2.1. Линейные корабли

 

К середине 20-х годов старые германские броне­носцы "Брауншвейг", "Ганновер" и "Эльзас" достигли двадцатилетнего возраста и, согласно Версальскому договору, могли быть заменены на новые броненос­ные корабли. В рамках разрешенного этим договором водоизмещения (не более 10000 т) можно было по­строить либо тяжелый крейсер вашингтонского типа, либо монитор или броненосец береговой обороны, од­нако Германии нужен был корабль для действий на коммуникациях противника. При большой дально­сти плавания он должен был превосходить по своим боевым качествам любой крейсер и по скорости хода — любой из существующих линейных кораблей. Та­ким образом, этот корабль всегда мог бы сломить про­тиводействие непосредственного охранения конвоя, традиционно состоящего из крейсеров и противоло­дочных кораблей, и при необходимости уклониться от более сильного противника.

В 1929 г. закладывается первый 10 000-т корабль, названный после спуска на воду "Дейчланд". При его строительстве, а также при постройке близких к нему по тактико-техническим элементам "Адмирала Шеера" и "Адмирала графа Шпее" германские судострои­тели применили последние достижения в области судо- и машиностроения. Так доля электросварки до­стигла 90% от общего объема корпусных работ, что дало выигрыш в весе около 600 тонн. В качестве глав­ной энергетической установки впервые в мировой практике на кораблях такого класса установили во­семь девяти цилиндровых бескомпрессорных двухтак­тных дизелей фирмы "MAN" мощностью по 7100 л.с. Все это позволило создать уникальные корабли, в наи­большей степени соответствующие концепции рейде­ра. Несмотря на то, что они были отнесены, во многом по политическим мотивам, к классу броненосцев, во всем мире за ними укоренилось неофициальное назва­ние "карманный линкор", хотя сами немцы в декабре 1939 г. переклассифицировали их в тяжелые крейсе­ра. Строительство "Дойчланда" обошлось в 80 милли­онов рейхсмарок, причем стоимость корпуса оказа­лась равна стоимости главной энергетической уста­новки и вооружения. В 1934 г. вошел в строй второй броненосец, спустили на воду третий и заложили еще два под литерным обозначением "D" и "Е". Официаль­но последние два корабля также имели водоизмеще­ние по 10 000 т, но уже в 1935 г. в ходе подписания Англо-Германского морского соглашения немцы при­знались, что "D" и "Е" вовсе не броненосцы, а фак­тически линейные крейсера водоизмещением по 26 000 т. В действительности оно оказалось для этих кораблей, при спуске на воду названных "Шарнхорст" и "Гнейзенау", еще больше и превосходило аналогичный показатель броненосцев более чем в 2,5 раза при увеличении огневой мощи всего в 1,5 раза. Отчасти это было вызвано возвращением к котлотурбинным главным энергетическим установкам и усиле­нием защиты. Временно отказаться от дизелей заста­вили недостатки, выявленные в ходе эксплуатации головного броненосца, к которым прежде всего от­носились повышенная вибрация корпуса и шумность на боевых постах при больших скоростях хода, что в значительной мере затрудняло то, ради чего созда­вались эти корабли — ведение артиллерийского огня. Кроме этого, в связи с выходом новейших иностран­ных линкоров на 30-узловой рубеж, 28,5 узлов, пол­ученных на испытаниях "Адмирала Шеера", уже ста­новится явно недостаточно. Но котлотурбинная уста­новка была не в состоянии обеспечить дальность пла­вания, аналогичную дизельным броненосцам, и, чтобы частично компенсировать этот недостаток, на линейных крейсерах применили пар высоких пара­метров (50 атм., 50 град. С), что должно было повы­сить экономичность установки. Несмотря на пробле­матичность подобного пути увеличения дальности плавания котлотурбинных кораблей, уже в 1936 г. закладываются два линейных корабля, впоследствии получивших наименования "Бисмарк" и "Тирпиц", давление пара в главных энергетических установках которых довели до 58 атм. Сразу же с вступлением в строй в 1938 г. "Гнейзенау" начались неприятности с его силовой установкой, прежде всего с котлами. Из-за некоторых конструктивных особенностей оказался более расчетного расход пара на вспомогательных механизмах, что повлекло за собой возрастание рас­хода топлива. Так на "Тирпице" это превышение на полном ходу составило 10%, а на экономическом — около 19%. В определенной степени разочаровав­шись в надежности и экономичности котлотурбинных установок в качестве главных двигателей для потен­циальных рейдеров, на заложенных 14 апреля 1939 г. очередных двух линейных кораблях планировали опять вернуться к дизелям. Несмотря на отказ в ходе войны от строительства линейных кораблей, их про­ектирование продолжалось и далее. Наиболее мощ­ным мог стать линкор проекта "Н-44". При стандарт­ном водоизмещении 131 000 т он должен был разви­вать ход более 30 узлов и нести четыре спаренных 508-мм, шесть спаренных 150-мм и восемь спаренных 105-мм артиллерийских установок, а также 28 37-мм и 40 20-мм зенитных автоматов.

 

2.1.1. Линейные корабли типа "Н" и линейные крейсера типа "О"

 

14 апреля 1939 г. на верфи фирмы "Блом и Фосс" в Гамбурге и "Дешимаг" в Бремене были заложены два линейных корабля нового проекта под литерными обозначениями "Н" и "J". Всего планировалось постро­ить шесть кораблей данного типа, но уже 15 июля строительство корабля "Н", а 1 сентября корабля "J" прекратили. В 1940 г. заделы, на которые успели из­расходовать несколько тысяч тонн металла, разобра­ли. Литерные обозначения остальных так никогда и не заложенных линкоров этого проекта "К", "L","M" и "N".

В 1939 г. были выделены ассигнования на по­стройку первого в серии из трех линейных крейсеров, получивших литерное обозначение "О", "Р" и "Q". Однако ни один из кораблей этого проекта заложен не был.

Основные элементы линейного корабля "Н" и ли­нейного крейсера "О" приведены в табл. 2.1.

 

2.1.2. Линейные корабли типа "Бисмарк"

 

Всего построено два корабля этого типа: "Бис­марк" и "Тирпиц". Их основные элементы приведены в табл. 2.1.

 

"Бисмарк" ("Bismarck")

 

В 1936 г. заложен на верфи фирмы "Блом и Фосс" в Гамбурге под литерным обозначением "F". 14.02.39 г. спущен на воду и получил наименование "Бисмарк", 24.04.40 г. вступил в строй.

21 мая 1941 г. совместно с крт "Принц Ойген" начал прорыв на атлантические коммуникации анг­личан. 24 мая артиллерийским огнем потопил в Дат­ском проливе британский линейный крейсер "Худ" и повредил линейный корабль "Принс оф Уэльс".

27 мая потоплен главными силами британского флота в 300 милях к западу от Бреста (Франция); погибло 1977 человек, 115 подобраны британскими корабля­ми.

 

"Тирпиц" ("Tirpitz")

 

В 1936 г. заложен на военно-морской верфи в Вильгельмсхафене под литерным обозначением "G". 1.04.39 г. спущен на воду и получил наименование "Тирпиц", 25.02.41 г. вступил в строй.

В сентябре 1941 г. входил в "Балтийский флот", созданный для недопущения прорыва советских ко­раблей в Швецию для интернирования. 16 января 1942 г. перебазирован в Тронхейм (Норвегия). 30 ян­варя безрезультатно атакован шестнадцатью британ­скими самолетами берегового базирования. 6—9 марта пытался атаковать конвой "PQ-12", шедший в СССР, но не обнаружил его. 9 марта безуспешно ата­кован британскими палубными самолетами. 31 марта.

28 и 29 апреля безуспешно атакован британскими са­молетами берегового базирования. В начале июля пытался перехватить конвой "PQ-17", шедший в СССР, но из-за неясности обстановки вернулся в ба­зу; 5 июля при выходе из Альтен-фьорда был без­успешно атакован советской пл "К-21".

6—9 сентября 1943 г. в составе группы боевых кораблей обстрелял угольные шахты на Шпицберге­не. 22 сентября был атакован британскими сверхма­лыми пл "Х-6" и "Х-7" на защищенной стоянке в Альтен-фьорде; получил повреждения от двух взрывных устройств, ремонтировался 6 месяцев.

3 апреля 1944 г. атакован британской палубной авиацией в Альтен-фьорде, получил четыре прямых попадания авиабомб весом по 800 кг и более 15 попа­даний авиабомб весом по 100—250 кг. 17 июля, 22, 24 и 29 августа безуспешно атакован британскими па­лубными самолетами. 15 сентября атакован британ­скими тяжелыми бомбардировщиками, получил попа­дание одной 5,5-т бомбы в бак. 29 октября на переходе из Альтен-фьорда в Тромсе подвергся атаке британ­ской авиации берегового базирования.

12 ноября 1944 г. потоплен двумя 5,5-т бомбами британских тяжелых бомбардировщиков вблизи Тромсе, погибло 1204 человека. В период с 1948 по 1957 год разобран на металл норвежско-германской фирмой.

 

2.1.3. Линейные крейсера типа "Шарнхорст"

 

Всего построено два корабля этого типа : "Шарнхорст" и "Гнейзенау". Их основные элементы приве­дены в табл. 2.1.

 

"Шарнхорст" ("Scharnhorst")

 

В 1934 г. заложен на военно-морской верфи в Вильгельмсхафене под литерным обозначением "D". 3.10.36 г. спущен на воду и получил наименование "Шарнхорст", 7.01.39 г. вступил в строй.

В ноябре 1939 г, совместно с лкр "Гнейзенау" уча­ствовал в нарушении британских коммуникаций в Северной Атлантике. В апреле 1940 г, совместное лкр "Гнейзенау" осуществлял оперативное прикрытие Норвежской десантной операции. 8 июня совместно с лкр "Гнейзенау" потопил британские ав "Глориес", эм "Акаста" и эм "Ардент", но получил попадание одной торпедой предположительно с эм "Акаста".

В феврале—марте 1941 г. совместно с лкр "Гней­зенау" участвовал в нарушении британских коммуни­каций в Атлантике, где они потопили 22 судна (115622 БРТ). По завершении операции 22 марта за­шел в Брест. 24 июля был атакован британской авиа­цией в Ла Палисе и получил пять прямых попаданий 250-кг бомб.

11—13 февраля 1942 г. в составе группы кораблей осуществил прорыв из Бреста в Германию через Ла-Манш. 12 февраля корабль дважды подрывался на донных минах, но дошел своим ходом до базы, где был поставлен в док. Ремонт продолжался около года.

В марте 1943 г. перебазирован в Северную Норве­гию. 6—9 сентября в составе группы боевых кораблей обстрелял угольные шахты на Шпицбергене. 26 де­кабря потоплен в Баренцевом море британскими ко­раблями во главе с л к "Дьюк оф Йорк" при попытке атаковать конвой "JW-55B", погибло 1803 человека.

 

"Гнейзенау" ("Gneisenau")

 

В 1934 г. заложен на верфи фирмы "Дойче-Верке" в Киле под литерным обозначением "Е". 8.12.36 г. спущен на воду и получил наименование "Гнейзенау", 21.05,38 г. вступил в строй.

В ноябре 1939 г. совместно с лкр "Шарнхорст" участвовал в нарушении британских коммуникаций в Северной Атлантике. В апреле 1940 г. совместно с лкр "Шарнхорст" осуществлял оперативное прикры­тие Норвежской десантной операции, где получил по­вреждения поста управления огнем и первой башни при кратковременной артиллерийской дуэли с бри­танским лкр "Ринаун". 8 июня совместно с лкр "Шар­нхорст" потопил британские ав "Глориес", эм "Акаста" и эм "Ардент". 5 мая подорвался на мине в устье Эльбы. 20 июня в Норвежском море получил попадание одной торпеды с британской пл "Клайд", но дошел до базы и был поставлен в док.

В феврале—марте 1941 г. совместно с лкр "Шарн­хорст" участвовал в нарушении британских коммуни­каций в Атлантике, где они потопили 22 судна (115622 БРТ). По завершении операции 22 марта за­шел в Брест. 6 апреля получил попадание одной авиа­ционной торпеды и встал в док. 10—11 апреля неод­нократно подвергался атакам британских самолетов, в результате которых получил четыре попадания авиабомб весом по 250 кг.

11—13 февраля 1942 г. в составе группы кораблей осуществил прорыв из Бреста в Германию через Ла-Манш. 12 февраля корабль подрывался на донной ми­не, получил тяжелые повреждения, но дошел своим ходом до базы и был поставлен в док в Киле. 26 февра­ля прямо в доке был выведен из строя 500-кг бомбой.

В 1943 г. ремонт корабля прекращен, он был разоружен, использовался в качестве плашкоута, и 27 марта 1945 г. его затопили на фарватере в Готенхафене (ныне Гдыня).

 

Таблица 2.1. Основные элементы линейных кораблей и линейных крейсеров

Элементы/тип корабля

Линейные корабли

Линейные крейсера

 

"Н"

"Бисмарк"

"О"

"Шарнхорст"

 

1 . Водоизмещение, т:

 

 

 

 

 

— стандартное

56200

42900

32300

31 800

 

— полное

68000

52600

38200

38900

 

2. Размеры, м:

 

 

 

 

 

— длина по КВЛ (наибольшая)

266 (279)

242(251)

246 (257)

226 (235)

 

— ширина

30

36

35

30,5

 

— осадка (наибольшая)

9,6(11,2)

9(10,6)

7,6(9)

8,2 (9,9)

 

3. Главные механизмы:

 

 

 

 

 

— тип установки

дизель-моторы

котлотурбинная

котлотурбинная и дизель-моторы на свои валы

котлотурбинная

 

— суммарная мощность, л. с.

165000

138000

60000 и 110 000

160000

 

— число ТЗА

3

1

3

 

— число дизель-моторов

12

8

 

— число котлов

12

12

 

— число винтов

3

3

3

3

 

— запас топлива, т

10000

"Бисмарк" — 7900,

"Тирпиц" — " 8780

5100

6300

 

4. Скорость хода, узлов

29

30.8

33,5

31,5

 

5. Дальность плавания, миль:

 

 

 

 

 

— скоростью хода 19 узлов

16000

"Бисмарк" — 8100,

"Тирпиц" " 9000

14000

10000

 

6. Вооружение, число:

 

 

 

 

 

— 406/52 АУ

4x2

 

— 380/52 АУ

4x2

3x2

 

— 280/54,5 АУ

3x3

 

— выстрелов ГК

*

960

до 1350

 

— 150/55 АУ

6x2

6x2

4x2 + 4x1

 

— 150-мм выстрелов

1800

1800

 

— 105/65 ун. АУ

8x2

8x2

4x2

7x2

 

— 105-мм выстрелов

6720

5600

 

— 37/80 зен. АУ

8x2

8x2

4x2

8x2

 

— 37-мм выстрелов

32000

до 96 000

 

— 20/65 зен. АУ

24x1

12 на момент построй­ки, 64 на момент гибели "Тирпица"

20x1

10 на момент постройки, впоследствии до 38

 

— 20-мм выстрелов

до 90 000

 

до 76 000

 

— 533-мм торпедных труб

2x3

2х4 на "Тирпице" с 1942 г.

уже в ходе боевых действий установлено 2x3

 

— 533-мм торпед

*

24

18

 

— катапульт

2

1 спаренная

1 спаренная

2, но в ходе боевых действий одна демонт.

 

— гидросамолетов

6

6

4

4

 

7. Бронирование, мм:

 

 

 

 

 

— верхняя палуба

50

50

30

50

 

— броневая палуба

100

100

80

80

 

— скосы

120

120

ПО

105

 

— главный бортовой пояс

150—330—90

60—320—80

180

20—350—30

 

— верхний бортовой пояс

60—150—30

145

80

 

— траверзы

*

220

 

— АУ ГК

385

360

210

360

 

— АУ калибра 150 мм

100

100

100

— АУ калибра 105 мм

10

10

10

10

— барбеты АУ ГК

360

340

180

350

8. Подводная защита:

 

 

 

 

— ширина, м

*

5,4

5,4

— суммарная толщина переборок, мм

*

53

53

9. Экипаж, человек

2600

"Бисмарк" — 2200

"Тирпиц" — 2530

1900

1800

           

10. Дополнительные данные:

— на кораблях типа "Бисмарк" имелось 6 турбо-генераторов и 9 дизель-генераторов суммарной мощностью 8500 кВт;

— на кораблях типа "Шарнхорст" имелось 8 турбо-генераторов и 4 дизель-генератора суммарной мощностью 4120 кВт;

— начальная поперечная метацентрическая высота кораблей типа "Бисмарк" — 4,3 м, а кораблей типа "Шарнхорст" — 3 м;

— стоимость постройки одного корабля типа "Бисмарк" составила 183 миллиона марок, а одного корабля типа "Шарнхорст" — 145 миллионов марок.

 

2.1.4. Броненосцы типа "Адмирал Шеер"

 

Всего построено два корабля этого типа — "Ад­мирал Шеер" и "Адмирал граф Шпее", являвших­ся улучшенным вариантом броненосца "Дейчланд". Основные элементы этих кораблей приведены в табл. 2.2.

 

Адмирал Шеер" ("Admiral Scheer")

 

В 1931 г. заложен на военно-морской верфи в Вильгельмсхафене под литерным обозначением "В". 1.04.33 г. спущен на воду и получил наименование "Адмирал Шеер", 12.11.34 г. вступил в строй. В декаб­ре 1939 г, переклассифицирован в тяжелый крейсер.

С 23 октября 1940 г. по 1 апреля 1941 г. вел бое­вые действия на британских коммуникациях в Атлан­тическом и Индийском океанах. В сентябре 1941 г. входил в состав "Балтийского флота", созданного для недопущения прорыва советских кораблей в Швецию для интернирования.

8 начале 1942 г. переведен в Северную Норвегию. В начале июля в составе отряда боевых кораблей пы­тался перехватить "PQ-17", шедший в СССР, но из-за неясности обстановки отряд вернулся в базу. С 16 по 30 августа совершил боевой поход в Карское море для нарушения советских арктических коммуникаций. В результате крейсерства потоплено ледокольное судно "Сибиряков" (25.08) и обстрелян порт Диксон (27.08). В начале ноября ушел в Германию на ремонт.

С 1944 г. участвовал в боевых действиях на Бал­тике. В ноябре осуществлял огневую поддержку су­хопутным войскам на полуострове Сырве, где 19 и 23 ноября был поврежден советской авиацией, а 22 и 23 ноября — береговой артиллерией КБФ.

9 апреля 1945 г. перевернулся и затонул у стенки верфи "Дойче-Верке" в Киле от попаданий британ­ских бомб. После войны взорван и засыпан мусором, став таким образом единственным в своем роде бое­вым кораблем, преданным земле.

 

"Адмирал граф Шпее" ("Admiral Graf Spee")

 

В 1932 г. заложен на военно-морской верфи в Вильгельмсхафене под литерным обозначением "С".

30.06.34 г. спущен на воду и получил наименова­ние "Адмирал граф Шпее", 6.01.36 г. вступил в строй.

Еще до начала второй мировой войны был развер­нут в Южную Атлантику и с конца сентября 1939 г. начал активные боевые действия на британских ком­муникациях в этом районе и Индийском океане, потопив 9 судов (50089 БРТ). 13 декабря вынужден был вступить в бой с отрядом британских кораблей в соста­ве крт "Эксетер", крл "Акилез", крл "Эйджекс" и, получив тяжелые повреждения, укрылся в порту Мон­тевидео; погиб 61 человек. 17 декабря, считая себя блокированным превосходящими британскими сила­ми, взорван личным составом в устье Ла Платы. Ко­мандир корабля застрелился, экипаж интернирован.

 

2.1.5. Броненосец "Дейчланд" ("Deutschland")

 

В 1929 г. заложен на судостроительном заводе фирмы "Дойче-Верке" в Киле под литерным обозна­чением "А". 19.05.31 г. спущен на воду и получил наи­менование "Дейчланд", 1.04.33 г. вступил в строй. В декабре 1939 г. переклассифицирован в тяжелый крейсер.

Еще до начала второй мировой войны был развер­нут для нарушения британских коммуникаций в Северной и Центральной Атлантике, однако потопил всего два судна (6902 БРТ) и 5 ноября уже вернулся в базу.

24 января 1940 г. переименован в "Лютцов" ("Lutzow"). В апреле участвовал в Норвежской десан­тной операции в составе пятого отряда , высаживав­шего войска в Осло. 11 апреля при возвращении в базу получил попадание одной торпеды с британской пл "Спирфиш" в Скагерраке, приведен в Киль на бук­сире и поставлен в док на 9 месяцев.

13 июня 1941 г., направляясь в Норвегию, откуда планировался его выход на коммуникации союзников, в Северном море был атакован британской авиацией, в результате чего получил попадание одной авиаци­онной торпеды и вернулся в Германию для ремонта, который продолжался несколько месяцев.

В начале 1942 г. перебазирован в Северную Нор­вегию. Должен был участвовать в операции по раз­грому конвоя "PQ-17", но 3 июля сел на мель у На­рвика и в дальнейших действиях не участвовал. 10 августа возвратился в Германию для ремонта после посадки на мель. В начале декабря вновь прибыл в Нарвик, а 18 декабря перешел в Альтен-фьорд. 31 декабря совместно с крт "Адмирал Хиппер" и эсминца­ми участвовал в атаке конвоя "JW-51B" у острова Медвежий, где вел себя исключительно пассивно.

В конце сентября 1943 г. перешел на Балтику для текущего ремонта. В 1944 г. участвовал в боевых дей­ствиях на Балтике. 23—24 ноября осуществлял огне­вую поддержку сухопутных войск под Мемелем. В ап­реле 1945 г. поврежден береговой артиллерией КБФ у косы Хель. 16 апреля тяжело поврежден британской авиацией в Свинемюнде и сел на грунт.

 

Таблица 2.2. Основные элементы броненосцев

Элементы/тип корабля

"Дейчланд"

"Адмирал граф Шпее"

1 . Водоизмещение, т:

 

 

— стандартное

11 700

12100

— полное

15900

16200

2. Размеры, м:

 

 

— длина по КВЛ (наибольшая)

182 (188)

— ширина

20,7

21,7

— осадка (наибольшая)

5,8 (7,3)

3. Главные механизмы:

 

 

— тип установки

дизель-моторы

— суммарная мощность, л. с

56800

— число дизель-моторов

8

— число винтов

2

— запас дизтоплива, т

2784

2523

4. Скорость хода, узлы

28

28.5

5. Дальность плавания, миль:

 

 

— скоростью хода 19 узлов

21 500

19000

6. Вооружение, число:

 

 

— 280/52 АУ

2x3

— 280-мм выстрелов

630—720

— 1 50/55 АУ

8x1

— 1 50-мм выстрелов

800—1200

— 1 05/65 ун. АУ

3x2

— 105-мм выстрелов

2400—3000

— 37/80 зен. АУ

4x2

— 37-мм выстрелов

8000—24 000

— 20/65 зен. АУ

10 на момент постройки, а в 1945 — 28 и 33

— 20-мм выстрелов

20 000—56 000

— 533-мм торпедных труб

2x4

— катапульт

1

— гидросамолетов

2

7. Бронирование, мм:

 

 

— верхняя палуба

17

— главная палуба

45

40

— бортовой пояс

80

100

— АУ ГК

140

140

— барбеты АУ ГК

100

125

— АУ ПМК

10

10

8. Подводная защита:

 

 

— ширина, м

4,5

4,5

— суммарная толщина переборок, мм

47

47

9. Экипаж, человек

1150

1150

10. Дополнительные данные:

— корабли имели активные успокоители качки;

— к концу войны на "Адмирале Шеере" и "Лютцове" дополни­тельно установили шесть 40-мм автоматов;

— в 1945 г. "Лютцов" имел десять 37-мм автоматов.