Глава I. Численность и организация германских военно-морских сил в предвоенный период и в ходе второй мировой войны

 

1.1. Строительство боевых кораблей

 

В предвоенный период строительство боевых ко­раблей было сосредоточено на шести крупных верфях, имевших богатый опыт создания кайзеровского фло­та. После начала второй мировой войны кораблестро­ительная база расширилась за счет возвращения в сферу германского бизнеса фирмы "Шихау", а также средних и даже мелких судостроительных предприятий, ранее военным кораблестроением не занимав­шихся. Последние привлекались прежде всего для постройки (сборки) подводных лодок и боевых кате­ров. Как распределялось строительство боевых кораб­лей по годам в предвоенный период, показано в табл. 1.1.

 

Таблица 1.1. Строительство боевых кораблей по годам в предвоенный период

Тип корабля

1925

1926

1927

1928

1929

1930

1931

1932

1933

1934

1935

1936

1937

1938

1939

"Шарнхорст"

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

1

"Адмирал Шеер"

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

 

1

 

 

 

"Дейчланд"

 

 

 

 

 

 

 

 

1

 

 

 

 

 

 

"Адмирал Хиппер"

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

"Нюрнберг"

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

 

 

 

 

"Лейпциг"

 

 

 

 

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

"Кенигсберг"

 

 

 

 

1

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

"Эмден"

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

"Дитер фон Редер"

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

4

"Леберехт Маасе"

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7

7

2

"Ильтис"

 

 

 

3

3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

"Меве"

 

1

2

2

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

"F"

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8

2

 

 

"IX В"

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

"IX А"

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

5

"I А"

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

"VII В"

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4

7

"VII А"

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9

1

 

 

"II С"

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

5

"II В"

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7

11

 

 

 

"II А"

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6

 

 

 

 

Всего

1

1

2

5

5

2

1

0

1

1

14

31

10

19

27

 

1.2. Основные сведения об организации, базировании, комплектовании и боевой подготовке

 

К началу второй мировой войны ВМС Германии фактически имели две параллельные структуры: ад­министративную и оперативную. Первая была на­правлена на повседневное обеспечение подготовки флота к предстоящим военным действиям на море и охрану территориальных вод страны. Вторая должна была обеспечить гибкое оперативное боевое примене­ние сил флота и управление ими с началом военных действий.

Во главе германских ВМС стояло Главное командование — "ОКМ", которое возглавлял гросс-адмирал Редер. В него входило семь управлений: командова­ния, личного состава, защиты судоходства, ремонта, кораблестроения, административное и общее. Кроме этого, при главнокомандующем существовал его личный штаб руководства войной на морс, возглавля­емый контр-адмиралом Шнивиндом. Он же являлся начальником управления командования, которое фактически входило в этот штаб. Административная организация ВМС Германии в канун второй мировой войны показана на рис. 1.1.

В объединениях и соединениях флота имелись штабы, состав которых приведен в табл. 1,2, На ко­мандующего линейными силами замыкались нахо­дившиеся к тому времени в строю линейные крейсера "Гнейзенау" (флаг командующего флотом) и "Шарнхорст", а также броненосцы "Адмирал граф Шпее" (флаг командующего линейными силами), "Адмирал Шеер" и "Дойчланд". В разведывательные силы, по­мимо миноносцев и тральщиков, входили крейсера "Адмирал Хиппер", "Нюрнберг" (флаг командующего разведывательными силами), "Лейпциг" и "Кельн" ("Карлсруэ" к началу войны находился в ремонте). Флагманскими кораблями командующего миноносца­ми был эсминец "Z-1", а командующего тральщика­ми— старый миноносец "Т-196". Эскадренные ми­ноносцы распределялись по дивизионам следующим образом:

— первый дивизион — "Z-2, -3, -4";

— второй дивизион — "Z-5, -6, -7";

— третий дивизион — "Z-14, -15, -16";

— четвертый дивизион — "Z-20, -21, -22";

— пятый дивизион — "Z-17, -18, -19";

— шестой дивизион — "Z-8, -9, -10, -19;

— восьмой дивизион — "Z-11, -12, -13".

В ходе войны общее количество флотилий эскад­ренных миноносцев достигало 10, восемь из которых были укомплектованы кораблями германской по­стройки, а 9-я и 10-я флотилии оперировали в Среди­земном море и имели в своем составе трофейные ко­рабли. Объединение эсминцев и миноносцев во фло­тилии зачастую носило чисто формальный характер, и корабли одного и того же соединения одновременно можно было встретить и в Норвегии, и на Балтике, и в Бискайском заливе.

 

Таблица 1.2. Состав штабов соединений

Штаб

Начальник

штаба

Офицер

генерального

штаба

Флаг-офицер

Инженер-механик

Интендант

Врач

Секретарь-интендант

Юрист

Чиновник

Пастор

Всего

Флота

1

5

1

1

1

1

2

1

1

 

13

Командующего броненосцами и линейными кораблями

 

2

1

1

 

 

1

2

 

 

8

Командующего разведывательными силами

 

3

1

1

 

 

1

2

 

 

8

Командующего эсминцами

 

1

1

1

1

1

1

 

 

 

6

Флотилии эсминцев

 

 

 

1

1

1

1

 

 

 

4

Командующего тральщиками

 

1

 

1

1

1

1

 

 

 

5

Флотилии подводных лодок

 

1

1

1

1

1

1

 

 

 

6

 

В первую флотилию торпедных катеров входили "S-10"—"S-13", "S-18"—"S-2I", во вторую флотилию —"S-6"—"S-9", "S-14"—"S-17". Во флотилию эскорт­ных кораблей входили все сторожевые корабли типа "F", кроме "F-3" и "F-6".

Тральщики распределялись по соединениям сле­дующим образом:

1-ая флотилия тральщиков — "М-1, -3, -4, -5, -7, -8, -17, -20";

2-ая флотилия тральщиков — "М-2, -6, -9, -10, -11,-12,-21";

1-ая флотилия катерных тральщиков — "R-17" — "R-24";

2-ая флотилия катерных тральщиков — "R-25" — "R-32";

3-я флотилия катерных тральщиков — "R-33, -34,-35,-38".

Флагманской подводной лодкой командующего подводными силами считалась "U-26", а остальные подлодки входили во флотилии:

1-ая — "U-9,-13,-15,-17,-19,-21,-23";

2-ая — "U-25", "U-27"—"U-35";

3-я — "U-10,-12,-14,-16,-18,-20,-22,-24";

5-ая — "U-56" - "U-63";

6-ая — "U-37"—"U-44", "U-68";

7-ая — "U-45"—"U-48", "U-51, -52".

Каждой флотилии торпедных катеров, катерных тральщиков и подводных лодок придавались плавба­зы, а флотилиям подводных лодок, кроме этого, еще и посыльные корабли, в качестве которых использова­лись миноносцы постройки периода первой мировой войны. В состав инспекций входили в основном учеб­ные и боевые корабли постройки периода первой ми­ровой войны, но были там и достаточно современные единицы. Так в учебную инспекцию входил, наряду со старыми линкорами "Шлезиен" и "Шлезвиг-Голь­штейн", крейсер "Эмден", а в артиллерийскую инс­пекцию—крейсер "Кенигсберг" и миноносец "Ягуар".

В командование крепостей входили военно-мор­ские базы, по дивизиону береговой артиллерии (в "Остфрисланд" — два дивизиона) и по морскому ба­тальону службы воздушного наблюдения, оповеще­ния и связи. На побережье Северного моря основны­ми базами являлись Вильгельмсхафен, Куксхафен, Бремерхафен, Гельгольд, а на Балтике — Киль, Фленсбург, Росток, Штральзунд, Свинемюнде, Штеттин, Пиллау и Мемель. Второму адмиралу Морских станций подчинялись батальоны морских экипажей, они же возглавляли командование охраны водного района.

Показанная на рис. 1.1 группа "Ост" являлась уже элементом оперативной организации ВМС и пред­назначалась для руководства предстоящими боевыми действиями флота против Польши. В остальном опе­ративная организация проявлялась лишь в том, что отдельные корабли или соединения базировались на Северное или Балтийское море и, таким образом, как бы находились на различных оперативных направле­ниях. С началом войны оперативная организация ста­ла главенствующей. Кроме группы "Ост", была сфор­мирована группа "Вест", которую возглавил адмирал Заальвехтер. После падения Франции и передислока­ции штаба "Вест" в Париж на его прежнем месте в Вильгельмсхафене создается штаб группы "Норд", ко­торую возглавил адмирал Карльс. Позднее на Адриа­тике формируется штаб группы "Зюйд". Командую­щему каждой из групп подчинялся командующий флотом данной группы, замыкавший на себя команди­ров корабельных соединений. Кроме того, командую­щему каждой группой подчинялись адмиралы, ко­мандовавшие на определенных направлениях (коман­дующий во Франции, командующий в Норвегии, ко­мандующий на Черном море и т. д.), которым в свою очередь подчинялись морские начальники районов (командиры баз) и командиры корабельных соедине­ний, выполнявших постоянные задачи на этих на­правлениях (сторожевые силы, транспортные соеди­нения и т.д.) Еще одним объединением, сразу замы­кавшимся на главнокомандующего, были подводные силы. С началом военных действий они фактически вышли из подчинения командующему флотом и со­здали свою внутреннюю организационную структуру, отчасти дублирующую организацию ВМС в целом. Без учета сил, действовавших на Балтике и Черном море, она показана на рис. 1.2.

После расторжения Версальского договора в Гер­мании вводится всеобщая воинская повинность со сро­ком службы два года. Однако такой срок службы счи­тался недостаточным для подготовки специалистов высокой квалификации, и поэтому на флоте была ус­тановлена довольно сложная смешанная система комплектования, при которой весь некомандный со­став делился на плавающий и береговой.

Плавающий состав состоял исключительно из добровольцев, подписавших контракт на четыре года. Обучение проходило сначала при экипажах, а затем они расписывались по кораблям, где занимали долж­ности матросов, кочегаров или учеников специали­стов. Через год доброволец производился в старшие матросы или старшие специалисты. Еще через год они производились в штабс-матросы, а на четвертом году службы — в старшие штабс-матросы. Наиболее отли­чившиеся матросы по третьему году службы посыла­лись на один год в унтер-офицерскую школу, закон­чив которую, новоиспеченный унтер-офицер ("мат") давал подписку о добровольной службе в течение 12 лет. После двух лет службы мату могло быть присвое­но звание обермаат, т.е. старшего унтер-офицера. Береговой состав комплектовался главным образом из военнообязанных и в свою очередь подразделялся на "береговой состав (берег)" и "береговой состав (мо­рс)". Первая категория военнослужащих служила преимущественно в береговой обороне и кроме воен­нообязанных в нее входили добровольцы из близлежа­щих районов со сроком службы 9 месяцев. Береговой состав (море) предназначался для укомплектования тральщиков и вспомогательных судов, состоял пре­имущественно из военнообязанных бывших моряков торгового флота и рыбаков, а также добровольцев с двенадцатимесячным сроком службы.

Офицеры германского флота делились на строе­вых офицеров, инженер-механиков, морских офи­церов оружия, морских санитарных офицеров, мор­ских офицеров-хозяйственников и гражданских чи­нов. На все специальности принимались исключи­тельно годные по состоянию здоровья добровольцы арийского происхождения в возрасте не старше 21 го­да, имевшие германское подданство, успешно окон­чившие среднее учебное заведение повышенного типа. Фазы обучения будущих офицеров приведены в табл. 1.3.

 

Таблица 1.3

Фазы

Сроки обучения

Первоначальное военное обучение

2,5 месяца

Плавание на парусном учебном судне, про­изводство в кадеты

3 месяца

Заграничное плавание на боевом корабле, после экзамена производство в гардемарины

7,5 месяцев

Обучение в военно-морском училище, сдача главного офицерского экзамена

7 месяцев

Обучение военно-морским специальностям

4 месяца

Строевая служба на флоте, производство в корабельные гардемарины

6 месяцев

Всего:

2,5 года

 

Производство в офицеры обуславливалось балло­тированием кандидатуры каждого гардемарина всеми офицерами того корабля, на котором он плавал. По­сле производства в лейтенанты офицеры проходили ряд дополнительных специальных классов для того, чтобы занимать на корабле должности по артиллерий­ской, торпедной, минной или радиотелеграфной спе­циальностям. Подготовка нестроевых специалистов отличалась тем, что вместо плавания на парусном учебном судне кадеты проходили практику в соответ­ствующих мастерских или береговых частях. Общим для всех оставалось заграничное плавание и военно-морское училище.

Курс боевой подготовки кораблей был рассчитан на два года: первый год являлся периодом одиночного обучения, второй год — "маневренный год" — период отработки в составе соединения. Для прохождения курса боевой подготовки весь корабельный состав де­лился на две части: "подготовительный класс" и "ма­невренный класс". Корабли первого "класса" начина­ли двухлетний период боевой подготовки в октябре. К этому моменту на них производились все необходи­мые перемещения личного состава. В первый год на корабле отрабатывались все боевые и повседневные расписания, выполнялись все требуемые одиночные боевые упражнения. Летом корабли выполняли пла­вания по Балтийскому и Северному морям с заходами в иностранные порты. На кораблях "маневренного класса" уже никаких крупных перемещений личного состава не производилось, и они отрабатывали различные упражнения сначала попарно, а затем в со­ставе соединения. При этом большое внимание уде­лялось выполнению совместных стрельб по быстро­ходным целям в условиях плохой видимости и ночью, для чего применялись радиоуправляемые корабли-цели, переделанные из старых линкоров, а также изу­чению театра возможных боевых действий.

 

1.3. Изменение численности боевых кораблей основных классов за период войны

 

На момент начала второй мировой войны по ко­раблям основных классов Германия занимала седьмое место в мире после США, Великобритании, Франции, Италии, Японии и СССР. Однако, значительно усту­пая объединенному флоту Великобритании и Фран­ции, ВМС Германии превосходили советские Балтий­ский и Северный флоты вместе взятые. Кроме кораб­лей, указанных в табл. 1.5, по состоянию на 1 сентяб­ря 1939 г. в составе ВМС Германии числилось 25 торпедных катеров, 49 тральщиков (из них 32 по­стройки первой мировой войны), 40 катерных траль­щиков. За период второй мировой войны германский флот пополнился 254 торпедными катерами, 197 тральщиками и 286 катерными тральщиками отечест­венной постройки. Кроме этого, на различных этапах войны в разных странах были захвачены и частично применялись в боевых действиях 5 эсминцев, 49 мино­носцев, а также большое количество более мелких боевых кораблей различных классов.

В табл. 1.4 и 1.6 рассмотрены причины потерь крупных надводных кораблей и подводных лодок со­ответственно. Потери аналогичных боевых кораблей, захваченных в других странах, будут рассмотрены от­дельно.

 

Таблица 1.4. Причины потерь крупных надводных кораблей за период войны

Тип корабля

Артил. огонь

Авиация в

Торпеды

Мины

Уничтожение экипажами

Навигационные и прочие

Всего потеряно

 

НК

БА

море

базе

НК

пл

авиация

 

 

 

 

"Бисмарк"

1

 

 

1

 

 

 

 

 

 

2

"Шарнхорст"

1

 

 

1

 

 

 

 

 

 

2

"Адмирал Шеер"

 

 

 

1

 

 

 

 

1

 

2

"Дейчланд"

 

 

 

1

 

 

 

 

 

 

1

"Адмирал Хиппер"

 

1

 

 

 

 

 

 

1

 

2

"Кенигсберг"

 

 

 

2

 

1(1)

 

 

 

 

3

"Эмден"

 

 

 

 

 

 

 

 

1

 

1

"Z-35"

 

 

 

 

 

 

 

2

1

 

3

"Z-23"

2

 

1

2

 

 

 

 

2

 

7

"Дитер фон Редер"

2

 

 

 

2

 

 

 

1

 

5

"Либерехт Маасс"

4(2)

 

2

 

 

 

 

1

2

1(3)

10

"Т-22"

4

 

2

 

1

 

 

4

 

 

11

"Т-13"

 

 

2

2

 

 

 

 

 

 

4

"T-1"

 

 

 

4

 

 

 

3

2

 

9

"Ильтис"

 

 

 

1

1

1

 

1

 

2

6

"Меве"

1

 

1

3

1

 

 

 

 

 

и

"F"

 

 

 

2

 

1

 

1

 

 

4

Вспомогательные крейсера

4

 

 

 

1

1

 

 

1

1

8

 

Дополнительные данные:

1 "Карлсруэ" тяжело поврежден подводной лодкой и добит торпедами миноносца;

2 "Z-7" тяжело поврежден артиллерийским огнем и добит торпедами миноносца;

3 "Z-13" сначала сел на мель, а затем уничтожен артиллерийским огнем;

4 "Блюхер" потоплен комбинированным применением береговой артиллерии и торпед с береговых аппаратов.

 

Таблица 1.5 Изменение численности боевых кораблей основных классов за период войны

Тип (проект) корабля

1939 г.

1940 г.

1941 г.

1942 г.

1943 г.

1944 г.

1945 г.

ВСЕГО

 

на

1.9

на 1.1

на

1.1

на

1.1

на

1.1

на 1.1

на 1.1

было в строю

осталось

Линейные корабли и броненосцы

"Бисмарк"

0

 

 

0

1

 

1

1

1

1

 

 

1

 

 

1

 

1

0

 

 

2

0

"Шарнхорст"

2

 

 

2

 

 

2

 

 

2

 

 

2

 

2

0

 

 

0

 

 

2

0

"Адмирал Шеер"

2

 

1

1

 

 

1

 

 

1

 

 

1

 

 

1

 

 

1

 

1

2

0

"Дойчланд"

1

 

 

1

 

 

1

 

 

1

 

 

1

 

 

1

 

 

1

 

1

1

0

Всего лк и бр

5

 

1

4

1

 

5

1

1

5

 

 

5

 

2

3

 

1

2

 

2

7

0

Крейсера

"Принц Ойген"

0

 

 

0

I

 

1

 

 

1

 

 

1

 

 

1

 

 

1

 

 

1

1

"Адмирал Хиппер"

1

1

 

2

 

1

1

 

 

1

 

 

1

 

 

1

 

 

1

 

1

2

0

"Нюрнберг"

1

 

 

1

 

 

1

 

 

1

 

 

1

 

 

1

 

 

1

 

 

1

1

"Лейпциг"

1

 

 

1

 

 

1

 

 

1

 

 

1

 

 

1

 

 

1

 

 

1

1

"Кенигсберг"

3

 

 

3

 

2

1

 

 

1

 

 

1

 

 

1

 

 

1

 

1

3

0

"Эмден"

1

 

 

1

 

 

1

 

 

1

 

 

1

 

 

1

 

 

1

 

1

1

0

Всего кр

7

1

 

8

1

3

6

 

 

6

 

 

6

 

 

б

 

 

6

 

3

9

3

Миноносцы

"Z-35"

0

 

 

0

 

 

0

 

 

0

 

 

0

1

 

1

2

2

1

 

1

3

0

"Z-23"

0

 

 

0

3

 

3

5

 

8

3

1

10

4

1

13

 

4

9

 

1

15

8

"Дитер фон Редер"

6

 

 

6

 

5

1

 

 

1

 

 

1

 

 

1

 

 

1

 

 

6

1

"Леберехт Маасс"

16

 

 

16

 

7

9

 

 

9

 

3

6

 

 

6

 

 

6

 

 

16

6

"T-22"

0

 

 

0

 

 

0

 

 

0

4

 

4

5

2

7

6

8

5

 

1

15

4

"Т-13"

0

 

 

0

 

 

0

7

 

7

2

 

9

 

1

8

 

1

7

 

2

9

5

"T-1"

0

4

 

4

8

1

11

 

 

11

 

 

11

 

 

11

 

3

8

 

5

12

3

"Ильтис"

6

 

1

5

 

2

3

 

1

2

 

1

1

 

 

1

 

1

0

 

 

б

0

"Меве"

6

 

 

6

 

1

5

 

 

5

 

1

4

 

 

4

 

4

0

 

 

6

0

Всего м и эм

34

4

1

37

11

16

32

12

1

43

9

6

46

10

4

52

8

23

37

 

10

88

27

Эскортные корабли

"F"

10

 

1

9

 

 

9

 

 

9

 

 

9

 

 

9

 

 

9

 

3

10

6

Итого нк

56

5

3

58

13

19

52

13

2

63

9

6

66

10

6

70

8

24

54

 

18

114

36

Крейсерские подводные лодки

XXI

0

 

 

0

 

 

0

 

 

0

 

 

0

 

 

0

62

1

61

59

108

121

12

IX D/42

0

 

 

0

 

 

0

 

 

0

 

 

0

 

 

0

 

 

0

1

 

1

1

IX D2

0

 

 

0

 

 

0

 

 

0

10

1

9

12

8

13

6

11

8

 

2

28

6

XI D1

0

 

 

0

 

 

0

 

 

0

2

 

2

 

 

2

 

1

 

 

 

2

1

Всего кр, пл

0

 

 

0

 

 

0

 

 

0

12

1

11

12

8

15

68

13

69

60

110

152

20

Большие подводные лодки

IX С/40

0

 

 

0

 

 

0

 

 

0

25

1

24

45

25

44

17

25

36

 

19

87

17

IX С

0

 

 

0

 

 

0

40

2

38

14

15

37

 

26

11

 

6

5

 

1

54

4

IX В

0

1

 

1

10

3

11

3

3

8

 

 

8

 

4

4

 

3

1

 

1

14

0

IX

7

1

3

5

 

2

3

 

 

3

 

 

3

 

I

2

 

 

2

 

2

8

0

I А

2

 

 

2

 

2

0

 

 

0

 

 

0

 

 

0

 

 

0

 

 

2

0

Всего бол. пл

9

2

3

8

10

7

14

43

5

49

39

16

72

45

56

61

17

34

44

 

23

165

21

Средние подводные лодки

VII С

0

 

 

0

13

 

13

142

21

134

177

63

248

218

157

309

111

177

243

2

147

663

98

VII В

8

3

1

10

8

7

11

5

5

11

 

2

9

 

5

4

 

 

4

 

4

24

0

VII А

10

 

3

7

 

3

4

 

 

4

 

 

4

 

1

3

 

1

2

 

2

10

0

Всего ср. пл

18

3

4

17

21

10

28

147

26

149

177

65

261

218

!63

316

11

178

249

2

153

697

98

Малые подводные лодки

 

ХХIII

0

 

 

0

 

 

0

 

 

0

 

 

0

 

 

0

32

4

28

31

36

63

23

 

II D

0

 

 

0

14

 

14

2

3

13

 

 

13

 

 

13

 

 

13

 

9

16

4

 

II С

6

1

 

7

1

1

7

 

 

7

 

 

7

 

 

7

 

 

7

 

6

8

1

 

II В

18

 

2

16

2

3

15

 

 

15

 

 

15

 

 

15

 

9

6

 

6

20

0

 

II А

6

 

 

6

 

1

5

 

 

5

 

 

5

 

1

4

 

3

1

 

 

6

1

 

Всего мал. пл

30

1

2

29

17

5

41

2

3

40

 

 

40

 

1

39

32

16

55

31

57

113

29

 

Подводные минные заградители

 

Х В

0

 

 

0

 

 

0

3

 

3

2

1

4

2

4

2

1

1

2

 

 

8

2

 

VII D

0

 

 

0

 

 

0

4

 

4

2

3

3

 

1

2

 

I

I

 

 

6

1

 

Всего зп

0

 

 

0

 

 

0

7

 

7

4

4

7

2

5

4

1

2

3

 

 

14

3

 

Транспортные подводные лодки

 

XIV

0

 

 

0

 

 

0

2

 

2

5

1

6

3

7

2

 

2

0

 

 

10

0

 

VII F

0

 

 

0

 

 

0

 

 

0

 

 

0

4

 

4

 

3

1

 

 

4

1

 

Всего тр. пл

0

 

 

0

 

 

0

2

 

2

5

1

6

7

7

6

 

5

1

 

 

14

1

 

ИТОГО пл

57

6

9

54

48

22

83

201

34

247

237

87

397

284

240

441

229

247

421

93

343

1155

172

 

ИТОГО

113

11

12

112

61

41

135

214

36

310

246

103

463

294

246

511

273

271

475

93

361

1269

208

 

                                                                                             

Обозначения, принятые в таблице: ↑ — вступило в строй; ↓ — потеряно.

 

Таблица 1.6. Причины потерь подводных лодок за период войны

Серия пл

Оружие (кроме мин)

Мины

Комбинированное применение оружия нк и авиацией

Навигационные и прочие

Уничтожение экипажами

Неизвестные

Всего потеряно

 

базовой авиации

корабельной авиации

нк

пл

 

 

 

 

 

 

 

в море

в базе

 

 

 

 

 

 

 

 

 

XXI

7

13

 

 

 

3

 

 

86

 

109

IX D2, D1

9

2

3

3

2

1

 

 

1

2

23

IX С/40

22

3

6

28

3

4

1

1

1

1

70

IX С

20

 

4

14

 

1

8

1

1

1

50

IX В

4

3

1

5

 

 

 

 

 

1

14

IX

 

 

1

4

 

1

 

 

2

 

8

I А

 

 

 

 

 

1

1

 

 

2

 

VII С

174

38

19

176

13

17

25

32

57

14

565

VII В

1

 

2

14

1

 

2

 

4

 

24

VII А

1

 

 

5

1

 

 

1

2

 

10

XXIII

2

2

 

1

 

1

 

2

31

1

40

II D

 

 

 

2

1

 

 

 

9

 

12

II С

 

1

 

1

 

 

 

 

5

 

7

II В

 

2

 

2

 

2

 

3

11

 

20

II А

 

2

 

 

1

 

 

2

 

 

5

X B, VII D

1

 

4

5

 

 

 

 

 

1

11

XIV, VII F

5

 

5

1

 

 

2

 

 

 

13

ИТОГО

246

66

45

261

22

31

39

42

210

21

983