3.4. Малые подводные лодки
Данный подкласс германских подводных лодок периода второй мировой войны был представлен кораблями II и XXIII серий, предназначавшихся для действий в Северном и Балтийском морях. В результате резкого усиления противодействия противолодочных сил Великобритании с конца 1940 г. действия германских подводных лодок были перенесены в Атлантику, и строительство малых лодок II серии и ее модификации прекратили, отдав предпочтение более крупным кораблям. Вновь к идее борьбы с судоходством союзников в прибрежных британских водах с помощью малых подводных лодок вернулись лишь в 1943 г., но уже на принципиально новой технической базе. Тогда началось развертывание серийной постройки лодок нового поколения XXIII серии. Основные элементы малых подводных лодок приведены в табл. 3.4
Таблица 3.4. Основные элементы малых подводных лодок
Элементы/серии подлодок |
II А |
II В |
II С |
II |
XXIII |
1 . Водоизмещение, т: |
|
|
|
|
|
— нормальное надводное |
254 |
279 |
291 |
314 |
234 |
— нормальное подводное |
303 |
32S |
341 |
364 |
258 |
— полное подводное |
381 |
414 |
435 |
460 |
278 |
2. Размеры, м: |
|
|
|
|
|
— длима наибольшая |
40,9 |
42,7 |
43,9 |
43,97 |
34,68 |
— длина прочного корпуса |
27,8 |
28,2 |
29,6 |
29,8 |
26,00 |
— ширина наибольшая |
4,08 |
4,08 |
4,08 |
4,92 |
3,02 |
3. Главные механизмы: |
|
|
|
|
|
— тип установки |
дизель-электрическая |
||||
— число дизелей |
2 |
2 |
2 |
2 |
1 |
— суммарная мощность, л. с. |
700 |
700 |
700 |
700 |
575 или 630 |
— число электродвигателей |
2 |
2 |
2 |
2 |
1 + 1 |
— суммарная мощность, л. с. |
360 |
360 |
410 |
410 |
580 + 35 |
— число винтов |
2 |
2 |
2 |
2 |
1 |
— запас топлива, т |
11,6 |
21,05 |
22,7 |
36 |
20 |
4. Скорость хода, узлы: |
|
|
|
|
|
— надводная |
13 |
13 |
12 |
12,7 |
9,7 |
— подводная |
6,9 |
7 |
7 |
7,4 |
12,5 под главным ЭД, 4,5 под ЭД малошумного хода |
5. Дальность плавания, миль: |
|
|
|
|
|
— надводная скорость хода 16 узлов |
* |
• |
* |
• |
4450 |
— надводная скорость хода 18 узлов |
1600 |
3100 |
3800 |
5650 |
• |
— надводная скорость хода 10 узлов |
• |
• |
• |
* |
2600 |
— надводная скорость хода 12 узлов |
|
|
|
|
|
— подводная скорость хода 4 узла |
35 |
43 |
42 |
56 |
194 |
— подводная скорость хода 10 узлов |
— |
— |
— |
— |
35 |
6. Глубина погружения, м: |
|
|
|
|
|
— рабочая |
80 |
80 |
80 |
80 |
80 |
— предельная |
150 |
150 |
150 |
150 |
160 |
7. Время погружения, сек. |
40 |
40 |
25 |
25 |
14 |
8. Вооружение, число |
|
|
|
|
|
— 533-мм носовых ТТ |
3 |
3 |
3 |
3 |
2 |
— 533-мм торпед |
6 |
6 |
6 |
6 |
2 |
— мин вместо торпед |
12 "ТМА" или 18 "ТМВ" |
||||
— 20/65 зен. АУ |
1 |
1 |
1 |
1 |
— |
— 20-мм выстрелов |
1200 |
1200 |
1200 |
1200 |
— |
9. Автономность, суток |
14 |
• |
• |
28 |
10 |
10 Экипаж, чел. |
25 |
25 |
25 |
25 |
14 |
1 1 . Год вступления в строй |
1934-35 |
1935—40 |
1937—40 |
1940—41 |
1944—45 |
12. Всего было в строю, ед. |
6 |
20 |
8 |
16 |
63 |
13. Дополнительные данные: с 1944 г. подлодки II серии получили на вооружение вместо одноствольного спаренный 20-мм зенитный автомат.
Малые подводные лодки XXIII серии
Программа серийного строительства подводных лодок XXIII серии была утверждена к октябрю 1944 г., однако первая лодка этой серии вступила в строй лишь в середине 1944 г. Всего до момента капитуляции флот получил 63 единицы, но только 5 из них приняли участие в боевых действиях, показав хорошие боевые качества. Подводные лодки XXIII серии представляли собой вариант парогазовой подлодки XXVII серии с дизель-электрической силовой установкой. Как и лодки XXI серии, они имели 8-образный в сечении прочный корпус и собирались на судостроительной верфи поточно-позиционным методом из практически полностью готовых секций. Таких секций было четыре: кормовая (1,3 т), машинное отделение (14 т), центральный пост и жилое помещение (18,2), носовая (15,5 т). Основным строителем подводных лодок XXIII серии была судостроительная верфь "Дейче-Верфт". Так, в Гамбурге эта фирма построила "U-2321"-"U-2331", "U-2334"-"U-2371", там же "U-4041"—"U-4120" остались недостроенными, a "U-4121"-"U-4500" планировались к постройке. Эта же фирма строила, но не достроила "U-2372"-"U-2400" в Тулоне, "U-2401"-"U-2430" в Генуе, "U-2431"-"U-2445" в Монфалконе, "U-2446"-"U-2460" в Николаеве. В Киле фирма "Германия-Верфт" построила "U-2332", "U-2333", "U-4701"-"U-4707", "U-4709"-U-4712", а также планировала постройку "U-4719"-"U-4891". "U-4708", спущенная на воду 26 марта 1945 г., 9 апреля 1945 г. была разрушена прямо у достроечной стенки авиацией союзников и в строй не вводилась. "U-4713" и "U-4714", спущенные на воду в апреле 1945 г., на момент капитуляции имели готовность 95%, a "U-47I5"-"U-4718" имели такую же готовность к спуску на воду.
"2321" — 17.04.44 г. спущена на воду, 12,06.44 г. вступила в строй. В мае 1945 г. капитулировала.
"2322" — 30.04.44 г. спущена на воду, 1.07.44 г. вступила в строй. В мае 1945 г. капитулировала в Ставангере.
"2323" — 31.05.44 г. спущена на воду, 18.07.44 г. вступила в строй. 29 июля 1944 г. подорвалась на мине и затонула (по другим данным, потоплена авиацией союзников в Бремене). Погибло 2 человека.
"2324" — 16.06.44 г. спущена на воду, 25.07.44 г. вступила в строй. В мае 1945 г. капитулировала в Ставангере.
"2325" — 13.07.44 г. спущена на воду, 3.08.44 г. вступила в строй. В мае 1945 г. капитулировала в Кристиансапде.
"2326" — 17.07.44 г. спущена па воду, 10.08.44 г. вступила в строй. В мае 1945 г. капитулировала, получена Великобританией. В 1946 г. передана Франции, вошла в состав ее флота и 6 декабря 1946 г. затонула в Тулоне. Погибло 17 человек.
"2327" — 29.07.44 г, спущена на воду, 19.08.44 г. вступила в строй. 2 мая 1945 г. затоплена экипажем в Гамбурге.
"2328" — 17.08.44 г. спущена на воду, 25.08.44 г. вступила в строй. В мае 1945 г. капитулировала в Бергене.
"2329"— 11.08.44 г. спущена на воду, 1.09.44 г. вступила в строй. В мае 1945 г. капитулировала в Ставангере.
"2330" — 19.08.44 г. спущена на воду, 7.09.44 г. вступила в строй. 3 мая 1945 г. затоплена экипажем в Киле.
"2331" — 22.08.44 г. спущена на воду, 12.09.44 г. вступила в строй. В октябре 1944 г. погибла по неизвестным причинам у м. Хель, Балтийское море. Погибло 16 человек.
"2332" — 18.10.44 г. спущена на воду, 13.11.44 г. вступила в строй. 3 мая 1945 г. затоплена экипажем в Киле.
"2333" — 16.11.44 г. спущена на воду, 18.12.44 г. вступила в строй. 5 мая 1945 г. затоплена экипажем в Фленсбурге.
"2334" — 26.08.44 г. спущена на воду, 21.09.44 г. вступила в строй. В мае 1945 г. капитулировала.
"2335" — 31.08.44 г. спущена на воду, 27.09.44 г. вступила в строй. В мае 1945 г. капитулировала.
"2336" — 10.09.44 г. спущена на воду, 30.09.44 г. вступила в строй. В мае 1945 г. капитулировала в Вильгельмсхафене,
"2337" — 15.09,44 г. спущена на воду, 4.10.44 г. вступила в строй. В мае 1945 г. капитулировала.
"2338"—18.09.44 г. спущена на воду, 9.10.44 г. вступила в строй. 4 мая 1945 г. потоплена британской авиацией в проливе Большой Бельт. Погибло 12 человек.
"2339" — 22.09.44 г. спущена на воду, 16.11.44 г. вступила в строй. 5 мая 1945 г. затоплена экипажем в бухте Гетлингер.
"2340" — 28.09.44 г. спущена на воду, 16.10.44 г. вступила в строй. 30 марта 1945 г. потоплена британской авиацией в Гамбурге.
"2341" — 3.10.44 г. спущена на воду, 21.10.44 г. вступила в строй. В мае 1945 г. капитулировала.
"2342" — 13.10.44 г. спущена на воду, 1.11.44 г. вступила в строй. 26 декабря 1944 г. потоплена глубинными бомбами советского противолодочного катера "МО-124" на подходах к Свинемюнде, Балтийское море. Погибло 7 человек.
"2343" — 18.10.44 г. спущена на воду, 6.11.44 г. вступила в строй. 5 мая 1945 г. затоплена экипажем в Фленсбурге.
"2344" — 24.10.44 г. спущена на воду, 10.11.44 г. вступила в строй. 18 февраля 1945 г. столкнулась с пл "U-2336" и затонула у о. Гельголанд, Балтийское море. Погибло 7 человек.
"2345" — 28.10.44 г. спущена на воду, 15.11.44 г. вступила в строй. В мае 1945 г. капитулировала в Ставангере.
"2346" — 13.10.44 г. спущена на воду, 20.11.44 г. вступила в строй. 5 мая 1945 г. затоплена экипажем в Фленсбурге.
"2347" — 6.11.44 г. спущена на воду, 2.12,44 г. вступила в строй. 5 мая 1945 г. затоплена экипажем в Фленсбурге.
"2348" — 11.11.44 г. спущена на воду, 4.12.44 г. вступила в строй. В мае 1945 г. капитулировала в Ставангере, получена Великобританией.
"2349" — 20.11.44 г. спущена на воду, 11.12.44 г. вступила в строй. 5 мая 1945 г. затоплена экипажем в Фленсбурге.
"2350" — 22.11.44 г. спущена на воду, 23.12.44 г. вступила в строй. В мае 1945 г. капитулировала.
"2351" — 25,11.44 г. спущена на воду, 30.12.44 г. вступила в строй. В мае 1945 г. капитулировала в Киле.
"2352" — 5,12.44 г. спущена на воду, 11.01.45 г. вступила в строй. 5 мая 1945 г. затоплена экипажем в Фленсбурге.
"2353" — 6.12.44 г. спущена на воду, 9.01.45 г. вступила в строй. В мае 1945 г. капитулировала, получена СССР.
"2354" — 10.12.44 г. спущена на воду, 11.01.45 г. вступила в строй. В мае 1945 г. капитулировала,
"2355" — 13.12.44 г. спущена на воду, 12.01.45 г. вступила в строй. В мае 1945 г. затоплена экипажем в Киле.
"2356"— 19.12.44 г. спущена на воду, 12.01.45 г. вступила в строй В мае 1945 г. капитулировала в Вильгельмсхафене.
"2357" — 19,12.44 г, спущена на воду, 13.01.45 г. вступила в строй. 5 мая 1945 г. затоплена экипажем в Фленсбурге.
"2358" — 20.12.44 г. спущена на воду, 16.01.45 г. вступила в строй. 5 мая 1945 г. затоплена экипажем в Фленсбурге.
"2359" — 23.12.44 г. спущена на воду, 16.01.45 г. вступила в строй. 2 мая 1945 г. потоплена британской и норвежской авиацией в проливе Каттегат. Погибло 12 человек.
"2360" — 29.12.44 г. спущена на воду, 23.01.45 г. вступила в строй. 5 мая 1945 г. затоплена экипажем в Фленсбурге.
"2361" — 3.01.45 г. спущена на воду, 3.02.45 г. вступила в строй. В мае 1945 г. капитулировала.
"2362" — 11.01.45 г. спущена на воду, 5,02.45 г. вступила в строй. 5 мая 1945 г. затоплена экипажем в Фленсбурге.
"2363" — 18.01.45 г. спущена на воду, 5.02.45 г. вступила в строй. В мае 1945 г. капитулировала.
"2364" — 23.01.45 г. спущена на воду, 14.02.45 г. вступила в строй. 5 мая 1945 г. затоплена экипажем в Фленсбурге.
"2365" — 26.01.45 г. спущена на воду, 2.03.45 г. вступила в строй. 8 мая 1945 г. затоплена экипажем после атаки британской авиации в проливе Скагеррак. В 1956 г. поднята и введена в состав ВМС ФРГ под наименованием "Хай". 14 сентября 1966 г. затонула по навигационным причинам в Северном море. Погибло 19 человек.
"2366" — 17.02.45 г. спущена на воду, 10.03.45 г. вступила в строй. 5 мая 1945 г. затоплена экипажем в Фленсбурге.
"2367" — 23.02.45 г. спущена на воду, 17.03.45 г. вступила в строй. 5 мая 1945 г. затонула после столкновения с другой подводной лодкой, В октябре 1957 г. поднята и введена в состав ВМС ФРГ под наименованием "Хакт",
"2368" — 19.03.45 г. спущена на воду, 10.04.45 г. вступила в строй. 5 мая 1945 г. затоплена экипажем в Фленсбурге.
"2369" — 24.03.45 г. спущена на воду, 30.04.45 г. вступила в строй. 5 мая 1945 г. затоплена экипажем в Фленсбурге.
"2370" — в марте 1945 г. спущена на воду, 15.04.45 г. вступила в строй. 3 мая 1945 г. затоплена экипажем в Гамбурге.
"2371" — 18.04.45 г. спущена на воду, 24.04.45 г. вступила в строй. 2 мая 1945 г. затоплена экипажем.
"4701" — 14.12.44 г. спущена на воду, 10.01.45 г. вступила в строй. 5 мая 1945 г. затоплена экипажем в Фленсбурге.
"4702" — 20.12.44 г. спущена на воду, 22.01.45 г. вступила в строй. 5 мая 1945 г. затоплена экипажем в Фленсбурге.
"4703" — 3.01.45 г. спущена на воду, 21.01.45 г. вступила в строй. 5 мая 1945 т. затоплена экипажем в Фленсбурге.
"4704" — 13.02.45 г. спущена на воду, 14.03.45 г. вступила в строй. 5 мая 1945 г. затоплена экипажем в Фленсбурге.
"4705" — 11.01.45 г. спущена на воду, 2.02.45 г. вступила в строй. 3 мая 1945 г. затоплена экипажем в Киле.
"4706" — 19.01.45 г. спущена на воду, 7.02.45 г. вступила в строй. В мае 1945 г. капитулировала, получена Великобританией. В октябре 1948 г. передана Норвегии, вошла в состав ее флота под наименованием "Кнертер".
"4707" — 25.01.45 г. спущена на воду, 20.02.45 г. вступила в строй. 5 мая 1945 г. затоплена экипажем в Фленсбурге.
"4709" — 8.02.45 г. спущена на воду, 3.03,45 г. вступила в строй. 4 мая 1945 г. потоплена авиацией союзников в Киле.
"4710" — 14.04.45 г. спущена на воду, 1.05.45 г. вступила в строй. 9 мая 1945 г. затоплена экипажем в Фленсбурге.
"4711"— 21.02.45 г. спущена на воду, 21.03.45 г.вступила в строй. 4 мая 1945 г. затоплена экипажем в Киле.
"4712" —1.03.45 г. спущена на воду, 3.04.45 г. вступила в строй. 4 мая 1945 г. затоплена экипажем в Киле.
Малые подводные лодки II D серии
Явились последней модификацией подлодок II серии. Все 16 кораблей этого проекта построила фирма "Дойче-Верке" в Киле и, кроме "U-149", они были оснащены шнорхелем.
"137" — 18,05.40 г, спущена на воду, 15.06.40 г. вступила в строй. 2 мая 1945 г. затоплена экипажем в Вильгельмсхафене.
"138" — 18.05.40 г. спущена на воду, 27.06.40 г. вступила в строй. 18 июня 1941 г. потоплена глубинными бомбами британских эсминцев "Фокнор", "Фирлей", "Форсайт", "Форстер" при попытке форсировать Гибралтарский пролив.
"139" — 28.06.40 г. спущена на воду, 24.07.40 г. вступила в строй. 2 мая 1945 г, затоплена экипажем в Вкльгельмсгафене.
"140" — 28.06.40 г. спущена на воду, 7.08.40 г. вступила в строй. 2 мая 1945 г. затоплена экипажем в Вильгельмсхафене.
"141" — 27.07.40 г. спущена на воду, 21.08.40 г. вступила в строй. 2 мая 1945 г. затоплена экипажем в Вильгельмегафене.
"142" — 27.07.40 г. спущена на воду, 4.09.40 г. вступила в строй. 2 мая 1945 г. затоплена экипажем в Вильгельмегафене.
"143" — 10.08.40 г. спущена на воду, 18.09.40 г. вступила в строй. В мае 1945 г. капитулировала в Вильгельмсхафене.
"144" — 10.08.40 г. спущена на воду, 2.10.40 г. вступила в строй. 10 августа 1941 г. обнаружена в надводном положении и потоплена советской подводной лодкой "Щ-307" у о. Даго, Балтийское море. Погибло 28 человек.
"145" — 21.09.40 г. спущена на воду, 16.10.40 г. вступила в строй. В мае 1945 г. капитулировала в Вильгельмсхафене.
"146" — 21.09.40 г. спущена на воду, 30.10.40 г. вступила в строй. 2 мая 1945 г. затоплена экипажем в Вильгельмсхафене.
"147"—16.11.40 г. спущена на воду, 11.12.40 г, вступила в строй. 2 июня 1945 г. потоплена глубинными бомбами британских эсминцев "Уондерер" и корвета "Периуинкл" на подходах к Ирландии. Погибло 26 человек.
"148" — 16.11.40 г, спущена на воду, 28.12.40 г. вступила в строй. 2 мая 1945 г. затоплена экипажем в Вильгельмсхафене.
"149" — 19.10.40 г. спущена на воду, 13.11.40 г. вступила в строй. В мае 1945 г. капитулировала в Вильгельмсхафене.
"150" — 19.10.40 г, спущена на юлу, 27.11.40 г, вступила в строй. В мая 1945 г. капитулировала.
"151"—14.12.40 г. спущена на воду, 15.01,41 г. вступила в строй. 2 мая 1945 г. затоплена экипажем в Вильгельмсхафене.
"152" — 14.12.40 г. спущена на воду, 29.01.41 г. вступила в строй. 2 мая 1945 г. затоплена экипажем в Вильгельмсхафене.
Малые подводные лодки II С серии
Являлись дальнейшим развитием подлодок II В серии и отличались от них прежде всего несколько большей дальностью плавания в надводном положении, достигнутой за счет простого увеличения размеров корабля и связанного с этим увеличения запасов соляра. Все 8 подводных лодок этой серии построены фирмой "Дойче-Верке" в Киле.
"56" — в сентябре 1938 г. спущена на воду, 26.11.38 г. вступила в строй. 28 апреля 1945 г. потоплена авиацией союзников в Киле.
"57" — 3.09.38 г. спущена на воду, 29.12.38 г. вступила в строй, 3 сентября 1940 г, затонула после столкновения с норвежской подводной лодкой "Рона", В том же месяце была поднята и после ремонта 11 января 1941 г. вновь введена в строй. 3 мая 1945 г. затоплена экипажем в Киле.
"58" — 14.10.38 г. спущена на воду, 4.02.39 г. вступила в строй. 3 мая 1945 г. затоплена экипажем в Киле.
"59" — 12.10,38 г. спущена на воду, 4.03.39 г. вступила в строй. В мае 1945 г, капитулировала.
"60" — 1.06.39 г. спущена на воду, 27.07.39 г. вступила в строй. 2 мая 1945 г. затоплена экипажем в Вильгельмсхафене.
"61" — 15.06.39 г. спущена на воду, 12.08.39 г. вступила в строй. 2 мая 1945 г. затоплена экипажем в Вильгельмсхафене.
"62"—16.11.39 г. спущена на воду, 21.12.39 г. вступила в строй. 2 мая 1945 г. затоплена экипажем в Вильгельмсхафене.
"63" — 6.12.39 г. спущена на воду, 18.01,40 г, вступила в строй. 26 февраля 1940 г. потоплена глубинными бомбами британских эсминцев "Эскорт", "Инглфилд", "Имлджен" к югу от Шетландских островов. Северное море. Погиб 1 человек.
Малые подводные лодки II B серии
Это дальнейшее развитие подлодок II серии. "U-120" и "U-121" построены фирмой "Флендер-Верфт" в Любеке, а остальные 18 кораблей — в Киле, "U-13"-"U-16"—фирмой "Дойче-Верке" и "U-7"-"U-12" — фирмой "Германия-Верфт".
"7" — 29.06.35 г. спущена на воду, 18.07.35 г. вступила в строй. 18 февраля 1944 г. столкнулась с надводным кораблем и затонула к западу от Пиллау. Погибло 26 человек.
"8" — 16.07.35 г. спущена на воду, 5.08.35 г. вступила в строй. 2 мая 1945 г. затоплена экипажем.
"9"— 30.07.35 г. спущена на воду, 21.08.35 г. вступила в строй. 28 октября 1942 г. прибыла на Черное море. 20 августа 1944 г. потоплена советской авиацией в Констанце.
"10" — 30.07.35 г. спущена на воду, 9.09.35 г. вступила в строй. 1 августа 1944 г. выведена из строя авиацией в Данциге.
"11"—27.08.35 г. спущена на воду, 21.09.35 г. вступила в строй. 5 января 1945 г. выведена из состава флота. 3 мая 1945 г. затоплена экипажем в Киле.
"12" — 11.09.35 г. спущена на воду, 30.09.35 г. вступила в строй. 8 октября 1939 г. подорвалась на мине и затонула на подходах к Дувру, пролив Ла-Манш. Погибло 27 человек.
"13" — 9.11.35 г. спущена на воду, 30.11.35 г. вступила в строй. 31 мая 1940 г. потоплена артиллерийским огнем британского
шлюпа "Вестон" к северо-востоку от Грейт-Ярмута, Северное море.
"14" — 28.12.35 г. спущена на воду, 18.01.36 г. вступила в строй. 2 мая 1945 г. затоплена экипажем в Вильгельмсхафене.
"15" — 15.02.36 г. спущена на воду, 7.03.36 г. вступила в строй. 30 января 1940 г. в ходе боевой подготовки таранена германским миноносцем "Ильтис" и затонула на подходах к о. Рюген, Балтийское море. Погибло 25 человек.
"16" — 28.04.36 г. спущена на воду, 16.05.36 г. вступила в строй. 24 октября 1939 г. потоплена британским корветом на подходе к Дувру, пролив Ла-Манш. Погибло 28 человек.
"17"—15.11.35 г. спущена на воду, 3.12.35 г. вступила в строй. 2 мая 1945 г. затоплена экипажем в Вильгельмсхафене.
"18" — 6.12.35 г. спущена на воду, 4.01.36 г. вступила в строй. 20 ноября 1936 г. столкнулась с германским миноносцем "Т-156" и затонула. 28 ноября 1936 г. поднята. 30 сентября 1937 г. вновь введена в строй. 6 мая 1943 г. прибыла в Черное море. 20 августа 1944 г. выведена из строя советской авиацией в Констанце, 25 августа затоплена экипажем.
"19" — 21.12.35 г. спущена на воду, 16.01.36 г. вступила в строй. 9 декабря 1942 г. прибыла на Черное море. 10 сентября 1944 г. затоплена экипажем у турецкого берега.
"20" — 14.01.36 г. спущена на воду, 1.02.36 г. вступила в строй. 27 мая 1943 г. прибыла на Черное море. 20 сентября 1943 г. выставила минное заграждение из 9 мин "ТМВ" на подходах к Поти. 16 января 1944 г. в районе Поти потопила советский танкер "Вайян Кутюрье", погибло 3 человека. 28 февраля 1944 г. выставила минное заграждение из 10 мин типа "ТМВ" на подходах к Поти. 19 июня 1944 г. в территориальных водах Турции, на выходе из порта Трабзон, потопила советский грузо-пассажирский пароход "Пестель", погибло 18 человек. 10 сентября 1944 г. затоплена экипажем у берегов Турции.
"21"—13.07.36 г. спущена на воду, 6.08.36 г. вступила в строй. 27 марта 1940 г. из-за навигационной ошибки выбросилась на норвежское побережье и была интернирована Норвегией. 9 апреля 1940 г. вновь вошла в состав германского флота. 5 августа 1944 г. выведена из состава флота по техническому состоянию.
"22" — 28.07.36 г. спущена на воду, 21.08.36 г. вступила в строй. 25 апреля 1940 г. подорвалась на мине и затонула в проливе Скагеррак. Погибло 27 человек.
"23" — 28.08.36 г. спущена на воду, 24.09.36 г. вступила в строй. 3 июня 1943 г. прибыла на Черное море, 23 октября 1943 г. в 20 милях от Поти потопила советскую парусно-моторную шхуну "Танаис", погиб весь экипаж — 11 человек. 29 мая 1944 г. в Сухумском заливе потопила советский буксир "Смелый", погибло 11 человек. 10 сентября 1944 г. затоплена экипажем у турецкого побережья.
"24" — 24.09.36 г. спущена на воду, 10.10.36 г. вступила в строй. 14 октября 1942 г. прибыла на Черное море. 30 июля 1943 г. торпедировала двумя торпедами сидевший на мели в Сухуми полузатонувший советский танкер "Эмба", который использовался как емкость. 20 августа 1944 г. повреждена советской авиацией в Константе, 25 августа там же затоплена экипажем.
"120"—16.03.40 г. спущена на воду, 20.04.40 г. вступила в строй. 2 мая 1945 г. затоплена экипажем в Вильгельмсхафене.
"121" — 20.04.40 г. спущена на воду, 28.05.40 г. вступила в строй. 2 мая 1945 г. затоплена экипажем в Веземюнде.
Малые подводные лодки II А серии
Первые германские серийные подводные лодки после первой мировой войны. Имели хорошие маневренные качества и широко использовались для минных постановок у берегов Великобритании. Все лодки этой серии построены фирмой "Дойче-Верке" в Киле.
"1" — 15.06.35 г. спущена на воду, 20.06.35 г. вступила в строй. 16 апреля 1940 г. обнаружена в надводном положении и потоплена британской подводной лодкой "Перпес" юго-западнее Ставангера.
"2"—1.07.35 г. спущена на воду, 6.08.35 г. вступила в строй. 8 апреля 1944 г. затонула в результате столкновения с надводным кораблем на подходах к Пиллау. Погибло 16 человек.
"3"—19.07.35 г. спущена на воду, 6.08.35 г. вступила в строй. 31 июля 1944 г. выведена в резерв в Гдыне.
"4" — 31.07.35 г. спущена на воду, 17.08.35 г. вступила в строй. 31 июля 1944 г. потоплена авиацией союзников в Готенхафене.
"5"—14.08.35 г. спущена на воду, 1.09.35 г. вступила в строй. 19 марта 1943 г. затонула в результате столкновения с германским надводным кораблем на подходах к Пиллау. Погиб 21 человек.
"6" — 21.08.35 г. спущена на воду, 7.09.35 г. вступила в строй. 7 июля 1944 г. выведена из строя авиацией союзников в Готенхафене.