3.1. Крейсерские подводные лодки
В германском флоте к этому подклассу относились подводные лодки четырех серий: IX D1,IX D2, IX D/42 и XXI, основные элементы которых приведены в табл. 3.1. Однако первыми подводными крейсерами, в полном смысле этого слова, должны были стать подводные лодки XI серии, но этот проект остался не реализованным из-за сомнительности самой концепции таких кораблей. В дальнейшем изменилось само понятие "крейсерская подводная лодка", под которым стали понимать не подводный крейсер с мощным артиллерийским вооружением, а подлодку, способную оперировать в удаленных районах мирового океана. Поэтому крейсерские подводные лодки IX D серии ничем принципиально, за исключением дальности плавания, не отличались от больших подводных лодок IX серии, и их деление на два подкласса довольно условно, тем более, что крейсерские подводные лодки XXI серии и по дальности плавания не отличались от больших.
Таблица 3.1. Основные элементы крейсерских подводных лодок
Элементы/серии подлодок |
IX DI |
IX D2 |
IX D/42 |
XI |
XXI |
1 . Водоизмещение, т: |
|
|
|
|
|
— нормальное надводное |
1610 |
1610 |
1616 |
2740 |
1621 |
— нормальное подводное |
1799 |
1799 |
1804 |
3630 |
1819 |
— полное подводное |
2150 |
2150 |
2150 |
4650 |
2100 |
2. Размеры, м: |
|
|
|
|
|
— длина наибольшая |
87,58 |
87,58 |
87,58 |
114,79 |
76,7 |
— длина прочного корпуса |
68,5 |
68,5 |
68,5 |
91,25 |
60,5 |
— ширина наибольшая |
7,5 |
7,5 |
7.5 |
9,5 |
8,0 |
— диаметр прочного корпуса |
7,4 |
7,4 |
7,4 |
6,8 |
5,3 |
3. Главные механизмы: |
|
|
|
|
|
— тип установки |
дизель-электрическая |
||||
— число дизелей |
2 |
2 + 2 |
2 + 2 |
2 |
2 |
— суммарная мощность, л. с. |
2800 |
2800+1000 |
4400+1000 |
2200 |
4000 |
— число электродвигателей |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 + 2 |
— суммарная мощность, л. с. |
1000 |
1000 |
1000 |
2200 |
4200 + 226 |
— число винтов |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
— запас топлива (полный) , т: |
183.3 (389) |
182,3(389,8) |
196(500) |
230 (253) |
|
4. Скорость хода, узлы: |
|
|
|
|
|
— надводная |
19,2 |
19,2 |
19,2 |
23,25 |
15,6 |
— подводная |
6,9 |
6,9 |
6,9 |
7 |
17,5 под глав. ЭД, 3,5 под ЭД малошум. хода |
5. Дальность плавания, миль: |
|
|
|
|
|
— надводная скорость хода 22,7 узлов |
|
|
|
4000 |
|
— надводная скорость хода 10 узлов |
12750 |
31 500 |
31 500 |
24000 |
15500 |
— подводная скорость хода 10 узлов |
|
|
|
|
110 |
— подводная скорость хода 5 узлов |
100 |
50 |
50 |
50 |
365 |
— подводная скорость хода 2 узла |
245 |
121 |
121 |
129 |
|
6. Глубина погружения, м: |
|
|
|
|
|
— рабочая |
100 |
100 |
100 |
120 |
135 |
— предельная |
200 |
200 |
200 |
240 |
270 |
7. Время погружения, сек. |
35 |
35 |
35 |
• |
18 |
8, Вооружение, число: |
|
|
|
|
|
— 533-мм носовых ТТ |
4 |
4 |
4 |
4 |
6 |
— 533-мм кормовых ТТ |
2 |
2 |
2 |
2 |
— |
— 533-мм торпед |
24 |
24 |
24 |
12 |
23 |
— мин вместо торпед |
48 типа ТМА или 72 типа TMB |
|
12 ТМA вместо 6 торпед |
||
— 1 27/45 АУ |
— |
— |
— |
2x2 |
— |
— 127-мм выстрелов |
— |
— |
— |
940 |
— |
— 105/45 АУ |
1 |
— |
__ |
||
— 105-мм выстрелов |
150—240 |
— |
— |
||
— 37/80 зен. АУ |
1 |
2 |
_ |
||
— 37-мм выстрелов |
2575 |
4000 |
— |
||
— 20/65 зен. АУ |
1 |
1 |
2x2 |
||
— 20-мм выстрелов |
41000 |
2000 |
16000 |
||
9. Автономность, суток |
50 |
60 |
• |
* |
100 |
10. Экипаж, человек |
57 |
57 |
57 |
110 |
57 |
11. Год вступления в строй |
1942 |
1942—44 |
1945 |
— |
1944—45 |
12. Всего в строю, ед. |
2 |
28 |
1 |
_ |
121 |
13. Дополнительные данные:
— в 1943—44 гг. на подводных лодках IX D1 серии были демонтированы торпедные аппараты;
— в 1943—44 гг. на подводных лодках IX D2 серии вместо 105-мм и 20-мм орудий установили 2 20-мм зенитных автомата с боекомплектом 8100 выстрелов;
— подводные лодки XXI серии могли развивать под шнорхелем ход до 6 узлов.
Крейсерские подводные лодки XXI серии
Являлись самыми совершенными серийными подводными лодками большого водоизмещения второй мировой войны. За счет создания прочного корпуса, имеющего в сечении форму подобия '8', корабли этой серии получили не две, а шесть аккумуляторных батарей по 62 элемента каждая, что в сочетании с обтекаемым прочным корпусом и меньшим соотношением дины к ширине резко улучшило их подводные элементы. Подводные лодки этой серии имели "шнорхель" и оснащались новейшим радиоэлектронным вооружением.
1 ноября 1943 г, была утверждена программа ускоренного строительства подлодок XXI серии, предусматривающая постройку к февралю 1945 г. 288 единиц. Для реализации этой программы наряду с традиционными методами, такими как привлечение дополнительного контингента рабочей силы, повышение требовательности к руководителям и т.д., была применена новая организация самой постройки. Она заключалась в том, что на различных металлургических заводах, разбросанных по всей Германии, в течение 16 дней подготавливались металлические листы и доставлялись на 32 машиностроительных завода, где в течение 40 дней изготавливались отдельные секции подводных лодок с почти 100% насыщением приборами и механизмами.
После этого секции транспортировались на судостроительные верфи, где собирались собственно сами подлодки, на что уходило 50 дней, и проводились в течение еще 60 суток все прочие работы и заводские испытания. Таким образом, на постройку одной подводной лодки XXI серии уходило 5 месяцев. Причем разбросанность заводов, изготавливавших секции по всей стране, в значительной мере повышала устойчивость всего производства от воздушных налетов, а сборка подлодок из практически готовых секций позволяла привлечь для этой цели большое количество верфей, в том числе и небольших, которые никогда раньше подводным, а зачастую и вообще военным судостроением не занимались. После проведения всех мероприятий к сентябрю 1944 г. должно было сдаваться флоту по 33 подлодки в месяц, однако 1 июня 1944 г. программа строительства этих кораблей из-за реальных экономических условий была пересмотрена в сторону уменьшения. Но и после этого ее выполнение было затруднено.
Так на судоверфи "Блом и Фосс" в Гамбурге должны были собрать 262 подводные лодки с "U-25Q1" по "U-2762", но фактически сдали только 48, a "U-2553"-"U-2762" так и не были закончены, и их захватили союзники на стапелях в различной степени готовности к спуску на воду. Недостроенные "U-2532" и "U-2547" потопила британская авиация у достроечной стенки, "U-2549" и "U-2550" капитулировали, так и не вступив в строй.
В Бремене на верфи фирмы "Дешимаг" должны были собрать "U-3001"-"U-3100", т. е. 100 единиц, но "U-3048", "U-3049", "U-3052"-"U-3100" так и остались на стапелях, a "U-3042"-"U-3043", "U-3045"-"U-3047", "U-3050" и "U-3051" были разрушены британской авиацией у достроечной стенки или, не вступив в строй, затоплены экипажами. Фирма "Вулкан-Верке" в Вегезак должна была собрать подводные лодки с "U-3101" no "U-3295", однако достройку их частично прекратили из-за нехватки средств, а частично даже не начинали. На верфи фирмы "Шихау-Верфт" в Данциге планировалась сборка подводных лодок с "U-3501" по "U-3595", т. е, 95 единиц, но "U-3531"-"U-357i" так и не были спущены на воду, а сборка "U-3572"-"U-3595" не была начата, хотя все подготовительные работы провели. Таким образом, всего было передано флоту 121 подводная лодка XXI серии. Несмотря на это, только одна "U-2511" вышла в боевой поход и то лишь 30 апреля 1945 г. Это объясняется тем, что программой заводских испытаний предусматривалось после опробования приборов и механизмов у стенки лишь одно кратковременное погружение для проверки на водонепроницаемость и однодневный поход в полигоны боевой подготовки. После этого подводная лодка официально передавалась флоту и проходила всесторонние испытания в течение 10—10,5 недель уже как боевая единица. Для устранения выявленных недостатков лодка опять возвращалась на верфь на 1—3 недели. Этим отчасти с Уясняется, почему так относительно много кораблей этой серии, официально вступивших в строй, потоплено авиацией союзников или своими экипажами у достроечных стенок. Но и полностью прошедшая все испытания подводная лодка не являлась еще боеготовой, и ей требовалось длительное время для отработки экипажа. В ходе боевой подготовки часто проявлялись те или иные "детские болезни", и возникала новая потребность ставить подлодку в завод.
"2501" — 12.05.44 г. спущена на воду, 27.06.44 г. вступила в строй. 3 мая 1945 г. затоплена экипажем в Гамбурге.
"2502" — 15.06.44 г, спущена на воду, 19,07.44 г. вступила в строй. Капитулировала в Хортоне.
"2503" — 29.06,44 г, спущена на воду, 01,08.44 г. вступила в строй. 4 мая 1945 г. потоплена в проливе Малый Бельт британской авиацией, погибло 13 человек.
"2504" — 18.07.44 г. спущена на воду, 12.08.44 г, вступила в строй. 3 мая 1945 г. затоплена экипажем в Гамбурге,
"2505" — 27,07.44 г. спущена на воду, 7.11,44 г. вступила в строй. 3 мая 1945 г. затоплена экипажем в Гамбурге.
"2506" — 05.08.44 г. спущена на воду. 31.08.44 г. вступила в строй. Капитулировала в Бергене.
"2507"—14.08.44 г. спущена на воду, 8.09.44 г. вступила в строй. 5 мая 1945 г. затоплена экипажем,
"2508" — 19.08.44 г. спущена на воду, 26.08.44 г. вступила в строй. 3 мая 1945 г. затоплена экипажем в Киле.
"2509" — 27.08.44 г. спущена на воду, 21.09.44 г. вступила в строй, 8 апреля 1945 г, потоплена авиацией союзников в Гамбург.
"2510" — 29.08,44 г. спущена на воду, 27.09.44 г. вступила в строй. 2 мая 1945 г. затоплена экипажем в Травемюнде.
"2511" — 2.09.44 г. спущена на воду, 29,09.44 г. вступила в строй. 30 апреля 1945 г. вышла в боевой поход. В мае 1945 г. капитулировала в Бергене.
"2512" — 7.09.44 г. спущена на воду, 10.10.44 г, вступила в строй. 3 мая 1945 г. затоплена экипажем.
"2513" — 14.09.44 г. спущена на воду, 12.10.44 г. вступила в строй. В мае 1945 г. капитулировала в Хортоне, получена США.
"2514" — 17.09.44 г. спущена на воду, 9.12.44 г, вступила в строй. 8 апреля 1945 г. потоплена британской авиацией в Гамбурге.
"2515" — 22.09.44 г, спущена на воду, 19.10.44 г. вступила в строй. 11 марта 1945 г. разрушена в доке при налете британской авиации на Гамбург.
"2516" — 27.09.44 г. спущена на воду, 24.10.44 г. вступила в строй. 9 апреля 1945 г. потоплена британской авиацией в Киле.
"2517" — 4.10.44 г. спущена на воду, 31.10.44 г. вступила в строй. 5 мая 1945 г. затоплена экипажем.
"2518" — 4.10.44 г. спущена на воду, 4.11.44 г. вступила в строй. В мае 1945 г. капитулировала в Хортене, получена Великобританией. В 1947 г. передана Франции и вошла в состав французского флота под наименованием "Роланд Мириллот".
"2519" — 18.10.44 г. спущена на воду, 15.11.44 г. вступила в строй. 3 мая 1945 г. затоплена экипажем в Киле.
"2520" — 16,10.44 г. спущена на воду, 14.11.44 г. вступила в строй. 3 мая 1945 г. затоплена экипажем в Киле.
"2521" — 18.10.44 г. спущена на воду, 21.11.44 г. вступила в строй. 4 мая 1945 г. потоплена глубинными бомбами британских самолетов в проливе Скагеррак. Погибло 44 человека.
"2522" — 22.10.44 г, спущена на воду, 22.11.44 г. вступила в строй. 5 мая 1945 г. затоплена экипажем.
"2523" — 25.10.44 г. спущена на воду, 26.12.44 г, вступила в строй. 17 января 1945 г. потоплена британской авиацией у достроечной стенки в Гамбурге.
"2524" — 30.10.44 г. спущена на воду, 9.01.45 г. вступила в строй. 3 мая 1945 г. потоплена британской авиацией в проливе Каттегат, погибло 2 человека.
"2525" — 30.10.44 г, спущена на воду, 12.12.44 г. вступила в строй. 5 мая 1945 г. затоплена экипажем.
"2526" — 30.11.44 г. спущена на воду, 15.12.44 г. вступила в строй. 2 мая 1945 г. затоплена экипажем в Травемюнде.
"2527" — 30.11.44 г. спущена на воду, 23,12.44 г. вступила в строй. 2 май 1945 г. затоплена экипажем в Травемюнде.
"2528"—18.11.44 г. спущена на воду, 9.12.44 г. вступила в строй. 2 мая 1945 г. затоплена экипажем в Травемюнде.
"2529" — 18.11.44 г. спущена на воду, 31.01.45 г. вступила в строй. 8 мае 1945 г. капитулировала, получена СССР.
"2530" — 23.11.44 г. спущена на воду, 30.12.44 г. вступила в строй. 31 декабря 1944 г. потоплена британской авиацией у достроечной стенки в Гамбурге. В январе 1945 г. поднята и поставлена в док. 20 февраля и 11 марта 1945 г. разрушена в доке британской авиацией.
"2531" — 5.12.44 г. спущена на воду, 10.01.45 г, вступила в строй. 2 мая 1945 г. затоплена экипажем в Травемюнде.
"2533" — 7.12,44 г. спущена на воду, 18.01.45 г, вступила в строй. 3 мая 1945 г. затоплена экипажем в Травемюнде.
"2534" — 11.12.44 г. спущена на воду, 17.01.45 г. вступила в строй. 6 мая 1945 г. потоплена британской авиацией южнее Гете-борга, погиб 1 человек.
"2535" — 16.12.44 г. спущена на воду, 28.01.45 г. вступила в строй. 3 мая 1945 г. затоплена экипажем в Травемюнде.
"2536" — 16.12.44 г. спущена на воду, 11.01.45 г. вступила в строй, 3 мая 1945 г, затоплена экипажем в Травемюнде,
"2537" — 22.12.44 г. спущена на воду, 21.03,45 г. вступила в строй. Потоплена британской авиацией 30 апреля 1945 г. в Гамбурге. По другим данным, вообще в строй не вводилась, а была потоплена у достроечной стенки британской авиацией еще 31 декабря 1944 г. По третьим данным, после ввода в строй потоплена в Гамбурге 8 апреля 1945 г.
"2538" — 6.01.45 г. спущена на воду, 16.02.45 г. вступила в строй. 9 мая 1945 г. затоплена экипажем. По другим данным, в этот день подорвалась на мине и затонула у берегов Дании.
"2539" — 6.01.45 г. спущена на воду, 21.02.45 г. вступила в строй. 3 мая 1945 г. затоплена экипажем в Киле.
"2540" — 13.01.45 г. спущена на воду, 24.02.45 г. вступила в строй. 4 мая 1945 г. в поврежденном состоянии после налета британской авиации затоплена экипажем. В 1957 г, после подъема и ремонта вошла в состав ВМС ФРГ под наименованием "Вильгельм Бауер". С 1984 г, — музей.
"2541"—13.01.45 г. спущена на воду, 1.03.45 г. вступила в строй. 5 мая 1945 г. затоплена экипажем.
"2542" — 22.01.45 г. спущена на воду, 5.03.45 г. вступила в строй. 11 апреля 1945 г. потоплена британской авиацией в Киле.
"2543" — 9.02,45 г. спущена па воду, 7.03.45 г. вступила в строй. 3 мая затоплена экипажем в Киле.
"2544" — 9.02.45 г. спущена на воду, 10.03.45 г. вступила в строй, 5 мая 1945 г. затоплена экипажем.
"2545" — 12.02.45 г. спущена на воду, 29.03.45 г. вступила в строй, 3 мая 1945 г. затоплена экипажем в Киле.
"2546" — 19.02.45 г. спущена на воду, 28.03.45 г. вступила в строй. 3 мая 1945 г. затоплена экипажем в Киле.
"2548" — 9.03.45 г. спущена на воду, 31.03.45 г. вступила в строй. 3 мая 1945 г. затоплена экипажем в Киле.
"2551" — 31.03.45 г. спущена на воду, в апреле вступила в строй. 5 мая 1945 г. затоплена экипажем.
"2552" — 31 .03.45 г. спущена на воду, 24.04.45 г. вступила в строй. 3 мая 1945 г. затоплена экипажем.
"3001" — 30.05.44 г. спущена на воду, 20,07.44 г. вступила в строй. 1 мая 1945 г. затоплена экипажем.
"3002" — 9.07.44 г. спущена на воду, 6.08.44 г. вступила в строй. 2 мая 1945 г. затоплена экипажем в Травемюнде.
"3003" — 18.07.44 г. спущена на воду, 22.08.44 г. вступила в строй. 4 апреля 1945 г. потоплена британской авиацией в Киле.
"3004" — 26.07.44 г. спущена на воду, 30.08.44 г. вступила в строй. 2 мая 1945 г. затоплена экипажем в Гамбурге.
"3005" — 18.08.44 г. спущена на воду, 20.09.44 г, вступила в строй. 3 мая 1945 г. затоплена экипажем в Киле.
"3006" — 25.08.44 г. спущена на воду, 5.10.44 г. вступила в строй. 1 мая 1945 г. затоплена экипажем в Вильгельмсхафене.
"3007" — 4.09.44 г. спущена на воду, 22.10.44 г. вступила в строй. 24 февраля 1945 г. потоплена авиацией союзников в Бремене.
"3008" — 15.09.44 г. спущена на воду, 19.10.44 г. вступила в строй. В мае 1945 г. затоплена экипажем в Киле. После войны поднята американцами и использовалась в качестве экспериментальной подводной лодки.
"3009" — 30.09.44 г. спущена на воду, 10.11.44 г. вступила в строй. 1 мая 1945 г. затоплена экипажем в Везермюнде.
"3010" — 20.10.44 г. спущена на воду, 11.11.44 г. вступила в строй. 3 мая 1945 г. затоплена экипажем в Киле.
"3011" — 20.10.44 г, спущена на воду, 21.12.44 г. вступила в строй. 3 мая 1945 г. затоплена экипажем а Травемюнде.
"3012"—13.10.44 г. спущена на воду, 4.12.44 г, вступила в строй, 3 мая 1945 г. затоплена экипажем в Травемюнде.
"3013" — 19.10.44 г. спущена на воду, 22.11.44 г. вступила в строй. 3 мая 1945 г. затоплена экипажем в Травемюнде.
"3014" — 25.10.44 г. спущена на воду, 17.12.44 г. вступила в строй. 3 мая 1945 г. затоплена экипажем в Бергене.
"3015" — 27.10.44 г. спущена на воду, 17.12.44 г. вступила в строй. 5 мая 1945 г. затоплена экипажем.
"3016" — 2.11.44 г. спущена на воду, 5.01.45 г. вступила в строй. 2 мая затоплена экипажем в Травемюнде.
"3017" — 5.11.44 г. спущена на воду, 5.01.45 г. вступила в строй. Капитулировала в Хортене, получена Великобританией.
"3018" — 29.11.44 г. спущена на воду, 7.01.45 г. вступила в строй. 2 мая 1945 г. затоплена экипажем в Травемюнде.
"3019" — 15.11.44 г. спущена на воду, 23.12.44 г. вступила в строй. 2 мая 1945 г. затоплена экипажем в Травемюнде.
"3020" — 16.11.44 г. спущена на воду, 23.12.44 г. вступила в строй. 2 мая 1945 г, затоплена экипажем в Травемюнде.
"3021" — 27.11.44 г. спущена на воду, 21,01.45 г. вступила в строй. 2 мая 1945 г. затоплена экипажем в Травемюнде.
"3022" — 30.11.44 г. спущена на воду, 25,01.45 г. вступила в строй. 5 мая 1945 г. затоплена экипажем.
"3023" —2.12.44 г. спущена на воду, 22.01.45 г. вступила в строй, 3 мая 1945 г. затоплена экипажем в Травемюнде.
"3024" — 6.12.44 г. спущена на воду, 13.01.45 г, вступила в строй, 3 мая 1945 г. затоплена экипажем.
"3025" — 9.12.44 г. спущена на воду, 20.01.45 г. вступила в строй. 3 мая 1945 г. затоплена экипажем в Травемюнде.
"3026" — 14.12.44 г. спущена на воду, 22.01.45 г. вступила в строй. 3 мая затоплена экипажем в Травемюнде.
"3027"— 18.12.44 г. спущена на воду, 25.01.45 г. вступила в строй, 3 мая затоплена экипажем в Травемюнде.
"3028" — 22.12.44 г. спущена на воду, 27.01.45 г. вступила в строй. 3 мая 1945 г. затоплена экипажем в Киле, по другим данным, в этот день потоплена авиацией союзников в Большом Бельте.
"3029" — 28.12.44 г. спущена на воду, 5.02.45 г. вступила в строй. 3 мая затоплена экипажем в Киле.
"3030" — 31.12.44 г. спущена на воду, 14.02.45 г. вступила в строй. 3 мая 1945 г. потоплена авиацией союзников в Малом Бельте.
"3031" — 6,01.45 г. спущена на воду, 18.02.45 г. вступила в строй, 3 мая 1945 г, затоплена экипажем в Киле.
"3032" — 10.01.44 г. спущена на воду, 12.02.45 г. вступила в строй. 3 мая 1945 г. потоплена британской авиацией в Малом Бельте, погибло 28 человек.
"3033" — 20.01.45 г, спущена на воду, 27.02.45 г. вступила в строй. 5 мая 1945 г. затоплена экипажем в Фленсбурге.
"3034" — 21.01.45 г. спущена на воду, 31.03.45 г. вступила в строй. 5 мая 1945 г. затоплена экипажем в Фленсбурге.
"3035" — 24.01.45 г. спущена на воду, 1.03.45 г. вступила в строй. Капитулировала в Ставангере, получена СССР.
"3036" — 27.01.45 г. спущена на воду, 6.02.45 г. вступила в строй. По одним данным, 30 марта 1945 г. потоплена союзной авиацией в Бермене, по другим данным, капитулировала.
"3037" — 31.01-45 г. спущена на воду, 3.03.45 г. вступила в строй. 3 мая 1945 г. затоплена экипажем в Травемюнде.
"3038" — 7.02.45 г. спущена на воду, 2.03.45 г. вступила в строй. 3 мая ! 945 г. затоплена экипажем в Киле.
"3039" — 14.02.45 г. спущена на воду, 9.03.45 г. вступила в строй. 3 мая 1945 г. затоплена экипажем в Киле.
"3040" — 10.02.45 г. спущена на воду, 7,03.45 г. вступила в строй. 3 мая 1945 г. затоплена экипажем в Киле.
"3041" — 23.02.45 г. спущена на воду, 12.03,45 г. вступила в строй. Капитулировала в Хортене, получена СССР.
"3044" — 1.03.45 г. спущена на воду, 27,03.45 г. вступила в строй. 5 мая 1945 г. затоплена экипажем в Фленсбурге.
"3047" — 11.04.45 г. спущена на воду, 5 мая вступила в строй и в тот же день затоплена экипажем,
"3501" — 19.04.44 г. спущена на воду, 29.07.44 г. вступила в строй. 5 мая 1945 г. затоплена экипажем в Везермюнде.
"3502" — 6.07,44 г. спущена на воду, 19.08.44 г. вступила в строй. 3 мая 1945 г. тяжело повреждена союзной авиацией в Гамбурге и затоплена экипажем.
"3503" — 27.07.44 г. спущена на воду, 9.09.44 г. вступила в строй. 8 мая 1945 г. после атаки авиации союзников затоплена экипажем у Гетебурга. В 1946 г. поднята,
"3504" — 16.08.44 г. спущена на воду, 23.09.44 г. вступила в строй, 2 мая 1945 г. затоплена экипажем в Вильгельмсхафене.
"3505" — 25.08.44 г. спущена на воду, 7.10.44 г. вступила в строй. 3 мая 1945 г. потоплена авиацией союзников в Киле.
"3506" — 28.08.44 г. спущена на воду, 4.12.44 г. вступила в строй. 2 мая 1945 г. затоплена экипажем в Гамбурге.
"3507" — 16.09.44 г. спущена на воду, 19.10.44 г. вступила в строй. 3 мая 1945 г. затоплена экипажем в Травемюнде,
"3508" — 22.09.44 г, спущена на воду, 2.11.44 г. вступила в строй. 4 марта 1945 г. потоплена авиацией союзников в Вильгельмсхафене.
"3509" — 27.09.44 г, спущена на воду и в этом же месяце потоплена авиацией союзников прямо у достроечной стенки. Однако поднята и 29.09.44 г. вступила в строй. 4 марта 1945 г. потоплена авиацией союзников в Вильгельмсхафене,
"3510" — 4.10.44 г. спущена на воду, 11.11.44 г. вступила в строй, 5 мая 1945 г, затоплен- экипажем в Фленсбурге.
"3511" — 11.10,44 г. спущена на воду, 18.11.44 г. вступила в строй. 3 мая 1945 г. затоплена экипажем в Травемюнде.
"3512" — 11.10,44 г, спущена на воду, 27.11.44 г. вступила в строй. 8 апреля 1945 г. потоплена авиацией союзников в Киле.
"3513" — 21.10.44 г. спущена на воду, 2.12.44 г. вступила в строй, 3 мая 1945 г, затоплена экипажем в Травемюнде.
"3514" — 21.10.44 г. спущена на воду, 9.12,44 г. вступила в строй. Капитулировала в Бергене. По другим данным, затоплена экипажем.
"3515" — 4.11.44 г. спущена на воду, 14.12.44 г. вступила в строй. Капитулировала в Бергене. По другим данным, затоплена экипажем.
"3516" — 4.11.44 г. спущена на воду, 18.12.44 г. вступила в строй, 2 мая 1945 г. затоплена экипажем в Травемюнде.
"3517" — 6.12.44 г. спущена на воду, 22.12.44 г. вступила в строй. 2 мая 1945 г. затоплена экипажем в Травемюнде.
"3518" — 11.12.44 г. спущена на воду, 31.12.44 г. вступила в строй. 3 мая 1945 г. затоплена экипажем в Киле.
"3519" — 23.11.44 г. спущена на воду, 7.01.45 г. вступила в строй. 2 марта 1945 г. на подходах к Вернемюнде подорвалась на
мине и затонула, погибло 65 человек.
"3520" — 23.11.44 г. спущена на воду, 12.01.45 г. вступила в строй. 31 января 1945 г. подорвалась на мине в Балтийском море и затонула, погибло 58 человек.
"3521" — 3.12.44 г. спущена на воду, 14.01.45 г. вступила в строй. 2 мая 1945 г. затоплена экипажем в Травемюнде.
"3522" — 3,12.44 г. спущена на воду, 21.01.45 г. вступила в строй. 2 мая 1945 г. затоплена экипажем в Травемюнде.
"3523" — 14.12.44 г. спущена на воду, 29.01.45 г. вступила в строй. 5 мая 1945 г. потоплена британской авиацией на подходах к Копенгагену, погибло 57 человек.
"3524" — 14.12,44 г. спущена на воду, 29.01.45 г. вступила в строй. 5 мая 1945 г. затоплена экипажем.
"3525" — 23.12,44 г. спущена на воду, 29.01.45 г. вступила в строй. 1 мая 1945 г. затоплена экипажем в Киле после полученных 30 апреля повреждений от британской авиации.
"3526" — 23.12.44 г. спущена на воду, 22.03.45 г. вступила в строй. 5 мая 1945 г. затоплена экипажем.
"3527" — 10.01.45 г. спущена на воду, 10.03.45 г. вступила в строй. 8 мая 1945 г. затоплена экипажем в Везермюнде.
"3528" — 10.01.45 г. спущена на воду, 18.02.45 г. вступила в строй. 8 мая 1945 г. затоплена экипажем в Везермюнде.
"3529" — 26.01.45 г. спущена на воду, 22.03.45 г. вступила в строй. 5 мая затоплена экипажем.
"3530" — в январе 1945 г. спущена на воду, 23.03.45 г. вступила в строй. 3 мая 1945 г. затоплена экипажем в Киле.
Крейсерские подводные лодки IX D/42 серии
Корабли этого проекта являлись последней модификацией подводных лодок IX серии и обладали наибольшей дальностью плавания среди подлодок мира. Однако все остальные элементы оставались на уровне подводных лодок предыдущих проектов и уже не удовлетворяли германских подводников, которые требовали перехода к строительству принципиально новых подлодок с кардинально улучшенными подводными элементами. Поэтому из 82 планировавшихся к постройке единиц только 8 фактически заложили на верфи фирмы "Дешимаг" в Бремене. Заказы этой же фирме на постройку "U-895"-"U-900" и "U-1531"-"U-1542" были аннулированы, а заказы на "U-1543"-"U-1600" вообще не выдавались. Но и из заложенных подлодок постройка "U-885"-"U-888" 30 сентября 1943 г. была сначала приостановлена, а затем вообще прекращена. Головную "U-883" спустили на воду 28.04.14 г., 27.03.45 г. она вступила в строй. В боевых действиях участия не принимала и в мае 1945 г. капитулировала в Вильгельмсхафене. "U-884" спустили на воду 17 мая 1944 г. и недостроенной ее потопила американская авиация прямо у заводской стенки.
Крейсерские подводные лодки IX D2 серии
Несмотря на большие дальность плавания в надводном положении и надводную скорость, считались малоудачными боевыми кораблями из-за сложности в управлении, низких маневренных качеств. С вводом в строй подводных танкеров и транспортов строительство этих подлодок признали вообще нецелесообразным из-за длительности и сложности постройки, отдав приоритет средним подводным лодкам XII серии. Часть лодок этой серии применялась в качестве прерывателей блокады для связи с Японией. Все 28 подлодок этой серии построены на верфи "Дешимаг" в Бремене.
"177" — 1.10.41 г. спущена на воду, 14.03.42 г. вступила в строй. Совершила два боевых похода общей продолжительностью 311 суток, потопила 14 судов (77388 БРТ). 6 февраля 1944 г. потащена глубинными бомбами американских самолетов берегового базирования к западу от о. Вознесения. Погибло 50 человек.
"178" — 28.10.41 г. спущена на воду, 14.02.42 г. вступила в строй. Совершила два боевых похода общей продолжительностью 279 суток, потопила 13 судов (86224 БРТ). 20 августа 1944 г. взорвана экипажем при оставлении Бордо.
"179" — 18.11-41 г. спущена на воду, 7.03.42г. вступила в строй. 8 октября 1942 г. потоплена глубинными бомбами британского эсминца "Эктив" из состава охранения конвоя на подходах к островам Тристан-да-Кунья, Южная Атлантика. Погиб 61 человек.
"181" — 30.12.41 г. спущена на воду, 9.05.24 г. вступила в строй. Совершила переход в Японию с транспортными целями, но обратно вернуться tie смогла из-за поломок двигателя. 15 июля 1945 г. вошла в состав японского флота под обозначением "1-501". В августе 1945 г. капитулировала в Сингапуре.
"182" — 3.03.42 г. спущена на воду, 30.06.42 г. вступила в строй. 16 мая 1943 г. потоплена глубинными бомбами американского эсминца "Макензи" из охранения конвоя на подходах к о.Мадейра, Центральная Атлантика. Погиб 61 человек.
"196" — 24.04.42 г. спущена на воду, 11.09.42 г. вступила в строй. 30 ноября 1944 г. погибла по неустановленным причинам при входе в Зондский пролив. Индийский океан. Погибло 65 человек.
"197" — 21.05.42 г. спущена на воду, 10.10.42 г. вступила в строй. 20 августа 1943 г. потоплена глубинными бомбами британской авиации берегового базирования в Мозамбийском проливе. Индийский океан. Погибло 67 человек.
"198" — 15.06.42 г. спущена на воду, 3.11.42 г. вступила в строй. 12 августа 1944 г. потоплена глубинными бомбами британских экскорткых кораблей из состава охранения конвоя в районе Сейшельских островов. Индийский океан. Погибло 66 человек.
"199" — 12.07.42 г. спущена на воду, 28.11.42 г. вступила в строй. 31 июля 1943 г. потоплена глубинными бомбами американских и бразильских самолетов берегового базирования на подходах к Рио-де-Жанейро. Погибло 49 человек.
"200" — 20.08.24 г. спущена на воду, 22.12.42 г. вступила в строй. 24 июля 1943 г. потоплена глубинными бомбами самолетов берегового базирования юго-западнее о. Исландия. Погибло 62 человека.
"847" — 5.09.42 г. спущена на воду, 23.01.43 г. вступила в строй. 27 августа 1943 г. потоплена глубинными бомбами самолетов с американского эскортного авианосца "Кард" в Саргассовом море. Погибло 62 человека.
"848" — 6.10.42 г, спущена на воду, 10.02.43 г. вступила в строй. 5 ноября 1943 г. потоплена американской авиацией берегового базирования на подходах к о.Вознесения, Центральная Атлантика. Погибло 63 человека.
"849" — 31.10.42 г. спущена на воду, 11.03.43 г. вступила в строй. 25 ноября 1943 г. потоплена глубинными бомбами самолетов американской патрульной авиации на подходах к о. Вознесения, Центральная Атлантика, Погибло 63 человека,
"850" — 7.12.42 г. спущена на воду, 17.04.43 г. вступила в строй. 20 декабря 1943 г. потоплена самолетами с американского эскортного авианосца "Боуг" западнее о. Мадейра. Погибло 66 человек.
"851" — 15.01.43 г. спущена на воду, 21.05,43 г. вступила в строй. 3 апреля 1944 г. погибла по неустановленным причинам в Северной Атлантике. Погибло 70 человек.
"852" — 28.01.43 г. спущена на воду, 15.06.43 г. вступила в строй. 3 мая 1944 г. потоплена глубинными бомбами британских самолетов берегового базирования в Аравийском заливе. Погибло ? человек.
"859" — 2.03.43 г. спущена на воду, 8.07.43 г. вступила в строй. 23 сентября 1944 г, потоплена британской подводной лодкой "Тренчант" в Малаккском заливе. Погибло 47 человек.
"860" — 23.03.43 г. спущена на воду, 12.08.43 г. вступила в строй. 15 июня 1944 г. потоплена глубинными бомбами самолетов с американского эскортного авианосца "Соломонз" к югу от о. Святой Елены в Атлантическом океане. Погибло 44 человека.
"861" — 29.04.43 г. спущена на воду, 2.09.43 г. вступила в строй. 6 мая 1945 г. капитулировала в Тронхейме.
"862" — 5.06.43 г. спущена на воду, 7.10,43 г. вступила в строй. Выла отправлена в Японию с транспортными целями, в мае 1945 г. вошла в состав японского флота под обозначением "1-502". В августе 1945 г. капитулировала в Сингапуре.
"863" — 29.06.43 г. спущена на воду, 3.11.43 г. вступила в строй. 29 сентября 1944 г. потоплена глубинными бомбами американских самолетов берегового базирования в районе о. Вознесения, Центральная Атлантика. Погибло 69 человек.
"864" — 12.08.43 г. спущена на воду, 15.12.43 г. вступила в строй. 9 февраля 1945 г. потоплена в надводном положении британской подводной лодкой "Венчурер" западнее Бергена. Погибло 73 человек.
"871" — 7.09.43 г. спущена на воду, 15.01.44 г. вступила в строй. 26 сентября 1944 г. потоплена глубинными бомбами британских самолетов берегового базирования северо-западнее Азорских островов. Погибло 69 человек.
"872" — 20.10.43 г. спущена на воду, 10.02.44 г. вступила в строй. 29 июля 1944 г. потоплена американской авиацией в Бремене. Погиб 1 человек.
"873"—16.11.43 г. спущена на воду, 1.03.44 г. вступила в строй. 16 мая 1945 г. капитулировала в Портсмуте, передана США.
"874" — 21.12.43 г. спущена на воду, 8.04.44 г. вступила в строй. Капитулировала в Хортене.
"875" — 16.02.44 г. спущена на воду, 21.04.44 г. вступила в строй. В самом конце войны отправлена в Японию с грузом ртути, оптического стекла и болванок специального чугуна. Для увеличения грузоподъемности с подлодки сняли два торпедных аппарата, якоря с якорь-цепью. Запасы, принятые лодкой, были рассчитаны на 14 месяцев, за счет совмещения специальностей сократили экипаж. В мае 1945 г. капитулировала в Бергене.
"876" — 29.02.44 г. спущена на воду, 24.05.44 г. вступила в строй. 3 мая 1945 г. потоплена британской авиацией на стоянке в Южной Норвегии.
Крейсерские подводные лодки IX D1 серии
Всего фирмой "Дешимаг" в Бремене было построено две подлодки этой серии. Обе они использовались в качестве транспортных. Для этого на них демонтировали торпедное вооружение и часть аккумуляторных батарей.
"180" — 10.12.41 г. спущена на воду, 16.05.42 г. вступила в строй. 22 августа 1944 г. подорвалась на мине в Бискайском заливе у Бордо и затонула. Погибло 56 человек.
"195" — 8.04.42 г. спущена на воду, 5.09.42 г. вступила в строй. В мае 1945 г. отправлена в Японию, где вошла в состав японского флота под обозначением "I-506". В августе 1945 г. капитулировала в Джакарте.