2.7. Торпедные катера
В Германии к началу второй мировой войны был накоплен достаточный опыт строительства торпедных катеров, и их постройка в ходе войны велась в широких масштабах. В основном это были сравнительно большие катера, обладавшие хорошими мореходными качествами, умеренной для этого класса кораблей скоростью хода, большой дальностью плавания и сравнительно мощным артиллерийским вооружением. Эти катера, под общим обозначением "S", кроме решения ударных задач, использовались для защиты своих коммуникаций от легких сил противни-
ка, минных постановок, противолодочных действий и т.д. В 1940 г. вступил в строй первый легкий торпедный катер типа "LS". Одним из предназначений этих катеров были действия с вспомогательных крейсеров во время их рейдерства. В 1941—43 гг. вступили в строй 36 катеров-рейдовых минных заградителей типа "КМ", часть из которых, вооружив одним торпедным аппаратом, переклассифицировали в малые торпедные катера типа "KS". Основные элементы германских торпедных катеров приведены в табл. 2.14.
Таблица 2.14. Основные элементы торпедных катеров
Элементы /тип корабля/ |
"S-1" |
"S-2" |
"S-6" |
"S-10" |
"S-14" |
"S-18" |
"S-26" |
"S-30" |
"S-139" |
"S-170" |
"KS" |
"LS" |
1 . Водоизмещение, т: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
— стандартное |
39,8 |
46,5 |
75,8 |
75,8 |
* |
92,5 |
96 |
78,9 |
92,5 |
99 |
15 |
11,5 |
— полное |
51.6 |
58 |
86 |
92 |
117 |
105,4 |
115 |
100 |
113 |
121 |
19 |
13 |
2. Размеры, м: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
— длина |
26,85 |
28 |
32,4 |
L34,6 |
34,6 |
34,94 |
34,9 |
32,8 |
34,9 |
34,9 |
16 |
12,5 |
— ширина |
4,3 |
4,46 |
5,06 |
5,06 |
5,26 |
5,26 |
5,28 |
5,06 |
5,28 |
5,28 |
3,5 |
3,46 |
— осадка |
1,4 |
1,44 |
1,36 |
1,42 |
1,67 |
1,67 |
1,67 |
1,47 |
1,67 |
1,67 |
1,1 |
0,92 |
3. Главные механизмы: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
— тип установки |
дизель-моторы |
Авиацион. |
дизеля |
|||||||||
— суммарная мощность, л. с. |
2700 |
3100 |
3960 |
3960 |
6150 |
6000 |
6000 |
4800 |
7500 |
9000 |
1300 |
1700 |
— число двигателей |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
2 |
2 |
— число винтов |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
2 |
2 |
— запас топлива, т |
7,1 |
7,5 |
10,5 |
10,5 |
• |
13,3 |
13,5 |
13,3 |
13,5 |
15,7 |
* |
* |
4. Скорость хода, узлы |
34,2 |
33,8 |
36,5 |
35 |
37,5 |
39,8 |
39 |
36 |
41 |
43,6 |
32 |
40,9 |
5. Дальность плавании, миль: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
— скоростью хода 22 узла |
582 |
582 |
758 |
• |
• |
• |
• |
• |
• |
• |
284 |
• |
— скоростью хода 30 узлов |
350 |
• |
600 |
600 |
• |
• |
• |
800 |
• |
• |
• |
300 |
— скоростью хода 32 узла |
• |
• |
* |
* |
500 |
* |
* |
* |
* |
• |
• |
« |
— скоростью хода 35 узлов |
— |
— |
* |
• |
* |
700 |
700 |
• |
700 |
780 |
__ |
« |
6. Вооружение, число: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
— 533-мм торпедных труб |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
__ |
__ |
— 450-мм торпедных труб |
— |
— |
— |
— |
— |
— |
— |
— |
— |
— |
1 |
2 |
— торпед |
2 |
2 |
2 |
2 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
1 |
2 |
— 40/56 зен. АУ |
— |
1 |
— |
— |
— |
— |
— |
— |
1 |
— |
— |
— |
— 37/80 зен. Ау |
— |
— |
— |
— |
— |
— |
— |
— |
— |
2 |
— |
— |
— 20/65 зен. АУ |
1 |
— |
1 |
1 |
1 |
2 |
2 |
2 |
1 |
— |
— |
1 |
— зен. пулеметов |
— |
2 |
— |
— |
— |
— |
— |
— |
— |
— |
1 |
__ |
7. Экипаж, чел. |
14 |
14 |
21 |
21 |
21 |
21 |
21 |
16 |
23 |
23 |
6 |
6 |
8. Год вступления в строй |
1930 |
1932 |
1933—1935 |
1935 |
1936—1938 |
1940—1943 |
1939—1941 |
1943—1945 |
1944—1945 |
1941—1945 |
1940—1945 |
|
9. Всего построено, ед. |
1 |
4 |
4 |
4 |
4 |
8 |
88 |
16 |
72 |
18 |
21 |
12 |
10. Дополнительные данные: с 1944 г. многие торпедные катера дополнительно получали на вооружение 40-мм и 20-мм зенитные автоматы или на них устанавливали один 30-мм и шесть 20-мм автоматов.