2.10. Десантные корабли
К началу второй мировой войны Германия практически не имела десантных кораблей, однако в ходе ее было развернуто сравнительно крупносерийное строительство десантно-транспортных и десантно-высадочных средств, давшее около 323 единиц. Основные элементы этих десантных кораблей приведены в табл. 2.18.
Десантные корабли типа "Зибель" (предположительно в германских ВМС их относили к двум схожим сериям — "А" и "В") начали строиться с 1940 г. и представляли собой паром, состоящий из двух стальных барж, соединенных деревянной платформой. Каждая баржа состояла из восьми отдельных секций (отсеков) , что обеспечивало их перевозку по железной дороге, а также повышало живучесть. В центре корабля размещались боевая рубка и помещения для офицерского состава, защищенные 10-мм броней. В зависимости от вооружения, десантные корабли типа "Зибель" подразделялись на транспортные, артиллерийской поддержки и корабли ПВО. В отличие от транспортного варианта, указанного в табл. 2.18, вооружение корабля артиллерийской поддержки состояло из трех 88-мм орудий, двух 20-мм автоматов, 75-мм прожектора и дымаппаратуры. Для управления огнем имелся 4-м дальномер. Корабль ПВО вооружался 37-мм автоматом, размещенным на надстройке, и четырьмя спаренными 20-мм автоматами, которые устанавливались по периметру палубы-платформы.
Десантные корабли серии "С" (в отечественной литературе их обычно называют кораблями типа "F-boot") представляли собой плоскодонные баржи с двойным дном и пятью водонепроницаемыми отсеками. В носовой части имелась опускаемая аппарель для погрузки-выгрузки самоходной техники, а в бортах — пять портов для десантников. Борта и рубка десантного корабля имели 20-мм бронирование. Мореходность "F-boot" достигала 5 баллов. Кроме перевозки и высадки войск десанта, эти корабли могли применяться для постановки мин (могли принимать 44 мины). Их постройка началось с 1941 г., а уже в 1942 г. приступили к строительству новой серии — "D" (в отечественной литературе их обычно называют БДБ — быстроходная десантная баржа). Новый десантный корабль являлся развитием кораблей серии "С" и по устройству ничем принципиально от них не отличался.
Таблица 2.18. Основные элементы десантных кораблей
Элементы / типы кораблей |
"Зибель" |
"С" |
"D" |
"MNL" |
"Хоотен" |
"КТ" |
1 . Подкласс корабля |
десантный паром |
десантная баржа |
десантный лихтер |
десантный войсковой |
транспорт грузовой |
|
2. Водоизмещение, т |
160 |
• |
350 |
216 |
4500 |
1600 |
3. Размеры, м : |
|
|
|
|
|
|
— длина |
24,4 |
39 |
48,5 |
38 |
107 |
67 |
— ширина |
14 |
6,5 |
6,5 |
5 |
15 |
11 |
— осадка |
0,9 |
1,5 |
1,34 |
1,3 |
4 |
• |
4. Главные механизмы: |
|
|
|
|
|
|
— тип установки |
бензомоторы |
дизеля |
паровая машина |
|||
— суммар. мощность, л. с. |
1500 |
• |
375 |
250 |
2280 |
2400 |
— число двигателей |
2 |
3 |
3 |
2 |
2 |
2 |
Скорость хода, узлы |
10 |
10 |
10,5 |
10 |
13 |
14,5 |
6. Вооружение: |
|
|
|
|
|
|
— 88/45 ун. АУ |
— |
— |
1 |
— |
— |
2 |
— 75-мм АУ |
1 или 2 |
1 |
— |
— |
— |
|
— 37/80 зен. АУ |
1 |
— |
1 |
1 |
6 |
|
— 20/65 зен. АУ |
1x2 |
1x2 |
1x2 |
1x4 |
7 |
4 |
— грузоподъемность, т |
• |
120 |
140 |
75 |
* |
• |
— десантовместимость |
до 200 чел., на короткие расстояния — 400 |
3 — 4 средних танка или 4 — 5 полевых орудий, или 200-250 чел. |
200 чел. |
600-700 чел. и 14 дес. катеров |
• |
На базе десантных кораблей "D", а также десантных лихтеров, создавались корабли артиллерийской поддержки, которые по первоначальному замыслу должны были своим огнем обеспечить высадку войск десанта. Первые из них получили на вооружение по два 88- или даже 105-мм орудия, по два счетверенных 37-мм и по два спаренных 20-мм зенитных автомата, при этом их водоизмещение составило 380 т, а скорость уменьшилась до 8 узлов. Вторые вооружили двумя 88- или 75-мм орудиями, одним счетверенным и двумя спаренными 20-мм зенитными автоматами. Ввиду малочисленности десантов по прямому назначению их использовали редко, но зато они нашли широкое применение в качестве эскортных и дозорных кораблей, в частности, на Черном море. Дело в том, что малая осадка делала их почти неуязвимыми для торпед и контактных мин, а мощное артиллерийское вооружение позволяло успешно отражать атаки боевых катеров и авиации.
Десантный войсковой транспорт-база десантных катеров типа "Хортен" мог также брать на борт малые катера-тральщики. Для их спуска на воду судно имело шесть грузовых стрел. Десантные катера "J-6", при полном водоизмещении 30 т, имели длину 18,7 и ширину 4.1 м. Два девяностосильных мотора обеспечивали им ход 13 узлов, они были способны перевозить 50 человек и вооружались одним 20-мм зенитным автоматом и двумя пулеметами. Кроме этого, существовали штурмовые боты, предназначавшиеся для доставки к берегу 5—6 бойцов с вооружением со скоростью 18 узлов. Бот при длине 6 м, ширине 1,7 м оснащался одним подвесным мотором и вооружался крупнокалиберным пулеметом.
Десантные грузовые транспорты имели для выгрузки техники войск десанта четыре 30-т и две 5-т грузовые стрелы. Особенность этих транспортов заключалась в наличии на них четырех противолодочных бомбометов, двух погребов для глубинных бомб и гидроакустической станции.