Глава V. Раздел германского флота

 

Обсуждение судьбы германского военно-морского и торгового флотов проходило в острой дискуссии на Потсдамской конференции, открывшейся 17 июля 1945 г. У. Черчиль по существу пытался отделить эту проблему от решения вопроса об общем возмещении ущерба, причиненного Германией другим странам. Он хотел разделить германский флот в соответствии с тем, сколько кораблей каждая из трех держав потеря­ла в ходе войны. Эта попытка не увенчалась успехом: было решено поделить военно-морской и торговый флоты Германии поровну между СССР, Великобрита­нией и США. Для подготовки конкретных предложе­ний о распределении военных кораблей и торговых судов предусматривалось создание тройственных ко­миссий, первая из которых получила предваритель­ные данные, отраженные в табл. 5.1. Передачу причи­тающихся державам-победительницам германских военных кораблей было решено осуществить до 15 февраля 1946 г., а торговых судов — после окончания войны с Японией.

 

Таблица 5.1. Общее количество капитулировавших кораблей основных классов

Класс кораблей

Общее количество по данным

 

британским

германским

советским

Линейные корабли

3

Авианосцы

1

1

Тяжелые крейсера

1

5

2

Легкие крейсера

6

4

3

Эскадренные миноносцы

23

16

17

Миноносцы

30

16

25

Подводные лодки

197

до 300

Торпедные катера

153

84

120

Тральщики

891

135

120

Десантные корабли

12

до 300

267

 

Таблица 5.2. Список капитулировавших надводных кораблей основных классов

Наименование

корабля

Состояние

Местоположение

Тяжелые крейсера

"Принц Ойген"

исправен

Копенгаген

"Адмирал Хиппер"

неисправен

Киль

Легкие крейсера

"Лейпциг"

неисправен

Вильгельмсхафен

"Нюрнберг"

исправен

Копенгаген

"Кельн"

неисправен

Вильгельмсхафен

"Эмден

неисправен

Киль

Эскадренные миноносцы

"Z-45"

не достроен

Бремен, разобран на металл

"Z-42"

не достроен

Киль, строительство было пре­кращено еще в 1942 г., а в 1943 г. начат разбор на металл, т. е. корабля фактически не было

"Z-39"

исправен

США

"Z-38"

исправен

Великобритания

"Z-37"

неисправен

Бордо

"Z-34"

исправен

Вильгельмсхафен

"Z-33"

неисправен

Вильгельмсхафен

"Z-31"

исправен

Брунсбюттель

"Z-30"

неисправен

Осло

"Z-29"

неисправен

Бремерхафен

"Z-25"

исправен

Вильгельмсхафен

"Z-20"

исправен

Вильгельмсхафен

"Z-15"

исправен

Вильгельмсхафен

"Z-14"

неисправен

Вильгельмсхафен

"Z-10"

исправен

Вильгельмсхафен

"Z-6"

неисправен

Вильгельмсхафен

"Z-5"

исправен

Вильгельмсхафен

"Z-4"

неисправен

Осло

Миноносцы

"Т-35"

исправен

США

Т- 33"

исправен

Вильгельмсхафен

Т-37"

не достроен

Бремерхафен

"Т-65"

не достроен

Бремерхафен

"T-2S"

исправен

Великобритания

"Т-23"

исправен

Вильгельмсхафен

"Т-21"

неисправен

Бремерхафен

"Т-20"

исправен

Осло

"Т-19"

исправен

Вильгельмсхафен

"Т-17"

исправен

Вильгельмсхафен

"Т-14"

исправен

Вильгельмсхафен

"Т-12"

не известно

Брунсбюттель

"Т-11"

не известно

Брунсбюттель

"Т-4"

не известно

Брунсбюттель

"Т-2"

не известно

 

Примечание: Кроме указанных в таблице новых миноносцев, ка­питулировали в Вильгельмсхафене четыре исправных миноносца ("Т-107, -108, -153 и -154") постройки первой мировой войны и один неисправный "Т-106"); в Киле — пять исправных ("Т-188, -190, -155, -157"); в Бременхафене — два исправных ("Т-151, -156") и три в неизвестном состоянии ("Т-140, -144, -150"); в Фленсбурге — три в неизвестном состоянии ("Т-111, -123, -139"); неизвестно состояние и местонахождение трех старых миноносцев ("Т-123,-110,-139").

 

Таблица 5.3. Численность боевых кораблей бывшего Германского флота по материалам Тройственной комиссии

Классы кораблей

За время войны

Из числа состоящих в строю

 

состояло в строю

не

достроено

потоплено в боевых действиях

затоплено или повреждено в базах

состояние или место нахождения не установлено

подлежало разделу

Линейные корабли

4

4

Броненосцы

3

1

2

Старые броненосцы

2

__

2

Авианосцы

1

Тяжелые крейсера

3

1

1

1

1

Легкие крейсера

6

2

3

__

1

Эсминцы

42

2

25

4

13

Миноносцы

63

8

26

17

3

17

Подводные лодки

1188

62

768

225

30

Тральщики типа "М"

225

12

86

5

132

Эскортные корабли

86

12

4

8

13

25

Торпедные катера

206

8

62

5

50

89

Катера-тральщики

204

1

52

8

144

Всего

2032

107

1031

280

76

452

Примечание: — 26 эскортных кораблей были захвачены в различных странах и подлежали возвращению им;

— в число миноносцев вошли корабли постройки периода первой мировой войны;

— в таблицу не включены 165 подводных лодок, подлежащих затоплению,

 

Таблица 5.4. Численность вспомогательных судов бывшего Германского флота по материалам Тройственной комиссии

Класс корабля

Состояло к моменту раздела

Из числа находящихся

 

в строю

не достроено

затоплено или повреждено в базах

состояние или место нахождения не установлено

подлежало разделу

Мин. прерыватели

25

4

4

16

Траулеры

205

20

14

118

Катера-тральщики "К"

444

__

1

443

Десантные баржи

322

2

12

____

305

Плавбазы самоходные

70

1

1

3

37

Плавбазы несамоходные

18

9+(9)

Сетевые заградители

17

3

10

Катапультные корабли

5

1

4

Плавкраны для авиации

21

~_

3

18

Экспериментальные суда

19

_

17

Парусные суда

4

4

Управляемые мишени и их лидеры

3

1

2

Паровые яхты

1

1

Гидрографические суда

9

7

Водолеи

25

__

4+(21)

Танкеры

55

11+(18)

Суда различного назн.

81

 

5

13

18+(34)

Боты и катера различ.

298

3

51

6

234+(6)

Буксиры

151

4

81+(51)

Баржи и лихтеры

219

94

(123)

Землечерпалки

21

 

2

(18)

Плавкраны

20

(20)

Итого

2034

11

94

144

1339+ (300)

Примечание: Кроме указан­ных в табл., имелось еще минных заградителей дна, войсковых транспортов 18, госпитальных судов 9, люггеров рыболовных 46, но все они были изъяты из со­става германского торгового фло­та или из состава флотов других Стран и подлежали разделу по другой комиссии или воз­вращению странам — бывшим владельцам.

 

Кроме указанных в табл, 5.1, еще капитулирова­ло:

а) по британским данным:

— сторожевых кораблей — 2,

— эскортных тральщиков — 2,

— канонерских лодок — 9,

— судов охраны портов — 4,

— траулеров — 5,

— рыболовных судов — 175,

— сетевых заградителей — 15,

— плавбаз гидроавиации — 2,

— плавбаз подводных лодок — 11,

— плавбаз катерных тральщиков — 2,

— плавбаз — 7,

— войсковых транспортов — 5,

— спасательных судов — 68,

— учебных судов — 8,

— торпедоловов — 22,

— корабль-мишень,

— буксиров — 31,

— морских судов прибрежного плавания — 3,

— барж — 5,

— прочих судов — 15;

б) по германским данным:

— сторожевых кораблей и катеров — 153,

— минных заградителей — 4,

— прерывателей минных заграждений — 22,

— вспомогательных и учебных судов — 520;

в) по советским данным:

— сторожевых кораблей и катеров — 580,

— минных заградителей — 17,

— прерывателей минных заграждений — 24,

— вспомогательных и учебных судов — 760.

 

Фактически тройственная комиссия по военным кораблям работала с 14 августа по 6 декабря 1945 г. В первую очередь были составлены предварительные списки германских кораблей с указанием их место­пребывания. В основу этих списков были положены данные, предоставленные британской стороной, так как почти все сохранившиеся корабли на момент ка­питуляции очутились или в самой Великобритании, или в портах Норвегии, Дании, Франции и Германии, находившихся под ее контролем. Около десятка ко­раблей капитулировали в портах США и лишь не­сколько находились в зоне, контролируемой Совет­ским Союзом. Часть британского списка, касающаяся крупных надводных кораблей основных классов, при­ведена в табл. 5.2. Ясности по подводным лодкам на тот момент не было.

Для составления новых списков тройственная ко­миссия организовала три группы экспертов для посе­щения более 40 портов и осмотра находившихся там германских кораблей. Эти группы в конце августа от­правились по заранее намеченным трем маршрутам и завершили свою работу за 15—25 суток в зависимости от маршрута. В результате поездки комиссия получи­ла уточненные списки германских кораблей, числен­ность которых возросла более чем в полтора раза.

Надо сказать, что германские тральные флотилии в этот период занимались тралением собственных мин. По решению участвовавших в работе комиссии сторон их работа не прекращалась, и осмотр тральщи­ков, с целью определения пригодности для дальней­шей эксплуатации, проводился выборочно. При этом тральные флотилии сохраняли организацию герман­ского флота, самостоятельно выходили в море, но выполняли траление или передвигались между портами по планам британского морского командования.

Данные о численности германских кораблей и су­дов по материалам тройственной комиссии приведены в табл. 5,3 и 5.4.

Особенно большие трудности возникли при рас­пределении вспомогательных судов, к которым были отнесены и некоторые классы боевых кораблей. Бри­танская сторона требовала, в частности, чтобы букси­ры мощностью 140 л. с. и менее, плавучие краны, рей­довые танкеры, водолеи, баржи и некоторые плавучие базы не считались частью военного флота и не подле­жали разделу, в табл. 5.4 эти спорные суда указаны в скобках. Впоследствии их все равно распределили, но несколько в другой пропорции и преимущественно по территориальному признаку — в чьей зоне оккупа­ции что находилось, то тот и взял.

В итоге работы тройственной комиссии были уч­тены и распределены между тремя странами-победи­тельницами 1791 германский корабль и судно, не счи­тая 300 малых вспомогательных судов и плавучих до­ков. Итоги распределения приведены в табл. 5.5. Не­равномерность в численности распределения вспомогательных судов обьясняется обменом совет­ской стороной одного большого танкера на всю бри­танскую долю малых танкеров и значительную долю буксиров и самоходных барж.

В числе боевых кораблей к СССР отошли легкий крейсер "Нюрнберг", четыре эскадренных миноносца ("Z-14, -15, -20, -33"), три новых миноносца ("Т-12, -17, -33"), три миноносца постройки периода первой мировой войны ("Т-107, -158, -196"), эскортный ко­рабль "F-7" и десять подводных лодок ("U-1057, -1058, -1064, -1231, - 1305, -2353, -2529, -3035, -3041, -3515"). США и Великобритания тоже получили по десять подлодок, а остальные 165 капитулировавших единиц подлежали уничтожению.

 

Таблица 5.5. Итоги распределения бывшего Германского флота державами-победительницами

Страны

Количество доставшихся

 

боевых кораблей

вспомогательных судов

СССР

155

501 + (100)

Великобритания

148

397 + (99)

США

149

441 + (101)

Всего

452

1339 +(300)