Глава IV. Характеристика трофейных боевых кораблей и их судьбы
По мере оккупации германскими войсками различных европейских стран военно-морские силы Германии пополнялись трофейными кораблями, В основном это были небольшие боевые корабли и сторожевые катера, но "попадались" и достаточно крупные боевые единицы, а также подводные лодки. Кроме недостроенного французского крейсера "Де Грасс" и броненосцев: датского "Нильс Юель", норвежских "Торденшельд" и "Харальд Хорфагре", голландских Терцег Хендрик" и "Гельцерланд", в состав германского флота в разное время входили пять эсминцев, 51 миноносец и 61 подводная лодка.
"Де Грасс" планировали переоборудовать в авианосец, но этот план не был реализован. "Нильс Юсль" до середины 1943 г. формально в состав германского флота не входил и имел датский экипаж. Когда 29 августа 1943 г. германские власти попытались захватить корабль, он выбросился на берег в проливе Каттегат. Впоследствии броненосец сняли с отмели и включили в состав германского флота под наименованием "Норланд". 1 апреля 1944 г. британская авиация потопила его в Киле. Норвежские и голландские броненосцы были переоборудованы в плавучие зенитные батареи. Однако именно авиацией они и были все уничтожены. В частности, 16 июля 1944 г. "Гельцерланд", имевший в германском флоте наименование "Ниобе", потопила в Котке советская морская авиация. В нанесении удара принимало участие 132 самолета. Столь большой наряд сил объясняется тем, что разведка приняла "Ниобе" за современный финский броненосец "Вяйнемяйнен", ошибка выяснилась лишь после выхода Финляндии из войны. Все эскадренные миноносцы были захвачены Германией в недостроенном состоянии, и только два из них немцы сумели ввести в строй. В частности, голландский "Герард Калленбург", получивший германское обозначение "ZH-I", уже в 1940 г. вышел на ходовые испытания и провоевал более трех лет, когда 9 июня 1944 г. погиб в бою с британскими кораблями у о. Уссан в Бискайском заливе. Греческий эсминец "Василеве Георгиос" достался немцам 20 апреля 1941 г. затопленным в сухом доке после захвата ими Пирея. После ввода 22 августа 1942 г. в строй он получил новое обозначение ZG-3" и наименование "Гермес". Последнее послужило поводом считать его не германским, а итальянским кораблем. Однако плавал "Гермес" под германским флагом с немецким экипажем и являлся самым крупным надводным кораблем Германии в Средиземном море. 7 мая 1943 г. его затопили в Тунисе после попадания 30 апреля 1943 г, авиабомбы в машинное отделение. Практически был достроен французский эсминец "Л' Опинатари", получивший обозначение "ZF-2", однако в строй его так и не ввели. При оккупации Норвегии немцы захватили на стапелях два эсминца и, присвоив им обозначения "ZN-4" и "ZN-5", стали достраивать, но из-за саботажа норвежских рабочих дело шло очень медленно. В 1941 г. их спустили на воду, присвоив новые обозначения "ТА-7" и "ТА-8", что говорит об отнесении их к подклассу миноносцев, но в строй так и не ввели. В 1945 г. один из них был затоплен, а другой уже после войны достроен для норвежского флота и плавал под наименованием "Олесунд",
Таблица 4.1. Основные элементы некоторых трофейных эсминцев и миноносцев
Наименование корабля, год вступления в строй |
Основные элементы |
||||
водоизмещение, т стандартное полное |
скорость полного хода, узлы |
дальность плавания, миль (ходом, узлов) |
мощность ГЭУ, л. с. |
вооружение |
|
"ZH-1", 1940 |
1604 2228 |
37,5 |
5400(19) |
49500 |
2x2— 120-мм, 1х2— 120-мм, 2x2— 37-мм, 1 х 4— 20-мм, 2 х 4— 533-мм ТА, 24 мины |
"ZG-3", 1939 |
1414 1008 |
32 |
4800(19) |
34000 |
4х1 — 127-мм, 4х1 — 37-мм, 4 х 1— 20-мм, 2 х 4— 533-мм ТА |
"Тигер", "Пантер", "Леопард", "Лоу" 1939—40 |
590 708 |
30 |
3500 (15) |
J2500 |
1 — 105-мм, 1—2 х 2 — 20-мм, 1 х 1— 37-мм, 1 х 2— 533-мм ТА (на "Лоу"— 2 х 2— 533-мм ТА) , 24 мины |
"ТА-9" — "ТА-12" 1936—37 |
610 970 |
34,5 |
1800(18) |
22000 |
2х1 — 100-мм, 2х1— 37-мм, 1 х 4— 20-мм, 1 х 2— 550-мм ТА |
"ТА-14", "ТА-15" 1926—27 |
1092 1355 |
36 |
2800 (15) |
36000 |
2х2— 120-мм., 2х1 — 37-мм, 8— 20-мм, 1 х 3 — 533-мм ТА, 30 мин |
"ТА-16", "ТА-19" 1924 |
863 |
30 |
2000 (15) |
22000 |
2 х 2— 102-мм, 2—6 х 1— 20-мм, 2 х 3— 450-мм ТА; на "ТА- 19"— 2х1— 102-мм, 1 х 1— 35-мм, 1 х 2— 533-мм ТА |
1073 |
|||||
"ТА-17", "ТА-18" 1921—22 |
822 |
30 |
2000 (15) |
22000 |
2x2— 102-мм, 6x1 — 20-мм, 1 х 4— 450-мм ТА (на "ТА-18" — 2 х 3— 533-мм ТА) |
1046 |
|||||
"ТА-23", "ТА-25" "ТА-26", 1943 |
1204 1709 |
25 |
7500(15) |
16000 |
3 х 1 — 100-мм (на "ТА-25"— 2 х 1 — 100-мм) 10 х 1— 20-мм, 2х2— 533-мм ТА, 20 мин |
"ТА-27" — "ТА-30", "ТА-36" — "ТА-42", "ТА-45" — "ТА-47", "ТА-24", 1943—44 |
797 |
31,5 |
1020 (20) |
22000 |
2х 1 — 100-мм, 2x4— 20-мм, 2— 4 х 20-мм (на "ТА-27. -28, -38-, 39-, 40-" —2—3 х 1 —37-мм, на "ТА-40"— 1 х 1—40-мм), 2 х 3— 450-мм ТА (на "ТА-38, -39" — 1 х 3— 450-мм ТА) , 28 мин |
1033 |
|||||
"ТА-31", 1932 |
1206 • |
38 |
1500 (20) |
44000 |
2x2— 120-мм, 1 х 1—40-мм, 4х 1— 37-мм, 7 х 1 —20-мм. 2 х 3— 533-мм ТА |
"ТА-32", 1932 |
1880 • |
37 |
1 700 (20) |
48000 |
4х 1 — 105-мм, .10 х 1— 37-мм, 8x4— 20-мм, 2х 1— 15-мм, 1 х 3— 533-мм ТА |
"ТА-43", 1938 |
1210 • |
37 |
• |
44000 |
2х 2— 120-мм, 2х 2— 40-мм, 2x2— 20-мм, 2 х 3— 533-мм ТА, 30 мин |
"ТА-44", 1930 |
1944 2580 |
39 |
1450 (26) |
50000 |
3x2— 120-мм, 2х 1— 37-мм, 9х 1— 20-мм, 52 мины, 2 х 2 — 533-мм ТА |
"ТА-49", 1938 |
799 |
34 |
1260 (20) |
19000 |
2х 1 — 100-мм, 1 х 1— 37-мм, 9х 1— 20-мм, 4 х 1— 533-мм ТА, 20 мин |
1035 |
Таблица 4.2. Судьбы итальянских миноносцев, захваченных Германией
Наименование корабля |
Судьба корабля |
|
германское |
итальянское |
|
"ТА- 14" |
"Турбине" |
15 сентября 1944 г. потоплен авиацией союзников в Саламииии (Греция). |
"ТА -15" |
"Франческо Криспи" |
8 марта 1944 г. потоплен авиабомбами севернее о. Крит. Поднят, отведен в Пирей и там 9 августа вновь потоплен авиацией. |
"ТА- 16" |
"Кастельфидаро" |
2 июня 1944 г. потоплен авиационными неуправляемыми ракетами у о. Крит. |
"ТА- 17" |
"Сан-Мартино" |
18 сентября 1944 г. поврежден авиацией в Пирее, выведен в резерв и 12 октября, после новых повреждений, затоплен. |
"ТА- 18" |
"Сольферино" |
19 октября 1944 г. погиб в бою с британскими эсминцами "Термагент" и Таскен" у порта Волос (Греция). |
"ТА- 19" |
"Калатофими" |
9 августа 1944 г. потоплен греческой п л "Пипинос" у о. Самос. |
"ТА- 20" |
"Аудаче" |
1 ноября 1944 г. потоплен британскими эскортными миноносцами "Уитленд" и "Эвон Вэл" у побережья Югославии в районе о. Паг. |
"ТА-21" |
"Инсидиозо" |
9 августа 1944 г. поврежден авиационной торпедой у побережья Далмации и потоплен авиацией 5 ноября в Фиуме (Риека). |
"ТА-22" |
"Джузеппе Миссори" |
3 мая 1945 г. затоплен личным составом в Триесте. |
"ТА- 23" |
"Имповидо" |
25 апреля 1944 г. подорвался па мине и затонул западнее о. Капри, Неаполитанский залив. |
"ТА-24" |
"Артуро" |
18 марта 1945 г. погиб в бою с британскими эсминцами "Митьеор" и "Лукаут" южнее Генуи, Генуэзский залив. |
"ТА-25" |
"Интерпидо" |
14 июня 1944 г. потоплен торпедными катерами западнее Специи. |
"ТА-26" |
"Ардито" |
По германским данным, 6 июля 1944 г. в результате диверсии взорван в Раппало. По британским данным, 9 сентября 1943 г. подорвался на мине и затонул у Бастии либо 15 июня 1944 г. потоплен британскими торпедными катерами вместе "ТА-30" у Специи. |
"ТА-27" |
"Орига" |
15 мая (другие данные — 9 июня) 1 944 г. потоплен авиацией у о. Эльба, Лигурийское море. |
"ТА-28" |
"Ригель" |
4 сентября 1944 г. потоплен авиацией в Генуе. |
"ТА-29" |
"Эридано" |
18 марта 1945 г. вместе с "ТА-24" погиб в бою с британскими эсминцами у Генуи. |
"ТА-30" |
"Драгоне" |
15 июня 1944 г. потоплен британскими торпедными катерами западнее Специи. |
"ТА-31" |
"Дардо" |
25 октября 1944 г. поврежден авиацией и 25 апреля 1945 г. разрушен на стапеле германскими войсками в Генуе. |
"ТА-32" |
"Премуда" |
Бывший югославский "Дубровник", захваченный итальянцами в 194! г. 24 апреля 1945 г. затоплен в Генуе. |
"ТА-33" |
"Корсаро" |
4 сентября 1944 г. выведен из строя авиацией союзников в Генуе. |
"ТА-34" |
"Карриста" |
Не был достроен, в мае 1945 г. разрушен германскими войсками на стапеле в Ливорно. |
"ТА-35" |
"Джузеппе Деппа" |
1 6 сентября 1943 г. затоплен итальянским экипажем, но поднят и 9 июня 1944 г. введен в строй. По одним данным, 1 7 августа 1944 г. подорвался на мине и затонул, по другим — 3 мая 1945 г. затоплен в Триесте. |
"ТА-36" |
"Стелла Полари" |
1 8 марта 1944 г. подорвался на мине и затонул у Фиуме (Риека) . |
"ТА-37" |
"Гладио" |
7 октября 1944 г. погиб в бою с британскими эсминцами "Термагент" и "Таскен" в заливе Термаикос, Эгейское море. |
"TA-38" |
"Спада" |
13 октября 1944 г. затоплен личным составом в заливе Волос после повреждения авиацией. |
"ТА-39" |
"Дага" |
16 октября 1944 г. затоплен личным составом после подрыва на мине к югу от Салоники. |
"ТА-40" |
"Пуньяле" |
20 февраля 1945 г. поврежден авиацией в Триесте (по другим данным, в Монфалконе) и 4 мая затоплен. |
"ТА-41" |
"Ланчия" |
17 февраля 1945 г. поврежден авиацией в Триесте и 1 мая затоплен. |
"ТА-42" |
"Ала барда" |
21 мая 1 945 г. потоплен авиацией в Венеции. |
"ТА- 43" |
"Себенико |
Бывший югославский "Бсоград", захваченный Италией в 1941 г. 3 мая 1945 г. затоплен в Триесте. |
"ТА-44" |
"Антонио Пигафетта" |
12 февраля 1945 г. потоплен авиацией союзников в Триесте. |
"ТА-45" |
"Спика" |
13 апреля 1945 г. потоплен британскими торпедными катерами у берегов Далмации. |
"ТА-46" |
"Фионда" |
20 февраля 1945 г. потоплен авиацией в Фиуме (Риека). |
"ТА-47" |
"Балестра" |
20 февраля 1945 г. потоплен авиацией в Фиуме (Риека). |
"ТА-48" |
"F-3" |
Бывший югославский "Т-3", доставшийся еще от Австро-Венгрии и захваченный итальянцами в 1 941 г. 20 февраля 1945 г. потоплен авиацией в Триесте. |
"ТА-49" |
"Лира" |
4 ноября 1944 г. потоплен авиацией в Специи. |
Таблица 4.3. Судьбы итальянских подводных лодок, захваченных Германий
Наименование корабля |
Судьба корабля |
|
германское |
итальянское |
|
"UI Т-1" |
"R-10" |
9 сентября 1943 г. затоплена итальянским экипажем в Специи. Поднята немцами и отведена в Геную для достройки, 4 октября недостроенной потоплена авиацией союзников. |
"UI Т-2" |
"R-H" |
24 апреля 1945 г. недостроенной затоплена в Генуе. |
"UI Т-3" |
"R-12" |
24 апреля 1945 г. недостроенной затоплена в Генуе. |
"UI Т-4" |
"R-7" |
25 мая 1944 г. недостроенной потоплена британской авиацией в Монфалконе. |
"UI T-5" |
"R-8" |
20 апреля 1944 г. недостроенной затонула после повреждения британской авиацией в Мопфалконе. |
"UI Т-6" |
"R-9" |
16 марта 1945 г. повреждена британской авиацией в Монфалконе и 1 мая недостроенной затоплена. |
"UI T-7" |
"Барио" |
16 марта 1945 г. повреждена британской авиацией у достроечной стенки в Монфалконе и 1 мая затоплена. |
"UI T-8" |
"Литио" |
16 марта 1945 г, повреждена британской авиацией у достроечной стенки в Монфалконе и 1 мая затоплена. |
"UI T-9" |
"Содио" |
16 марта 1945 г, повреждена у достроечной стенки в Монфалконе и 1 мая затоплена. |
"UI T-10" |
"Потассио" |
22 ноября 1 943 г. выведена из строя у достроечной стенки и 1 мая 1 945 г. затоплена в Монфалконе. |
"UI T-11" |
"Роим" |
4 ноября 1943 г. выведена из строя у достроечной стенки и 1 мая 1945 г. затоплена в Монфалконе. |
"UI T-12" |
"Ферро" |
22 ноября 1943 г. выведена из строя у достроечной стенки и 1 мая 1 945 г. затоплена в Монфалконе. |
"UI Т-13" |
"Пиомбо" |
4 ноября 1943 г. выведена из строя у достроечной стенки и 1 мая 1 945 г. затоплена в Монфалконе. |
"UIT-14" |
"Зинцо" |
4 ноября 1943 г, выведена из строя у достроечной стенки и 1 мая 1945 г. затоплена в Монфалконе. |
"UI Т-15" |
"Спариде" |
7 августа 1943 г. поступила в строй, 9 сентября затоплена в Специи итальянцами, но поднята немцами, 4 сентября 1 944 г. потоплена авиацией в Генуе. |
"UI Т-16" |
"Мурена" |
25 августа 1943 г. вступила в строй, 9 сентября затоплена в Специи итальянцами, но поднята немцами, 4 сентября 1 944 г. потоплена британской авиацией в Генуе. |
"UI Т-17" |
"СМ-1" |
1 мая 1945 г. недостроенной затоплена в Монфалконе. |
"UI Т-18" |
"СМ-2" |
25 мая 1944 г. повреждена на стапеле британской авиацией и 1 мая 1945 г. затоплена в Монфалконе. |
"UI T-I9" |
"Наутило" |
26 июля 1943 г. вступила в строй, 9 января 1944 г. потоплена британской авиацией в Поло. |
"UI T-20" |
"Гронго" |
Перед самым выходом Италии из войны вступила в строй, 9 сентября 1943 г. была затоплена итальянским экипажем в Специи, но поднята немцами. 4 сентября 1944 г. потоплена британской авиацией в Генуе. |
"UI Т-21" |
"Джузеппе Финци" |
Одна из самых активнодействующих подлодок итальянского флота. До выхода Италии из войны совершила 10 боевых походов, пройдя 67844 миль, потопив 5 судов. Базировалась в Бордо. В сентябре 1943 г. захвачена немцами и использовалась для транспортных целей. 25 августа 1944 г. после налета британской авиации в поврежденном состоянии затоплена в Бордо. |
"UI Т-22" |
"Льпино Банолини" |
Одна из самых активнодействуговдих подлодок итальянского флота. До выхода Италии из войны совершила 10 боевых походов, пройдя 58234 мили. 12 июня 1940 г. она в Средиземном море потопила британский крейсер "Калипсо". В 1940 г. перешла в Бордо и действовала в Атлантике, а затем использовалась для транспортных целей. 8 сентября 1943 г. захвачена Германией и в дальнейшем использовалась для связи с Японией. 11 марта 1944 г. потоплена глубинными бомбами самолетов береговой патрульной авиации Южно-Африканского Союза к югу от м. Доброй Надежды, Атлантический океан, погибло 43 человека. |
"UI T-23" |
"Реджинальдо Джулиани" |
С началом войны совершила два боевых похода в Средиземное море, а затем перешла в Бордо. 8 сентября 1943 г. была там захвачена немцами и использовалась для связи с Японией. 14 февраля 1944 г. в Малакском проливе потоплена британской подлодкой "Таллихо", погибло 26 человек. |
"UI Т-24" |
"Каманданте Каппсллини" |
Самая активнодействующая подлодка итальянского флота. До выхода из войны Италии совершила 12 боевых походов, пройдя 74606 миль, потопив 6 и повредив 1 судно. В 1940 г. перебазировалась в Бордо, и совершила поход в Японию, 8 сентября 1943 г. захвачена немцами и продолжала использоваться для транспортных целей. Капитуляция Германии застала подлодку в Японии, где она вошла в состав ее флота под обозначением "RO-503". 2 сентября 1 945 г. капитулировала в Кобе. |
"UI Т-25" |
"Луиджи Торелли" |
В 1940 г. перебазировалась в Бордо и действовала в Атлантике, совершив до выхода Италии из войны 12 боевых походов, пройдя 60825 миль. Использовалась, в основном, для транспортных целей. 8 января 1943 г. захвачена немцами и применялась для связи с Японией. Капитуляция Германии застала подлодку в Японии, где 10 мая она перешла в состав ее флота под обозначением "RO- 504". 2 сентября 1945 г. капитулировала в Кобе. |
Таблица 4.4. Основные элементы трофейных подводных лодок
Наименование корабля, дата вступления в строй |
Водоизмещение, т : надводное/ подводное |
Скорость хода, узлы : надводная/ подводная |
Дальность плавания, миль (ходом, узлов) : надводная/подводная |
Вооружение |
"UA", 28.03.39 |
1128 1284 |
18 8,4 |
13100 (10) 146(2) |
6 — 533-мм ТА (4 нос., 2 кор.) 12 торпед; 1 — 1 05-мм АУ ; 2— 20-мм АУ |
"UB", 28.01.39 |
1770 2113 |
16 8,7 |
6500(10) • |
6— 533-мм ТА (нос.); 12 торпед; 1 — 102-мм АУ; 120 мин |
"UC", 1929 |
427 554 |
14,5 10,5 |
4 * |
4— 533-мм ТА (2 нос., 2 кор.) |
"UD-1", 1915 |
359 428 |
13 8,5 |
1350(12) • |
4— 533-мм ТА (нос.) |
"UD-2", 20.11.31 |
555 715 |
15 8 |
3500 (10) 26(8) |
5 — 533-мм ТА (4 нос., 1 кор.); 10 торпед; 1 —20-мм АУ |
"UD-3, -4, -5", 8.09.41, 1.03.41, 30.01.43 |
949 1054 |
20,3 8 |
7100 (10) • |
8— 533-мм ТА (4 нос., 2 кор., 2 палубных) ; 14 торпед; 1— 88-мм АУ; 2— 20-мм АУ |
"UF", 1940 |
818 928 |
14.3 10 |
• |
10 — 550-мм ТА (4 нос., 2 кор., 4 палубных) ; 1— 20-мм АУ |
"UIТ-Г— "UIT-6" |
2220 2616 |
14 6 |
12000 (9) 90(4) |
3— 20-мм АУ |
"UIT-7"— "UIT-14" |
928 1131 |
16 8 |
5400 (8) 80(4) |
6 — 533-мм ТА (нос) ; 1 2 торпед; 1 — 100-мм АУ; 4— 20-мм АУ |
"UIТ-15, "UIT-16", "UIT-19", "UIT-20" июнь — июль 1943 |
905 1070 |
16 8 |
5400 (8) 80(4) |
6 — 533-мм ТА (нос.); 12 торпед; 1 — 100-мм АУ; 4-20-ммАУ |
"UIT-17", "UIT-18" |
92 114 |
14 6 |
2000 (9) 70(4) |
3— 450-мм ТА; 3 торпеды |
"UIT-21,8.01.36 |
1550 2060 |
17,1 7,9 |
11 400 (8) 120 (3) |
8 — 533-мм ТА (4 нос., 4 кор.); 16 торпед; 2—1 20-мм АУ |
"UIT-22, "UIT-23" 22.12.39, 3.12.39 |
1166 1484 |
17.7 8,5 |
13000 (8) 108 (4) |
8— 533-мм ТА (6 нос., 2 кор.) ; 21 торпеда; 2— 100-мм АУ |
"UIT-24, 23.09.39 |
1060 1313 |
17.4 8 |
9500 (8) 80(4) |
8— 450-мм ТА (6 нос., 2 кор.); 28 торпед; 2— 100-мм АУ |
"UIT-25", 22.07.40 |
1191 1489 |
18 8 |
10500 (8) 110(3) |
8 — 533-мм ТА (6 нос., 2 кор.); 21 торпеда; 2— 100-мм АУ |
Кроме недостроенных эсминцев, в Норвегии были захвачены четыре новейших миноносца, вступивших в строй накануне оккупации: "Тор", "Один", "Балдер" и "Гюллер". Эти корабли, получившие новые наименования; "Тигер", "Пантер", "Леопард" и "Лоу", всю войну активно участвовали в боевых действиях на Севере и Балтике в качестве эскортных кораблей, в частности, "Лоу" охранял лайнер "Вильгельм Густав", когда 30 января 1945 г. тот был потоплен советской подводной лодкой "С-13". Судьба к этим кораблям отнеслась благосклонна, все они, пережив войну, вернулись в состав норвежского флота под своими родными именами.
В состав германского флота в разное время вошли две группы французских миноносцев. Первая из них ("Ле Фьер", "Л'Ажиль", "Л'Альзасьен", "Л'Антрпре-нан", "Ле Фаруш" и "Ле Коре") досталась Германии в 1940 г. в недостроенном состоянии на верфи в Нанте после капитуляции Франции.
Все они уже были спущены на воду, и им присвоили новые обозначения с "ТА-1" по "ТА-6". Однако до освобождения Нанта войсками союзников ни один из них в море не вышел. "ТА-4" и "ТА-2" потопила британская авиация 1 и 16 сентября 1943 г. соответственно, "ТА-1" затопили немцы в августе 1944 г., а остальные просто бросили при отступлении. Вторая группа французских миноносцев ("Бомбард", "Ла Помон", "Л'Ифижени", "Балист" и "Ла Байонез") попала в руки немцев 6 апреля 1943 г. после того, как уже послужила под итальянским флагом. Эти корабли получили новые обозначения с "ТА-9" по "ТА-13" и все, кроме последнего, участвовали в боевых действиях. "ТА-9" потопила авиация союзников 23 августа 1944 г. в Тулоне. "ТА- J 0" получил повреждения в Эгейском море и был потоплен британским эсминцем "Э клипс" у о. Родос 17 января 1944 г. "ТА-11", по одним данным, потоплен 10 сентября 1943 г. итальянскими танками в Пьомбино, а по другим,— в тот же день, но итальянскими торпедными катерами у о. Родос. "ТА-12" потоплен авиацией в Эгейском море 22 августа 1943 г. Все эти корабли были захвачены Италией 27 ноября 1942 г. в Тулоне в исправном состоянии, а вот "Ла Байонез" французы успели затопить, и итальянцам пришлось его поднимать, буксировать в Специю и там пытаться ввести в строй. Ни они, ни немцы завершить работы не смогли, и миноносец в боевых действиях не участвовал.
Кроме указанных выше пяти французских кораблей, после выхода из войны Италии Германия захватила 8 сентября 1943 г. 36 итальянских миноносцев, пол учивших новые обозначения с "ТА-14" по "ТА-49". Их судьбы указаны в табл. 4.2, а основные элементы наиболее современных эсминцев и миноносцев в табл. 4.1.
В ходе второй мировой войны Германия захватила 61 иностранную подводную лодку, в т.ч. турецкую "Батрай", которая строилась на германской верфи в Киле. После начала войны Германия отказалась передать ее Турции и, дав ей обозначение "UA", включила в состав своего флота в качестве учебной. 3 мая 1945 г. она была затоплена в Киле.
Первыми трофейными стали четыре норвежские подлодки "В-2", "В-4", "В-5" и "В-6", однако их боевая ценность была настолько ничтожна, что в состав германского флота вошли только последние две под обозначением "UC-1" и "UC-2". Но и они не нашли применения, и в 1942 г. пошла на слом первая, а в октябре 1944 г. выведена в резерв вторая.
5 мая 1940 г. в проливе Каттегат подорвалась на мине и выбросилась на берег британская подлодка "Сил". Немцы захватили ее, дали ей обозначение "UB", ввели в строй, но применения ей не нашли и в 1943 г. вывели в резерв, а 3 мая 1945 г. затопили в Киле.
29 августа 1943 г. все датские подводные лодки при попытке захвата их Германией были затоплены своими экипажами. Одну из них "Хафруэн" в конце 1943 г. немцы подняли, но в строй и в состав своего флота вводить не стали.
В мае 1940 г. в своих базах были захвачены пять голландских подводных лодок "0-8", "0-12", "0-25", "0-26" и "О-27", которые получили новые обозначения с "UD-1" по "UD-5". Причем последние три достраивались уже в условиях оккупации, являлись современными кораблями и поэтому всю войну использовались для целей боевой подготовки. В отличие от них "UD-1" вывели в резерв в мае 1943 г., a "UD-2" — 6 ноября 1944 г. Все голландские подводные лодки, кроме "UD-5", немцы 3 мая 1945 г. затопили в Киле. Последняя капитулировала и после войны продолжала службу под голландским флагом.
При оккупации Франции Германия захватила несколько недостроенных подводных лодок, три из которых, "Л'Африкэн", "Ла Фаворит" и "Л'Астрэ", вошли в состав германского флота под обозначениями "UF-1", "UF-2" H"UF-3". Однако только вторая в 1940 г. вошла в строй, а остальные достраивались уже после войны. "UF-2" использовалась для боевой подготовки, 5 июля 1944 г. ее вывели в резерв в Гдыне и в мае 1945 г. затопили.
Наибольшее количество подводных лодок Германия захватила в сентябре 1943 г, после выхода из войны Италии. Из 46 единиц в состав германского флота вошло 25, получивших обозначение с "UIT-1" по "UIT-25". Большинство из них попали к немцам в недостроенном состоянии и так в строй и не вошли. Судьбы итальянских подлодок, вошедших в состав германского флота указаны в табл. 4.3., а их основные элементы в табл. 4.4.