3.4. Малые подводные лодки

 

Данный подкласс германских подводных лодок периода второй мировой войны был представлен ко­раблями II и XXIII серий, предназначавшихся для действий в Северном и Балтийском морях. В резуль­тате резкого усиления противодействия противоло­дочных сил Великобритании с конца 1940 г. действия германских подводных лодок были перенесены в Ат­лантику, и строительство малых лодок II серии и ее модификации прекратили, отдав предпочтение более крупным кораблям. Вновь к идее борьбы с судоходст­вом союзников в прибрежных британских водах с по­мощью малых подводных лодок вернулись лишь в 1943 г., но уже на принципиально новой технической базе. Тогда началось развертывание серийной по­стройки лодок нового поколения XXIII серии. Основ­ные элементы малых подводных лодок приведены в табл. 3.4

 

Таблица 3.4. Основные элементы малых подводных лодок

Элементы/серии подлодок

II А

II В

II С

II

XXIII

1 . Водоизмещение, т:

 

 

 

 

 

— нормальное надводное

254

279

291

314

234

— нормальное подводное

303

32S

341

364

258

— полное подводное

381

414

435

460

278

2. Размеры, м:

 

 

 

 

 

— длима наибольшая

40,9

42,7

43,9

43,97

34,68

— длина прочного корпуса

27,8

28,2

29,6

29,8

26,00

— ширина наибольшая

4,08

4,08

4,08

4,92

3,02

3. Главные механизмы:

 

 

 

 

 

— тип установки

дизель-электрическая

— число дизелей

2

2

2

2

1

— суммарная мощность, л. с.

700

700

700

700

575 или 630

— число электродвигателей

2

2

2

2

1 + 1

— суммарная мощность, л. с.

360

360

410

410

580 + 35

— число винтов

2

2

2

2

1

— запас топлива, т

11,6

21,05

22,7

36

20

4. Скорость хода, узлы:

 

 

 

 

 

— надводная

13

13

12

12,7

9,7

— подводная

6,9

7

7

7,4

12,5 под главным ЭД, 4,5 под ЭД малошумного хода

5. Дальность плавания, миль:

 

 

 

 

 

— надводная скорость хода 16 узлов

*

*

4450

— надводная скорость хода 18 узлов

1600

3100

3800

5650

— надводная скорость хода 10 узлов

*

2600

— надводная скорость хода 12 узлов

 

 

 

 

 

— подводная скорость хода 4 узла

35

43

42

56

194

— подводная скорость хода 10 узлов

35

6. Глубина погружения, м:

 

 

 

 

 

— рабочая

80

80

80

80

80

— предельная

150

150

150

150

160

7. Время погружения, сек.

40

40

25

25

14

8. Вооружение, число

 

 

 

 

 

— 533-мм носовых ТТ

3

3

3

3

2

— 533-мм торпед

6

6

6

6

2

— мин вместо торпед

12 "ТМА" или 18 "ТМВ"

— 20/65 зен. АУ

1

1

1

1

— 20-мм выстрелов

1200

1200

1200

1200

9. Автономность, суток

14

28

10

10 Экипаж, чел.

25

25

25

25

14

1 1 . Год вступления в строй

1934-35

1935—40

1937—40

1940—41

1944—45

12. Всего было в строю, ед.

6

20

8

16

63

13. Дополнительные данные: с 1944 г. подлодки II серии получили на вооружение вместо одноствольного спаренный 20-мм зенитный автомат.

 

Малые подводные лодки XXIII серии

 

Программа серийного строительства подводных лодок XXIII серии была утверждена к октябрю 1944 г., однако первая лодка этой серии вступила в строй лишь в середине 1944 г. Всего до момента капитуляции флот получил 63 единицы, но только 5 из них приняли уча­стие в боевых действиях, показав хорошие боевые ка­чества. Подводные лодки XXIII серии представляли собой вариант парогазовой подлодки XXVII серии с дизель-электрической силовой установкой. Как и лод­ки XXI серии, они имели 8-образный в сечении проч­ный корпус и собирались на судостроительной верфи поточно-позиционным методом из практически пол­ностью готовых секций. Таких секций было четыре: кормовая (1,3 т), машинное отделение (14 т), центральный пост и жилое помещение (18,2), носовая (15,5 т). Основным строителем подводных лодок XXIII серии была судостроительная верфь "Дейче-Верфт". Так, в Гамбурге эта фирма построила "U-2321"-"U-2331", "U-2334"-"U-2371", там же "U-4041"—"U-4120" остались недостроенными, a "U-4121"-"U-4500" планировались к постройке. Эта же фирма строила, но не достроила "U-2372"-"U-2400" в Тулоне, "U-2401"-"U-2430" в Генуе, "U-2431"-"U-2445" в Монфалконе, "U-2446"-"U-2460" в Николае­ве. В Киле фирма "Германия-Верфт" построила "U-2332", "U-2333", "U-4701"-"U-4707", "U-4709"-U-4712", а также планировала постройку "U-4719"-"U-4891". "U-4708", спущенная на воду 26 марта 1945 г., 9 апреля 1945 г. была разрушена прямо у достроечной стенки авиацией союзников и в строй не вводилась. "U-4713" и "U-4714", спущенные на воду в апреле 1945 г., на момент капитуляции имели готовность 95%, a "U-47I5"-"U-4718" имели такую же готов­ность к спуску на воду.

 

"2321" — 17.04.44 г. спущена на воду, 12,06.44 г. вступила в строй. В мае 1945 г. капитулировала.

"2322" — 30.04.44 г. спущена на воду, 1.07.44 г. вступила в строй. В мае 1945 г. капитулировала в Ставангере.

"2323" — 31.05.44 г. спущена на воду, 18.07.44 г. вступила в строй. 29 июля 1944 г. подорвалась на мине и затонула (по другим данным, потоплена авиацией союзников в Бремене). Погиб­ло 2 человека.

"2324" — 16.06.44 г. спущена на воду, 25.07.44 г. вступила в строй. В мае 1945 г. капитулировала в Ставангере.

"2325" — 13.07.44 г. спущена на воду, 3.08.44 г. вступила в строй. В мае 1945 г. капитулировала в Кристиансапде.

"2326" — 17.07.44 г. спущена па воду, 10.08.44 г. вступила в строй. В мае 1945 г. капитулировала, получена Великобританией. В 1946 г. передана Франции, вошла в состав ее флота и 6 декабря 1946 г. затонула в Тулоне. Погибло 17 человек.

"2327" — 29.07.44 г, спущена на воду, 19.08.44 г. вступила в строй. 2 мая 1945 г. затоплена экипажем в Гамбурге.

"2328" — 17.08.44 г. спущена на воду, 25.08.44 г. вступила в строй. В мае 1945 г. капитулировала в Бергене.

"2329"— 11.08.44 г. спущена на воду, 1.09.44 г. вступила в строй. В мае 1945 г. капитулировала в Ставангере.

"2330" — 19.08.44 г. спущена на воду, 7.09.44 г. вступила в строй. 3 мая 1945 г. затоплена экипажем в Киле.

"2331" — 22.08.44 г. спущена на воду, 12.09.44 г. вступила в строй. В октябре 1944 г. погибла по неизвестным причинам у м. Хель, Балтийское море. Погибло 16 человек.

"2332" — 18.10.44 г. спущена на воду, 13.11.44 г. вступила в строй. 3 мая 1945 г. затоплена экипажем в Киле.

"2333" — 16.11.44 г. спущена на воду, 18.12.44 г. вступила в строй. 5 мая 1945 г. затоплена экипажем в Фленсбурге.

"2334" — 26.08.44 г. спущена на воду, 21.09.44 г. вступила в строй. В мае 1945 г. капитулировала.

"2335" — 31.08.44 г. спущена на воду, 27.09.44 г. вступила в строй. В мае 1945 г. капитулировала.

"2336" — 10.09.44 г. спущена на воду, 30.09.44 г. вступила в строй. В мае 1945 г. капитулировала в Вильгельмсхафене,

"2337" — 15.09,44 г. спущена на воду, 4.10.44 г. вступила в строй. В мае 1945 г. капитулировала.

"2338"—18.09.44 г. спущена на воду, 9.10.44 г. вступила в строй. 4 мая 1945 г. потоплена британской авиацией в проливе Большой Бельт. Погибло 12 человек.

"2339" — 22.09.44 г. спущена на воду, 16.11.44 г. вступила в строй. 5 мая 1945 г. затоплена экипажем в бухте Гетлингер.

"2340" — 28.09.44 г. спущена на воду, 16.10.44 г. вступила в строй. 30 марта 1945 г. потоплена британской авиацией в Гамбурге.

"2341" — 3.10.44 г. спущена на воду, 21.10.44 г. вступила в строй. В мае 1945 г. капитулировала.

"2342" — 13.10.44 г. спущена на воду, 1.11.44 г. вступила в строй. 26 декабря 1944 г. потоплена глубинными бомбами советско­го противолодочного катера "МО-124" на подходах к Свинемюнде, Балтийское море. Погибло 7 человек.

"2343" — 18.10.44 г. спущена на воду, 6.11.44 г. вступила в строй. 5 мая 1945 г. затоплена экипажем в Фленсбурге.

"2344" — 24.10.44 г. спущена на воду, 10.11.44 г. вступила в строй. 18 февраля 1945 г. столкнулась с пл "U-2336" и затонула у о. Гельголанд, Балтийское море. Погибло 7 человек.

"2345" — 28.10.44 г. спущена на воду, 15.11.44 г. вступила в строй. В мае 1945 г. капитулировала в Ставангере.

"2346" — 13.10.44 г. спущена на воду, 20.11.44 г. вступила в строй. 5 мая 1945 г. затоплена экипажем в Фленсбурге.

"2347" — 6.11.44 г. спущена на воду, 2.12,44 г. вступила в строй. 5 мая 1945 г. затоплена экипажем в Фленсбурге.

"2348" — 11.11.44 г. спущена на воду, 4.12.44 г. вступила в строй. В мае 1945 г. капитулировала в Ставангере, получена Вели­кобританией.

"2349" — 20.11.44 г. спущена на воду, 11.12.44 г. вступила в строй. 5 мая 1945 г. затоплена экипажем в Фленсбурге.

"2350" — 22.11.44 г. спущена на воду, 23.12.44 г. вступила в строй. В мае 1945 г. капитулировала.

"2351" — 25,11.44 г. спущена на воду, 30.12.44 г. вступила в строй. В мае 1945 г. капитулировала в Киле.

"2352" — 5,12.44 г. спущена на воду, 11.01.45 г. вступила в строй. 5 мая 1945 г. затоплена экипажем в Фленсбурге.

"2353" — 6.12.44 г. спущена на воду, 9.01.45 г. вступила в строй. В мае 1945 г. капитулировала, получена СССР.

"2354" — 10.12.44 г. спущена на воду, 11.01.45 г. вступила в строй. В мае 1945 г. капитулировала,

"2355" — 13.12.44 г. спущена на воду, 12.01.45 г. вступила в строй. В мае 1945 г. затоплена экипажем в Киле.

"2356"— 19.12.44 г. спущена на воду, 12.01.45 г. вступила в строй В мае 1945 г. капитулировала в Вильгельмсхафене.

"2357" — 19,12.44 г, спущена на воду, 13.01.45 г. вступила в строй. 5 мая 1945 г. затоплена экипажем в Фленс­бурге.

"2358" — 20.12.44 г. спущена на воду, 16.01.45 г. вступила в строй. 5 мая 1945 г. затоплена экипажем в Фленсбурге.

"2359" — 23.12.44 г. спущена на воду, 16.01.45 г. вступила в строй. 2 мая 1945 г. потоплена британской и норвежской авиацией в про­ливе Каттегат. Погибло 12 человек.

"2360" — 29.12.44 г. спущена на воду, 23.01.45 г. вступила в строй. 5 мая 1945 г. затоплена экипажем в Фленсбурге.

"2361" — 3.01.45 г. спущена на воду, 3.02.45 г. вступила в строй. В мае 1945 г. капитулиро­вала.

"2362" — 11.01.45 г. спущена на воду, 5,02.45 г. вступила в строй. 5 мая 1945 г. затоплена экипажем в Фленсбурге.

"2363" — 18.01.45 г. спущена на воду, 5.02.45 г. вступила в строй. В мае 1945 г. капитулиро­вала.

"2364" — 23.01.45 г. спущена на воду, 14.02.45 г. вступила в строй. 5 мая 1945 г. затоплена экипажем в Фленсбурге.

"2365" — 26.01.45 г. спущена на воду, 2.03.45 г. вступила в строй. 8 мая 1945 г. затоплена экипажем после атаки британской авиации в проливе Скагеррак. В 1956 г. поднята и введена в состав ВМС ФРГ под наименова­нием "Хай". 14 сентября 1966 г. затонула по навигационным причинам в Северном море. Погибло 19 че­ловек.

"2366" — 17.02.45 г. спущена на воду, 10.03.45 г. вступила в строй. 5 мая 1945 г. затоплена экипажем в Фленсбурге.

"2367" — 23.02.45 г. спущена на воду, 17.03.45 г. вступила в строй. 5 мая 1945 г. затонула после столкновения с другой подвод­ной лодкой, В октябре 1957 г. поднята и введена в состав ВМС ФРГ под наименованием "Хакт",

"2368" — 19.03.45 г. спущена на воду, 10.04.45 г. вступила в строй. 5 мая 1945 г. затоплена экипажем в Фленсбурге.

"2369" — 24.03.45 г. спущена на воду, 30.04.45 г. вступила в строй. 5 мая 1945 г. затоплена экипажем в Фленсбурге.

"2370" — в марте 1945 г. спущена на воду, 15.04.45 г. вступила в строй. 3 мая 1945 г. затоплена экипажем в Гамбурге.

"2371" — 18.04.45 г. спущена на воду, 24.04.45 г. вступила в строй. 2 мая 1945 г. затоплена экипажем.

"4701" — 14.12.44 г. спущена на воду, 10.01.45 г. вступила в строй. 5 мая 1945 г. затоплена экипажем в Фленсбурге.

"4702" — 20.12.44 г. спущена на воду, 22.01.45 г. вступила в строй. 5 мая 1945 г. затоплена экипажем в Фленсбурге.

"4703" — 3.01.45 г. спущена на воду, 21.01.45 г. вступила в строй. 5 мая 1945 т. затоплена экипажем в Фленсбурге.

"4704" — 13.02.45 г. спущена на воду, 14.03.45 г. вступила в строй. 5 мая 1945 г. затоплена экипажем в Фленсбурге.

"4705" — 11.01.45 г. спущена на воду, 2.02.45 г. вступила в строй. 3 мая 1945 г. затоплена экипажем в Киле.

"4706" — 19.01.45 г. спущена на воду, 7.02.45 г. вступила в строй. В мае 1945 г. капитулировала, получена Великобританией. В октябре 1948 г. передана Норвегии, вошла в состав ее фло­та под наименованием "Кнертер".

"4707" — 25.01.45 г. спущена на воду, 20.02.45 г. вступила в строй. 5 мая 1945 г. затоплена экипажем в Фленсбурге.

"4709" — 8.02.45 г. спущена на воду, 3.03,45 г. вступила в строй. 4 мая 1945 г. потоплена авиацией союзников в Киле.

"4710" — 14.04.45 г. спущена на воду, 1.05.45 г. вступила в строй. 9 мая 1945 г. затоплена экипажем в Фленсбурге.

"4711"— 21.02.45 г. спущена на воду, 21.03.45 г.вступила в строй. 4 мая 1945 г. затоплена экипажем в Киле.

"4712" —1.03.45 г. спущена на воду, 3.04.45 г. вступила в строй. 4 мая 1945 г. затоплена экипажем в Киле.

 

Малые подводные лодки II D серии

 

Явились последней модификацией подлодок II се­рии. Все 16 кораблей этого проекта построила фирма "Дойче-Верке" в Киле и, кроме "U-149", они были ос­нащены шнорхелем.

 

"137" — 18,05.40 г, спущена на во­ду, 15.06.40 г. вступила в строй. 2 мая 1945 г. затопле­на экипажем в Вильгельмсхафене.

"138" — 18.05.40 г. спущена на во­ду, 27.06.40 г. вступила в строй. 18 июня 1941 г. по­топлена глубинными бомба­ми британских эсминцев "Фокнор", "Фирлей", "Фор­сайт", "Форстер" при попыт­ке форсировать Гибралтар­ский пролив.

"139" — 28.06.40 г. спущена на во­ду, 24.07.40 г. вступила в строй. 2 мая 1945 г, затопле­на экипажем в Вкльгельмсгафене.

"140" — 28.06.40 г. спущена на воду, 7.08.40 г. вступила в строй. 2 мая 1945 г. затопле­на экипажем в Вильгельмсхафене.

"141" — 27.07.40 г. спущена на во­ду, 21.08.40 г. вступила в строй. 2 мая 1945 г. затопле­на экипажем в Вильгельмегафене.

"142" — 27.07.40 г. спущена на воду, 4.09.40 г. вступила в строй. 2 мая 1945 г. затопле­на экипажем в Вильгельмегафене.

"143" — 10.08.40 г. спущена на во­ду, 18.09.40 г. вступила в строй. В мае 1945 г. капиту­лировала в Вильгельмсхафене.

"144" — 10.08.40 г. спущена на во­ду, 2.10.40 г. вступила в строй. 10 августа 1941 г. об­наружена в надводном поло­жении и потоплена совет­ской подводной лодкой "Щ-307" у о. Даго, Балтийское море. Погибло 28 человек.

"145" — 21.09.40 г. спущена на во­ду, 16.10.40 г. вступила в строй. В мае 1945 г. капиту­лировала в Вильгельмсхафене.

"146" — 21.09.40 г. спущена на воду, 30.10.40 г. вступила в строй. 2 мая 1945 г. затоплена экипажем в Вильгельмсхафене.

"147"—16.11.40 г. спущена на воду, 11.12.40 г, вступила в строй. 2 июня 1945 г. потоплена глубинными бомбами британских эсминцев "Уондерер" и корвета "Периуинкл" на подходах к Ирландии. Погибло 26 человек.

"148" — 16.11.40 г, спущена на воду, 28.12.40 г. вступила в строй. 2 мая 1945 г. затоплена экипажем в Вильгельмсхафене.

"149" — 19.10.40 г. спущена на воду, 13.11.40 г. вступила в строй. В мае 1945 г. капитулировала в Вильгельмсхафене.

"150" — 19.10.40 г, спущена на юлу, 27.11.40 г, вступила в строй. В мая 1945 г. капитулировала.

"151"—14.12.40 г. спущена на воду, 15.01,41 г. вступила в строй. 2 мая 1945 г. затоплена экипажем в Вильгельмсхафене.

"152" — 14.12.40 г. спущена на воду, 29.01.41 г. вступила в строй. 2 мая 1945 г. затоплена экипажем в Вильгельмсхафене.

 

Малые подводные лодки II С серии

 

Являлись дальнейшим развитием подлодок II В серии и отличались от них прежде всего несколько большей дальностью плавания в надводном положе­нии, достигнутой за счет простого увеличения разме­ров корабля и связанного с этим увеличения запасов соляра. Все 8 подводных лодок этой серии построены фирмой "Дойче-Верке" в Киле.

 

"56" — в сентябре 1938 г. спущена на воду, 26.11.38 г. вступила в строй. 28 апреля 1945 г. потоплена авиацией союзников в Киле.

"57" — 3.09.38 г. спущена на воду, 29.12.38 г. вступила в строй, 3 сентября 1940 г, затонула после столкновения с норвежской подводной лодкой "Рона", В том же месяце была поднята и после ремонта 11 января 1941 г. вновь введена в строй. 3 мая 1945 г. затоплена экипажем в Киле.

"58" — 14.10.38 г. спущена на воду, 4.02.39 г. вступила в строй. 3 мая 1945 г. затоплена экипажем в Киле.

"59" — 12.10,38 г. спущена на воду, 4.03.39 г. вступила в строй. В мае 1945 г, капитулировала.

"60" — 1.06.39 г. спущена на воду, 27.07.39 г. вступила в строй. 2 мая 1945 г. затоплена экипажем в Вильгельмсхафене.

"61" — 15.06.39 г. спущена на воду, 12.08.39 г. вступила в строй. 2 мая 1945 г. затоплена экипажем в Вильгельмсхафене.

"62"—16.11.39 г. спущена на воду, 21.12.39 г. вступила в строй. 2 мая 1945 г. затоплена экипажем в Вильгельмсхафене.

"63" — 6.12.39 г. спущена на воду, 18.01,40 г, вступила в строй. 26 февраля 1940 г. потоплена глубинными бомбами британских эсминцев "Эскорт", "Инглфилд", "Имлджен" к югу от Шетландских островов. Северное море. Погиб 1 человек.

 

Малые подводные лодки II B серии

 

Это дальнейшее развитие подлодок II серии. "U-120" и "U-121" построены фирмой "Флендер-Верфт" в Любеке, а остальные 18 кораблей — в Киле, "U-13"-"U-16"—фирмой "Дойче-Верке" и "U-7"-"U-12" — фирмой "Германия-Верфт".

 

"7" — 29.06.35 г. спущена на воду, 18.07.35 г. вступила в строй. 18 февраля 1944 г. столкнулась с надводным кораблем и зато­нула к западу от Пиллау. Погибло 26 человек.

"8" — 16.07.35 г. спущена на воду, 5.08.35 г. вступила в строй. 2 мая 1945 г. затоплена экипажем.

"9"— 30.07.35 г. спущена на воду, 21.08.35 г. вступила в строй. 28 октября 1942 г. прибыла на Черное море. 20 августа 1944 г. потоплена советской авиацией в Констанце.

"10" — 30.07.35 г. спущена на воду, 9.09.35 г. вступила в строй. 1 августа 1944 г. выведена из строя авиацией в Данциге.

"11"—27.08.35 г. спущена на воду, 21.09.35 г. вступила в строй. 5 января 1945 г. выведена из состава флота. 3 мая 1945 г. затоплена экипажем в Киле.

"12" — 11.09.35 г. спущена на воду, 30.09.35 г. вступила в строй. 8 октября 1939 г. подорвалась на мине и затонула на подходах к Дувру, пролив Ла-Манш. Погибло 27 человек.

"13" — 9.11.35 г. спущена на воду, 30.11.35 г. вступила в строй. 31 мая 1940 г. потоплена артиллерийским огнем британского

шлюпа "Вестон" к северо-востоку от Грейт-Ярмута, Северное море.

"14" — 28.12.35 г. спущена на воду, 18.01.36 г. вступила в строй. 2 мая 1945 г. затоплена экипажем в Вильгельмсхафене.

"15" — 15.02.36 г. спущена на воду, 7.03.36 г. вступила в строй. 30 января 1940 г. в ходе боевой подготовки таранена герман­ским миноносцем "Ильтис" и затонула на подходах к о. Рюген, Балтийское море. Погибло 25 человек.

"16" — 28.04.36 г. спущена на воду, 16.05.36 г. вступила в строй. 24 октября 1939 г. потоплена британским корветом на подходе к Дувру, пролив Ла-Манш. Погибло 28 человек.

"17"—15.11.35 г. спущена на воду, 3.12.35 г. вступила в строй. 2 мая 1945 г. затоплена экипажем в Вильгельмсхафене.

"18" — 6.12.35 г. спущена на воду, 4.01.36 г. вступила в строй. 20 ноября 1936 г. столкнулась с германским миноносцем "Т-156" и затонула. 28 ноября 1936 г. поднята. 30 сентября 1937 г. вновь введена в строй. 6 мая 1943 г. прибыла в Черное море. 20 августа 1944 г. выве­дена из строя советской авиа­цией в Констанце, 25 августа затоплена экипажем.

"19" — 21.12.35 г. спущена на во­ду, 16.01.36 г. вступила в строй. 9 декабря 1942 г. при­была на Черное море. 10 сен­тября 1944 г. затоплена экипа­жем у турецкого берега.

"20" — 14.01.36 г. спущена на во­ду, 1.02.36 г. вступила в строй. 27 мая 1943 г. прибыла на Черное море. 20 сентября 1943 г. выставила минное за­граждение из 9 мин "ТМВ" на подходах к Поти. 16 января 1944 г. в районе Поти потопи­ла советский танкер "Вайян Кутюрье", погибло 3 человека. 28 февраля 1944 г. выставила минное заграждение из 10 мин типа "ТМВ" на подходах к По­ти. 19 июня 1944 г. в террито­риальных водах Турции, на выходе из порта Трабзон, по­топила советский грузо-пасса­жирский пароход "Пестель", погибло 18 человек. 10 сен­тября 1944 г. затоплена экипа­жем у берегов Турции.

"21"—13.07.36 г. спущена на воду, 6.08.36 г. вступила в строй. 27 марта 1940 г. из-за навигационной ошибки выбросилась на норвежское побережье и была интернирована Норвегией. 9 апреля 1940 г. вновь вошла в состав германского флота. 5 августа 1944 г. выведена из состава флота по техническому состоянию.

"22" — 28.07.36 г. спущена на воду, 21.08.36 г. вступила в строй. 25 апреля 1940 г. подорвалась на мине и затонула в проливе Скагеррак. Погибло 27 человек.

"23" — 28.08.36 г. спущена на воду, 24.09.36 г. вступила в строй. 3 июня 1943 г. прибыла на Черное море, 23 октября 1943 г. в 20 милях от Поти потопила советскую парусно-моторную шхуну "Танаис", погиб весь экипаж — 11 человек. 29 мая 1944 г. в Сухумском заливе потопила советский буксир "Сме­лый", погибло 11 человек. 10 сентября 1944 г. затоплена эки­пажем у турецкого побережья.

"24" — 24.09.36 г. спущена на воду, 10.10.36 г. вступила в строй. 14 октября 1942 г. прибыла на Черное море. 30 июля 1943 г. торпедировала двумя торпедами сидевший на мели в Сухуми полузатонувший советский танкер "Эмба", который исполь­зовался как емкость. 20 августа 1944 г. повреждена советской авиацией в Константе, 25 августа там же затоплена экипа­жем.

"120"—16.03.40 г. спущена на воду, 20.04.40 г. вступила в строй. 2 мая 1945 г. затоплена экипажем в Вильгельмсхафене.

"121" — 20.04.40 г. спущена на воду, 28.05.40 г. вступила в строй. 2 мая 1945 г. затоплена экипажем в Веземюнде.

 

Малые подводные лодки II А серии

 

Первые германские серийные подводные лодки после первой мировой войны. Имели хорошие манев­ренные качества и широко использовались для мин­ных постановок у берегов Великобритании. Все лодки этой серии построены фирмой "Дойче-Верке" в Киле.

 

"1" — 15.06.35 г. спущена на воду, 20.06.35 г. вступила в строй. 16 апреля 1940 г. обнаружена в надводном положении и потоплена британской подводной лодкой "Перпес" юго-западнее Ставангера.

"2"—1.07.35 г. спущена на воду, 6.08.35 г. вступила в строй. 8 апреля 1944 г. затонула в результате столкновения с надвод­ным кораблем на подходах к Пиллау. Погибло 16 человек.

"3"—19.07.35 г. спущена на воду, 6.08.35 г. вступила в строй. 31 июля 1944 г. выведена в резерв в Гдыне.

"4" — 31.07.35 г. спущена на воду, 17.08.35 г. вступила в строй. 31 июля 1944 г. потоплена авиацией союзников в Готенхафене.

"5"—14.08.35 г. спущена на воду, 1.09.35 г. вступила в строй. 19 марта 1943 г. затонула в результате столкновения с германским надводным кораблем на подходах к Пиллау. Погиб 21 человек.

"6" — 21.08.35 г. спущена на воду, 7.09.35 г. вступила в строй. 7 июля 1944 г. выведена из строя авиацией союзников в Готенхафене.