Введение

 

Почти полвека прошло с окончания самой крова­вой и разрушительной войны в истории человечества. Последующие годы тоже нельзя назвать исключи­тельно мирными и созидательными, однако ужас ми­ровой бойни до сих пор не стирается в памяти людей. Но чтобы никогда не повторилось то, что уже начина­ет забываться, необходимо знать ВСЕ о той войне, о причинах, ее породивших, о том как мир пришел к той трагической черте, за которой прах десятков миллио­нов людей, большая половина которых — наши сооте­чественники.

Война на море, в ее ретроспективном рассмотре­нии применительно ко второй мировой, играла для разных стран неодинаковую роль в их вооруженной борьбе — от жизненно важной для Великобритании до сравнительно вспомогательной для Советского Союза. Но независимо от этого военные действия охватили все океаны земли, и главным противником на море нашей страны и ее союзников были военно-морские силы Германии. В целом вооруженные силы этой стра­ны были одними из самых совершенных и многочис­ленных в мире, что нельзя сказать о германском фло­те, который, наоборот, считался сравнительно мало­численным. Однако ни один корабль или судно стран — противников Германии не могли чувствовать себя в полной безопасности ни в одной точке мирового океа­на.

Что же это был за флот, что позволяло ему столь успешно вести боевые действия с явно превосходящим противником?

Временем зарождения германского военного флота считается XV век — период первого расцвета Ганзы. Но ее вряд ли можно считать источником тра­диций нарождавшейся военной силы. В подтвержде­ние приведем слова адмирала Тирпица: "Со времени исчезновения Ганзейского союза наш народ оставался чуждым морю и не осознавал его значение. Ганзей­ский союз не мог оставить в наследство длительное воздействие на наш образ мышления, так как базиро­вался не на германскую государственность, а на от­дельные, слабо друг с другом связанные города, кото­рые не могут иметь глубоких традиций, идущих в бу­дущее".

Правильнее считать, что история германского флота началась во второй половине XIX века, когда произошло окончательное объединение страны и вступление Германии в стадию капитализма. Бурное развитие промышленности, с лучшей для того време­ни технологией, подготовило экономическую базу для создания боевых кораблей, обладавших по сравне­нию, например, с британскими большей живучестью, имевших отличное артиллерийское и торпедное ору­жие и связь, высокие маневренные качества. Общий высокий образовательный уровень в стране позволил укомплектовать эти корабли хорошо обученными командами, в совершенстве владевшими довольно слож­ной для того времени военной техникой. Германский флот перед первой мировой войной представлял собой высококачественную, отлично организованную и обученную силу. Однако вопросы стратегического и оперативного использования этой первоклассной си­лы были разработаны слабо, и основная часть некогда грозного флота нашла свою могилу не в бою, а в глав­ной базе британского флота — Скапа-Флоу.

Версальский договор лишил Германию современ­ных военных кораблей. Ей было разрешено иметь 6 броненосцев, 6 легких крейсеров, 12 контр-минонос­цев (эсминцев) и 12 миноносцев. Постройка и приоб­ретение подводных лодок, создание морской авиации запрещались. Договор зафиксировал также предель­ные сроки службы кораблей: для линейных кораблей (броненосцев) — 20 лет, для крейсеров и миноносцев — 15 лет. Водоизмещение новых кораблей было огра­ничено 10 000 тоннами для тяжелых артиллерийских кораблей, 6000 тоннами для легких крейсеров, 800 тоннами для эскадренных миноносцев (контр-мино­носцев) и 200 тоннами для миноносцев. Этот договор свел германский флот к полному ничтожеству. Под стать корабельному составу оказалась и судострои­тельная промышленность. Производственные мощно­сти пострадали от военных действий, репарационных поставок и оккупации Рура, перестал быть частью Германии Данциг с его колоссальной судостроитель­ной фирмой "Шихау". Для широкой модернизации промышленности не хватало средств, тем более что Германия лишилась колоний. А ведь совсем недавно, при реализации программы строительства кайзеров­ского флота, одновременно в постройке находилось до 10 линкоров и 4 линейных крейсеров, причем сроки постройки линейных кораблей составили в среднем 3 года, линейных крейсеров 2,5—3 года, легких крей­серов до двух лет, а эсминцев три—шесть месяцев! Собственно говоря, в начале двадцатых годов и стро­ить было нечего — по Версальскому договору первые боевые корабля на замену существующим могли поя­виться лишь в 1925 г.

Однако к 1923 г. обстановка стала меняться. Бла­годаря так называемому "плану Дауэса" оккупация Рура прекращалась, предоставлялись кредиты для возрождения германской экономики и военного по­тенциала. Только в 1923—29 гг. Германия получила около 4 миллиардов долларов иностранных займов. Финансовая поддержка, прежде всего США и Велико­британии, дала возможность германским монополиям в течение 5—6 лет возродить тяжелую индустрию и мощную военную промышленность.

После длительного перерыва в 1921 г. началось строительство крейсеров, в 1924 г. — торпедных кате­ров, в 1928 г. — броненосцев, в 1929 г. — тральщиков, в 1933 г. — линейных крейсеров и "тайно" на отечественных верфях подводных лодок, в 1934 г. — эсмин­цев и в 1935 г., после подписания Англо-Германского морского соглашения, — тяжелых крейсеров и линей­ных кораблей.

Опыт первой мировой войны и жесткие рамки Версальского договора, большие достижения во мно­гих отраслях германской промышленности заставляли немцев искать нетрадиционные пути в военном судо­строении, смело внедрять новейшие достижения ми­ровой теории и практики строительства боевых кораб­лей, зачастую даже еще по-настоящему не апробированных. Так, широко применялась электросварка, алюминиевые сплавы и пластмассы для снижения ве­совых характеристик. Для сокращения сроков по­стройки подводных лодок и малых надводных кораб­лей использовалась секционная сборка. При этом гер­манские корабли традиционно отличала высокая жи­вучесть, хорошее качество оружия и механизмов, прекрасная оптика, К началу второй мировой войны германское судостроение практически могло создать для военно-морского флота корабли любого класса с тактико-техническими элементами, не уступавшими лучшим мировым образцам.

18 июня 1935 г. в Лондоне было подписано Англо-Германское морское соглашение об изменении соотно­шения военно-морских сил этих двух государств. От­ныне германский флот мог достигать 35% от британ­ского. Согласно этому документу, немцам разреша­лось иметь подводные лодки, причем их суммарное водоизмещение могло достигать 100% от аналогично­го "владычицы морей". По сути это соглашение лега­лизовало перевооружение германского флота. Дейст­вия англичан как будто бы абсурдны, однако это не так. С одной стороны, они видели, что Германия уже фактически нарушает Версальский договор, и хотели сделать этот процесс управляемым. С другой стороны, 35% от флота Великобритании — уровень вполне до­статочный для господства германского флота на Бал­тике, что соответствовало британским интересам . Наряду с созданием нового флота, в Германии, как и в других странах, шло осмысление опыта первой миро­вой войны и разрабатывались концепции применения сил на море в новых условиях. Основным авторитетом в данной области германские моряки признавали ви­це-адмирала О. Грооса. Цель морской войны он видел "в задержании тех кораблей, которые перебрасывают грузы и войска, обслуживают собственную торговлю и перевозку своих войск". Владение морскими путями отождествлялось с владением морем. Причем господ­ство на море увязывалось с господством в воздухе. По мнению Грооса, "владение морем может быть общим и местным, длительным и временным, но лишь в ред­чайшем случае — абсолютным и бесспорным ..." . Та­ким образом, теоретически обосновывалась возмож­ность господства в каком-то отдельно взятом районе путем сосредоточения там основных сил более слабого флота и ведения активных боевых действий малыми силами в других районах для распыления сил более сильного флота. Как мы видим, впоследствии этот принцип оперативного применения сил широко ис­пользовался как Редером, так и Деницем. Лучшим способом завоевания господства на море Гроос считал разгром флота противника в генеральном сражении или блокирование его в базах. Эту задачу мог выпол­нить только линейный флот. Кроме генерального сра­жения, Гроос рассматривал и "операции второстепен­ного значения", под которыми он понимал набеговые действия эсминцев по главным силам противника в начале войны, действия подводных лодок против бое­вых кораблей и активные минные постановки. В це­лом все эти действия он связывал с вопросом "уравно­вешивания сил" с более сильным флотом для достиже­ния успеха в генеральном сражении. Кроме блокады "военной", направленной против боевых сил флота противника, Гроос предусматривал и блокаду "эконо­мическую". Главным средством "экономической" бло­кады он считал крейсера, в том числе подводные. Предлагалось использовать в качестве крейсеров и вооруженные вспомогательные суда. В принципе Гроос повторял доктрину кайзеровского флота, но ес­ли первая в некотором роде проповедовала уничтоже­ние флота противника ради самого факта его уничто­жения, то Гроос рассматривал устранение противосто­ящей силы на море в качестве условия для осуществ­ления эффективной блокады, которая в конечном итоге должна была содействовать выводу противника из войны.

Практически во всех работах немецких авторов того времени поднимался вопрос о необходимости со­ответствия системы базирования задачам, стоящим перед военно-морским флотом. Особенно отчетливо эти вопросы просматриваются в работах вице-адмира­ла Вегенера и контр-адмирала Гадова. В этих рабо­тах прямо указывается на необходимость захвата французского побережья до Бреста, овладения Да­нией и Южной Норвегией. Кстати, Вегенер связывал необходимость захвата Норвегии с задачей пресече­ния северных коммуникаций России.

В работах Грооса в том числе формулировались основные оперативно-тактические требования к ко­раблям различных классов, которые во многом были реализованы в германских проектах. В частности, ли­нейные корабли по Гроосу "... должны обладать спо­собностью уничтожить любого противника и возмож­но дольше выдержать уничтожающий огонь против­ника, ... тем более, что только у линейного корабля возможно развитие мощной артиллерии, противомин­ной обороны и максимальной живучести. Его мощная система бронирования против бомб, сильно развитая система борьбы за живучесть представляют действен­ный противовес одностороннему развитию подводных и воздушных сил" . Для крейсерской войны наиболее подходящими он считал корабли,"... обладающие сле­дующими основными элементами: хорошие мореход­ные качества...; высокая скорость...; большой район плавания... Этим основным требованиям удовлетво­ряют небольшие крейсера или большие эсминцы, воо­ружение которых допускает многостороннее исполь­зование" . Эффективность действий крейсеров на коммуникациях планировалось значительно повы­сить за счет применения авиации как с самих крейсе­ров, так и с авианосцев . Считая авианосец "необхо­димым злом", так как он "является самым слабым ме­стом современных флотов", "отвлекая на себя значи­тельную часть своих морских сил и оставаясь в то же время легко уязвимым", капитан 1 ранга Пауль обосновал необходимость наличия у этих кораблей более сильного оборонительного вооружения, чем у легких боевых кораблей, и более высокой скорости по сравне­нию с тяжелыми боевыми кораблями противника.

В мае 1938 г, Гитлер объявил главнокомандующе­му ВМС адмиралу Редеру, что Великобритания явля­ется потенциальным противником, и потребовал соот­ветствующей ориентации в подготовке флота к вой­не , Главное командование военно-морских сил со­здало комитет планирования с целью исследования новых проблем и задач, вставших перед флотом. Че­рез некоторое время этот комитет пришел к выводу, что главная стратегическая задача ВМС — нарушение морских и океанских коммуникаций островной де­ржавы путем уничтожения ее торгового флота. Кроме оперативного плана использования флота, Гитлеру представили и два варианта его строительства. Пер­вый вариант предусматривал ведение борьбы против судоходства Великобритании с помощью подводных лодок и броненосных кораблей-рейдеров. Этот вари­ант, с точки зрения Редера, не давал стопроцентной гарантии успеха, но зато позволял относительно быст­ро, с учетом ограниченных ассигнований на флот, подготовить его к предстоящей войне. Другой план предусматривал создание не очень значительного, но обладающего огромной ударной мощью флота, спо­собного вести боевые действия против судоходства и против британских военно-морских сил. Этот вариант требовал много времени и ресурсов, но представлялся более перспективным, и Гитлер выбрал его, хотя и был предупрежден о том, что для осуществления второго варианта плана Германии нужно около 10 лет мира. Программой создания большого "сбалансиро­ванного" флота, названной "План Z", предусматрива­лось построить и иметь к 1948 г. 10 линейных кораб­лей и линейных крейсеров, 4 авианосца, 20 броненос­цев и тяжелых крейсеров, 20 легких и 22 дозорных крейсера, 68 эсминцев и миноносцев, 249 подводных лодок, 10 минных заградителей, 75 торпедных кате­ров и 227 кораблей других классов. В январе 1939 г. Гитлер утвердил этот план, потребовав его выполне­ния в течение шести лет, то есть в 1944 году . 27 апреля 1939 г. Германия денонсировала Морское соглашение и тем самым однозначно заняла антибри­танскую позицию. Становилось очевидно, что реали­зовать план "Z" не представляется возможным, но Гитлер не изменил своих директив, полагая, что уда­стся избежать столкновения с Великобританией.

К началу второй мировой войны военно-морские силы Германии насчитывали 159557 человек лич­ного состава и имели 107 боевых кораблей, общим во­доизмещением свыше 350 тыс. тонн, в том числе 86 новейших кораблей водоизмещением 250 тыс. тонн, построенных в период с 1933 по 1939 год.

Цель данной работы обобщить разрозненную ин­формацию о составе, состоянии и судьбах боевых ко­раблей специальной постройки основных классов гер­манского флота периода второй мировой войны, вспо­могательных крейсеров-рейдеров, трофейных боевых кораблей. Особое внимание в справочнике уделяется судьбам тех кораблей, которые действовали в опера­ционных зонах советских флотов.