Приложения

 

Характеристика артиллерийского вооружения

 

Германские боевые корабли периода второй ми­ровой войны имели на вооружении первоклассные ар­тиллерийские системы, обладавшие отличными бал­листическими характеристиками и высокой живуче­стью, а также приборами, обеспечивавшими требуе­мые точности стрельбы как по надводным и береговым, так и по воздушным целям.

Орудия калибра 203 мм и более изготовлялись фирмой Крупна, большинство артсистем меньших ка­либров были созданы фирмой Рейнметалл. Особенностью германских корабельных артиллерийских систем крупного и среднего калибров была идентичность их схем. В частности, они имели однотипные тормоза от­ката: пружинные до калибра 150 мм и гидропневмати­ческие для более крупных; накатники и клиновые за­творы; стреляющие приспособления двойного дейст­вия: ударного и гальванического и т.д. Башенные ар­тиллерийские установки обладали высокой живучестью за счет применения основных (преиму­щественно гидравлических) и резервных (электрических) приводов механизмов наведения и заряжания. Кроме этого предусматривались и ручные привода. Электрооборудование башен имело основное и резер­вное питание, а для цепи стрельбы предусматривалось также питание от аккумуляторных батарей. Боль­шинство башен имело сравнительно слабое брониро­вание, и их вращающаяся часть не делилась на от­дельные орудийные отделения. Практически не имели защиты 105- и 88-мм спаренные универсальные артиллерийские установки крупных кораблей. Это при­водило к тому, что во время морского боя их расчеты вынуждены были уходить внутрь корабля, в укрытие, что увеличивало время реакции в случае внезапной атаки авиации или миноносцев противника.

Артиллерийские системы калибра 127-мм и выше имели раздельно гильзовое, а артустановки меньшего калибра — патронное заряжение. Исключение долж­ны были составить 128-мм универсальные артиллерийские системы для новых эсминцев, имевшие уни­тарные выстрела.

 

Основные характеристики артиллерийских установок крупного калибра

Характеристики

Gerat-36

SKC/34

SKC/34

SKC/34

SKC/28

SKL/40

SKC/34

1 . Калибр, мм

533,4

406,4

380

283

283

283

203

2. Длина ствола, мм/клб

27700/52

21130/52

19630/51.6

15415/54,5

14815/52.4

11200/39.6

12150/60

3. Объем каморы, дм куб

1250

420

319

180

160

123,1

70

4. Число нарезов

110

90

90

80

80

*

64

5. Глубина нарезов, мм

6

4,8

4,5

3,25

3,25

*

2,4

6. Максимальное давление в канале ствола, кг/см кв

3000

3200

3200

3300

3300

3200

7. Дальность стрельбы, кб/км

255/47,5

195/36,4

193/35,5

230/42,6

196/36,5

137/25,6

180/33,5

8. Живучесть ствола, выстрелов

180—210

240

300

340

510

9. Вес ствола с затвором, кг

335 100

159 900

111 000

53250

48200

45300

20700

10. На именование башни

Drh LC/34

Drh LC/28

LC/01

Drh LC/34

11. Количество орудий в башне

2

2

2

3

2

2

12. Угол верт. наведения, град

—5,5 - +30

—5,5 - +30

—8 - +40

— 4 - +30

—9 - +37

13. Скорость верт. наведения, град./с

6

8

8

14. Скорость гор. наведения, град. /с

*

5,4

7,2

8

15. У гол заряжания, град

+25

+2

+3

16. Цикл стрельбы, с

*

26

17

12

17. Диаметр шарового погона, мм

8750

9000

5330

18. Внутренний диаметр барбета, мм

11 000

10000

10200

8400

19. Бронирование, мм:

 

 

 

 

 

 

 

— лобовые плиты

 

385

360

360

140

280

160

— боковые плиты

240

220

200

85

70

— задние плиты

320

170

90

— крыша

*

160—220

150

85—105

70

— шельф

*

50—160

50

30

20. Вес вращающейся части, кг

1 064 000

750 000

600000

*

248000

21 .Место установки

ЛК пр "Н-44"

ЛК типа "11"

ЛК типа

"Бисмарк"

ЛК типа

"Шарнхорст"

дизельные

броненосцы

бр типа

"Шлезиен"

Крт

 

Основные характеристики 150-мм артиллерийских установок

Характеристики

Tbts КС/36

SKC/28

SKC/25

SK1745

1. Калибр, мм

149,1

149,1

149.1

149,1

2. Длина ствола, мм/клб

7165/48

8200/55

9080/60,9

6210/42

3. Объем каморы, дм куб

21,2

21,7

21,7

21,7

4. Число нарезов

44

44

44

*

5. Глубина нарезов, мм

1,75

1,75

1,75

6. Максимальное давление в канале ствола, кг/см кв

3000

3000

3000

3000

7. Начальная скорость снаряда, м/с

875

875

960

835

8. Дальность стрельбы, кб/км

127/23,5

119/22

138/25,7

104/19,4

9, Жинучесть ствола, выстрелы

1600

1100

500

10. Вес ствола с затвором, кг

S564

9080

11 970

6102

11 . Наименование башни

Tbts KC/36T

Drh LC/34

Drh LC/25

12. Количество орудий в башне

2

2

3

1 3. Угол вертикального наведения, град

— 10— +65

—10— +40

— 10— +40

1 4. Скорость вертикального наведения, град/с

8

3

8

15. Скорость горизонтального наведения, град/с •

S

9

6-8

1 6. Цикл стрельбы, с

7,5

7,5

7,5

17- Диаметр шарового погона, мм

2800

3630

4500

18. Внутренний диаметр барбета, мм

4800

5700

19. Бронирование, мм

15—30

на крл 30—140,

на лк 20— 100

20—30, на "Ню­рнберге" 20—80

20. Вес вращающейся части, кг

62500

120 000

136910

21. Место установки

эм

лк

крл

кр "Эмден"

до модернизации

 

Основные характеристики 128-мм — 127-мм артиллерийских установок

Характеристики

КМ 41

SKC/34

Характеристики

КМ 41

SKC/34

1. Калибр, мм

128

127

9. Вес ствола с затвором, кг

4250

4625

2. Длина ствола, мм/клб

5807/45,4

5760/45

10. Наименование башни

L Drh 41

Drh LC/38

3. Объем каморы, дм -куб

14,37

12,19

11. Количество орудий в башне

2

2

4. Число нарезов

40

40

12. Угол верт. наведения, град

— 10 - +65

— 10 - +40

5. Глубина нарезов, мм

1,7

1,5

13. Скорость верт. наведения, град/с

8

*

6. Максимальное давление в канале ствола, кг/см кв

2950

2950

14. Скорость горизонт, наведения, град/с

8

*

7. Дальность стрельбы, кб/км

119/22

94/17,4

15. Бронирование, мм

15—30

20—30

8. Живучесть ствола, выстрелы

1950

16. Пес вращающейся части, кг

40500

42200

Дополнительные данные:

1. Вес ствола с затвором для 127-мм орудий, переделанных из 105-мм, составлял 3450 кг, а для новых орудий — 3645.

2. Палубные установки MPLC/34 имели бронированные щиты толщиной 8 мм и общий вес 10 220 кг, a MPLC/28 при бронировании 3 мм весили 7960 кг, и при бронировании 5 мм — 8010 кг.

 

Основные характеристики 105-мм орудий

Характеристики

КМ 44

SKC/33

SKC/32

SKC/28

1. Калибр, мм

105

105

105

105

2. Длина ствола, мм/клб

5023/47,8

6840/65

4740/45

5760/55

3. Объем каморы, дм куб

7,16

7,31

7,33

8,4

4. Число на резов

24

36

32

5. Глубина нарезов, мм

1,25

1,3

1,25

6. Максимальное давление в канале ство­ла, кг/см кв

3000

2850

2850

7. Начальная скорость снаряда, м/с

835

900

785

925

8. Дальность стрельбы, кб/км

102/19

95/17,7

82/15,2

93/17,3

9. Досягаемость по высоте, м

13000

12500

10300

10. Живучесть ствола, выстрелов

*

2950

4100

11. Вес ствола с затвором, кг

1850

4560

1585

3660

12. Место установки

Корабли проекта "Флотский ми­ноносец 1941 и 1944"

лк и кр

м и тщ

м типа "Вольф"

 

Основные характеристики 88-мм орудий

Характеристики

SKC/35

SKC/32

SKC/31

SKC/30

1. Калибр, мм

88

88

88

88

2, Длина ствола, мм/клб

3985/45,3

6690/76

6870/78

3960/45

3. Объем каморы, дм куб

2.49

3,67

6,4

3,67

4. Число нарезов

32

28

28

32

5. Глубина нарезов, мм

1,05

1,2

1,2

1,05

6. Максимальное давление в канале ство­ла, кг/см кв

2400

3150

3100

2750

7. Начальная скорость снаряда, м/с

700

950

1060

790

8. Дальность стрельбы, кб/км

65/12

95/17,2

95/17,8

76/14,2

9. Досягаемость по высоте, м

12400

13300

9700

10. Живучесть ствола, выстрелов

12000

3200

1500

7000

11. Вес ствола с затвором, кг

776

3640

4255

1230

12, Место установки

пл VII серии тщ типа "Тральщик 40"

крл

дизельные броненосцы до модернизации

Малые нк, пл

 

Основные характеристики артиллерийских орудий малого калибра

Характеристики

Gerat 58

SKC/30

Flat M43

Flak M42

Flak M38

1 . Калибр, мм

55

37

37

37

20

2. Длина ствола, мм/клб

4220/76,7

2960/80

2106/59,6

2560/69,2

1300/65

3. Объем каморы, дм куб

0,5

0,227

0,270

0,047

4. Число нарезов

20

16

20

20

8

5. Глубина нарезов, мм

0,75

0,55

0,5

0,55

0,325

6. Максимальное давление в каморе ство­ла, кг/см кв

2950

2600

2950

2800

7. Начальная скорость снаряда, м/с

1020

1000

820

845

875

8. Дальность стрельбы, кб/км

15000

8500

6500

6600

4800

9. Досягаемость по высоте, м

6500

6800

4800

4900

3700

10. Скорострельность, выстрел. /мин

120—150

30

250

160—180

450—500

11 . Живучесть ствола, выстрелов

»

7500

*

7000

20000

12. Вес одного орудия, кг

650

243

355

300

71

13. Количество снарядов в магазине

5

8

 

 

 

В боекомплект главного калибра линейных ко­раблей типа "Бисмарк" (380 мм) входили бронебойные и полубронебойные снаряды, а также фугасные снаря­ды с головным взрывателем. Боекомплект главного калибра линейных крейсеров и броненосцев (280 мм) был расширен за счет фугасных гранат, а крейсера (203 и 150 мм) имели также осветительные снаряды парашютного типа. 150-мм противоминный калибр тяжелых артиллерийских кораблей, а также незенитный 127- и 105-мм калибры имели в своих боекомп­лектах полубронебойные, фугасные с головными взрывателями и осветительные снаряды. 105-мм зе­нитные артустановки дополнительно имели дистан­ционные гранаты. Кроме этого, специальные взрыва­тели превращали обычные фугасные снаряды этих ка­либров в снаряды для стрельбы по подводным лодкам на перископной глубине.

Задача встречи снаряда с целью на тяжелых ар­тиллерийских кораблях решалась в двух идентичных по оснащению центральных артиллерийских постах. Управление огнем могло осуществляться из трех рав­нозначных постов. Первый артиллерийский офицер находился в посту, располагавшемся на фор-марсе и состоявшем из двух частей: неподвижной, в которой размещались побортно два визира центральной навод­ки, и вращающейся, представлявшей собой брониро­ванную рубку с 10,5-м дальномером на линейных ко­раблях и броненосцах, 7-м — на тяжелых крейсерах. Аналогичное устройство имел и кормовой пост управ­ляющего огнем, совмещенный с кормовой рубкой, где находился третий артиллерийский офицер. Второй ар­тиллерийский офицер находился в носовой боевой рубке, где имелся один визир центральной наводки, на крыше которого размещалась рубка с 7-м дально­мером. Однако, в отличие от двух предыдущих постов управляющих огнем, дальномер носовой боевой рубки имел опущенную оптику, т.е управляющий огнем или командир корабля мог лично контролировать дистан­цию до цели прямо из боевой рубки.

150-мм калибр линейных кораблей и броненосцев также имел два комплекта ПУСов — для правого и левого бортов, территориально размещавшихся в цен­тральных артиллерийских постах главного калибра, но не имел своих постов управления огнем, как и са­мих управляющих. Огнем противоминного калибра в бою должен был управлять второй или третий артил­лерийский офицер из носовой или кормовой боевой рубки.

Артиллерийские установки главного и противо­минного калибров не имели башенных автоматов стрельбы, но существовали переносные- автоматизи­рованные планшеты, которые по устанавливаемым данным вырабатывали значения прицела и целика. Этими планшетами можно было пользоваться при вы­ходе из строя центральных артиллерийских постов. Планшеты применялись на малых надводных кораб­лях, а их облегченный и упрощенный аналог исполь­зовался на подводных лодках, где управляющий огнем просто одевал его на шею, как коробейник свой лоток.

Основу приборов управления стрельбой 105-мм зенитных артиллерийских установок составляли ста­билизированный визирный пост и зенитный автомат стрельбы, который на линейных кораблях также вы­рабатывал данные для стрельбы 150-мм артустановками противоминного калибра фугасной гранатой по низколетящим целям. Кроме этого, 105- и 88-мм спа­ренные зенитные установки имели башенные автома­ты стрельбы. Всего на тяжелых крейсерах имелось два, на линейных кораблях — четыре комплекта при­боров управления зенитной стрельбой. Для управле­ния стрельбой зенитных автоматов применялись авто­матические прицелы.

 

Торпедное вооружение

 

Торпеда являлась главным оружием подводных лодок и поэтому развитию торпедного оружия прида­валось огромное значение. Об этом говорит хотя бы тот факт, что до окончания войны свыше 60 проектов торпед было доведено до стадии испытания опытных образцов.

 

Основные характеристики торпедного оружия ВМС Германии

Тип торпеды

Калибр, мм

Дли­на, мм

Вес

торпе­ды, кг

Вес

заряда, кг

Скорость хода,

уз

Даль­ность

хода, м

Тип двигателя

Мощ­ность двига­теля, л. с.

Носите­ли

Примечания

Корабельные торпеды

G6а

533,4

6000

300

50

3500

шестицилиндровый

420

пл, нк,

тка

 

С7а

533,4

7186

1528

300

30 40

44

14000 8000 6000

четырехцилиндровый, звездообразный

92 223 300

пк, нк

Может иметь прибор ма­неврирования FAT-1, FAT-2 или LUT. Взрыватели: ударный и неконтактный.

G7e

533,4

7186

1603

300

30

5000

электродвигатель (свинцово-кислотная батарея из 52 элементов с подогревом)

72 кВт

пл

(тка с 1942 г.)

Имеет приборы FAT-2 или LUT. Взрыватели: ударный и неконтактный индукционный типа Pi-2.

G7e облегченная

533,4

7180

1300

300

20

4500

элсктродвигатель (батарея из 26 элементов)

сверхмалые

пл

Специально приспособлена для применения с подводных лодок водоизмещением до 40 тонн. Имеет нулевую плавучесть.

G7eS (Цаункениг)

533,4

7175

1495

260

20

23

7500 6000

электродвигатель (аккуму­ляторная батарея из 36 эле­ментов)

*

пл

Акустическая самонаводящаяся торпеда. Комбинированный ударно-неконтактный взрыватель.

Авиационные торпеды

F5B

450

5000

670

240

33

2800

четырехцилиндровый,

звездообразный

140

самоле­ты

Высота сбрасывания 10 — 43 м при глубине моря не менее 20— 25 м

F5В усовершенствованная

450

5155

812

200

24 40

6000 3000

Тоже

38 168

самоле­ты

Применялись самолетами с ма­лых высот

F5W

450

5200

860

170

40

3000

двухцилиндровый, горизонтальный

самоле­ты

Высота сбрасывания 1 10±20 м на скорости самолета около

300 км/час.

F5W усовер­шенствованная

450

5460

869— 905

200

43

3000

тоже

самоле­ты

 

LT-350

450

2600

350

120

13,5

15000

электродвигатель

*

самоле­ты

Сбрасывалась на парашюте с высоты не менее 180 м. Траекто­рия движения — развертываю­щаяся спираль.

 

 

Радиоэлектронное вооружение

 

Вооружение средствами связи различных классов кораблей было типовым и отличалось друг от друга, как правило, лишь необходимостью обеспечения раз­личных командных инстанций или действий в отда­ленных районах. Например, крейсерские и большие подводные лодки имели комбинированный радиопере­датчик, состоящий из двух блоков — коротковолново­го мощностью 200 вт (диапазон 20—80 м) и средневолнового мощностью 150 вт (диапазон 500—1000 м); ультракоротковолновую радиостанцию мощностью 0,7 вт (диапазон 12—200 м); длинноволновый радио­приемник (диапазон 200—4000 м и 12000—20000 м); широковещательный радиоприемник (диапазон 13,7—20000 м); радиопеленгатор, работающий от ра­мочной антенны (диапазон 300—20000 м). Средние подводные лодки имели те же средства, но количество приемников было сокращено до двух — всеволнового и коротковолнового. Малые подводные лодки имели один коротковолновый радиопередатчик мощностью 40 вт и один всеволновый приемник, С 1942 г. на крей­серских и больших подводных лодках вместо комби­нированного радиопередатчика стали устанавливать два отдельных: коротковолновый мощностью 200 вт (диапазон 13—100 м) и средневолновый мощностью 150 вт (диапазон 500—3000 м). В сочетании с совер­шенной организацией связи и мощными наземными радиоцентрами это позволило обеспечить в течение всей войны решение поставленных боевых задач. В частности, работа длинноволновой радиостанции "Галиаф", располагавшейся в 140 км от Берлина (мощ­ность 800—1000 квт, длина волны 20 010—16 960 м) прослушивалась подводными лодками в Северной и Центральной Атлантике на глубинах до 28 м., в Ин­дийском океане в районе о. Мадагаскар — на глубине до 18 м.

К началу второй мировой войны Германия имела радиолокационную аппаратуру, которая по своим тактико-техническим характеристикам превосходила аналогичные образцы США и Великобритании. Одна­ко, рассчитывая на скоротечность войны, с 1939 г. дальнейшие разработки в этой области немцы не вели, и это привело к тому, что к 1943 г. радиолокационная техника германского флота отстала не только от ана­логичной британской и американской, но даже от оте­чественной, принимавшейся на вооружении ВВС и су­хопутных войск. Срочно были приняты меры по лик­видации отставания, а пока временно на корабли ус­танавливали отдельные образцы наземных и само­летных радиолокационных станций, которые не учи­тывали корабельную специфику. Время было упуще­но и хорошие корабельные РЛС появились лишь в 1945 г. Особенно страдали подводные лодки, для кото­рых не то что наземные, но и радиолокационные стан­ции надводных кораблей были не приемлемы.

На вооружении германских ВМС имелось поряд­ка пяти специальных передатчиков помех, которые работали совместно со станциями радиотехнической разведки, используя последние для целеуказания. Ра­бочий диапазон передатчиков активных помех состав­лял от 8 до 185 см.

 

Основные характеристики корабельных радиолокационных станций обнаружения и управления огнем

Обозначение/Наименование станции и год принятия

на вооружение

Рабочий диапазон, МГц/см

Мощность, кВт

Длитель­ность импульса,

МКС

Частота повторения импульса, Гц

Дальность обнаружения, кб/км

Точность определения дистанции, м/курсового уг­ла, град.

FuMo-21 (1939)

FuMo-22 (1939)

FuMo-23 (1939)

FuMo-24 (1940)

FuMo-25 (1940)

FuMo-26 (1940)

FuMo-27 (1940)

(для Нк)

1

368/81,5

40

3

500

до 110/20

 

±50 ±0,25

FuMo-29 (1940)

FuMo-30 (1942)

(для пл)

368/81,5

30

3

500

по транспорту до 32,5/6 по самолету до 110/20

±100 ±2

FuMo-41 (управле­ние огнем ПС, опытный образец)

"Зеглер-1"

3260/9.2

10

1

500

до 11 0/20

±50 ±0,2—0,3

FuMo-61 (1963)

(для пл)

"Хоэнтвиль"

560—415 53,6—72,6

40

2

50

по транспорту до 54/10

по самолету до 216/40

10% от ±1—2 дистанции

FuMo-62 (1943)

FuMo-63 (1943)

"Хоэнтвиль"

"Хоэнтвиль"

578—510 52-59

40

2

50

по самолету до I 62/30

10% от ±1—2 дистанции

FuMo-213 (1944) (установлено в 1944 г. на лк "Тирпиц")

"Вюрцбург"

566—533 53—54,2 534—523 56,2—57,4 458—446 65,5—67,3

S

1,8

3750

по самолету 189/35

±30 ±0,25

точность определения угла места ±0,3 град.

FuMo-231 (1944)

(для 128-мм универсальной артиллерии)

"Эвклид"

1200—1040 25—29

40

2

750

по самолету 81/15

±25 ±0,25

точность определения угла места ±0,25 град.

(для управления огнем ЗА)

"Реттин"

3262/9,2

10

t

1500

27/5

±100 ±0,5

точность определения угла места ±0,5 град.

 

В германском флоте имелись следующие типы гидроакустических станций: "SG"— станция поиска мин и подводных лодок; "US"— станция поиска под­водных лодок; "TS"— станция для определения глубины погружения подводных лодок; "GHG"— шумо­пеленгатор с разнесенной антенной; "KDB"— шумо­пеленгатор с поворотной базой; "UT"— станция под­водной связи; "FHG"— переносная станция; "NHG"— навигационная станция. Наиболее распространенная акустическая станция "SG" состояла на вооружении надводных кораблей, прежде всего эсминцев, и под­водных лодок. Она имела два режима работы: актив­ный "эхо" и пассивный "шумопеленгование", рабочую частоту 15000 гц и в качестве индикатора электронно­лучевую трубку, В режиме "эхо" станция могла рабо­тать на скоростях носителя до 25 узлов и должна была обеспечить дальность обнаружения целей до 23,5 кб. В реальной боевой обстановке дальность обнаружения подводной лодки достигла 22 кб, транспорта подвод­ной лодкой — 27 кб, мины 5—7 кб (на скорости не более 12—15 узлов). При этом точность определения местоположения цели составляла по дальности поряд­ка 20 м и по пеленгу Г—2°, однако при плохой гидро­логии моря эти значения возрастали до 100 м и 5° соответственно. Впрочем при плохой гидрологии и дальность обнаружения подводной лодки иногда сокращалась до 2—3 кб. В режиме шумопеленгования дальность обнаружения одиночного транспорта дости­гала 100 кб, а конвоя — 150 кб. Гидроакустическая станция "SU" специально предназначалась для проти­володочных кораблей и принципиально ничем не от­личалась от "SG", но обладала несколько лучшими тактико-техническими и весовыми характеристика­ми. Гидроакустическая станция "TS" имела рабочие частоты 4000 и 20000 м, предназначалась для совмест­ной работы со станцией "US", откуда поступали пе­ленг и дистанция. Горизонтальная дальность действия "TS" составляла всего 300 м, но вертикальная охваты­вала весь существовавший в то время диапазон глу­бин. Шумопеленгаторные станции работали в диапа­зоне частот 200—16000 гц, обеспечивали шумопелен­гование при скорости носителя до 15 узлов и при хоро­ших условиях распространения звука в воде обе­спечивали обнаружение отдельных крупных надвод­ных кораблей на дистанциях 80—110 кб, эсминца — 60—100 кб, конвоя —120—200 кб, отдельного транс­порта — 100 кб, подводной лодки под дизелями — 30кб.

 

Авиационное вооружение

 

Основным корабельным самолетом германского флота являлся двух местный одномоторный поплавко­вый разведчик-бомбардировщик "Аг—196". При взлетном весе 3730 кг он развивал скорость до 310 км/час, имел дальность полета до 1070 км, практиче­ский потолок до 7020 м. Его вооружение составляло три 7,79-мм пулемета, две 20-мм пушки и до 100 кг бомб.

Кроме самолетов, для увеличения дальности об­наружения надводных целей германскими подводны­ми лодками применялись буксируемые автожиры

"Fa-ЗЗОа", "Баштельзее". Они, имея разборную конст­рукцию, могли быть собраны за 7 минут на всплывшей подлодке и с одним пилотом-наблюдателем подняться на высоту 100—150 м. При длине в собранном состоя­нии 4,1 м, высоте 1,5 м и диаметре несущего винта 3,65 м, а также длине буксира 400—500 м такой авто­жир обеспечивал обнаружение одиночного транспорта на дистанции 39—47 км.

Разборка опустившегося автожира занимала 2 минуты.