2.4. Эскадренные миноносцы
Закладка первых эскадренных миноносцев возрождающегося германского флота была произведена в 1934 г. в нарушение Версальского договора, но в преддверии Англо-Германского морского соглашения, которое явилось юридической основой строительства мощных ВМС. По существу корабли первых проектов продолжали линию развития эсминцев периода первой мировой войны, но с учетом поиска путей их применения на коммуникациях противника. Последнее выразилось прежде всего в экспериментах с главной энергетической установкой, от которой пытались добиться наименьших весогабаритных характеристик при высокой экономичности. Например, из заложенных в 1934 г. первых кораблей этого класса четыре имели котлы системы Вагнера с естественной циркуляцией и высокими параметрами пара <70 атм.; 480, а затем 450 град.С), а два — "Z-9" и "Z-10"— впервые в мировой практике оснастили прямоточными котлами системы Б с неона (110 атм., 510 град. С). Подобные котлы имели и последующие шесть эсминцев, с "Z-11" по "Z-16". Однако эксперимент признали малоуспешным, так как столкнулись с большими трудностями в управлении прямоточными котлами в корабельных условиях при переменной нагрузке. Поэтому на всех германских эсминцах с котлотурбинной энергетической установкой, начиная с "Z-17", вернулись к котлам системы Вагнера.
Таблица 2.9. Основные элементы проектов эскадренных миноносцев
Элемент/проект корабля |
"Эсминец 1936С" |
"Эсминец 1938В" |
"Эсминец 1942" |
"Эсминец 1942С" или "1944" |
"Эсминец 1945" |
1 . Водоизмещение, т: |
|
|
|
|
|
— стандартное |
2574 |
1971 |
2053 |
2813 |
2657 |
— полное |
3594 |
2747 |
2632 |
3703 |
3700 |
2. Размеры, м: |
|
|
|
|
|
— длина по КВЛ (наибольшая) |
121 (126) |
108(112) |
108(114) |
126(132) |
118 |
— ширина |
12,2 |
11,3 |
11 |
12,6 |
11,8 |
— осадка (наибольшая) |
3,6 (4,4) |
3,19(4,03) |
4,1 |
4,1 |
3,88 |
3. Главные механизмы: |
|
|
|
|
|
— тип установки |
котлотурбинная |
дизель-моторы |
котлотурбинная |
||
— суммарная мощность, л. с. |
70000 |
50000 |
57220 |
76000 |
80000 |
— число ТЗА |
2 |
2 |
— |
— |
2 |
— число котлов |
6 |
4 |
__ |
__ |
4 |
— число дизель-моторов |
— |
— |
6 |
8 |
— |
— число винтов |
2 |
2 |
3 |
2 |
2 |
— запас топлива, т |
860 |
563 |
551 |
630 |
800 |
4. Скорость хода, узлы: |
37,5 |
36 |
36,5 |
36 |
39,5 |
5. Дальность плавания, миль: |
|
|
|
|
|
— скоростью хода 19 узлов |
6000 |
9500 |
13500 |
16000 |
3600 |
6. Вооружение, число: |
|
|
|
|
|
— 150/48 АУ |
|
|
|
|
|
— 128/45,4 ун. АУ |
3x2 |
— |
— |
3x2 |
4x2 |
— 127/45 АУ |
— |
2x2 |
4x1 |
— |
— |
— выстрелов ГК |
700 |
480 |
720 |
1080 |
1440 |
— 55/76 зен. АУ |
— |
— |
— |
3x1 |
4x1 |
— 37/80 зен. АУ |
3x2 |
1 х 1 |
4x2 |
— |
— |
— 55-мм и 37-мм выстрелов |
12000 |
* |
16000 |
1500 |
5000 |
— 30/• зен. АУ |
— |
— |
— |
7x2 |
6x2 |
— 20/65 зен. АУ |
4x2 |
2x1 |
3x2 |
— |
— |
— 30-мм и 20-мм выстрелов |
28000 |
• |
24000 |
28000 |
24000 |
— 533- мм торпедных труб |
2x4 |
2x4 |
2x3 |
2x4 |
2x4 |
— 533- мм торпед |
12 |
• |
16 |
16 |
16 |
— мин |
60 |
• |
40 |
60 |
100 |
7. Экипаж, человек |
320 |
231 |
235 |
320 |
350 |
Эскадренные миноносцы оказались самыми крупными надводными кораблями германского флота, которые проектировались и строились в ходе второй мировой войны; из 40 кораблей этого класса только 22 вступили в строй в мирное время. Дальнейшее развитие эсминцев в годы войны шло в основном по пути увеличения огневой мощи главного калибра, усиления зенитных огневых средств и увеличения дальности плавания. Так калибр артиллерии на кораблях военной постройки увеличился до 150 мм, количество стволов зенитных автоматов приближался к 20.
На заложенных в Бремене на верфи фирмы "Дешимаг" кораблях проекта "Эсминец 1936 С" главный калибр должен был состоять из универсальных спаренных стабилизированных 128-мм артиллерийских установок. Всего планировалось построить пять кораблей этого проекта — "Z-46"—"Z-50", но заложили только первые два и ни один из них на воду не спустили. Все модификации проекта 1936 г. отличались друг от друга в основном составом вооружения и некоторыми конструктивными особенностями корпуса при неизменной главной энергетической установке. А вот заложенный там же по проекту "Эсминец 1942" "Z-51" должен был получить опытную чисто дизельную энергетическую установку. Этот корабль послужил прототипом нового проекта — "Эсминец 1942 С" (по другим данным, "Эсминец 1944"), по которому та же фирма "Дешимаг" заложила в 1943 г. головной эсминец серии из пяти: "Z-52"—"Z-56". Однако к этому времени судостроительная промышленность Германии, буквально заваленная заказами на постройку подводных лодок, уже не могла справиться с постройкой таких сложных надводных кораблей. 6 июля 1944 г. заказ на строительство этих кораблей аннулировали, а заделы разобрали на металл. "Z-51", при готовности 54%, 21 марта 1945 г. повредила британская авиациями в 1946-47 гг. его разобрали на металл.
Таблица 2.10. Основные элементы эскадренных миноносцев
Элементы/проект корабля |
"Эсминец 1934" |
"Эсминец 1936" |
"Эсминец 1936А и А (Мод)" |
"Эсминец 1936В" |
1. Водоизмещение, т : |
|
|
|
|
— стандартное |
Z-1"— "Z-8" — 2200, у остальных — 2250 |
2411 |
"Z-25"— "Z-28" — 2543. у остальных — 2603 |
2527 |
— полное |
"Z-1"— "Z-8" — 3130, у остальных — 3170 |
3415 |
"Z-25"— "Z-28" — 2543, у остальных —2603 |
3507 |
2. Размеры, м : |
|
|
|
|
— длина по КВЛ (наибольшая) |
"Z-Г— "Z-8" — 114 (119),у остальных — 116 (121) |
120 (125) |
122(127) |
122 (127) |
— ширина |
11,3 |
11,8 |
12 |
12 |
— осадка (наибольшая) |
3,8 (4,3) |
3,8 (4,5) |
3,9 (4,6) |
3,9 (4,6) |
3. Главные механизмы : |
|
|
|
|
— тип установки |
котлотурбинная |
|||
— суммарная мощность, л. с. |
70000 |
|||
— число ТЗА |
2 |
|||
— число котлов |
6 |
|||
— число винтов |
2 |
|||
— запас топлива, т |
752 |
760 |
"2-28"— 804, "Z-23"— "Z-27" по 752, у остальных по 825 |
Z-43" — 825, у остальных — 835 |
4. Скорость хода, узлы |
38 |
38 |
38 |
38 |
5. Дальность плавания, миль: |
|
|
|
|
— скоростью хода 19 узлов |
4400 |
4750 |
"Z-28" — 5800, "Z-23" — "Z-27" — 5000, у остальных — 5900 |
"Z-43" — 5900, у остальных — 6200 |
6. Вооружение, число: |
|
|
|
|
— 150/48 АУ |
|
|
4х1; с 1942 г. "Z-23, -24, -25, -27, -29"— 1x2 + 3x1; с 1944 г. "Z-25, -29"— 1x2 + 2x1 ; с момента постройки "Z-31"— "2-34" и "Z-37" — "Z-39 "имели 1х2 + 3х1; в 1945 г. "Z-31"— 3xl,"Z-33" — 1x2+2xl |
|
— 127/45 АУ |
5xl, c 1944 г. "Z-5, -10, -15" 4x1 |
5x1 |
— |
5x1 |
— выстрелов ПС |
600 |
600 |
600 |
600 |
— 105/45 ун. АУ |
. — |
— |
в 1945 г. "Z-31" — 1x1 |
— |
— 105-мм выстрелов |
— |
— |
200 |
— |
— 37/80 зен. АУ |
2x2, с 1944 г. "Z-5" —5x2; "Z-10"— 6x2; "Z-15"— 7x2 |
2x2 |
2 х 2; с 1944-45 гг. "Z-33, -34" — 3х2; "Z-30" - 3x2 + 3x1; "Z-25, -28"-2x2 + 6x1; "Z-29" —4x2 + 3x1; "Z-31"— 6x2 + 2x1 |
2x2 |
— 37-мм выстрелов |
в среднем по 2000 на ствол |
|||
— 20/65 зен. АУ |
до 8 |
до 9 |
до 2 | до 16 |
|
— 20-мм выстрелов |
от 10 000 до 32 000 |
|||
— 533-мм торпедных труб |
2x4 |
2x4 |
2x4 |
2x4 |
— 533-мм торпед |
16 |
16 |
8 |
16 |
— мин |
60 |
60 |
60 |
76 |
— бомбометов |
4 |
* |
4 |
4 |
7. Экипаж, чел. |
315 |
313 |
321 |
321 |
8. Год вступления в строй |
1937—1939 |
1938—1939 |
1940—1943 |
1943—1944 |
9. Всего было в строю, ед. |
16 |
6 |
15 |
3 |
К концу войны имелось еще несколько проектов эсминцев, которые так и остались на бумаге. В частности, к ним относятся промежуточные проекты "Эсминец 1942 А и В", "Эсминец 1943", а также "Эсминец 1945", представлявшие собой корабли океанского типа с сильным зенитным вооружением. По некоторым данным, инициатором начала работы над последним из них было ведомство Геринга, надеявшееся таким образом укрепить противовоздушную оборону прибрежных районов Германии.
Основные элементы нереализованных проектов приведены в табл. 2.9, а построенных — в табл. 2.10.
2.4.1. Эскадренные миноносцы проекта "Эсминец 1936В"
Эсминцы данного проекта являлись типичными образчиками кораблей военного времени, когда все в них было направлено на высокую технологичность постройки и максимально унифицировано с кораблями предыдущих проектов. От своих предшественников эти эсминцы отличались прежде всего составом вооружения, за счет уменьшения главного калибра до 127 мм увеличили количество стволов 20-мм зенитных автоматов. Хотя заложенные в 1941 г. первые два корабля — "Z-35" и "Z-36" — оказались несколько перегруженными, их вооружение признали наиболее удачным и поэтому в 1942 г. заложили еще три эсминца этого типа — "Z-43"—"Z-45", но уже с учетом строительства головных. Это выразилось в некоторой перекомпоновке корабля и его облегчении, в частности, за счет сокращения запасов мазута, что повлекло за собой некоторое сокращение дальности плавания. Из второй серии вошел в строй только "Z-43", а остальные два хоть и спустили на воду, но достроить так и не смогли. Все корабли строились в Бремене фирмой "Дешимаг".
"Z-35"
6.06.41 г. заложен, 2.10.42 г. спущен на воду, 22.09.43 г. вступил в строй и вошел в состав 6 флотилии.
14 февраля 1944 г. прибыл в Таллин. 12 декабря совместно с эсминцами "Z-36" и "Z-43", а также миноносцами "Т-28" и "Т-23" участвовал в минной постановке у о. Нарген; из-за ошибок в счислении своего места около 1.15 подорвался на минах германского заграждения и затонул к западу от этого острова.
"Z-36"
15.09.41 г. заложен, 15.05.43 г. спущен на воду, 19.02.44 г. вступил в строй и вошел в состав 6 флотилии.
14 февраля 1944 г. прибыл в Таллин. 12 декабря погиб вместе с "Z-35" у о. Нарген. 71 матрос и офицер с погибших кораблей взяты в плен; 13 трупов, в том числе и тело командира 6 флотилии капитана 1 ранга Коте, прибило к финскому берегу.
"Z-43"
1.05.42 г. заложен, в сентябре 1943 г. спущен на воду, 31.05.44 г. вступил в строй и вошел в состав 6 флотилии.
12 декабря 1944 г.совместно с эсминцами "Z-36" и "Z-35", а также миноносцами "Т-28" и "Т-23" участвовал в минной постановке у о. Нарген. 18 января 1945 г. поддерживал артиллерийским огнем обороняющиеся германские войска под Пиллау, а 7—17 марта — под Кенигсбергом. 10 апреля поврежден советской авиацией в Данцигской бухте. 3 мая затоплен личным составом после подрыва на авиационной донной мине в бухте Гелтингер. В 1953 г. разобран на металл.
"Z-44"
В 1942 г. заложен, 20.01.44 г. спущен на воду. 29.07.44 г. потоплен британской авиацией у достроечной стенки завода.
2.4.2. Эскадренные миноносцы проекта "Эсминец 1936А и А(Мод)"
Это были первые эсминцы, построенные в ходе войны. По своей архитектуре, расположению оружия, главной энергетической установке они мало чем отличались от своих предшественников. Однако эти корабли имели 150-мм артиллерию, что сразу сделало их самыми мощными в мире кораблями своего класса, а также несколько большую дальность плавания в сравнении с предшествующим проектом, что в целом более или менее полно отвечало концепции эсминца-рейдера.
Первыми в 1940-41 гг. вступили в строй 8 кораблей проекта "Эсминец 1936 А" — "Z-23"—"Z-30". На всех кораблях этого типа, кроме "Z-28", одно орудие главного калибра располагалось на полубаке перед носовой надстройкой, одно на юте и два на кормовой надстройке. "Z-28", по неизвестным причинам, изначально построили по несколько отличающемуся проекту, когда четыре 150-мм орудия располагались попарно в носу и корме с превышением одно над другим. На начавших вступать в 1942 г. в строй кораблях проекта "Эсминец 1936 А Мод." ("Z-31"—"Z-34" и "Z-37—"Z-39"), в отличие от первой серии, установили вместо носовой одноорудийной артустановки двухорудийную 150-мм башню, доведя таким образом количество орудий главного калибра до пяти. Вместе с тем начали модернизировать корабли первой серии до уровня "Эсминец 1936 А Мод." и двухорудийные башни получили "Z-23"—"Z-25", "Z-27" и "Z-29". Таким образом без существенных переделок усилили огневую мощь корабля, а с другой стороны, башенная установка значительно улучшила условия эксплуатации носовой артиллерии при свежей погоде, что особенно было важно при их боевом применении в Арктике и Бискайском заливе.
От модернизации "Z-28" отказались из-за необходимости большого объема корпусных работ, и поэтому до своего потопления он так и проходил в своем первозданном виде. "Z-30" только в ноябре 1941 г. вступил в строй, и его модернизацию решили отнести на время ближайшего ремонта, однако этот корабль оказался с на редкость удачной судьбой и, провоевав без единой царапины, на момент капитуляции был единственным классическим представителем проекта "Эсминец 1936 А".
"Z-23"—"Z-34" строились на верфи фирмы "Дешимаг", a "Z-37"—"Z-39" — в Киле на судостроительном заводе фирмы "Германия-Верфт".
"Z-23"
15.11.38 г. заложен, 25.12.39 г. спущен на воду, 15.09.40 г. вступил в строй и вошел в состав 8 флотилии.
В 1941—42 гг. действовал в Арктике, так января 1942 г. совместно с эсминцами "Z-24" и "Z-25" участвовал в постановке минного заграждения в северной части Белого моря в районе м. Острая Лудка. 12 августа 1944 г. (по другим данным, 9 апреля), поврежденный союзной авиацией, затоплен личным составом на рейде Ла-Паллис (Франция).
"Z-24"
2.01.39 г. заложен, 7.03.40 г. спущен на воду, 26.10.40 г. вступил в строй и вошел в состав 8 флотилии.
В 1941-42 гг. действовал в Арктике, так ^января 1942 г. совместно с эсминцами "Z-23" и "Z-25" участвовал в постановке минного заграждения в северной части Белого моря в районе м. Острая Лудка. 1 мая участвовал в атаке на конвой "QP-11", в результате которой был потоплен советский грузовой пароход "Циолковский". 25 августа 1944 г. потоплен союзной авиацией на рейде Ле Верен (Франция).
"Z-25"
15.02.39 г. заложен, 16.03.40 г. спущен на воду, 30.11.40 г. вступил в строй и вошел в состав 8 флотилии.
В 1941—42 .гг. действовал в Арктике, так ^января 1942 г. совместно с эсминцами "Z-23" и "Z-24" участвовал в постановке минного заграждения в северной части Белого моря в районе м. Острая Лудка. 1 мая участвовал в атаке на конвой "QP-11", в результате был потоплен советский грузовой пароход "Циолковский".
14 февраля 1944 г. прибыл в Таллин и вошел в состав 6 флотилии. 5—8 мая 1945 г. участвовал в эвакуации германских войск с косы Хель в Копенгаген, где и сам капитулировал. Получен Великобританией, в 1946 г. передан Франции, вошел в состав ее флота под наименованием "Ош".
"Z-26"
1.04.39 г. заложен, 2.04.40 г. спущен на воду, 11.01.41 г. вступил в строй и вошел в состав 8 флотилии.
С 1941 г. действовал в Арктике. 29 марта 1942 г. в 140 милях севернее Варде сначала поврежден советским эм "Сокрушительный", а затем потоплен британскими эсминцами "Фьюри" и "Эклипс" из охранения крейсера "Тринидад", при этом британский крейсер получил попадание одной германской торпеды; погибло 243 немецких моряка.
"Z-27"
27.12.39 г. заложен, 1.08.40 г. спущен на воду, 26.02.41 г. вступил в строй и вошел в состав 8 флотилии.
С 1941 г. действовал в Арктике. 14 октября 1942 г. совместно с тремя другими эсминцами участвовал в постановке минного заграждения "Царевна" из 50 мин ЕМС, 90 мин EMF и 40 минных защитников у м. Канин Нос. 5—9 ноября в составе боевой группы во главе с крт "Адмирал Хиппер" действовал в северо-восточной части Баренцева моря, где 7 ноября артиллерией и торпедами потопил советский танкер "Донбасс", 49 советских моряков погибло, 16 взято в плен. 28 декабря 1943 г. при попытке встретить прерыватель блокады потоплен британскими крейсерами "Энтерпрайз" и "Глазго" в Бискайском заливе, погибло 220 человек.
"Z-28"
30.11.39 г. заложен, 20.08.40 г. спущен на воду, 9.08.41 г. вступил в строй и вошел в состав 8 флотилии.
В 1942-43 гг. базировался в Норвегии. 24 сентября 1942 г. в составе отряда кораблей во главе с крт "Адмирал Хиппер", предположительно, участвовал в постановке минного заграждения "OMZ-P-3" из 96 мин EMF у северо-западного побережья Новой Земли. 6 марта 1945 г. потоплен британской авиацией на Засницком рейде, погибло 150 человек.
"Z-29"
21.03.40 г. заложен, 15.10.40 г. спущен на воду, 9.07.41 г. вступил в строй и вошел в состав 8 флотилии.
В 1941—44 гг. действовал в Арктике. 7 сентября 1942 г. совместно с "Z-30", "Фридрих Эккольдт" и "Рихард Битзен" участвовал в постановке минных заграждений "Романов" и "Цесаревич" между полуостровом Канин и о. Колгуев; всего выставлено 90 мин ЕМС и 90 мин EMF, на одной из которых 26 ноября 1942 г. подорвался советский ледокол "Микоян". 24 сентября 1942 г. в составе отряда кораблей во главе с крт "Адмирал Хиппер", предположительно, участвовал в постановке минного заграждения "OMZ-P-3" из 96 мин EMF у северо-западного побережья Новой Земли. Капитулировал, получен США, затоплен в 1946 г. в Скагерраке.
"Z-30"
15.04.40 г. заложен, 8.12.40 г. спущен на воду, 15.11.41 г. вступил в строй и вошел в состав 8 флотилии.
В 1942—44 гг. действовал в Арктике. 7 сентября 1942 г. совместно с "Z-29", "Фридрих Эккольдт" и "Рихард Битзен" участвовал в постановке минных заграждений "Романов" и "Цесаревич" между полуостровом Канин и о. Колгуев; всего выставлено 90 мин ЕМС и 90 мин EMF, на одной из которых 26 ноября 1942 г. подорвался советский ледокол "Микоян". 14 октября 1942 г. совместно с тремя другими эсминцами участвовал в постановке минного заграждения "Царевна" из 50 мин ЕМС, 90 мин EMF и 40 минных защитников у м. Канин Нос. 5—9 ноября в составе боевой группы во главе с крт. "Адмирал Хиппер" действовал в северо-восточной части Баренцева моря.
В 1944—45 г. действовал на Балтике. Капитулировал в Осло, получен Великобританией. Затонул во время испытаний взрывчатых веществ.
"Z-31"
1.09.40 г. заложен, 15.05.41 г. спущен на воду, 11.04.42 г. вступил в строй, вошел в состав 4 флотилии.
В 1943 — 45 г. действовал в Арктике. 9 апреля 1945 г. поврежден советской авиацией в Балтийском море. Капитулировал в Брунсбюттель, получен Великобританией. В 1946 г. передан Франции, вошел в состав ее флота под наименованием "Марсо".
"Z-32"
1.11.40 г. заложен. 15.08.41 г. спущен на воду, 15.09.42 г. вступил в строй и вошел в состав 4, а позже 8 флотилии.
9 июня 1944 г. потоплен авиацией при обстреле побережья о. Уэссан, Бискайский залив, погибло 26 человек.
"Z-33"
22.12.40 г. заложен, 15.09.41 г. спущен на воду, 6.02.43 г. вступил в строй и вошел в состав 4 флотилии.
В 1943—45 гг. действовал в Арктике. Капитулировал в Вильгельмсхафене, получен СССР, вошел в состав советского флота под наименованием "Проворный".
"Z-34"
15.01.41. г. заложен, 5.05.42 г, спущен на воду, 5.06.43 г. вступил в строй и вошел в состав 4 флотилии.
В 1943—45 гг. действовал в Арктике. 7—17 марта 1945 г. поддерживал артиллерийским огнем оборонявшиеся германские войска у Кольберга. 16 апреля поврежден советскими торпедными катерами "ТКА-266" и "ТКА-269" на рейде Хель. Капитулировал в Вильгельмсхафене, 26 марта 1946 г. затоплен в Северном море.
"Z-37"
В 1940 г. заложен, 24.02.41 г. спущен на воду, 16.07.42 г. вступил в строй и вошел в состав 4 флотилии.
30 января 1944 г. столкнулся у Бильбао (Испания) с эм "Z-32" и был поставлен в док Бордо для ремонта. 24 августа затоплен личным составом при подходе войск союзников к городу.
"Z-38"
В 1940 г. заложен, 5.08.41 г. спущен на воду, 20.03.43 г. вступил в строй и вошел в состав 4 флотилии.
В 1943—45 гг. действовал в Арктике. 18 января 1945 г. поддерживал артиллерийским огнем оборонявшиеся германские войска под Пиллау. 8 мая участвовал в эвакуации германских войск с косы Хель в Копенгаген, Капитулировал в Великобритании, вошел в состав ее флота под наименованием "Нонсач". В 1949 г. разобран на металл.
"Z-39"
В 1940 г. заложен, 2.12.41 г. спущен на воду, 21.08.43 г. вступил в строй и вошел в состав 4 флотилии.
В феврале 1944 г. прибыл в Таллин, вошел в состав 6 флотилии. 23 июня поврежден советской авиацией в Палдиски. 8 мае 1945 г. эвакуировал войска с косы Хель в Копенгаген. Капитулировал, получен США, вошел в состав американского флота под наименованием "DD 939". Передан Франции по программе военной помощи, использовался французами в качестве запасных частей для уже имевшихся трофейных германских эсминцев.
2.4.3. Эскадренные миноносцы проекта "Эсминец 1936"
Всего было построено фирмой "Дешимаг" в Бремене 6 кораблей этого типа с "Z-17" по "Z-22".
"Z-17" "Дитер фон Рёдер" ("Diether von Roeder")
9.09.36 г. заложен, 19.08.37 г. спущен на воду, 29.08.38 г. вступил в строй и вошел в состав 5 дивизиона.
10 апреля 1940 г. получил попадание двух торпед с британского эм "Харди" в Нарвике, остался на плаву, но в дальнейшем мог использоваться только в качестве плавучей батареи. 13 апреля там же вступил в бой с британским эм "Коссак", начал тонуть от полученных новых повреждений и взорван личным составом, а его противник от полученных повреждений выбросился на мель.
"Z-18" "Ганс Людеман" ("Hans Ludemann")
9.09.36 г. заложен, 1.12.37 г. спущен на воду, 8.10.38 г. вступил в строй и вошел в состав 5 дивизиона.
13 апреля 1940 г., израсходовав весь боезапас в бою с британскими кораблями у Нарвика, затоплен личным составом.
"Z-19" "Герман Кюнне" ("German Kunne")
5.10.36 г. заложен, 22.12.37 г. спущен на воду, 12.01.39 г. вступил в строй и вошел в состав 5 дивизиона.
13 апреля 1940 г., получив в бою около 20 попаданий 120-мм снарядов британских эсминцев, выбросился на берег севернее Нарвика.
"Z-20" "Карл Гальстер" ("Karl Galster")
14.09.37 г. заложен, 15.06.38 г. спущен на воду, 21.03.39 г. вступил в строй и вошел в состав 4 дивизиона 2 флотилии.
В сентябре 1940 г. переведен в Северную Норвегию, вошел в состав 6 флотилии и оставался в Арктике до 1944 г. 13 июля 1941 г. совместно с эсминцами "Рихард Битзен", "Герман Шеман", "Ганс Лоди" и "Фридрих Эккольдт" потопил в Баренцевом море советский сторожевой корабль "Пассат". 24 июля совместно с эсминцами "Рихард Битзен", "Герман Шеман" и "Фридрих Эккольдт" потопил в Баренцевом море советское гидрографическое судно "Меридиан".
5—7 мая 1945 г. участвовал в эвакуации германских войск с косы Хель в Копенгаген. 8 мая 1945 г. последним из германских кораблей совершил рейс в Хель, откуда убыл в 21 час, т.е. за 3 часа до капитуляции. Капитулировал, получен СССР, вошел в состав советского флота под наименованием "Прочный".
"Z-21" "Вильгельм Хайдкамп" ("Wilhelm Heidkamp")
15.12.37 г. заложен, 20.08.38 г. спущен на воду, вступил в строй и вошел в состав 4 дивизиона 2 флотилии.
9 апреля 1940 г. потопил торпедами у Нарвика норвежский броненосец береговой обороны "Эйдсволъд". 10 апреля полностью выведен из строя торпедами британского эм "Харди" в Нарвике, погибло 83 человека.
"Z-22" "Антон Шмитт" ("Anton Schmitt")
3.01.38 г. заложен, 20.09.38 г. спущен на воду, 24.09.39 г. вступил в строй и вошел в состав 4 дивизиона 2 флотилии.
10 апреля 1940 г. потоплен в Нарвике двумя торпедами британского эм "Харди", погибло 52 человека.
2.4.4. Эскадренные миноносцы проекта "Эсминец 1934"
Всего построено 16 кораблей этого класса с "Z-1" no"Z-16".
"Z-1" "Леберехт Маасс" ("Leberecht Maass")
10.10.34 г. заложен на верфи фирмы "Дойче-Верке" в Киле, 18.08.35 г. вступил в строй в качестве флагманского корабля командующего эсминцами.
3 сентября 1939 г. у косы Хель получил повреждения в бою с польскими эм "Вихрь" и зн "Гриф". 22 февраля 1940 г. по ошибке потоплен в Северном море германской авиацией, погибло 283 человека.
"Z-2" "Георг Тиле" ("Georg Thiele")
25.10.34 г. заложен на верфи фирмы "Дойче-Верке" в Киле, 18.08.35 г. спущен на воду, 27.02.37 г. вступил в строй и вошел в состав 1 дивизиона 1 флотилии.
13 апреля 1940 г. после боя с британскими кораблями, прикрывая в Румбакс-фьорде затопление сохранившихся германских эсминцев, последними торпедами оторвал нос британскому эм "Эскимо", но и сам, подожженный артиллерийским огнем противника, был вынужден выброситься на берег; погибло 27 человек.
"Z-3" "Макс Шульц" ("Max Schultz")
2.01.35 г. заложен на верфи фирмы "Дойче-Верке" в Киле, 30.11.35 г, спущен на воду, 8.04.37 г, вступил в строй и вошел в состав 1 дивизиона 1 флотилии.
3 сентября 1939 г. у косы Хель получил повреждения в бою с польскими эм "Вихрь" и зн "Гриф". 22 февраля 1940 г. по ошибке потоплен в Северном море германской авиацией.
"Z-4" "Рихард Битзен" ("Richard Beitzen")
7.01.35 г. заложен на верфи фирмы "Дойче-Верке" в Киле, 30.11.35 г. спущен на воду, 13.05.37 г. вступил в строй и вошел в состав 1 дивизиона 1 флотилии.
В 1941—43 гг. действовал в Арктике. 13 июля 1941 г. совместно с эсминцами "Карл Гальстер", "Герман Шеман", "Ганс Лоди" и "Фридрих Эккольдт" потопил в Баренцевом море советский сторожевой корабль "Пассат". 24 июля совместно с эсминцами "Карл Гальстер", "Герман Шеман" и "Фридрих Эккольдт" потопил в Баренцевом море советское гидрографическое судно "Меридиан". 10 августа совместно с эсминцами "Ганс Лоди" и "Фридрих Эккольдт" потопил в Баренцевом море у входа в Кольский залив советский сторожевой корабль "Туман". 7 сентября 1942 г. совместно с "Z-30", "Z-29" и "Фридрих Эккольдт" участвовал в постановке минных заграждений "Романов" и "Цесаревич" между полуостровом Канин и о. Колгуев; всего выставлено 90 мин ЕМС и 90 мин EMF, на одной из которых 26 ноября 1942 г. подорвался советский ледокол "Микоян". 5—9 ноября в составе боевой группы во главе с крт "Адмирал Хиппер" действовал в северо-восточной части Баренцева моря.
Капитулировал, получен Великобританией. В 1947 г. сдан на металл.
"Z-5" "Пауль Якоби" ("Paul Jacobi")
15.07.35 г. заложен на верфи фирмы "Дешимаг" в Бремене, 24.03.36 г. спущен на воду, 29.06.37 г. вступил в строй и вошел в состав 2 дивизиона 2 флотилии.
В 1942—44 гг. действовал в Арктике. В апреле 1945 г. поврежден советской береговой артиллерией у косы Хель, Балтийское море. Капитулировал, получен Великобританией. В феврале 1946 г. передан Франции и вошел в состав ее флота под наименованием "Десэ".
"Z-6" "Теодор Ридель" ("Theodor Riedel")
18.07.35 г. заложен на верфи фирмы "Дешимаг" в Бремене, 22,04.36 г. спущен на воду, 2.07.37 г. вступил в строй и вошел в состав 2 дивизиона 2 флотилии.
В 1942—43 гг. действовал в Арктике. 5—7 мая 1945 г. участвовал в эвакуации германских войск с косы Хель в Копенгаген. Капитулировал, получен Великобританией, В феврале 1946 г. передан Франции и вошел в состав ее флота под наименованием "Клебер".
"Z-7" "Герман Шеман" ("Hermann Schoemann")
7.09.35 г. заложен на верфи фирмы "Дешимаг" в Бремене, 16.07.36 г. спущен на воду, 9.09.37 г. вступил в строй и вошел в состав 2 дивизиона 2 флотилии.
С 1941 г. действовал в Арктике. 13 июля 1941 г. совместно с эсминцами "Карл Гальстер", "Рихард Битзен", "Ганс Лоди" и "Фридрих Эккольдт" потопил в Баренцевом море советский сторожевой корабль "Пассат". 24 июля совместно с эсминцами "Карл Гальстер", "Рихард Битзен" и "Фридрих Эккольдт" потопил в Баренцевом море советское гидрографическое судно "Меридиан". 3 мая 1942 г. получил тяжелые повреждения в бою с поврежденным британским крейсером "Эдинбург" и его охранением, добит торпедами германского эм "Z-24" в Баренцевом море.
"Z-8" "Бруно Хайнеманн" ("Bruno Heinemann")
14.01.36 г. заложен на верфи фирмы "Дешимаг" в Бремене, 15.09.36 г. спущен на воду, 8.01.38 г. вступил в строй и вошел в состав 6 дивизиона 4 флотилии.
25 января 1942 г. при подготовке к прорыву германских линкоров из Бреста в Германию подорвался на мине и затонул у Дюнкерка; погибло 93 человека.
"Z-9" "Вольфганг Зенкер" ("Wolfgang Zenker")
20,03.35 г. заложен на заводе фирмы "Германия-Верфт" в Киле, 27.03.36 г. спущен на воду, 2.07.38 г. вступил в строй и вошел в состав 6 дивизиона 4 флотилии.
13 апреля 1940 г. затоплен личным составом у Нарвика после боя с британскими кораблями, погиб 1 человек.
"Z-10" "Ганс Лоди" ("Hans body")
1.04.35 г. заложен на заводе фирмы "Германия-Верфт" в Киле, 14.05.36 г. спущен на воду, 13.09.38 г. вступил в строй и вошел в состав 6 дивизиона 4 флотилии.
С 1941 г. действовал в Арктике. 13 июля 1941 г. совместно с эсминцами "Карл Гальстер", "Рихард Битзен", "Герман Шеман" и "Фридрих Эккольдт" потопил в Баренцевом море советский сторожевой корабль "Пассат". 10 августа совместно с эсминцами "Рихард Битзен" и "Фридрих Эккольдт" потопил в Баренцевом море у входа в Кольский залив советский сторожевой корабль "Туман".
5—7 мая 1945 г. участвовал в эвакуации германских войск с косы Хель в Копенгаген. Капитулировал, получен Великобританией, вошел в состав ее флота под обозначением "R-38". В 1949 г. разобран на металл.
"Z-11" "Бернд фон Арним" ("Bernd von Arnim")
26.04.35 г. заложен на заводе фирмы "Германия-Верфт" в Киле, 8.07.36 г. спущен на воду, 6.12.38 г. вступил в строй и вошел в состав 8 дивизиона 4 флотилии.
9 апреля 1940 г. потопил торпедами в Нарвике норвежский броненосец береговой обороны "Норге". 13 апреля затоплен личным составом у Нарвика после боя с британскими кораблями.
"Z-12" "Эрих Гисе" ("Erich Giese")
3.05.35 г. заложен на заводе фирмы "Германия-Верфт" в Киле, 12.03.37 г. спущен на воду, 4.03.39 г. вступил в строй и вошел в состав 8 дивизиона 4 флотилии.
13 апреля 1940 г. потоплен британскими кораблями у Нарвика, погибло 83 человека.
"Z-13" "Эрих Колльер" ("Erich Rjtllner")
12.10.35 г. заложен на заводе фирмы "Германия-Верфт" в Киле, 18.03.37 г. спущен на воду, 28.08.39 г. вступил в строй и вошел в состав 8 дивизиона 4 флотилии.
12 апреля 1940 г. при установке береговой батареи у Нарвика сел на мель, где был 13 апреля уничтожен британскими кораблями, погиб 31 человек.
"Z-14" "Фридрих Инн" ("Friedrich Inn")
30.05.35 г. заложен на верфи фирмы "Блом и Босс" в Гамбурге, 5.11.35 г. спущен на воду, 6.04.38 г. вступил в строй и вошел в состав 3 дивизиона 1 флотилии.
В 1942—44 гг. действовал в Арктике. 7 марта 1942 г., находясь в охранении лк "Тирпиц", в Баренцевом море потопил со всем экипажем советский транспорт "Ижора". 5-8 мая 1945 г. участвовал в эвакуации германских войск с косы Хель в Копенгаген. Капитулировал, получен СССР, вошел в состав советского флота под наименованием "Поспешный".
"Z-15" "Эрих Штайнбринк" ("Erich Steinbrinck")
30.05.35 г. заложен на верфи фирмы "Блом и Босс" в Гамбурге, 24.09.36 г. спущен на воду, 8.06.38 г. вступил в строй и вошел в состав 3 дивизиона 1 флотилии.
1940, 1943—44 гг. действовал в Арктике. 1 мая 1940 г. вошел в состав 5 флотилии. Капитулировал, получен СССР, вошел в состав советского флота под наименованием "Пылкий".
"Z-16" "Фридрих Эккольдт" ("Friedrich Eckoldt")
4.11.35 г. заложен на верфи фирмы "Блом и Босс" в Гамбурге, 21.03.37 г. спущен на воду, 28.07.38 г. вступил в строй и вошел в состав 3 дивизиона 1 флотилии.
С 1941 г. действовал в Арктике. 13 июля 1941 г. совместно с эсминцами "Карл Гальстер", "Герман Шеман", "Ганс Лоди" и "Рихард Битзен" потопил в Баренцевом море советский сторожевой корабль "Пассат". 24 июля совместно с эсминцами "Карл Гальстер", "Герман Шеман" и "Рихард Битзен" потопил в Баренцевом море советское гидрографическое судно "Меридиан". 10 августа совместно с эсминцами "Ганс Лоди" и "Рихард Битзен" потопил в Баренцевом море у входа в Кольский залив советский сторожевой корабль "Туман". 7 сентября 1942 г. совместно с "Z-30", "Z-29" и "Рихард Битзен" участвовал в постановке минных заграждений "Романов" и "Цесаревич" между полуостровом Канин и о. Колгуев; всего выставлено 90 мин ЕМС и 90 мин EMF, на одной из которых 26 ноября 1942 г. подорвался советский ледокол "Микоян". 5—9 ноября в составе боевой группы во главе с крт "Адмирал Хиппер" действовал в северо-восточной части Баренцева моря. 31 декабря 1942 г. потоплен в Баренцевом море севернее Барде британскими крейсерами "Шеффилд" и "Ямайка" из ближнего охранения конвоя "JW-51B", весь экипаж погиб.