2.6. Эскортные корабли
Эскортным кораблям специальной постройки в германском флоте уделялось мало внимания, и в основном эти корабли предназначались для охраны судоходства как в мирное, так и в военное время. Причем такая охрана предусматривалась не в форме конвоирования транспортов, а в форме контроля узлов коммуникаций, действий по вызову и т. д. Непосредственно охраной конвоев, если к ним пришлось бы перейти с началом войны, должны были заниматься прежде всего мобилизованные и вооруженные рыболовные и другие гражданские суда. Уже в ходе второй мировой войны для этих целей стали широко применяться трофейные эскортные корабли, тральщики, а также отчасти миноносцы. Последние предназначались и для эскортирования боевых кораблей.
Поэтому эскортные корабли специальной постройки в Германии были представлены всего десятью единицами одного проекта "F". Все они вступили в строй в 1936—37 гг. и к моменту начала войны показали полную свою непригодность к использованию в качестве эскортных или сторожевых кораблей, а потому в дальнейшем применялись как тендеры или, после переоборудования, как торпедоловы. Одной из причин невозможности использования этих кораблей по своему прямому назначению была крайняя ненадежность их главной энергетической установки, так как в определенной степени она носила экспериментальный характер. В частности, на "F-7" и "F-8" стояли высоконапорные прямоточные котлы системы "Велокс-Бенсон", а на всех остальных — котлы системы "Ла Монта". Все они были не отработаны и им была присуща масса "детских болезней", которые так и не удалось излечить.
Таблица 2.13. Основные элементы эскортных кораблей
Элементы/тип корабля |
"F" |
"С" |
1. Водоизмещение, т: |
|
|
— стандартное |
у "F-1" - "F-4"и "F-6"— 740, у остальных 712 |
1374 |
— полное |
у "F-1" — "F-4"и "F-6"— 860, у остальных 833 |
1799 |
2. Размеры, м: |
|
|
— длина по КВЛ (наибольшая) |
73 (76) |
84 (87) |
— ширина |
8,8 |
10 |
— осадка (наибольшая) |
2,5 (до 3,2) |
3,1 (3,9) |
3. Главные механизмы: |
|
|
— тип установки |
котлотурбинная |
|
— суммарная мощность, л. с. |
14000 |
6750 |
— число ТЗА |
2 |
2 |
— число котлов |
2 |
2 |
— число винтов |
2 |
2 |
— запас мазута, т |
216 |
402 |
4. Скорость хода, узлы |
28 |
21 |
5. Дальность плавания, миль: |
|
|
— скоростью хода 19 узлов |
1500 |
6500 |
б. Вооружение, число: |
|
|
— 105/46,3 АУ |
2x1 |
2х1 |
— 37/80 зен. АУ |
2x2 |
2x2 |
— 20/65 зен. АУ |
4x1 |
8x1 |
— мин |
— |
50 |
— вертолетов |
— |
1 |
7. Экипаж, чел. |
121 |
168 |
8. Год вступления в строй |
1935—37 |
— |
Однако в ходе боевых действий на море выяснилось, что эскортные корабли специальной постройки все же нужны, хотя бы в качестве флагманских кораблей конвоев и противолодочных ударных групп. Поэтому в 1941 г. выделяются ассигнования на постройку первых четырех кораблей проекта "Эскортный корабль 1941". Но, являясь переработанным проектом "Канонерская лодка 1938", он тоже не был удачным, так как во многом унаследовал элементы своего прототипа, а канонерская лодка имеет несколько отличное предназначение, нежели эскортный корабль. Во-первых, по проекту эти корабли должны были иметь котлотурбинную установку с прямоточными котлами Бенсона, а не более свойственные для этого класса кораблей дизеля. Во-вторых, корабли этого типа имели заведомо слабое зенитное и противолодочное вооружение, но зато могли ставить мины, что являлось совсем не обязательным для них. Основные элементы эскортных кораблей специальной постройки приведены в табл. 2.13.
2.6.1. Эскортные корабли проекта "Эскортный корабль 1941"
Предполагалось построить 24 корабля данного проекта на отечественных и голландских верфях. В 1941 г. финансировали строительство первых четырех единиц, однако фактически заложили в 1942 г. только головной корабль "G-1" и подготовились к закладке еще одного. "G-1" в июле 1943 г. уничтожила в Гамбурге прямо в эллинге авиация союзников, а второй корабль так и не заложили.
2.6.2. Эскортные корабли типа "F"
Всего было построено 10 кораблей данного типа.
"F-1"
В 1934 г. заложен на заводе фирмы "Германия-Верфт" в Киле, 1.03.35 г. спущен на воду, 15.12.35 г. вступил в строй.
С мая 1941 г. использовался в качестве тендера под наименованием "Ягд" ("Jagd"). Капитулировал, получен США и обслуживал германские тральные силы. В 1947 г. разобран на металл.
"F-2"
В 1934 г. заложен на заводе фирмы "Германия-Верфт" в Киле, 2.04.35 г. спущен на воду, 27.02.36 г. вступил в строй.
В 1940 г. переоборудован в торпедолов. Капитулировал, получен Великобританией.
"F-3"
В 1934 г. заложен на заводе фирмы "Германия-Верфт" в Киле, 1.06.35 г. спущен на воду, 7.03.36 г. вступил в строй.
С августа 1938 г. использовался в качестве тендера под наименованием "Гай" ("Наг"). С 1942 г. флагманский корабль командующего охраной водного района на Востоке (Финский залив) контр-адмирала Бемера. 22 октября 1944 г. поврежден советской авиацией в Либаве. 3 мая 1945 г. потоплен в Киле авиацией союзников.
"F-4"
В 1934 г. заложен на заводе фирмы "Германия-Верфт" в Киле, 2.07.35 г. спущен на воду, 5.04.36 г. вступил в строй.
Капитулировал, получен Великобританией.
"F-5"
В 1935 г. заложен на заводе фирмы "Германия-Верфт" в Киле, 15.08.35 г. спущен на воду, 1.05.36 г. вступил в строй.
В 1940 г. переоборудован в торпедолов. 29 января 1945 г. подорвался на мине и затонул в центральной части Балтийского моря.
"F-6"
В 1935 г. заложен на заводе фирмы "Германия-Верфт" в Киле, 1.10.35 г. спущен на воду, 25.05.36 г. вступил в строй.
С 1938 г. использовался в качестве тендера под наименованием "Королева Луиза" ("Koningin Luise"). 30 марта 1945 г. потоплен авиацией союзников в Вильгельмсхафене.
"F-7"
В 1935 г. заложен на верфи фирмы "Блом и Фосс" в Гамбурге, 25.05.36 г. спущен на воду, 15.02.37 г, вступил в строй.
В 1940 г. переоборудован в торпедолов. Капитулировал, получен СССР.
"F-8"
В 1935 г. заложен на верфи фирмы "Блом и Фосс" в Гамбурге, 27.07.36 г. спущен на воду, 8.04.37 г. вступил в строй.
В 1940 г. переоборудован в торпедолов. Капитулировал, получен США, передан Нидерландам.
"F-9"
В 1935 г. заложен на военно-морской верфи в Вильгельмсхафене, 11.05.36 г. спущен на воду, 21.08.37 г. вступил в строй.
14 декабря 1939 г. потоплен британской пл "Урсула" в районе о. Гельголанд.
"F-10"
В 1935 г. заложен на военно-морской верфи в Вильгельмсхафене, 11.05.36 г. спущен на воду, 12.03.38 г. вступил в строй.
В 1940 г. переоборудован в торпедолов. Капитулировал, получен США, передан Нидерландам.