3.1. Крейсерские подводные лодки

 

В германском флоте к этому подклассу относи­лись подводные лодки четырех серий: IX D1,IX D2, IX D/42 и XXI, основные элементы которых приведе­ны в табл. 3.1. Однако первыми подводными крейсе­рами, в полном смысле этого слова, должны были стать подводные лодки XI серии, но этот проект остал­ся не реализованным из-за сомнительности самой концепции таких кораблей. В дальнейшем измени­лось само понятие "крейсерская подводная лодка", под которым стали понимать не подводный крейсер с мощ­ным артиллерийским вооружением, а подлодку, спо­собную оперировать в удаленных районах мирового океана. Поэтому крейсерские подводные лодки IX D серии ничем принципиально, за исключением дально­сти плавания, не отличались от больших подводных лодок IX серии, и их деление на два подкласса доволь­но условно, тем более, что крейсерские подводные лодки XXI серии и по дальности плавания не отлича­лись от больших.

 

Таблица 3.1. Основные элементы крейсерских подводных лодок

Элементы/серии подлодок

IX DI

IX D2

IX D/42

XI

XXI

1 . Водоизмещение, т:

 

 

 

 

 

— нормальное надводное

1610

1610

1616

2740

1621

— нормальное подводное

1799

1799

1804

3630

1819

— полное подводное

2150

2150

2150

4650

2100

2. Размеры, м:

 

 

 

 

 

— длина наибольшая

87,58

87,58

87,58

114,79

76,7

— длина прочного корпуса

68,5

68,5

68,5

91,25

60,5

— ширина наибольшая

7,5

7,5

7.5

9,5

8,0

— диаметр прочного корпуса

7,4

7,4

7,4

6,8

5,3

3. Главные механизмы:

 

 

 

 

 

— тип установки

дизель-электрическая

— число дизелей

2

2 + 2

2 + 2

2

2

— суммарная мощность, л. с.

2800

2800+1000

4400+1000

2200

4000

— число электродвигателей

2

2

2

2

2 + 2

— суммарная мощность, л. с.

1000

1000

1000

2200

4200 + 226

— число винтов

2

2

2

2

2

— запас топлива (полный) , т:

183.3 (389)

182,3(389,8)

196(500)

230 (253)

4. Скорость хода, узлы:

 

 

 

 

 

— надводная

19,2

19,2

19,2

23,25

15,6

— подводная

6,9

6,9

6,9

7

17,5 под глав. ЭД, 3,5 под ЭД малошум. хода

5. Дальность плавания, миль:

 

 

 

 

 

— надводная скорость хода 22,7 узлов

 

 

 

4000

 

— надводная скорость хода 10 узлов

12750

31 500

31 500

24000

15500

— подводная скорость хода 10 узлов

 

 

 

 

110

— подводная скорость хода 5 узлов

100

50

50

50

365

— подводная скорость хода 2 узла

245

121

121

129

 

6. Глубина погружения, м:

 

 

 

 

 

— рабочая

100

100

100

120

135

— предельная

200

200

200

240

270

7. Время погружения, сек.

35

35

35

18

8, Вооружение, число:

 

 

 

 

 

— 533-мм носовых ТТ

4

4

4

4

6

— 533-мм кормовых ТТ

2

2

2

2

— 533-мм торпед

24

24

24

12

23

— мин вместо торпед

48 типа ТМА или 72 типа TMB

 

12 ТМA вместо 6 торпед

— 1 27/45 АУ

2x2

— 127-мм выстрелов

940

— 105/45 АУ

1

__

— 105-мм выстрелов

150—240

— 37/80 зен. АУ

1

2

_

— 37-мм выстрелов

2575

4000

— 20/65 зен. АУ

1

1

2x2

— 20-мм выстрелов

41000

2000

16000

9. Автономность, суток

50

60

*

100

10. Экипаж, человек

57

57

57

110

57

11. Год вступления в строй

1942

1942—44

1945

1944—45

12. Всего в строю, ед.

2

28

1

_

121

13. Дополнительные данные:

— в 1943—44 гг. на подводных лодках IX D1 серии были демонтированы торпедные аппараты;

— в 1943—44 гг. на подводных лодках IX D2 серии вместо 105-мм и 20-мм орудий установили 2 20-мм зенитных автомата с боекомплектом 8100 выстрелов;

— подводные лодки XXI серии могли развивать под шнорхелем ход до 6 узлов.

 

Крейсерские подводные лодки XXI серии

 

Являлись самыми совершенными серийными под­водными лодками большого водоизмещения второй мировой войны. За счет создания прочного корпуса, имеющего в сечении форму подобия '8', корабли этой серии получили не две, а шесть аккумуляторных бата­рей по 62 элемента каждая, что в сочетании с обтекае­мым прочным корпусом и меньшим соотношением ди­ны к ширине резко улучшило их подводные элементы. Подводные лодки этой серии имели "шнорхель" и ос­нащались новейшим радиоэлектронным вооружени­ем.

1 ноября 1943 г, была утверждена программа ус­коренного строительства подлодок XXI серии, предус­матривающая постройку к февралю 1945 г. 288 еди­ниц. Для реализации этой программы наряду с тради­ционными методами, такими как привлечение допол­нительного контингента рабочей силы, повышение требовательности к руководителям и т.д., была приме­нена новая организация самой постройки. Она заключалась в том, что на различных металлургических за­водах, разбросанных по всей Германии, в течение 16 дней подготавливались металлические листы и до­ставлялись на 32 машиностроительных завода, где в течение 40 дней изготавливались отдельные секции подводных лодок с почти 100% насыщением прибора­ми и механизмами.

После этого секции транспортировались на судо­строительные верфи, где собирались собственно сами подлодки, на что уходило 50 дней, и проводились в течение еще 60 суток все прочие работы и заводские испытания. Таким образом, на постройку одной под­водной лодки XXI серии уходило 5 месяцев. Причем разбросанность заводов, изготавливавших секции по всей стране, в значительной мере повышала устойчи­вость всего производства от воздушных налетов, а сборка подлодок из практически готовых секций по­зволяла привлечь для этой цели большое количество верфей, в том числе и небольших, которые никогда раньше подводным, а зачастую и вообще военным су­достроением не занимались. После проведения всех мероприятий к сентябрю 1944 г. должно было сдавать­ся флоту по 33 подлодки в месяц, однако 1 июня 1944 г. программа строительства этих кораблей из-за реальных экономических условий была пересмотрена в сторону уменьшения. Но и после этого ее выполне­ние было затруднено.

Так на судоверфи "Блом и Фосс" в Гамбурге дол­жны были собрать 262 подводные лодки с "U-25Q1" по "U-2762", но фактически сдали только 48, a "U-2553"-"U-2762" так и не были закончены, и их захватили союзники на стапелях в различной степени готовности к спуску на воду. Недостроенные "U-2532" и "U-2547" потопила британская авиация у достроечной стенки, "U-2549" и "U-2550" капитулировали, так и не всту­пив в строй.

В Бремене на верфи фирмы "Дешимаг" должны были собрать "U-3001"-"U-3100", т. е. 100 единиц, но "U-3048", "U-3049", "U-3052"-"U-3100" так и оста­лись на стапелях, a "U-3042"-"U-3043", "U-3045"-"U-3047", "U-3050" и "U-3051" были разрушены британ­ской авиацией у достроечной стенки или, не вступив в строй, затоплены экипажами. Фирма "Вулкан-Верке" в Вегезак должна была собрать подводные лодки с "U-3101" no "U-3295", однако достройку их частично пре­кратили из-за нехватки средств, а частично даже не начинали. На верфи фирмы "Шихау-Верфт" в Данци­ге планировалась сборка подводных лодок с "U-3501" по "U-3595", т. е, 95 единиц, но "U-3531"-"U-357i" так и не были спущены на воду, а сборка "U-3572"-"U-3595" не была начата, хотя все подготовительные ра­боты провели. Таким образом, всего было передано флоту 121 подводная лодка XXI серии. Несмотря на это, только одна "U-2511" вышла в боевой поход и то лишь 30 апреля 1945 г. Это объясняется тем, что про­граммой заводских испытаний предусматривалось по­сле опробования приборов и механизмов у стенки лишь одно кратковременное погружение для проверки на водонепроницаемость и однодневный поход в поли­гоны боевой подготовки. После этого подводная лодка официально передавалась флоту и проходила всесто­ронние испытания в течение 10—10,5 недель уже как боевая единица. Для устранения выявленных недо­статков лодка опять возвращалась на верфь на 1—3 недели. Этим отчасти с Уясняется, почему так отно­сительно много кораблей этой серии, официально вступивших в строй, потоплено авиацией союзников или своими экипажами у достроечных стенок. Но и полностью прошедшая все испытания подводная лод­ка не являлась еще боеготовой, и ей требовалось дли­тельное время для отработки экипажа. В ходе боевой подготовки часто проявлялись те или иные "детские болезни", и возникала новая потребность ставить под­лодку в завод.

 

"2501" — 12.05.44 г. спущена на воду, 27.06.44 г. вступила в строй. 3 мая 1945 г. затоплена экипажем в Гамбурге.

"2502" — 15.06.44 г, спущена на воду, 19,07.44 г. вступила в строй. Капитулировала в Хортоне.

"2503" — 29.06,44 г, спущена на воду, 01,08.44 г. вступила в строй. 4 мая 1945 г. потоплена в проливе Малый Бельт британской авиацией, погибло 13 человек.

"2504" — 18.07.44 г. спущена на воду, 12.08.44 г, вступила в строй. 3 мая 1945 г. затоплена экипажем в Гамбурге,

"2505" — 27,07.44 г. спущена на воду, 7.11,44 г. вступила в строй. 3 мая 1945 г. затоплена экипажем в Гамбурге.

"2506" — 05.08.44 г. спущена на воду. 31.08.44 г. вступила в строй. Капитулировала в Бергене.

"2507"—14.08.44 г. спущена на воду, 8.09.44 г. вступила в строй. 5 мая 1945 г. затоплена экипажем,

"2508" — 19.08.44 г. спущена на воду, 26.08.44 г. вступила в строй. 3 мая 1945 г. затоплена экипажем в Киле.

"2509" — 27.08.44 г. спущена на воду, 21.09.44 г. вступила в строй, 8 апреля 1945 г, потоплена авиацией союзников в Гамбург.

"2510" — 29.08,44 г. спущена на воду, 27.09.44 г. вступила в строй. 2 мая 1945 г. затоплена экипажем в Травемюнде.

"2511" — 2.09.44 г. спущена на воду, 29,09.44 г. вступила в строй. 30 апреля 1945 г. вышла в боевой поход. В мае 1945 г. капи­тулировала в Бергене.

"2512" — 7.09.44 г. спущена на воду, 10.10.44 г, вступила в строй. 3 мая 1945 г. затоплена экипажем.

"2513" — 14.09.44 г. спущена на воду, 12.10.44 г. вступила в строй. В мае 1945 г. капитулировала в Хортоне, получена США.

"2514" — 17.09.44 г. спущена на воду, 9.12.44 г, вступила в строй. 8 апреля 1945 г. потоплена британской авиацией в Гамбурге.

"2515" — 22.09.44 г, спущена на воду, 19.10.44 г. вступила в строй. 11 марта 1945 г. разрушена в доке при налете британской авиации на Гамбург.

"2516" — 27.09.44 г. спущена на воду, 24.10.44 г. вступила в строй. 9 апреля 1945 г. потоплена британской авиацией в Киле.

"2517" — 4.10.44 г. спущена на воду, 31.10.44 г. вступила в строй. 5 мая 1945 г. затоплена экипажем.

"2518" — 4.10.44 г. спущена на воду, 4.11.44 г. вступила в строй. В мае 1945 г. капитулировала в Хортене, получена Великобри­танией. В 1947 г. передана Франции и вошла в состав фран­цузского флота под наименованием "Роланд Мириллот".

"2519" — 18.10.44 г. спущена на воду, 15.11.44 г. вступила в строй. 3 мая 1945 г. затоплена экипажем в Киле.

"2520" — 16,10.44 г. спущена на воду, 14.11.44 г. вступила в строй. 3 мая 1945 г. затоплена экипажем в Киле.

"2521" — 18.10.44 г. спущена на воду, 21.11.44 г. вступила в строй. 4 мая 1945 г. потоплена глубинными бомбами британских самолетов в проливе Скагеррак. Погибло 44 человека.

"2522" — 22.10.44 г, спущена на воду, 22.11.44 г. вступила в строй. 5 мая 1945 г. затоплена экипажем.

"2523" — 25.10.44 г. спущена на воду, 26.12.44 г, вступила в строй. 17 января 1945 г. потоплена британской авиацией у достро­ечной стенки в Гамбурге.

"2524" — 30.10.44 г. спущена на воду, 9.01.45 г. вступила в строй. 3 мая 1945 г. потоплена британской авиацией в проливе Кат­тегат, погибло 2 человека.

"2525" — 30.10.44 г, спущена на воду, 12.12.44 г. вступила в строй. 5 мая 1945 г. затоплена экипажем.

"2526" — 30.11.44 г. спущена на воду, 15.12.44 г. вступила в строй. 2 мая 1945 г. затоплена экипажем в Травемюнде.

"2527" — 30.11.44 г. спущена на воду, 23,12.44 г. вступила в строй. 2 май 1945 г. затоплена экипажем в Травемюнде.

"2528"—18.11.44 г. спущена на воду, 9.12.44 г. вступила в строй. 2 мая 1945 г. затоплена экипажем в Травемюнде.

"2529" — 18.11.44 г. спущена на воду, 31.01.45 г. вступила в строй. 8 мае 1945 г. капитулировала, получена СССР.

"2530" — 23.11.44 г. спущена на воду, 30.12.44 г. вступила в строй. 31 декабря 1944 г. потоплена британской авиацией у достро­ечной стенки в Гамбурге. В январе 1945 г. поднята и постав­лена в док. 20 февраля и 11 марта 1945 г. разрушена в доке британской авиацией.

"2531" — 5.12.44 г. спущена на воду, 10.01.45 г, вступила в строй. 2 мая 1945 г. затоплена экипажем в Травемюнде.

"2533" — 7.12,44 г. спущена на воду, 18.01.45 г, вступила в строй. 3 мая 1945 г. затоплена экипажем в Травемюнде.

"2534" — 11.12.44 г. спущена на воду, 17.01.45 г. вступила в строй. 6 мая 1945 г. потоплена британской авиацией южнее Гете-борга, погиб 1 человек.

"2535" — 16.12.44 г. спущена на воду, 28.01.45 г. вступила в строй. 3 мая 1945 г. затоплена экипажем в Травемюнде.

"2536" — 16.12.44 г. спущена на воду, 11.01.45 г. вступила в строй, 3 мая 1945 г, затоплена экипажем в Травемюнде,

"2537" — 22.12.44 г. спущена на воду, 21.03,45 г. вступила в строй. Потоплена британской авиацией 30 апреля 1945 г. в Гамбур­ге. По другим данным, вообще в строй не вводилась, а была потоплена у достроечной стенки британской авиацией еще 31 декабря 1944 г. По третьим данным, после ввода в строй потоплена в Гамбурге 8 апреля 1945 г.

"2538" — 6.01.45 г. спущена на воду, 16.02.45 г. вступила в строй. 9 мая 1945 г. затоплена экипажем. По другим данным, в этот день подорвалась на мине и затонула у берегов Дании.

"2539" — 6.01.45 г. спущена на воду, 21.02.45 г. вступила в строй. 3 мая 1945 г. затоплена экипажем в Киле.

"2540" — 13.01.45 г. спущена на воду, 24.02.45 г. вступила в строй. 4 мая 1945 г. в поврежденном состоянии после налета бри­танской авиации затоплена экипажем. В 1957 г, после подъема и ремонта вошла в состав ВМС ФРГ под наименова­нием "Вильгельм Бауер". С 1984 г, — музей.

"2541"—13.01.45 г. спущена на воду, 1.03.45 г. вступила в строй. 5 мая 1945 г. затоплена экипажем.

"2542" — 22.01.45 г. спущена на воду, 5.03.45 г. вступила в строй. 11 апреля 1945 г. потоплена британской авиацией в Киле.

"2543" — 9.02,45 г. спущена па воду, 7.03.45 г. вступила в строй. 3 мая затоплена экипажем в Киле.

"2544" — 9.02.45 г. спущена на воду, 10.03.45 г. вступила в строй, 5 мая 1945 г. затоплена экипажем.

"2545" — 12.02.45 г. спущена на воду, 29.03.45 г. вступила в строй, 3 мая 1945 г. затоплена экипажем в Киле.

"2546" — 19.02.45 г. спущена на воду, 28.03.45 г. вступила в строй. 3 мая 1945 г. затоплена экипажем в Киле.

"2548" — 9.03.45 г. спущена на воду, 31.03.45 г. вступила в строй. 3 мая 1945 г. затоплена экипажем в Киле.

"2551" — 31.03.45 г. спущена на воду, в апреле вступила в строй. 5 мая 1945 г. затоплена экипажем.

"2552" — 31 .03.45 г. спущена на воду, 24.04.45 г. вступила в строй. 3 мая 1945 г. затоплена экипажем.

"3001" — 30.05.44 г. спущена на воду, 20,07.44 г. вступила в строй. 1 мая 1945 г. затоплена экипажем.

"3002" — 9.07.44 г. спущена на воду, 6.08.44 г. вступила в строй. 2 мая 1945 г. затоплена экипажем в Травемюнде.

"3003" — 18.07.44 г. спущена на воду, 22.08.44 г. вступила в строй. 4 апреля 1945 г. потоплена британской авиацией в Киле.

"3004" — 26.07.44 г. спущена на воду, 30.08.44 г. вступила в строй. 2 мая 1945 г. затоплена экипажем в Гамбурге.

"3005" — 18.08.44 г. спущена на воду, 20.09.44 г, вступила в строй. 3 мая 1945 г. затоплена экипажем в Киле.

"3006" — 25.08.44 г. спущена на воду, 5.10.44 г. вступила в строй. 1 мая 1945 г. затоплена экипажем в Вильгельмсхафене.

"3007" — 4.09.44 г. спущена на воду, 22.10.44 г. вступила в строй. 24 февраля 1945 г. потоплена авиацией союзников в Бремене.

"3008" — 15.09.44 г. спущена на воду, 19.10.44 г. вступила в строй. В мае 1945 г. затоплена экипажем в Киле. После войны поднята американцами и использовалась в качестве экспе­риментальной подводной лодки.

"3009" — 30.09.44 г. спущена на воду, 10.11.44 г. вступила в строй. 1 мая 1945 г. затоплена экипажем в Везермюнде.

"3010" — 20.10.44 г. спущена на воду, 11.11.44 г. вступила в строй. 3 мая 1945 г. затоплена экипажем в Киле.

"3011" — 20.10.44 г, спущена на воду, 21.12.44 г. вступила в строй. 3 мая 1945 г. затоплена экипажем а Травемюнде.

"3012"—13.10.44 г. спущена на воду, 4.12.44 г, вступила в строй, 3 мая 1945 г. затоплена экипажем в Травемюнде.

"3013" — 19.10.44 г. спущена на воду, 22.11.44 г. вступила в строй. 3 мая 1945 г. затоплена экипажем в Травемюнде.

"3014" — 25.10.44 г. спущена на воду, 17.12.44 г. вступила в строй. 3 мая 1945 г. затоплена экипажем в Бергене.

"3015" — 27.10.44 г. спущена на воду, 17.12.44 г. вступила в строй. 5 мая 1945 г. затоплена экипажем.

"3016" — 2.11.44 г. спущена на воду, 5.01.45 г. вступила в строй. 2 мая затоплена экипажем в Травемюнде.

"3017" — 5.11.44 г. спущена на воду, 5.01.45 г. вступила в строй. Капитулировала в Хортене, получена Великобританией.

"3018" — 29.11.44 г. спущена на воду, 7.01.45 г. вступила в строй. 2 мая 1945 г. затоплена экипажем в Травемюнде.

"3019" — 15.11.44 г. спущена на воду, 23.12.44 г. вступила в строй. 2 мая 1945 г. затоплена экипажем в Травемюнде.

"3020" — 16.11.44 г. спущена на воду, 23.12.44 г. вступила в строй. 2 мая 1945 г, затоплена экипажем в Травемюнде.

"3021" — 27.11.44 г. спущена на воду, 21,01.45 г. вступила в строй. 2 мая 1945 г. затоплена экипажем в Травемюнде.

"3022" — 30.11.44 г. спущена на воду, 25,01.45 г. вступила в строй. 5 мая 1945 г. затоплена экипажем.

"3023" —2.12.44 г. спущена на воду, 22.01.45 г. вступила в строй, 3 мая 1945 г. затоплена экипажем в Травемюнде.

"3024" — 6.12.44 г. спущена на воду, 13.01.45 г, вступила в строй, 3 мая 1945 г. затоплена экипажем.

"3025" — 9.12.44 г. спущена на воду, 20.01.45 г. вступила в строй. 3 мая 1945 г. затоплена экипажем в Травемюнде.

"3026" — 14.12.44 г. спущена на воду, 22.01.45 г. вступила в строй. 3 мая затоплена экипажем в Травемюнде.

"3027"— 18.12.44 г. спущена на воду, 25.01.45 г. вступила в строй, 3 мая затоплена экипажем в Травемюнде.

"3028" — 22.12.44 г. спущена на воду, 27.01.45 г. вступила в строй. 3 мая 1945 г. затоплена экипажем в Киле, по другим дан­ным, в этот день потоплена авиацией союзников в Большом Бельте.

"3029" — 28.12.44 г. спущена на воду, 5.02.45 г. вступила в строй. 3 мая затоплена экипажем в Киле.

"3030" — 31.12.44 г. спущена на воду, 14.02.45 г. вступила в строй. 3 мая 1945 г. потоплена авиацией союзников в Малом Бель­те.

"3031" — 6,01.45 г. спущена на воду, 18.02.45 г. вступила в строй, 3 мая 1945 г, затоплена экипажем в Киле.

"3032" — 10.01.44 г. спущена на воду, 12.02.45 г. вступила в строй. 3 мая 1945 г. потоплена британской авиацией в Малом Бель­те, погибло 28 человек.

"3033" — 20.01.45 г, спущена на воду, 27.02.45 г. вступила в строй. 5 мая 1945 г. затоплена экипажем в Фленсбурге.

"3034" — 21.01.45 г. спущена на воду, 31.03.45 г. вступила в строй. 5 мая 1945 г. затоплена экипажем в Фленсбурге.

"3035" — 24.01.45 г. спущена на воду, 1.03.45 г. вступила в строй. Капитулировала в Ставангере, получена СССР.

"3036" — 27.01.45 г. спущена на воду, 6.02.45 г. вступила в строй. По одним данным, 30 марта 1945 г. потоплена союзной ави­ацией в Бермене, по другим данным, капитулировала.

"3037" — 31.01-45 г. спущена на воду, 3.03.45 г. вступила в строй. 3 мая 1945 г. затоплена экипажем в Травемюнде.

"3038" — 7.02.45 г. спущена на воду, 2.03.45 г. вступила в строй. 3 мая ! 945 г. затоплена экипажем в Киле.

"3039" — 14.02.45 г. спущена на воду, 9.03.45 г. вступила в строй. 3 мая 1945 г. затоплена экипажем в Киле.

"3040" — 10.02.45 г. спущена на воду, 7,03.45 г. вступила в строй. 3 мая 1945 г. затоплена экипажем в Киле.

"3041" — 23.02.45 г. спущена на воду, 12.03,45 г. вступила в строй. Капитулировала в Хортене, получена СССР.

"3044" — 1.03.45 г. спущена на воду, 27,03.45 г. вступила в строй. 5 мая 1945 г. затоплена экипажем в Фленсбурге.

"3047" — 11.04.45 г. спущена на воду, 5 мая вступила в строй и в тот же день затоплена экипажем,

"3501" — 19.04.44 г. спущена на воду, 29.07.44 г. вступила в строй. 5 мая 1945 г. затоплена экипажем в Везермюнде.

"3502" — 6.07,44 г. спущена на воду, 19.08.44 г. вступила в строй. 3 мая 1945 г. тяжело повреждена союзной авиацией в Гам­бурге и затоплена экипажем.

"3503" — 27.07.44 г. спущена на воду, 9.09.44 г. вступила в строй. 8 мая 1945 г. после атаки авиации союзников затоплена эки­пажем у Гетебурга. В 1946 г. поднята,

"3504" — 16.08.44 г. спущена на воду, 23.09.44 г. вступила в строй, 2 мая 1945 г. затоплена экипажем в Вильгельмсхафене.

"3505" — 25.08.44 г. спущена на воду, 7.10.44 г. вступила в строй. 3 мая 1945 г. потоплена авиацией союзников в Киле.

"3506" — 28.08.44 г. спущена на воду, 4.12.44 г. вступила в строй. 2 мая 1945 г. затоплена экипажем в Гамбурге.

"3507" — 16.09.44 г. спущена на воду, 19.10.44 г. вступила в строй. 3 мая 1945 г. затоплена экипажем в Травемюнде,

"3508" — 22.09.44 г, спущена на воду, 2.11.44 г. вступила в строй. 4 марта 1945 г. потоплена авиацией союзников в Вильгельмсхафене.

"3509" — 27.09.44 г, спущена на воду и в этом же месяце потоплена авиацией союзников прямо у достроечной стенки. Однако поднята и 29.09.44 г. вступила в строй. 4 марта 1945 г. потоп­лена авиацией союзников в Вильгельмсхафене,

"3510" — 4.10.44 г. спущена на воду, 11.11.44 г. вступила в строй, 5 мая 1945 г, затоплен- экипажем в Фленсбурге.

"3511" — 11.10,44 г. спущена на воду, 18.11.44 г. вступила в строй. 3 мая 1945 г. затоплена экипажем в Травемюнде.

"3512" — 11.10,44 г, спущена на воду, 27.11.44 г. вступила в строй. 8 апреля 1945 г. потоплена авиацией союзников в Киле.

"3513" — 21.10.44 г. спущена на воду, 2.12.44 г. вступила в строй, 3 мая 1945 г, затоплена экипажем в Травемюнде.

"3514" — 21.10.44 г. спущена на воду, 9.12,44 г. вступила в строй. Капитулировала в Бергене. По другим данным, затоплена экипажем.

"3515" — 4.11.44 г. спущена на воду, 14.12.44 г. вступила в строй. Капитулировала в Бергене. По другим данным, затоплена экипажем.

"3516" — 4.11.44 г. спущена на воду, 18.12.44 г. вступила в строй, 2 мая 1945 г. затоплена экипажем в Травемюнде.

"3517" — 6.12.44 г. спущена на воду, 22.12.44 г. вступила в строй. 2 мая 1945 г. затоплена экипажем в Травемюнде.

"3518" — 11.12.44 г. спущена на воду, 31.12.44 г. вступила в строй. 3 мая 1945 г. затоплена экипажем в Киле.

"3519" — 23.11.44 г. спущена на воду, 7.01.45 г. вступила в строй. 2 марта 1945 г. на подходах к Вернемюнде подорвалась на

мине и затонула, погибло 65 человек.

"3520" — 23.11.44 г. спущена на воду, 12.01.45 г. вступила в строй. 31 января 1945 г. подорвалась на мине в Балтийском море и затонула, погибло 58 человек.

"3521" — 3.12.44 г. спущена на воду, 14.01.45 г. вступила в строй. 2 мая 1945 г. затоплена экипажем в Травемюнде.

"3522" — 3,12.44 г. спущена на воду, 21.01.45 г. вступила в строй. 2 мая 1945 г. затоплена экипажем в Травемюнде.

"3523" — 14.12.44 г. спущена на воду, 29.01.45 г. вступила в строй. 5 мая 1945 г. потоплена британской авиацией на подходах к Копенгагену, погибло 57 человек.

"3524" — 14.12,44 г. спущена на воду, 29.01.45 г. вступила в строй. 5 мая 1945 г. затоплена экипажем.

"3525" — 23.12,44 г. спущена на воду, 29.01.45 г. вступила в строй. 1 мая 1945 г. затоплена экипажем в Киле после полученных 30 апреля повреждений от британской авиации.

"3526" — 23.12.44 г. спущена на воду, 22.03.45 г. вступила в строй. 5 мая 1945 г. затоплена экипажем.

"3527" — 10.01.45 г. спущена на воду, 10.03.45 г. вступила в строй. 8 мая 1945 г. затоплена экипажем в Везермюнде.

"3528" — 10.01.45 г. спущена на воду, 18.02.45 г. вступила в строй. 8 мая 1945 г. затоплена экипажем в Везермюнде.

"3529" — 26.01.45 г. спущена на воду, 22.03.45 г. вступила в строй. 5 мая затоплена экипажем.

"3530" — в январе 1945 г. спущена на воду, 23.03.45 г. вступила в строй. 3 мая 1945 г. затоплена экипажем в Киле.

 

Крейсерские подводные лодки IX D/42 серии

 

Корабли этого проекта являлись последней моди­фикацией подводных лодок IX серии и обладали наи­большей дальностью плавания среди подлодок мира. Однако все остальные элементы оставались на уровне подводных лодок предыдущих проектов и уже не удовлетворяли германских подводников, которые тре­бовали перехода к строительству принципиально но­вых подлодок с кардинально улучшенными подводны­ми элементами. Поэтому из 82 планировавшихся к постройке единиц только 8 фактически заложили на верфи фирмы "Дешимаг" в Бремене. Заказы этой же фирме на постройку "U-895"-"U-900" и "U-1531"-"U-1542" были аннулированы, а заказы на "U-1543"-"U-1600" вообще не выдавались. Но и из заложенных под­лодок постройка "U-885"-"U-888" 30 сентября 1943 г. была сначала приостановлена, а затем вообще прекра­щена. Головную "U-883" спустили на воду 28.04.14 г., 27.03.45 г. она вступила в строй. В боевых действиях участия не принимала и в мае 1945 г. капитулировала в Вильгельмсхафене. "U-884" спустили на воду 17 мая 1944 г. и недостроенной ее потопила американская авиация прямо у заводской стенки.

 

Крейсерские подводные лодки IX D2 серии

 

Несмотря на большие дальность плавания в над­водном положении и надводную скорость, считались малоудачными боевыми кораблями из-за сложности в управлении, низких маневренных качеств. С вводом в строй подводных танкеров и транспортов строительст­во этих подлодок признали вообще нецелесообразным из-за длительности и сложности постройки, отдав приоритет средним подводным лодкам XII серии. Часть лодок этой серии применялась в качестве пре­рывателей блокады для связи с Японией. Все 28 подло­док этой серии построены на верфи "Дешимаг" в Бре­мене.

 

"177" — 1.10.41 г. спущена на воду, 14.03.42 г. вступила в строй. Совершила два боевых похода общей продолжительностью 311 суток, потопила 14 судов (77388 БРТ). 6 февраля 1944 г. потащена глубинными бомбами американских самолетов бе­регового базирования к западу от о. Вознесения. Погибло 50 человек.

"178" — 28.10.41 г. спущена на воду, 14.02.42 г. вступила в строй. Совершила два боевых похода общей продолжительностью 279 суток, потопила 13 судов (86224 БРТ). 20 августа 1944 г. взорвана экипажем при оставлении Бордо.

"179" — 18.11-41 г. спущена на воду, 7.03.42г. вступила в строй. 8 октября 1942 г. потоплена глубинными бомбами британского эсминца "Эктив" из состава охранения конвоя на подходах к островам Тристан-да-Кунья, Южная Атлантика. Погиб 61 человек.

"181" — 30.12.41 г. спущена на воду, 9.05.24 г. вступила в строй. Совершила переход в Японию с транспортными целями, но обратно вернуться tie смогла из-за поломок двигателя. 15 ию­ля 1945 г. вошла в состав японского флота под обозначением "1-501". В августе 1945 г. капитулировала в Сингапуре.

"182" — 3.03.42 г. спущена на воду, 30.06.42 г. вступила в строй. 16 мая 1943 г. потоплена глубинными бомбами американско­го эсминца "Макензи" из охранения конвоя на подходах к о.Мадейра, Центральная Атлантика. Погиб 61 человек.

"196" — 24.04.42 г. спущена на воду, 11.09.42 г. вступила в строй. 30 ноября 1944 г. погибла по неустановленным причинам при входе в Зондский пролив. Индийский океан. Погибло 65 че­ловек.

"197" — 21.05.42 г. спущена на воду, 10.10.42 г. вступила в строй. 20 августа 1943 г. потоплена глубинными бомбами британ­ской авиации берегового базирования в Мозамбийском про­ливе. Индийский океан. Погибло 67 человек.

"198" — 15.06.42 г. спущена на воду, 3.11.42 г. вступила в строй. 12 августа 1944 г. потоплена глубинными бомбами британ­ских экскорткых кораблей из состава охранения конвоя в районе Сейшельских островов. Индийский океан. Погибло 66 человек.

"199" — 12.07.42 г. спущена на воду, 28.11.42 г. вступила в строй. 31 июля 1943 г. потоплена глубинными бомбами американ­ских и бразильских самолетов берегового базирования на под­ходах к Рио-де-Жанейро. Погибло 49 человек.

"200" — 20.08.24 г. спущена на воду, 22.12.42 г. вступила в строй. 24 июля 1943 г. потоплена глубинными бомбами самолетов берегового базирования юго-западнее о. Исландия. Погибло 62 человека.

"847" — 5.09.42 г. спущена на воду, 23.01.43 г. вступила в строй. 27 августа 1943 г. потоплена глубинными бомбами самолетов с американского эскортного авианосца "Кард" в Саргассовом море. Погибло 62 человека.

"848" — 6.10.42 г, спущена на воду, 10.02.43 г. вступила в строй. 5 ноября 1943 г. потоплена американской авиацией берегово­го базирования на подходах к о.Вознесения, Центральная Ат­лантика. Погибло 63 человека.

"849" — 31.10.42 г. спущена на воду, 11.03.43 г. вступила в строй. 25 ноября 1943 г. потоплена глубинными бомбами самолетов американской патрульной авиации на подходах к о. Вознесе­ния, Центральная Атлантика, Погибло 63 человека,

"850" — 7.12.42 г. спущена на воду, 17.04.43 г. вступила в строй. 20 декабря 1943 г. потоплена самолетами с американского эскортного авианосца "Боуг" западнее о. Мадейра. Погибло 66 человек.

"851" — 15.01.43 г. спущена на воду, 21.05,43 г. вступила в строй. 3 апреля 1944 г. погибла по неустановленным причинам в Северной Атлантике. Погибло 70 человек.

"852" — 28.01.43 г. спущена на воду, 15.06.43 г. вступила в строй. 3 мая 1944 г. потоплена глубинными бомбами британских самолетов берегового базирования в Аравийском заливе. По­гибло ? человек.

"859" — 2.03.43 г. спущена на воду, 8.07.43 г. вступила в строй. 23 сентября 1944 г, потоплена британской подводной лодкой "Тренчант" в Малаккском заливе. Погибло 47 человек.

"860" — 23.03.43 г. спущена на воду, 12.08.43 г. вступила в строй. 15 июня 1944 г. потоплена глубинными бомбами самолетов с американского эскортного авианосца "Соломонз" к югу от о. Святой Елены в Атлантическом океане. Погибло 44 челове­ка.

"861" — 29.04.43 г. спущена на воду, 2.09.43 г. вступила в строй. 6 мая 1945 г. капитулировала в Тронхейме.

"862" — 5.06.43 г. спущена на воду, 7.10,43 г. вступила в строй. Выла отправлена в Японию с транспортными целями, в мае 1945 г. вошла в состав японского флота под обозначением "1-502". В августе 1945 г. капитулировала в Сингапуре.

"863" — 29.06.43 г. спущена на воду, 3.11.43 г. вступила в строй. 29 сентября 1944 г. потоплена глубинными бомбами амери­канских самолетов берегового базирования в районе о. Возне­сения, Центральная Атлантика. Погибло 69 человек.

"864" — 12.08.43 г. спущена на воду, 15.12.43 г. вступила в строй. 9 февраля 1945 г. потоплена в надводном положении британ­ской подводной лодкой "Венчурер" западнее Бергена. Погиб­ло 73 человек.

"871" — 7.09.43 г. спущена на воду, 15.01.44 г. вступила в строй. 26 сентября 1944 г. потоплена глубинными бомбами британ­ских самолетов берегового базирования северо-западнее Азорских островов. Погибло 69 человек.

"872" — 20.10.43 г. спущена на воду, 10.02.44 г. вступила в строй. 29 июля 1944 г. потоплена американской авиацией в Бреме­не. Погиб 1 человек.

"873"—16.11.43 г. спущена на воду, 1.03.44 г. вступила в строй. 16 мая 1945 г. капитулировала в Портсмуте, передана США.

"874" — 21.12.43 г. спущена на воду, 8.04.44 г. вступила в строй. Капитулировала в Хортене.

"875" — 16.02.44 г. спущена на воду, 21.04.44 г. вступила в строй. В самом конце войны отправлена в Японию с грузом ртути, оптического стекла и болванок специального чугуна. Для уве­личения грузоподъемности с подлодки сняли два торпедных аппарата, якоря с якорь-цепью. Запасы, принятые лодкой, были рассчитаны на 14 месяцев, за счет совмещения специ­альностей сократили экипаж. В мае 1945 г. капитулировала в Бергене.

"876" — 29.02.44 г. спущена на воду, 24.05.44 г. вступила в строй. 3 мая 1945 г. потоплена британской авиацией на стоянке в Южной Норвегии.

 

Крейсерские подводные лодки IX D1 серии

 

Всего фирмой "Дешимаг" в Бремене было постро­ено две подлодки этой серии. Обе они использовались в качестве транспортных. Для этого на них демонти­ровали торпедное вооружение и часть аккумулятор­ных батарей.

 

"180" — 10.12.41 г. спущена на воду, 16.05.42 г. вступила в строй. 22 августа 1944 г. подорвалась на мине в Бискайском заливе у Бордо и затонула. Погибло 56 человек.

"195" — 8.04.42 г. спущена на воду, 5.09.42 г. вступила в строй. В мае 1945 г. отправлена в Японию, где вошла в состав японско­го флота под обозначением "I-506". В августе 1945 г. капиту­лировала в Джакарте.