2.1. Линейные корабли
К середине 20-х годов старые германские броненосцы "Брауншвейг", "Ганновер" и "Эльзас" достигли двадцатилетнего возраста и, согласно Версальскому договору, могли быть заменены на новые броненосные корабли. В рамках разрешенного этим договором водоизмещения (не более 10000 т) можно было построить либо тяжелый крейсер вашингтонского типа, либо монитор или броненосец береговой обороны, однако Германии нужен был корабль для действий на коммуникациях противника. При большой дальности плавания он должен был превосходить по своим боевым качествам любой крейсер и по скорости хода — любой из существующих линейных кораблей. Таким образом, этот корабль всегда мог бы сломить противодействие непосредственного охранения конвоя, традиционно состоящего из крейсеров и противолодочных кораблей, и при необходимости уклониться от более сильного противника.
В 1929 г. закладывается первый 10 000-т корабль, названный после спуска на воду "Дейчланд". При его строительстве, а также при постройке близких к нему по тактико-техническим элементам "Адмирала Шеера" и "Адмирала графа Шпее" германские судостроители применили последние достижения в области судо- и машиностроения. Так доля электросварки достигла 90% от общего объема корпусных работ, что дало выигрыш в весе около 600 тонн. В качестве главной энергетической установки впервые в мировой практике на кораблях такого класса установили восемь девяти цилиндровых бескомпрессорных двухтактных дизелей фирмы "MAN" мощностью по 7100 л.с. Все это позволило создать уникальные корабли, в наибольшей степени соответствующие концепции рейдера. Несмотря на то, что они были отнесены, во многом по политическим мотивам, к классу броненосцев, во всем мире за ними укоренилось неофициальное название "карманный линкор", хотя сами немцы в декабре 1939 г. переклассифицировали их в тяжелые крейсера. Строительство "Дойчланда" обошлось в 80 миллионов рейхсмарок, причем стоимость корпуса оказалась равна стоимости главной энергетической установки и вооружения. В 1934 г. вошел в строй второй броненосец, спустили на воду третий и заложили еще два под литерным обозначением "D" и "Е". Официально последние два корабля также имели водоизмещение по 10 000 т, но уже в 1935 г. в ходе подписания Англо-Германского морского соглашения немцы признались, что "D" и "Е" вовсе не броненосцы, а фактически линейные крейсера водоизмещением по 26 000 т. В действительности оно оказалось для этих кораблей, при спуске на воду названных "Шарнхорст" и "Гнейзенау", еще больше и превосходило аналогичный показатель броненосцев более чем в 2,5 раза при увеличении огневой мощи всего в 1,5 раза. Отчасти это было вызвано возвращением к котлотурбинным главным энергетическим установкам и усилением защиты. Временно отказаться от дизелей заставили недостатки, выявленные в ходе эксплуатации головного броненосца, к которым прежде всего относились повышенная вибрация корпуса и шумность на боевых постах при больших скоростях хода, что в значительной мере затрудняло то, ради чего создавались эти корабли — ведение артиллерийского огня. Кроме этого, в связи с выходом новейших иностранных линкоров на 30-узловой рубеж, 28,5 узлов, полученных на испытаниях "Адмирала Шеера", уже становится явно недостаточно. Но котлотурбинная установка была не в состоянии обеспечить дальность плавания, аналогичную дизельным броненосцам, и, чтобы частично компенсировать этот недостаток, на линейных крейсерах применили пар высоких параметров (50 атм., 50 град. С), что должно было повысить экономичность установки. Несмотря на проблематичность подобного пути увеличения дальности плавания котлотурбинных кораблей, уже в 1936 г. закладываются два линейных корабля, впоследствии получивших наименования "Бисмарк" и "Тирпиц", давление пара в главных энергетических установках которых довели до 58 атм. Сразу же с вступлением в строй в 1938 г. "Гнейзенау" начались неприятности с его силовой установкой, прежде всего с котлами. Из-за некоторых конструктивных особенностей оказался более расчетного расход пара на вспомогательных механизмах, что повлекло за собой возрастание расхода топлива. Так на "Тирпице" это превышение на полном ходу составило 10%, а на экономическом — около 19%. В определенной степени разочаровавшись в надежности и экономичности котлотурбинных установок в качестве главных двигателей для потенциальных рейдеров, на заложенных 14 апреля 1939 г. очередных двух линейных кораблях планировали опять вернуться к дизелям. Несмотря на отказ в ходе войны от строительства линейных кораблей, их проектирование продолжалось и далее. Наиболее мощным мог стать линкор проекта "Н-44". При стандартном водоизмещении 131 000 т он должен был развивать ход более 30 узлов и нести четыре спаренных 508-мм, шесть спаренных 150-мм и восемь спаренных 105-мм артиллерийских установок, а также 28 37-мм и 40 20-мм зенитных автоматов.
2.1.1. Линейные корабли типа "Н" и линейные крейсера типа "О"
14 апреля 1939 г. на верфи фирмы "Блом и Фосс" в Гамбурге и "Дешимаг" в Бремене были заложены два линейных корабля нового проекта под литерными обозначениями "Н" и "J". Всего планировалось построить шесть кораблей данного типа, но уже 15 июля строительство корабля "Н", а 1 сентября корабля "J" прекратили. В 1940 г. заделы, на которые успели израсходовать несколько тысяч тонн металла, разобрали. Литерные обозначения остальных так никогда и не заложенных линкоров этого проекта "К", "L","M" и "N".
В 1939 г. были выделены ассигнования на постройку первого в серии из трех линейных крейсеров, получивших литерное обозначение "О", "Р" и "Q". Однако ни один из кораблей этого проекта заложен не был.
Основные элементы линейного корабля "Н" и линейного крейсера "О" приведены в табл. 2.1.
2.1.2. Линейные корабли типа "Бисмарк"
Всего построено два корабля этого типа: "Бисмарк" и "Тирпиц". Их основные элементы приведены в табл. 2.1.
"Бисмарк" ("Bismarck")
В 1936 г. заложен на верфи фирмы "Блом и Фосс" в Гамбурге под литерным обозначением "F". 14.02.39 г. спущен на воду и получил наименование "Бисмарк", 24.04.40 г. вступил в строй.
21 мая 1941 г. совместно с крт "Принц Ойген" начал прорыв на атлантические коммуникации англичан. 24 мая артиллерийским огнем потопил в Датском проливе британский линейный крейсер "Худ" и повредил линейный корабль "Принс оф Уэльс".
27 мая потоплен главными силами британского флота в 300 милях к западу от Бреста (Франция); погибло 1977 человек, 115 подобраны британскими кораблями.
"Тирпиц" ("Tirpitz")
В 1936 г. заложен на военно-морской верфи в Вильгельмсхафене под литерным обозначением "G". 1.04.39 г. спущен на воду и получил наименование "Тирпиц", 25.02.41 г. вступил в строй.
В сентябре 1941 г. входил в "Балтийский флот", созданный для недопущения прорыва советских кораблей в Швецию для интернирования. 16 января 1942 г. перебазирован в Тронхейм (Норвегия). 30 января безрезультатно атакован шестнадцатью британскими самолетами берегового базирования. 6—9 марта пытался атаковать конвой "PQ-12", шедший в СССР, но не обнаружил его. 9 марта безуспешно атакован британскими палубными самолетами. 31 марта.
28 и 29 апреля безуспешно атакован британскими самолетами берегового базирования. В начале июля пытался перехватить конвой "PQ-17", шедший в СССР, но из-за неясности обстановки вернулся в базу; 5 июля при выходе из Альтен-фьорда был безуспешно атакован советской пл "К-21".
6—9 сентября 1943 г. в составе группы боевых кораблей обстрелял угольные шахты на Шпицбергене. 22 сентября был атакован британскими сверхмалыми пл "Х-6" и "Х-7" на защищенной стоянке в Альтен-фьорде; получил повреждения от двух взрывных устройств, ремонтировался 6 месяцев.
3 апреля 1944 г. атакован британской палубной авиацией в Альтен-фьорде, получил четыре прямых попадания авиабомб весом по 800 кг и более 15 попаданий авиабомб весом по 100—250 кг. 17 июля, 22, 24 и 29 августа безуспешно атакован британскими палубными самолетами. 15 сентября атакован британскими тяжелыми бомбардировщиками, получил попадание одной 5,5-т бомбы в бак. 29 октября на переходе из Альтен-фьорда в Тромсе подвергся атаке британской авиации берегового базирования.
12 ноября 1944 г. потоплен двумя 5,5-т бомбами британских тяжелых бомбардировщиков вблизи Тромсе, погибло 1204 человека. В период с 1948 по 1957 год разобран на металл норвежско-германской фирмой.
2.1.3. Линейные крейсера типа "Шарнхорст"
Всего построено два корабля этого типа : "Шарнхорст" и "Гнейзенау". Их основные элементы приведены в табл. 2.1.
"Шарнхорст" ("Scharnhorst")
В 1934 г. заложен на военно-морской верфи в Вильгельмсхафене под литерным обозначением "D". 3.10.36 г. спущен на воду и получил наименование "Шарнхорст", 7.01.39 г. вступил в строй.
В ноябре 1939 г, совместно с лкр "Гнейзенау" участвовал в нарушении британских коммуникаций в Северной Атлантике. В апреле 1940 г, совместное лкр "Гнейзенау" осуществлял оперативное прикрытие Норвежской десантной операции. 8 июня совместно с лкр "Гнейзенау" потопил британские ав "Глориес", эм "Акаста" и эм "Ардент", но получил попадание одной торпедой предположительно с эм "Акаста".
В феврале—марте 1941 г. совместно с лкр "Гнейзенау" участвовал в нарушении британских коммуникаций в Атлантике, где они потопили 22 судна (115622 БРТ). По завершении операции 22 марта зашел в Брест. 24 июля был атакован британской авиацией в Ла Палисе и получил пять прямых попаданий 250-кг бомб.
11—13 февраля 1942 г. в составе группы кораблей осуществил прорыв из Бреста в Германию через Ла-Манш. 12 февраля корабль дважды подрывался на донных минах, но дошел своим ходом до базы, где был поставлен в док. Ремонт продолжался около года.
В марте 1943 г. перебазирован в Северную Норвегию. 6—9 сентября в составе группы боевых кораблей обстрелял угольные шахты на Шпицбергене. 26 декабря потоплен в Баренцевом море британскими кораблями во главе с л к "Дьюк оф Йорк" при попытке атаковать конвой "JW-55B", погибло 1803 человека.
"Гнейзенау" ("Gneisenau")
В 1934 г. заложен на верфи фирмы "Дойче-Верке" в Киле под литерным обозначением "Е". 8.12.36 г. спущен на воду и получил наименование "Гнейзенау", 21.05,38 г. вступил в строй.
В ноябре 1939 г. совместно с лкр "Шарнхорст" участвовал в нарушении британских коммуникаций в Северной Атлантике. В апреле 1940 г. совместно с лкр "Шарнхорст" осуществлял оперативное прикрытие Норвежской десантной операции, где получил повреждения поста управления огнем и первой башни при кратковременной артиллерийской дуэли с британским лкр "Ринаун". 8 июня совместно с лкр "Шарнхорст" потопил британские ав "Глориес", эм "Акаста" и эм "Ардент". 5 мая подорвался на мине в устье Эльбы. 20 июня в Норвежском море получил попадание одной торпеды с британской пл "Клайд", но дошел до базы и был поставлен в док.
В феврале—марте 1941 г. совместно с лкр "Шарнхорст" участвовал в нарушении британских коммуникаций в Атлантике, где они потопили 22 судна (115622 БРТ). По завершении операции 22 марта зашел в Брест. 6 апреля получил попадание одной авиационной торпеды и встал в док. 10—11 апреля неоднократно подвергался атакам британских самолетов, в результате которых получил четыре попадания авиабомб весом по 250 кг.
11—13 февраля 1942 г. в составе группы кораблей осуществил прорыв из Бреста в Германию через Ла-Манш. 12 февраля корабль подрывался на донной мине, получил тяжелые повреждения, но дошел своим ходом до базы и был поставлен в док в Киле. 26 февраля прямо в доке был выведен из строя 500-кг бомбой.
В 1943 г. ремонт корабля прекращен, он был разоружен, использовался в качестве плашкоута, и 27 марта 1945 г. его затопили на фарватере в Готенхафене (ныне Гдыня).
Таблица 2.1. Основные элементы линейных кораблей и линейных крейсеров
Элементы/тип корабля |
Линейные корабли |
Линейные крейсера |
|
||||||
"Н" |
"Бисмарк" |
"О" |
"Шарнхорст" |
|
|||||
1 . Водоизмещение, т: |
|
|
|
|
|
||||
— стандартное |
56200 |
42900 |
32300 |
31 800 |
|
||||
— полное |
68000 |
52600 |
38200 |
38900 |
|
||||
2. Размеры, м: |
|
|
|
|
|
||||
— длина по КВЛ (наибольшая) |
266 (279) |
242(251) |
246 (257) |
226 (235) |
|
||||
— ширина |
30 |
36 |
35 |
30,5 |
|
||||
— осадка (наибольшая) |
9,6(11,2) |
9(10,6) |
7,6(9) |
8,2 (9,9) |
|
||||
3. Главные механизмы: |
|
|
|
|
|
||||
— тип установки |
дизель-моторы |
котлотурбинная |
котлотурбинная и дизель-моторы на свои валы |
котлотурбинная |
|
||||
— суммарная мощность, л. с. |
165000 |
138000 |
60000 и 110 000 |
160000 |
|
||||
— число ТЗА |
— |
3 |
1 |
3 |
|
||||
— число дизель-моторов |
12 |
— |
8 |
— |
|
||||
— число котлов |
— |
12 |
— |
12 |
|
||||
— число винтов |
3 |
3 |
3 |
3 |
|
||||
— запас топлива, т |
10000 |
"Бисмарк" — 7900, "Тирпиц" — " 8780 |
5100 |
6300 |
|
||||
4. Скорость хода, узлов |
29 |
30.8 |
33,5 |
31,5 |
|
||||
5. Дальность плавания, миль: |
|
|
|
|
|
||||
— скоростью хода 19 узлов |
16000 |
"Бисмарк" — 8100, "Тирпиц" " 9000 |
14000 |
10000 |
|
||||
6. Вооружение, число: |
|
|
|
|
|
||||
— 406/52 АУ |
4x2 |
— |
— |
— |
|
||||
— 380/52 АУ |
— |
4x2 |
3x2 |
— |
|
||||
— 280/54,5 АУ |
— |
— |
— |
3x3 |
|
||||
— выстрелов ГК |
* |
960 |
• |
до 1350 |
|
||||
— 150/55 АУ |
6x2 |
6x2 |
— |
4x2 + 4x1 |
|
||||
— 150-мм выстрелов |
• |
1800 |
• |
1800 |
|
||||
— 105/65 ун. АУ |
8x2 |
8x2 |
4x2 |
7x2 |
|
||||
— 105-мм выстрелов |
• |
6720 |
• |
5600 |
|
||||
— 37/80 зен. АУ |
8x2 |
8x2 |
4x2 |
8x2 |
|
||||
— 37-мм выстрелов |
• |
32000 |
• |
до 96 000 |
|
||||
— 20/65 зен. АУ |
24x1 |
12 на момент постройки, 64 на момент гибели "Тирпица" |
20x1 |
10 на момент постройки, впоследствии до 38 |
|
||||
— 20-мм выстрелов |
• |
до 90 000 |
|
до 76 000 |
|
||||
— 533-мм торпедных труб |
2x3 |
2х4 на "Тирпице" с 1942 г. |
— |
уже в ходе боевых действий установлено 2x3 |
|
||||
— 533-мм торпед |
* |
24 |
— |
18 |
|
||||
— катапульт |
2 |
1 спаренная |
1 спаренная |
2, но в ходе боевых действий одна демонт. |
|
||||
— гидросамолетов |
6 |
6 |
4 |
4 |
|
||||
7. Бронирование, мм: |
|
|
|
|
|
||||
— верхняя палуба |
50 |
50 |
30 |
50 |
|
||||
— броневая палуба |
100 |
100 |
80 |
80 |
|
||||
— скосы |
120 |
120 |
ПО |
105 |
|
||||
— главный бортовой пояс |
150—330—90 |
60—320—80 |
180 |
20—350—30 |
|
||||
— верхний бортовой пояс |
60—150—30 |
145 |
80 |
— |
|
||||
— траверзы |
* |
220 |
• |
• |
|
||||
— АУ ГК |
385 |
360 |
210 |
360 |
|
||||
— АУ калибра 150 мм |
100 |
— |
100 |
100 |
|||||
— АУ калибра 105 мм |
10 |
10 |
10 |
10 |
|||||
— барбеты АУ ГК |
360 |
340 |
180 |
350 |
|||||
8. Подводная защита: |
|
|
|
|
|||||
— ширина, м |
* |
5,4 |
• |
5,4 |
|||||
— суммарная толщина переборок, мм |
* |
53 |
• |
53 |
|||||
9. Экипаж, человек |
2600 |
"Бисмарк" — 2200 "Тирпиц" — 2530 |
1900 |
1800 |
|||||
10. Дополнительные данные:
— на кораблях типа "Бисмарк" имелось 6 турбо-генераторов и 9 дизель-генераторов суммарной мощностью 8500 кВт;
— на кораблях типа "Шарнхорст" имелось 8 турбо-генераторов и 4 дизель-генератора суммарной мощностью 4120 кВт;
— начальная поперечная метацентрическая высота кораблей типа "Бисмарк" — 4,3 м, а кораблей типа "Шарнхорст" — 3 м;
— стоимость постройки одного корабля типа "Бисмарк" составила 183 миллиона марок, а одного корабля типа "Шарнхорст" — 145 миллионов марок.
2.1.4. Броненосцы типа "Адмирал Шеер"
Всего построено два корабля этого типа — "Адмирал Шеер" и "Адмирал граф Шпее", являвшихся улучшенным вариантом броненосца "Дейчланд". Основные элементы этих кораблей приведены в табл. 2.2.
Адмирал Шеер" ("Admiral Scheer")
В 1931 г. заложен на военно-морской верфи в Вильгельмсхафене под литерным обозначением "В". 1.04.33 г. спущен на воду и получил наименование "Адмирал Шеер", 12.11.34 г. вступил в строй. В декабре 1939 г, переклассифицирован в тяжелый крейсер.
С 23 октября 1940 г. по 1 апреля 1941 г. вел боевые действия на британских коммуникациях в Атлантическом и Индийском океанах. В сентябре 1941 г. входил в состав "Балтийского флота", созданного для недопущения прорыва советских кораблей в Швецию для интернирования.
8 начале 1942 г. переведен в Северную Норвегию. В начале июля в составе отряда боевых кораблей пытался перехватить "PQ-17", шедший в СССР, но из-за неясности обстановки отряд вернулся в базу. С 16 по 30 августа совершил боевой поход в Карское море для нарушения советских арктических коммуникаций. В результате крейсерства потоплено ледокольное судно "Сибиряков" (25.08) и обстрелян порт Диксон (27.08). В начале ноября ушел в Германию на ремонт.
С 1944 г. участвовал в боевых действиях на Балтике. В ноябре осуществлял огневую поддержку сухопутным войскам на полуострове Сырве, где 19 и 23 ноября был поврежден советской авиацией, а 22 и 23 ноября — береговой артиллерией КБФ.
9 апреля 1945 г. перевернулся и затонул у стенки верфи "Дойче-Верке" в Киле от попаданий британских бомб. После войны взорван и засыпан мусором, став таким образом единственным в своем роде боевым кораблем, преданным земле.
"Адмирал граф Шпее" ("Admiral Graf Spee")
В 1932 г. заложен на военно-морской верфи в Вильгельмсхафене под литерным обозначением "С".
30.06.34 г. спущен на воду и получил наименование "Адмирал граф Шпее", 6.01.36 г. вступил в строй.
Еще до начала второй мировой войны был развернут в Южную Атлантику и с конца сентября 1939 г. начал активные боевые действия на британских коммуникациях в этом районе и Индийском океане, потопив 9 судов (50089 БРТ). 13 декабря вынужден был вступить в бой с отрядом британских кораблей в составе крт "Эксетер", крл "Акилез", крл "Эйджекс" и, получив тяжелые повреждения, укрылся в порту Монтевидео; погиб 61 человек. 17 декабря, считая себя блокированным превосходящими британскими силами, взорван личным составом в устье Ла Платы. Командир корабля застрелился, экипаж интернирован.
2.1.5. Броненосец "Дейчланд" ("Deutschland")
В 1929 г. заложен на судостроительном заводе фирмы "Дойче-Верке" в Киле под литерным обозначением "А". 19.05.31 г. спущен на воду и получил наименование "Дейчланд", 1.04.33 г. вступил в строй. В декабре 1939 г. переклассифицирован в тяжелый крейсер.
Еще до начала второй мировой войны был развернут для нарушения британских коммуникаций в Северной и Центральной Атлантике, однако потопил всего два судна (6902 БРТ) и 5 ноября уже вернулся в базу.
24 января 1940 г. переименован в "Лютцов" ("Lutzow"). В апреле участвовал в Норвежской десантной операции в составе пятого отряда , высаживавшего войска в Осло. 11 апреля при возвращении в базу получил попадание одной торпеды с британской пл "Спирфиш" в Скагерраке, приведен в Киль на буксире и поставлен в док на 9 месяцев.
13 июня 1941 г., направляясь в Норвегию, откуда планировался его выход на коммуникации союзников, в Северном море был атакован британской авиацией, в результате чего получил попадание одной авиационной торпеды и вернулся в Германию для ремонта, который продолжался несколько месяцев.
В начале 1942 г. перебазирован в Северную Норвегию. Должен был участвовать в операции по разгрому конвоя "PQ-17", но 3 июля сел на мель у Нарвика и в дальнейших действиях не участвовал. 10 августа возвратился в Германию для ремонта после посадки на мель. В начале декабря вновь прибыл в Нарвик, а 18 декабря перешел в Альтен-фьорд. 31 декабря совместно с крт "Адмирал Хиппер" и эсминцами участвовал в атаке конвоя "JW-51B" у острова Медвежий, где вел себя исключительно пассивно.
В конце сентября 1943 г. перешел на Балтику для текущего ремонта. В 1944 г. участвовал в боевых действиях на Балтике. 23—24 ноября осуществлял огневую поддержку сухопутных войск под Мемелем. В апреле 1945 г. поврежден береговой артиллерией КБФ у косы Хель. 16 апреля тяжело поврежден британской авиацией в Свинемюнде и сел на грунт.
Таблица 2.2. Основные элементы броненосцев
Элементы/тип корабля |
"Дейчланд" |
"Адмирал граф Шпее" |
1 . Водоизмещение, т: |
|
|
— стандартное |
11 700 |
12100 |
— полное |
15900 |
16200 |
2. Размеры, м: |
|
|
— длина по КВЛ (наибольшая) |
182 (188) |
|
— ширина |
20,7 |
21,7 |
— осадка (наибольшая) |
5,8 (7,3) |
|
3. Главные механизмы: |
|
|
— тип установки |
дизель-моторы |
|
— суммарная мощность, л. с |
56800 |
|
— число дизель-моторов |
8 |
|
— число винтов |
2 |
|
— запас дизтоплива, т |
2784 |
2523 |
4. Скорость хода, узлы |
28 |
28.5 |
5. Дальность плавания, миль: |
|
|
— скоростью хода 19 узлов |
21 500 |
19000 |
6. Вооружение, число: |
|
|
— 280/52 АУ |
2x3 |
|
— 280-мм выстрелов |
630—720 |
|
— 1 50/55 АУ |
8x1 |
|
— 1 50-мм выстрелов |
800—1200 |
|
— 1 05/65 ун. АУ |
3x2 |
|
— 105-мм выстрелов |
2400—3000 |
|
— 37/80 зен. АУ |
4x2 |
|
— 37-мм выстрелов |
8000—24 000 |
|
— 20/65 зен. АУ |
10 на момент постройки, а в 1945 — 28 и 33 |
|
— 20-мм выстрелов |
20 000—56 000 |
|
— 533-мм торпедных труб |
2x4 |
|
— катапульт |
1 |
|
— гидросамолетов |
2 |
|
7. Бронирование, мм: |
|
|
— верхняя палуба |
17 |
|
— главная палуба |
45 |
40 |
— бортовой пояс |
80 |
100 |
— АУ ГК |
140 |
140 |
— барбеты АУ ГК |
100 |
125 |
— АУ ПМК |
10 |
10 |
8. Подводная защита: |
|
|
— ширина, м |
4,5 |
4,5 |
— суммарная толщина переборок, мм |
47 |
47 |
9. Экипаж, человек |
1150 |
1150 |
10. Дополнительные данные:
— корабли имели активные успокоители качки;
— к концу войны на "Адмирале Шеере" и "Лютцове" дополнительно установили шесть 40-мм автоматов;
— в 1945 г. "Лютцов" имел десять 37-мм автоматов.