Введение
Почти полвека прошло с окончания самой кровавой и разрушительной войны в истории человечества. Последующие годы тоже нельзя назвать исключительно мирными и созидательными, однако ужас мировой бойни до сих пор не стирается в памяти людей. Но чтобы никогда не повторилось то, что уже начинает забываться, необходимо знать ВСЕ о той войне, о причинах, ее породивших, о том как мир пришел к той трагической черте, за которой прах десятков миллионов людей, большая половина которых — наши соотечественники.
Война на море, в ее ретроспективном рассмотрении применительно ко второй мировой, играла для разных стран неодинаковую роль в их вооруженной борьбе — от жизненно важной для Великобритании до сравнительно вспомогательной для Советского Союза. Но независимо от этого военные действия охватили все океаны земли, и главным противником на море нашей страны и ее союзников были военно-морские силы Германии. В целом вооруженные силы этой страны были одними из самых совершенных и многочисленных в мире, что нельзя сказать о германском флоте, который, наоборот, считался сравнительно малочисленным. Однако ни один корабль или судно стран — противников Германии не могли чувствовать себя в полной безопасности ни в одной точке мирового океана.
Что же это был за флот, что позволяло ему столь успешно вести боевые действия с явно превосходящим противником?
Временем зарождения германского военного флота считается XV век — период первого расцвета Ганзы. Но ее вряд ли можно считать источником традиций нарождавшейся военной силы. В подтверждение приведем слова адмирала Тирпица: "Со времени исчезновения Ганзейского союза наш народ оставался чуждым морю и не осознавал его значение. Ганзейский союз не мог оставить в наследство длительное воздействие на наш образ мышления, так как базировался не на германскую государственность, а на отдельные, слабо друг с другом связанные города, которые не могут иметь глубоких традиций, идущих в будущее".
Правильнее считать, что история германского флота началась во второй половине XIX века, когда произошло окончательное объединение страны и вступление Германии в стадию капитализма. Бурное развитие промышленности, с лучшей для того времени технологией, подготовило экономическую базу для создания боевых кораблей, обладавших по сравнению, например, с британскими большей живучестью, имевших отличное артиллерийское и торпедное оружие и связь, высокие маневренные качества. Общий высокий образовательный уровень в стране позволил укомплектовать эти корабли хорошо обученными командами, в совершенстве владевшими довольно сложной для того времени военной техникой. Германский флот перед первой мировой войной представлял собой высококачественную, отлично организованную и обученную силу. Однако вопросы стратегического и оперативного использования этой первоклассной силы были разработаны слабо, и основная часть некогда грозного флота нашла свою могилу не в бою, а в главной базе британского флота — Скапа-Флоу.
Версальский договор лишил Германию современных военных кораблей. Ей было разрешено иметь 6 броненосцев, 6 легких крейсеров, 12 контр-миноносцев (эсминцев) и 12 миноносцев. Постройка и приобретение подводных лодок, создание морской авиации запрещались. Договор зафиксировал также предельные сроки службы кораблей: для линейных кораблей (броненосцев) — 20 лет, для крейсеров и миноносцев — 15 лет. Водоизмещение новых кораблей было ограничено 10 000 тоннами для тяжелых артиллерийских кораблей, 6000 тоннами для легких крейсеров, 800 тоннами для эскадренных миноносцев (контр-миноносцев) и 200 тоннами для миноносцев. Этот договор свел германский флот к полному ничтожеству. Под стать корабельному составу оказалась и судостроительная промышленность. Производственные мощности пострадали от военных действий, репарационных поставок и оккупации Рура, перестал быть частью Германии Данциг с его колоссальной судостроительной фирмой "Шихау". Для широкой модернизации промышленности не хватало средств, тем более что Германия лишилась колоний. А ведь совсем недавно, при реализации программы строительства кайзеровского флота, одновременно в постройке находилось до 10 линкоров и 4 линейных крейсеров, причем сроки постройки линейных кораблей составили в среднем 3 года, линейных крейсеров 2,5—3 года, легких крейсеров до двух лет, а эсминцев три—шесть месяцев! Собственно говоря, в начале двадцатых годов и строить было нечего — по Версальскому договору первые боевые корабля на замену существующим могли появиться лишь в 1925 г.
Однако к 1923 г. обстановка стала меняться. Благодаря так называемому "плану Дауэса" оккупация Рура прекращалась, предоставлялись кредиты для возрождения германской экономики и военного потенциала. Только в 1923—29 гг. Германия получила около 4 миллиардов долларов иностранных займов. Финансовая поддержка, прежде всего США и Великобритании, дала возможность германским монополиям в течение 5—6 лет возродить тяжелую индустрию и мощную военную промышленность.
После длительного перерыва в 1921 г. началось строительство крейсеров, в 1924 г. — торпедных катеров, в 1928 г. — броненосцев, в 1929 г. — тральщиков, в 1933 г. — линейных крейсеров и "тайно" на отечественных верфях подводных лодок, в 1934 г. — эсминцев и в 1935 г., после подписания Англо-Германского морского соглашения, — тяжелых крейсеров и линейных кораблей.
Опыт первой мировой войны и жесткие рамки Версальского договора, большие достижения во многих отраслях германской промышленности заставляли немцев искать нетрадиционные пути в военном судостроении, смело внедрять новейшие достижения мировой теории и практики строительства боевых кораблей, зачастую даже еще по-настоящему не апробированных. Так, широко применялась электросварка, алюминиевые сплавы и пластмассы для снижения весовых характеристик. Для сокращения сроков постройки подводных лодок и малых надводных кораблей использовалась секционная сборка. При этом германские корабли традиционно отличала высокая живучесть, хорошее качество оружия и механизмов, прекрасная оптика, К началу второй мировой войны германское судостроение практически могло создать для военно-морского флота корабли любого класса с тактико-техническими элементами, не уступавшими лучшим мировым образцам.
18 июня 1935 г. в Лондоне было подписано Англо-Германское морское соглашение об изменении соотношения военно-морских сил этих двух государств. Отныне германский флот мог достигать 35% от британского. Согласно этому документу, немцам разрешалось иметь подводные лодки, причем их суммарное водоизмещение могло достигать 100% от аналогичного "владычицы морей". По сути это соглашение легализовало перевооружение германского флота. Действия англичан как будто бы абсурдны, однако это не так. С одной стороны, они видели, что Германия уже фактически нарушает Версальский договор, и хотели сделать этот процесс управляемым. С другой стороны, 35% от флота Великобритании — уровень вполне достаточный для господства германского флота на Балтике, что соответствовало британским интересам . Наряду с созданием нового флота, в Германии, как и в других странах, шло осмысление опыта первой мировой войны и разрабатывались концепции применения сил на море в новых условиях. Основным авторитетом в данной области германские моряки признавали вице-адмирала О. Грооса. Цель морской войны он видел "в задержании тех кораблей, которые перебрасывают грузы и войска, обслуживают собственную торговлю и перевозку своих войск". Владение морскими путями отождествлялось с владением морем. Причем господство на море увязывалось с господством в воздухе. По мнению Грооса, "владение морем может быть общим и местным, длительным и временным, но лишь в редчайшем случае — абсолютным и бесспорным ..." . Таким образом, теоретически обосновывалась возможность господства в каком-то отдельно взятом районе путем сосредоточения там основных сил более слабого флота и ведения активных боевых действий малыми силами в других районах для распыления сил более сильного флота. Как мы видим, впоследствии этот принцип оперативного применения сил широко использовался как Редером, так и Деницем. Лучшим способом завоевания господства на море Гроос считал разгром флота противника в генеральном сражении или блокирование его в базах. Эту задачу мог выполнить только линейный флот. Кроме генерального сражения, Гроос рассматривал и "операции второстепенного значения", под которыми он понимал набеговые действия эсминцев по главным силам противника в начале войны, действия подводных лодок против боевых кораблей и активные минные постановки. В целом все эти действия он связывал с вопросом "уравновешивания сил" с более сильным флотом для достижения успеха в генеральном сражении. Кроме блокады "военной", направленной против боевых сил флота противника, Гроос предусматривал и блокаду "экономическую". Главным средством "экономической" блокады он считал крейсера, в том числе подводные. Предлагалось использовать в качестве крейсеров и вооруженные вспомогательные суда. В принципе Гроос повторял доктрину кайзеровского флота, но если первая в некотором роде проповедовала уничтожение флота противника ради самого факта его уничтожения, то Гроос рассматривал устранение противостоящей силы на море в качестве условия для осуществления эффективной блокады, которая в конечном итоге должна была содействовать выводу противника из войны.
Практически во всех работах немецких авторов того времени поднимался вопрос о необходимости соответствия системы базирования задачам, стоящим перед военно-морским флотом. Особенно отчетливо эти вопросы просматриваются в работах вице-адмирала Вегенера и контр-адмирала Гадова. В этих работах прямо указывается на необходимость захвата французского побережья до Бреста, овладения Данией и Южной Норвегией. Кстати, Вегенер связывал необходимость захвата Норвегии с задачей пресечения северных коммуникаций России.
В работах Грооса в том числе формулировались основные оперативно-тактические требования к кораблям различных классов, которые во многом были реализованы в германских проектах. В частности, линейные корабли по Гроосу "... должны обладать способностью уничтожить любого противника и возможно дольше выдержать уничтожающий огонь противника, ... тем более, что только у линейного корабля возможно развитие мощной артиллерии, противоминной обороны и максимальной живучести. Его мощная система бронирования против бомб, сильно развитая система борьбы за живучесть представляют действенный противовес одностороннему развитию подводных и воздушных сил" . Для крейсерской войны наиболее подходящими он считал корабли,"... обладающие следующими основными элементами: хорошие мореходные качества...; высокая скорость...; большой район плавания... Этим основным требованиям удовлетворяют небольшие крейсера или большие эсминцы, вооружение которых допускает многостороннее использование" . Эффективность действий крейсеров на коммуникациях планировалось значительно повысить за счет применения авиации как с самих крейсеров, так и с авианосцев . Считая авианосец "необходимым злом", так как он "является самым слабым местом современных флотов", "отвлекая на себя значительную часть своих морских сил и оставаясь в то же время легко уязвимым", капитан 1 ранга Пауль обосновал необходимость наличия у этих кораблей более сильного оборонительного вооружения, чем у легких боевых кораблей, и более высокой скорости по сравнению с тяжелыми боевыми кораблями противника.
В мае 1938 г, Гитлер объявил главнокомандующему ВМС адмиралу Редеру, что Великобритания является потенциальным противником, и потребовал соответствующей ориентации в подготовке флота к войне , Главное командование военно-морских сил создало комитет планирования с целью исследования новых проблем и задач, вставших перед флотом. Через некоторое время этот комитет пришел к выводу, что главная стратегическая задача ВМС — нарушение морских и океанских коммуникаций островной державы путем уничтожения ее торгового флота. Кроме оперативного плана использования флота, Гитлеру представили и два варианта его строительства. Первый вариант предусматривал ведение борьбы против судоходства Великобритании с помощью подводных лодок и броненосных кораблей-рейдеров. Этот вариант, с точки зрения Редера, не давал стопроцентной гарантии успеха, но зато позволял относительно быстро, с учетом ограниченных ассигнований на флот, подготовить его к предстоящей войне. Другой план предусматривал создание не очень значительного, но обладающего огромной ударной мощью флота, способного вести боевые действия против судоходства и против британских военно-морских сил. Этот вариант требовал много времени и ресурсов, но представлялся более перспективным, и Гитлер выбрал его, хотя и был предупрежден о том, что для осуществления второго варианта плана Германии нужно около 10 лет мира. Программой создания большого "сбалансированного" флота, названной "План Z", предусматривалось построить и иметь к 1948 г. 10 линейных кораблей и линейных крейсеров, 4 авианосца, 20 броненосцев и тяжелых крейсеров, 20 легких и 22 дозорных крейсера, 68 эсминцев и миноносцев, 249 подводных лодок, 10 минных заградителей, 75 торпедных катеров и 227 кораблей других классов. В январе 1939 г. Гитлер утвердил этот план, потребовав его выполнения в течение шести лет, то есть в 1944 году . 27 апреля 1939 г. Германия денонсировала Морское соглашение и тем самым однозначно заняла антибританскую позицию. Становилось очевидно, что реализовать план "Z" не представляется возможным, но Гитлер не изменил своих директив, полагая, что удастся избежать столкновения с Великобританией.
К началу второй мировой войны военно-морские силы Германии насчитывали 159557 человек личного состава и имели 107 боевых кораблей, общим водоизмещением свыше 350 тыс. тонн, в том числе 86 новейших кораблей водоизмещением 250 тыс. тонн, построенных в период с 1933 по 1939 год.
Цель данной работы обобщить разрозненную информацию о составе, состоянии и судьбах боевых кораблей специальной постройки основных классов германского флота периода второй мировой войны, вспомогательных крейсеров-рейдеров, трофейных боевых кораблей. Особое внимание в справочнике уделяется судьбам тех кораблей, которые действовали в операционных зонах советских флотов.