Глава III. Характеристика подводных лодок и их судьбы

 

18 июня 1935 г. было подписано Англо-Герман­ское морское соглашение, явившееся юридической ос­новой возрождения немецкого подводного флота. В том же году вошли в строй первые подлодки так назы­ваемой II серии. Столь оперативное создание одного из самых сложных видов военно-морского вооруже­ния объясняется тем, что Германия имела колоссаль­ный опыт крупносерийного строительства всех под­классов подводных лодок в период первой мировой войны, а после поражения в ней сумела сохранить кадры конструкторов и инженеров — кораблестрои­телей. Последнее стало возможным путем создания на территории Голландии пол у подпольно го конструк­торского бюро, которое занималось проектированием подводных лодок для Испании, СССР, Финляндии и, конечно, отечественного флота. Еще в ноябре 1932 г., когда имперский министр обороны фон Шлейхер ут­вердил "план реконструкции флота", определили, что в его составе будут подводные лодки трех подклассов: малые, средние и большие. Имея в виду в качестве основного противника на море Великобританию, счи­тали возможным охватить практически весь мировой океан, что было очень важно. Причем командование ВМС было наиболее заинтересовано в больших океан­ских подводных лодках с мощным артиллерийским вооружением. Именно такие корабли наиболее отве­чали концепции войны на коммуникациях Велико­британии, как это виделось по опыту первой мировой войны. Командование подводными силами, в лице их командующего Карла Деница, требовало прежде всего средних подводных лодок, которые, с одной стороны, могли иметь достаточный радиус действия, а с другой стороны, обладали хорошими маневренными качест­вами и малым временем погружения. Все это позволи­ло бы эффективно применять их, в том числе группо­вым методом, против хорошо обороняемых конвоев на самом важном участке британских коммуникаций — в Северной Атлантике. К примату подкласса средних подводных лодок склонялись и руководители импер­ской промышленности, так как проще было организо­вать крупносерийное производство этих кораблей, не­жели больших подлодок, при более оптимальном ис­пользовании металла. Немаловажным был и тот факт, что Англо-Германское морское соглашение налагало ограничение на суммарное водоизмещение подводных лодок, а не на их количество. Таким образом, велик был соблазн в рамках разрешенного тоннажа иметь как можно больше подлодок. Сами по себе подводные лодки предвоенной постройки мало чем принципиаль­но отличались от своих предшественниц периода окончания первой мировой войны. Основу вооруже­ния подводных лодок составляли торпеды. Артиллерийское оружие, предназначавшееся вначале для ата­ки судов, было заменено на зенитные автоматы в свя­зи с возросшей угрозой с воздуха. Мины германскими подводными лодками применялись сравнительно ред­ко. Радиоэлектронное вооружение было представлено шумопеленгаторными станциями, станциями подвод­ной связи и средствами радиосвязи. В 1941—42 гг. на вооружение подводных лодок стали поступать первые радиолокационные и гидроакустические станции. Все это позволяло им обнаруживать одиночные суда на дальностях до 10, конвои — до 15, а самолеты — на удалении до 20 миль (после 1944 г.). Имевшиеся сред­ства связи обеспечивали устойчивую связь с береговы­ми радиостанциями, разведывательными самолетами и между собой. Желая обеспечить безопасность подло­док от противолодочных сил, широко использующих радиолокацию, немцы в 1944 г. начали устанавливать прибор для работы дизелей на перископной глубине "шнорхель". В целом же дальнейшее совершенствова­ние германских подводных лодок шло по пути увели­чения дальности плавания в надводном положении и улучшения надводных мореходных и маневренных качеств. Однако уже в 1942 г. развитие противолодоч­ных сил и средств в значительной мере осложнили действия германских подлодок, и стало ясно, что если не принять меры по кардинальному улучшению их подводных элементов, то это может привести в бли­жайшие годы к кризису всей подводной войны. Преж­де всего необходимо было увеличить подводные ско­рость, автономность и дальность плавания, а также глубину погружения. Наилучшие перспективы для реализации указанных параметров можно было ожи­дать от так называемых "подлодок Вальтера". Эти подводные лодки оснащались парогазовыми турбина­ми, что в сочетании с более обтекаемым корпусом обеспечило им подводную скорость до 25 узлов. Одна­ко они обладали небольшой автономностью, и герман­ская промышленность уже не могла осуществить их серийное производство. Поэтому пошли по компро­миссному варианту, который заключался в том, что соединили вместе более обтекаемый и вместительный корпус подлодки Вальтера с дизель-электрической ус­тановкой. В результате получились подводные лодки XXI и XXIII серий, которые по праву считают лучши­ми в мире кораблями этого класса периода второй ми­ровой войны. Всего за годы войны Германия построила 1155 подводных лодок, из которых 986 потеряла. По первоначальным планам германское командование рассчитывало иметь в море не менее одной трети под­лодок из числа находившихся в строю, однако факти­чески по годам они добились следующего результата: 1939 г. — 22%, 1940 г. — 26%, 1941 г. — 22,6%, 1942 г. — 25%, 1943 г. — 24,6%, 1944 г. - 16%, 1945 г, — 12,6%. Наибольшее количество одновре­менно находящихся в море подводных лодок приходит­ся на 1943 г. — до 120 единиц. При этом необходимо помнить, что до 30 — 40% из них совершали переход в районы боевых действий и обратно, так что на пози­циях находилось не более 8 единиц.