Приложения
Приложение № 1. Развитие германских эскадренных миноносцев
(Из книг генерал-лейтенанта М. Schwarte "Kriegstechnik der Gegenwart" и P. Koppen "Die Uberwasserstreitkrafte und Ihre Technik")
В Германском флоте постройка многочисленных мощных миноносцев предусматривалась основными законами о флоте 1900 и 1908 гг. Подготовка их командиров и экипажей проводилась особенно тщательно. Стремление нанести противнику еще до столкновения линейных флотов наибольший ущерб посредством ночных атак миноносцев и, тем самым, возможно в большей степени уменьшить его превосходства в линейных силах, была для них основной целью.
Характерными особенностями германских миноносцев, построенных под влиянием этих воззрений, являлись: сильное торпедное вооружение, большая скорость хода, мореходность, достаточная дальность плавания. Вместе с тем все эти тактико-технические качества совмещались с корпусом сравнительно малых размеров, но обладающим хорошими маневренными качествами, особенно нужными в сосредоточенных массовых атаках.
До войны германские миноносцы строились, исходя из использования их вблизи своих баз, так как немцы рассчитывали на ближайшую блокаду своего побережья со стороны англичан, и потому район их действия был значительно меньше, чем однотипных им английских кораблей. К началу войны 1914—1918 гг. германские флотилии состояли из 1 40 миноносцев водоизмещением от 400 до 800 т, имевших по 3-6 поворотных торпедных аппарата калибром в 450 или 500 мм. Полуфлотилия состояла из 5 миноносцев, две полуфлотилии сводились во флотилии, к которым придавался еще один миноносец того же типа в качестве флагманского корабля.
Английские истребители миноносцев (эсминцы) превосходили современные им германские миноносцы по размерам, скорости хода и артиллерийскому вооружению, в то время как торпедное вооружение их было одинаково. Четыре английских лидера, строившиеся первоначально для чилийского правительства и захваченные Англией с началом войны, в тот период являлись наиболее сильными миноносцами из когда-либо построенных. По водоизмещению (1900 т) они превосходили самые новейшие германские миноносцы более чем в 2 раза, а по силе артиллерийского вооружения, состоявшего из 6 орудии 102-мм калибра, установленных в диаметральной плоскости, они приближались к германским легким крейсерам. Дальнейшее развитие эсминцев в процессе войны перегнало даже и эти мощные корабли.
Предполагаемые до войны условия использования германских миноносцев, ожидавшееся проникновение линейных эскадр противника в Германскую бухту и тесная блокада германского побережья не оправдались, и у миноносцев были отняты с самого начала предпосылки для крупного и решающего успеха. Англичане сознательно оберегали свои наиболее ценные корабли от торпедной и минной угрозы вблизи германского побережья. Они держали свой линейный флот в базах северной Англии, а по временам даже уводили его в Ирландское море, где он был полностью недоступен для атак германских миноносцев (Уход Гранд-Флита в Ирландское море был вызван не столько угрозой нападения не него миноносцев, сколько опасностью торпедных атак подводных лодок, появившихся с начала войны вблизи английских северных баз).
Освобождение противником Северного моря, а затем начавшееся с объявлением подводной войны широкое применение англичанами минных заграждений отразились на использовании боевой деятельности миноносцев, а вместе с тем заметным образом и на характере их конструкции. Кроме конвоирования Флота Открытого моря во время его выходов и набегов на английское побережье и изнурительной сторожевой и дозорной службы у границ Германской бухты, миноносцы назначались конвоирами для своих выходящих и возвращающихся подводных лодок, для проводки их через неприятельские минные поля и для отражения неприятельских подводных лодок. Они применялись также для зашиты тральщиков, работавших вдали от своего побережья, и сами привлекались к тралению.
Возникшие во время войны новые боевые задачи миноносцев предъявили к их тактико-техническим элементам такие требования, которым не соответствовали миноносцы довоенной постройки. Для дальнейших операций дальность плавания их оказалась слишком малой, ввиду чего пришлось увеличить запас топлива. Артиллерийское вооружение оказалось слабым и потребовало установки орудий более крупного калибра (применяемых для воздушной обороны) и обеспечения новейшими дальномерами и приборами управления огнем.
Возросшее количество команды потребовало увеличения жилых помещений. Все эти необходимые улучшения вынудили увеличить размеры миноносцев. Этому непрерывному росту требований к их боевой мощи и желанию придать им равную с противником скорость хода не удовлетворяли первые миноносцы, вступавшие в строй уже во время войны. Требовалось создание совершенно новых проектов.
Первым шагом в этом направлении была постройка флотилии из 12 мощных и мореходных эсминцев водоизмещением 1700 т, вооруженных каждый шестью торпедными аппаратами и четырьмя 105-мм орудиями. При этом были использованы чертежи и машинные установки эсминцев, заказанных иностранными государствами на германских верфях еще в мирное время.
Дальнейший необыкновенно крупный рост боевой мощи эсминцев был достигнут постройкой серии типа 1916 г. и типа 1918 г. Двенадцать эсминцев по 2400 т первого из этих типов имели на вооружении четыре! 50-мм орудия, превосходя по мощи все типы неприятельских миноносцев и представляя собой даже для легких крейсеров таких противников, которыми нельзя было пренебрегать. Ввиду заключения мира эти новые миноносцы не получили боевого использования.
Задачи, которые стояли перед миноносцами Фландрской флотилии, были сходны с задачами их на Северном море. Но ввиду близости неприятельского побережья, стесненных фарватеров, ограничивающих свободу маневрирования, и незначительных глубин, многие из них можно было бы решить при помощи миноносцев малого размера. Исходя из этих особых условий в течение войны, наряду с ростом больших мореходных эсминцев, появились специальные малые миноносцы, постепенное развитие которых соответствовало трем типам A-I, A-II и A-III. Миноносцы типа A-III имели водоизмещение в 350 т и вооружение из одного 450-мм торпедного аппарата и двух 88-мм орудий. Имея нефтяное отопление, они давали скорость хода в 25 узлов.
Торпедное вооружение, находившееся в начале войны 1914 г. на германских эсминцах, было на уровне тактических требований того времени и современной им техники. Тактико-технические данные торпед образца G-7, принятых на миноносцах (диаметр 500 мм, длина 7 м), нельзя было повысить. Ввиду все более возраставших дистанций морского боя потребовалось увеличение дальности хода торпеды. Конструирование торпеды 600-мм калибра, предназначавшегося на вооружение эсминцев последней серии, было закончено уже во время войны. Вооружить новые миноносцы мобилизационного и улучшенного мобилизационного типа этой более мошной торпедой было невозможно: большой вес 600-мм торпеды не позволял производить ручное заряжание торпедных аппаратов, которые в свою очередь требовали механизации горизонтальной наводки.
Однако на эсминцах, находившихся в строю и законченных постройкой в начале войны, для установки таких механизмов не было ни необходимого места, ни запасов веса. Лишь в 1916 г., когда на основании накопленного боевого опыта была заложена серии эсминцев в 2400 т, появилась возможность установить механизмы для заряжания торпед и наведения аппаратов. Эти большие миноносцы серии 1916 г. первыми получили на вооружение 600-мм торпеды. В остальном улучшение торпедного оружия в течение войны касалось главным образом торпедных аппаратов и прицелов.
Все вступившие в строй во время войны германские эсминцы вместо однотрубных торпедных аппаратов получили двухтрубные. Оси двух скрепленных между собой торпедных труб имели угол растворения 15°. Преимущество такой установки состояло в том, что обе торпеды направлялись к цели, не мешая одна другой, и наводчик имел в своем распоряжении достаточно времени произвести оба выстрела один за другим, выполнив для каждого из них тщательную наводку.
В США еще задолго до войны уже располагали двухтрубными торпедными аппаратами. Во время войны на эсминцах противников появились уже трехтрубные торпедные аппараты, а американские гладкопалубные эсминцы имели по 4 трехтрубных аппарата с параллельными осями (трубы в одной плоскости), а английские лидеры типа "Shakespeare" — по 2 трехтрубных аппарата (На русских эсминцах типа "Новик" многотрубные торпедные аппараты с оптическими прицелами и электрической наводкой были приняты еще до начала войны. (Прим. ред.)).
Все эсминцы иностранных государств, построенные после войны, имеют торпедное вооружение исключительно в виде трехтрубных торпедных аппаратов. Значительному росту дальности хода торпед в течение последних предвоенных лет не соответствовали находившиеся на вооружении торпедные прицелы. На больших дистанциях стрельбы (более 1 2000 м) простые визиры с прорезью и нитью не обеспечивали точности наводки. На всех эсминцах, имевших торпеды дальнего действия, уже в течение первого года войны были установлены оптические прицелы с различными переменными увеличениями, с помощью которых стала возможной точная наводка на самых дальних дистанциях стрельбы.
Однако коренное улучшение средств наводки получили лишь эсминцы серии 1916 г. Электрическая горизонтальная наводка обоих двухтрубных аппаратов была связана синхронно с приборами центральной наводки. Благодаря этому стало возможно постоянно держать торпедные аппараты наведенными на противника и производить наводку непосредственно из поста центральной наводки на командном мостике.
Наконец, нужно еще отметить переход от стрельбы торпедами с помощью порохового заряда к использованию для этой цели сжатого воздуха. Отрицательное свойство применения порохового заряда заключается в возникновении яркого пламени, которое выдает момент торпедного залпа с миноносца, чего при стрельбе сжатым воздухом удалось избежать.
Главная задача миноносцев — торпедные атаки по крупным кораблям противника. Поэтому на германских миноносцах артиллерия имела характер вспомогательного оружия. Использование миноносцев было рассчитано таким образом, что в дневное время их действия обеспечивались артиллерией специально выделенных для этой цели крейсеров. Аля боя же в ночное время даже с более сильными эсминцами противника считалось вполне достаточным наличие двух 88-мм орудий, имеющихся на каждом германском миноносце.
Но уже первые боевые столкновения с неприятельскими миноносцами при отсутствии поддержки со стороны крейсеров ясно показали слабость их артиллерийского вооружения как по количеству, так и по дальнобойности.
Вооружение английских эсминцев, как правило, состояло из трех 102-мм орудий, с начальной скоростью снаряда около 370 м/сек и дальностью стрельбы более 10000 м (около 55 каб.). Германское же 88-мм орудие, длиной в 30 калибров, имело начальную скорость снаряда 175 м/сек, а дальность стрельбы едва достигла 7400 м (40 каб.). В течение войны эту слабость в артиллерийском отношении удалось не только ликвидировать, но и достичь превосходства (Наиболее показательным в этом отношении явился Гельголандский бой, когда германские крейсера запоздали с поддержкой своих дозорных миноносцев. (Прим. ред.)).
Первым шагом стало вооружение первых 26 вступивших в строй во время войны миноносцев более мощными 88-мм орудиями длиной в 45 калибров, с полуавтоматическим клиновым затвором, к созданию которого приступили еще в предвоенный период. Число орудий на каждом миноносце увеличили с 2 до 3 и установили их в диаметральной плоскости.
Чем чаше в течение войны германские миноносцы использовались в самостоятельных операциях, тем настойчивее становились требования установки на них не только одинакового с противником, но даже более мощного артиллерийского вооружения. 88-мм пушка была доведена до предела своего развития и только переход у более крупному калибру сулил возможность появления более мощного снаряда. Установка одного 105-мм орудия на миноносцах последних типов дала требуемые результаты. Это орудие стреляло снарядом весом 17,4 кг, в то время как английский 102-мм снаряд весил только 11,4 кг.
Хотя надежды, возлагавшиеся на 105-мм орудие, и были полностью оправданы, однако рост калибра на этом не остановился. Установкой на своих миноносцах 120-мм орудий англичане надеялись добиться превосходства над германскими миноносцами. Тогда германский флот перешел к еще более крупному калибру, и эсминцы большого типа серии 1916 г. получили вооружение уже из четырех 150-мм орудий.
Одновременно с улучшением артиллерийского вооружения миноносцев, в течение войны были усовершенствованы также и приборы для управления артиллерийским огнем. Все новые эсминцы получили самые современные дальномеры. Оптические приборы управления артиллерийским огнем в посту артиллерийского офицера были дополнены электрическими передатчиками приказаний, а также ревунами для производства залпа и телефонами. Начиная с 1 91 6 г., новые миноносцы, кроме того, снабжались приборами центральной наводки, с помощью которой артиллерийский офицер с центрального поста управления огнем мог вести сосредоточенный огонь из всех орудий.
Самые старые миноносцы, несшие во время войны службу по охране портов и побережья, имели водоизмещение в пределах 300 т (за исключением миноносцев типа "D", которые считались лидерами.
До 1898 г. в германском флоте строились миноносцы двух типов с разным водоизмещением, но с 1898 г. продолжалось развитие только более крупных миноносцев. Первый из них (S-90, впоследствии был переименован в Т-90) в 1 900 г. прибыл в Циндао (Когда в постройке миноносцев дошли до номера G-197. счет начался опять с № 1, но перед номером ставилась начальная буква завода-изготовителя. Все же старые миноносцы вплоть до № 197 получили перед номером букву Т). После потопления им японского крейсера "Такачихо" 17 октября 1914 г. он выбросился на берег и был подорван командой. S-90 имел водоизмещение в 400 т, 3 50-мм орудия и 3 45-см торпедных аппарата. Развитие миноносцев шло по линии увеличения водоизмещения только до 1910—1911 гг. К этому времени водоизмещение их дошло до 650 т, а вооружение состояло из 2 88-мм орудий и 4 50-см торпедных аппаратов.
Затем тактические воззрения снова изменились. Это обстоятельство и стремление сократить число кочегарок привели к тому, что миноносцы постройки 1911-1913 гг. (V-1—V-6 и т. д., G-7— G-1 2 и S-1 3—S-24) при том же вооружении имели водоизмещение только 524 т. Вследствие уменьшения водоизмещения миноносцы стали несколько короче, следовательно, более поворотливыми, но при этом имели тесные помещения и были менее мореходными. Теснота привела к неудобному размещению запаса топлива и в плохую погоду, особенно при сокращенном составе команды, было невозможно израсходовать весь уголь, так как часть его приходилось подавать в кочегарки из кормовых угольных ям.
С 1913 г. опять пошли по линии увеличения водоизмещения миноносцев. Во время войны оно сначала продолжало расти, но затем начало сильно колеблется, что практически выразилось в строительстве и очень больших и очень малых миноносцев типа А. Размер последних обуславливался стремлением к более быстрым темпам строительства, а при постройке первой серии и возможностью перевозки корпусов по железной дороге. Миноносцы типа А заменили собой наиболее старые, ставшие небоеспособным малые миноносцы. Таким образом, тип малого миноносца стал развиваться на базе новой техники, что подтверждало новый переход Германии (как и некоторых других стран) к двум типам миноносцев.
Миноносцы от V-1 до S-24 имели смешанное отопление. С 1915 г., за исключением части миноносцев типа А, все новые миноносцы получили чисто нефтяное отопление. Первая серия нефтяных миноносцев от V-25 до V-30 имели водоизмещение в 800 т и была вооружена 3 88-мм орудиями и 5 50-см торпедными аппаратами. Во время войны только эти миноносцы и рассматривались как полноценные боевые корабли. На миноносцах, начатых постройкой еще в мирное время, водоизмещение (начиная с V-48) возросло до 960 т. Вооружение же остались прежним. В начале войны было еще 48 миноносцев этого последнего довоенного типа (S-49 — S-66, V-67—V-84 и G-85 — G-96).
Вскоре оказалось, что именно этот класс боевых кораблей пригоден для выполнения самых разнообразных задач. Этим и объясняется возникновение во время войны миноносцев разных типов. 48 миноносцев, заказанных в 1914 г. во время мобилизации, должны были быть построены по чертежам своих предшественников и получить чисто нефтяное отопление. Из них 18 ( S-49 — S-66) были заказаны в "Шихау", 1 8 (V-67 — V-84) у "Вулкана" и 12 (G-85 — G-96) на верфи "Германия".
Вскоре возникли сомнения в том, удастся ли обеспечить эти корабли необходимым количеством нефти. Поэтому уже после того, как фирмы заказали все необходимые им материалы, решили оборудовать их под угольное отопление. Но это потребовало бы изменения конструкции кораблей и замены уже заказанных материалов другими и удлинило бы срок готовности миноносцев на 4—5 месяцев.
Хотя потребность в нефти значительно возросла в связи с вступлением в строй больших кораблей и включением в состав флота других миноносцев с чисто нефтяным отоплением, такое удлинение сроков готовности для всех миноносцев все же было неприемлемым. Решили, что первые шесть миноносцев каждого завода будут оборудованы одним чисто нефтяным и тремя чисто угольными котлами, а все остальные миноносцы должны быть построены под чисто нефтяное отопление. Это позволило избежать увеличения сроков готовности для всех миноносцев, и по крайней мере их часть (чисто нефтяных) сохраняла намеченный район плавания в 2000 миль при 17-узловой скорости (это было необходимое требование). У миноносцев со смешенным отоплением район плавания при той же 1 7-узловой скорости достигал лишь 1 800 миль.
Однако более точные расчеты возможности снабжения боевых кораблей нефтью показали, что наличие запаса жидкого топлива (100 000 т) и добыча его внутри страны (на ввоз из-за границы нельзя было рассчитывать) хватит только до января 1916 г. На основании этого и по представлению командования Флотом Открытого моря был снова утвержден первоначальный вариант постройки этих миноносцев как чисто нефтяных. Но этим не удалось ликвидировать задержку в сроках готовности, так как только 9 ноября 1914 г. фирма "Вулкан" и 20 ноября "Шихау" получили окончательное задание о переделке уже заказанных шести миноносцев со смешанным отоплением на чисто нефтяное.
В начале войны удалось увеличить число миноносцев путем конфискации или покупки кораблей, строившихся на частных заводах для иностранных государств. Сюда относятся 4 миноносца (G-101 — G-104), которые строились на верфи "Германия" для Аргентины. Они были реквизированы 15 августа 1 914 г. и включены в состав германского флота.
Далее "Шихау" предложил достроить 9 русских эскадренных миноносцев, для которых была уже почти готова значительная часть машин, котлов, штевней и т. п. Но это предложение отклонил статс-секретарь по морским делам, так как срок их достройки - 18 месяцев — оказался слишком длительным. Кроме того, считалось, что скорость этих кораблей в 35 узлов против 34 и 32 узлов у заказанных по мобилизации миноносцев S-49—G-96 не окупает значительного увеличения водоизмещения (1500 т), и к тому же их считали недостаточно поворотливыми и не соответствующими требованиям немецкой тактики.
Тогда еще не предвидели, что во время войны будут строиться миноносцы еще большего водоизмещения. Заводы "Блом и Фосс" и "Вулкан" также предложили достроить по 2 больших миноносца (около 1300 т), заказанных у них для русского флота, использовав уже готовые механизмы. Ввиду краткости срока сдачи - февраль—апрель 1915г. — германское морское ведомство выдало заказ на эти миноносцы (В-97, В-98, V-99 и V-1 00). Кроме того, в середине октября фирма "Блом и Фосс" по своей инициативе добилась заказа еще на 2 таких же миноносца, механизмы для которых первоначально заказало русское морское ведомство. Эти миноносцы получили обозначения В-109 и В-110 и должны быть закончены постройкой через 8-9 месяцев.
В январе 1915 г. этой же фирме снова удалось получить заказ на два миноносца — В-111 и В-112.
В начале 1915 г. она предложила начать постройку еще четырех таких миноносцев с русскими механизмами со сроком готовности к февралю 1916 г. Эти последние миноносцы предстояло оборудовать турбинами с зубчатой передачей для крейсерского хода. Это давало экономию топлива в 20% и увеличило бы район плавания 20-узловым ходом с 2000 до 2500 миль. Такие миноносцы могли обеспечить не только замену кораблей, потерянных во время войны, но и заметно усилить флот.
Своевременное изготовление для них торпедного и артиллерийского вооружения в то время еще не представляло затруднений. Но фирма связывала свое предложение одним условием: она могла взяться за постройку этих четырех миноносцев, если бы отменили заказ на постройку крейсера с чрезвычайно коротким сроком сдачи. Это условие стало причиной отклонения предложения фирмы. Кроме того, статс-секретарь по морским делам считал, что не удастся укомплектовать эти корабли личным составом (из-за отсутствия офицеров уже пришлось вывести из состава Флота Открытого моря 2-ю флотилию миноносцев, использовав ее для охраны балтийского побережья.
На верфи "Вулкан" строились еще 4 малых миноносца для Голландии водоизмещением 350 т, со скоростью хода в 27 узлов и со смешанным отоплением. Эти миноносцы были взяты германским морским ведомством, а взамен их в Амстердаме приступили к постройке для Голландии четырех миноносцев по чертежам и указаниям фирмы "Вулкан".
Кроме того, фирма "Шихау" до начала войны строила для германского флота два миноносца — S-35 и S-36, которые в июне 1914 г. фирме было разрешено продать Греции. Взамен их фирма должна была построить два новых миноносца. К началу войны они еще не были спущены на воду, поэтому морское ведомство еще не имело права собственности на них. Проданные миноносцы к началу войны были почти готовы, но еще не были сданы Греции. Поэтому 10 августа 1914 г. они были реквизированы, а заказ на постройку миноносцев, стоявших на стапеле, был аннулирован. Но фирме по ее предложению было разрешено продолжать достройку этих миноносцев за свой счет, причем германское морское ведомство не брало на себя никаких обязательств по приобретению их после окончания постройки.
В первые месяцы войны стали поступать от действующего флота отзывы о новых миноносцах, построенных еще в мирное время. Выводы командования флотом, сделанные еще в мирное время, о недостаточной дальности плавания этих миноносцев, подтвердились уже во время операций против английского побережья 15-16 декабря 1914 г. и 27-28 января 1915 г. В походе в декабре 1914 г. миноносцы были в море около 48, и большую часть этого времени шли с незначительной скоростью и в ночь с 16 на 17 декабря не смогли использовать представившегося случая торпедной атаки, так как уже не имели достаточного количества топлива.
Если принять во внимание, что невозможно дать миноносцам дальность плавания, достаточную для всех случаев, и что дальность плавания германских миноносцев была не меньше, чем у английских, то жалобы на этот недостаток нужно считать мало обоснованными, тем более что командованию флотом отлично были известны все эти данные. Однако морское ведомство немедленно приняло меры к увеличению района плавания. Миноносцы с угольным или со смешанным отоплением для этого уже не годились, поэтому решили произвести переделки как на плавающих, так и на строящихся миноносцах на чисто нефтяное отопление. Запас топлива на миноносцах, уже находившихся в строю, был рассчитан так, чтобы при контрактном расходе топлива район плавания 17-узловым ходом достигал 2300 миль. Но в действительности миноносцы не имели этого района плавания.
Обычно фактический расход топлива значительно превышал проектные нормы уже на ходовых испытаниях. В боевой обстановке — на переменных ходах и на малых ходах под всеми котлами, при неблагоприятных условиях погоды и при недостаточно опытном личным составе — район плавания оказывался еще меньшим, чем даже на испытаниях. Во время войны командование флотом, на основании боевого опыта, сочло нужным увеличить крейсерскую скорость с 1 7 узлов до 20-21 узла. Поэтому нужно было принять радикальные меры к увеличению района плавания миноносцев.
На последнем миноносце серии V — V-30, который не участвовал в операции 15/16 декабря 1915 г., удалось еще до вступления в строй осуществить улучшение работы нефтяных форсунок и гребных винтов. Благодаря этому и из-за установки специального клапана экономического хода, удалось несколько уменьшить расход нефти. Эти мероприятия были затем осуществлены и на других миноносцах. Кроме того, на плавающих и заканчивающихся постройкой миноносцах был увеличен запас топлива путем приспособления под нефть пустующих бортовых отсеков, примыкающих к поперечным нефтяным цистернам.
На миноносцах, находившихся в более ранних стадиях постройки, увеличение района плавания было достигнуто, установкой более экономичных механизмов для крейсерского хода. Последнее можно было достигнуть либо установив специальные турбины крейсерского хода, либо удлинив главные турбины для лучшего использования пара. "Вулкан" разработал очень удачный проект второго варианта. Но в обоих случаях пришлось пойти на удлинение миноносца на 3,5 м, что дало возможность увеличить вместимость нефтяных цистерн и установить 3 1 05-мм орудия вместо прежних 3 88-мм.
На основе боевого опыта взгляды на тактическое использование миноносцев подверглись существенным изменениям. Миноносцы должны были не только производить торпедные атаки на большие боевые корабли, по и быть в состоянии успешно вести артиллерийский бой с миноносцами противника. Снаряд английских 105-мм орудий, в начальной скоростью 860 м/сек, весил 11,4 кг. Снаряд германских 88-мм орудий, с начальной скоростью 850 м/сек, весил 9,5 кг.
Благодаря вооружению 105-мм орудиями германские миноносцы могли получить значительное артиллерийское превосходство над английскими, так как при одинаковой начальной скорости снаряд германского 105-мм орудия весил уже 17,4 кг. После обсуждения этого вопроса в инспекции торпедно-минного оружия статс-секретарь по морским делам распорядился вооружать тремя 1 05-мм орудиями все миноносцы, которые должны были быть готовы к осени 1915 г.
ТТД миноносцев и эскадренных миноносцев Германии постройки периода Первой Мировой войны
Название |
Заказ выдан |
Наибольшая длина, м |
Наибольшая ширина, м |
Средняя осадка при испытании, м |
Водоизмещение при испытании м |
Запас нефти при испытании (т) |
Максимальный запас нефти (т) |
Большие миноносцы |
|||||||
V-25 — 30 |
1.04.13 |
78,52 |
8,3 |
2,68 |
800 |
90 |
232,2 |
S-31 — 36 |
1.04.13 |
79,6 |
8,3 |
2,39 |
790 |
90 |
220,3 |
G-37 — 40 |
22.04.14 |
79,6 |
8,3 |
2,71 |
872 |
110 |
298,8 (236)' |
G-41 — 42 |
22.04.14 |
83 |
8,3 |
2,79 |
960 |
166 |
325,9 (236) |
V-43 — 46 |
22.04.14 |
79,6 |
8,3 |
2,73 |
831 |
90 |
280,5(231) |
V-47 — 48 |
22.04.14 |
83,1 |
8,3 |
2,81 |
948 |
179 |
358,4(231) |
S-49 — 52 |
6.08.14 |
79,6 |
8,3 |
2,39 |
790 |
90 |
251,6(225) |
S-53 — 66 |
6.08.14 |
83,34 |
8,3 |
2,53 |
905 |
162 |
305,1 (225) |
V-67 — 84 |
6.08.14 |
82,02 |
8,3 |
2,81 |
950 |
160,5 |
317,3 (203) |
G-85 — 96 |
6.08.14 |
83 |
8,3 |
2,76 |
956 |
166 |
325,9 (236) |
V-125 — 130 |
28.06.16 |
82 |
8,3 |
2,79 |
907 |
167,5 |
330,4 |
S-131 — 139 |
15.07.16 |
83 |
8,31 |
2,55 |
910 |
162 |
305,1 |
Н-145 — 146 |
15.11.16 |
85,3 |
8,35 |
2,84 |
990 |
166 |
332 |
В-97 — 98 |
7.08.14 |
98 |
9,35 |
2,86 |
1354 |
150 |
526,5 |
В-109 — 112 |
16.10.14 |
98 |
9,35 |
2,86 |
1354 |
150 |
526,5 |
V-99 — 100 |
10.08.14 |
99 |
9,36 |
2,81 |
1313 |
150 |
518,3 |
G-101 — 104 |
15.08.14 |
95,3 |
9,2 |
2,76 |
1198 |
150 |
499 |
S-113 и V-116 |
Апр. 16 |
— |
— |
— |
2030 |
— |
— |
Малые миноносцы |
|||||||
А-1 — 25 (A-I) |
4.09.14 |
41,58 |
4,6 |
1,26 |
107 |
'Уголь |
23,8 |
А-26 — 49 (А-II) |
5.12.15 |
50,1 |
5,32 |
1,83 |
228 |
45 |
53,2 |
А-50 — 55 (А-II) |
5.07.16 |
50,1 |
5,62 |
1,84 |
229 |
45 |
55,6 |
А-56 — 66 (A-III) |
5.07.16 |
60 |
6,41 |
1,8 |
329 |
85 |
91,67 |
А-80 — 81 |
19.03.17 |
60 |
— |
— |
— |
— |
— |
А-86 — 91 |
13.07.17 |
60 |
— |
— |
— |
— |
— |
А-68 — 79 |
5.07.16 |
60,02 |
6,42 |
1,91 |
354 |
76 |
82 |
А-92 — 95 |
12.07.17 |
60,02 |
|
— |
— |
— |
— |
V-105 — 108 |
10.08.14 |
61 |
6,21 |
1,94 |
349 |
30 угля, 5,6 нефти |
59,7 угл., 16,7 неф |
|
Наибольший район плавания при 25 узлах, мили |
Данные при 1 пробеге морск. мили |
Средние данные при 4-6 пробег. |
Вооружение мина ми |
Верфь-строитель |
|
||
Название |
||||||||
мощность л.с. на валу |
скорость узлы |
Мощность, л.с. на валу |
скорость, узлы |
|
||||
Большие миноносцы |
|
|||||||
V-25 — 30 |
1680 |
24380 |
38,2 |
22260 |
36,8 |
24 |
Вулкан, Штеттин |
|
V-31 — 36 |
1250 |
22 180 |
34,9 |
22 180 |
34,7 |
24 |
Шихау, Эльбинг |
|
G-37 — 40 |
1685 |
25800 |
35,12 |
25000 |
34,45 |
24 |
Германия, Киль |
|
G-41 — 42 |
1715 |
25000 |
31,6 |
25000 |
34,18 |
24 |
Германия, Киль |
|
V-43 — 46 |
1750 |
25400 |
37,5 . |
24660 |
36,91 |
24 |
Вулкан, Штеттин |
|
V-47 — 48 |
1985 |
23850 |
35,3 |
22940 |
31,87 |
24 |
Вулкан, Штеттин |
|
S-49 — 52 |
1345 |
24610 |
37,1 |
21 610 |
36,36 |
24 |
Шихау, Эльбинг |
|
S-53 — 66 |
1960 |
25013 |
35,75 |
25000 |
35,13 |
24 |
Шихау, Эльбинг |
|
V-67 — 84 |
1810 |
22600 |
36,64 |
22600 |
34,35 |
24 |
Вулкан, Штеттин |
|
G-85 — 96 |
1960 |
26300 |
34,2 |
26 100 |
33,72 |
24 |
Германия, Киль |
|
V-125 — 130 |
1895 |
25500 |
34,68 |
25 150 |
34,63 |
— |
Вулкан, Штеттин |
|
S-131 — 139 |
1830 |
24000 |
34,61 |
23 800 |
33,74 |
— |
Шихау, Эльбинг |
|
Н-145 — 146 |
1840 |
23778 |
33,56 |
23 800 |
33,33 |
— |
Ховальдт, Киль |
|
В-97 — 98 |
2620 |
40800 |
38,09 |
40217 |
37,51 |
— |
Блом и Фосс, Гамбург |
|
В- 109 — 112 |
2620 |
40800 |
38,09 |
40217 |
37,51 |
— |
Блом и Фосс, Гамбург |
|
V-99 — 100 |
2250 |
42850 |
37,85 |
42475 |
37,67 |
— |
Вулкан, Гамбург |
|
G-101 — 104 |
2420 |
29400 |
33,72 |
28650 |
32/96 |
— |
Германия, Киль |
|
S-113 и V-116 |
— |
— |
— |
— |
— |
— |
|
|
Малые миноносцы |
|
|||||||
А-1 — 25 (A-I) |
440 |
1 125 |
20 |
1 084 |
18 |
4 |
Вулкан, Гамбург |
|
А-26 — 49 (А-II) |
975 (19 узлов) |
3500 |
26,37 |
3300 |
25,81 |
— |
Шихау, Эльбинг |
|
А-50 — 55 (А-II) |
840 |
3500 |
25,71 |
3300 |
24,77 |
— |
Шихау, Эльбинг |
|
А-56 — 66 (A-III) |
805 |
6050 |
28,38 |
5960 |
25,39 |
— |
Вулкан, Штеттин |
|
А-80 — 81 |
— |
— |
— |
— |
— |
— |
Вулкан, Штеттин |
|
А-86 — 91 |
— |
— |
— |
— |
— |
— |
Вулкан, Штеттин |
|
А-68 — 79 |
725 |
5800 |
27,01 |
5 800 |
26,2 |
— |
Шихау, Эльбинг |
|
А-92 — 95 |
— |
— |
— |
— |
— |
— |
Шихау, Эльбинг |
|
V-105 — 108 |
640 |
6000 |
30,1 |
5905 |
29,96 |
— |
Вулкан, Штеттин |
|
' В скобках указан запас нефти до переделки нефтяных цистерн. |
|
Морской генеральный штаб поддержал просьбу командующего морскими силами Балтийского моря вооружить старые большие миноносцы более сильной артиллерией, необходимой для борьбы с подводными лодками и для сторожевой службы в Балтийском море, поскольку это допускали конструкция и остойчивость кораблей. Старые миноносцы Т-120—Т-131 должны были вместо 3 50-мм орудий получить от двух до трех 88-мм орудий. Следующие за ними миноносцы Т-131 —Т-149 имели уже, кроме 3 50-мм орудий по одному 88-мм орудию, а последующие по 2 88-мм орудия.
Удлинение миноносцев, по всей вероятности, настолько благоприятно отразилось на их обводах, что, несмотря на увеличение водоизмещения, скорость при той же мощности механизмов снизилась только на один узел, а диаметр циркуляции увеличился совершенно незначительно (с 350 до 370 м). Поэтому принимая во внимание значительное увеличение боевых качеств миноносцев (увеличение района плавания и усиление артиллерии), с этим, к тому же незначительным, уменьшением скорости примирились. Однако эти переделки вызвали удлинение сроков готовности на 2 месяца.
В марте 1915 г. решили удлинить на 3,5 м миноносцы G-41, G-42, V-47, V-48, S-53—S-66, V-67—V-84, G-85—G-96. Путем устройства новых нефтяных цистерн и использования пустых бортовых отсеков удалось увеличить запас жидкого топлива на G-41—G-42 и G-85—G-96 с 236 до 325 т, на V-47—V-48 с 231 до 385 т, на V-47—V-84 с 203 до 31 7 т и на S-53—S-66 с 205 до 305 т. Не удлиненные миноносцы получили только по одной новой поперечной цистерне впереди носовой нефтяной цистерны за счет уменьшения кают. Кроме того, путем использования еще и бортовых отсеков, удалось довести запас жидкого топлива на G-37—G-40 с 236 до 298 т, на V-43—V-46 с 231 до 280 т и на S-49—S-52 с 225 до 251 т.
Помимо этих мероприятий, все новые миноносцы были оборудованы для постановки мин заграждения. С конца 1915 г. большую часть старых миноносцев также оборудовали тральными средствами, а впоследствии и параванами.
Задачи миноносцев становились все более разносторонними. В связи с этим добавлялись грузы, утяжелявшие миноносцы, уменьшавшие скорость и район плавания и чрезмерно увеличивавшие нагрузку личного состава и материальной части. На старых миноносцах (например, на типе С), у которых якорь не полностью убирался, в клюз, было изменено якорное устройство. Далее пришлось на 1,5м поднять мостик, расположенный слишком далеко на носу, так как при встречной волне, даже при состоянии моря в 3 балла, водяные брызги и пена мешали управлению кораблем. Такие дополнительные переделки и изменения производились во время очередного ремонта. Это очень загружало верфи, тем более что работы нужно было производить так, чтобы корабли не выходили из строя на продолжительный срок.
Миноносцы типа "В" были оборудованы успокоительными цистернами Фрама. При заказе этих внеплановых миноносцев указывалось не нежелательность применения таких устройств, но ввиду краткости сроков сдачи уже не оставалось времени для переделки. Кроме того, ввиду большой метацентрической высоты, фирма считала необходимым сохранить эти устройства для успокоения качки, хотя и не давала никаких гарантий их хорошей работы. Тип миноносца большого водоизмещения (тип "В") так же, как и миноносцы G-101—G-104, полностью оправдали себя во время войны и настолько отвечали боевым требованиям, что вскоре (весной 1916г.) были без всякого колебания заказаны миноносцы еще большего водоизмещения (более 2000 т), о которых речь будет идти ниже. После этой серии увеличенного водоизмещения в июле 1916 г. на верфи "Шихау" были заказаны три миноносца S-131—S-133, в июле 1916 г. на верфи "Вулкан" шесть миноносцев V-125 —130 нормального водоизмещения.
Это незначительное число заказанных миноносцев не удовлетворяло морской генеральный штаб, он требовал ускоренной постройки 28 миноносцев, так как, по его мнению, миноносцев было недостаточно для ведения длительной войны даже при использовании действующим флотом не вполне боеспособных старых миноносцев. Кроме того, следовало учитывать необходимость пополнения потерь. Но, несмотря на требование штаба, учитывая перегруженность верфей, кроме указанных 9 миноносцев, заказали только 14.
В связи с загрузкой заводов предусмотренная и на этих миноносцах специальная турбина с зубчатой передачей для экономического хода на большинстве из них так и не была установлена. Поэтому в апреле 1917 г. было приказано на миноносцах Н-145—Н-1 47 этих установок не ставить, тем более что существующая военная обстановка заставила придавать меньшее значение району плавания, чем более быстрым сроком вступления их в строй. Поэтому этих механизмов не было на последующих удлиненных миноносцах, машинные отделения которых при постройке уже были приспособлены для установки зубчатых передач.
Из изложенного видно, что после крупного заказа миноносцев в начале войны верфи в дальнейшем получили лишь небольшое число заказов. Несмотря на это, сроки постройки миноносцев удлинялись. Затруднения были вызваны, с одной стороны, чрезмерным количеством всякого рода дополнительных работ, с другой — все увеличивающимися транспортными затруднениями. Временами происходили перерывы в доставке угля, сырья и полуфабрикатов, что вызывало задержки и запоздания работ на верфях. Позже на сроки готовности миноносцев стало сильно влиять считавшееся первоочередным строительство подводных лодок и мелких кораблей, а также усиливающиеся затруднения с материалами.
В январе 1917 г. на заседании комиссии по распределению сырья представитель верховного командования подполковник Бауэр предложил установить следующую очередность отпуска материалов: 2) для производства боеприпасов, 2) для производства колючей проволоки, 3) для производства железнодорожного имущества, 4) для строительства подводных лодок. Эта очередность попросту исключала отпуск материалов для строительства новых миноносцев. Хотя статс-секретарю по морским делам удалось добиться у верховного командования и главного управления военной промышленности распоряжения об отпуске материалов для постройки и ремонта подводных лодок (включая вооружение) в первую очередь, но ему не удалось добиться того же для миноносцев.
Так как все расширяющиеся верфи, кроме того, были уже перегружены постройкой большого числа подлодок и выполнением ремонтных работ, то размешать заказы на постройку миноносцев стало вообще затруднительно. С другой стороны, становилось все яснее, что заказанных ранее миноносцев не хватит для ведения столь неожиданно затянувшейся войны. Только в июне и в июле 1917 г. вновь были выданы заказы на постройку 22 миноносцев несколько больших размеров в целях улучшения мореходных качеств.
Положение было следующее: летом 1917г. находилось в постройке, не считая больших кораблей, 89 миноносцев всех типов (в том числе и миноносцев типа А), 226 подводных лодок, 46 тральщиков типа М, 36 мелкосидящих тральщиков FM, 68 рыболовных пароходов и 96 моторных катеров. Находились в строю и нуждались в спешном ремонте и переделках: 311 миноносцев, 170 подводных лодок, 724 единицы плавучих средств для обслуживания верфей — прерыватели заграждений, транспорты, вспомогательные крейсера, разные вспомогательные суда, грузовые пароходы для перевозки руды в Балтийском море. Нельзя было забывать и сильно пониженной производительности труда рабочих.
Летом 1917 г. в целях лучшего обеспечения постройки подводных лодок произвели перераспределение верфей. На верфях, строивших подводные лодки, сохранялось строительство надводных кораблей лишь в степени, допускавшей рациональное использование мастерских и оборудования. Верфи "Ховальдт" в Киле, "Шихау" в Данциге и "Вулкан" в Штеттине строили только миноносцы. Миноносцы, строившиеся на верфи "Вулкан" в Гамбурге, были переведены в Штеттин. В дальнейшем заказы на новые миноносцы выдавались лишь этим трем верфям. В январе 1918 г. заказали миноносцы: V-170—V-177, S-178—S-185, Н-186—Н-193. В июне 1918 г. были заказаны: Н-194—Н-202, V-203—V-210 и S-211—S-223.
Все они представляли собой улучшенный тип заказа 1917 г. На заказанных в 1918 г. миноносцах впервые были применены в качестве главных механизмов турбины с зубчатой передачей. Вооружение их было усилено с 3 до 4 106-мм орудий. Исходя из соображений, что после введения на германских миноносцах 105-мм орудий англичане вскоре перейдут на своих эскадренных миноносцах на 1 20-мм калибр, командование флотом высказало пожелание об установке на миноносцах 125-130-мм орудий.
Однако оставили калибр 105-мм. Это произошло не только из-за опасения удлинения сроков готовности, но и из-за того, что уже нельзя было установить более тяжелые 125-мм орудия. Вместо 4 105-мм можно было бы установить 3 125-мм орудия лишь при условии уменьшения запаса топлива на 35 т, т. е. сокращения района плавания на 200 миль. Или же пришлось увеличить размеры миноносцев, а следовательно и мощность механизмов примерно на 4000 л.с., что, в свою очередь, потребовало увеличения запаса топлива или уменьшения района плавания и скорости. Но к этому времени (начало 1918 г.) командующий торпедными силами придавал большее значение скорости, чем району плавания. Наконец от новой конструкции 125- или 130-мм орудий пришлось отказаться. В конечном итоге решили, что на заказанных миноносцах будут установлены 105-мм орудия.
Из сказанного видно, что эволюция миноносцев, происходившая под знаком непрерывного роста водоизмещения, во время войны дважды прерывалась: в начале и в средине. Ввиду хороших качеств построенных в начале войны внеплановых миноносцев большого водоизмещения, предназначавшихся для России и Аргентины, в 1916 г. заказали уже упомянутые 12 больших миноносцев водоизмещением свыше 2000 т, вооруженных 4 150-мм орудиями и 4 60-см торпедными аппаратами. Это были: S-113—S-115, V-116— V-118, G-119—G-121 и В-122—В-124.
К сожалению, до заключения перемирия вступили в строй только S-113 и V-116, так что ни один из этих миноносцев не участвовал в военных действиях. Эти миноносцы представляли собой тип, который не только значительно превзошел бы новейшие английские эскадренные миноносцы и лидеры, вооруженные 5 120-мм орудиями, но и восполнил ощутимую нехватку мореходных кораблей для дальней разведки без поддержки крейсеров.
Правда, по мнению командования флота, проектная скорость этих эсминцев не позволила бы им уходить от быстроходных английских кораблей. В 1918 г. инспекция торпедно-минного оружия разработала новый проект будущего большого миноносца с большой скоростью хода. На заседании у командования Флотом Открытого моря в августе 1918 г. было установлено, что артиллерийское вооружение будущих миноносцев большого типа должно состоять не из четырех, а из трех 1 50-мм орудий длиной в 45 калибров. Но так как к постройке этих миноносцев не приступали, то излишне было бы касаться этих подробностей.
В сентябре на верфи "Вулкан" заказали малые миноносцы типа А, предназначавшиеся для действия из баз на бельгийском побережье. В первую очередь были заказаны миноносцы типа А-1. Их в разобранном виде перевезли по железной дороге в Антверпен и там собрали на конфискованной верфи "Хобокен". Было заказано 25 миноносцев (А-1 — А-25), причем они могли быть использованы также для постановки мин в качестве тральщиков.
Из этих 25 миноносцев 16 прибыли во Фландрию, где успешно работали в качестве заградителей, тральщиков и по уборке противолодочных сетей. Остальные 9 использовали при школе подводного плавания, во вспомогательной флотилии тральщиков Балтийского моря и при портовой флотилии в Киле.
Потребность в малых кораблях для борьбы с подводными лодками, для тральной службы и других специальных целей возросла чрезвычайно, но не имело смысла продолжать строить миноносцы типа А-1, так как, ввиду малой мореходности и недостаточной скорости хода, они оказались непригодными для выполнения разнообразнейших задач, возлагавшихся на них в районе Фландрского побережья. Поэтому отказались от слишком большого разнообразия задач при использовании малых миноносцев.
В результате сняли торпедное вооружение с миноносцев типа А, а также со старых миноносцев типа Т, применявшихся только в качестве тральщиков и посыльных кораблей. Малые миноносцы Т водоизмещением в 100—200 т, построенные в 1883—1898 гг., вследствие ветхости оказались еще менее пригодны, чем миноносцы типа А-1. И тем не менее командование в Северном море противилось смене портовой флотилии в Гельголанде, состоявшей из миноносцев Т-82—84 и Т-86 (которые планировали перевести в Балтийское море в качестве тральщиков) на миноносцы типа А-1, так как последние считались недостаточно мореходными.
Но так как потребность в малых миноносцах все росла, а миноносцы типа А-1 не удовлетворяли требованиям, то в конце 1915 г. и в середине 1916 г. заказали 30 миноносцев типа А-II с повышенными мореходными качествами, более сильным вооружением, большей скоростью и районом плавания. В декабре на верфи "Шихау" заказаны А-26—А-49, а в июле 1916 г. А-50—А-55.
Из них 1 2 миноносцев частью по железной дороге, частью морем прибыли во Фландрию взамен миноносцев типа А-1. Остальные были использованы в составе тральных флотилий. А-51 в разобранном виде перевезли из Эльбинга в Полу, где собрали в июле 1 91 7 г., и он вошел в строй в качестве посыльного корабля.
Развитие типа большого миноносца в германском флоте (1914-1918 гг.)
№ |
Серия миноносцев |
Число |
Время заказа |
Приблизительное нормальное водоизмещение, т |
Торпедное вооружение |
Артиллерийское вооружение |
Средняя скорость во время 3-час. форсированного пробега, уз |
Приблизительный район плавания экономическим ходом, мили |
Примечание |
1 |
S-49— S-52 |
4 |
Август 1914 |
790 |
2 двухтрубных и 2 однотрубных 50-см аппарата |
3 88-мм орудия 2 8-мм пулемета |
34,5 |
1800 |
Соответствовали последней серии миноносцев мирного времени |
2 |
S-53 — S-96 |
44 |
Август 1914 |
900—950 |
То же |
3 105-мм орудия 4 8-мм пулемета |
31—35 |
1900— 2400 |
Удлиненны для увеличения запаса топлива. Кроме того, вместо 88-мм получили 105-мм орудия. |
3 |
V-105 — V-108 |
4 |
Август 1914 |
350 |
3 однотрубных 45-см аппарата |
2 88-мм орудия 2 8-мм пулемета |
25 |
760 |
Строились на заводе «Вулкан» (Штеттин) для Голландии. V-106 имел вместо 88-мм 52-мм орудия. |
4 |
В-97 — В-112 |
12 |
Конец 1914 |
1350 |
2 двойных и 1 однотрубный 50-см аппарат |
4 105-мм орудия 4 8-мм пулемета |
35,5 (G-101— G-104 32,1) |
2700— 3000 |
Для части миноносцев имелись машины, заказанные Россией. Миноносцы этой серии (G- 10 1—G- 104), строящихся для Аргентины, были немного меньше других и имели меньшую скорость. |
5 |
S-113 — В- 124 |
12 |
Апрель 1916 |
2030 |
2 двухтрубных 60-см аппарата |
4 150-мм орудия 4 8-мм пулемета |
34,5 |
2500 (20 уз) |
Переход на 150-мм орудия и 60-см торпеды, большая мореходность и большой район плавания вызвали увеличение водоизмещения. |
6 |
V-125 — Н-147 |
23 |
Лето и осень 1916 |
900-1000 |
2 двухтрубных и 2 однотрубных 50-см аппарата |
3 105-мм орудия 4 8-мм пулемета |
34 |
1800—2400 (20 уз) |
Для увеличения мореходности (за исключением миноносцев типа Шихау) полубак был доведен до носовой трубы. Н-145 — Н-147 имели большой район плавания, так как на них были установлены крейсерские турбины для 20-уз хода. |
7 |
G-148 — Н-169 |
22 |
Лето 1917 |
1200 |
То же |
То же |
|
1900 или 1600 (20 уз) |
Для увеличения мореходности борт был поднят на 0,3 м, полубак — на 0,5 м. 10 миноносцев этой серии имели, по сравнению с другими, больший район плавания, благодаря оборудованию турбинами для крейсерского хода. |
8 |
V-170 — S-223 |
54 |
Январь и август 1918 |
1350 |
То же |
4 105-мм орудия 4 8-мм пулемета |
— |
Свыше 2000 (20 уз) |
Большое водоизмещение, мореходность и скорость. |
Примечание S, G, V, В, Н — начальные буквы заводов: S —«Шихау», G — «Германия», V — «Вулкан», В — «Блом и Фосс, Н — «Ховальдт».
Острая потребность в малых миноносцах и в особенности для охраны торговли в Балтийском море вызвала необходимость нового их заказа еще в 1 91 6 г. Повышенные тактические требования привели к разработке еще более усовершенствованных типа A-III в количестве 38 штук. Большая часть этих миноносцев вошла в состав флотилии по охране торговли в Балтийском море. Остальные были использованы Флотом Открытого моря в тральных соединениях, а А-82 отправили в Полу.
В июне 1918 г. снова заказали 1 8 миноносцев типа A-III (A-96—А-113) на верфи "Вулкан" в Штеттине. Но их постройку не закончили. Морской генеральный штаб, который не удовлетворился числом заказанных миноносцев, потребовал а августе 1918 г. заказа еще более значительного их количества, но из-за затруднений по постройке уже заказанных кораблей он отказался от своего требования. За время войны было заказано 312 миноносцев с общим водоизмещением в 299458 тонн. Из них могли быть готовы лишь 197. В мирное время ежегодно заказывались по 1 2 миноносцев, за время войны ежегодно в среднем 78.
Для борьбы с неприятельскими подводными лодками и заградителями строились специальные быстроходные плоскодонные моторные катера. Моторные 19-тонные катера типа Р-Вооt были вооружены одним пулеметом и достигали скорости 11 узлов при двух моторах в 60 Н.Р. Истребители подлодок типа U-Z в 40 тонн с двумя моторами в 300 Н.Р. были вооружены одним 50-мм орудием и обладали скоростью 1 7 узлов и районом действия почти в 1000 миль. Суда эти отличались прекрасными мореходными качествами. Были построены малые моторные катера "J.M.-Boot" (иногда их называли моторными миноносцами) специально против английских мониторов.
Малые глубины и длинные отмели, тянувшиеся вдоль Фландрского побережья, не давали англичанам вводить свои линейные корабли для обстрела, и это заставило их возродить тип "Монитора". Использованию там германцами подводных лодок мешали малые глубины.
Эти моторные катера (J.M,-Boot) развивали при трех авиационных моторах в 240 Н.Р. скорость свыше 20 узлов. При водоизмещении в 7 тонн и осадке в 1 метр они могли быть вооружены одним 45-см минным аппаратом и двумя пулеметами. На них отсутствовали какие-либо помещения для жилья и надстройки. В августе 1918 г. атакой таких катеров на три истребителя, стоявших на якоре перед Люнкерком, были потоплены два из них. Всего построили 111 судов названных трех типов.
В течение многих лет фирма "Сименс и Гальске" работала над осуществлением управляемой извне минной лодки, или надводной самодвижущей мины, получившей название Siemens F.L.Boot. Эта двухвинтовая лодка длиной в 1 3 метров и шириной в 1,9 метра имела углубление в 0,6 метра, водоизмещение 6 тонн, два аэропланных мотора в 200 Н.Р. и скорость 30 узлов.
В носовой части лодки на уровне ватерлинии находился весьма сильный боевой заряд, взрыв которого мог производиться и от удара и по радио. Управлялись они вначале особыми соединенными с лодкой проводами, сматывавшимися на ходу с вьюшки. Управлявший катером располагался или на высоком здании на берегу, на привязном шаре или на аэроплане. Расстояние от управляющего до катера могло доходить до 50 километров. Затем удалось увеличить район действия лодок до 350 километров при их 6-часовом плавании. Управление лодками производилось исключительно с гидропланов. Такой лодкой летом 1918 года был выведен из строя английский монитор.
Приложение № 2. Распределение миноносцев и эскадренных миноносцев германского флота в сентябре 1918 года
В составе Флота Открытого моря:
1-я флотилия: 1-я полуфлотилия: V-129, S-32, G-38, G-39, G-40, G-86. 2 полуфлотилия: V-130, S-134, S-133, S-135, S-139.
2-я флотилия: 3-я полуфлотилия: В-98, G-101, G-102, G-103, G-104, V-100. 4-я полуфлотилия: В-97, В-109, В-110, В-111, В-112.
5-я флотилия: 9-я полуфлотилия: G-11, V-1, V-2, V-3, V-6, S-23. 10-я полуфлотилия: V-5, G-7, G-8, G-10.
6-я флотилия: 11-я полуфлотилия: V-128, V-125, V-126, V-127, S-I31, S-132. 12-я полуфлотилия: V-43, V-44, V-45, V-48, S-49, S-50.
7-я флотилия: 13-я полуфлотилия: V-83, V-78, S-56, S-65. 14-я полуфлотилия: G-92, G-89.
8-я флотилия: 15-я полуфлотилия: Т-180, Т-189, Т-190, Т-193, Т-195. 16-я полуфлотилия: Т-174, Т-176, Т-178, Т-179, Т-186.
9-я флотилия: 17-я полуфлотилия: V-79, S-36, S-51, S-52, S-60, V-80. 18-я полуфлотилия: V-26, V-28, S-30, S-33, S-34.
1-я эскортная флотилия: 1-я полуфлотилия: Т-127, Т-109, Т-112, Т-93, Т-170, Т-165, Т-182, Т-183, Т-181. 2-я полуфлотилия: Т-185, S-19, S-24, Т-122, Т-148, Т-113, S-18, Т-135, Т-147, Т-131, Т-197, Т-198. 3-я полуфлотилия: Т-136, А-63, Т-169, А-68, А-78, А-70, А-64, А-89, А-90, А-91, А-86, А-75, А-94, А-95.
2-я эскортная флотилия (5-10-я полуфлотилии): Т-28, Т-99, Т-97, Т-125, Т-114, Т-102, Т-92, Т-5, Т-6, Т-7, Т-8, Т-9, Т-10, Т-128.
1-я тральная флотилия: 1 полуфлотилия: А-34, А-37 2 полуфлотилия: А-76, А-93, Т-184. 7-я полуфлотилия: А-54, А-55, А-70.
2-я тральная флотилия: 3-я полуфлотилия: А-62, Т-63, А-68, Т-61. 4-я полуфлотилия: Т-69, А-75. 9-я полуфлотилия: Т-60, Т-31, А-81.
3-я тральная флотилия: 5-я полуфлотилия: Т-149, А-35, А-92. 6-я полуфлотилия: А-36, А-65. 8-я полуфлотилия: А-53, А-67.
4-я тральная флотилия: 10-я полуфлотилия: Т-70, Т-72, Т-73, Т-75, Т-76, Т-77. 12-я полуфлотилия: А-26, А-33, А-38, А-41, А-52.
VI дивизион траления: Т-132, Т-11, Т-16, Т-20, Т-29, Т-39, Т-96, Т-98.
В Северном море:
Портовая флотилия в Яде: D-2.
В Балтийском море:
IV флотилия: 1-я полуфлотилия: Т-163, Т-133, T-I39, Т-140, Т-143, Т-145, Т-151, Т-152, Т-154. 9-я полуфлотилия: Т-155, Т-157, Т-158, D-1, T-I04, Т-106, Т-175, Т-101, Т-103.
Портовая флотилия в Киле: А-1, А-13, Т-24.
Соединение обслуживания: Т-15, Т-34, Т-91, Т-95, Т-111.
Приданы торпедно-испытательной комиссии: Т-156, Т-14, Т-35.
В распоряжении торпедной инспекции: D-4, D-8.
В подчинении командующих на месте: Эзель Т-79, Либава Т-21.
Учебная флотилия: 1-я полуфлотилия: Т-173, Т-166, Т-134, V-108, Т-107, Т-167, Т-163, Т-142, Т-126.
В распоряжении артшколы: Т-144, Т-146, Т-168, Т-40, V-105, А-21.
Пулеметной школы: 1-й дивизион: Т-83, Т-87, 2-й дивизион Т-13.
В подчинении командования морской авиацией Т-32.. В соединении противолодочной обороны: Т-148.
Во Фландрии:
III флотилия: 5-я полуфлотилия: V-71, S-53, V-73, V-81, G-41, V-77, 6-я полуфлотилия: S-54, S-55, V-70, G-91.
Флотилия Z: 1-я полуфлотилия: V-47, V-67, G-95, S-61. 2-я полуфлотилия: S-63, V-69, V-82.
Флотилия Т: 1-я полуфлотилия: А-59, А-61, А-80, А-31, А-29, А-46, А-45. 2-я полуфлотилия: А-42, А-49, А-43, А-28, А-48, А-27, А-39, А-44, 1-я группа: А-8, А-5, А-14, А-16, 2-я группа: А-11, А-9, А-4.
Минная служба.
Приписаны к минному отряду: V-105, T-45, минно-испытательная комиссия: Т-88, Т-89, Т-110, Т-120.
Обеспечение боевой деятельности подводных лодок:
Приписаны к соединению подводных крейсеров: Т-130,
распределены по базам и флотилиям подводных лодок: Т-30, Т-38, Т-42, Т-44, Т-71, Т-137, Т-153, Т-159, Т-161, Т-164, А-51, А-82,
в составе школы подводного плавания: D-3, D-5, D-6, D-9, Т-27, Т-53, Т-62, Т-82, Т-108, Т-121, Т-85, Т-84, Т-86, А-17, А-23, А-24, А-25, А-22,
приписаны к отряду подводного плавания: Т-30, Т-33, Т-49,
в составе приемной комиссии подводных лодок: D-7, D-10, Т-37.
На ремонте и модернизации.
Все предназначались школе подводного плавания: Т-80, Т-39, А-54, Т-55; предназначен II эскортной флотилии: Т-109.
На заводах:
Временно выведенные из состава флота: А-30, А-47, А-40, S-15, A-12, A-20, V-74.
На приемных испытаниях:
S-136, S-137, Н-145 (предназначались для 14-й полуфлотилии), S-138, V-116 (предназначался в качестве флагманского корабля VII флотилии).
Приложение № 3. Судьба эскадренных миноносцев и миноносцев Германии периода Первой Мировой войны
Погибли во время войны
От мин — 56 миноносцев:
Т-43 — 7. 10.1915
Т-46 — 16.8.1915
Т-47 —29. 5. 1915
Т-51 —29.5. 1915
Т-52 —8.8. 1915
Т-54 —6. 10. 1917
Т-57 —5. 4. 1915
Т-58— 18.8. 1915
Т-64 —23. 10. 1916
Т-65 —27. 10. 1917
Т-66 —8. 10. 1917
Т-67— 13.8. 1918
Т-68 —7. 6. 1918
Т-78— 16.5. 1917
Т-122 —5. 10. 1918
Т-123 — 1.5. 1916
Т-133 —7.7. 1918
T-162— 15.8. 1916
Т-172 —7.7. 1918
Т-177 — 32. 12. 1915
G-9 —3. 5. 1918
S-15 —21.8. 1917
S-16 —20. 1. 1918
S-17— 16.5. 1917
S-22 —26. 3. 1916
S-31 — 19.8. 1915
S-34 —3. 10. 1918
G-37 —4. 11. 1917
S-57— 10. И. 1916
S-58— 11. 11. 1916
S-59— 11. 11. 1916
S-62— 10.7. 1918
S-64— 18. 10. 1917
S-66 — 10.7. 1918
V-68 —8. 8. 1917
V-72— 11. 11. 1916
V-75— 10. 11. 1916
V-76— 11. 11. 1916
V-84 —26. 5. 1917
V-99— 17.8. 1915
G-87 — 30. 8. 1918
G-90— 11.11. 1916
G-93 —30. 3. 1918
G-94 — 30. 3. 1918
V-107 —8.5. 1915
T-191 — 17. 12. 1915
A-10 —7.2. 1918
A-50—17. 11. 1917
A-56— 17.3. 1918
A-57 —28. 2. 1918
A-58— 16.8. 1918
A-60 — 23. 11. 1917
A-71 —4.5. 1918
A-72— 14.5. 1918
A-73 —20. 1. 1918
A-79— 11.7. 1918
В бою с неприятельскими морскими силами — 21 миноносец:
Т-115— 17.10.14 (Северное море).
S-35 —31.05. 16 (в Ютландском бою).
Т-116— 17.10.14 (Северное море).
G-42—21.04.17 (у Дувра).
Т-117— 17.10.14 (Северное море).
V-48 —31.05.16 (в Ютландском бою).
Т-118— 17.10.14 (Северное море).
G-85 —21.04.17 (у Дувра).
Т-119— 17.10.14 (Северное море).
А-2 —2.05.15 (Фландрия).
Т-187 — 28.08.14 (Гельголанд).
А-6— 1.05.15 (Фландрия).
V-4 —31.05.16 (в Ютландском бою).
А-7 —21.03.18 (Северное море).
S-20 —5.06.17 (Фландрия).
А-13— 16.03.17 (бомбой с самолета).
V-27 —31.05. 16 (в Ютландском бою).
А-15—23.08.15 (Северное море).
V-29 —31.05.16 (Фландрия).
А-19 —21.03.18 (Северное море).
S-48 —31.05. (Фландрия).
От торпед неприятельских подводных лодок — 3 миноносца:
Т-188 —26.07.15;
S-33 —3.10.18;
G-83 — 8.04.17.
От аварий — 18 миноносцев:
1. От столкновения:
Т-25 —6.11.14.
Т-194—24.03.16 (протаранен английским крейсером "Cleopatra")
Т-100— 15.10.15.
T-124—23.11.14.
Т-150 — 18.05.15.
G-12 —8.09.15.
S-21 —21.04.15.
2. От взрыва или подорваны:
Т-90 — 17.10.14 (в Китае).
Таку — (в Китае).
S-13 —6.11.15.
S-14— 19.02.15.
G-96—25.06.17.
3. От разных причин:
Т-50 —28.09.14 (в шторм).
Т-1294.11.15 (наскочил на скалу).
V-25— 13.02.15 (пропал в Северном море).
А-32 —25.10.17 (наскочил на скалу).
Т-56— 16.10.17 (наскочил на скалу).
А-3 —7.11.15 (пропал в Северном море).
Всего погибло за время войны 98 миноносцев.
Уничтожены при эвакуации 24 миноносца:
G-41 —3.10.18 (взорван в Брюгге).
V-47 —2.11.18 (взорван в Ренте).
S-61 —2.11.18 (взорван во Фландрии).
V-67 —2.11.18 (взорван в Генте).
V-69 — 2.11.18 (взорван в Генте).
V-74—2.11.18 (взорван в Брюгге).
V-61 —2.11.18 (взорван во Фландрии).
А-4, 5, 8,9, 11, 14, 16 (подорваны во Фландрии, но впоследствии отремонтированы Бельгией).
А-51 и А-82 (в Поле).
А-12, 20, 30,40, 42, 43, 47 (интернированы в Голландии и впоследствии взяты Бельгией).
V-30 (незадолго до интернирования затонул с Скапа-Флоу).
Интернирован в Скапа-Флоу 51 миноносец:
S-30, 32, 36. G-38, 40. V-45. S-49, 50, 52, 52,55,56,65. 67,70, 78, 83. G-86, 89, 91, 101, 103, 104, В-109, 112. V-129. S-131, 136, 138. Н-145 -21.06.19 (все потоплены своими командами).
V-43, 44,46. S-51, 54, 60. V-73, 80, 81,82. G-92.V-100/G-102/V-125, 128/S-132, 157 (частью не были потоплены 21.06.19, частью были подняты англичанами).
В-98 вскоре после потопления немецкого флота в Скапа-Флоу привез туда почту для команд и был захвачен англичанами.
Согласно параграфу № 185 Версальского договора переданы странам Антанты 92 миноносца
Т-159—161, 163—166, 169, 173, 174, 178—180, 181 —183, 184, 186, 189, 192, 193, 195, 197. S-24. G-26, 28, 63. V-71,79. G-95/B-97, 98. V-105, 106, 108, S-11З. V-116, 160. S-133—135, 139. Н-146, 147. А-27, 29, 31, 33—39, 41, 44— 46, 48, 49, 52—55, 59, 61—66, 68—70, 74—78, 80, 86—95.
Переданы на слом министерству финансов 117 миноносцев:
D-1— 9, Т-3, 11, 13—16, 20—22, 24, 27—40, 42, 44, 49, 53, 55, 59—63, 70—77, 79—89, 101 — 114, 120, 121, 125—128, 130—137, 140, 142, 145, 147, 167, 170. А-17, 18, 21, 26.
Введены после войны в строй 32 миноносца:
Т-139, 141, 143, 144, 146, 148, 149, 151 — 158, 168, 175, 185, 190, 196. V-1 — 3, 5,6. G-7,8, 10, 11,. S-18, 19, 23.
К концу войны состояло в постройке 114 миноносцев.