3.7. Экспериментальные подводные лодки

 

Еще в 1943 г. инженер одной из небольших хими­ческих фирм Вельмут Вальтер начал работы над энер­гетическими установками, работающими на перекиси водорода. По сути им была разработана газовая турби­на, функционирующая без участия внешней воздуш­ной среды. Подыскивая практическое применение своему детищу, Вальтер в 1937 г. выступил перед ко­мандованием германских ВМС с предложением ис­пользовать свой двигатель на подводных лодках, обе­щая резкое увеличение скорости. Предложение пока­залось заманчивым, аргументы весомыми, и в том же году началось проектирование подводной лодки с тур­биной Вальтера, а уже в 1938 г. в Киле на заводе фир­мы "Германия-Верфт" заложили первую эксперимен­тальную подводную лодку под шифром "V-80". В ап­реле 1940 г. ее спустили на воду, однако испытания начались лишь в 1942 г. Лодка превзошла все ожида­ния и развила под водой ход 28,1 узла. В том же 1942 г. начали постройку второй экспериментальной подлодки с газотурбинным двигателем под шифром "V-300", впоследствии получившей обозначение "U-791". Этот корабль уже имел боевые элементы, а также полно­ценную дизельэлектрическую установку и должен был использовать газовую турбину только во время атаки или уклонения от противолодочных сил. Но все-таки "U-791" должна была стать чисто эксперимен­тальной, а обстановка требовала интенсификации ра­бот по созданию принципиально новых подводных ло­док. Поэтому, признав испытания "V-80" успешными, решили вторую экспериментальную подлодку не до­страивать, а заложить малую серию кораблей, кото­рые можно было бы, наряду с экспериментальными работами, использовать в качестве учебных.

Так уже в сентябре 1943 г. в Гамбурге фирмой "Германия-Верфт" спускается на воду "U-792" проек­та "Wa-201" (XVII Wa серии), а в октябре этого же года в Киле фирмой "Германия-Верфт" спускается "U-794" проекта "Wk-202" (XVII A серия). 16 ноября первая, а 14 ноября вторая передается флоту, и начина­ются их испытания. За головными последовало еще по одной подлодке, соответственно "U-793" (спущена на воду в марте 1944 г., передана флоту 24.04.44 г.) и "U-795" (спущена на воду в марте 1944 г., передана флоту 22.04.44 г.). Но обстановка на "подводном фронте" требовала еще более решительных мер, и в 1943 г. начинается серийная постройка малых подвод­ных лодок фирмой "Блом и Фосс" в Гамбурге (XVII B серия). До конца войны "U-1405"-"U-1407" успели спустить на воду (все они были 2—5 мая затоплены экипажем), заказ на "U-1408", "U-1409" в 1944 г. ан­нулировали в связи с массовой постройкой подлодок XXI серии, заказ на "U-1410"-"U-1416" так и не выда­вался. В 1943 г. на заводе фирмы "Германия-Верфт" в Киле была предпринята постройка малых подводных лодок с турбинами Вальтера XVII G серии. Но заказ на планировавшиеся к постройке "U-1081"-"U-1092" аннулировали в связи с массовой постройкой кораблей XXIII серии. Все модификации XVII серии мало отличались друг от друга, их совершенство шло в основном по пути увеличения запаса перекиси водорода и улуч­шения формы корпуса. Несколько в стороне от общей линии развития подлодок XVII серии стоит "U-798" XVIIK серии. Начатая постройкой в 1944 г. фирмой "Германия-Верфт" в Киле, она должна была иметь единый двигатель, в качестве которого предполага­лось использовать дизель, работающий по замкнуто­му циклу. Однако 16.02.45 г. постройку ее приостано­вили, а в мае разрушили на стапеле.

В 1943 г. в Киле фирмой "Германия-Верфт" нача­лась постройка "U-796" и "U-797" XVIII серии, отно­сящихся к большим подводным лодкам. Именно из-за габаритов, а главное из-за планируемого большого расхода перекиси водорода, в которой ощущался ост­рый дефицит, их строительство заморозили в пользу других подлодок Вальтера — XXVI серии. Эти кораб­ли относились к подклассу средних подводных лодок и, наряду с газотурбинной установкой для форсиро­ванного подводного хода, имели мощное торпедное во­оружение, состоящее из четырех носовых и шести тор­педных аппаратов, расположенных в средней части корпуса, причем направленных в корму. По замыслу конструкторов это должно было позволить без переза­рядки торпедных аппаратов в ходе одной атаки произ­вести ряд залпов по различным целям, в том числе и на отходе. Отчасти такое расположение оружия связа­но с ограниченными запасами перекиси водорода на борту, а значит, и с ограниченным временем работы турбины Вальтера. Всего по данному проекту плани­ровалось строительство фирмой "Дейче-Верфт" в Гам­бурге "U-4501"-"U-4707", часть из которых были на­чаты постройкой и даже спущены на воду. Основные элементы экспериментальных подводных лодок приведены в табл. 3.7а и 3.7б.

 

Таблица 3.7а. Основные элементы опытных подводных лодок

Элементы/проекты подлодок

"V-80"

"V-300"

"Wk-202"

"Wa-201"

XXII K

I. Водоизмещение, т:

 

 

 

 

 

— нормальное надводное

73

610

236

277

308

— нормальное подводное

76

655

259

309

340

— полное подводное

85,5

725

312

372

425

2. Размеры, м:

 

 

 

 

 

— длина наибольшая

22,05

52,08

34,6

39,05

40,71

— длина прочного корпуса

16,9

40

*

26,15

27,9

— ширина наибольшая

 

4,034

 

 

 

— диаметр прочного корпуса

 

 

 

 

 

3. Главные механизмы:

 

 

 

 

 

— тип установки

парогазовая

турбина

дизель- электрическая + парогазовая турбина

дизель по един. циклу

— число дизелей

2

1

1

1

— суммарная мощность, л. с.

300

230

230

1500

— число электродвигателей

2

1

1

• 1

— суммарная мощность, л. с.

150

77,5

77,5

12

— число парогазовых турбин

1

2

2

2

— суммарная мощность, л. с.

2000

4360

5000

5000

__

— число винтов

1

2

2

2

1

— запас соляра, т

34

14

18

23,4

— запас перекиси водорода, т

21

98

40

43

 

— запас смеси для работы дизеля под водой

9,2

4. Скорость хода, узлы:

 

 

 

 

 

— надводная

22,05

9,33

9

9

14

— подводная под электродвигателями

 

9,6

5

5

6

— подводная под парогазовой турбиной

28

19

25

25

— подводная под дизелем

16

5. Дальность плавания, миль:

 

 

 

 

 

— надводная скорость хода 9 узлов

2330

1840

2910

2600

— подводная скорость хода 28 узлов

50

— подводная скорость хода 20 узлов

*

205

117

127

— подводная скорость хода 16 узлов

115

— подводная скорость хода 6 узлов (под электродвигателями)

30

— подводная скорость хода 2 узла (под электро­двигателями)

150

76

50

б. Глубина погружения, м

*

7. Время погружения, сек.

14

*

14

14

*

8. Вооружение, число:

 

 

 

 

 

— 533-мм носовых ТТ

2

2

2

------

— 533-мм торпед

6

4

4

------

9. Экипаж, человек

4

25

12

12

19

 

Таблица 3.7б. Основные элементы парогазовых подводных лодок

Элемент/серии подлодок

XVII В

XVII С

XVIII

XXII

XXVI

1. Водоизмещение, т:

 

 

 

 

 

— нормальное надводное

312

314

1485

155

842

— нормальное подводное

337

345

1652

170

926

— полное подводное

415

385

1882

200

1160

2. Размеры, м:

 

 

 

 

 

— длина наибольшая

41,45

39,51

71,5

27,1

56,2

— длина прочного корпуса

27,3

*

18,6

40,5

— ширина наибольшая

 

4,5

8,0

3,0

5,45

— диаметр прочного корпуса

 

3,4

5,3

3,0

5,4

3. Главные механизмы:

 

 

 

 

 

— тип установки

дизель-электрическая + парогазовая турбина

— число дизелей

1

1

2

1

1 +1

— суммарная мощность, л. с.

230

230

4400

210

575 + 265

— число электродвигателей

1

1

2

1

1 + 1

— суммарная мощность, л. с.

77,5

77,5

380

77.5

520 + 81

— число парогазовых турбин

1

1

2

I

I

— суммарная мощность, л. с.

2500

2500

15000

1850

7500

— число винтов

1

1

2

1

1

— запас соляра, т

20,2

22,3

124

12

65

— запас перекиси водорода, т

52

39,2

204

30

97

4. Скорость хода, узлы;

 

 

 

 

 

— надводная

8,8

8,8

18,5

7

И

— подводная под электродвигателями

5

5

7

10

— подводная под парогазовой турбиной

25

25

24

20,1

25

5. Дальность плавания, миль:

 

 

 

 

 

— надводная скорость хода 17 узлов

3000

— надводная скорость хода 10 узлов

7000

7300

— надводная скорость хода 8,5 узлов

3000

2850

*

— надводная скорость хода 6,5 узла

*

*

1550

— подводная скорость хода 25 узлов

123

84

— подводная скорость хода 24 узла

*

202

— подводная скорость хода 22 узла

*

158

— подводная скорость хода 20 узлов

*

96

»

— подводная скорость хода 15 узлов

163

350

*

*

— подводная скорость хода 6 узлов (под электродвигателями)

*

45

— подводная скорость хода 2 узла (под электродвигателями)

76

50

6. Глубина погружения, м:

 

 

 

 

 

— рабочая

80

80

*

135

— предельная

150

150

270

7. Время погружения, сек.

20

*

*

8. Вооружение, число:

 

 

 

 

 

— 533-мм носовых ТТ

2

2

6

3

4

— 533-мм ТТ в средней части корпуса

6

— 533-мм торпед

4

4

23

— мин вместо 9 торпед

12 "ТМС"

— 20/65 зен. АУ

__

 

2x2

— 20-мм выстрелов

1600

9. Экипаж, человек

12

12

52

10

90