса о жидком топливе, особенно в его применении на больших судах.

Журнал замечает, что в Италии были произведены с жидким топли­вом обширные опыты, поведшие к применению его в качестве единствен­ного топлива на многих миноносках и старом броненосце "Affondatore". Во Франции также не теряли времени и уже применили нефтяное ото­пление на одном крейсере и, кроме того, произвели опыты над взрывча­тостью этого топлива, стрельбой по наполненным им цистернам.

Вообще применение жидкого топлива на военных судах находится в настоящее время в таком положении, что, невзирая на различные возни­кающие в этом отношении сомнения, стараются об усовершенствовании существующих его систем. Насколько широко будет это применение на военных судах в настоящее время, по словам журнала, определить еще нельзя. Можно, однако, полагать, что нефтяное отопление получит важ­ное значение в качестве вспомогательного при обыкновенном отоплении углем, применяясь в тех случаях, когда потребуется быстрое и большое увеличение работы машины, поводы к чему чаще встретятся на минных, нежели на других судах.

 

Гибель германского миноносца S-26

(Из журнала "Морской сборник" № 10 за 1897 г.)

 

В газете "Times" приведены следующие подробности этого несчастного случая. Миноносец S-26, находившийся под командой герцога Фридриха Вильгельма Мекленбургского, следуя через Северо-Германский канал из Вильгельмсхафена в Киль, должен был пройти узким проливом, рас­положенном у устья Эльбы. В то время дул крепкий морс­кой бриз, разведший на баре гораздо более сильное вол­нение, чем какое было в море, причем грунтовая волна, следовавшая за входящими в реку судами, представляла особую опасность для небольших судов.

Как можно думать, сильная волна ударила миноносец и снесла герцога в межпалубное пространство. В то же время судно опрокинулось и герцог, не имея уже сам воз­можности выбраться наверх, отдал еще приказание спа­саться находившемуся около него кочегару. По словам газеты герцог был стеснен в движениях своей тяжелой мор­ской обувью, которая, несмотря на его искусство в плава­нии, не позволила бы ему в такое волнение добраться до ближайшего миноносца. Место, где затонул (22 сентября, н. ст.) миноносец S-26, отмечено буйком, и при первой же возможности планируют поднять судно с находящимися в нем телами. Так как глубина воды равняется там прибли­зительно лишь одиннадцати саженям, то можно думать, что к поднятию миноносца не встретится особенных зат­руднений.

Согласно последним известиям тела герцога Мекленбургского и других погибших на S-26 уже подняты водола­зами. Судя по тому, что на теле герцога не оказалось сапог и дождевик был наполовину снят, можно думать, что герцог имел еще время сделать попытку спасения.

 

Миноноски для колоний и защиты гаваней

(Из книги капитана 2 ранга П.Моласа "Германский флот". СПб., 1887)

 

Миноноски для колоний

 

Для защиты германских колоний, в мае 1886 года, в Дан­циге, на казенной верфи, спущена одна из 11 миноносок 2-го класса, построенная из дерева.

Размерения ее следующие:

Длина между перпендикулярами 56,94 ф.

Ширина наибольшая 6,91 ф.

Углубление носом 1,73 ф.

Углубление кормой 5,01 ф.

Водоизмещение 12,95 т

Миноноска эта имеет два балансирных руля и два штур­вала, кормовой незащищенный, а носовой закрыт стальны­ми листами в 0,245 д. толщины.

Машина compound, двух цилиндровая, с поверхностным охлаждением, кочегарка закрыта. Котел стальной локомо­тивный" давление пара 10 атмосфер. Винт четырех лопаст­ной, диаметром 3,47 ф., шаг винта 4,39 ф. Запас угля 3,5 тонны.

На испытаниях, машина миноноски развила 250 инд. сил, причем достигнутая скорость было 16,75 узла.

Вооружение миноноски состоит из двух одноствольных скорострельных пушек, одна в 52 мм на носу в 37 мм на корме и двух надводных носовых аппаратов (по две мины на аппарат).

 

Минные катера

 

Для защиты гаваней Киля, Вильгельмсхафена и Дан­цига адмиралтейство к имеемым уже, построило на верфях в Данциге в 1886 году еще 29 деревянных минных паровых катеров 1-го и 2-го классов.

Размерения первых следующие:

Длина 62,38 ф.

Ширина 8,65 ф.

Углубление носом 1,75 ф.

Углубление кормой 5,00 ф.

Шпангоуты выгнуты из вяза толщиной, расстояние меж­ду ними 10 д. Внутренняя диагональная обшивка двойная, с прокладкой из парусины, пропитанной морским клеем, толщина ее в 0,35 д., наружная — ординарная толщиной в 0,43 д. С носу и кормы сделаны медные воздушные ящики, с двойной деревянной обшивкой; палуба тоже двойная. Угольные ямы вмещают всего 1 тонну угля, но в мешках может поместиться в кочегарном и машинном отделениях около 1,5 т.

Машина compound в 240 инд. сил. Котел локомотивный должен работать при давлении в 10 атмосфер, скорость хода 18 узлов. Диаметр двух лопастного винта 3,5 ф.; шаг 1,24 д. Прежде построенные катера 1-го класса имеют скорость в 14 узлов. Вооружение катеров 1-го класса состоит из одно­ствольных скорострельных пушек в 52 мм, поставленных на носу и в 37 мм на корме; патронов по 5 ящиков (по 50 штук в каждом), и двух мин, действующих из решеток.

Катера 2-го класса, меньших размеров, имеют машин в 75 и. сил, которая дает катеру 11-узловую скорость.

Всех катеров, в конце 1886 года, было 1-го класса 20 и 2-го класса 25, из них: 1-го класса 12 в Данциге, 3 в Киле и 5 в Вильгельмсхафене; 2-го класса в том же порядке пор­тов 17, 4 и 4.

Для успешного устройства минных заграждений герман­ское адмиралтейство имеет в портах готовые железные бар­жи, минные паромы и минные ялы.

 

Столкновение германских миноносцев S-46 и S-48

(Из журнала "Морской сборник" № 6 за 1896 г.)

 

По сообщению журнала "Rivista Marittima" 11 ап­реля (н. ст.), во время практических упражнений, выпол­нявшихся в устье реки Яде, произошло столкновение гер­манских миноносцев S-46 и S-48, в результате чего пос­ледний с пятью членами своего экипажа (в том числе один механик) пошел ко дну, а первый получил серьез­ные повреждения. К подъему затонувшего судна приня­ты уже, как кажется, соответствующие меры.

 

Гибель германского миноносца S-42

(Из журнала "Морской сборник" № 8 за 1902 г.)

 

Миноносец этот (в 44 м длиной, в 145 т водоизмещени­ем, с машиной в 1350 инд. сил и 21-уз ходом), построен­ный заводом Шихау, затонул 24 июня (н. ст.) в устье Эльбы после столкновения с английским пароходом "Firsby".

Четырнадцать человек из состава команды минонос­ца были спасены пароходом, а девять человек пассажи­ров, бывших на миноносце по случаю морской гонки между Дувром и Гельголандом, и между ними г. Буслей и четверо англичан, были вытащены из воды спасатель­ной лодкой.

Как замечают газеты, миноносцы этого класса теперь уже вытеснены другими, с большим размерениями, были весьма несчастливы, так как из них уже раньше погибло два: S-41 в августе 1895 г. и S-48 в апреле 1896 г.

 

Дивизионные миноносцы германского флота

(Из журнала "Морской сборник" № 3 за 1892 г.)

 

По сведениям "Armee und Marine Zeitung", дивизион­ный миноносец D-7, выстроенный недавно на заводе Ши­хау, является первым судном со скоростью 26 узлов, кото­рую он развил на последних маневрах германского флота в сентябре 1891 года.

По словам названной газеты, этот миноносец проек­тирован именно для такой большой скорости хода и с этой целью при водоизмещении только в 350 тонн, он снабжен машиною в 4000 индикаторных сил. Совершенно такой же миноносец D-8 еще не готов, а два также строящихся ми­ноносца этой категории D-9 и D-10 будут иметь водоизме­щение по 380 тонн и машины, вероятно, еще большего чис­ла сил. Сравнительное этим, два миноносца D-5 и D-6, окон­ченные в 1889 году, при водоизмещении в 320 тонн, имели машины в 3600 и.с. а миноносцы D-1—D-4, поступившие на службу в 1888 и 1889 годах, имеют водоизмещение по 300 тонн и машины по 250 и.с.

Длина дивизионных миноносцев по 60 метров (200 фут) и глубина трюма 3 м (9,9 фута). Мореходные качества их были испытаны во время свежих погод и оказались очень хорошими. Команды на каждом миноносце по 70 человек. Первые из дивизионных миноносцев вооружены только че­тырьмя минами, а на миноносцах, начиная с D-7, ставят три легких орудия и по несколько скорострельных пушек ново­го образца калибром 88-мм.

Плавания миноносцев привели к убеждению иметь при отрядах, состоящих из 5-6 миноносцев, один миноно­сец больших размеров, который, названный в германском флоте дивизионным, должен служить для него маткой. На нем устроены небольшие мастерские для исправления мин, помещаются запасные вещи для миноносцев, лазарет и с этого же миноносца заменяют убыль команды на отряде.

Корпуса этих судов, построены из немецкой стали и разделяется 10 непроницаемыми переборками, доходящи­ми до верхней палубы, на 11 отделений. Фор и ахтерштевни стальные, откованные из одного куска, первый идет от верхней палубы до 104-го, а второй — до 16-го шпангоу­тов. Наружная обшивка вся стальная. Толщина ее посреди­не судна в верхнем поясе 0,31 д., к носу и корме уменьшается до 0,16 д. Палубная обшивка стальная.

Рулей два, у ахтер- и форштевней, оба балансирные откованы из одного куска стали. Передний руль помещен в водонепроницаемом колодце и при помощи особого при­способления очень удобно может быть с палубы опускаем и поднимаем. Штуртросы проволочные, действуют рули или помощью парового привода, поставленного в передней баш­не, или ручным штурвалом в задней башне; оба руля могут действовать одновременно или порознь.

На верхней палубе поставлены две элептические башни. В передней башне сделаны две водонепроницае­мые двери, устроенные таким образом, что через них мож­но вводить мины в назначенное для них помещение. Обе башни служат входными рубками, носовая — в жилое по­мещение команды, а кормовая — в офицерское и местом для рулевых, для чего в стенках башни прорезано соответ­ствующее число иллюминаторов. Крышки башен легко под­нимаются и опускаются при помощи особых винтов.

Водоотливные средства миноносца состоят из эжек­торов, поставленных по одному: в носовом отделении ко­манды, в офицерском помещении и провизионном погребе. Каждый из них способен выкачивать 430 фут воды. Находя­щаяся паровая и центробежная помпа в машинном отделе­нии, приспособлены также выкачивать воду из трюма. В не­проницаемых переборках носовой, кормовой и между ма­шинным отделениям и каютами имеются большие клинкеты, действующие с верхней палубы. Кроме паровых средств, имеются еще на каждом миноносце два брандспойта.

Их минное вооружение состоит из одного постоян­ного носового аппарата и двух минных пушек, поставлен­ных на палубе, снабжены эти миноносцы одним воздухонагнетательным насосом большого размера, системы Козеловского.

Артиллерия состоит из 6 скорострельных пушек, из них две поставлены на башнях, а 4 на верхней палубе. Для патронов этих пушек устроены особые цинкованные ящики под командным помещением.

Машинное и кочегарное отделения отделены друг от друга непроницаемой переборкой, в которой для сообщения сделана водонепроницаемая дверь. Главная машина 3-х цилиндровая вертикальная, тройного расширения сис­темы Шихау, работает при давлении пара в 12 атмосфер (170 фун.). Котел локомотивный, построен из лучшей ста­ли, заклепки, связи, распорные болты и дымогарные труб­ки также стальные. Продольные швы части котла тройные, прочие двойные. Склепка сделана по возможности гидрав­лической машиной. Котел по изготовлении испытывался гидравлическим давлением в 241 фунт.

Вал трехколенчатый, упорный подшипник цельный из бронзы, дейдвудная труба литая также из бронзы, вал в под­шипнике облицован бронзой, конец вала, на который наса­жан трехлопастный винт, отлит из бронзы. Паровые цилин­дры и золотники отлиты из чугуна. Золотники передвига­ются с помощью эксцентриков тяг и кулис. Цилиндры высо­кого давления снабжены особым отсечным золотником, с помощью которого легко может быть изменяема степень наполнения цилиндра, когда машина и в ходу. Поршень у цилиндра высокого давления кованый железный, а у осталь­ных двух стальные.

Холодильники с поверхностным охлаждением, короб­ка его состоит из медных листов, трубки медные луженые внутри. Холодильник снабжен краном и трубкой для инжекции, чтобы в случае надобности работать непосредствен­ным охлаждением. Между холодильником и цилиндром низ­кого давления установлен подогреватель для питьевой воды; коробка его медная с медными же лужеными снаружи и внутри трубками, трубчатые стенки и крыша бронзовые. До поступления в подогреватель питательная вода проходит через прибор системы Шихау, с помощью которого вода очищается от масла.

Миноносцы эти снабжены двумя четверками и вель­ботом, все шлюпки спасательные. Рангоут состоит из трех легких мачт, которые с гафельным вооружением с случае нужды легко убираются. Миноносцы имеют паруса.

На испытаниях миноносцы были в полном вооруже­нии и с полным запасом угля, при этом достигнутая ско­рость была 21 узел. Затем по контракту требовалось про­извести испытание при свежей погоде. В продолжение 8-часовой пробы, идя полным ходом, при большом волне­нии, которое обдавало миноносец с носа на корму, сред­няя скорость получалась 18 узлов.

Германское адмиралтейство, удовлетворившись по­лученными результатами дивизионных миноносцев, зака­зало фирме Шихау два подобных и один из них уже спущен летом нынешнего года.

 

Отмена употребления револьверных пушек Готчкисса на германских миноносцах

(Из журнала "Морской сборник" № 6 за 1895 г.)

 

По словам журнала "Rivista Marittima", в герман­ском флоте решено ныне заменить на всех миноносцах револьверные пушки Готчкисса скорострельными пуш­ками 47-мм калибра. Мотивом к принятию этого реше­ния послужили следующие соображения. Меткая стрельба из револьверных пушек является отнюдь не легким делом, так как движение, которое при производстве выстре­лов приходится сообщать рукоятке, значительно разнится от обычного способа стрельбы при посредстве спуска или шнура и всегда нарушает правильность наводки и нужен большой опыт и ловкость, чтобы при стрельбе из револьверной пушки не сходить с цели или же про­изводить выстрелы тогда, когда пушка правильно наве­дена. Это оказывается довольно трудным уже в случае стрельбы по быстро движущейся цели, и еще труднее при стрельбе с миноносца.

Вообще вероятность попадания из орудий, установ­ленных на миноносцах, весьма невелика, но меткий выст­рел с таких судов из револьверной пушки является почти невозможным и должен быть объяснен чистой случайнос­тью. Кроме того, револьверным пушкам присущи многие недостатки вроде частых заклиниваний и повреждений.

 

Спуск германского миноносца S-100

(Из журнала "Морской сборник" № 6 за 1900 г.)

 

Согласно сообщению журнала "Internationale Revue uber die Gesammten Armeen und Flotten", 23 апреля (н. ст.) на верфи Шихау в Эльбинге, состоялся спуск 100-го минонос­ца, построенного этой фирмой для германского флота, и вместе с тем 265-го минного судна, построенного вообще для разных флотов.

Миноносец S-100 принадлежит к новой серии судов этого рода (S-90 — S-101), первое их которых уже закончило свои испытания, причем оказалось обладающим вполне удовлетворенными мореходными качествами. Главные эле­менты этих миноносцев: длина 61 м, ширина 7 м, углубле­ние 2,6 м, водоизмещение 350 т, скорость хода 26 уз, мощ­ность машины 6000 инд. сил.

 

Испытания германского миноносца S-107

(Из журнала "Морской сборник" № 4 за 1902 г.)

 

На испытаниях, произведенных недавно этому ново­му миноносцу (спущен на воду 21 октября н. ст. 1901 г., на верфи Шихау в Эльбинге) была получена скорость хода в 28,4 уз, т. е. на 1,4 уз больше против назначенной условия­ми контракта. Напомним, что это уже четвертый миноносец из построенной этой фирмой группы S-102—S-107, блис­тательно превзошедший на испытаниях назначенную ско­рость хода. В самом деле, миноносец S-108 развил 27,5 уз, S-104 28,95 уз. и S-106 28 уз.

Суда эти, значащиеся в списках миноносцами, по своему водоизмещению и боевому вооружению ближе подходят к истребителям. Действительно, их главные размерения: водоизмещение 350 т, полная длина 63 м, длина между перпендикулярами 61 м, ширина 7,15 м, углубле­ние 2,65 м,

Судовые механизмы состоят из двух машин, разви­вающих в совокупности до 5400 инд. сил.

Боевое вооружение состоит из трех 50-мм пушек и трех минных аппаратов на верхней палубе.

При назначении скорости хода для этих судов оста­новились на норме, принятой в Германии для миноносцев — 26 уз, не увлекаясь "ходовой горячкой", свирепствую­щей на некоторых других флотах и заставляющей подни­мать ход истребителей до 32 уз, не обращая внимание на то, в состоянии ли они будут выдерживать развивающиеся при этом напряжения или же нет.