3.6. Транспортные подводные лодки
Практически все основные воюющие страны в ходе второй мировой войны привлекали свои подводные лодки для транспортных целей. Однако почти всегда это было связано со снабжением или эвакуацией отдельных блокированных с суши гарнизонов, а также — с высадкой разведывательно-диверсионных групп. В отличие от других стран, Германия использовала подводные лодки для экономических связей с другими государствами, например, Японией, и для увеличения автономности боевых подлодок. Последнее было связано с тем, что, израсходовав торпеды, лодки возвращались в базу не исчерпав всю автономность. Кроме этого, уже в 1942 г. союзники сосредоточили достаточно мощные противолодочные силы на подходах к базам германских подводных лодок, и их выход, а также возвращение стали наиболее опасной частью боевых походов. Таким образом, снабжение подлодок всем необходимым в море позволяло не подвергать их лишний раз опасности на подходах к собственным базам. Транспортные подлодки также позволили увеличить радиус действия средних подводных лодок и концентрированно применять их в удаленных районах океана, например, у восточного побережья Америки. Сначала в качестве лодок снабжения использовались серийные боевые подлодки, но в 1941 г. вступили в строй первые подлодки-танкеры XIV серии, а затем лодки-торпедовозы VII F серии. Вторые дальнейшего развития не получили, а вот подводные танкеры показали себя с наилучшей стороны, и в 1943 г. в Бремене фирмой "Дешимаг" началась постройка новых подлодок "U-1601"-"U-1615", "U-1701"-"U-1715" XX серии. Эти корабли не имели минно-торпедного вооружения, но могли принять 800 т жидких и 50 т твердых грузов внутрь прочного корпуса. Из-за больших размеров новых подлодок понадобились значительные подготовительные работы на верфях. Уже в 1944 г. их строительство приостановили, а затем и вообще отменили из-за начала реализации постройки подлодок XXI серии. Основные элементы транспортных подводных лодок приведены в табл. 3.6
Таблица 3.6. Основные элементы транспортных подводных лодок
Элементы/серия подлодки |
VII F |
XIV |
XX |
1. Водоизмещение, т: |
|
|
|
— нормальное надводное |
1084 |
1688 |
2708 |
— нормальное подводное |
1181 |
1932 |
2962 |
— полное подводное |
1345 |
2300 |
3425 |
2. Размеры, м: |
|
|
|
— длина наибольшая |
77,63 |
67,1 |
77,1 |
— длина прочного корпуса |
60,4 |
48,51 |
58,1 |
— ширина наибольшая |
7,3 |
9,35 |
9,15 |
— длина прочного корпуса |
4.7 |
4,9 |
5,1 |
3. Главные механизмы: |
|
|
|
— тип установки |
дизель-электрическая |
||
— число дизелей |
2 |
2 |
2 |
— суммарная мощность, л. с. |
3200 |
3200 |
3200 |
— число электродвигателей |
2 |
2 |
2 |
— суммарная мощность, л. с. |
750 |
750 |
750 |
— число винтов |
2 |
2 |
2 |
— запас топлива (полный) |
• (198) |
• (203) |
• (471) |
4. Скорость хода, узлы: |
|
|
|
— надводная |
17,6 |
14,9 |
12,7 |
— подводная |
7,9 |
6,2 |
5,8 |
5. Дальность плавания, миль: |
|
|
|
— надводная скорость 10 узлов |
14700 |
12350 |
18900 |
— подводная скорость 4 узла |
75 |
55 |
49 |
— подводная скорость 2 узла |
130 |
120 |
110 |
6. Глубина погружения, м: |
|
|
|
— рабочая |
100 |
100 |
• |
— предельная |
200 |
200 |
• |
7. Время погружения, сек. |
Свыше 40 |
• |
• |
8. Вооружение, число: |
|
|
|
— 533-мм носовых ТТ |
4 |
— |
— |
— 533-мм кормовых ТТ |
1 |
— ; |
— |
— 533-мм торпед |
14 |
— |
— |
— 37/80 зен. АУ |
1 |
1 |
1 |
— 37-мм выстрелов |
1195 |
2500 |
2500 |
— 20/65 зен. АУ |
1x2 |
1х2 |
2x2 |
— 20-мм выстрелов |
4380 |
8000 |
8000 |
9. Автономность, суток |
35 |
ок. 75 |
• |
10. Экипаж, чел. |
46 |
53 |
58 |
11 . Год вступления в строй |
1943 |
1941—43 |
— |
12. Всего было в строю, ед. |
4 |
10 |
— |
13. Дополнительные да иные:
— подводные лодки-торпедовозы VII F серии могли брать сверх боекомплекта еще 21 торпеду в специальный отсек прочного корпуса и 5 торпед в специальный контейнер позади рубки;
— подводные лодки-танкеры XIV серии могли брать дополнительно 432 т дизельного топлива;
— заказ на постройку подводных транспортов XX серии был выдан фирме "Германия-Верт" в 1934 г. и всего планировалось построить для осуществления экономических связей с Японией 30 кораблей этого проекта;
— подлодки XX серии должны были брать в цистерны 800 т жидких грузов и 50 т сухих в прочный корпус или до 600 т сухих грузов в специальный восьмой отсек.
Транспортная подводная лодка XIV серии
Подводная лодка-танкер специальной постройки. С начала своей боевой деятельности и до конца мая 1943 г. эти корабли снабдили топливом только в районе Азорских островов около 400 подлодок, потеряв при этом один танкер. Например, "U-459" за один шестой боевой выход заправила более 20 подлодок. Всего было построено 10 единиц этой серии. Из них "U-459"-"U-464", "U-487"-"U-490" построены фирмой "Дейчле-Верке" в Киле, заказы этой фирме "U-491"-"U-493" были аннулированы. Также были аннулированы заказы на строительство "U-494"-"U-500" и "U-2201"-"U-2204" фирмой "Германия-Верфт" в Киле.
"459" — 13.09.41 г. спущена на воду, 15.11.41 г. вступила в строй. 24 июля 1943 г. обнаружена в надводном положении и тяжело повреждена британским самолетом в Бискайском заливе севернее м. Ортегаль (Испания). Покинута личным составом, погибло 19 человек.
"460" — 13.09.41 г. спущена на воду, 24.12.41 г. вступила в строй. 4 октября 1943 г. потоплена глубинными бомбами американских самолетов эскортного авианосца "Кард" к северу от Азорских островов. Погибло 62 человека.
"461" — 8.11.41 г. спущена на воду, 30.01.42 г. вступила в строй. 30 июля 1943 г. обнаружена в надводном положении и потоплена австралийским самолетом севернее м. Ортегаль, Бискайский залив. Погибло 55 человек.
"462" — 29.11.41 г. спущена на воду, 5.03.42 г. вступила в строй. 30 июля 1943 г, обнаружена в надводном положении и потоплена британским самолетом северо-западнее м. Ортегаль, Бискайский залив. Погиб 1 человек.
"463" — 20.12.41 г. спущена на воду, 2.04.42 г. вступила в строй. 15 мая 1943 г. потоплена глубинными бомбами британского самолета западнее м. Ортегаль, Бискайский залив. Погибло 56 человек.
"464" — 20.12.41 г. спущена на воду, 30.04.42 г. вступила в строй. 20 августа 1942 г. обнаружена в надводном положении и потоплена американским самолетом на подходах к Фарерским островам. Погибло 2 человека.
"487" — 24.10.42 г. спущена на воду, 21.12.42 г. вступила в строй, 13 июля 1943 г. потоплена глубинными бомбами американскими самолетами эскортного авианосца "Кор" в Центральной Атлантике. Погиб 31 человек.
"488" — 29.10.42 г. спущена на воду, 1.02.43 г, вступила в строй. 26 апреля 1944 т. потоплена глубинными бомбами американских эскортных миноносцев в центральной части Атлантического океана. Погибло 64 человека.
"489" — 19.12.42 г. спущена на воду, 8.03.43 г. вступила в строй. 4 августа 1943 г. потоплена глубинными бомбами канадского самолета к юго-востоку ото. Исландия. Погиб 1 человек.
"490" — 19.12.42 г. спущена на воду, 27.03.43 г. вступила в строй. 11 июня 1944 г. потоплена глубинными бомбами американских самолетов эскортного авианосца "Кроутан" и эскортных миноносцев "Фрост", "Инч" и "Хьюз" северо-западнее Азорских островов.
Транспортная подводная лодка VII F серии.
Подводная лодка-торпедовоз. Для передачи торпед в море имела в носовой части деррик-кран, разборка и сборка которого занимала много времени, да и сам процесс перегрузки торпед был довольно трудоемок. Так передача двух торпед натренированным расчетом занимала около одного часа, в течение которого обе подлодки практически лишались возможности погружаться. Всего корабли этой серии совершили примерно 15 выходов, в результате которых была показана их малая эффективность, особенно на фоне увеличивающейся мощи противолодочных сил союзников. Подводные лодки VII F серии строились фирмой "Германия-Верфт" в Киле.
"1059" — 12.03.43 г. спущена на воду, 1.05.43 г. вступила в строй. 19 марта 1944 г. потоплена самолетами американского эскортного авианосца "Блок Айленд" к западу от островов Зеленого Мыса. Погибло 47 человек.
"1060" — 8.04.43 г. спущена на воду, 15.05.43 г. вступила в строй. 27 октября 1944 г. потоплена глубинными бомбами британских самолетов авианосца "Имплэйкебл" северо-западнее Намуса (Норвегия). Погибло 12 человек.
"1061" — 22.04.43 г. спущена на воду, 25.08.43 г. вступила в строй. В мае 1945 г. капитулировала в Бергене,
"1062" — 8.05.43 г. спущена на воду, 19.06.43 г. вступила в строй. 30 сентября 1944 г. потоплена глубинными бомбами американского эскортного миноносца "Фесенден" в Центральной Атлантике. Погибло 55 человек.