2.8. Тральщики
Разработка проектов тральщиков для нового германского флота началась не на пустом месте, так как еще в годы первой мировой войны Германия имела несколько типов удачных кораблей этого класса. Поэтому уже в 1936 г. закладываются первые тральщики проекта "Тральщик 35", которые строились вплоть до 1943 г. Всего на 10 верфях построили 69 единиц: "М-1"—"М-39", "М-81"—"M-85", "M-101"—"М-104", "М-151"—"М-156", "М-131"—"М-133", "М-201"— "М-206" и "М-251"—"М-256". 35 из них были потеряны в ходе войны, из них четыре — от советских сил и средств: в июле 1941 г. подорвался на мине и затонул у Пярну "М-23", 4 июня 1944 г. четыре советских тка потопили в Нарвском заливе "М-37", там же 20 июля был потоплен советской авиацией "М-20", а в Варангер-фьорде 22 октября 1944 г. торпедный катер Северного флота "ТКА-215" потопил "М-31" из состава охранения конвоя.
Корабли проекта "Тральщик 35" показали хорошие боевые качества, но именно слишком высокие их характеристики послужили одной из причин начала создания проекта "Тральщик 40". Дело в том, что по представлению германского командования корабли этого класса должны были решать очень большой круг боевых задач и, следовательно, интенсивно эксплуатироваться. Так, помимо чисто "тральных" задач, они широко привлекались для эскортных целей и несения дозорной службы, а также обеспечения боевой подготовки, в том числе и вновь вступающих в строй подводных лодок. Для этих целей зачастую вполне подошли бы корабли с более скромными характеристиками и, значит, более дешевые. Кроме этого, с началом войны большую значимость приобрели вопросы обеспечения массовой постройки тральщиков на слабо оснащенных верфях и дешевизны их эксплуатации. Поэтому конструкция кораблей проекта "Тральщик 40" была предельно упрощена, а в качестве топлива вместо дефицитного мазута стали применять уголь. Последнее привело к некоторому уменьшению скорости хода и дальности плавания, но это не было столь существенным для прибрежной зоны. Всего на 20 верфях был построен 131 тральщик данного типа: "М-261"-"М-267", "М-271"-"М-279", "М-291"— "М-294", "М-301"-"М-307", "М-321"-"М-330", "М-341"-"М-348", "М-361"-"М-377", "М-381"- "М-389", "М-401"-"М-408", "М-411"-"М-416", "М-421"-"М-428", "М-431"-"М-438", "М-441"-"М-446", "М-451"- "М-456", "М-459"-"М-463", "М-467"-"М-471", "М-475, -476,-483, -484, -486,-489,-495, -496". Из них 67 кораблей погибло за годы войны. В частности, советская пл Северного флота "Щ-403" потопила 17 июля 1943 г. в Конте-фьорде "М-346", а 12 октября 1944 г. в Варангер-фьорде советские торпедные катера "ТКА-205" и "ТКА-219" потопили "М-303". Советской авиацией на Балтике в Нарвском заливе 10 апреля 1944 г. потоплен "М-459", 13 мая "М-372" и 21 июля — "М-413", а у косы Хель 11 апреля 1945 г. — "М-376". Наступление советских войск не позволило полностью реализовать всю программу постройки кораблей проекта "Тральщик 40". Спущенные на воду в Мемеле "М-295" и в Кенигсберге "М-378" были отбуксированы (первый в Готенхафен , а второй в Росток), но так до конца войны в строй и не введены. Были взорваны вместе с эллингами "М-296" в Мемеле и "М-379", "М-380" в Кенигсберге, а уже заложенный в Мемеле "М-297" просто успели разобрать на стапеле и вывести в Германию в качестве лома.
Таблица 2.15. Основные элементы тральщиков специальной постройки
Элементы/проект корабля |
"Тральщик-35" |
"Тральщик-40" |
"Тральщик-43" |
Периода первой мировой войны |
1 Водоизмещение, т: |
|
|
|
|
— стандартное |
717 |
543 |
605 |
порядка 51 5 |
— полное |
874 |
775 |
821 |
порядка 690, до 785 |
2. Размеры, м: |
|
|
|
|
— длина по КВЛ (наибольшая) |
66 (68,4) |
57,6 (62,3) |
63,1 (68,3) |
56—61,2(59,3—64,5) |
— ширина |
8,3 |
8,5 |
9 |
8,3 |
— осадка (наибольшая) |
2,1 (2,6) |
2.1 (2.8) |
2 (2,6) |
2 (2.6) |
3. Главные механизмы: |
|
|
|
|
— тип установки |
паровая машина тройного расширения |
паровая машина тройного расширения + котлотурбинная |
паровая машина тройного расширения |
|
— суммарная мощность, л. с. |
3200 |
2400 |
1800—1860 |
|
— число паровых машин |
2 |
2 |
2 |
|
— число ТЗА |
— |
1 |
__ |
|
— число котлов |
2 |
2 |
2 |
|
— число винтов |
2 |
2 |
2 |
|
— запас топлива, т |
1 43 мазута |
152 угля |
136 угля |
130— 140 угля |
4. Скорость хода, узлы |
18,3 |
17 |
16,5 |
14 |
5. Дальность плавания, мили: |
|
|
|
|
— скоростью хода 1 0 узлов |
5000 |
4000 |
3600 |
около 3200 |
6. Вооружение, число: |
|
|
|
|
— 105/45 у н. АУ |
2x1 |
1—2x1 |
2х1 |
1 xl |
— 37-мм зен. АУ |
2x1 |
1 х 1 |
2х1 |
|
— 20/65 зен. АУ |
6x1 |
6x1 |
8x1 |
3x1 |
— 73-мм НУРС |
— |
— |
1x35 |
____ |
— 533-мм ТТ |
— |
2 на баке |
— |
____ |
— мин |
30 |
— |
24 |
____ |
7. Экипаж, чел. |
104 |
76 |
107 |
порядка 50 |
8, Год вступления в строй |
1938—1943 |
1941 — 1944 |
1945 |
1917—1919 |
9. Всего было в строю, ед. |
69 |
131 |
18 |
32 |
Технология постройки кораблей проекта "Тральщик 40" хоть и выгодно отличалась от предыдущей серии, но все-таки оказалась обременительной для судостроительных заводов, так как все равно отвлекла часть их мощностей и ресурсов от других, более приоритетных заказов, прежде всего подводных лодок. Кроме этого, к 1942 г. германские ВМС накопили богатейший опыт эксплуатации и боевого применения кораблей этого класса. Все это привело к появлению нового проекта — "Тральщик 43". Он предусматривал секционный принцип постройки: семь секций корпуса изготовлялись отдельно в самых разных уголках Европы, после чего они поступали на судостроительные заводы, где собирались, спускались на воду и вооружались. Строительство тральщиков по новому проекту началось в 1943 г., и такая "кооперация" в условиях начавшегося развала "третьего рейха" оказалась фатальной — в строй удалось ввести только 18 единиц: "М-801"—"М-806", "М-601"—"М-612". "М-613" —"М-616", вместе с прибуксированными в январе 1945 г. из Кенигсберга "М-807" и "М-808", так и не были достроены в Ростоке. Там же остались не спущенными на воду "М-617"—"М-633" и отдельные секции для "М-634"—"М-666". К моменту захвата советскими войсками Кенигсберга там в готовности 60% —90% находились "М-809"—"М-813", а также не спущенные на воду "М-814"—"М-816" и отдельные секции для "М-817"—"М-886". "М-1001"—"М-1009" планировалось собирать в Вене с последующим переводом их в Черное море, но поскольку к тому времени германские войска были изгнаны с черноморского побережья, то в апреле 1944 г. заказ на их постройку был передан филиалу "Дойче-Верке" в Тулоне, однако к моменту освобождения этого города союзными войсками туда успели завести лишь отдельные секции. Из сданных флоту тральщиков этого проекта три были потоплены авиацией союзников в Киле: 11 марта 1945 г. "М-804, - 805" и 3 апреля — "М-802", а остальные капитулировали.
Таблица 2.16. Основные элементы катерных тральщиков
Элементы/тип катера |
"R-1" |
"R-17" |
"R-25" |
"R-41" |
"R- 150" |
"R-1 51" |
"R-218" |
"R-305" |
"R-401" |
1 . Водоизмещение, т |
60 |
115 |
110 |
125 |
150 |
125 |
140 |
175 |
140 |
2. Размеры, м: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
— длина |
26 |
37 |
35,4 |
37,8 |
41,1 |
35,4 |
39,2 |
41 |
39,2 |
— ширина |
4,4 |
5,5 |
5,6 |
5,8 |
5,8 |
5,6 |
5,7 |
6 |
5,7 |
— осадка |
1,2 |
1,3 |
1.4 |
1,4 |
1,6 |
1,4 |
1,5 |
1,8 |
1.5 |
3. Главные механизмы: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
— тип установки |
дизель-моторы |
||||||||
— мощность суммарная, л. с |
714 |
1836 |
1836 |
1836 |
1836 |
1836 |
2550 |
3825 |
2550 |
— число двигателей |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
3 |
2 |
— число винтов |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
3 |
2 |
— запас топлива, т |
6 |
10 |
10 |
10 |
11 |
10 |
15 |
16,5 |
16,5 |
4. Скорость хода, узлы |
17 |
21 |
21 |
20 |
19 |
21 |
21 |
24 |
21 |
5. Дальность плавания, миль: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
— скоростью хода 13 узлов |
800 |
• |
• |
• |
• |
• |
• |
• |
• |
— скоростью хода 15 узлов |
1000—1100 |
||||||||
6. Вооружение, число: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
— 37/80 зен. АУ |
— |
— |
— |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
— 20/65 зен. АУ |
1—4 |
2 |
2—6 |
2—6 |
2—6 |
2—6 |
2—6 |
2—6 |
2—6 |
— мин |
10 |
12 |
— |
— |
— |
— |
— |
— |
— |
7. Экипаж, чел. |
18 |
34 |
34 |
34 |
38 |
34 |
38 |
38 |
38 |
8. Год вступления в строй |
1934 |
1937 |
1938 |
1943 |
1944 |
1943 |
1945 |
1945 |
1944 |
9. Всего построено, ед. |
16 |
8 |
16 |
89 |
21 |
67 |
73 |
12 |
24 |
Удачная конструкция нескольких поколений германских морских тральщиков оказала заметное влияние на развитие кораблей этого класса в послевоенный период целого ряда стран, в том числе и СССР.
Кроме кораблей постройки тридцатых—сороковых годов, в состав ВМС Германии входило 32 тральщика постройки периода первой мировой войны, а также 286 катерных тральщиков специальной постройки. Основные элементы германских тральщиков специальной постройки приведены в табл. 2.15 и 2.16.