2.5. Миноносцы
Версальский мирный договор разрешал Германии иметь только 16 эсминцев (12 в строю и 4 в резерве) водоизмещением не более 800 тонн. Именно это обстоятельство и вызвало к жизни первые германские миноносцы, ставшие универсальными кораблями с сравнительно сильным для своих размеров артиллерийским и торпедным вооружением. В дальнейшем немцы перешли к строительству полноценных эскадренных миноносцев и об этом подклассе кораблей как бы забыли. Однако опыт других стран, и прежде всего Италии, показал, что в боевых действиях на море, особенно в прибрежной зоне и районах со сложными навигационными условиями, более целесообразным может оказаться применение небольших кораблей с торпедно-артиллерийским вооружением, чем крупных эскадренных миноносцев. Наличие торпедного вооружения, по мнению сторонников миноносцев, делает эти корабли опасными даже для крейсеров, а их небольшие размеры позволяют организовать их массовое производство на сравнительно небольших верфях. Немцы пошли дальше и, как непременное требование к подобным кораблям, выдвинули дешевизну и высокую технологичность постройки, что должно было позволить организовать крупносерийное производство.
Излишним увлечением последними качествами можно объяснить появление в составе германского флота кораблей проекта "Миноносец 1935". Они практически по всем элементам, кроме торпедного вооружения, явно уступали своим предшественникам, и поэтому область их применения оказалась неоправданно узкой. Мало чем отличался от этих кораблей и проект "Миноносец 1937". Все это заставило германское командование, уже в ходе войны, тратить время и средства на усиление зенитного вооружения за счет демонтажа одного торпедного аппарата. Учитывая недостатки предыдущих проектов, в 1941 г. начинается строительство более крупных миноносцев проекта "Флотский миноносец 1939". Эти корабли, благодаря своим хорошим мореходным качествам и сравнительно мощному вооружению, нашли широкое применение прежде всего в обеспечении своих коммуникаций, подводных лодок и блокадопрорывателей. Для повышения живучести на кораблях этого проекта, в отличие от предыдущих, было принято эшелонное расположение главной энергетической установки.
Таблица 2.11. Основные элементы проектов миноносцев
Элементы/проекты кораблей |
"Флотский миноносец 1940" |
"Флотский миноносец 1941" |
"Флотский миноносец 1944" |
1 . Водоизмещение, т: |
|
|
|
— стандартное |
1931 |
1493 |
1418 |
— полное |
2566 |
2155 |
1794 |
2. Размеры, м: |
|
|
|
— длина по КВЛ (наибольшая) |
110 (114) |
102(106) |
98 (103) |
— ширина |
11.3 |
10,1 |
10,1 |
— осадка (наибольшая) |
3,4 |
3,72 |
3,56 |
3. Главные механизмы: |
|
|
|
— тип установки |
котлотурбинная |
котлотурбинная |
котлотурбинная |
— суммарная мощность, л. с. |
49500 |
40000 |
52000 |
— число ТЗА |
2 |
2 |
2 |
— число котлов |
3 |
4 |
4 |
— число винтов |
2 |
2 |
2 |
— запас мазута, т |
570 |
582 |
300 |
4. Скорость хода, узлы: |
35 |
34 |
37,2 |
5. Дальность плавания, миль: |
|
|
|
— скорость хода 19 узлов |
5000 |
6500 |
4500 |
6. Вооружение, число: |
|
|
|
— 127/45 АУ |
4х1 |
— |
— |
— 105/47,8 ун. АУ |
— |
— |
2x2 |
— 1 05/45 АУ |
— |
4х1 |
— |
— выстрелов ПС |
600 |
2400 |
1600 |
— 37/80 зен. АУ |
2x2 |
3x2 |
— |
— 37-мм выстрелов |
8000 |
12000 |
— |
— 30/• зен. АУ |
— |
— |
5x2 |
— 30-мм выстрелов |
— |
— |
20000 |
— 20/65 зен. АУ |
16х1 |
8x1 |
— |
— 20-мм выстрелов |
16000 |
16000 |
— |
— 533-мм ТТ |
2x4 |
2x3 |
2x3 |
— мин |
50 |
50 |
30 |
— бомбометов |
4 |
4 |
* |
— бомбосбрасывателей (глубинных бомб) |
6(32) |
6 (32)) |
• |
7. Экипаж, чел. |
223 |
210 |
214 |
8. Планировалось к постройке, ед. |
12 |
13 |
9 |
Линию развития германских миноносцев должны были продолжить корабли проекта "Флотский миноносец 1941". В отличие от предшественников, они имели бы более рациональные обводы корпуса, улучшенное радиоэлектронное вооружение. Корабли этого проекта были заложены, но в строй войти уже не успели. Последним проектом германских миноносцев, планируемых к постройке в количестве 9 единиц, был "Флотский миноносец 1944" ("Т-52"—"Т-60"). Характерной особенностью этого проекта должно было стать наличие стабилизированных универсальных спаренных 105-мм артиллерийских установок, что значительно повысило бы противовоздушные возможности кораблей.
Таблица 2.12. Основные элементы миноносцев
Элементы /проект корабля |
"Миноносец 1923" |
"Миноносец 1924" |
"Миноносец 1935" |
"Миноносец 1937" |
"Флотский миноносец 1939" |
1 . Водоизмещение, т: |
|
|
|
|
|
— стандартное |
924 |
933 |
844 |
853 |
1294 |
— полное |
1290 |
1320 |
1088 |
1098 |
1754 |
2. Размеры, м: |
|
|
|
|
|
— длина по КВЛ (наибольшая) |
85 (88) |
89 (93) |
82 (84) |
82 (85) |
97 (102) |
— ширина |
8,3 |
8,7 |
8.6 |
8.9 |
10 |
— осадка (наибольшая) |
2,8 (3,5) |
2,8 (3,5) |
2,3 (2,9) |
2,5(3,1) |
2,6 (3,2) |
3. Главные механизмы: |
|
|
|
|
|
— тип установки |
котлотурбинная |
||||
— суммарная мощность, л, с. |
23000 |
23000 |
31 000 |
31 000 |
32000 |
— число ТЗА |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
— число котлов |
3 |
3 |
4 |
4 |
4 |
— число винтов |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
— запас мазута, т |
340 |
380 |
205 |
216 |
401 |
4. Скорость хода, узлы: |
33 |
33 |
35,5 |
33,5 |
33,5 |
5. Дальность плавания, миль: |
|
|
|
|
|
— скоростью хода 17 узлов |
3100 |
3100 |
* |
• |
* |
— скоростью хода 19 узлов |
• |
• |
2400 |
3000 |
5000 |
б. Вооружение, число: |
|
|
|
|
|
— 127/45 АУ |
3х1 на "Леопарде" и "Лухсе" |
— |
— |
— |
— |
— 105/55 АУ |
— |
3x1 |
— |
— |
— |
— 105/45 АУ |
3x1, кроме "Лухса" и "Леопарда" |
— |
1x1 |
1х1 |
4х1 |
— выстрелов ГК |
300 |
300 |
600 |
600 |
2400 |
— 37/80 зен. АУ |
— |
— |
1x1 |
1x1 |
2x2 |
— 37-мм выстрелов |
— |
— |
4000 |
4000 |
8000 |
— 20/65 зен. АУ |
4х1 |
4x1 |
4x2 |
7x1 |
2—9 |
— 20-мм выстрелов |
8000 |
8000 |
8000 |
14000 |
4000—18000 |
— зен. пулеметов |
— |
— |
— |
__ |
от 7 до 12 |
— 533-мм ТТ |
2 х 3, но в ходе войны на отдельных кораблях вместо одного торпедного аппарата устанавливали дополнительные зенитные автоматы |
2x3 |
|||
— мин |
30 |
30 |
30 |
30 |
50 |
7. Экипаж, чел. |
122 |
129 |
119 |
119 |
198 |
8. Год вступления в строй |
1926—1929 |
1928—1929 |
1939—1940 |
1940—1941 |
1942—1943 |
9. Всего построено, ед. |
6 |
6 |
12 |
9 |
15 |
10. Дополнительные данные:
1. В ноябре 1941 г. на Т-13 и Т-18 на баке установили по 37-мм зенитному автомату;
2. В июле 1944 г. вместо одного торпедного аппарата установили:
— на Т-4 Т-19 4 37-мм и 12 20-мм зенитных автоматов;
— на Т-8, Т-10, Т-12 и Т-17 два 37-мм и 12 20-мм зенитных автоматов;
— на Т-1 1 40-мм, два 37-мм и 12 20-мм зенитных автоматов.
Несколько в стороне от общей линии развития германских миноносцев стоят корабли проекта "Флотский миноносец 1940". По своим размерам и вооружению они в значительной мере приближаются к эскадренным миноносцам. Это отчасти объясняется тем, что при их проектировании и постройке максимально использовались механизмы и оснастка эсминцев, планируемых к постройке в Голландии и захваченных Германией в ходе оккупации этой страны в 1940 г. Этим же объясняется несколько неожиданное для германского флота применение на этих кораблях турбин Парсонса и котлов Ярроу. Однако, несмотря на такие благоприятные условия, постройка кораблей проекта "Флотский миноносец 1940" закончена не была. Основные элементы миноносцев приведены в табл. 2.11 и 2.12.
2.5.1. Миноносцы проекта "Флотский миноносец 1941"
Данные корабли являлись дальнейшим развитием проекта "Флотский миноносец 1939" и строились на заводе фирмы "Шихау" в Эльбинге. Всего планировалась постройка 15 единиц ("Т-37"—"Т-51"), но заложено было 14 — заказ на "Т-51" аннулировали, а спущено на воду только 9 ("Т-37"—"Т-45"). Спущенные на воду миноносцы к моменту подхода советских войск к Эльбингу имели следующие степени готовности: "Т-37"-95%, "Т-38"—84%, "Т-39"-76%, "T-40"-70%, "Т-41"—66,5%, "Т-42"-58,5%, "Т-43" —40%, "Т-44"—35%. Миноносцы с "Т-40" по "Т-50" были уничтожены самими немцами в Эльбинге, а "Т-37", "Т-38" и "Т-39" под буксирами с эвакуированным гражданским населением сначала перешли в еще обороняющийся Пиллау, затем в Киль. Там эти корабли в 1946 г. разобрали на металл.
2.5.2. Миноносцы проекта "Флотский миноносец 1940"
Из планируемых к постройке 24 кораблей этого проекта на верфях Голландии заложили 12 единиц ("Т-61"—"Т-72"), некоторые из них до подхода войск союзников к Роттердаму и Амстердаму успели спустить на воду. "Т-66" в высокой степени готовности к спуску на воду уничтожила прямо на стапеле авиация, а "Т-61", "Т-63" и "Т-65" немцы попытались отбуксировать в Германию. На переходе морем у Западно-Фризских островов "Т-61" погиб от авиационной торпеды, остальные дошли до места назначения, где и были разобраны на металл в 1946 г. Проект этих кораблей специально разрабатывался для постройки в Нидерландах с учетом механизмов и заделов предполагавшихся к постройке голландских эсминцев.
2.5.3. Миноносцы проекта "Флотский миноносец 1939"
Всего было построено 15 кораблей этого проекта, все на заводе фирмы "Шихау" в Эльбинге.
"T-22"
В 1941 г. спущен на воду, 28.02,42 г. вступил в строй, вошел в состав 4 флотилии и действовал в Ла-Манше.
В марте 1944 г. перешел в Свинемюнде и вошел в состав 6 флотилии. 6 июля прибыл в Финский залив. 18 августа подорвался на мине германского заграждения и затонул в Финском заливе, погибло 143 человека.
"T-23"
В ноябре 1941 г. спущен на воду, 14.06.42 г. вступил в строй, вошел в состав 4 флотилии и действовал в Ла-Манше.
В марте 1944 г. прибыл в Свинемюнде и вошел в состав 6 флотилии. В июле перешел в Финский залив. 18 августа подорвался на мине германского заграждения в Финском заливе, но остался на плаву. 22 октября поврежден советской авиацией в Либаве. 19 ноября поврежден советской авиацией в районе п-ова Сырве. 12 декабря совместно с эсминцами "Z-36" и "Z-43", а также миноносцем "Т-28" участвовал в минной постановке у о. Нарген.
5—8 мая 1945 г. участвовал в эвакуации германских войск с косы Хель в Копенгаген. Капитулировал, получен Великобританией. В феврале 1946 г. передан Франции и вошел в состав французского флота под наименованием "Л'Альзасьен".
"Т-24"
В 1942 г. спущен на воду, 17.10.42 г. вступил в строй и вошел в состав 4 флотилии.
В апреле — мае 1943 г. находился в Норвегии. 24 августа 1944 г. потоплен британской авиацией на рейде Ле Верен (Франция), погибло 18 человек.
"Т-25"
В 1942 г. спущен на воду, 12.12.42 г, вступил в строй и вошел в состав 4 флотилии.
28 декабря 1943 г. потоплен в Бискайском заливе британскими крейсерами "Энтерпрайз" и "Глазго", погибло 85 человек.
"Т-26"
В 1942 г. спущен на воду, 27.02.43 г. вступил в строй и вошел в состав 4 флотилии.
28 декабря 1943 г. потоплен в Бискайском заливе британскими крейсерами "Энтерпрайз" и "Глазго", погибло 90 человек.
"Т-27"
17.04.42 г. спущен на воду, 17.04,43 г. вступил в строй и вошел в состав 4 флотилии.
29 апреля 1944 г. выбросился на побережье Бретани (Франция) после боя с канадским эм "Хайда", погибло 11 человек. 4 мая под воздействием волн перевернулся и был окончательно потерян.
"Т-28"
В 1943 г. спущен на воду, 19.06.43 г. вступил в строй и вошел в состав 6 флотилии.
В декабре 1943 г. — апреле 1944 г. находился в Норвегии, В августе 1944 г. прибыл в Финский залив. 24 октября поврежден советскими штурмовиками Ил-2 в Ирбенском проливе, а 25 октября — у м. Сырве. 12 декабря совместно с эсминцами "Z-36" и "Z-43", а также миноносцем "Т-23" участвовал в минной постановке у о. Нарген.
18 февраля 1945 г. поддерживал артиллерийским огнем обороняющиеся германские войска у Пиллау. 5 - 8 мая участвовал в эвакуации германских войск и гражданского населения с косы Хель в Копенгаген. Капитулировал, получен Великобританией. В феврале 1946 г. передан Франции, вошел в состав ее флота под наименованием "Ла Лоррэн".
"Т-29"
В 1943 г. спущен на воду, 21.08.43 г. вступил в строй и вошел в состав 6 флотилии.
6 апреля 1944 г, потоплен в Ла Манше британским крейсером "Черный Принц", погибло 137 человек.
"Т-30"
В 1943 г. спущен на воду, 24.10.43 г. вступил в строй и вошел в состав 6 флотилии.
В апреле 1944 г. перешел в Финский залив. 18 августа 1944 г. подорвался на мине германского заграждения в Финском заливе и затонул, погибло 114 человек.
"Т-31"
В 1943 г. спущен на воду, 5.02.44 г. вступил в строй и вошел в состав 6 флотилии.
13 июня 1944 г. перешел в Таллин. 20 июня атакован четырнадцатью советскими торпедными катерами в Финском заливе у о. Нерва и потоплен торпедами "ТКА-37", погибло 82 человека; в атаке участвовали "ТКА-9, -10, -33, -37, -41, -43, -53, -60, -63, -101,-103, -111,-153, -163".
"Т-32"
В 1943 г. спущен на воду, 8.05.44 г. вступил в строй и вошел в состав 6 флотилии.
В июле 1944 г. перебазирован в Финский залив, где 18 августа подорвался на мине германского заграждения и затонул, погибло 137 человек.
"Т-33"
В 1943 г. спущен на воду, 16.06.44 г. вступил в строй и вошел в состав 6 флотилии.
6 января 1945 г. в районе маяка Брюстерорт (Балтийское море) таранным ударом потопил советскую подводную лодку "С-4".
8 мая 1945 г. за несколько часов до капитуляции отошел от косы Хель в Копенгаген с эвакуированными войсками и населением. Капитулировал, получен СССР и вошел в состав советского ВМФ под наименованием "Примерный".
"Т-34"
В 1944 г. спущен на воду, 12.08.44 г. вступил в строй.
20 ноября 1944 г. подорвался на минах, выставленных советским зп "Л-3", в западной части Балтийского моря у м. Аркона, погибло 62 человека.
"Т-35"
В 1944 г. спущен на воду, 7.10.44 г. вступил в строй и вошел в состав 5 флотилии.
18 января 1945 г. поддерживал артиллерийским огнем оборонявшиеся под Пиллау германские войска. 5—7 мая участвовал в эвакуации германских войск с косы Хель в Копенгаген. Капитулировал, получен США и вошел в состав американского флота под наименованием "DD-935". В 1947 г. передан Франции, где был разобран на запасные части.
"Т-36"
В 1944 г. спущен на воду, 9.12.44 г. вступил в строй и вошел в состав 5 флотилии.
4 мая 1945 г., после подрыва на мине на рейде Свинемюнде, потоплен советской авиацией в Балтийском море, когда пытался уйти в Копенгаген.
2.5.4. Миноносцы проекта "Миноносец 1937"
Всего построено 9 единиц этого типа, все на заводе фирмы "Шихау" в Эльбинге. Являлись развитием кораблей проекта "Миноносец 1935".
"Т-13"
26.09.38 г. заложен, 15.06.39 г. спущен на воду, 31.05.41 г. вступил в строй и вошел в состав 3 флотилии.
В октябре 1941 г. — январе 1942 г. и с августа 1943 г. воевал на Балтике. 10 апреля 1945 г. потоплен авиацией союзников в Скагерраке.
"Т-14"
15.11.38 г. заложен, 21.07.39 г. спущен на воду, 14.06.41 г. вступил в строй и вошел в состав 3 флотилии.
С ноября 1944 г. действовал в Восточной Балтике. Капитулировал, получен США. В 1947 г. передан Франции, вошел в состав ее флота под наименованием "Домпер". В 1949 г. исключен из списков флота.
"Т-15"
3.01.39 г. заложен, 16.09.39 г. спущен на воду, 26.06.41 г. вступил в строй и вошел в состав 3 флотилии.
В марте — июне 1942 г. находился в Норвегии. 13 декабря 1943 г. потоплен авиацией союзников в Киле.
"Т-16"
1.02.39 г. заложен, 20.11.39 г. спущен на воду, 24.07.41 г. вступил в строй и вошел в состав 3 флотилии.
13 апреля 1945 г. выведен из строя авиацией в Фридрихсхафене.
"Т-17"
24.06.39 г. заложен, 13.03.40 г. спущен на воду, 28.10.41 г. вступил в строй и вошел в состав 3 флотилии.
5—7 мая 1945 г. участвовал в эвакуации германских войск с косы Хель в Копенгаген. Капитулировал, получен СССР и вошел в состав советского ВМФ под наименованием "Порывистый".
"Т- 18"
27.07.39 г. заложен, 1.06.40 г. спущен на воду, 22.11.41 г. вступил в строй и вошел в состав 3 флотилии.
С июня 1944 г. находился в водах Восточной Балтики. 17 сентября потоплен двумя советскими бомбардировщиками А-20ж в Финском заливе, погибло 30 человек.
"Т- 19"
23.09.39 г. заложен, 20.07.40 г. спущен на воду, 18.12.41 г. вступил в строй и вошел в состав 3 флотилии.
С июня 1944 г. действовал на Балтике. 5 — 7 мая 1945 г. участвовал в эвакуации германских войск с косы Хель в Копенгаген. Капитулировал, получен США. В январе 1947 г. передан Дании.
"Т-20"
28.11.39 г. заложен, 12.09.40 г. спущен на воду, 5.06.42 г. вступил в строй и вошел в состав 3 флотилии.
С мая по сентябрь 1944 г. находился в Норвегии, а затем перешел на Балтику. Капитулировал, получен Великобританией. В феврале 1 946 г. передан Франции и вошел в состав ее флота под наименованием "Баккара". В 1949 г. исключен из списков флота.
"Т-21"
27.03.40 г. заложен, 21.11.40 г. спущен на воду, 11.07.42 г. вступил в строй и вошел в состав 3 флотилии.
Действовал в норвежских водах и на Балтике. Капитулировал, получен США. В 1946 г. затоплен в Скагерраке.
2.5.4. Миноносцы проекта "Миноносец 1935"
Всего построено 12 единиц этого проекта с "Т-1" по "Т-12". Попытка сделать дешевый корабль привела к тому, что миноносцы получили слабый корпус и вооружение, ненадежные машины. Все это заставило уже во время войны их модернизировать, в частности, усилить зенитное вооружение за счет демонтажа одного трехтрубного торпедного аппарата.
"Т-1"
В 1937 г. заложен на верфи фирмы "Шихау" в Эльбинге, в 1938 г. спущен на воду, 2.12.39 г. вступил в строй и вошел в состав 2 флотилии.
С ноября по март 1941 г. находился в норвежских водах, а затем перешел на Балтику. 10 апреля 1945 г. потоплен авиацией на верфи в Киле, погибло 9 человек.
"Т-2"
В 1937 г. заложен на верфи фирмы "Шихау" в Эльбинге, в 1938 г. спущен на воду, 9.12.39 г. вступил в строй и вошел в состав 2 флотилии.
29 июля 1944 г. потоплен авиацией в Бремене. В 1944 г. поднят, но в строй введен не был и в 1945 г. разобран на металл.
"Т-3"
В 1937 г. заложен на верфи фирмы "Шихау" в Эльбинге, в 1938 г. спущен на воду, 3.02.40 г. вступил в строй и вошел в состав 2 флотилии.
В августе—сентябре 1940 г. действовал в арктических водах. 15 сентября потоплен авиацией в Гавре (Франция). В 1941 г. поднят и 12 декабря 1943 г. опять вступил в строй. С сентября 1944 г. действовал в Восточной Балтике. 14 марта 1945 г. при эвакуации германских войск подорвался на мине севернее косы Хель и затонул, погибло 300 человек.
"Т-4"
В 1937 г. заложен на верфи фирмы "Шихау" в Эльбинге, в 1938 г. спущен на воду, 27.05.40 г. вступил в строй и вошел в состав 2 флотилии.
С октября 1940 г. по январь 1941 г. действовал в норвежских водах, а с июля 1944 г. — в Восточной Балтике. Капитулировал, получен США. 18 июня 1948 г. передан Дании, в 1951 г. исключен из списков ее флота.
"Т-5"
В 1937 г. заложен на верфи фирмы "Дешимаг" в Бремене, в ноябре того же года спущен на воду, 23.01.40 г. вступил в строй и вошел в состав 2 флотилии.
С ноября 1940 г. по февраль 1941 г., а также в марте—мае 1942 г. действовал в норвежских водах. С декабря 1942 г. по февраль 1943 г. и с сентября 1944 г. действовал в Восточной Балтике. 14 марта 1945 г. при эвакуации германских войск подорвался на мине севернее косы Хель и затонул, погибло 20 человек.
"Т-6"
В 1937 г. заложен на верфи фирмы "Дешимаг" в Бремене, в декабре того же года спущен на воду, 30.04.40 г. вступил в строй и вошел в состав 2 флотилии.
7 ноября 1940 г. подорвался на мине восточнее порта Абердин (восточное побережье Шотландии) и затонул, погибло 48 человек.
"T-7"
В 1937 г. заложен на верфи фирмы "Дешимаг" в Бремене, в июне 1938 г. спущен на воду, 20.12.39 г. вступил в строй и вошел в состав 2 флотилии.
С ноября по декабрь 1940 г. и с апреля по июль 1942 г. действовал в норвежских водах. 29 июля 1944 г. потоплен авиацией в Бремене.
"Т-8"
В 1937 г. заложен на верфи фирмы "Дешимаг" в Бремене, в августе 1938 г. спущен на воду, 8.10.39 г. вступил в строй и вошел в состав 2 флотилии.
С февраля 1944 г. действовал в Восточной Балтике. 28 октября поврежден советской авиацией в Либаве. 3 мая 1945 г. затоплен личным составом в Киле.
"T-9"
В 1938 г. заложен на верфи фирмы "Шихау" в Эльбинге, в 1939 г. спущен на воду, 4.07.40 г. вступил в строй и вошел в состав 2 флотилии.
С августа по октябрь 1942 г. действовал в норвежских водах, а с мая 1944 г. — в Восточной Балтике. 3 мая 1945 г. затоплен личным составом в Киле.
"Т-10"
В 1938 г. заложен на верфи фирмы "Шихау" в Эльбинге, в 1939 г. спущен на воду, 5.08.40 г. вступил в строй и вошел в состав 1 флотилии.
С ноября 1941 г. по февраль 1942 г. действовал в арктических водах, а с мая 1944 г. — в Восточной Балтике. 18 декабря 1944 г. потоплен советской авиацией в Готенхафене (ныне Гдыня).
"Т-11"
В 1938 г. заложен на верфи фирмы "Дешимаг" в Бремене, в марте 1939 г. спущен на воду, 7.05.40 г. вступил в строй и вошел в состав 2 флотилии.
Капитулировал, получен Великобританией. Передан Франции, вошел в состав ее флота под наименованием "Вир Хакейм". В 1949 г. исключен из списков флота.
"Т-12"
В 1938 г. заложен на верфи фирмы "Дешимаг" в Бремене, в апреле 1939 г. спущен на воду, 3.07.40 г. вступил в строй и вошел в состав 2 флотилии.
С сентября 1940 г. по февраль 1941 г., в октябре— декабре 1941 г., марте—мае и августе - октябре 1942 г. действовал в норвежских водах. 28 октября 1944 г. поврежден советской авиацией в Либаве. Капитулировал, получен СССР и вошел в состав советского ВМФ под наименованием "Подвижный".
2.5.4. Миноносцы проекта "Миноносец 1924"
Строились в рамках Версальского договора на военно-морской верфи в Вильгельмсхафене. Всего построено 6 кораблей данного типа, который явился развитием проекта "Миноносец 1923".
"Ильтис" ("Iltis")
В 1927 г. заложен, 12.10.27 г, спущен на воду, 1.10.28 г. вступил в строй и вошел в состав 6 флотилии.
13 мая 1942 г. потоплен британским тка "МТВ-23" севернее Булони, Ла-Манш, погибло 115 человек.
"Вольф" ("Wolf)
В 1927 г. заложен, 12.10.27 г. спущен на воду, 15.11.28 г. вступил в строй и вошел в состав 6 флотилии.
8 января 1941 г. подорвался на мине у Дюнкерка (Франция) и затонул, погибло 45 человек.
"Ягуар" ("Jaguar")
В 1927 г. заложен, 15.03.28 г. спущен на воду, 1.06.29 г. вступил в строй и вошел в состав 5 флотилии.
14 июня 1944 г. потоплен авиацией в Гавре (Франция), погибло 16 человек.
"Леопард" ("Leopard")
В 1927 г. заложен, 15.03.28 г. спущен на воду, 15.08.29 г. вступил в строй и вошел в состав 6 флотилии.
30 апреля 1940 г. затонул в Скагерраке после столкновения с германским зн "Пруссен", погиб 1 человек.
"Лухс" ("Luchs")
В 1927 г. заложен, 15.03.28 г. спущен на воду, 15.04.29 г. вступил в строй.
26 ноября 1940 г. потоплен в Северном море британской пл "Свордфиш", погибло 89 человек.
"Тигр" ("Tiger")
В 1927 г. заложен, 15.03.28, г. спущен на воду, 15.01.29 г. вступил в строй и вошел в состав 5 флотилии.
25 августа 1939 г. затонул у о. Борнхольм после столкновения с германским эм "Z-3", погибло 2 человека.
2.5.4. Миноносцы проекта "Миноносец 1923"
Все 6 кораблей этого типа строились на военно-морской верфи в Вильгельмсхафене и явились первыми миноносцами, построенными в Германии после первой мировой войны в рамках Версальского договора.
"Меве" ("Mowe")
В 1925 г. заложен, 4.03.26 г. спущен на воду, 1.10.26 г. вступил в строй и вошел в состав 5 флотилии.
14 июня 1944 г. потоплен союзной авиацией в Гавре (Франция), погибло 12 человек.
"Альбатрос" ("Albatros")
8 1925 г. заложен, 15.07.26 г. спущен на воду, 15.05.27 г. вступил в строй.
9 апреля 1940 г. был поврежден артиллерийским огнем норвежских зн "Олав Трюггвасон" и тщ "Раума" в Осло-фьорде и выбросился на камни.
"Гриф" ("Greif")
В 1925 г. заложен, 15.07.26 г. спущен на воду, 15.03.27 г. вступил в строй и вошел в состав 6 флотилии.
24 мая 1944 г. потоплен авиацией в Сенекой бухте.
"Зееадлер" ("Seeadler")
В 1925 г. заложен, 15.07.26 г. спущен на воду, 1.05.27 г. вступил в строй и вошел в состав 5 флотилии.
13 мая 1942 г. потоплен британскими торпедными катерами у Булони, Ла-Манш, погибло 85 человек.
"Фальке" ("Falke")
В 1926 г. заложен, 22.09.26 г. спущен на воду, 1.08.27 г. вступил в строй и вошел в состав 5 флотилии.
14 июня 1944 г. потоплен авиацией в Гавре (Франция), погибло 26 человек.
"Кондор" ("Kondor")
В 1926 г. заложен, 22,09.26 г. спущен на воду, 15.07.28 г, вступил в строй и вошел в состав 5 флотилии.
28 июня 1944 г. при переходе из Шербура в Гавр подорвался на мине, но остался на плаву и был поставлен в док в Гавре, где был 31 июля разрушен Британской авиацией.