2.9. Вспомогательные крейсера-рейдеры

 

По планам германского командования вспомога­тельные крейсера предназначались для уничтожения или захвата одиночных судов противника на удален­ных, слабо охраняемых коммуникациях. Это должно было не только нанести определенный ущерб судоход­ству, но и заставить противника, а под ним прежде всего понималась Великобритания, рассредоточить свои мощные военно-морские силы по всему мирово­му океану. Однако, несмотря на то, что теория этого вопроса в Германии была разработана еще в предвоен­ные годы и имелся определенный опыт действий оди­ночных рейдеров в первую мировую войну, к началу второй мировой войны в составе германских ВМС под­готовленных вспомогательных крейсеров не было. Поэтому переоборудование гражданских судов в рей­деры началось только в сентябре 1939 г. и, с учетом загруженности судостроительных заводов и трудно­стей военного времени, массового характера, как пла­нировалось, не приняло. Всего за годы войны было подготовлено 11 вспомогательных крейсеров, девять из которых участвовали в борьбе на коммуникациях. При подборе судов для переоборудования в рейдеры особое внимание уделялось скорости хода, дальности плавания, наличию палубных подкреплений для уста­новки орудий и возможности маскировки под транс­порты нейтральных государств. Больше того, еще при переоборудовании определялись суда, под которые данный рейдер будет маскироваться, и каждый из них получал целый набор атрибутики для "перевоплощения", что позволяло ему несколько раз менять свой внешний вид. Главная энергетическая установка большинства вспомогательных крейсеров состояла из дизелей. Причем предпочтение отдавалось тем судам, у которых несколько дизелей работало через зубча­тую передачу на один вал. Это, во-первых, позволяло рейдеру совершать длительные переходы под одним двигателем, что значительно увеличивало дальность плавания, а во-вторых, поочередно производить про­филактический ремонт дизелей на ходу. Основные элементы германских вспомогательных крейсеров-рейдеров приведены в табл. 2.17.

 

Таблица 2.17. Основные элементы вспомогательных крейсеров-рейдеров

Наименование

Полное водоизмещение, т

Мощность ГЭУ, л. С.

Скорость хода, узлы

Размеры, м

Вооружение

 

 

 

 

длина

ширина

осадка

 

"Орион", судно N 36

15000

6200

14

148

18,6

8,2

АУ: 6-150-мм, 1-75-мм, 2х2-37-мм, 4-20-мм; ТТ: 2хЗ-533-мм; ГСМ: 2; мин: 230;

"Атлантис", судно N 16

17000

7600

16

155

18.7

8,7

АУ: 6-150-мм, 1-75-мм, 1х2-37-мм, 2-20-мм; ТТ: 2х2-533-мм; ГСМ: 2; мин: 420;

"Виддер", судно N 21

16000

6200

14

152

18,6

8,6

АУ: 6-150-мм, 2х2-37-мм; 2-20-мм; ТТ: 2х2-533-мм; ГСМ: 2; мины;

'Тор", судно N 10

10000

6500

18

122

16,7

7,1

АУ: 6-150-мм, 1х2-37-мм; 2-20-мм; ТТ: 2х1-533-мм; ГСМ: 2; мин: 300;

"Пингвин", судно N 33

17600

7600

16

155

18,7

8,7

АУ: 6-150-мм, 1-75-мм, 2*х2-37-мм, 2-20-мм; ТТ: 2х2-533-мм; ГСМ: 2; мин: 420;

"Штир", судно N 23

11 000

3750

14

134

17,3

7,2

АУ: 6-150-мм, 2-37-мм, 4-20-мм; подводных ТТ: 2-533-мм; ГСМ: 2;

"Комет", судно N 45

7500

3900

16

115

15,3

6,5

АУ: 6-150-мм, 1-60-мм, 1-37-мм, 2-20-мм; ТТ: 6-533-мм (из них два подводных); ГСМ: 2; мины; тка "LS-2";

"Корморан", судно N 41

19000

16000

18

164

20,2

8,5

АУ: 6-150-мм, 2х2-37-мм; 4-20-мм; ТТ: 2х2-533-мм; ГСМ: 2; мин: 420; тка "LS-3";

"Михель", судно N 28

11000

6650

16

132

16,8

7,4

АУ: 6-150-мм, 2х2-37-мм; 4-20-мм; ТТ: 2х2-533-мм; ГСМ: 2; мины; тка "LS-4";

"Корнел", судно N 14

11 000

5100

16

135

17,9

6,5

АУ: 6-150-мм, 6-40-мм, 2х 4-20-мм; ГСМ: 3; ТТ: .; мин: .;

"Ганза", судно N 5

*

9000

18

153

17,1

8,7

АУ: 8-150-мм, 4-40-мм, 2х4-20-мм; ГСМ:3; ТТ:.;

 

Вспомогательный крейсер "Орион" ("Orion")

 

Бывший сухогруз "Кармакк", построенный в 1930 г. в Гамбурге. Германское оперативное обоз­начение "Судно N 36", британское обозначение "Рей­дер А".

6 апреля 1940 г. вышел из Киля на коммуника­ции союзников. 24 августа 1941 г. возвратился в Бор­до. За время рейдерства в Атлантическом, Индийском и Тихом океанах потопил и захватил 13 судов (58000 БРТ).

12 января 1944 г., после ремонта и переоборудо­вания, вступил в строй в качестве учебного артилле­рийского судна под наименованием "Гектор". 4 мая 1945 г. взорван личным составом на рейде Свинемюнде.

 

Вспомогательный крейсер "Комет" ("Komet")

 

Бывший сухогруз "Эмс", спущенный на воду в 1937 г. в Гамбурге. Германское оперативное обозначе­ние "Судно N 45", британское обозначение "Рейдер В".

4 июля 1940 г. вышел из Бергена и, пройдя Север­ным морским путем в обеспечении советских ледоко­лов, вышел на коммуникации союзников в Тихом оке­ане. 30 ноября 1941 г. возвратился в Гамбург. За время рейдерства в Тихом, Индийском и Атлантическом океанах потопил и захватил 10 судов (43000 БРТ). 14 ноября 1942 г. потоплен британским тка "МТВ-236" в Ла-Манше у мыса Ла-Хаг при попытке повторно выйти на коммуникации союзников.

 

Вспомогательный крейсер "Атлантис" ("Atlantis")

 

Бывший сухогруз "Гольденфельз", построенный в 1937 г. в Бремене. Германское оперативное обоз­начение "Судно N 16", британское обозначение "Рей­дер С".

11 марта 1940 г. вышел из Киля на коммуникации союзников. 22 ноября 1941 г. при возвращении в базу потоплен британским крт "Девоншир" северо-запад­нее о. Святой Елены. За время рейдерства в Атланти­ческом, Индийском и Тихом океанах потопил и захва­тил 22 судна (146000 БРТ).

 

Вспомогательный крейсер "Виддер" ("Widder")

 

Бывший сухогруз "Неймарк", построенный в 1929 г. в Киле. Германское оперативное обозначение "Судно N 21", британское обозначение "Рейдер D".

6 мая 1940 г. вышел из Киля на коммуникации союзников. 14 ноября возвратился в Брест из-за неис­правности машин. За время рейдерства в Атлантиче­ском океане потопил и захватил 10 судов (59000 БРТ). После ремонта и переоборудования использовался в качестве плавучей мастерской в Норвегии. Капиту­лировал, получен Великобританией.

 

Вспомогательный крейсер "Top" ("Thor")

 

Бывший сухогруз "Сайта Круз", построенный в 1938 г. в Гамбурге. Германское оперативное обоз­начение "Судно N 10", британское обозначение "Рей­дер Е".

6 июня 1940 г. вышел из Киля на коммуникации союзников. 31 апреля 1941 г. возвратился в Гамбург. За время рейдерства в Атлантическом и Тихом океа­нах потопил и захватил 11 судов (83000 БРТ).

14 января 1942 г. снова вышел из Бордо для дейст­вий на коммуникациях союзников. 30 ноября погиб в результате пожара в Иокогаме, куда зашел для ремон­та. За время рейдерства в Атлантическом, Индийском и Тихом океанах потопил и захватил 10 судов (56000 БРТ).

 

Вспомогательный крейсер "Пингвин" ("Pinguin")

 

Бывший сухогруз "Кальденфельз", построенный в 1936 г. в Бремене. Германское оперативное обоз­начение "Судно N 33", британское обозначение "Рей­дер F".

15 июня 1940 г. вышел из Гдыни для ведения бое­вых действий на коммуникациях союзников. 8 мая 1941 г. потоплен британским крт "Корнуолл" в северо-­западной части Индийского океана. За время рейдерства в Атлантическом, Индийском и Тихом океанах потопил и захватил 17 судов (136000 БРТ).

 

Вспомогательный крейсер "Корморан" ("Kormoran")

 

Бывший сухогруз "Штейермак", построенный в 1938 г. в Киле. Германское оперативное обозначение "Судно N 41", британское обозначение "Рейдер G".

3 декабря 1940 г. вышел из Гдыни для действий на коммуникациях союзников. 19 ноября 1941 г. погиб в бою с австралийским крл "Сидней" в 200 милях запад­нее Австралии. За время рейдерства в Атлантическом и Индийском океанах потопил, кроме крл "Сидней", 11 судов (68000 БРТ).

 

Вспомогательный крейсер "Михель" ("Michel")

 

Бывший польский сухогруз "Бильско", построен­ный в 1939 г. в Данциге. Германское оперативное обозначение "Судно N 28", британское обозначение "Рейдер Н".

10 марта 1942 г. вышел из Бордо для действий на коммуникациях союзников. В апреле 1943 г. зашел для ремонта в Японию. 17 октября 1943 г. потоплен американской пл "Тарпон" в 600 милях южнее Япо­нии. За время рейдерства в Атлантическом, Индий­ском и Тихом океанах потопил и захватил 17 судов (122000 БРТ).

 

Вспомогательный крейсер "Штир" ("Stier")

 

Бывший сухогруз "Каир", построенный в 1936 г. в Киле. Германское тактическое обозначение "Судно N 23", британское обозначение "Рейдер J".

10 мая 1942 г. вышел из Бордо на коммуникации союзников. 27 сентября погиб в бою с американ­ским транспортом "Стефан Гопкис". За время рей­дерства в Атлантическом океане потопил 4 судна (29000 БРТ).

 

Вспомогательный крейсер "Коронел" ("Coronel")

 

Бывший сухогруз "Того", построенный в 1938 г. в Бремене. Германское тактическое обозначение "Суд­но N 14", британское обозначение "Рейдер К".

В январе 1943 г. при попытке выйти на коммуни­кации союзников тяжело поврежден британской авиа­цией у Булони в Ла-Манше и вернулся в Германию. После ремонта и переоборудования использовался в качестве судна радиоуправления прерывателями мин­ных заграждений. Капитулировал, получен Велико­британией. В 1947 г. передан Норвегии и получил на­именование "Свалбард".

 

Вспомогательный крейсер 'Танза" ("Hansa")

 

Бывший датский грузо-пассажирский теплоход "Принц Гленгарри", построенный в 1939 г. в Копенга­гене. После оккупации Дании в германском флоте имел наименование "Меерсбург". Германское опера­тивное обозначение "Судно N 5".

В 1943 г. готовился к выходу на коммуникации союзников, но выход отменили как бесперспектив­ный. В дальнейшем использовался в качестве учебно­го и судна-цели. 4 мая 1945 г. подорвался на мине в Северном море, но остался на плаву. Капитулировал, получен Великобританией. В 1946 г. передан Дании.